Допустим, мы с вами пытаемся вместе изучать квантовую механику. Я не знаю ничего о физике, и не важно, знаете ли вы о ней. Наша стратегия будет такой:

  1. Начинаем читать страницу Википедии о квантовой механике

  2. Столкнувшись с непонятной нам концепцией, (назовём её Концепцией 1):

    • Переходим на страницу Википедии о Концепции 1

    • Читаем о Концепции 1, пока мы не поймём её. Затем возвращаемся к статье о квантовой механике и продолжаем с того места, на котором закончили

Например, на странице Википедии о квантовой механике мы сначала можем не понять концепцию субатомных частиц. Мы нажимаем на ссылку и переходим на страницу. На этой странице мы не понимаем, что такое составные частицы, поэтому нажимаем на ссылку, и так далее, запоминая, где мы были каждый раз, чтобы вернуться в нужное место.

Как думаете, позволит ли нам эта стратегия выучить квантовую механику?

Скорее всего, вы интуитивно понимаете, что нет. Большинство из нас спустя пять минут запутается и сдастся. Если вы не уверены в этом, то попробуйте проверить.

Вся информация есть в Википедии, так почему же такое изучение не работает?

Она не работает, потому что максимальный объём нашей рабочей памяти примерно равен 4. При чтении о квантовой механике мы встречаем новую Концепцию 1 и сохраняем её в рабочую память. При изучении Концепции 1 мы встречаем Концепции 2,3 и 4, после чего наша рабочая память заполняется полностью. После этого мы не можем понять Концепцию 5. Наша рабочая память заполнена до предела, поэтому мозг не может скомбинировать Концепции 1-5 для понимания Концепции 5. Мы ощущаем, что запутались.

Это означает, что мы серьёзно ограничены в количестве новых тем, которые можем понять, и это даёт нам следующее правило:

Мы можем понять что-то, только если в этом сочетается не более четырёх новых элементов информации.

Более того, использовать всю ёмкость из четырёх элементов сложно и для этого нужен уровень усилий, который мы часто не можем обеспечить. Чаще всего для понимания чего-либо это должно находиться в пределах одного (иногда двух) шагов, которые мы уже знаем.

Как же тогда можно изучить квантовую механику? Если наша рабочая память имеет ёмкость в четыре элемента, а в квантовой механике задействованы тысячи новых концепций, то как вообще понять её?

Ёмкость нашей рабочей памяти ограничена, однако ёмкость нашей долговременной памяти, по сути, неограничена (серьёзно, наша долговременная память может хранить весь Интернет, каким он был в 2016 году).

Чтобы изучить больше, чем четыре концепции, мы должны переместить часть из них в долговременную память, а потом изучать остальное. Если встроить Концепцию 1 в нашу долговременную память, то мы сможем понять Концепцию 5.

Учёба — это запоминание

К сожалению, увеличить ёмкость нашей рабочей памяти практически невозможно. Учитывая это, чтобы ускорить изучение, мы должны научиться эффективнее переносить понятия в нашу долговременную память, то есть перестать забывать изучаемые понятия.

Чем меньше мы забываем, тем больше понимаем и тем быстрее учимся. Вы не будете запутываться так часто, поскольку меньшее количество понятий будет вдали от того, что вы уже помните. Если бы память была решённой задачей и мы могли бы мгновенно записывать новую информацию в долговременную память, то способны были бы изучить квантовую механику, прочитав Википедию воскресным вечером.

Следовательно, память сильно влияет на скорость нашего обучения. В 2019 году Британский орган контроля учебных заведений Ofsted зашёл ещё дальше и изменил своё определение самого понятия «learning» на «изменение долговременной памяти». И я с ним согласен.

Обучение переплетено с памятью настолько сильно, что они практически являются одним и тем же. Обучение не может происходить без изменений в нашей памяти. Всё, что мы знаем про обучение, по сути, непосредственно связано с памятью — «хорошие» учителя, объяснения, изображения, диаграммы, математические задачи, сочинения, практические работы полезны для обучения, потому что помогают перемещать знания в долговременную память.

Плохая репутация памяти

По некоторым оценкам мы забываем 90% изученного в течение месяца, поэтому потенциал для совершенствования велик. Почему же тогда многие люди думают, что наша память неэффективна и полезна только в «незначительных» видах обучения?

Почему память имеет плохую репутацию?

Всё началось в 1970-х. К сожалению, образовательные учреждения во многих странах тогда отдавали приоритет чрезвычайно неэффективному механическому запоминанию низкоуровневой информации. Из-за этого неудачного опыта у многих сложилось неверное, но устойчивое впечатление о том, что память не важна. На самом деле не важна была информация, которую их заставляли запоминать, а не сама память.

В дальнейшем рост эффективности Google заставил многих думать, что достаточно «просто загуглить». Кроме того, что это медленнее и для этого нужно вспомнить, что же гуглить, нам известна ещё одна проблема этого аргумента. Если тебе нужно гуглить, то это займёт один из четырёх ячеек рабочей памяти. Одной ячейкой меньше, и твоё мышление и креативность становятся ограниченнее. Множество аргументов, выводов и творческих озарений становится для тебя недостижимым. Гуглить — это лучше, чем ничего, но вы в буквальном смысле умнее, если вам не приходится этого делать.

Кроме того, некоторые также недооценивают проблему забывания, потому что она непохожа на проблему. Это ощущение неудивительно, поскольку по определению мы забыли то, что вы забыли. Ваше развитие сдерживают неизвестные неизвестные, а не известные неизвестные.

Кто-то знает, что забывание — это проблема, но не хочет этого признавать из-за страха, что с этим ничего нельзя поделать. На самом деле, новые технологии, использующие техники наподобие повторений с промежутками, позволяют гораздо проще запоминать то, что вы изучаете, поэтому настало время изменить отношение к этой проблеме. Вам больше не нужно забывать то, что вы изучили.

Давайте вместе с Ofsted начнём работать над улучшением репутации памяти. Обучение — это запоминание, и самый простой способ учиться быстрее — перестать забывать то, чему вы научились.

Комментарии (13)


  1. Aquahawk
    30.12.2022 14:58
    +10

    потыкал по ссылкам которые вы привели. Ох как попахивает классическим разводняком о том что уж вот эта уникальная система обучения позволит нам уметь в 100 раз больше и лучше потому, что абстрактная метрика полученного знания будет расти экспоненциально, при этом в их понимании экспоненциально это два линейных участка с перегибом

    Откуда взялись эти оценки? какие пределы у экспоненты? Читая материал по ссылку я трижды выиграл в bullshit bingo.


    1. Arastas
      30.12.2022 17:40

      Интересно, имеется ввиду spaced repetition того материала, который читали ранее? Не могут же они иметь ввиду только что прочитанное.
      Вообще, этапу spaced repetition предшествует этап подготовки карточек, по сути это осознанное конспектирование. Он сам по себе добавляет очень сильно к усвоению. Но и времени добавляет x2 от времени чтения.


      1. DreamShaded
        31.12.2022 01:01

        карточки анки работают) по сути, это просто два этапа: конспектирование и повтор. Но, вообще, то, что через них прогнал, вгрызлось хорошо.

        Единственный минус - не бустят понимание, заметил ряд областей, где знаю все термины из текста, но слабо понимаю описанные механизмы. Вот щас над пониманием работаю) но тут, кажется, только смена источников и вопросы экспертам.

        В статье мало что применимо к пониманию, к сожалению.


  1. 18741878
    30.12.2022 15:24
    +9

    Похоже, я заблуждался, считая, что учеба - это понимание. Оказывается, нет: учеба - это запоминание. Выучить что-ли таблицу синусов (мой привет таблицам В.М.Брадиса) и можно считать, что я знаю тригонометрию? А если замахнуться шире, взять справочник Г.Корна, вызубрить его и что, можно считать, что я стал математиком?

    Вот если бы учили так, как, например, вот тут: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/matematika-v-ogne/


    1. Zifix
      30.12.2022 17:57
      +5

      Насколько я понял посыл статьи, зазубривание как раз не желательно, а понимание представляется как раскладывание какой-то концепции по полочкам в долговременной памяти.


      1. vassabi
        30.12.2022 18:09

        лучше тогда раскладывать метаконцепцию - меньше придется зазубривать концепций


    1. masai
      31.12.2022 00:19

      Мне кажется, вы неправильно поняли основную идею. Зазубривание таблицы синусов — это то самое механическое запоминание низкоуровневой информации, о котором говорится в статье.


  1. Pastoral
    30.12.2022 18:18

    Запоминание - это не обучение, это подготовка к ЕГЭ. А квантовую механику из примера лучше заменить - это физмат дисциплина и слишком многие всё ещё знают что единственным, отчего и основным, способом изучения физмат дисциплин является решение залач.


    1. masai
      31.12.2022 00:26
      +1

      Запоминание — это больше, чем подготовка к ЕГЭ. Если что-то понять, но не запомнить, то толку от понимания не будет. Умения и навыки, которые дёт решение задач тоже непосредственно связаны с памятью.

      Решая ученик запоминает шаблон задачи, приёмы решения. Это тоже запоминание, только уже высокоуровневой информации. Другое дело, что тут уже сложнее карточки делать, но можно применить метод интервальных повторений к задачам.

      Хорошая память действительно помогает учиться.


  1. DaneSoul
    31.12.2022 00:44
    +4

    1) Разбирая новый материал мы можем делать заметки, рисовать схемы, таблицы и т.п. образов переносить информацию из кратковременной памяти на БУМАГУ, тем самым серьезно увеличивая количество элементов для анализа в момент времени.
    2) Основа изучения не запоминание, а АНАЛИЗ информации, потому как именно анализ позволяет находить в изучаемом закономерности и делать СИНТЕЗ, то есть выстраивать из разрозненных фактов целостную картину изучаемого.
    3) И вот только после этапа выстраивания целостной картины возможно эффективное запоминание информации, которое позволит ее в дальнейшем использовать.
    А то видел я отличниц-зубрилок, которые пересказывали лекции и учебник чуть ли не дословно, но на вопросы требующие комплексного понимания материала (а не цитирования фактов) ответить не могли.


  1. RarogCmex
    31.12.2022 06:21

    Как выше уже написали: учеба, это не запоминание и не зубрежка (rote learning). Учеба -- это графы. Это про то, как мы соединяем предметы друг с другом.

    Таксономии Блума и SOLO мне кажутся ключевыми в этом плане. Нам нужно переходить на верхние ступени таксономии, а не оставаться на нижних.


    1. RarogCmex
      31.12.2022 06:37
      +1

      Вообще, мне кажется, статья по сути представляет собой подавленный подсознательный вопль паники. Да, учеба это капец как сложно, и сводить всё к зубрёжке -- это делать себе хуже.


      1. Wesha
        31.12.2022 06:53
        +2

        Потому что запоминать надо не отдельные факты, а взаимосвязи.

        Можно заучить таблицу умножения 1*1=1, 2*1=2, 2*2=4, ...... 1000*1000 =1 000 000 — это будет миллион единиц памяти. А можно заучить правило №1 a * b = b * a, правило №2 (10a + b) * (10c + d) = 100ac + 10(bc + 10ad) + bd и половину таблицы умножения (где a <= b, а для второй половины пользоваться правилом №1). Итого будет задействовано всего 2 + 55 единиц памяти — а решать можно не только те же самые, но и гораздо более сложные задачи.