С ростом популярности Agile‑архитектур за последнее десятилетие многие отрасли промышленности, включая производство программного обеспечения, внедрили Agile в свои предприятия. Поскольку компании стали отдавать предпочтение Agile‑методу работы, было отмечено множество преимуществ, касающихся доходов, удовлетворенности сотрудников и клиентов, бесперебойного функционирования процессов разработки продуктов и повышения потенциала членов организации. Когда компании использовали традиционную методологию, многие из этих достоинств не были видны, а также возникало много проблем, касающихся сроков вывода продукта на рынок, удовлетворенности сотрудников работой и творческой атмосферы. Таким образом, переход многих компаний с традиционной на Agile‑методологию не только устранил проблемы, вызванные обычным способом, но и улучшил организацию благодаря преимуществам, которые она предлагает.

В традиционной методологии программного обеспечения существует множество ролей, которые не похожи на действующие в секторе Agile. Многие роли, такие как менеджер продукта, на плечи которого ложилась вся ответственность за разработку продукта, перешли к разработчику, где ответственность и владение проектом распределяются между членами команды поровну. Многие члены компании часто задают вопросы о том, какую роль выполняет бизнес‑аналитик в Scrum‑команде и каковы возможные результаты от его найма. В таких случаях важно понять, в чем же конкретно заключается роль бизнес‑аналитика в Scrum‑команде, чтобы бизнес‑аналитик, а также все сотрудники организации четко понимали свои обязанности в Agile‑команде.

Что такое бизнес-аналитик?

Бизнес‑аналитики — это умные, основательно ориентированные профессионалы, являющиеся высокоэффективными специалистами и обладающие должностными полномочиями для построения прочных взаимоотношений и глубокого понимания бизнеса таким образом, чтобы это приносило максимальную пользу организации. Бизнес‑аналитики отвечают за проведение семинаров и совещаний, которые становятся для членов организации платформой по передаче своих идей и концепций, таких как подробные технологические процессы.

Бизнес‑аналитик, также называемый БА, играет чрезвычайно важную и значимую роль в Scrum‑команде, хотя во фреймворке Scrum официально она не определена. Они выступают в качестве связующего звена между владельцем продукта/заказчиком и технической ИТ‑командой. Основная роль БА заключается в том, чтобы составить оценочное мнение о технических процессах продукта и объяснить разработчику. Они не занимаются бизнес‑процессами, как это делал бы владелец продукта, но при этом выполняют важную роль в этом. Роль бизнес‑аналитика не определена и может сильно варьироваться. У БА имеются определенные обязанности, и он является неотъемлемой частью Scrum‑команды.

Обязанности бизнес-аналитика

Бизнес‑аналитик в Scrum‑команде должен выполнять ряд обязанностей. Среди них можно выделить следующие:

  • Обзор историй пользователей, созданных владельцем продукта, для убеждения в том, что они соответствуют критериям приемки. БА должен удостовериться, что все бизнес‑правила учтены, а функциональность пользовательской истории удовлетворяет требованиям.

  • Предвидение и анализ потребностей клиентов, чтобы найти решения для устранения их проблем.

  • Организация бэклога продукта на основе приоритетов, предоставленных владельцем продукта.

  • Создание пользовательских историй в соответствии с требованиями и обеспечение их соответствия критериям приемки. (Необходимо сделать, если это не было выполнено владельцем продукта).

  • Предложение требований или их улучшение, во время работы с владельцем продукта и заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), при этом полностью понимая их сферу применения.

Бизнес‑аналитик играет важную роль в мозговых штурмах во время обсуждения предстоящего бэклога спринта. Иногда от бизнес‑аналитика требуется одобрить реализацию инкремента продукта, поскольку он понимает все технические возможности, связанные с ним. Они также помогают разработчику разобраться в требованиях к продукту. Бизнес‑аналитик также тесно сотрудничает с аналитиком качества и анализирует тестовое покрытие, преобразует реальные варианты использования в тестовые примеры, предоставляет идеи и объяснения для текста сложной функциональности и т. д. В обязанности бизнес‑аналитика также входит планирование встреч, чтобы помочь команде в оценках, давая им возможность получить четкое представление о зависимости, уровне сложности и потоке продукта. Бизнес‑аналитик всегда изучает новые тенденции на рынке и продолжает внедрять инновации, оставаясь в курсе событий в той сфере бизнеса, для которой был создан продукт.

Каким должно быть место бизнес-аналитика в Scrum-команде?

Бизнес‑аналитик не имеет конкретной постоянной роли в Agile‑среде. Их обязанности динамичны и корректируются в зависимости от обстановки, в которой работают, и ситуации, с которой имеют дело. Вот несколько характеристик и моделей работы бизнес‑аналитика в любой организации, которые описывают, как БА впишется в Scrum‑команду.

Бизнес-аналитик как владелец продукта

В небольших компаниях, в зависимости от заказчика и предприятия, бизнес‑аналитики часто выполняют роль владельца продукта. Они становятся посредником между командой и стейкхолдерами, являясь контактным лицом для всех вопросов, возникающих по поводу разрабатываемого продукта. БА должен понять требования стейкхолдеров и составить план развития бизнеса. Они создают пользовательские истории, документы, расставляют приоритеты и помогают команде изучить продукт. От БА требуется непосредственное присутствие в компании, так как при перемещении в другой часовой пояс может образоваться коммуникационный разрыв.

БА может выполнять функции владельца продукта, будучи легкодоступным и владея продуктом от имени стейкхолдеров/клиентов. Они должны принимать соответствующие решения, обучаться новым навыкам и развивать технические знания о разрабатываемом продукте. Если компания имеет более многочисленный штат и занимается сложными проектами, целесообразно нанять двух разных специалистов. Однако в рамках несложных проектов наличие владельца продукта является дополнительным преимуществом, поскольку бизнес‑аналитик хорошо понимает продукт и может согласовать объем задач и определить порядок приоритетов пользовательских историй.

Бизнес-аналитик как член команды

Бизнес‑аналитик — это специалист, обладающий превосходными знаниями о техническом процессе разработки продукта. Бизнес‑аналитик, выступающий в качестве члена команды, поможет разработчику хорошо понять продукт и обсудить новые идеи для создания инкремента продукта. Техническая команда чувствует себя комфортнее, информируя о сложностях, с которыми они сталкиваются в процессе работы. Команде легче сотрудничать с человеком, который открыт для разъяснений и обсуждений технической стороны продукта. БА также может помочь команде в составлении бэклога продукта, когда владелец продукта недоступен.

Как члены команды, бизнес‑аналитик Scrum может также тесно сотрудничать с QA‑командой для проверки анализа и охвата, рассмотренных случаев использования, любых скрытых требований, а также зависимостей или эффектов. Бизнес‑аналитик и разработчик могут подробнее остановиться на критериях приемки и объяснить, что от них ожидается. Если команде нужна дополнительная информация, они могут предоставить ее и помочь им получить определенность в отношении работы, которая ведется. Создание варфрейм‑документов, потоковых документов и т. д. также может помочь команде понять требования к продукту для разработчика.

В сложных проектах, состоящих из нескольких модулей, распределенных между командами, наличие одного и того же бизнес‑аналитика для множества коллективов является преимуществом. Когда один и тот же специалист по бизнес‑анализу работает в разных командах, он способен продумать взаимодействие модулей, т. е. как новые фичи или обновления повлияют на другие модули. Следовательно, компании всегда должны учитывать такой аспект найма бизнес‑аналитика, вместо обычного подхода к пользовательским историям или критериям приемки.

Почему бизнес-аналитик важен в Scrum-команде?

Бизнес‑аналитик играет решающую роль в успехе любого Scrum‑проекта. Его участие в проекте начинается с понимания потребностей заказчика и продолжается до демонстрации спринта. Бизнес‑аналитик Scrum является основным контактным лицом разработчика, когда он сталкивается с какими‑либо препятствиями в процессе создания проекта. Важность бизнес‑аналитиков Scrum возрастает, особенно на начальных этапах нового проекта и при реализации крупномасштабных проектов.

Владелец продукта не всегда имеет техническое образование, поэтому роль бизнес‑аналитика заключается в понимании требований к продукту и составлении описаний, критериев приемки и электронных схем, которые могут быть реализованы технической командой. В то время как владелец продукта может составить описания и документ в 2–3 строках простыми словами, а критерии приемки — в 1 строке, бизнес‑аналитик должен копнуть глубже и заставить команду лучше понять пользовательские истории и технические условия. В некоторых других случаях владельцы продуктов могут писать длинные пользовательские истории, которые должны быть разбиты БА на части, чтобы расставить приоритеты в соответствии со спринтом.

Один из примеров, позволяющих понять важность бизнес‑аналитиков, — когда в команде нет бизнес‑аналитика, а владелец продукта создал историю пользователя, например, «Как клиент интернет‑сайта электронной коммерции, я хотел бы выполнить все эти операции с моим счетом». А технические условия таковы:

  1. Клиент должен иметь возможность войти в систему.

  2. Клиент может просматривать различные категории электронного оборудования на разных страницах.

  3. Клиент должен иметь возможность оплатить счет, привязав свою кредитную и дебетовую карту.

Такая пользовательская история будет содержать различные этапы и не может быть выполнена за один раз. Следовательно, бизнес‑аналитик Scrum должен разбить ее на части, поскольку в противном случае ситуация для разработчика ухудшится, так как не будут представлены надлежащие потоковые диаграммы и экраны пользовательского интерфейса. Результатом станет неудачный спринт и провальный проект. Следовательно, если владелец продукта не является квалифицированным бизнес‑аналитиком, компании настоятельно рекомендуется нанять в свою команду такого специалиста.

Заключение

Бизнес‑аналитик Scrum — это высокоэффективный профессионал, разбирающийся в технической стороне процесса разработки продукта. Они помогают на различных должностях и несут большую ответственность по сравнению с другими членами Scrum‑команды. Бизнес‑аналитик может выступать в качестве владельца продукта во многих компаниях в зависимости от размера и характера проекта и масштаба организации. Они являются отличными профессионалами, с которыми связывается разработчик для обсуждения сложностей, с которыми сталкивается команда в процессе проектирования. Они также становятся отличными членами Scrum‑команды, поскольку обладают превосходными знаниями о технической стороне продуктов. Наличие одного и того же бизнес‑аналитика одновременно для работы в нескольких командах также может стать дополнительным преимуществом, поскольку он может взаимодействовать с различными фичами и обновлениями и анализировать степень надежности продукта. Таким образом, бизнес‑аналитик является неотъемлемой частью любой Scrum‑команды и важнейшим участником успеха любого проекта.


Приглашаем всех желающих на открытое занятие «Фиксация требований с помощью Use Case», которое пройдет в рамках специализации «Системный аналитик». На этом уроке узнаем:

  • как описать взаимодействие Актора и Системы;

  • как отобразить все процессы и всех Акторов и не запутаться;

  • кто в команде скажет спасибо за Use Case;

  • как выбрать между Use Case и User Story.

Также приходите на завтрашний урок «Выбираем технологию для API». На занятии посмотрим, как можно работать с классическими REST и SOAP, попробуем заменить их на gRPC и GraphQL. А также разберем несколько кейсов и решим, в каком из них какую технологию лучше применить. Записаться можно на странице онлайн‑курса «Системный аналитик. Advanced».

Комментарии (3)


  1. serg-mizun
    30.01.2023 20:26
    +1

    Раз в пару недель читаю здесь статьи об Agile. И складывается у меня ощущение, что очень многое зависит от скрам-мастера. Если он нормальный. то прекрасно просто всё. Если мастер неопытный - то пиши пропало. Но всё то же самое работает с советских времен и без всякого Agile — если начальник отдела разработки толковый, то в отделе все хорошо, задачи решаются в точно и в срок. Если начальник так себе, то сами понимаете. В итоге получается, что известный лозунг «Кадры решают всё» очень точно описывает ситуацию что сейчас, что сто лет назад. А если почитать религиозную литературу, то становится понятно, что и две тысячи лет назад ситуация была примерно такая же — кадры решали всё. Тогда в чем преимущества Agile? Это же не та система, которая позволит что-то сделать, не имея толковых (как минимум одного) работников. Или уровень толковости можно сильно понизить?


    1. funca
      30.01.2023 23:50

      Просто сложность проектов уже не лезет в одного кадра (да и не должна лезть по причинам рисков bus factor). Задача, которую ставят перед Scrum - в том числе как поделить кусок работы между разными людьми.

      В ранних версиях, истории нарезал в беклог PO, а команда оценивала, занимаясь декомпозицией без отрыва от производства, как умеет. Но выяснять, согласовывать и прописывать требования с достаточным уровнем детализации это тоже ацкий труд. Если можете себе позволить - отдайте его BA, для которого это будет основной работой.


    1. odilovoybek
      02.02.2023 05:55

      Кажись тебя минусанул сам автор, я с тобой полностью согласен, в основном такие ПМ со своими сроками и статусами задач только тянут назад + начинают прививать чувство разработчику, что это он ради него и только должен закончить задачку и из-за этого после малейшего ослабления этого "натиска" разраб. начинает лениться и не делать эту задачу.

      Я считаю, что самый эффективный вариант для мотивации - это показ разработчика как ленивого дармоеда (команда будет делать выводы отталкиваясь от его проделанной работы). От стыда он начинает шевелиться.