Согласно статистике, в РФ работу меняют в среднем раз в 3,5 года, а в США — раз в 4,1 года. Но статистика — всего лишь цифры, в неё попадают и те, кто меняет работу каждые 3-6 месяцев, и те, кто остается с компанией по 10-15 лет. Если прямо сейчас вы уже занесли ручку над заявлением об увольнении, предлагаю подумать, подышать и еще раз проверить все причины своего решения. 

Я выделила несколько причин, которые могут привести к решению уволиться. На самом деле, их намного больше, но я постаралась перечислить основные.

Привет, Хабр! Меня зовут Рушана Каюмова, я — Lead HR в Экспресс 42. Эта статья посвящена скользкой и неприятной теме увольнения. Это только кажется, что уволиться — просто. На деле во всех историях, которые я слышала о смене работы, возникали какие-то шероховатости. Предлагаю пройтись по процедуре. Эта информация будет полезна всем, у кого есть работа, а также лидам и руководителям. Ведь каждый рано или поздно сталкивается с необходимостью уволиться самому или с увольнением сотрудника.

Когда увольнение — не про уход из компании

Это история про совсем другие цели:

Это случай, когда аргументы закончились или хочется отстоять свою позицию, но факт ухода из компании не является целью. Важно понять конечную цель. Если это не желание уйти из компании, нужно искать истинную причину и работать с ней.

Причина 1: Мне стало неинтересно

Что делать в таком случае? Идти разговаривать, умные люди всегда способны выстроить диалог и договориться. 

Как не нужно договариваться:

Перекладывать ответственность на руководителя: «Мне стало скучно на работе. Сделай с этим что-нибудь». На это руководитель абсолютно резонно ответит, что работа — не цирк, вам  не обязательно должно быть весело. 

Ругать безосновательно свой проект. Лучше выделить определенные критерии и разговаривать аргументированно.

???? Как подготовиться к разговору:

Сформулировать, в какую сторону хотите развиваться. Но фантазировать стоит приближенно к реальности — учитывая, какие варианты есть в компании, где вы бы смогли применить свои навыки.

Запланировать серию 1:1 с руководителем. Не ждите, что найдете решение за одну встречу, наберитесь терпения, выделите себе время, обозначьте конкретные сроки. Чит! Заранее обозначьте тему разговора и основные тезисы.

Лучше, чтоб руководитель знал про ключевые моменты заранее, перед встречей, чтобы у него тоже была возможность подготовиться, придумать и предложить варианты, чтобы разговор получился более направленный и полезный.

Возможные варианты:

Может быть, внутри компании есть проекты/команды/продукты, которые вам потенциально интересны, куда вы хотели бы перейти. Или есть возможность попробовать себя в новой роли или поучаствовать в эксперименте, предложить новую идею. Если бизнесу это будет интересно, это может быть win-win история.

Причина 2:  Хочу больше зарабатывать 

В прошлом году на конференции я рассказывала, как выстроить торги внутри компании и говорить о повышении денег. Доклад длится 45 минут, его можно посмотреть, перейдя по ссылке.

⛔Как говорить не надо:

«В компании N предлагают вдвое больше, чем у меня сейчас. Пойду к ним». Это не работает. Мы никогда не знаем, что творится за пределами вакансии с вилкой, верхняя часть которой вдвое большей той, что у вас  есть. 

???? Как правильно говорить о деньгах:

Соотнести свои ожидания с тем, что есть в компании — если это открытая информация, с этим можно работать.

Сверить свои ожидания с предложениями на рынке в соответствующих компаниях, то есть провести аналитику.

Показать результаты работы с момента последнего апгрейда, например, как изменилась работа, зона ответственности, количество людей в команде, business value с момента последнего пересмотра. 

То есть решаем реальную проблему, а не просто кладем заявление на стол и ждем, когда нам предложат больше денег. Это не конструктивный диалог.

???? Как оценить свою стоимость на рынке труда?

Изучить аналитику по зарплатам. Например, на Хабр.Карьера данные публикуются примерно раз в полгода-год. Периодически обращайте внимание на изменения. Мониторить можно и другие источники.

Изучить 15-20 вакансий с аналогичным функционалом (задачи, стек) в своей сфере. Осторожнее с вилками х2. Обращайте внимание, если вдруг предложение по зарплате сильно выше рынка. Часто если предлагают намного больше денег, значит, будет больше рисков. Обратите внимание на комментарии людей, которые сейчас работают или когда-то работали в этой компании. Обратите внимание, что оффер не всегда по верхней планке вилки. Если указана вилка от 250 до 400, нет высокой вероятности, что это будет 400.

Причина 3: Хочу карьеру

Для каждого из нас за словом «карьера» скрывается много разных смыслов. Например, новая должность (приставка senior/lead), наличие подчиненных или команды или большая зарплата. 

Задайте этот вопрос своей команде, и узнаете, что для одного карьера — про новую позицию, звание сеньора или тимлида, для другого — больше денег, и ему все равно, как при этом называться, а для кого-то — больше ответственности и людей в команде.

Разберитесь, что для вас значит карьера, и работайте с этим. Например, поняв, что вам нужна новая «лычка», можно прийти к руководителю и сказать, что хотите теперь быть сеньором. Вместе вы решите, что можно сделать, чтобы ускорить этот процесс.

Причина 4: Конфликт

К сожалению, такие ситуации тоже бывают: иногда приходится покидать классную компанию из-за того, что случился внутренний конфликт.

Что делать с конфликтами? Пробовать их разрешить, для этого нужно:

Причина 5: это боль от того, что умерла любовь

Да, как в песне :) Эту причину сложно обозначить, обычно это поток эмоций: «меня всё достало, я просто хочу уйти».

В этом случае стоит проверить себя: действительно ли проблема в компании. Если вы не в ресурсе и истощены, то смена работы может не решить проблему.

Чек-лист:

Если эти вопросы делают вам больно, задумайтесь, не выгорели ли вы.

Что можно сделать, если у вас выгорание

Я долго на этой теме останавливаться не буду, потому что про выгорание говорят часто и много. К сожалению, многие с ним сталкиваются в своей практике, и отпуск не поможет. Увольнение тоже. Вместо этого стоит:

Обозначить проблему руководителю. Но не перекладывайте на него решение и ответственность. К сожалению, это только ваша ответственность.

Оцените свои силы. Насколько все плохо и что отнимает ресурс сильнее всего. 

Обратитесь к специалисту. Вместе поработайте над причиной выгорания.

Не меняйте работу. Если вы почувствовали выгорание, увольнение с последующей сменой работы — это очень рискованная и, я бы сказала, очень плохая затея. Не надо так делать, потому что при смене работы первые 3 месяца, проходя испытательный срок в новой компании, с новой командой, с новыми задачами, со всем непривычным, вы будете вынуждены проявлять себя по максимуму, повергнув в стресс. Это вообще не та активность, которая подходит выгоревшему человеку.

Возьмите академический отпуск (саббатикал). Юридически это называется отпуск без сохранения заработной платы. Если поняли, что ваша проблема — в выгорании, то можно взять по согласованию с командой и руководителем отпуск без сохранения заработной платы и нормально уделить внимание и время себе.

Причина*: вы руководитель, и у вас уже всё есть

Эта причина не только для лидов и руководителей. Она в целом подходит всем, кто считает, что у него на работе всё есть, кроме азарта, интереса.

В чём ловушка?

Любые задачи кажутся простыми и выполнимыми: инженерные, управленческие, бизнесовые;

 Пропадает азарт и нет вызовов;

Все чаще становится скучно и предсказуемо.

Все настолько понятно, что аж больно! Совсем нет огня, ничего не интересно.

Да, скорее всего вам будут хорошо платить, но это вряд ли принесет вам радость.

Многие могут поспорить со мной, но есть классное скандинавское исследование. Если человек получает на руки примерно 3 тысячи евро после выплаты налогов, то это удовлетворяет все потребности и он перестает думать о том, как бы заработать больше. В России, конечно, другие цифры. Они зависят от сферы, где-то встречала 205к, где-то 450к, то есть разброс большой. Но думаю, что если вы человек, у которого все есть, то понимаете, с какого момента деньги перестают вас мотивировать. Когда зарплата в 100к, и вам дают 50к сверху, это ощутимо. Но когда вы зарабатываете 450к, и вам добавляют 50к сверху, радость пропадает уже после первой зарплаты. В этот момент нужно постараться найти в себе другой интерес.

???? Что ещё можно попробовать?

Эти идеи подходят не только лидам и руководителям, но вообще кому угодно:

Принять участие в социально значимых проектах и активностях: для сообщества, для сферы, для начинающих. Почему это важно? Когда видите, как приносите пользу другим, на базовом уровне это позволяет чувствовать себя молодцом, удовлетворённость жизнью растёт.

Попробовать себя в новых технологиях — например, ML, AI, новые практики. Сейчас есть классные варианты увлечься чем-то новым необычным, особенно в сфере, где вам кажется, что любой джун вас обойдет. Чем меньше вы знаете, тем интереснее будет.  

Пет-проекты из другого направления. Например, программирование микроконтроллеров и другие странные увлечения. Меня поражает каждый раз, когда ребята рассказывают про свои хобби: «сегодня я соберу пазлы из стран на карте мира».

А можно пойти поучиться. Мы всегда думаем, что хорошо бы поучиться, когда будет время — вот, это время наступило! Кстати, обучение не обязательно должно быть четко по профилю, сделайте шаг в сторону, чтобы охватить больше знаний.

Увольняясь, всегда помните: практически все в компании хотят, чтобы вы остались!

Очень редко кто-то сидит и думает: «вот бы этот человек ушел!». Мне жаль, если у вас так было, но это, правда, случается очень редко.

Уйти, нельзя остаться

Если все описанные выше пункты не про вас или предложенные варианты не сработали, просто переставьте запятую и начинайте планировать уход.

Чек-лист, чтобы ничего не забыть перед увольнением:

Если вы долго проработали вместе с командой, справедливо поговорить с каждым лично, вести хорошую, открытую коммуникацию и всех благодарить.

Есть редко используемый чит: оставить свои контакты для человека, который займет ваше место. Контакт нужен, чтобы он мог к вам обращаться за советами. Человек, пришедший на вашу должность, будет очень благодарен за такую помощь и поддержку. А от вас это не потребует практически ничего, кроме нескольких подсказок как всё устроено.

⛔ Как делать не надо:

Публично негативно отзываться о компании. Даже если есть основания, ведь человек, который негативно отзывается о своей команде, проекте, работодателе и просто льет много негатива, в меньшей степени вредит компании, команде, проекту, работодателю. Гораздо больше этим негативом он вредит самому себе. Услышав это, следующий работодатель подумает, если что-то пойдет не так, про меня тоже будут так говорить.

Оставлять хвосты. Проработав с людьми длительное время, они так или иначе становятся вам близки, не делай им плохо. Им еще работать, расставайся хорошо.

Что делать лиду, если увольняется team-mate?

⛔ Как делать не надо:

  • «Пусть идёт, найдем в сто раз лучше»

  • «Всё равно работал не очень»

Так делать не нужно — оставшиеся люди, услышав все эти фразы, в первую очередь сформируют мнение о вас, как о руководителе. Человек, который все еще работает, подумает: «Ага, а если я уйду, наверное, про меня тоже будут так говорить!» — не делайте себе плохо!

Как удержать сотрудника от увольнения

Предложите диалог и немного подумать. Обозначьте обозримые сроки, а не откладывайте на полгода, в надежде, что проблема забудется. Не забудется — человек обязательно вспомнит, и еще сильнее огорчится.

Пересмотрите задачи, нагрузку, ответственность и зарплату, если такая возможность есть. Работайте с первопричиной, которая есть у человека — деньги, позиция, ответственность, интерес. Предложите эксперименты внутри процессов.

Дайте джуна и предложите наставничество. Если у человека есть тяга к менторингу, постарайтесь дать ему больше функций лида.

Попросите помощи у других лидов. Например, у руководителя или смежных лидов — при увольнении проблемы у всех очень похожи.

Продумайте план Б. В идеале план должен быть на случай ухода каждого ключевого человека в вашей команде, чтобы его уход не был как снег на голову.

Что делать, если не получилось?

Проведите exit-интервью и задайте вопросы. Спросите, что стало финальной причиной решения об уходе, что должно произойти, чтобы человек вернулся? Это нормально и очень здорово, когда люди возвращаются. Нужно об этом говорить и выяснять причины. 

Соберите обратную связь. Выясните, что было самым ценным за весь период работы, как человек оценивает проекты, атмосферу в команде и условия работы

Попросите оценить себя, как руководителя, если хватает духа и вы действительно в доверительных отношениях; 

Поблагодарите и оцените заслуги. Делайте все это искренне. Если вы считаете, что у человека нет заслуг, просто ничего не говорите, но придерживайтесь доброжелательного тона.

Отпускайте! Вы сделали все, что могли, человек тоже проделал огромную работу. Дайте рекомендации (можно и на английском языке), ещё раз перечислите заслуги и поблагодарите, предложите вернуться, если на новом месте человек что-то не понравится или пойдёт не так. Это важно услышать каждому уходящему. Не сжигайте мосты — это хороший вариант обратно возвращать людей, которые когда-то с нами работали.

Оставайтесь на связи :)

Идеально:

Всегда держите в голове такой сценарий. Это поможет настроить коммуникацию в нужном русле.

Я подавала материал для доклада на конференцию в январе. В этом месте он должен был закончиться. Но произошли события, игнорировать которые было бы нечестно по отношению к вам. На эту тему говорить очень сложно, поэтому скажу максимально обтекаемо.

Что сейчас изменилось?

Риск смены работы прямо сейчас намного выше, чем в обычной жизни.

Сегодня на рынке максимально турбулентное состояние. Кажется, что когда такое количество изменений, то и работу тоже нужно поменять. 

Почему это опасная идея и нужно дать себе время подумать и оценить происходящее? 

На работе мы проводим внушительную часть жизни, по разным оценкам от четверти до половины. Это то, что дает нам с вами опору и основу каждый день. Под опорой и основой я подразумеваю, что это те же люди, с кем мы общались раньше, это все те же задачи, все те же ритуалы (созвоны, митинги, обсуждения, ретро — все, что угодно). Они формируют для нас ежедневную и еженедельную рутину, которая в момент, когда весь мир турбулентный, дает спокойствие и понимание, что хоть где-то у меня все нормально. Поэтому постарайтесь сохранить для себя этот островок. 

Главные риски при смене работы прямо сейчас

Прямо сейчас произошло небывалое:

Конкуренция выросла, а зарплатные вилки сузились. Никто, даже самые дерзкие и смелые рекрутеры не могли предположить, что количество соискателей будет больше количества вакансий, а размер офферов начнет падать. Представить такое в IT было невозможно. К сожалению, у меня нет прогнозов, что будет дальше — было бы опрометчиво их делать. 

Начались сокращения в период испытательного срока. При смене работы и переходе в новую компанию мы попадаем в период испытательного срока, который длится 3 месяца. Напоминаю, что по ТК РФ уволить человека в период испытательного срока можно буквально за 2 дня без дополнительных выплат. Это означает, что если вы только перешли в компанию, а завтра она начнет сокращать траты за счёт найма, то первыми сократят тех, кто устроился совсем недавно. Это дешевле с точки зрения выплат при увольнении.

Повторный поиск работы — всегда дополнительный стресс. Вам предстоит обновить резюме, пройти собеседования, сдать тестовые, принять решение, чей оффер принимать — всё это дополнительный стресс. Кажется, сейчас стресс и так каждый день всё усиливается, давайте себя беречь.

Потенциальная релокация и смена места жительства — дополнительное испытание. Это означает разворот своей жизни на 180 градусов и много новых сложностей.

Тем, кто уехал из страны, но продолжает работать на РФ нужно учесть такие сложности:

Изменится статус налогового резидента и повысятся налоговые ставки через 183 дня. Консультируйся с налоговыми консультантами, они дадут много информации. В Тинькофф-журнале есть классная статья об этом.

Получать деньги за пределами страны становится всё сложнее. Еще недавно деньги было переводить легко, но сейчас это, правда, сложно. Каждую неделю случается новая неожиданность, которая в очередной раз усложняет получение денег за границей. Остаться в чужой стране без денег — так себе перспектива.

Предстоит адаптация — как вам, так и семье. Если вы переезжаете не сами, то адаптация ждёт семью или партнера в новой стране. Особенно, если там другой язык и хотя бы немножко отличающаяся культура. 

Вы потеряете привычный образ жизни… и друзей. Первые три месяца, насколько бы прекрасным не было новое место, могут быть очень несладкими. Возможно, среди ваших знакомых есть люди, которые попробовали релоцироваться, а потом им стало так тяжело и больно, что кто-то даже вернулся.

Нужно владеть языком и получить визу. Да, для релокейта всё еще надо владеть английским на уровне от B2 и выше. А ещё могут возникнуть сложности с получением рабочей визы: рабочие визы сейчас плохо выдают или не выдают совсем. Можно летать в другие страны и получать рабочие визы, но к этому тоже надо готовиться.

Высокие, действительно высокие, налоги. В Европе они не обсуждаются так хорошо и подробно при получении оффера. По факту уже можно на месте узнать, что они составляют 40-50%.

Рекомендую заранее поговорить с переехавшими и, по возможности, с будущими коллегами. Постарайтесь примерить климат, еду, культуру, традиции, еще раз климат на себя и свою семью, потому что это очень важно. А ещё постарайтесь заранее отложить деньги на переезд. Желательно переезжать с подушкой примерно в три месячные зарплаты.

Если вас сократили

В первую очередь хочу сказать, что мне очень жаль, что такое дерьмо случилось и вы потеряли работодателя, с которым было хорошо, классно, весело и интересно. Особенно, если вы вынуждены были это сделать, потому что, например, компания ушла из России и вас сократили.

Что делать, если вас сократили?

Не опускать руки. Рынок живой, найм во многих компаниях продолжается. Да, конкуренция выше, но найм не прекращался. Компании, которые открывают позиции и предлагают решения для меняющегося рынка, все еще существуют. Не теряйте надежду, все нормально.

Отдохнуть, если есть такая возможность, возьмите паузу. Так бывает нечасто, но если есть возможность, можно попробовать полгода заниматься чем-то своим — семья, спорт, хобби, путешествия. Неважно, чем, главное, чтобы это могло вас наполнить.

Обратите внимание на смежные области. Если раньше хотелось шагнуть куда-то вправо-влево, но были сомнения, сейчас как будто бы самое время попробовать что-то новое. 

А ещё приходите ко мне в телеграм @razrushana: помогу с резюме, даже на английском. Я делаю это бесплатно и с удовольствием, но не очень быстро, потому что иногда поток очень большой, к сожалению, не успеваю со всеми пообщаться. Но тем, кто сейчас находится в поиске работы по причине сокращения, готова помочь с ревью.

Выводы

Очень сложно прокрутить фарш обратно. Теперь ваша очередь ставить запятую: уйти нельзя остаться.

Еще больше полезных материалов будет на конференциях:

FrontendConf - 24 и 25 октября 2022 года в Москве

Офлайн-встреча докладчиков и программного комитета TeamLead Conf X - 25 октября в Москве

HighLoad++ 24 и 25 ноября 2022 в Москве

На их официальных сайтах уже есть вся актуальная информация по программе докладов и расписанию. Там же можно приобрести билеты.

Комментарии (14)


  1. BattleAngelAlita
    17.10.2022 13:08
    +22

    TLDR: «не увольняйтесь пожалуйста а то и так некому работать»


    1. novoselov
      18.10.2022 12:36

      Туда же ...

      Если человек получает на руки примерно 3 тысячи евро после выплаты налогов, то это удовлетворяет все потребности 

      Мы будем платить вам 3 тыс, потому что больше вам не надо.

      Я бы предположил что это скорее не сумма после налогов, а после вычета всех ежемесячных затрат.

      Конкуренция выросла, а зарплатные вилки сузились

      Удачи рекрутерам с набором квалифицированного персонала и качеством сервисов в России. В текущей ситуации более жирный выстрел в ногу сложно представить.


  1. c_kotik
    17.10.2022 13:21
    +11

    «Мне стало неинтересно» - скинут вообще всю фигню, а ты потом разгребайся - "ну вот выбери себе что то интересное"

    «Ругать безосновательно свой проект. Лучше выделить определенные критерии и разговаривать аргументированно. » - Вы ставите под сомнение десятилетия говнокодинга разработок нашей великой компании? (с) - любой эффективный менеджер руководитель

    «В компании N предлагают вдвое больше, чем у меня сейчас. Пойду к ним». Это не работает... - это так и работает, когда ты сначала проходишь собеседование и получаешь оффер, а потом уже торги-беседы.

    Ну и тд и тп по списку.


    1. RaphZak
      17.10.2022 14:45
      +3

      Я вот думаю, если в компании N предлагают реально в два раза больше, и на руках есть оффер, то смысл уже идти к своему начальству, там редко когда дадут больше 10-15% прибавки. Ради такого можно и на небольшой стресс пойти - в виде увольнения и устройство в новой компании и новом коллективе.


      1. c_kotik
        17.10.2022 15:58
        +1

        Ситуация конечно образная с этими х2, и те-же 10-15-20% могут быть весомым аргументом при переходе, а просто так повышать никто не чешется. Это прямо калька для бюджета и околобюджетных сфер.


        1. novoselov
          18.10.2022 12:23

          Не только бюджет, многие крупные корпорации этим страдают.

          Без оффера нет повышения, но иногда даже с оффером могут просто сравнять сумму, а не повысить


  1. JekaMas
    17.10.2022 15:51
    +2

    "Соотнести свои ожидания с тем, что есть в компании — если это открытая информация, с этим можно работать." - почему меня это должно интересовать? Лишний пункт, очередная попытка прогнуть рынок кандидата.


    1. NiPh
      17.10.2022 16:13
      +3

      Следующий пункт - "Сверить свои ожидания с предложениями на рынке". Очевидно что если на этом месте наблюдается критическое расхождение, то дальнейший диалог скорее всего будет очень коротким, если вообще имеет смысл. Мне кажется логичным сравнить что можно получить на текущем месте работы и что можно получить в среднем по рынку.


  1. Ivan22
    17.10.2022 17:39
    +3

    "Что делать лиду, если увольняется team-mate"

    я говорю: "Удачи, mate, в следующий раз повезет и нам! "


  1. Ivan22
    17.10.2022 17:45
    +7

    «В компании N предлагают вдвое больше, чем у меня сейчас. Пойду к ним». Это не работает.

    ТОЛЬКО так это и работает.

    А вот что не работает:

    1. Приходишь и говоришь "У нас в компании ЗП - в 2 раза ниже рынка, надо поднять до рыночной"

      Ответ: " Откуда ты взял ту рыночную?? Из объявлений, из иследований? Это все туфта, реальные ЗП не такие.

    2. Приходишь и говоришь - "я могу получить на рынке в 2 раза больше, поднимите мне ЗП"

      Ответ: " С чего ты взял?? Вот когда реальный офер будет - тогда и проходи, а сейчас не трынди, иди работай"


    1. berendiaev
      19.10.2022 11:57
      +1

      Всё так.
      Я как-то работал в одной организации девопсом за 80к. Пришёл оффер в продуктовую компанию на 180к (т.е. в 2.25 раза больше).
      Состоялся 1:1 с руководителем, в ходе которого он сказал - ну, не факт, что это рынок, это надо аналитику проводить, исследовать, а вдруг рынок это мы, а не они.


  1. Lyoulka
    17.10.2022 21:40

    Статья интересная! Здорово, что вы привели примеры «Как делать не нужно», ведь зачастую люди доходят до грани, рубят с плеча и идут именно по этим антипаттернам. Однако, совершенно не факт, что на новом месте работы они будут чувствовать себя лучше или счастливее, особенно если не был проведен качественный анализ внутреннего состояния и не были выявлены базовые причины недовольства предыдущей работой. Надеюсь читатели прислушаются к Вашим советам и будут внимательнее относиться к себе и коллегам!)


  1. 1Tiger1
    19.10.2022 18:05
    +1

    не ходите дети в Африку гулять. нет, статья была бы неплохой и объективной, если бы была объективной. даёте информацию о налогах - давайте ее полностью. в Грузии у меня налог 1% например, но даже упоминания нет, зато есть страшилки про 40-50 в Европе, обобщенные страшилки, то есть по тексту ниже нет и быть не может чем в росии. ну и так по всем пунктам, слишком необьективно. выглядит как "не увольняйтесь пожалуйста, а то нам замену искать а сейчас это большая проблема". ну и да, две главные причины увольнения и связанного релокейта вы так и не назвали, а без них все вот это вот про некомфортно и нет вызовов это детский лепет, в текущей ситуации.


    1. middle
      20.10.2022 08:00

      В Грузии у вас 1% - налог на ИП. Не каждый работодатель согласится сотрудничать с иностранным ИП, не каждый сотрудник готов быть контрактором на птичьих правах.

      Подоходный налог в Грузии - 20%, и если вы будете работать по найму на местного работодателя (а они есть), то будете платить именно его. И при попытке обойти через ИП налоговая это быстро обнаружит и потребует доплатить 19% (речь именно о местном работодателе).


      1. DMGarikk
        20.10.2022 10:50

        в Грузии есть налоговый режим, для крупных иностранных работодателей, где подоходный налог, помоему 5%