Автор: Владислав Глебов, управляющий партнер юридической компании MILTON LEGAL
Автор: Владислав Глебов, управляющий партнер юридической компании MILTON LEGAL

В последнее время волна слияний и поглощения по причине банкротства предпринимателей, а также нормализация судебных заседаний спровоцировали рост числа конфликтов интересов в бизнесе.

Конфликт интересов в бизнесе возникает довольно часто — обычно тогда, когда у совладельцев есть разногласия или когда пересекаются интересы компании и ее сотрудника. Максимальный риск это несет для малого и среднего бизнеса, которые слабо защищены финансово и практически не поддерживаются государством.

История знает примеры конфликтов интересов — между бывшими и нынешними акционерами, между основным акционером и основателями и другие варианты — приведших к убыткам на миллиарды долларов. 

Как закон регулирует конфликты интересов

С точки зрения закона, конфликт интересов — это ситуация, когда предприниматель своими действиями или бездействием наносит ущерб интересам компании ради личной выгоды (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Например, выбирает контрагента или нового сотрудника из партнеров или родственников, дает доступ к корпоративной тайне третьим лицам и т.д.

Виды конфликтов интересов в бизнесе

Конфликт интересов возможен в любой сфере деятельности и, как правило, провоцируется ошибочным распределением функций в компании и несовпадением задач и интересов сотрудников. Например, это характерно для работы по KPI, когда качество работы сотрудников оценивается по объему портфеля, но бонусы они получают за продажи. Большинство усилий такие сотрудники направляют на достижение собственных финансовых целей — это не означает ущерб для компании, но и не работает так, как хотелось бы собственнику бизнеса.

Чтобы решить эту проблему, необходимо выстроить такую систему мотивации и контроля, чтобы сотрудникам было выгодно выполнять нужные бизнесу задачи.

Выделяют 2 типа конфликта интересов:

1. Конфликт личных интересов и интересов компании

Например, директор по закупкам заключает контракт с компанией родственника, притом что объективно это не самый сильный участник тендера.

2. Противоречие между профессиональными интересами

Например, директор по продажам недостаточно тщательно оценивает благонадежность покупателя и соглашается на сомнительную сделку, чтобы повысить свои продажи.

Конфликт интересов между совладельцами часто основан на том, что в компании нет единой цели, нет общего видения развития компании и нечетко распределены задачи. По статистике, только 40% компаний выигрывают от того, что у них несколько совладельцев — чаще же с ростом бизнеса отношения между партнерами портятся, и это негативно отражается на компании, в том числе финансово. Эксперты советуют совладельцам по возможности договариваться до того, как внедрять в компании изменения — иначе ситуация усугубится, принеся убытки. 

Как избежать конфликта интересов и как быть, если он возник

Конфликт интересов или риск того, что он может возникнуть, сильно снижают эффективность работы компании. Поэтому нужно прилагать усилия к тому, чтобы не допустить такого развития событий и не терпеть убытки.

Мотивировать сотрудников в индивидуальном порядке

Например, продажник заинтересован в привлечении как можно большего количества клиентов, а подразделение рисков — в том, чтобы портфель клиентов был качественным.

Чтобы не возникло конфликта интересов, сейлзам должно быть выгодно не просто продавать, но и привлекать качественных клиентов, а рисковики должны быть заинтересованы в проценте одобрений, для чего рассматривать заявки в индивидуальном порядке, а не формально. Вам нужно обеспечить сейлзам поток лидов, и тогда они смогут привлекать хороших клиентов, чтобы не перегружать рисковиков лишней работой, а подразделению рисков — инструменты и механизмы для быстрой оценки и позволить отсеивать только действительно ненадежных клиентов. Выиграют от этого оба подразделения и весь бизнес в целом.

Как предотвратить назревающий конфликт

Наиболее опасный вид конфликта интересов — скрытый, или латентный. Крайне важно, чтобы сотрудники не замалчивали конфликты и раскрывали их добровольно. Что можно для этого сделать?

Локальные нормативные акты

Работодатель может закрепить как норму обязанность сотрудника сообщать о конфликте интересов — в общем положении для всех сотрудников либо в должностных инструкциях индивидуально (ст. 81 ТК РФ). 

Благодаря таким нормативным актам сотрудники, скрывшие конфликт, будут наказываться, а компания сможет работать с раскрытыми конфликтами — например, отстранять от работы тех, кто уличен в нарушениях.

Правило «четырех глаз»

Согласно этому распространенному в Европе правилу, все важные документы подписываются двумя менеджерами, каждый из которых уполномочен спрашивать что угодно о выборе подрядчика и цены. Для этого есть KYC — правила и процедуры идентификации и верификации контрагентов (know your counterparty — «знайте своих контрагентов»).

Важно проверить, давно ли контрагент работает, благонадежен ли он, имеет ли связь с кем-то в вашей компании. Это существенно снижает вероятность конфликта интересов, а заодно неисполнения условий договоров и налоговых претензий. Конечно, на 100% обезопасить бизнес не получится, но система принятия решений должна быть прозрачной и контролируемой.

Договоренность о поведении в спорах

Есть несколько способов предотвратить конфликт интересов между совладельцами:

  • договориться, кто в компании ставит стратегические цели;

  • распределить между владельцами зоны ответственности;

  • закрепить договоренности о целях и функциях между владельцами в письменном соглашении.

Корпоративный договор

Корпоративный договор нужен, чтобы партнеры могли заранее согласовать и прописать правила поведения в определенных спорных ситуациях. Например, если для развития бизнеса понадобилось дополнительное финансирование — прописать, кто из партнеров какую сумму или процент от суммы вносит. В случае убытков партнеры так же могут договориться привлечь займы участников компании или увеличить уставной капитал. 

Заключая корпоративный договор, партнеры могут договориться о способах урегулирования вероятных будущих конфликтов и спорных ситуаций. Например, об обращении к профессиональному независимому переговорщику или медиатору для урегулирования конфликта до суда.

Другой вариант — закрепить обязанность выкупить долю уставного капитала компании в случае, если не достигнуты заранее оговоренные показатели финансовой деятельности.

Привязка бонусов сотрудников к прибыли компании

Система мотивации в компании должна:

  • быть максимально прозрачной, чтобы сотрудник понимал, за что получает деньги;

  • мотивировать сотрудников решать приоритетную задачу бизнеса — например, увеличивать прибыль;

  • без сложных расчетов, которые сотрудники воспринимают как попытку их обсчитать;

  • строиться на рыночных принципах, то есть соответствовать предложению конкурентов. 

Комментарии (4)


  1. vadimr
    08.01.2023 01:37
    +1

    Правило «четырех глаз»

    Согласно этому распространенному в Европе правилу, все важные документы подписываются двумя менеджерами, каждый из которых уполномочен спрашивать что угодно о выборе подрядчика и цены.

    Халявщики! Стандартная бюрократическая практика – согласовывать со всеми вовлечёнными (и не очень) подразделениями. Меньше семи подписей (ведущий отдел, юристы, закупки, безопасность, бухгалтерия, экономисты, собственно ЛПР) как-то даже и несолидно.


    1. MiltonLegal Автор
      10.01.2023 15:45

      спасибо за ваш комментарий! :)


  1. aml
    08.01.2023 13:41

    А можете рассказать про конфликт интересов, когда сотрудники в свободное время над своими проектами / бизнесами работают.


    1. MiltonLegal Автор
      09.01.2023 00:09

      принято! расскажем)