Теория грязной работы: в унылой работе, которую избегает большинство людей, есть множество возможностей для внесения больших изменений малыми усилиями.

Когда люди спрашивают у меня советы по карьерному росту, я говорю им то, что неплохо срабатывает у меня: найдите развивающуюся компанию, которой действительно важна ваша работа, а затем займитесь неприятной работой, которой избегают все остальные. Мне кажется, этот путь широко применим:

  • Обширный рост важен, потому что в экспоненциально растущей компании вы первый в очереди к экспоненциально большим (и обширным) возможностям. Кроме того, когда рост активен, вы выигрываете, делая работу, а не побеждаете, вырываясь вперёд при помощи политики.

  • Нахождение в месте, где от вас требуется выполнение работы, необходимо — чем больше компания нуждается в вас, тем больше людей будет пытаться вам помогать.

  • Последняя часть самая неожиданная — ищите неприятные вещи, которых люди избегают.

Примечательно, что такой путь карьерного роста ищут немногие:

  • Для многих с точки зрения карьеры привлекательны компании уровня FAANG и начинающие стартапы (ещё не находящиеся в режиме роста), потому что они предлагают наибольшую выгоду с точки зрения компенсации труда, ценности бренда и потенциальных преимуществ.

  • Часто самые привлекательные быстрорастущие компании нанимают людей «с запасом» — на самом деле вы им не нужны. Вспомните об увольнениях в Coinbase.

  • Многие люди (если не большинство) инстинктивно стремятся выполнять крутую, новую, яркую работу. Создавать новую криптовалюту, доказывать P != NP, писать потрясающую музыку и так далее.

Давайте подробнее рассмотрим различие между «крутой» и «некрутой» работой. Первая причина, по которой вам следует искать унылые задачи, заключается в том, что чем меньше людей пытается что-то делать, тем больше в этой сфере потенциальных прорывов, которых можно достичь малыми усилиями.

На каждом потрясающем фронтире есть множество потрясающих людей, попробовавших кучу замечательных методик. Вы не найдёте в этих сферах сверхпростых серьёзных побед. С другой стороны, чем менее привлекательна работа, тем меньше вероятность того, что в ней пытались решать проблемы по-настоящему талантливые люди. То есть в этой области есть вероятность лёгких достижений.

Однако важно не только найти эти лёгкие достижения — цель должна оправдывать своё достижение.

Вторая причина, по которой нужно искать подобную работу, заключается в том, что если какая-то работа настолько плоха, что у неё есть соответствующая репутация и к выполняющим её испытывают сострадание, то если вы решите проблему в ней, это окажет большое влияние. Устранение проблемы большой группы людей — это серьёзная победа, какой бы ни была работа и сфера. Представьте, что почти как в классическом фильме «Поле его мечты» тихий голос шепчет вам: «облегчи их страдания».

Давайте рассмотрим несколько примеров и поговорим о том, как подходить к их решениям.

Примеры и решения

Если вы работаете в компании, разрабатывающей ПО, то существуют распространённые категории работ, которых люди часто избегают, в частности:

  • On-call

  • Поддержка продукта

  • Администрирование/бухгалтерия/документация

  • Технический долг

  • Вторичные продукты

  • QA

  • Комплаенс

  • GDPR

  • Принесение извинений разъярённым клиентам

  • Обучение отдела продаж

  • Исследование конкурентов

  • Написание высококачественной документации

  • Ответы на вопросы о продукте от внутренних отделов

Всё это — отличные участки для поиска возможностей сильного влияния на процессы. Часто люди рассматривают эти сложные сферы бизнеса как неразрешимые проблемы. Один из признаков грязной работы, представляющей высокую ценность — постоянные предложения о найме команды, которая бы заставила проблему исчезнуть (часто перебросив её в другой отдел!): «постоянно приходят вызовы от клиентов, нужно нанять NOC»; «невозможно избавиться от тикетов поддержки, нужно нанять службу поддержки»; «нужно просто переписать код»; «нужно нанять QA».

И в самом деле, при достаточно крупных масштабах вам действительно может понадобиться найм подобных специалистов. Но такие решения часто принимаются слишком рано и со слишком большим фатализмом. Все мы прошли через многое, так что уж как-нибудь сможем вдвое уменьшить очередь в службу поддержки.

Если вы найдёте возможность, встаньте на линию огня: занимайтесь on-call, занимайтесь поддержкой, занимайтесь QA, занимайтесь техническим долгом. Займитесь болевыми точками. А потом устраните их.

Предупреждение: ни в коем случае не превращайте взятые на себя мучения во что-то нормальное. Нужно отчаянно сражаться, чтобы устранить проблему. Возьмите на себя грязную работу, а затем станьте лидером, решающим проблему исчерпывающе и с возможностью масштабирования решения.

On-call

Многие люди пытаются избегать on-call. Или «пытаются вытерпеть неделю on-call». On-call, как и все вышеперечисленные проблемы — сфера, где можно внести серьёзные улучшения. И улучшить on-call можно, взяв на себя ответственность, а не избегая её.

Примечание: особенно проблематичным подмножеством избегающих on-call являются менеджеры, часто обосновывающие это тем, что они недостаточно хорошо знают систему. Если это вы, то вы себя обманываете. Обратная связь — это подарок, а on-call — это обратная связь от системы для менеджера. Один из наилучших способов узнать систему и распознать возможности её исправить — это on-call. Участвуйте в ротации on-call, особенно если вы менеджер по разработке!

Итак, вы теперь участвуете в ротации смен on-call, что дальше? Сделайте так, чтобы количество вызовов стремилось к нулю. Вы можете это сделать. Поверьте, вы сможете сделать так, чтобы вызовы стремились к нулю. Многие справлялись с этой задачей в компаниях огромного масштаба.

Однажды я приступил к работе в on-call, которая выглядела как поле битвы: люди с уставшими глазами, натянутыми нервами, обиженные и обвиняющие друг друга. И вместо того, чтобы решать проблемы накидыванием большего количества сотрудников, мы работали умнее и упорнее. Мы вносили изменения в продукт, добавляли ограничения, автоматизировали перечни задач. Нам не удалось свести количество вызовов к нулю, но ситуация стала гораздо лучше, и всё это оказалось возможным благодаря постоянному гиперросту. Я многое узнал о системе и внёс огромный вклад. На самом деле, больше всего я жалею о том, что мы с моей командой не занялись on-call раньше.

QA

Ещё одна область, которую часто игнорируют — это QA, и, в частности, QA работы других людей. Мне нравится выполнять QA чужой работы — это один из лучших способов изучения продукта и предотвращения выхода проблем наружу.

И это ещё одна область, которую избегают менеджеры. Горем является менеджер, ничего не понимающий в своём продукте. Горем является менеджер, неспособный повысить качество своей команды. Тактическое использование QA может быть одним из лучших инструментов менеджера, оно позволяет быть в курсе и держать оборону.

Часто люди не дают QA шанса, часто они думают, что это монотонная обезьянья работа, которую следует скинуть на другую команду. Это совершенно неверно: скучны только скучные люди, а монотонен только плохой QA. С нелюбовью к QA связана ещё одна распространённая особенность «унылой» работы — люди не выполняют её качественно и не думают, что это стоящая проблема, в решении которой стоит совершенствоваться. Когда возникает эта «уловка-22», люди иногда переворачивают всё с ног на голову и говорят, что QA — это какой-то магический язык, на котором они никогда не смогут общаться в совершенстве. Обратите внимание, что те же самые люди не приводят подобные аргументы, когда дело касается изучения чего-то нового и интересного, например, распределённых систем и web3.

Как бы то ни было, для качественного QA требуется серьёзный уровень критического мышления, понимания систем и креативности. И этому можно научиться! Хороший QA создаёт автоматизацию, формирует сложные профили рисков для оценки работы, а часто и требует глубокого понимания когнитивных искажений и поведения людей. Лучший QA создаёт набор ожиданий, метрик и условий работы, чтобы вся команда в целом могла выпускать продукт и быстрее, и более высокого качества. Кроме того, лучший QA также служит циклом обратной связи для совершенствования работы. Аналогично снижению количества вызовов, отличный QA также помогает вашей команде работать быстрее, а ускорение работы косвенно и напрямую помогает вашей карьере.

И к компаниям это тоже относится

На грязной работе можно строить не только карьеру, но и компанию! Некоторые из лучших компаний известны тем, что решают скучные, унылые проблемы других компаний. Прекрасными примерами бизнесов, решивших скучные проблемы чрезвычайно эффективными и выгодными способами, являются Zapier и Stripe. На самом деле, многие примеры программного обеспечения B2B выполняют самую «токсичную» и «горькую» работу. Иногда грязная работа во многом похожа на стартап-единорог.

Мысли напоследок

Грязная работа — не для каждого. На самом деле, самые гениальные люди делают то, что хотят, и делают это с блеском. Есть люди наподобие Стива Джобса, которые возвышаются над остальными прекрасными людьми, пытающимися подражать им.

Но на каждого Стива Джобса есть свой Тим Кук. Прежде чем стать CEO одной из самых главных технологических компаний мира, Тим Кук был руководителем по мировым операциям и за всю свою карьеру не создал ни единого крутого продукта, стоящего коммерческой реализации. А затем он сделал так, чтобы эта технологическая компания усилила своё доминирование на порядок величин. Он вгрызался в грязную работу, а с ростом компании навык выполнения грязной работы с любовью становится всё более ценным.

Превращение в специалиста по грязной работе — это совершенно иной опыт. Чем больше вы учитесь разбираться в запутанных, человеческих, раздражающих задачах, которых избегают все остальные, тем больше леса вы видите за деревьями, тем больше ваши способности проливают свет на целую кучу проблем, которые кажутся совершенно нерешаемыми и непокорными.

В сфере технологий я не Стив Джобс, но, возможно, когда-то стану Тимом Куком. Чтобы двигаться к этой цели, я буду брать гораздо больше грязной работы.

Комментарии (30)


  1. LuchS-lynx
    18.11.2022 15:34
    +27

    Когда люди спрашивают у меня советы по карьерному росту, я говорю им то, что неплохо срабатывает у меня: найдите развивающуюся компанию, которой действительно важна ваша работа, а затем займитесь неприятной работой, которой избегают все остальные.

    На счет карьерного роста, при использовании такой стратегии, я бы поспорил, потому что, как известно, больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она - так и не стала. Безусловно такой человек будет нужен, но нанимать на руководящие должности руководству имеет смысл других, потому что если такой человек сменит функционал обязанностей, то проблема появятся вновь.


    1. Talug
      18.11.2022 22:42
      +2

      Это справедливо, когда человек просто выполняет "грязную" работу.

      Когда же человек в процессе выполнения оптимизирует процессы таким образом, что самой по себе работы становится меньше - его могут перевести туда, где эта работа еще есть. И иногда это вполне высокие должности.

      Как автор сказал в конце - та же операционка. Скучная монотонная работа, оптимизация которой может принести всей компании геометрический рост.

      А если нет, то через пару лет такого опыта человек станет отличным кризис-менеджером и просто уйдет в компанию аутсорс диктовать рынку свои условия.


      1. Sergeant101
        19.11.2022 12:56
        +3

        Если строить карьеру на выполнении грязной работы, за которую не берутся другие, вполне можно стать профессиональным дерьмочистом и диктовать свои условия на рынке дерьмочистов, типа я отказываюсь вычищать до вечера дерьмо каждое четвертое воскресенье месяца!


  1. c_kotik
    18.11.2022 15:46
    +3

    Подработка на закладках тоже весьма грязное дело... Рекомендуете?)


    1. DMGarikk
      18.11.2022 15:49
      +5

      ну теоретически можно стать Пабло Эскобаром, тоже, можно сказать, карьерный рост


  1. Dimsml
    18.11.2022 15:55
    +24

    Если вы так хорошо разгребаете всё это дерьмо, то ваше повышение автоматически означает, что дерьмо больше разгребать будет некому. А если новый сотрудник ещё и не настолько умный, или ленивый, или знает себе цену, то станет ещё хуже чем было.

    Зачем вашему начальству такие проблемы, проще оставить вас там, где вы сейчас.


  1. c_kotik
    18.11.2022 15:57
    -3

    Так и запишем - в NMG некому разгребать дерьмо.


  1. restruct
    18.11.2022 16:10
    +7

    Стройте карьеру на выполнении грязной работы

    Ищите неприятные вещи, которых люди избегают.

    Автор, а вы точно начали с себя? Или с презрительным хихиканьем рекомендуете окружающим нырять в канализацию, пока сами перекладываете бумажки в тёплом и сухом офисе?

    В экспоненциально растущей компании вы первый в очереди к экспоненциально большим (и обширным) возможностям.

    Это может быть правдой только в 1 случае: когда вы — владелец этой компании.


    1. EvilsInterrupt
      20.11.2022 11:01

      Там, как бы, кнопка "Перевод" видна. Тут нету автора ;)


  1. IvanSTV
    18.11.2022 16:22
    +14

    еще больше возможностей так и оставаться на грязной работе. Буквально на предыдущей работе я тянул кучу всякой рутинной оперативки помимо всякого прочего. А более молодой и пронырливый хрен коллега на нее нагло забивал. В результате кого повысили? Того, кто забивал. Потому что у него время было с начальником на глобальные темы поп... поговорить в курилке, а я по 12 часов херачил, не отрываясь.


    1. LuchS-lynx
      18.11.2022 16:33
      +5

      Есть две крайности - мене, текел. фарес (все подсчитать и детерминировать), а с другой работать с тем, с кем легко и приятно (хороший человек, но не факт что хороший специалист). Оценка чужих качеств и принятие решений это всегда субъективная логика. В итоге чаще всего "побеждают" те, кто становится "своим", а не лучшим в решении задач.

      Иными словами важно не то что ты делаешь, а как ты это пиаришь. По этому самый лучший Управленец сегодня, с т.з. карьеры, это тот, кто ничего не подписывает, а значит не отвечает, но который постоянно кого-то контролирует.


      1. IvanSTV
        18.11.2022 17:53
        +5

        Иными словами важно не то что ты делаешь, а как ты это пиаришь. 

        именно. Именно потому люди, которые на грязных работах работают и дерьмо разгребают, обычно никуда не двигаются. Во-первых, эту работу больше делать обычно некому. А во-вторых, им просто некогда себя пиарить.

        Знал китайца, обязанностью которого было формирование и рассылка одного отчета. Отчет у него генерировался по кнопке, которую я ему написал, так как он был тупой и не понимал, как этот отчет формируется, и начальство попросило ему помочь :) Прихожу я на новогодний корпоратив с награждениями - смотрю, на сцене получает грамотку герой одной кнопки.


  1. Coob
    18.11.2022 16:58
    +1

    С учетом профиля компании (Национальная Медиа Группа владеет половиной СМИ в России) топик начинает звучать очень иронично.


    1. hbn3
      18.11.2022 17:46
      +2

      Особенно с плашкой перевод.


  1. inkvizitor68sl
    18.11.2022 17:43
    +7

    Бред полный. Если только рассматривать карьеру как "получить место, из которого тебя по чужой воле точно никогда не уволят".


    1. hbn3
      18.11.2022 17:49
      +2

      Если считать что цель статьи действительно та которая в ней декларируется. Вполне может быть что реальная цель позитивная поддержку лохов, которые тянут за полцены и своего психического здоровья.


      1. inkvizitor68sl
        18.11.2022 17:59
        +6

        Не, ну посыл статьи-то верный - типа "берите задачи, которыми никто не хочет заниматься". Вот только автор статьи почему-то забыл уточнить, что при этом нужно быть не рядовым исполнителем, а уже руководителем (например) отдела, который с этой задачей справится - тогда карьерный рост будет.

        Если же простым исполнителем брать такие задачи в себя - то так и останешься в говне на одном месте копаться. А если будешь копаться ещё и быстрее всех - то через 5 лет обнаружишь, что твоих тиммейты (которые могли бы за тебя делать часть работы) давно уволились, а замену им даже и не пытаются искать.

        Короче, руководитель, который решает проблемы - по карьере растёт, а на лошадь всем наплевать в общем-то.


  1. ArkadiyShuvaev
    18.11.2022 20:19
    +8

    Зря вы критикуете этот подход, коллеги. Это работает.

    Лет 20 назад, когда захотел выбиться из эникея во 2-ую линию, я как-то интуитивно выбрал направление, которым никто не хотел заниматься.

    В те времена (самое начало 2000-х) был полный бардак с антивирусным ПО и компьютеры постоянно заражались.

    Сначала пришелся, все полечил, установил Касперский Центр Администрирования, настроил агенты, алерты и ситуация в компании более-менее стабилизировалась.

    Меня заметили и я начал продвижение уже в отделе системного администрирования, взяв уже другое, никому не нужное направление :)


  1. Ava256
    18.11.2022 20:31
    +1

    Так можно дорасти до главы департамента никому не нужного направления ????А так конечно надо делать скидку на то что это перевод и надо конечно пиарить результаты своей деятельности.Если просто сидеть, то на любой работе тебя не заметят.Будешь просто хорошим исполнителем никому не интересной работы.


    1. dm_deko
      19.11.2022 02:05
      +1

      Пиарить - сильно зависит от стиля контор.

      В одних надо сразу строить рекламную кампанию, потому что если надо чтобы заметили - надо, чтобы твой руководитель похвалил тебя при топах. Иначе, если твой босс не в интересе - зависишь только от него.

      В других всё проще, слоёв меньше. Причём размер может быть сопоставим


  1. nikolas78
    18.11.2022 22:29
    +5

    Все правильно написано. Просто забыли добавить, что этот подход работает только с адекватным руководством. В других ситуациях будут поговорки про работавшую лошадь и ее карьерный рост.
    А как легко определить адекватность руководства? Просто смотрите на поведение ваших коллег — это совпадает на все 100%.


  1. wormball
    19.11.2022 02:47
    +18

    Ну как так? 20 каментов и нет самого главного.

    К сантехнику прикрепили практиканта. Вызывают на выезд. Приезжают. Канализационный люк. Из него течет дерьмо. Сантехник подходит к люку и ныряет.
    Через минуту выныривает, кричит:
    — Ключ на 19.
    Снова ныряет. Через полминуты выныривает:
    — Прокладку No.6.
    Опять ныряет. Выныривает:
    — Ключ на 26.
    Ныряет. Через минуту выныривает. Выходит, отряхивается и закуривает. Сел, отдышался и говорит практиканту:
    — Вот так!.. Учись, студент! А то так и будешь всю жизнь ключи подавать…


  1. Racheengel
    19.11.2022 11:25
    +1

    Знаю людей, которые примерно так и работали, в итоге по полгода на больничном с Burnout.


  1. ventyl
    19.11.2022 23:05

    Как там было в «Бизнес в стиле фанк» кажется - ваша ценность = ваши скилы * количество тех, кто про них знает. Если по работе помогать людям из других департаментов:

    • Обучение отдела продаж

    • Ответы на вопросы о продукте от внутренних отделов

    то они будут про вас разносить славу внутри компании, с этими пунктами точно согласен.

    но вообще для карьеры надо со своего менеджера снимать головную боль в первую очередь имхо :)


  1. klimkinMD
    20.11.2022 09:05
    +2

    Паттерн "Золушка"


    1. klimkinMD
      20.11.2022 09:42

      Или, возможно, паттерн "Воланда" («... Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут»).

      P.S.

      Хотя для вице-президентов (Тим Кук в Айпл ниже не опускался) это может и работает


  1. antirek
    21.11.2022 06:07
    -1

    На КДПВ - это Сундар Пичаи, Риши Сунак и Кунал Найар?

    У статьи не хватает тега Юмор?


  1. HellWalk
    21.11.2022 11:17

    Последняя часть самая неожиданная — ищите неприятные вещи, которых люди избегают.

    Ух, сколько чужого кода я покрывал юнит тестами (потому что другим западло), а по карьере что-то не вырос.

    Весь пост - какие-то розовые фантазии про волшебный мир с пони.


    1. DMGarikk
      21.11.2022 12:00

      Ух, сколько чужого кода я покрывал юнит тестами (потому что другим западло), а по карьере что-то не вырос.

      ну и зря (что не выросли), а меня например звали руководителем отдела поддержки тестов в одну контору (целый отдел который занимался сугубо юнит-тестаии со всем инструментарием и окружением)