Для бизнеса сайты и приложения стали основными площадками для продаж. Плагиат дизайна интерфейса – частое явление. Скопировать чужую идею легче и быстрее, чем создать свою. Защитить дизайн интерфейса можно с помощью получения патента на промышленный образец. Защитить можно одну иконку, набор или весь интерфейс полностью.

Как стать обладателем патента на дизайн интерфейса, расскажем в этой статье.

Что такое патент на промышленный образец?

Патент на промышленный образец – документ, который защищает внешний вид изделия: сайта, приложения.

Владелец патента имеет право:

  • использовать объект в своих целях;

  • запрещать использование другим лицам;

  • передавать объект по лицензии и договору отчуждения.

Получить патент можно только на уникальный дизайн интерфейса. При проверке учитываются все известные решения в России и мире. Срок действия патента – 25 лет. При этом необходимо уплачивать ежегодную пошлину за его поддержание, начиная с 3 года владения, и продлять каждые 5 лет. За продление платить не надо.

Патент действует только на территории России. При необходимости можно подать заявку в патентные ведомства интересующих стран или по Гаагской системе международной регистрации промышленных образцов. Получить охрану промышленного образца сразу во всех государствах невозможно.

Дизайн одновременно является объектом авторского права. Для защиты не нужно проходить государственную регистрацию, авторские права возникают по умолчанию в момент создания макета. Произведение охраняется полностью. Будущий владелец патента перед подачей заявки должен убедиться, что исключительное право по договору принадлежит ему, а не дизайнеру-автору, если тот участвовал в разработке.

Заявку в Роспатент могут подавать как физические, так и юридические лица. Обычно заявителями бывают:

  • авторы – дизайнеры;

  • патентные поверенные, действующие в интересах правообладателя;

  • заказчики, имеющие исключительное право на созданные дизайнером решения;

  • работодатели, если дизайн создан в рамках служебного произведения. 

Яндекс зарегистрировал интерфейс своих приложений Яндекс Карты, Яндекс Такси в Роспатенте.

Авторское право защищает вашу разработку от копирования, то есть создания тождественного дизайна. При получении патента ваши права расширяются. Регистрация дизайна в Роспатенте – защита не только от тождественных решений, но и от схожих.

Защитить с помощью патента можно только особенности вашего дизайна, а не все детали, в том числе стандартные для любого сайта. На чертеже неподлежащие охране элементы можно обозначить пунктирными линиями.  Графический интерфейс обычно включает много шаблонных текстовых полей, слайдеров и других стандартных элементов. На них получить патент нельзя. На регистрацию можно подать web-страницу целиком или только одну иконку.

Авторское право, в отличие от патентного, защищает произведение в полном объеме. Вы можете придумать дизайн, который очень похож на уже существующий, ваш объект будет под защитой авторского права. А для получения патента дизайнерское решение должно быть действительно уникальным: чем больше отличий от ближайшего аналога, тем лучше.

После получения патента вы сами должны мониторить нарушителей, ограничивать их действия, защищать свои права в претензионном и судебном порядке. Роспатент не занимается выявлением нарушений и привлечением к ответственности нарушителей. В России пока нет обширной практики по защите дизайна сайта и интерфейса, но прецеденты есть.

Зарегистрированный дизайн или интерфейс повышает инвестиционную привлекательность компании. Это нематериальный актив, который может использоваться в качестве залога при получении кредита, также с его помощью можно снизить налогооблагаемую базу. 

Минус получения патента – защита распространяется только на зарегистрированный интерфейс. Если вы вносите изменения в запатентованный объект, патент теряет силу. Регистрировать придется новый внешний вид. Поэтому мы рекомендуем патентовать конечный вариант дизайна.

Как получить патент на дизайн интерфейса?

В первую очередь нужно провести предварительный патентный поиск. Это можно сделать самостоятельно или с помощью патентного поверенного. При самостоятельном поиске используйте сайт ФИПС, Международную поисковую систему DesignView, международную базу данных Hague Expressбазу данных промышленных образцов ЕС. Если найден схожий дизайн, вы можете доработать свой макет до патентоспособности. Нужно выявить схожие характеристики и постараться уникализировать элементы.

В заявочную документацию на получение патента входит:

  • заявление;

  • изображения изделия, в нашем случае сайта или приложения;

  • чертеж;

  • описание объекта;

  • квитанция об оплате госпошлины.

Как правильно заполнить заявку, можно узнать здесь. Нельзя допускать ошибок, иначе эксперты отклонят заявку.

На регистрацию подается макет, который представляет собой структуру сайта с блоками и навигационными панелями: общая дизайн-концепция, расположение графических элементов, видеоматериалов, текста, построение меню, навигации. Не нужно указывать несущественные мелочи и сам текст. Интерфейс также можно зарегистрировать по частям, например анимацию и иконки.

При описании дизайна нужно уделить особое внимание его особенностям. Вы должны убедить эксперта в уникальных характеристиках вашей разработки. Чем подробнее вы распишите информацию о вашем дизайне, тем выше степень защиты, которую он получит. Это объясняется тем, что грамотное расширенное описание увеличивает объем охраняемого объекта. Конкурентам будет сложнее зарегистрировать или использовать аналогичное решение. Для наглядности выбирают несколько похожих дизайнов и на их примере раскрывают уникальность.

За регистрацию уплачиваются пошлины, размер можно рассчитать на сайте Роспатента. Если подать заявку в электронной форме, то пошлина снизится на 30%. Заявка в этом случае подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Обратите внимание на то, что ФИО индивидуального предпринимателя или название организации плательщика должны совпадать с информацией о заявителе. Квитанция прикладывается к заявке. Регистрация длится до 20 месяцев, на практике мы получаем патенты в течение 6 месяцев.

В ходе формальной экспертизы проверяют, все ли документы предоставлены, правильно ли они оформлены. Могут запросить дополнительные сведения, если это необходимо. Экспертиза по существу проверяет представленный макет на новизну и оригинальность. Рассматривают не только зарегистрированные аналоги, но всё, что найдется в Интернете. Обычно процедура длится от 6 до 12 месяцев. Но в нашей практике встречаются случаи прохождения этого этапа за 4-6 месяцев.

Если дизайн или графический интерфейс признан патентоспособным, вы получите патент. В документе указывают как автора, так и правообладателя. Это могут быть два разных человека: заказчик – правообладатель, дизайнер – автор. Дизайнеры редко патентуют собственные разработки, обычно в этом заинтересованы заказчики, чтобы закрепить за собой исключительные права.

Автор не сможет без согласия правообладателя совершать с объектом какие-либо действия. Авторов и патентообладателей может быть несколько, закон допускает такую ситуацию.

Патент выдается в электронном виде. Чтобы получить бумажный вариант документа, нужно оплатить дополнительную пошлину.

Почему авторского права недостаточно для защиты?

Как мы уже говорили, авторское право защищает только от копирования. Редко нарушители делают полный плагиат. И даже в этом случае требуется проведение экспертиз. К тому же доказать, что именно вы – автор или правообладатель на словах не получится. В судебном споре одержать победу с первого раза сложно. Хорошо если есть договор между заказчиком и дизайнером.

Патент защищает даже от появления у конкурентов схожих решений. Как правило, горе-разработчики берут основу, но стараются дополнить ее новыми элементами. В суде при наличии сходства доказывать авторство и обладание правами не придется. Патент – это и есть доказательство.

 

Комментарии (0)