Если вы разработали мобильное приложение для своих клиентов или онлайн-сервис для совершения определенных операций, не спешите делиться своей разработкой и привлекать к ней внимание. Обеспечьте надежную защиту, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться результатом вашего интеллектуального труда.

Расскажем, как защитить приложение или сервис от недобросовестных конкурентов.

Почему приложение нужно зарегистрировать в Роспатенте?

Мобильные приложения и сервисы сейчас внедряют практически все крупные компании. Это ускоряет процесс работы и повышает комфорт потребителей. С точки зрения маркетинга, это отличный ход, который позволяет привлечь и удержать клиента. Для бизнеса мобильное приложение – способ сократить налоговое бремя.

Главная причина для регистрации приложений и сервисов в Роспатенте – копирование конкурентами. Вы можете разместить разработку на App Store или Google Play, а потом обнаружить схожие приложения. В этом случае без официальных подтверждений обладания правами бороться с плагиатором будет сложно, а иногда и бесперспективно.

Создать приложение – значит, потратить время, деньги и силы. «Подарить» разработку конкурентам не хочется. Аналогичные приложения или сервисы могут забрать часть вашей пользовательской базы.

Если права на ваше приложение или сервис будут официально зарегистрированы, вы сможете передавать их по лицензии и получать дополнительных доход. Правовая база – Гражданский кодекс, главы 69 и 70.  Чтобы не тратить время на изучение, мы подготовили выжимку важной информации для разработчиков.

Любые приложения и сервисы состоят из нескольких компонентов. Их можно защитить по-разному:

  • Названия, логотипы, персонажей, музыку и видео, слоганы регистрируют как товарный знак. Объект вносят в госреестр, правообладателю выдают свидетельство.

  • Дизайн интерфейса патентуют как промышленный образец. Уникальный интерфейс подают на регистрацию, по итогу правообладатель получает патент на промышленный образец.

  • Программный код регистрируют как программу для ЭВМ. Сведения об объекте попадают в федеральный реестр, правообладателю выдают свидетельство.

  • Алгоритм можно защитить, получив патент на изобретение. Подается заявка, ее изучают эксперты, потом проводится проверка объекта, по итогам этих процедур выдается патент на изобретение.

Музыку и видео тоже можно зарегистрировать в качестве звукового товарного знака. В России такая практика не распространена, а за рубежом – имеет большой успех. В регистрации звуковых товарных знаков у нас, судя по правообладателям, заинтересованы в основном радиостанции и как раз IT-индустрия. Остальные в большинстве случаев защищают музыкальные произведения с помощью авторского права.

Чтобы максимально обезопасить себя от плагиаторов, однозначно нужно закрепить права на название, интерфейс и код.

Обязательно заключайте договора на отчуждение или лицензионные соглашения с программистами, разрабатывающими приложение или сервис. Мы рекомендуем использовать первый вариант, чтобы получить весь объем прав.

Как защитить название приложения?

Пользователи запоминают названия и по нему ищут ваше приложение. Если ваш конкурент назовет свой IT-продукт также или с небольшими изменениями, это может обернуться для вас потерей клиентов. Совершить такое нарушение – легко.

Вы сами можете случайно назвать приложение так, как ваш конкурент. Если он уже прошел регистрацию, он может потребовать удалить вашу разработку из App Store или Google Play. Помимо этого, вам придется выплачивать компенсацию и иметь другие проблемы с законом.

Рекомендуем, перед запуском приложений и онлайн-сервисов проверять название через базу Роспатента самостоятельно или с привлечением патентного поверенного.

Товарный знак регистрируют в Роспатенте. После этого правообладатель получает право использовать обозначение. Для других лиц устанавливается запрет на использование. Это относится не только к тождественным, но и к схожим товарным знаком. Правообладатель сможет подать в суд и взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей.

Если вы заметите одноименное приложение в App Store или Google Play, вы можете потребовать его удаления. Регистрация товарного знака защищает от любых проявлений недобросовестности конкурентов: продажа продукции под вашим обозначением, создание сайта с аналогичным доменным именем, ведение группы в социальных сетях под вашим логотипом или неймингом.

Напомним, как товарный знак можно зарегистрировать иконку, слоган, персонажа, фразу, звуковое и цветовое оформление. Например, в реестре есть логотип приложения для обмена сообщениями Telegram.

Как защитить код мобильного приложения или онлайн-сервиса?

Зарегистрировать код можно как программу для ЭВМ. Код охраняется наряду с литературными произведениями. То есть под защитой текстовая часть, но не алгоритм. Если код пишут сотрудники компании, нужно оформить документы на создание служебного произведения. Если заказываете код у стороннего специалиста, заключите договор с условием о передаче исключительных прав на объект.

Чтобы зарегистрировать код в Роспатенте, нужно подать заявку. К ней обязательно прилагается сам код в бумажном формате с титульным листом, реферат. Дополнительно можно представить другие документы о проекте и разъяснения. Затем ведомство проверяет представленные материалы в течение 2 месяцев и выносит решение.

Если вы захотите продать права на код или передать его по лицензии, регистрация обязательна. Срок охраны программного кода – вся жизнь автора и 70 лет после его смерти. Если над проектом трудилась команда, то этот срок истекает после смерти последнего создателя.

Примером регистрации является приложение «СберЗдоровье», код которого зарегистрировали 1 июня 2021 года.

Как защитить дизайн мобильного приложения или онлайн-сервиса?

Графические элементы подлежат патентованию в качестве промышленного образца. Дизайн включает расположение кнопок, стиль, иконки и другие визуальные элементы. Для регистрации он должен быть действительно уникальным.

Дизайнерские решения должны быть неочевидными. К заявке на патент прилагают макеты дизайна, описание, перечисление характеристик. Проверка длится примерно 1 год. Эксперты изучают документы и объект.

Срок охраны дизайна – 5 лет. Потом потребуется продление.

Такие гиганты как Apple и Яндекс регистрируют дизайны своих приложений и уникальные фишки. Например, Apple запатентовал в 2012 году трёхмерный пользовательский интерфейс для iPhone.

Как защитить алгоритм мобильного приложения или онлайн-сервиса?

Регистрируя алгоритм, правообладатель получает патент на изобретение. Самый важный шаг – определить патентоспособно ли ваше решение. Не все алгоритмы успешно проходят регистрацию. Для этого изучите законодательство и проведите патентный поиск – сбор и анализ данных об уже зарегистрированных алгоритмах. Самостоятельно его проводят редко, но это возможно, если есть время погрузиться в процесс. Если ваш алгоритм не уникален, то в регистрации откажут.

Под алгоритмом понимают набор последовательных действий, выполняемых с помощью технических средств для достижения желаемого результата. Если алгоритм решает проблему, то его могут признать патентоспособным.

Например, если вы создадите алгоритм, с помощью которого можно быстро решать задачи по математике, Роспатент откажет в регистрации. Ведь это действие можно выполнить без использования технических средств – стандартным способом с использованием тетради, ручки и собственных знаний. Да, скорость будет меньше, но на результате это никак не отразится, да и способ решения очевидный.

Для признания алгоритма патентоспособным он должен решать техническую задачу.

Например, Яндекс имеет несколько защищенных алгоритмов:

Если патентный поиск прошёл успешно, нужно собрать документацию для Роспатента: заявление, описание алгоритма, реферат, формулу, квитанцию об оплате госпошлины. Заполнение всех форм вызывает трудности у тех, кто столкнулся с этим впервые.  Особенно важно правильно составить описание алгоритма, в нем надо подробно расписать функционал, практическую применимость, пользу.

Отнеситесь серьёзно к требованиям Роспатента, ведь в случае отказа вы потеряете сумму пошлин, уплаченных за регистрацию.  Повторная подача заявки вновь подразумевает оплату пошлин.

Депонирование приложения

Вы можете задепонировать приложение, но в случае с этим объектом, процедура усложняется наличием нескольких объемных составных элементов.

Можно обратиться к нотариусу и зафиксировать момент создания всех элементов приложения.

Что делать, если конкурент украл объект интеллектуальной собственности?

Обнаружили аналогичное вашему приложение  – защищайте свои права:

  1. Убедитесь, что ваши права нарушены. Проведите анализ. Возможно, автор самостоятельно придумал нечто с первого взгляда похожее на ваш объект. Чтобы отстаивать свои права, нужно убедиться, что есть реальное сходство или плагиат.

  2. Зафиксируйте нарушение. Сделайте скриншоты, заверьте их у нотариуса, чтобы суд принял эти данные как доказательства.

  3. Подайте жалобу в Google Play и App Store. Приложите к жалобе документы, подтверждающие ваше исключительное право. Подробно распишите свои претензии.

  4. Направьте претензию правонарушителю. Это можно сделать сразу после предыдущего шага. Если правонарушитель очевиден, то проблем не будет. Уведомите его и потребуйте прекратить нарушение.

  5. Подайте на нарушителя в суд. Предыдущие шаги вам не помогли – придется собрать все доказательства и написать заявление по месту нахождения ответчика.

Первое, на что обращают внимание пользователи – логотип и товарный знак. Эти элементы стоит защитить в обязательном порядке. Оформить и задепонировать составные части приложения мы рекомендуем до публикации.

Мобильное приложение или онлайн-сервис – это современно и удобно. На его разработку уходит время и деньги. Не стоит торопиться с публикацией, если не все документы оформлены. Вы ведь хотите увеличить свою прибыль и показатели качества услуг компании, а не подарить эту возможность конкурентам.

Комментарии (1)


  1. bazzi
    14.10.2022 14:06

    Кроме регистрации ТЗ, все остальное - вредные советы для тех, кто никогда не хочет стартануть.