Привет. Меня зовут Виталий Чесноков, я вырос от фронтендера до генерального директора компании QSOFT. Я постоянно искал и продолжаю искать новые способы, чтобы компания работала эффективнее. 

Здесь я не буду рассказывать про управление бюджетом, качеством, бизнес-процессы и т.д. Расскажу про управление знаниями. Это менее очевидная методика, которая пока мало применяется в России. 

Два слова о том, что такое управление знаниями

Управление знаниями иначе называют Knowledge Management. Иногда сокращают до KM. 

Формальное определение есть в ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Но оно описано слишком абстрактно, поэтому объясню на примерах, чтобы было проще. 

В банках, нефтегазовой отрасли, атомной энергетике выстроена система управления знаниями, потому что там высока цена ошибки. А вот в остальных сферах бизнеса это редкая история. 

Управление знаниями, по сути, процесс управления всей корпоративной информацией: от узкопрофессиональной до чисто организационной. Например, где заказать бумагу для принтера, какие проекты мы делали, какие технологические решения самые успешные, техническое задание на проекты разработки и т.д. Эта информация и есть знания.

Знания компании можно разделить на два типа: явные и неявные. 

Явные отражены в проектной документации, технических заданиях, планах, переписках с клиентами и других документах. Их легко фиксировать. 

Неявные знания — это информация о том, как организация функционирует: описание бизнес-процессов, неформальная иерархия, дресс-код, корпоративная культура, опыт сотрудников, успешные и провальные кейсы.

Неявные знания на примере управления ожиданиями заказчика. Допустим, у себя в голове заказчик уже нарисовал идеальный дизайн будущего сайта, но не говорит какой. Менеджер-новичок не знает, что эти ожидания вообще надо выявлять. Менеджер среднего уровня уже понимает, как узнать у клиента, что он хочет, может импровизировать с каждым новым заказчиком, выявлять эти идеальные образы и говорить «нет». Очень опытный менеджер не только может все это делать, но и может четко объяснить даже новичку,  как выявлять эти ожидания и работать с ними. 

В следующих статьях я подробно расскажу, какие знания нужно фиксировать, поделюсь реальным опытом внедрения разных практик в управлении знаниями. Но перед этим, нужно рассказать, с чего все началось. 

Верните мне мой 2009: как мы начинали фиксировать знания на корпоративном портале

Оглядываясь назад, я понимаю, что первые попытки фиксировать и делиться неявными знаниями начались у нас в 2009 с корпоративных блогов. 

Тогда мы просто создали блоги на корпоративном портале. Ситуация в компании на тот момент была такой: за первые 4 года работы выросла команда, но не был налажен обмен знаниями между людьми. Два разработчика на разных проектах решали одну и ту же задачу и по сути изобретали велосипед. Поэтому мы решили фиксировать эти знания в блогах. Получился такой локальный ЖЖ и Хабр, не по уровню, но по атмосфере. 

В блогах разработчики писали инструкции и описывали свои типичные рабочие задачи, делись неформальными лайфхаками и комментировали друг друга. Не было модерации и цензуры, писать можно было обо всем.

Создавали интернет-магазин. Там было много типичных задач, это одна из них
Создавали интернет-магазин. Там было много типичных задач, это одна из них
Поделился лайфхаком — получи обратную связь от коллег
Поделился лайфхаком — получи обратную связь от коллег

Были и неформальные приколы, которые даже сейчас весело пересматривать. 

 Цитаты из исходников по одному проекту
Цитаты из исходников по одному проекту

У менеджеров были немного другие инициативы. На базе блогов они делали три классные штуки: обзоры книг, реалити-шоу проекта, и обучающие курсы для онбординга. 

Эти книги были в нашей офлайн-библиотеке
Эти книги были в нашей офлайн-библиотеке
А в блогах люди честно делились мнением, стоит ли её читать
А в блогах люди честно делились мнением, стоит ли её читать

Про реалити-шоу. К нам обратился издательский центр, чтобы мы сделали для них интернет-магазин с сервисом онлайн-читалки. И в блогах мы описывали в реальном времени, как идет работа над проектом от лица всех его ключевых сотрудников. Нужно было описывать все максимально подробно, чтобы на примере этого проекта выяснить, что у нас в процессах работает хорошо, а что не очень. 

Хроники реалити-шоу проекта
Хроники реалити-шоу проекта

На базе блогов у нас были обучающие курсы, разбитые по грейдам. Для нескольких из них записывал обучающие видео один из основателей QSOFT

Урок из обучающего курса для менеджера
Урок из обучающего курса для менеджера

 А руководство описывало бизнес-процессы. Это помогало проще доносить до подчиненных свои мысли и меньше потом переделывать работу. Это было особенно важно для аккаунт-менеджеров, потому что клиент может уйти, и ошибки обходились дорого. 

Это статья об обязательном этапе каждого проекта: аналитической концепции дизайна
Это статья об обязательном этапе каждого проекта: аналитической концепции дизайна

Сама идея фиксировать неявные знания руководства и сотрудников и открыто делиться ими была прогрессивной. Из этих неявных знаний спустя 10 лет выросла Академия QSOFT и наша собственная платформа развития знаний сотрудников. 

Не думаю, что сейчас кто-то активно ведет блоги на корпоративном портале, потому что сам функционал устарел морально. Сейчас появились более удобные платформы для управления знаниями, которые отличаются от блогов, как новенький IPhone от кнопочного Siemens. 

Но сами идеи для форматов обмена знаниями можно внедрять до сих пор: реалити-шоу из проекта, собственные курсы для сотрудников, неформальные лайфхаки и приколы.

Из этого управленческого эксперимента я бы выделил несколько инсайтов.

Положительные стороны:

  • неявные знания, которых нет и не будет в формальных документах, лучше фиксировать в блогах, чем вообще не хранить;

  • коллеги дают обратную связь в комментариях. Это помогает расти профессионально;

  • связь с интранетом. Отсюда конфиденциальность, сохранение экспертизы: в статьях уже описано, как работает тот или иной компонент, поэтому если человек решит уволиться, то статья в БЗ лучше, чем ничего;

  • можно войти в историю: уйдешь из компании, а новички будут читать твои статьи.

    Отрицательные стороны: 

  • блог нерегулярно ведется. Все-таки это почти благотворительность, а системное управление знаниями не построишь на полностью добровольных началах; 

  • неструктурированность информации: чтобы найти нужную статью, приходилось пролистывать все блоги на портале;

  • отвлекаешься на шутки и личные записи. Пока смеялся, забыл про тикеты, которые надо сделать :)

Позже на основе опыта с блогами мы начали осознанно выстраивать управление знаниями у себя. Как это происходило, расскажу в следующих статьях.

Комментарии (12)


  1. AlexGorky
    07.12.2022 09:41
    +1

    Я сомневаюсь, что в крупных компаниях будут честно вести такие блоги.
    Например, как написать в блоге "Админы задолбали - уже второй месяц не могут подготовить сервер", не нарвавшись потом на ответную реакцию?
    Или как написать в блоге "начальник заставил меня использовать эту тупую формочку, потому что он её делал сам и так тешит своё самолюбие", не оставшись потом без премии?
    БОльшая часть такой информации хранится только внутри отдела или передаётся по "сарафанному радио".


    1. JuniorNoobie
      07.12.2022 09:45

      Скажу больше: на работе просто НЕКОГДА вести такие блоги. Или просто лень, потому что читать хабр не лень...

      У нас есть что-то типа "профессиональных блогов" на работе. Там их всего два: один тестовый и второй с одной записью от HR за какой-то 2018-ый год.


      1. aleks_public
        08.12.2022 17:41

        1. Действительно некогда. И обычно чем выше ты по лесенке - тем больше некогда. Только если это не зашито в какой-нибудь kpi))

        2. Если рассматривать блоги как инструмент передачи знаний, пусть даже и неформальных, то с ростом количества сотрудников (читай блогов) получаем большую фрагментацию данных. У меня, например, честно нет желания отработать 8-10 часов а потом еще сесть бложики коллег почитать. В итоге есть шанс, что это будет пустая работа и трата времени. Хотя возможно (!) в командах это сработает


        1. Vitaliy_Chesnokov Автор
          09.12.2022 15:21

          1. Тут смотря с какой стороны подойти. Например, приходит к тебе подчиненный и спрашивает: "Тут такая проблема. Как решать?". А я-то помню, что месяц назад мы уже такой кейс с другой командой решили. Я-то знаю как, а он нет. И вместо того, чтобы копаться в своей памяти, можно один раз написать в блог и кидать всем ссылку. Ну и если записал в блог например, самому потом проще вспомнить, что там именно за решение было. "Некогда" - это правда проблема, но тут вопрос философский: какая разница сейчас потратить время или потом на объяснение одного и того же?

          2. Это да, поэтому нужен человек, который задавал бы редполитику и следил за ней


    1. Vitaliy_Chesnokov Автор
      07.12.2022 14:44

      Очень круто, что вы подняли эту тему, спасибо! Я как раз собирался рассказать в следующих статьях, как реально наладить управление знаниями, чтобы они передавались не только по сарафанке внутри отдела. На том этапе развития компании делиться разными знаниями в блогах было вполне приемлемо и даже прогрессивно. Это сейчас для управления знаниями появилось специальное ПО и культура изменилась.
      Но есть один момент: те примеры, которые вы приводите, не совсем про управление знаниями. Про админов - это вопрос распределения задач и бизнес-процессов. А про начальника - это вопрос о том, можно ли высказывать свое мнение, и в какой форме.


  1. dprotopopov
    07.12.2022 10:59
    -1

    Любой каприз за ваши деньги...платят за блог - буду вести блог (но не пойду на такую работу)...плятят за выяснение проблемы-прананализирую код

    Блоги с описаниями решений не прогеры должны вести...а поддержка 1-ой, 2-ой,...N-ой линии...если до прогеров докатились до значит на сработала уже поддержка N-й линии


  1. dprotopopov
    07.12.2022 11:04
    -1

    Допустим, у себя в голове заказчик уже нарисовал идеальный дизайн будущего сайта, но не говорит какой. Менеджер-новичок не знает, что эти ожидания вообще надо выявлять. Менеджер среднего уровня уже понимает, как узнать у клиента, что он хочет, может импровизировать с каждым новым заказчиком, выявлять эти идеальные образы и говорить «нет». Очень опытный менеджер не только может все это делать, но и может четко объяснить даже новичку,  как выявлять эти ожидания и работать с ними. 

    Вы явно не продаван - не всегда требуется узнавать у клиента что он нафантазировал - можно и убедить что без этой финтифлюшки он жить не может. Бывают рынки покупателя, а бывают рынки продавца.


  1. fuzzy4fear
    07.12.2022 14:45

    Возможно по причине того, что статья вводная и подразумевается продолжение, не понял в чём уникальность вашего решения? Пока выглядит неструктурированным. Блоги? У них отдельная функция. Базы знаний? Тоже уже существует множество готовых решений; бери и пользуйся. Системного подхода из статьи пока не прослеживается.

    Но тема интересная и нужная. Если не затруднит, ответьте в следующих материалах (если они будут) как заставить сотрудника делиться своими знаниями (на мой взгляд - совсем нетривиальная задача)? Как научить грамотно излагать и документировать? Или для этого нужен отдельный персонаж?


    1. Vitaliy_Chesnokov Автор
      08.12.2022 10:59

      Спасибо за обратную связь! Согласен, я тоже считаю, что тема управления знаниями интересная и нужная. Поэтому решил поделиться своим опытом и начал с самых истоков. Это была вводная статья, чтобы сделать заход в тему.
      А в следующих статьях я уже дам конкретные инструменты и раскрою её подробнее.


  1. Neom1an
    07.12.2022 17:00

    По моему личному опыту успех любой системы управлениями знаниями очень сильно зависит от наличия лица, который постоянно долбит всех причастных и непричастных, как дятел дерево, чтобы всё заполнялось по правилам и во время. И, конечно, это лицо должно обладать необходимым количеством власти и влияния, чтобы его слушали и поцесс не превратился в фарс. Плюс, конечно, наличие системы поощрений и штрафов за ведение этих самых знаний.


    1. Vitaliy_Chesnokov Автор
      08.12.2022 11:10

      Вы абсолютно правы. Обязательно в такой ситуации, особенно на старте выстраивания процессов и системы УЗ должен быть драйвер. Заинтересованное лицо, так сказать.
      Также в команде может быть так называемый knowledge manager, который и помогает выстраивать весь процесс.
      Я обязательно затрону эту тему чуть дальше.


      1. Neom1an
        08.12.2022 11:12

        Я всё-таки настаиваю, что этот драйвер нужен постоянно. Само работать не будет