Прелюдия.

Для справки, мазохизм - получение удовольствия человеком от унижений, мучений или насилия над собой, производимых самим собой или другим лицом.

В 2021 году имел «удовольствие» попасть на курсы от Яндекс Практикума, по гос программе от Цифровых Профессий. Теперь спустя почти год, спешу поделиться общими впечатлениями от прохождения данного курса. Не могу сказать, что курс совершенно бесполезный, но в целом, иначе, как постоянные мучением над самим собой данный курс охарактеризовать не могу. Хочу отметить, что к приверженцам мазохизма я себя не отношу, но закрадываются подобные подозрения в отношении тех, кто пишет восторженные отзывы о курсах от Яндекса. Впрочем, люди разные и о вкусах, как известно, не спорят, а вот о преимуществах и недостатках пройденного курса, я готов рассказать.

Все, что начинается хорошо заканчивается плохо, все что начинается плохо, заканчивается еще хуже. Закон Мерфи.

Рассказ достаточно подробный, если вы хотите сразу перейти к сути, можно просто прокрутить вниз, там будут мои выводы.

Знакомство.

Первое знакомство с курсами было достаточно радужным, о курсах именно от Яндекса, и именно по работе с данными, я узнал от хорошего знакомого по работе еще в 2020 году. Мы вместе работали в оптовых продажах в одной строительной сфере, знаем друг друга по работе больше десяти лет и, как это часто бывает у «продажников» в неформальной беседе за «сигаретной палкой» мы периодически делились всевозможными новостями и сплетнями. В очередной раз заведя разговор о кардинальной смене направления деятельности мы оба заговорили об IT и именно тогда, мой товарищ рассказал мне о больших данных, о том, что специалистов в этом направлении не хватает и, что это направление будет активно развиваться в ближайшее время т. к. объемы данных постоянно растут и постоянно будут нужны люди для обработки этих самых данных, не говоря уже о тех, кто может на более глубоком уровне работать с БД. В целом IT направление мне было всегда интересно, правда в тот момент я был зациклен на разработке игр и не особо смотрел на новые направления, но идея с анализом данных меня зацепила: логика проста, по сути это направление на стыке программирования и статистики. т. е. требуется не только писать код но и строить графики, делать выводы, искать закономерности и просто общаться с коллегами в конце концов, а так как люди в продажах, это мягко говоря совсем не «молчуны», возможность живого общения, а не только программирования меня сильно зацепила и как-то мысли сами-собой потекли в этом направлении: ролики на ютубе, пара статей и в целом общая моральная готовность пойти на курсы. Главное, что сильно смущала - это цена курсов и необходимость платить за пол года. Двумя годами ранее я уже искал курсы по JavaScrip и тогда взял минималку от HtmlAcademy за 20000р исходя исключительно из тех соображений, что если не понравится то и не жалко. Не понравилось.

Эйфория от знакомства и первое свидание.

Поиск курсов по анализу данных начался с роликов по Python, установил платформу, начал решать задачки, чуть позже начал бесплатный ознакомительный курс от Яндекса, и как раз в этот самый момент на почтовый ящик прилетает письмо с гос услуг о том, что можно взять любой курс по обучению в IT сфере со скидкой 50% Ого! Вот это удача - сразу же подумал я. Хоть какая-то польза от нашего «любимого» государства. На выбор между Яндексом и хотя бы тем же СкилБокс я не потратил ни одной секунды, ведь Яндекс - узнаваемый бренд, думал я, полюбому любой HR знает про них да же за рубежом, а если знают про Яндекс, то и курсы от них будут некой благонадежной ассоциацией и с этим аргументом трудно поспорить.

Подача заявки на гос субсидию оказалась не такой муторной, как я ожидал: я предполагал, что потребуется гора бумажек и подача займет пару месяцев, но на деле до момента одобрения моей заявки с момента регистрации на сайте steps.2035.university прошла примерно неделя, дальше созвон с Яндексом, дружеские «похлопывания друг друга по плечу» по телефону:

  • Как здорово, что появилась эта скидка! - говорю я.

  • Как хорошо, что вы пришли именно к нам! - отвечают мне по телефону.

  • Я точно будут успевать учиться и работать?

  • Да у вас все получится, конечно будет иногда тяжеловато-то, но основная, часть наших студентов совмещают работу с учебой!

  • Ура!

  • Ура!

  • У нас все получится!

Радостный вешаю трубку и оплачиваю, да же не глядя в договор оферты, о котором я узнал несколько позже.

Здесь хочу отдельно обратить внимание на стоимость курсов, которая на мой взгляд сильно завышена, при таком количестве студентов в группе по 30-40 человек стоимость от яндекса как раз могла бы быть на уровне 30 000 и при этом срок обязательных курсов можно было бы с легкостью сократить до трех месяцев, разместив остальной курс в качестве дополнения, это конечно мое личное субъективное мнение.

Первая опасная близость.

Проходит две недели с момента оплаты, полная тишина: ни звонков ни писем от яндекса. Набираю сам:

  • Здрасте, я вот оплатил курсы. По телефону говорили, что сразу распределят на курс - как будто стесняясь собственных слов произношу я.

  • Да, конечно, оплату мы увидели, подождите, вам на почту придет письмо. Спасибо, что позвонили нам!

  • Постойте, а можно узнать конкретней, когда должно прийти письмо?

  • К сожалению точной информации у меня нет.

  • Хотя бы примерно, в течении недели, месяца, года?

  • К сожалению точной информации у меня нет. Ожидайте. Спасибо, что позвонили нам!

Первые тревожные мысли начали стучаться в мою бедную голову, через неделю тотальной тишины со стороны Яндекса поток тревожных мыслей стал прерываться матерными междометиями, беру трубку, звоню еще раз.

  • Добрый день! Как хорошо, что вы позвонили нам! У вас какой-то вопрос?

  • Да, хочу узнать когда начну обучение.

На мой взгляд, в 21 веке это довольно странная ситуация: звонить спустя три недели после оплаты и узнавать когда же мне окажут оплаченную услугу, но это же яндекс, прелюдии кончились, начинайте привыкать и учитесь получать удовольствие.

Ответ в трубке:

  • У меня нет точной информации, ожидайте письмо.

  • Постойте, я оплатил 3 недели назад и вы да же не можете мне сказать когда начнется обучение? У вас на сайте была информация о начале обучения через 2 недели после оплаты.

  • Да, но сейчас очень много студентов, вам нужно подождать.

  • Сколько?

  • У меня нет точной информации, ожидайте письмо.

  • Если меня это не устраивает?

  • Вы можете написать нам, мы вернем деньги.

  • Компенсация за потраченное время?

  • Нет. Спасибо что позвонили нам!

Поток моих тревожных мыслей иссяк, пошли сплошные матерные междометия.

Итог: оплатил 03.11.2021 года, по телефону после пятого раза пообещали, что курс начнется, как раз перед новым годом, за 2 недели, я радостный, как дурак, взял отпуск рассчитывая спокойно начать обучение без лишней «дерготни» по работе, потом в планах была еще пара недель Новогодних каникул, во время которых так же можно было спокойно учиться, но это же Яндекс - доступ к тренажеру открыли 20.01.2022. Элементарные извинения или предложения компенсации? Вы смеетесь, это же яндекс. Начал привыкать...

«На крючке»

Доступ к тренажеру открыли, на почту прислали инструкции по Slack, по факту первое время я всегда натыкался на одно и то же: перевод стрелок т. е. мне всегда писали к кому обратиться вместо ответа.

Процесс обучения.

Главное, что мне не понравилось - совершенно наплевательское отношение к моему времени. До сих пор не могу понять, как так получается, но факт остается фактом. Я выбираю курсы и оплачиваю их с одной главной целью получить нужную информацию в удобной для меня форме и максимально быстро. На просторах интернета есть масса информации в открытом доступе и можно самостоятельно изучить и статистику, и Tableo, и Python, но на поиски этой информации, её систематизацию нужно потратить не так уж и мало времени. По логике именно за систематизацию этих данных я и плачу, т.е. в первую очередь я плачу за экономию своего времени, по факту все получается совсем не так.

Суть тренажера построена таким образом, что не решив одной задачи ты не можешь перейти к следующей, логика проста и понятна, никто не спорит, но по факту это оборачивается массой заданий по принципу «Выведите на экран ”Hello World!”», увы это не шутка, вот пара примеров из окончания курсов, на минутку, эти задания появляются спустя 4-5 месяцев обучения:

7.Сгруппируйте данные по столбцу 'month' и найдите среднюю позицию в выдаче по месяцам (level). Результат группировки выведите на экран. Подсказка: Последовательно вызовите методы groupby() и mean().

Код решения:

print(position.groupby('month').mean())

>>>

level

month

2 1.750000

3 5.769231

4 6.214286

Ответ не принят. Пишу в тех поддержку, ответ спустя 20 минут:

Приветствуем! В задаче нужно найти и вывести на экран среднюю позицию в выдаче(level) по месяцам. Для этого нам нужно сгруппировать столбец level по месяцам и применить агрегирующую функцию mean().

Немного поправьте код и задача решена.

Делаю какие-то правки, тренажер опять не принимает, отсылаю код, ответ спустя еще 20 минут:

В этой задаче не нужно создавать новый датафрейм. Из группировки по столбцу 'month'​ выберите столбец 'level'​ и примените к нему метод .mean()​.

Методом "научного тыка" все же нашел правильное решение:

print(position.groupby('month')['level'].mean())

>>>

month

2 1.750000

3 5.769231

4 6.214286

Name: level, dtype: float64

Конечно, кто-то может сказать, что ничего страшного, что именно так и учатся программированию, но у меня несколько иные представления об обучении.

В курсе появился подраздел необязательный к прохождению «Продвинутый SQL» и здесь я совершенно согласен, если студенту понадобится в будущем информация по запросам, он в любой момент может открыть тренажер и не лазить по интернету в непонятном поиске. На мой взгляд половину пройденного курса можно было отправить в рекомендательный, а не обязательный раздел.

Тут же хочу отдельно отметить форму обращения в тех поддержку, никаких инструкций по данному поводу нет, и на начальном этапе на построение запросов в тех поддержку уходило немало нервов, по сути это напоминает переписку с гос органами или обычной тех поддержкой. Вполне возможно, что главный “Soft Skill” который вы можете прокачать на данном курсе это переписка с чатом поддержки. Конкретизирую:

  • Мы очень рады, что вы к нам обратились но сейчас все заняты, вам нужно подождать.

  • Пожалуйста скопируйте код и пришлите нам ссылку.

  • Пожалуйста пришлите нам номер задания.

  • Пожалуйста пришлите нам текст задания.

  • Пожалуйста пришлите нам ссылку на Ваш курс.

Плюсуйте сюда ожидания в ответах по 10-20 минут и в итоге каждый день обучения это как минимум пол часа, а то и час-полтора потраченного времени на беспомощное ожидание. Получить общее время Вашего личного простоя за пол года, думаю каждый сможет самостоятельно.

Приплюсуйте сюда время работы чат с 10 утра по Москве до 7 вечера, позже сдвинули до 10 вечера, возможно уже сейчас внесли какие-то изменения. Благодаря такому графику я не один раз натыкался на ситуации, когда не могу пройти задание в 7 или 8 утра и приходилось ждать ответа в тех поддержке или в Slack. Оперативность в Slack так же мягко говоря не блещет и здесь я задавал вопросы если например уходил от компа на сутки - это подразумевало, что к моему возвращению там будет ответ, на большую оперативность рассчитывать не приходится по определению. Добавлю сюда «косяки» когда я просыпался пораньше на выходных (в целом привычка рано вставать) и часов в 6 утра садился за тренажер, а он просто «висит» к сожалению это так же не редкость и пару раз я на такое натыкался. В лучшем случае куратор в чате, вам напишет «Команда в курсе, команда чинит!» естественно да же без извинений, это же яндекс.

Еще один «ньюанс» про потраченное впустую время, в самом конце сдал последний проект, перед финальной работой, специально торопился, т. к. было указано, что курс откроют 5 августа, контрольную к этому времени сдал, и в планах было остаться дома на выходные, что бы заняться финальным проектом, хорошо, что уехал загорать, т. к. доступ открыли 8 августа, вместо пятницы только во вторник, впрочем этому я да же не удивился, но допускаю, что на курсе уже появились те, кто начал получать удовольствие от подобных «выходок».

Monkey Job.

Отдельно хочу обратить внимание тех, кто задумывается о покупке данных курсов, будьте готовы к тому, что вы платите в том числе за подобные «мелочи»

Задача 1.

Катя случайно высыпала 123 скрепки на лист в клетку. Размер клетки — 4 × 4 см. 98 скрепок пересекли линии на листе, а остальные — нет. С какой вероятностью упавшая на такой лист скрепка пересечёт линию?

В результате метода «научного тыка» правильный ответ был найдет

98/123 = 0.796 вместо вводимых мной 79.674%

Пол часа убитого времени, т.к. решал утром и тех поддержка еще спала.

Еще один пример.

Покупаем авиабилеты.Вы покупаете авиабилеты. Цена — 30 000 рублей. Есть две возможности сэкономить:

1) Воспользоваться промокодом на 4000 рублей;

2) Купить билет с карты банка-партнёра и получить скидку в 15%.

Промокод и скидка от банка не суммируются: можно выбрать только один вариант. Карточка банка у вас уже есть, оформлять её не нужно. Не раздумывая, что вы выберете?

Правильный ответ.

Скидку от банка. Оплачу только 85% стоимости билетов. 15% от 30 000 — целых 4500. На 500 рублей выгоднее промокода.

Все здорово, но зачем подобные задания вставлять в обязательный курс?

Задания из серии ctrl-c ctrl-v, скриншот ниже, справа пропуски в которые нужно вписать правильный ответ, надеюсь, вы догадаетесь. что нужно вставить вместо

# ваш код здесь

Знакомство перешедшее в длительные отношения.

Проблема в структуре данных, а точнее, в постоянном перемешивании теории по статистике и синтаксиса Python.

Вполне возможно, что это проблема именно этого курса, т. к. переписывался с однокурсницей, которой данный курс так же крайне не понравился, хотя, до этого она проходила обучение по курсу Data Scientist и там все было ок.

Вполне очевидная на мой взгляд вещь - мухи отдельно, котлеты отдельно, но для яндекса это не так. Как итог по окончании курса мне пришлось все перепроверять исключительно для того, что бы сделать рабочий конспект по синтаксису Python. Базовые знания в теории Python так же хромают на мой взгля, просто сравнивая яндекс и бесплатную лекцию в МФТИ от Тимофея Хирьянова.

Так же есть претензии к теории по статистике, например что бы понять достаточно часто используемую дисперсию пришлось залезть в гугл и найти экселевский файл с расчетами, сравните что понятней:

Определение от яндекса: Улучшенная метрика разброса — не просто среднее расстояние между значениями датасета и средним, а средний квадрат этого расстояния.

Эта величина называется дисперсия (лат. dispersio, «рассеяние»), её находят по формуле:
D(X)=M(X−M(X))2, которую также часто записывают в более удобном для расчетов виде: D(X)=M(X2)−(M(X))2

Чтобы понять, насколько сильно значения отличаются от среднего, вычисляют дисперсию. Для каждого значения находят расстояние от среднего до нужного значения, а затем возводят результат в квадрат.

Скриншот из формулы найденной на просторах интернета:

Еще один крайне негативный момент - это сам тренажер, некоторые моменты в синтаксисе описываются в ходе выполнения упражнения, а пройти упражнение второй раз нет технической возможности, скорее всего так яндекс страхует свои "научные открытия" от копипаста. Для меня же иногда появлялся пробел в данных, и спустя пару недель при необходимости еще раз разобраться во всей логике произошедшего по шагам, увы, ждало разочарование.

Да, конечно каждый может самостоятельно забраться в интернет и разобраться в тех моментах теории которые ему непонятны, но тут главный вопрос, а за что я тогда плачу?

Плюсы в курсе.

По большому счету платить приходится за три главных вещи:

  • Сертификат в котором указано яндекс.

  • Структура данных полученных на курсе и отдельно SQL

  • Выполненные проекты.

Для объективности должен сказать, что в 2020 году проходил курсы RemoteAcademy по управлению командой, цена 60000р, конечно по сравнению с Яндексом там, просто выброшенные деньги но и от яндекса я ожидал большего.

В первую очередь, я ожидал комфортных условия и понимания, что ты можешь заниматься именно тогда когда тебе удобно и делать то, что тебе интересно и нужно, а не вставлять скопированный код из конспекта в задание, а потом переправлять его в чат поддержки, в случае ошибки.

Во вторую очередь, хотелось больше самостоятельности. Конечно, самостоятельных проектов достаточно много и к концу курса успеваешь набить руку, что бы чувствовать себя достаточно уверенно глядя да же на объемное задание. Мне при этом сильно не хватало неформального общения с одним наставником на протяжении всего курса, всегда при проверке получались какие-то одноразовые переписки. Хотелось заданий и возможности делать то, что на твой взгляд приведет к нужным результатам, искать ошибки, закономерности, а в замен этого получаешь палочную систему, которая очень быстро надоедает. Все проекты - это набор однотипных заданий, которые проверяются по каждому пункту, и цель этих заданий сводится к «докапаться» со стороны проверяющего и «отписаться» со стороны проверяемого, мой порыв делать аккуратные работы и искать самостоятельно какие-то закономерности и аномалии в данных был на корню подрублен уже четвертой работой, на которую я потратил больше двух недель, а в итоге получил непонятные для меня комментарии от проверяющего, на переписку с которым я потратил еще наверное неделю. В итоге довольно сильно отстал т. к. на ковыряние в проекте еще и наложился больничный. Сомневаясь в своих возможностях догнать материал, написал куратору о возможности перехода в другую, более позднюю кагорту и тут меня ждал сюрприз: да, конечно, перевести могут, но больничный не учитывается и за мое отставание мне нужно будет доплачивать. На всякий случай уточнил, почему так, почти двух месячное ожидание открытия курсов никак не компенсируется, а тут только два переноса и доплачивай, ответ думаю вы уже знаете - это же яндекс, в договоре оферты все прописано.

Справедливости ради, нужно заметить, что несколько раз одноразовые код-ревьюверы давали прямые ответы на мои вопросы, вместо отписок, чем действительно помогали в работе, в целом же на мой взгляд проверки в основном больше походили на высасывание недочетов из пальца, не говоря уже про тот момент, когда проверка проекта занимала неделю и эта «дерготня» то правки в проекте, то новая теория сильно раздражали и подкашивали. Принцип когда ты сдаешь проект, делаешь паузу, «очищаешь голову» и идешь дальше здесь явно нарушен.

Огрехи в курсе так же сводятся к непонятной информации, иногда да же для самих преподавателей, здесь просто приведу цитату из Slack.

Вопрос студента:

— Поэкспериментировал, всё отлично работает. Хотелось бы ещё понять механизм этой работы. В теории написано, что декоратор используется чтобы выполнять дополнительные действия до и после основной функции. В нашем случае, как я понял, декоратор просто передаёт в основную функцию аргументы и в конце получает от неё значения на выходе. В чём смысл его работы?

Ответ наставника:

— Я поняти не имею, как работает конкретно этот декоратор под капотом. Чтобы с этим разобраться, нужно идти на гитахб и смотреть его реализацию. Так что я не могу тебе ответить на этот вопрос. Да и, вообще говоря, вряд ли тебе вообще понадобится это знание, так как я сильно сомневаюсь, что ты будешь строить дашборды с помощью кода, а не с помощью Табло.

Какие либо комментарии на мой взгляд, тут излишни, разве что не удержусь от смайлика =)

С другой стороны этими дашбордами «с помощью кода» занимались почти месяц, получается месяц бесполезной теории, за свой же счет и смайлик тогда нужно ставить в другую сторону =(

Теория которая разбилась о практику.

Еще один немаловажный момент - зацикливание на теории, без оговорок. Подчеркну из курса фрагмент из теории, где речь идет про перцентили 90, 95, 99, очистку данных и отбрасывание выбросов. Обратился к своей знакомой из Пятерочки по данному поводу, поинтересовался, что она знает про перцентили и статистическую значимость, использует ли она эти «штуки» при расчете средних показателей и среднего чека в частности. Знакомая работает директором по рознице несколько лет, для понимания, в её подчинение было 17 директоров магазинов, и всевозможные отчеты и метрики по среднему чеку было её основной задачей, при этом про такие понятия она и не слышала.

Спрашиваю про выбросы при расчете среднего чека, в ответ получаю - нет, ничего не удаляем, просто разделяли оптовых покупателей и розницу, теперь это происходит полностью автоматически.

Вот здесь и почувствуйте разницу между отбрасыванием оптовых (аномальных) покупателей и отсеканием выбросов, про обработку которых так много было написано в курсе, а про опт и розницу, ни одной маленькой пометки. Поэтому после прохождения курсов от яндекса на собеседовании, если вы заявите что-то подобное, да еще и начнете бить себя в грудь, мол это правильно ведь так сам Великий яндекс написал, на вас могут посмотреть как минимум странно, не говоря уже о приеме на работу. Да, теория это хорошо, но на практике про статистическую значимость могут и не знать, а средний чек и сравнение средних чеков делают "по старинке" по общей выборке, сумме и количеству.

Для меня это просто яркий пример не соответствия теории и практики, не думаю, что это надо записывать исключительно на счет курса яндекса, но почему на платных(!) курсах про такой нюанс просто не упомянуть, помня о том, что на эти курсы могу попадать студенты без малейшего представления о том, как-там все происходит на работе, а не только в тренажере.

Опять же зачем в обязательном порядке убивать столько времени на подобную теорию, которая будет благополучно забыта через два месяца мне совершенно не понятно, не говоря о том, зачем за такую теорию нужно платить.

Так же отдельно хочу сказать, что данные курсы по своему духу больше напоминают платную стажировку в яндекс, что от части верно, по завершению курса вам могут предложить работу код-ревьювером за 30 000р в месяц (500 USD) с частичным трудоустройством, мне это почему-то напоминает старую шутку: ищем расклейщиков объявлений, для расклейки объявлений, о поиске расклейщиков объявлений.

Вопрос поиска работы после курсов у меня еще не закрыт, по данному поводу постараюсь написать подробно но немного позже, т. к. эта процедура наложилась на вынужденную миграцию в Турцию.

Грустное расставание. Минусы курса.

Подведем итоги, минусы:

  • Совершенно наплевательское отношение к Вам и вашему времени.

  • Низкое качество структуры курса и представленных данных.

  • Трудности в составлении конспекта курса.

  • Большое количество бесполезной информации, которая могла быть в доступе для ознакомления, но никак не для обязательного изучения.

  • Доплата за ваше не успевание, к которому яндекс очень активно подталкивает.

  • Полное отсутствие да же намеков на компенсацию со стороны яндекса за свои «косяки».

Плюсы:

  • Большой объем полезной информации.

  • Большой опыт в написании самостоятельных работ.

  • Прокачка «SoftSkil»: большой опыт в общении с чатом поддержки и подобные прелести.

В целом, для себя сделал вывод, что единственной панацеей от подобной ситуации может быть самостоятельная учеба или учеба с репетиром, ведь по сути на таких курсах яндекс является просто прокладкой между теми, кто обладает знаниями (код ревью) и теми, кто за эти знания готов заплатить (студенты). При этом «прокладка» не просто забирает большую часть денег себе, но еще и стравливает стороны лбами устанавливая и одних и других в крайне неприятные позы, командуя и ограничивая в действия. Хотя, «неприятные позы» это конечно, уже дело вкуса каждого, а о вкусах, как известно, не спорят.

Комментарии (66)


  1. yndxpracticum
    24.10.2022 22:25
    -1

    Добрый день!

    Меня зовут Диана, я из команды Практикума. Я увидела ваш пост с обзором на курс Аналитик данных и решила оперативно подключиться.

    Сразу скажу, что любая обратная связь студентов очень важна для нас. Мы постоянно работаем над улучшением качества наших курсов и дорабатываем то, что возможно на данный момент работает не очень. Поэтому мы ценим, если наши студенты наряду с минусами указывают также и плюсы. Благодарю вас за то, что вы смогли отметить в своём отзыве наши сильные стороны, которые касаются объёма полезной информации, опыта написания самостоятельных работ, а также усиления мягких навыков. Нам очень приятно видеть, что в своей обратной связи вы постарались подойти к обзору на курс с разных сторон.

    Вместе с этим вы поделились своим видением слабых моментов, и это, честно сказать, для нас самое интересное – мы воспринимаем любую критику наших продуктов как подсказку, где нам нужно что-то доработать или поменять. Также наша команда была бы рада пообщаться с вами в формате видео-встречи в Zoom и обсудить некоторые вопросы голосом. Например, коллеги подсказали мне что задачи, о которых вы пишите (например, задание с Hello, world!), встречаются в самом начале бесплатной вводной части курса, то есть когда будущий студент только начинает работать в тренажёре и обладает лишь начальными знаниями или не обладает ими совсем. Также на данном этапе я бы хотела попросить вас видоизменить или удалить задания платного трека из открытого доступа, так как это противоречит пункту 3.2.2 настоящей Оферты. Я понимаю, что вам хотелось бы подкрепить свои слова реальными примерами, однако мы оставляем за собой право следить, чтобы наши задания не оказывались в открытом доступе.

    Теперь хотела бы перейти к разбору остальных пунктов вашей обратной связи. Прежде всего, мне кажется важным разграничить две темы: поступление в Практикум по программе Цифровые профессии и саму обратную связь на курс.

    Начнём в первого пункта. Действительно, обучение по программе Цифровые профессии имеет ряд особенностей, которые Практикум, как исполнитель, обязуется выполнить в рамках программы сотрудничества с Университетом 2035 и Минцифры РФ. Дата старта обучения по программе Цифровые профессии определяется в частном порядке в зависимости от конкурса на курс в каждый конкретный период времени. Я не могу назвать это отсрочкой старта обучения, так как данная процедура описана в карточке каждого курса на портале Госуслуг. Например, в карточке курса Аналитик данных можно прочитать, что «после успешного прохождения отборочных этапов студент будет зачислен в группу, в которой есть свободные места».

    Здесь же мне кажется важным рассказать, как обстоит ситуация с оплатой обучения в период академического отпуска. Фактически в это время студент может продолжать обучение – у него сохраняется доступ к теории и тренажёру. Вместе с этим он получает время на доработку практических заданий и может возобновить обучение с другой когортой, когда будет располагать достаточным количеством человеческого ресурса и времени.

    Однако количество академических отпусков в Практикуме ограничено, а все задания должны выполняться в определённые сроки – дедлайны. Такой порядок обучения необходим, ведь студенты обучаются в когортах, которые, по нашим правилам, должны завершать обучение в определённый момент времени. Иначе сопровождение не сможет оказывать должной поддержки студентам – они просто будут находиться на разных этапах обучения и проходить курс в своём ритме. Мы на старте предупреждаем наших студентов, что в Практикуме существует система дедлайнов, сроки которых и мы, и студенты обязаны соблюдать.

    Что касается качества поддержки и обратной связи от команды сопровождения. Наставник на курсе имеет SLA ответа. Сейчас это время составляет 24 часа. Если в указанный срок наставник не возвращается к студенту, последний может сообщить об этом своему куратору. Мы всегда благодарны тем студентам, которые оперативно реагируют на задержку с ответами от наставников. Так мы понимаем, где именно нам нужно сосредоточить фокус внимания и некоторое время понаблюдать за такими наставниками. Мы хорошо отдаём себе отчёт, что если студент не получает должного сопровождения, он может оставить негативную обратную связь, но уже не куратору, а, например, на отзовике. А нам, как в первую очередь людям, которые переживают за качество своего продукта, и только во вторую – сервису онлайн-образования, это, поверьте, совершенно не нужно.

    Поэтому за этой частью образовательного опыта наших студентов мы всегда следим очень внимательно. Надеюсь, что если вы примете моё предложение созвониться и обсудить вашу обратную связь голосом, вы подскажете, кто конкретно из наставников не успевал отвечать в заявленный нашими требованиями SLA. Это очень поможет нам улучшить работу команды сопровождения в будущем. Также на звонке мы бы хотели подробнее обсудить кейс с ответом наставника – насколько упомянутый вами вопрос о декораторах относился непосредственно к материалам курса. Конечно, здорово, когда наставник может ответить на все-все вопросы. Однако, в первую очередь, он обязан следить за разбором тех материалов, которые указаны в теоретической части курса. Это мы бы и хотели проверить вместе с вами.

    Относительно работы команды образовательной поддержки – коллеги из этого департамента работают 24/7. Наши студенты находятся в разных часовых поясах, и мы понимаем, что если наставникам чаще всего удобнее проводить вебинары по часовому поясу GMT+3, то должен быть кто-то, к кому студенты могут обращаться за помощью круглосуточно. Опять же многие совмещают учёбу и работу, поэтому им важно получать ответ в любое время суток независимо от привязки ко времени. Поэтому здесь я также надеюсь, что на звонке мы вместе с вами сможем проверить историю ваших обращений в поддержку и посмотреть, как долго вы ждали ответа от коллег. Это также очень поможет нам в выстраивании процессов.

    Далее, хотела бы рассказать, как в Практикуме обстоят дела с доступом к материалам новых уроков. Действительно, перейти к новому спринту до того момента, пока студент не сдал проект и не отработал материал прошлого спринта, невозможно. Последовательная отработка материала кажется нам наиболее удачной моделью обучения (теория > практическое задание > следующий спринт).

    В конце хотела бы рассказать об обратной связи ревьюеров по проектам и таком понятии как самоходность, которое мы в Практикуме стремимся прививать нашим студентам с самого начала обучения. Конечно, ревьюеры не дают готовых ответов по заданиям. Однако они подсказывают, на что стоит обратить внимание для того, чтобы успешно выполнить работу.

    То же касается и самостоятельной работы – мы уверены, что каждый будущий специалист, который получит диплом Практикума, должен уметь самостоятельно ориентироваться в больших объёмах информации. Это качество делает наших студентов более конкурентноспособными на рынке труда и здорово помогает им в поиске работы после выпуска. В то же время мы всегда следим за тем, чтобы работы команды сопровождения и теоретических материалов курса было достаточно для отработки всех практических заданий и успешного усвоения нового материала. Если студентам кажется, что где-то этой поддержки недостаточно, мы всегда рады услышать их обратную связь и помочь в решении непростых вопросов на конкретных примерах.

    Пока что это все пункты вашей обратной связи, которые мне удалось выделить. Возможно что-то из ваших комментариев я оставила без внимания, поэтому повторюсь, я буду очень рада провести с вами очную фидбек-сессию в Zoom. Так у нас будет возможность собрать больше фактуры по вашим замечаниям и голосом обсудить все вопросы. Если вы согласны, пожалуйста, напишите об этом в комментариях – после этого мы согласуем время звонка.

    В завершение хочу ещё раз поблагодарить вас за такую подробный отзыв на курс. Для нас действительно важно всегда быть на связи с нашими студентами.

    Поэтому остаёмся на связи!


  1. Katerina_yrs
    24.10.2022 16:49
    +2

    Полезно почитать и сравнить свой опыт обучения на другой платформе. Что-то есть общее, в плане отрыва теории от практики. Но в моем случае разобранные примеры просто не попали в ту практическую часть, которой я сейчас занимаюсь, как аналитик. Сфера аналитики довольно широка и нужно ожидать, что не в любой компании потребуются все знания из матстатистики, Phyton, SQL.
    @Nuubs, преподавали ли вам Excel? На курсах, которые проходила я, он был, как и Power BI. Оба продукта сейчас под вопросом в связи с санкциями.


    1. Nuubs Автор
      24.10.2022 16:54
      +1

      Нет, экселя не было, но была ссылка на бесплатный курс от яндекса по экселю, кстати этот бесплатный курс я прошел на ура, вполне возможно, как раз из-за того, что там не было обязательных проверок для перехода к следующему заданию. Power BI не было. По оформлению презентаций и инструментов для их оформления в курсе так же ничего нет, хотя делать презентации иногда требовали.


      1. Katerina_yrs
        24.10.2022 17:00
        +1

        А хотя бы принципы построения визуализаций были - какой тип диаграмм для каких данных лучше подходит? Принципы размещения элементов на отчете, юзабилити?


        1. Nuubs Автор
          24.10.2022 17:08
          +1

          Здесь да, везде плюсы, и про типы диаграмм и для каких данных какой тип лучше, здесь достаточно много информации по делу и достаточно подробно, но и здесь есть ложка дегтя, в Пайтон много библиотек для построения диаграмм, и в какой-то момент я начал путаться в том, какой библиотекой можно пользоваться, каких-то обобщающих тем по библиотекам нет, хотя про это спрашивали у ревьюверов и жаловались на возникающую путаницу ни один раз.


          1. YAKOROLEVAZAMKA
            24.10.2022 18:16
            +3

            насколько я помню библиотек было всего 3 - matplotlib + seaborn, для Dash (если его не выкинули из программы) использовался plotly

            а вот самих диаграмм - да, много, но если пользоваться только красивым seaborn'ом то по сути всего ничего)) hist, boxplot, barplot, violinplot, distplot, да какой-нибудь heatmap для корреляции и retention


        1. handsinoil
          25.10.2022 14:18

          Попахивает какой-то заказной статьей. Что-то много поверхностного осуждения и бреда, вам нне кажется?


      1. Trabant_Vishnya
        24.10.2022 22:56

        Зачем платить за изучение Power BI, если есть вполне адекватные курсы от SQLBI забесплатно?


  1. AlexeyUral
    24.10.2022 17:03
    +10

    Яндекс.Практикум...

    Попробовал к ним попасть на Project Managerа.

    Более профнепригодных товарищей на рынке EdTech сложно найти.
    Мобильная версия? Некорректно работает.
    Сроки? От балды - месяц ждете, а потом за 5 дней пройдите тест! Нет сроки перенести мы не можем!
    Тест - а вы телеграмом пользуетесь? А браузер у вас какой? И вопросы теплый, мягкий? Мягкий или синий? Синий или теплый?

    Вы не прошли тестирование (ну опыта 20+ лет), критерии мы вам не скажем!
    "Причины отказа вам были озвучены в предыдущих сообщениях от нас, добавить тут нам нечего." (с)  


  1. jhvladimir
    24.10.2022 17:08
    +3

    Есть пара ребят, которые учатся на практикуме по направлению Системного анализа. К сожалению, качество, не очень - все довольно растянуто (по одним основам SQL 70 занятий). К концу курса ребята уже не помнят, что было в начале и не могут ответить на собеседованиях про снятия требований.

    Из хорошего - там ничего так платформа симулятор. На этом все


    1. stilyaga88
      27.10.2022 10:53

      Сам ищу курс Системного аналитика сейчас. Неужели все так плохо?


  1. YAKOROLEVAZAMKA
    24.10.2022 18:08
    +9

    Тоже проходил этот курс (но без господдержки) примерно 1,5 года назад, хочу добавить (и акцентировать внимание) на несколько вещей:

    1) Тренажер и тогда был не особо, его развивают, это плюс (была классная задача где в ответе должно быть число, ты это вычисляешь как число, но без int(ответ) решение не принималось)) и да, все в курсе были)
    2) Действительно много повторяющихся заданий (в том числе на копи-пастинг), я в тот момент уже работал по данной специальности, поэтому делать одно и тоже в каждом задании было действительно уныло (об этом чуть далее)
    3) Тем не менее несколько заданий было действительно "боевых", которые встречаются в реальной работе (например расчёт retention, обработка\группировка данных на pandas с сохранением в эксель, подключение к БД через psycopg2 и тд)
    4) Код-ревьюверы про pep8 не слышали (возвращаясь к п.2), а с учётом однотипных проектов гораздо интереснее было искать чужие работы на гитхабе и их рефакторить)) но это, конечно, не для совсем начинающих (на кого курс ориентирован)
    5) Новый проект - новый ревьювер, вот это действительно боль - один просит объяснить что делает твоя функция в 2 строки, тогда как другой может спрашивать материал, которого в тренажёре вообще не было
    6) Спустя 1,5 года в тренажере появилось много доп. разделов, часть информации переработали (иногда залезаю посмотреть что в гит не убрал)
    7) Мне понравился раздел про DS (на тот момент) было кратко и по делу
    8) Отсутствие выбора BI-инструмента (только Табло) - печально, Power BI или бесплатный Metabase мне кажутся более подходящими инструментами
    9) Понравился раздел с Dash - короткий (даже весьма скомканый и сложный для начинающих), но при желании можно разобраться и сделать свой мини-би)
    10) Отдельный котёл для формулировок заданий - бывало что уже пол интернета перерыл, дошёл до самостоятельного написания pivot через цикл со словарями (просто как пример, пивоты решал быстро)), но потом понимаешь что не могли дать задание такой сложности новичкам, в итоге в Слаке в комментариях ответ в 1 строку, но чтоб дойти до этого - только метод научного тыка ибо (повторюсь) иногда вообще непонятно что от тебя хотят

    Прошу прощения за сумбурность, подведу краткий итог:

    • С данным стеком действительно можно найти работу, есть боевые задачи, есть теория (пусть местами скомканная, невнятная и короткая), руку на однотипных задачах набить можно

    • Тренажер, местами ревьюверы и формулировки задач - это боль

    • Дедлайны (решил блок пандаса за 1 день? - жди 13 дней открытия следующего! ничего не понял в тервере? ничего, вот тебе следующих блок и жесткий дедлайн с отчислением или академом!)

    В целом данный курс своих денег стоит (имхо), он развивается\поддерживается, но до сих пор (судя по продолжающимся комментариям) является сырым (?!). Почему за 3+ года его существования нельзя пофиксить хотя бы баги тренажера - новая загадка тысячелетия))


    1. Trabant_Vishnya
      24.10.2022 22:57

      В принципе не понимаю эту одержимость Табло. Для начинающего аналитика, к тому же


      1. sunsexsurf
        25.10.2022 09:11

        Видимо, потому что «можно натыкать красиво» (причем, 95% задач реально закрываются натыкиванием). Остальные 5% - велком ту Даш и прочие JS-радости


      1. YAKOROLEVAZAMKA
        25.10.2022 12:42

        особенно в связи с текущей ситуацией и его уходом с рынка (не говорю за всех, но сейчас работаю в крупном российском ретейле и им лицензии не продлили, рассматривается переход на клик)


  1. starik-2005
    24.10.2022 18:34
    +6

    Стандартное отклонение (квадратный корень из дисперсии) вообще вполне доступно для понимания уже классе в шестом, но его проходят вроде как только в ВУЗах. Но там две формулы: для генеральной совокупности и для частного случая.

    А так - да, образование - это лучше самостоятельно, ибо преподаватели куда чаще мешают его получить, чем наоборот.


    1. Dif7
      25.10.2022 14:17

      Проходили к классе 10-11 в школе. Ну, и в ВУЗе - да.


  1. kpmy
    24.10.2022 19:56
    +7

    Не то чтобы я придираюсь конкретно к автору (за откровенность даже плюсик), скорее это общее рассуждение вслух о многих подобных статьях про результаты образования. Мне чрезвычайно интересно, как именно человек, условно "не имеющий знаний" оценивает процесс получения знаний и структуру образовательного материала?

    Тут есть тонкий педагогический (и логический) момент: вы не можете отменить всё, что в вас влили поставщики "негодных" знаний, чтобы сравнить "до" и "после" на качественном уровне. А количественный уровень вы не можете выразить, потому что не владеете предметом "обучение", и не знаете как и что считать.

    В итоге получается странный вывод, тот же, что и с высшим образованием в начале нулевых: оно бесполезное и устаревшее, но абстрактно мыслить научен, формулы и выкладки читаю, математическую логику осознаю, и даже работу я нашёл не грузчиком. Но образование фигня полная, не ходите, не тратьте время.


    1. starik-2005
      24.10.2022 20:31
      +3

      Ну и с таким мнением поспорить можно.

      Вот, например, как оценить процесс получения знаний. Вроде бы кажется, что неспециалисту тут делать нечего, но человек, как любое высшее животное, учится всю жизнь. Это его имманентное свойство - обучаться всегда и везде. И этот процесс может быть для человека комфортным/не комфортным как в плане самого процесса обучения, так и процессов вокруг него. Автор, на мой взгляд, говорит, что и вот эти "околопроцессы" малокомфортны (неоднократно потерять полдня, чтобы объяснили простую задачу), так и сам процесс обучения, когда сыплется куча совершенно однотипных задач уровня третьего класса школы. Формулировка той же дисперсии - я так понял, что она больше всего врезалась автору в память.

      А чтобы сравнить до и после, то у образования на выходе знания обычно оцениваются. Тестом ли (ЕГЭ/ОГЭ), устным ли экзаменом (клятый СССР) - не сильно важно. Если специалист выдержал экзамен - он что-то почерпнул из курса, а не просто прослушал. Если не сдал - видимо хреново учился. Ну и сравнить можно со средней температурой по больнице. Если баллов сильно мало в среднем по группе, а вообще во всем мировом мире в среднем баллов сильно больше, то здесь и сейчас это вот образование - фигня. Если наоборот - повезло с репетиторами. Не, ну может быть, конечно, весь поток уродов или гениев, но я в такие совпадения не верю.

      Ну а по поводу высшего, то у меня есть друзья с ним, которые толком никуда не устроились и ничего не добились, а есть друзья без него, которые очень хорошо устроились и многого добились. Обратные варианты, разумеется, тоже есть, но это вроде как и считается "нормой", что хорошо образованный человек на приличном транспорте ездит и ипотеку уже отдал. Но практика показывает, что все не так однозначно.


      1. Katerina_yrs
        24.10.2022 20:44
        +1

        Возможно, просто формат обучения не совсем подошел. Кому-как. Мне вот не особо нужно, чтобы меня постоянно пас куратор, я сама беру на себя ответственность за то, что и когда буду проходить. Все люди взрослые, у кого-то семья и дети и не всегда можно уложиться в сдачу в срок.
        На тех курсах, которые проходила я, также проводили опрос по удовлетворенности, по форме обучения. И было видно, что кому-то нужно постоянное живое общение с преподавателями (тогда зачем вообще выбирать дистанционное обучение?), а кто-то этого и не ждет.
        Ну и должное нужно отдать маркетологам. Умеют обернуть красиво и продать.


    1. Nuubs Автор
      24.10.2022 22:19
      +3

      Не соглашусь в корне, возможно у нас было разное высшее образование, по своему опыту могу сказать, что мое экономическое образование это на 90% потраченное впустую время. Образование можно оценить по двум критериям на мой взгляд:

      1) Комфорт образования, т.е. рассматриваем сам процесс, как нечто интересное.

      2) Результат образования, рассматриваем достигнутых результатов учеником в боевых условиях. И здесь хочу обратить внимание, с моей точки зрения, сдача экзаменов и достижение реальных результатов это совершенно разные вещи, например Энштейн учился на тройки, а результаты признаны всем миром, а Такомский мост был спроектирован Леоном Моисеевым, который был круглым отличником , если верить источникам в интернете, что не помешало мосту рухнуть.

      Второй наглядный пример из моей жизни - это обучение плаванию, точнее стилю баттерфляй, который не давался мне несколько лет, но только благодаря третьему тренеру всего за пару занятий смог правильно поставить технику и сейчас спокойно плаваю, выйдя на время 34 секунды на 50 метрах при совершенно любительском подходе, на уровень КМС хотя бы по одной позиции. И это с учетом того, что двое предыдущих трененров разводили руками и говорили, что меня уже не переучить и технику мне не поменять т.к. долгое время я обучался сам и как выяснилось обучался неправильно. Так что тренер и его подходы имеют значение, а в яндексе и тренер и подходы на мой взгляд "не очень".

      Суть статьи не только в том, что яндекс плохо учит и берет за это слишком много, но и в том, что подобная система неверна в корне. По данному поводу могу только посоветовать труды Антона Семеновича Макаренко, "Педагогическая поэма" в частности, можно сказать комическое произведение, если не учитывать на фоне каких событий там все происходит, думаю по прочтению вы сможете согласиться со мной и по первому и по второму пунктам.


      1. kpmy
        25.10.2022 02:18
        +3

        В целом я понимаю вашу позицию, отмечу лишь, что вы строите свои рассуждения отталкиваясь от личного участия в процессе обучения в качестве ученика. Это полезно, позволяет вам отрефлексировать свой субъективный опыт. Но, скорее всего, эта рефлексия почти ничего не говорит о том, насколько правильно или нет построено образование, в частности, в сфере онлайн-курсов.

        Всё же за серьёзной деятельностью должна стоять некая методика. Её можно только шапочно разглядеть, не будучи профессионалом сферы образования. И здесь, скорее всего, вообще неважно, чуткий у вас ментор или безразличный к вашим личностным переживаниям. В этом и есть основная логическая ловушка, до и после образования ваша личность не одинаковая, из предыдущей личности образова_лось что-то другое.

        Конечно, с точки зрения бизнеса нельзя поспорить с тем, что онлайн-курсы существуют для того, чтобы вынимать деньги из граждан. Но это просто кровоток, поверх этого так или иначе выстроен скелет модели обучения и какая-то методика (взятая скорее всего у западных партнёров).

        До конца ли вы понимаете эту модель и можете ли сущностно сравнить её с такой же моделью и методикой у Макаренко, не знаю, я и сам вряд ли смогу. но без этого в осознании проблемы не продвинуться дальше эмоциональных отзывов или аналогий со спортом (методику спортивных тренировок мы тоже вряд ли воспроизведём в трёх предложениях).


      1. piton_nsk
        25.10.2022 17:01
        +1

        например Энштейн учился на тройки

        Это миф. Единственная тройка была по французскому языку, а по физике и математике он учился отлично.


        1. tvr
          25.10.2022 17:06

          Дык вам же про Энштейна пишут — хз, кто это такой и чем прославился :))


          1. piton_nsk
            25.10.2022 17:23
            +1

            И точно! Проглядел)


  1. cprog456
    24.10.2022 20:58

    Насчет доплаты за неуспевание, насколько я знаю, цена курса всегда фиксированная, а сумму платежей, которые пришлись на академический отпуск они возвращают в конце обучения.


  1. Ipashelovo
    24.10.2022 21:53

    По посту я бы сказал, что проблема самого курса, без учёта долгого старта и проблем с самой платформой, в том, что задания проверяет компьютер, а не ревьюер. И в результате приходится отгадывать, что же ему такое не понравилось, что он ответ не принимает.

    Пункт с декоратором, кстати, считаю совершенно нормальным. Ни один разработчик не знает всего.

    Так же считаю нормальным подходом высасывание проблем из пальца при ревью. Сам проходил курсы, где этот подход практиковался, чему крайне рад. Хотя один знакомый коллега, проходивший тот же самый курс, плюется с такого подхода.

    И ни один курс, как бы хорош он не был, не даст полноценной практики, как бы хорош он не был. Так что теория вперемешку с алгоритмической практикой - не самый плохой вариант. Так хотя бы какая-то база будет. А учитывая, что курс могут взять люди, от IT очень далёкие, лучше дать такое, чем не дать ничего


    1. WASD1
      24.10.2022 23:23
      +1

      в том, что задания проверяет компьютер, а не ревьюер.

      Ну в моём понимании это именно то место, где должен сыграть "эффект масштаба".
      Т.е. если у вас тысячи студентов на 1 конкретный курс - то кроме "дешёвой техподдержки" вы можете нанять "дорогих программистов и дата-сатанистов" его вылизывать, с точки зрения удобных автоматизированных заданий (ответы должны быть не толко формально верны, но и интуитивно понятны, убирать неудачные формулировки, вставлять подсказки (после неверного ответа) в самых неясных местах)....


  1. aweawem
    24.10.2022 22:21
    +5

    Вот здесь и почувствуйте разницу между отбрасыванием оптовых (аномальных) покупателей и отсеканием выбросов, про обработку которых так много было написано в курсе, а про опт и розницу, ни одной маленькой пометки.

    На самом деле здесь к Яндексу вопросов нету, более того он абсолютно прав в этом подходе. В каждой организации своя аналитика и надо быть готовым к тому, что она будет отличаться от теории не потому что так лучше, а потому что никто не хочет заморачиваться. Работа с "шумами" и выбросами это то, с чем вы будете сталкиваться в любой аналитике серьёзного уровня, потому что оказывается, что изученные классические методы не робастны и один необработанный выброс сведёт полезность вашего исследования к нулю. А что и как отсекать, в каких разрезах считать, это уже будет варьироваться от места к месту.


    1. Nuubs Автор
      24.10.2022 22:24
      +1

      Вы не все процитировали, там было указано, что на ПЛАТНЫХ курсах нет да же оговорки про то, что в жизни эти методы могут не применяться. Хрен с ним, когда в вузе про это не говорят, но на платных курсах, которые, во все уши и со всех сторон льют, как хорошо они готовят к РЕАЛЬНЫМ условиям, про такое да же вскользь не упомянуть - это позорище.


      1. sunsexsurf
        25.10.2022 09:19
        +3

        «Могут не применяться» - ну, знаете. А могут и применяться. То, что ваша коллега (знакомая) из аналитики Пятерочки не применяет в жизни статзначимость, не говорит о том, хорош или плох этот самый p-value (скорее, плох, но это вопрос отдельного обсуждения), это лишь говорит о том, что просто они его не поменяют и все. Вот если на курсе и словом не будет упомянуто, чем же p-value плох и в чем его проблема - тогда да, это косяк курса. А говорить, что «в жизни этого нет» - я б поостерегся.


      1. Source
        25.10.2022 17:47
        +2

         в жизни эти методы могут не применяться

        Пфф, критерий - огонь. А вы в курсе, что для анализа данных и Python может не применяться? Или про это тоже должны были рассказать?


  1. yndxpracticum
    24.10.2022 22:25
    -1

    Добрый день!

    Меня зовут Диана, я из команды Практикума. Я увидела ваш пост с обзором на курс Аналитик данных и решила оперативно подключиться.

    Сразу скажу, что любая обратная связь студентов очень важна для нас. Мы постоянно работаем над улучшением качества наших курсов и дорабатываем то, что возможно на данный момент работает не очень. Поэтому мы ценим, если наши студенты наряду с минусами указывают также и плюсы. Благодарю вас за то, что вы смогли отметить в своём отзыве наши сильные стороны, которые касаются объёма полезной информации, опыта написания самостоятельных работ, а также усиления мягких навыков. Нам очень приятно видеть, что в своей обратной связи вы постарались подойти к обзору на курс с разных сторон.

    Вместе с этим вы поделились своим видением слабых моментов, и это, честно сказать, для нас самое интересное – мы воспринимаем любую критику наших продуктов как подсказку, где нам нужно что-то доработать или поменять. Также наша команда была бы рада пообщаться с вами в формате видео-встречи в Zoom и обсудить некоторые вопросы голосом. Например, коллеги подсказали мне что задачи, о которых вы пишите (например, задание с Hello, world!), встречаются в самом начале бесплатной вводной части курса, то есть когда будущий студент только начинает работать в тренажёре и обладает лишь начальными знаниями или не обладает ими совсем. Также на данном этапе я бы хотела попросить вас видоизменить или удалить задания платного трека из открытого доступа, так как это противоречит пункту 3.2.2 настоящей Оферты. Я понимаю, что вам хотелось бы подкрепить свои слова реальными примерами, однако мы оставляем за собой право следить, чтобы наши задания не оказывались в открытом доступе.

    Теперь хотела бы перейти к разбору остальных пунктов вашей обратной связи. Прежде всего, мне кажется важным разграничить две темы: поступление в Практикум по программе Цифровые профессии и саму обратную связь на курс.

    Начнём в первого пункта. Действительно, обучение по программе Цифровые профессии имеет ряд особенностей, которые Практикум, как исполнитель, обязуется выполнить в рамках программы сотрудничества с Университетом 2035 и Минцифры РФ. Дата старта обучения по программе Цифровые профессии определяется в частном порядке в зависимости от конкурса на курс в каждый конкретный период времени. Я не могу назвать это отсрочкой старта обучения, так как данная процедура описана в карточке каждого курса на портале Госуслуг. Например, в карточке курса Аналитик данных можно прочитать, что «после успешного прохождения отборочных этапов студент будет зачислен в группу, в которой есть свободные места».

    Здесь же мне кажется важным рассказать, как обстоит ситуация с оплатой обучения в период академического отпуска. Фактически в это время студент может продолжать обучение – у него сохраняется доступ к теории и тренажёру. Вместе с этим он получает время на доработку практических заданий и может возобновить обучение с другой когортой, когда будет располагать достаточным количеством человеческого ресурса и времени.

    Однако количество академических отпусков в Практикуме ограничено, а все задания должны выполняться в определённые сроки – дедлайны. Такой порядок обучения необходим, ведь студенты обучаются в когортах, которые, по нашим правилам, должны завершать обучение в определённый момент времени. Иначе сопровождение не сможет оказывать должной поддержки студентам – они просто будут находиться на разных этапах обучения и проходить курс в своём ритме. Мы на старте предупреждаем наших студентов, что в Практикуме существует система дедлайнов, сроки которых и мы, и студенты обязаны соблюдать.

    Что касается качества поддержки и обратной связи от команды сопровождения. Наставник на курсе имеет SLA ответа. Сейчас это время составляет 24 часа. Если в указанный срок наставник не возвращается к студенту, последний может сообщить об этом своему куратору. Мы всегда благодарны тем студентам, которые оперативно реагируют на задержку с ответами от наставников. Так мы понимаем, где именно нам нужно сосредоточить фокус внимания и некоторое время понаблюдать за такими наставниками. Мы хорошо отдаём себе отчёт, что если студент не получает должного сопровождения, он может оставить негативную обратную связь, но уже не куратору, а, например, на отзовике. А нам, как в первую очередь людям, которые переживают за качество своего продукта, и только во вторую – сервису онлайн-образования, это, поверьте, совершенно не нужно.

    Поэтому за этой частью образовательного опыта наших студентов мы всегда следим очень внимательно. Надеюсь, что если вы примете моё предложение созвониться и обсудить вашу обратную связь голосом, вы подскажете, кто конкретно из наставников не успевал отвечать в заявленный нашими требованиями SLA. Это очень поможет нам улучшить работу команды сопровождения в будущем. Также на звонке мы бы хотели подробнее обсудить кейс с ответом наставника – насколько упомянутый вами вопрос о декораторах относился непосредственно к материалам курса. Конечно, здорово, когда наставник может ответить на все-все вопросы. Однако, в первую очередь, он обязан следить за разбором тех материалов, которые указаны в теоретической части курса. Это мы бы и хотели проверить вместе с вами.

    Относительно работы команды образовательной поддержки – коллеги из этого департамента работают 24/7. Наши студенты находятся в разных часовых поясах, и мы понимаем, что если наставникам чаще всего удобнее проводить вебинары по часовому поясу GMT+3, то должен быть кто-то, к кому студенты могут обращаться за помощью круглосуточно. Опять же многие совмещают учёбу и работу, поэтому им важно получать ответ в любое время суток независимо от привязки ко времени. Поэтому здесь я также надеюсь, что на звонке мы вместе с вами сможем проверить историю ваших обращений в поддержку и посмотреть, как долго вы ждали ответа от коллег. Это также очень поможет нам в выстраивании процессов.

    Далее, хотела бы рассказать, как в Практикуме обстоят дела с доступом к материалам новых уроков. Действительно, перейти к новому спринту до того момента, пока студент не сдал проект и не отработал материал прошлого спринта, невозможно. Последовательная отработка материала кажется нам наиболее удачной моделью обучения (теория > практическое задание > следующий спринт).

    В конце хотела бы рассказать об обратной связи ревьюеров по проектам и таком понятии как самоходность, которое мы в Практикуме стремимся прививать нашим студентам с самого начала обучения. Конечно, ревьюеры не дают готовых ответов по заданиям. Однако они подсказывают, на что стоит обратить внимание для того, чтобы успешно выполнить работу.

    То же касается и самостоятельной работы – мы уверены, что каждый будущий специалист, который получит диплом Практикума, должен уметь самостоятельно ориентироваться в больших объёмах информации. Это качество делает наших студентов более конкурентноспособными на рынке труда и здорово помогает им в поиске работы после выпуска. В то же время мы всегда следим за тем, чтобы работы команды сопровождения и теоретических материалов курса было достаточно для отработки всех практических заданий и успешного усвоения нового материала. Если студентам кажется, что где-то этой поддержки недостаточно, мы всегда рады услышать их обратную связь и помочь в решении непростых вопросов на конкретных примерах.

    Пока что это все пункты вашей обратной связи, которые мне удалось выделить. Возможно что-то из ваших комментариев я оставила без внимания, поэтому повторюсь, я буду очень рада провести с вами очную фидбек-сессию в Zoom. Так у нас будет возможность собрать больше фактуры по вашим замечаниям и голосом обсудить все вопросы. Если вы согласны, пожалуйста, напишите об этом в комментариях – после этого мы согласуем время звонка.

    В завершение хочу ещё раз поблагодарить вас за такую подробный отзыв на курс. Для нас действительно важно всегда быть на связи с нашими студентами.

    Поэтому остаёмся на связи!


    1. Nuubs Автор
      24.10.2022 23:13
      +9

      Также на данном этапе я бы хотела попросить вас видоизменить или удалить задания платного трека из открытого доступа, так как это противоречит пункту 3.2.2 настоящей Оферты. Я понимаю, что вам хотелось бы подкрепить свои слова реальными примерами, однако мы оставляем за собой право следить, чтобы наши задания не оказывались в открытом доступе.

      Просьба конкретизировать ваши претензии и предложить возможные варианты по замене т.к. не совсем понятно, что вы от меня хотите и чем мне это угрожает.

      Отдельное спасибо за Ваш отзыв, которым вы в очередной раз подтверждаете палочную систему компании яндекс ))


      1. yndxpracticum
        25.10.2022 09:12

        В этой ситуации с нашей стороны это лишь просьба. Мы в любом случае будем рады, если вы примете предложение обсудить вашу обратную связь голосом.


      1. kolossradosskiy
        25.10.2022 10:08
        +4

        Представитель этих великолепных курсов ясно и понятно намекает где еще стоило бы оставить отзыв. На отзовике объективные и не очень хвалебные отзывы им "совсем не нужны", оказывается.
        Ну ок. Раз именно там ожидается максимальный охват целевой аудитории потенциальных покупателей, возможно ваш отзыв стоило бы адаптировать и разместить на том ресурсе.


    1. tvr
      24.10.2022 23:15

      ваш пост с обзором на курс

      В завершение хочу ещё раз поблагодарить вас за такую подробный отзыв на курс.

      Да что ж вам такого плохого сделал русский язык?
      «Пост с обзором курса» или «отзыв о курсе».


      1. ne555
        25.10.2022 08:15
        +1

        Можно было бы и дальше придираться к орфографии представителя от Яндекса, например, "Начнём в первого пункта", или "конкурентноспособными", IMHO, у автора с русским языком похуже будет:

        Орфография
        Сама подача материала еще хуже...
        Сама подача материала еще хуже...

        Просто указываю ссылку и ПО (кстати, связанное с Яндексом) чекает орфографию, подробнее здесь.

        Интересно было сделать свои выводы, как раз не по части образования/заданий... Плюсанул им обоим, спасибо.

        Интересно, а сама Диана проходила полностью какие-либо курсы от Яндекса?

        Автор нагловатый конечно: "ваши претензии и предложить возможные варианты по замене ".


    1. WASD1
      24.10.2022 23:29
      +18

      Также на данном этапе я бы хотела попросить вас видоизменить или удалить
      задания платного трека из открытого доступа, так как это противоречит
      пункту 3.2.2 настоящей Оферты.
      Я понимаю, что вам хотелось бы подкрепить свои слова реальными
      примерами, однако мы оставляем за собой право следить, чтобы наши
      задания не оказывались в открытом доступе.

      Со стороны это выглядит так:
      1. У Яндекса плохие курсы
      2. Яндекс использует формальный предлог, чтобы информации о качестве его курсов была хуже доступна
      3. Из п.2 следует, что работать над улучшением качества курсов Яндекс не намерен.

      Как минимум так это выглядит на меня, ну и как следствие при вопросе со стороны "можете посоветовать курсы, например Яндекс", вот лично я вместо "фиг его знает" чаще буду говорить "курсы у них скорее плохие, чем хорошие".


    1. shaggyone
      25.10.2022 09:10
      +9

      Здравствуйте Диана, спасибо за ваш показательный комментарий. Хочу подсказать вам идею, что то, что вы указали автору, там где он цитирует а не использует ваши задания противоречит такому-то пункту оферты:
      а. фактически означает заметание проблем под ковёр, вместо решения их.
      б. наводит людей, вроде меня, которые слышали будто курсы от Яндекса *неплохие* на мысль, что возможно они ещё и *нехорошие*, на уровне, что лучше обходить подальше. А это, на секундочку, деньги, которых вы *не получите*.


      1. shaggyone
        25.10.2022 09:18
        +10

        Юристы поправят, но мне ситуация представляется так:
        1. автор получил услугу не того качества, на которое расчитывал, после чего дал развёрнутую обратную связь воспользовавшись каналом, который вы мониторите. Попытки задействовать прочие каналы, как мы видим из рассказа автора, были, толку не было. Даже тут вы вместо принятия обратной связи по сути одной рукой пишете «ваше мнение очень важно для нас», а второй пытаетесь отправить его в мусорную корзину.
        2. по идее есть такая штука как «добросовестное использование». Это о том, что процитировать папу заданий из множества в объёмном тексте — это добросовестное использование ок, а выложить 50% ваших заданий под видом отзыва с комментарием вида «ну и ерунду придумал этот Яндекс» уже не ок, и смахивает на пиратство.


    1. deech
      25.10.2022 10:06
      +2

      Особые и весьма заманчивые условия сотрудничества с Практикумом через Цифровые Профессии накладывают свои ограничения. Если бы не форс-мажор в ходе курса, то эти ограничения могли бы остаться не замеченными — уверен в большинстве случаев так и происходит.

      Печально видеть, как в итоге эти ограничения «сыграли» и наложились на больничный и в итоге вылились в тотальный негатив по отношению к самому курсу =(


    1. hazard2
      25.10.2022 14:05

      Почему-то изначальному посту больше верится, чем вам.


  1. domix32
    25.10.2022 00:27
    -2

     RemoteAcademy по управлению командой

    я что-то сомневаюсь, что корректно будет сравнивать разные курсы у разных кампаний - получится теплое с мягким разве что сравнить.

    А отсутствие вменяемого фидбэка это видима черта всех сервисов яндекса. Ну, то есть это все же в первую очередь про бабки, а не про обучение/решение проблем.


  1. deech
    25.10.2022 10:06
    +2

    Стало обидно за державу, поэтому ворвусь в комменты со своим кейсом. Кейс на кейс, так сказать.

    (Конечно, правильнее было бы сравнивать Генеральную Совокупность всех студентов, а не только два наших случая))

    Проходил этот курс в 2019 — в самой первой когорте. Тогда он только был собран и команда курса всем составом наблюдала за нашим прогрессом. Более заинтересованных, и отзывчивых ребят я ещё не встречал. Они были супер замотивированы сделать лучший курс для начинающих аналитиков.

    Интересно, что заплатил где-то в феврале, когда только увидел первую рекламу, а сам курс начался в июне. Этого времени как раз хватило, чтобы пройти первый бесплатный урок (я — скорость!) и ещё вводный курс по Питону на Степике.

    И тогда тоже были и проблемы с тренажёром, и неточные формулировки; и тем не менее наша когорта почти в полном составе прошла до выпускного и до сих пор держим связь.

    Было много кто хотел сменить карьеру после этого курса (типа как я), и, насколько я знаю, у всех получилось, кто приложил достаточно усилий; то есть в целом сам курс задал правильное направление развития.

    Конечно, приходилось много гуглить дополнительно и даже допройти курс по статистике (тот самый) для полной картины, но увы так это работает — примерно так потом и на реальной работе. Даже после того как я нашёл первую работу аналитиком и дальше дата-инженером, всё равно приходится постоянно искать информацию и добирать знаний на следующих курсах (а ещё подкастах, докладах и книгах).


    1. avshkol
      25.10.2022 18:32

      Я проходил этот курс в 2020-м, в пандемию - остались лучшие воспоминания! До этого я в руках кроме Бейсика в институте и Экселя ничего не держал, питон увидел впервые там, да, не без корявостей, но объём знаний, преподы, студенты, вебинары по субботам - вот это все… Я потом еще и ДатаСайенс прошел, и на Мидл питона попытался - но вылетел. Сейчас с боем продираюсь сквозь Инженера данных.


  1. deech
    25.10.2022 10:15

    О, ещё закину историю про выбросы!

    Надо было сделать таблицу в базе для данных по грузовым машинам, среди прочего там была колонка с грузоподъёмностью. «Сколько может быть грузоподъёмность машины?» — подумал я. Ну вряд ли больше +2 147 483 647! И сделал поле типа Int.

    И я был сильно удивлён, когда данные из источника ПОЧЕМУ-ТО не влезли в мою новую таблицу. Оказалось, что среди прочего грузоподъёмность машины может быть 999 999 999 999 999. Интересно, что туда грузили)


    1. Sergei_Erjemin
      25.10.2022 13:11
      +2

      А почему вы решили, что грузоподъёмность в тоннах, центнерах или килограммах? А почему не в граммах, миллиграммах или массах атома водорода?


      1. deech
        25.10.2022 21:34

        резонный вопрос! внутри колонки действительно единицы измерения могут быть в чём угодно и даже различаться в соседних местах.

        чтобы не плодить хаос, у нас единица измерения указывается прямо в названии атрибута — например, carrying_capacity_kg.


    1. morijndael
      26.10.2022 14:23

      Может это была грузовая космическая фура из далёкого будущего? Перетаскивает сразу тератоннами в другую галактику, лететь ведь долго


  1. BobArctor
    25.10.2022 12:18

    Задача 1.
    Аналитика данных
    Классическое определение вероятности
    Нужна техподдержка


  1. Sergei_Erjemin
    25.10.2022 13:06
    +3

    Ох уж эти поколения индиго, Y, Z или как вас там:

    именно так и учатся программированию?

    Да! Процесс обучения в том, что нужно натренировать нейронные сети своего мозга. Если обучаетесь шахматам, то нужно сыграть 10000 партий, из которых большинство проиграть... при этом потратить еще примерно 10000 часов на осмысление проигранных (и иногда выигранных) партий... роль преподавателя в том, чтоб объяснить почему ты проигрываешь, и это всего на всего немного сокращает время которое тратиться на обдумывание ошибок.

    И с программированием также! Нужно написать кучу неправильного кода, который вроде даже и работает, и выдает правильные ответы, но все равно неправильного. Понять (самому понять) почему он неправленый, и так всю жизнь! :))

    Если дадут, как вы пишете, систематизированную информацию, то никакого обучения не случится. Это как посмотреть научно-познавательный фильм. Интересно, увлекательно, познавательно, но навыков -- ноль!

    P.S. И на счет того, что "долго ждал": Что вы решили полупить в МГ, на платное очное отделение. Вы думаете вам прям сразу после оплаты начнут лекции читать? Не-а! Только с перового сентября, вместе с другими слушателями очного отделения. :) К счастью при онлайн обучении намного гибче, но некоторое время подождать пока сформируется поток -- нормально. Это же не полностью автоматизированное обучение по безлюдным технологиям. Есть еще люби-кураторы!


  1. Source
    25.10.2022 13:24
    +6

    Странные эти любители курсов.. Ну, захотел ты анализом данных заниматься, ну купи (или в библиотеке бесплатно возьми) для начала вводный учебник по теории вероятностей и математической статистике, чтобы хотя бы знать, что вероятность в процентах не измеряется. Нет же, пойду сразу курс за много тысяч покупать. Ну раз уж даже и купили, то могли бы воспользоваться задержкой 2.5 месяца, чтобы учебник таки осилить, а не терять время на ожидание старта курса.

    А так, конечно, формат подобных курсов - это почти всегда фигня полная. Но ощущение, что людям, которые выбирают так учиться, такое и надо, чтобы очнуться.


    1. Ioanna
      25.10.2022 13:46
      +1

      Да. Гмурман, как щас помню. У нас тервер вел препод-легенда, такое не забывается)


  1. mrkrivedko
    25.10.2022 13:44
    +2

    На днях закончил курс Яндекс.Практикума «Python-разработчик» по Цифровым профессиям. У тех кто решил урвать «билет Вайти с нуля» такие же отзывы про учёбу были в чате в телеграмме.. ) Лично у меня 9 месяцев прошли легко и непринужденно. Помощь наставников ниразу не потребовалась. В слаке и в телеге помогал другим по мере возможности, тем самым закрепляя усвоенный материал.. Пощупал новые для себя инструменты, понял в каком направлении нужно двигаться дальше. Курс - не волшебная пилюля, всего лишь вектор.. углубляться в документацию, расширять стэк технологий и инструментов самостоятельная задача, именно этот навык понадобится в реальной работе..


  1. ergo3110
    25.10.2022 14:19

    В этой истории больше всего удивляет то, как легко автор попал на курс за госсчет.
    С начала 2022 года 6 раз я подавался на ту же субсидию на обучение от Цифровых Профессий (на курсы от разных площадок, включая Практикум). Не смотря на полное соответствие всем требованиям, включая нахождение на учете в качестве безработного, я получил 4 отказа, а 2 раза в ответ на заявку мне почему-то начали звонить из "Синергии"(туда я вообще никогда ничего не подавал) с требованием зарегистрироваться самозанятым, чтобы начать "бесплатное" обучение.
    Не то, чтобы курсы были мне необходимы (сам уже почти все освоил), но всегда полезно что-то повторить/подучить, плюс Госуслуги буквально бомбардировали почту рекламой бесплатной учебы от Цифровых Профессий.


  1. VolkovAG
    25.10.2022 14:19

    Интересная статья... даже и подумать не мог что настолько хромают услуги сервис, продукт думаю хороший у, а вот над организацией и сервисом предоставления нужно бы поработать...


  1. Ionenice
    25.10.2022 14:58
    +2

    А задача со скрепкой точная? Просто либо данный ответ довольно странный, либо я совсем о другом думаю


    1. OldNileCrocodile
      25.10.2022 15:50

      Тут шутка в том, чтобы угадать ответ с какой точностью они используют. К примеру, 98/123 => 0.79674 периодическая дробь. Если взять проценты, то по логике должно быть 0.79, ан нет у нас точность, надо брать 0.796


      1. Ionenice
        25.10.2022 23:31
        +1

        Да не, я не об этом, точность и визуализация процентов это другое. Я про сам ответ, разве это верное решение? Если бы условие содержало «с какой вероятностью в конкретно этом случае упали скрепки», то да, возможно данные решение и ответ имели бы смысл, а так как-то странно


        1. Source
          26.10.2022 15:44

          > с какой вероятностью в конкретно этом случае

          Похоже, вы не очень понимаете, что такое вероятность.


          1. Ionenice
            26.10.2022 21:29

            Да вроде понимал. Если в условии будет всего одна скрепка, и она пересечёт линию, то вероятность пересечения будет равна 100%? А если не пересечёт, то 0%?


            1. Source
              26.10.2022 22:33

              Ну тогда вы понимаете, что тут 123 эксперимента провели, а не 1. В идеале надо ещё доверительный интервал посчитать. Но это уже более сложная задача будет.


              1. Ionenice
                27.10.2022 01:55

                Вы правы, я просто воспринимал все эти 123 скрепки просто как один эксперимент, что скрепки бросили все сразу и поэтому возникли сомнения в данной задаче и ответе


  1. Mike-M
    25.10.2022 15:19
    +1

    для себя сделал вывод, что единственной панацеей от подобной ситуации может быть самостоятельная учеба
    Аналогично. Но по другой причине.
    Дело в том, что с точки зрения восприятия информации все люди делятся на три типа:

    1. Визуалы — это мы с Вами, т. к. лучше усваиваем текстовую информацию с бумаги, что позволяет контролировать скорость её восприятия
    2. Аудиалы — это люди, которые лучше усваивают речь репетитора, преподавателя, коллеги и т. п. на слух
    3. Кинестетики — это люди, которым лучше всего подавать информацию в виде 3D-моделей, инфографики, схем, чертежей, и даже (кто бы мог подумать) видеороликов

    Шутка юмора (полу-оффтопик, баян)
    Все люди делятся на 10 категорий: те кто понимают бинарный код, и те кто не понимают его.


    1. Deosis
      26.10.2022 07:20
      +2

      Кинестетики — это люди, которым лучше всего подавать информацию в виде
      3D-моделей, инфографики, схем, чертежей, и даже (кто бы мог подумать)
      видеороликов

      Кинестетики лучше всего усваивают информацию "руками". Для них луше всего набить тестовый пример в редакторе пару раз. А инфографика и т.п. для визуалов


  1. avrusanov
    27.10.2022 10:53

    Ключевое в статье - "На просторах интернета есть масса информации в открытом доступе и можно самостоятельно изучить"