Привет, меня зовут Мария Эйдельман, я Product Manager. В IT работаю с 2013 года и прошла путь от Account manager до Senior Product manager в таких компаниях как МегаЛабс (Мегафон), Билайн, X5 Retail Group. С 2017 года я начала собирать свои команды в роли PO (до этого работала под руководством других PM или PO) и все это время я изучала, что же входит в широкий термин «Управление командой». Проходила множество обучений на эту тему, наблюдала за коллегами и их опытом работы, слушала доклады PO на проф. мероприятиях и читала статьи на тему. И все это интересовало меня, так как была цель дать максимум пользы крутым специалистам, с которыми мне повезло работать в одной команде.

В этой статье я не буду рассказывать о распределении рабочей загрузки или описывать тактики управления командой. Информации (разного качества) на эту тему предостаточно. Я расскажу о своем опыте, с точки зрения «чего делать НЕ нужно». Каждый пункт, который я опишу, был найден моим лбом в виде граблей из самых лучших побуждений. Если опыт моих провалов окажется полезным для вас, буду очень рада.

Не нужно «делать меньше работы»

В стремлении высвободить команду из тисков лишних совещаний, долгих обсуждений и утомительных мозговых штурмов я решила, что буду приносить им уже готовые задачи с подробным описанием того, что и как должно работать. Для этого я проводила интервью с пользователями и заказчиками, вместе с бизнес-аналитиком описывала требуемый функционал, исследовала рынок решений, выбирала технологию, которая подходила для реализации задачи и даже черновой дизайн рисовала. После, я приходила в команду страшно довольная проделанной работой и говорила: «Ребята, вам осталось только сделать!».

Что я получила в итоге:

  • Команду, которая была не довольна задачей, но делала ее. Ребята перестали проявлять инициативу, зачем лезть в уже детально проработанное решение и потом нести ответственность за его работу, если можно сделать «как заказали» и умыть руки?

  • Недовольство от членов команды, которые все-таки решались оспорить предложенную задачу. Такие дебаты совсем не улучшали мое настроение (ведь я уже столько времени потратила на «упаковку» задачи) и настроение команды (от осознания, что они знали, как сделать лучше, но их не спросили)

  • Из команды ушел сильный специалист, с формулировкой: «У тебя думать не над чем, уже все придумано». И был прав.

Я вовремя опомнилась и снова начала подключать всех членов команды на дискавери задач. Стала применять их знания и опыт в полную силу еще на этапе исследования и обнаружила, что так дело идет быстрее и эффективнее. Специалисты, которые до этого уже начали чувствовать себя «конвейером моих идей», снова включились в работу с энтузиазмом, искали пути решения, предлагали проверенные технологии и совсем новые (о которых я не знала), делали оценку рисков и другие этапы подготовки задачи к производству. Таким образом, когда оставалось «только сделать» — это уже была действительно всем понятная задача, которую мы вместе создали. Если набираешь хороших спецов надо научиться пользоваться всеми их сильными сторонами, а не заниматься сомнительной экономией их сил.

Защита не равно Изоляция

Заказчики бывают разные. Не всегда везет на уравновешенных и умеющих корректно выражать свои мысли. Именно поэтому, я приняла решение не звать команду на встречи с заказчиками, чтобы не травмировать никого лишними эмоциями. Сама встречалась с заказчиками, проводила им демонстрацию, получала обратную связь разного градуса негодования, а в команду приносила похвалу и уже переформулированные в конструктивные комментарии претензии. Мне казалось, что общение с заказчиками уничтожит рабочий настрой команды, претензии и требования заказчиков демотивируют их, а уж я то все смогу стерпеть. При этом, надо понимать, что я тратила очень много времени на подготовку к таким встречам. Я готовилась, собирала вопросы к заказчикам от членов команды, изучала все технические тонкости и детали решения, чтобы объяснить почему мы сделали так, а не иначе и т.п., но этого все равно не было достаточно, чтобы молниеносно отвечать на все сложные/спорные вопросы заказчиков. На требования позвать на встречу кого-либо из команды, чтобы «пообщаться с ним лично» я находила самые убедительные доводы почему мы этого делать не будем. В общем, на защиту команды я решила «костьми лечь».

Что я получила в итоге:

  • Я сделала себя единственным проводником информации между командой и заказчиками. Так что, болеть, уходить в отпуск, уезжать на учебу и вообще отсутствовать дольше дня стало почти нереально. В желании защитить я изолировала команду, а себя обрекла на бесконечную пересылку вопросов заказчиков в команду и ответов команды – заказчикам. Это не была совсем бесполезная работа. Я не просто пересылала письма, я получала и пропускала через себя массивы технических тонкостей и деталей, формулировала ответы с учетом специфики каждого получателя, сглаживала углы. По факту: 7-9 человек в команде VS 3-5 заказчиков и я, которая решила стать полезным фильтром. Эта деятельность почти обездвижила меня.

  • Так как коммуникации была зациклена на мне одной ее скорость снижалась и сильно зависела от моей загруженности. Это порождало еще больше недовольства от неспокойных заказчиков. Им стало казаться, что моя команда не может ответить на их вопросы, а я пытаюсь это замаскировать.

  • И если сгладить углы для команды у меня получалось, то раздражение на бесконечный поток вопросов от заказчиков только росло. Не получалось «переварить» весь негатив без последствий, и я начала чувствовать усиливающуюся тревогу перед каждой такой встречей. Выгорание и неврастения обозначились на моем горизонте.

Очнулась я уже лицом к лицу с проблемой подпортившихся отношений с заказчиками и не понимающих «что происходит» членов команды. Поиск решения сложившейся ситуации стал первостепенной моей задачей:

  1. Для части команды я продолжила быть «буфером». В частности, для 2-х групп людей: те, кто не хотел общаться с заказчиками напрямую и те, кто хотел, но не был готов (в силу эмоциональности, например). Допустить их встречу было ровно создать конфликт на ровном месте.

  2. Я обозначила заказчикам контакты членов команды с их зоной ответственности и экспертизы для быстрой коммуникации и обоюдным обменом результатами работы.

  3. В команде мы создали правила общения с заказчиками, которые исключили атрибуты «прямого подчинения». Такие как «прием задач напрямую от заказчика».

  4. Я создала регулярные встречи команды с заказчиками, на которую обе стороны могли приходить с любыми подготовленными вопросами и быстро обмениваться ответами.

Оказалось, что члены моей команды совершенно «не сахарные» и могут отстоять свою работу самостоятельно. А для заказчиков, стало приятным открытием, что их задачами занимаются реальные люди с высокой компетенцией и их решения основаны на реальном опыте, который не ограничен моей фантазией.

Здоровье команды важнее «Звезд»

Случилось так, что я стала «счастливым» обладателем очень эффективного и высокопрофессионального токсика в команде (далее буду называть его Х). Этот сотрудник имел высокую экспертизу и качественно выполнял очень важную работу. О том, что с ним тяжеловато работать я знала, но масштаб трагедии был не ясен. Из-за этого я даже не помышляла о том, чтобы искать ему замену или уволить его. Тем более, тогда его задачи пришлось бы (пусть и на время) перекинуть на и так загруженную работой команду. Мне не хотелось никого обрекать на переработки. Получилось так, потому что я пренебрегала встречами «1 на 1» с сокомандниками, так как думала, что в коллективе все прекрасно. Я видела: хорошие и эффективные отношения между членами команды, поддержку, 0 конфликтов, высокий уровень вовлеченности и высокие результаты работы. И на вопрос своего куратора о здоровье команды я радостно отвечала: «мы здоровее некуда». Что происходило в это время, на самом деле:

  • Перфекционист Х систематично критиковал работу остальных участников команды (делал это под предлогом: «если хочешь проверим вместе, вдруг ты что-то упустил») и со временем превратился в центр проверки. Без его согласования ребята перестали показывать мне результаты и по многу раз переделывали то, что было не обязательно.

  • Х начал перераспределять задачи в команде и самостоятельно присваивать им приоритеты. Членам команды он объяснял это тем, что он хорошо знает, что именно мне понадобится в следующий момент и понимает, как сделать лучше.

  • Были в команде и те сотрудники, высокая компетентность которых вызывала у Х тревогу. Их он постарался лишить интересных и сложных задач.

Я была РО классной самостоятельной команды, которая работал без моего микроменеджерства, при этом выдавая хороший продукт. Это и позволило всему вышеописанному происходить у меня за спиной некоторое время. 

Что я получила в итоге:

  • Члены команды стали все чаще опаздывать с решением своих задач (все кроме Х, конечно). На ежедневных встречах они объясняли это какими-то трудностями или обнаруженными (в последний момент) ошибками. Х при этом выступал их защитником и всячески поддерживал, а мне делал знаки типа: «ну что с них зеленых взять?» и предлагал помочь им.

  • По итогам спринта я стала получать не те результаты, о которых мы договаривались на планировании, а какие-то «улучшенные»/«с прицелом на будущее» артефакты. Это не с первого раза насторожило меня, однако, я продолжала настаивать на том, чтобы мы придерживались договорённостей.

  • И самое ужасное, я узнала о том, что из команды собираются уходить 2 сотрудника, которым стало очень тяжело. При этом, никаких разговоров об этом у нас не было. Никаких сигналов от них я не получала. Они просто начали искать другую работу в компании и за ее пределами, решив, что не справляются из-за своей низкой компетентности по сравнению с Х, а также устав от рутинных переработок, которые он им регулярно обеспечивал.

Узнав о последнем, я назначила «1 на 1» всем членам команды, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Оказалось, что проблема назрела на столько, что даже не требует особых усилий к выяснению. На личных встречах все высказали о своей усталости, раздражении и нежелании работать в таком формате. Разобраться с корнем проблемы мне не составило труда, и я была страшно расстроена тем, что допустила такое. Посовещавшись с руководством и оценив фактическое положение дел, мы пришли к тому, что полезность Х не может нивелировать его токсичный эффект на команду, а это значит – нам с ним надо прощаться. Оставшись без Х, мы автоматизировали часть его работы (оказалось, это давно можно и нужно было сделать), остальные задачи - распределили и я смогла увидеть, как улучшилась работа и настроение команды в очень короткий срок.

После случившегося, встречи посвященные «здоровью команды» стали обязательными и регулярными.

Hidden text

*Х помогли найти работу и проводили лучшим образом.

Это все, о чем я хотела написать в этой статье. Конечно, хочется пожелать вам избежать подобных ошибок. Однако, я не считаю, что ошибаться нельзя. Именно такого рода происшествия давали мне тот опыт, о котором часто стесняются говорить на проф. конференциях и писать в статьях крутые менеджеры. Так что, я пожелаю: ошибаться, но иметь минимальный ущерб от этих ошибок.

Комментарии (9)


  1. little-brother
    19.01.2023 16:08
    +5

    Не раскрыт заголовок статьи - почему это ошибки ХОРОШЕГО продакта? Или себя не похвалишь, никто не похвалит?


    1. MariiaEidelman Автор
      19.01.2023 18:34

      ну почему не раскрыт? Во всех трех описанных мной случаях я совершала ошибки из самых лучших побуждений. в 1 случае пыталась разгрузить команду, во 2 - защитить от заказчиков, в 3 - не нагрузить команду сложной работой, которую делал Х. Словосочетание "Хороший PO", в данной статье, имеет значение - Хороший парень, за все хорошее и против всего плохого.
      *да и похвалить себя никогда не вредно если есть за что.


      1. maxmydoc
        20.01.2023 11:23
        +2

        Ну первые две ошибки любому понятно.
        1. Вы по сути начали делать чужую работу, причем наверняка с точки зрения большинства вы ее сделали не достаточно хорошо, так как ваша команда это набор спецов а не школьников.
        Самое печальное что вы даже не поняли что скорей всего унизили своих же коллег те фактом, что думаете что вы сделали за них работу как надо

        1. Опять же по сути завязали на себе процессы, и выступили просто какимто передатчиком, вы думаете что вы были фильтром но на деле сломанный телефон.
          ДАже если это не так то команда это воспримет сразу так.

        2. Тут ситуация сложная, но сам факт что допустили что за вашей спиной меняли приоритеты, это означает что вы не знаете что в команде происходит, и скорей всего этот Х не совсем удовлетворен своим положением.
          Работали с командой но не с ним получается.


        1. MariiaEidelman Автор
          20.01.2023 18:09

          Понимаете в чем дело, ошибки на то и ошибки, что они становятся явными и "любому понятными" по факту. Нет правильных ошибок. Было бы здорово, чтобы такие словоохотливые и понимающие люди как вы делились своим опытом управления командами и не боялись делиться своими ошибками, чтобы помочь начинающим PO.


          1. maxmydoc
            20.01.2023 19:14
            +1

            Справедливый комментарий.

            Попробуйте работать прям вместе с командой. То есть ребята сидят чтото делают, а вы как бы их сапортите.

            Вообще на западе менеджмент это обслуживание непосредственно исполнителей. Мои менеджеры из США, имеющие по многим вопросам опыт просто огромный, приходят ко мне и спрашивают а надо ли мне помочь, хотя в РФ тоже самое сделают в приказном тоне и порядке.

            А что касается чела Х, думаю стоит прям рядом с ним сидеть, и тешить его самолюие иногда.
            так и говорить: Х мне очень нужно ваше экспертное мнение.
            Рассказываете например ему то что вам не особо важно, и он будет и делать это за вас, так и еще и вы сможете проталкивать спокойнее свои решения, так как он будет причастен к ним. (но это прям реально осторожно)


  1. gleb_l
    19.01.2023 18:43
    +4

    Наивно верить в то, что успешное управление сложной динамической структурой, содержащей сплав формальных и фактических правил, некое количество входной и выходной информации и группу интеллектуальных ее преобразователей, члены которой обладают к тому же собственным сознанием, преференциями, привычками и амбициями, сводится к трём элементарным правилам «если А то Б», которые по своей сложности годятся разве что для управления одноклеточными организмами.

    Воистину - менеджеру нужно либо читать много книг (то есть быть философом и психологом), либо не читать ни одной [профильной]. Иначе менеджер превращается в Прокруста.


    1. MariiaEidelman Автор
      20.01.2023 18:15

      Нет никаких универсальных правил в управлении командой - в этом (если вы это имели ввиду) я с вами согласна. Есть много переменных, которые будут корректировать действия. Именно по этому, статья-мнение не про правила, а про мои ошибки. Они у всех случаются, я посчитала возможным поделиться этим с теми, кто только начинает свой путь.


      1. gleb_l
        20.01.2023 18:31

        В этом-то и дело. Вы понимаете, что их нет, но стоит описать какие-то частные случаи - и их моментально начнут применять буквально, и резать по шаблону. Прокруста я не зря упомянул - звук пилы (или топора) начинающих менеджеров с книжкой под мышкой раздаётся то тут, то там. Кто-то пытается бороться, но большинство хороших просто уходит. Система при этом обладает инерцией, так что уход сразу не приводит к фатальным результатам. А когда приводит - менеджер уже на ступеньку выше, пилит уже там, ещё более уверенно. Как-то так все устроено среднестатистически.


  1. Racheengel
    20.01.2023 22:32

    Думаю, все проблемы возникли из за того, что у вас в компании не налажены процессы разработки и обмена информацией с менеджментом. По сути, те задачи, которые вы на себя взяли, должен выполнять тимлид разработчиков, но ни в коем случае не продакт.

    Общение с командой, постановка задач контроль исполнения, разговоры 1:1 - это типичная работа тимлида. Общение с клиентом вместе с руководителем проекта тоже. Меня, честно говоря, немного удивляет, чем у вас занимались тимлиды и начальник разработки в это время?

    А токсичных удаков гнать надо в шею чем раньше, тем лучше. Будь они даже семи пядей во лбу. Как- то так.