Для «холодных» продаж чаще всего используют 3 инструмента: email-рассылку, WhatsApp-маркетинг и холодные звонки по телефону. Но какой из них подходит именно вам? Команда APIsender оценила каждый канал по 5 критериям, чтобы вы смогли максимально эффективно использовать рекламный бюджет для запуска рассылки. Читайте и делайте правильный выбор.

Вкратце об инструментах: email, WhatsApp и звонки

Email-рассылки — в прошлом актуальный инструмент продаж для многих ниш. Ещё до появления интернета почтовые каталоги били все рекорды по открываемости и конверсии. Сегодня ситуация иная: люди негативно относятся к таким рассылкам, очень часто письма попадают в спам или не открываются.

WhatsApp на 2023 год занимает 1-е место среди соцсетей по количеству пользователей. 

По данным CNews, в январе 2023 года в России WhatsApp использовали 76 млн. человек. Представьте потенциал рассылки с помощью этого канала. Тот же Telegram расположился на втором месте ТОПа, но  его аудитория гораздо меньше — 48,8 млн человек. 

Холодные звонки постепенно отходят в прошлое — мы все реже поднимаем трубку, если видим на экране незнакомый номер. Борьбе со спам-звонками способствуют и приложения, такие как «Яндекс. Определитель номера», «Truecaller» или «GetContact». В последние годы стали популярны роботы автодозвона — они позволяют сэкономить время сотрудникам и совершают звонки гораздо продуктивнее менеджеров (в плане скорости и количества).

Отчасти данный метод считается незаконным. С одной стороны, абоненты, попавшие в лист обзвона, сами дали свое согласие, получив услугу и не заметив маленькую галочку. С другой, из-за огромного количества жалоб граждан, ФАС вовсю ополчилась против телефонных спамеров. Но холодные звонки как использовали, так и будут использовать в ближайшие годы.

Теперь разберём канал по 5 критериям, выделив сильные и слабые стороны каждого.

Критерий 1: Скорость и процент отклика

Email-рассылки

Согласно исследованиям Mindbox, открываемость писем варьируется от 9 до 23% (в зависимости от отрасли), а кликабельность по ссылкам — 1-3%. Так, отправив 100 000 сообщений, вы получите 2-3 тысячи переходов по вложенной ссылке.

Открываемость писем в разных сферах бизнеса согласно Cossa.ru.
Открываемость писем в разных сферах бизнеса согласно Cossa.ru.

WhatsApp-рассылки 

Открываемость сообщений в WhatsApp  превышает 91 % (по данным анализа 6 млн рассылок). Это значит, что 9 из 10 пользователей просматривают сообщения. Отклик в  среднем составляет 35%. 

Что касается скорости, то как и с почтовыми рассылками на открытие писем в WhatsApp уходит нескольких минут. Показатели эффективности почти не зависят от объёма рассылок, времени отправки сообщений, отрасли и других факторов.

Однако стоит учесть: ежедневно в списке чатов у получателя появляется пара десятков других сообщений, и ваш текст будет конкурировать с ними. В этом смысле WhatsApp-рассылки стоят в одном ряду с почтовыми, тогда как звонки априори привлекают больше внимания.

Холодные звонки

По данным IT World, показатель конверсии при роботизированном обзвоне составляет около 4%. Конверсия в нашем случае — готовность абонента продолжить разговор (который продлился более минуты). Следующий этап воронки звонка — согласие на обсуждение условий сделки. Его дают 25–30% абонентов. Итоговая конверсия на промежуточное действие (до конечной сделки) составит примерно 1%.

Наилучший результат показывает обзвон клиентов, которые недавно приобретали ваш продукт. При этом роботизированные звонки работают гораздо хуже, чем звонки от живых операторов.

Критерий 2: Способ подачи информации

Учёные доказали: у большинства людей доминирует визуальный канал восприятия. Так, качественное оформление, наличие изображений и графические акценты способны повысить конверсию писем в рассылках.

Email-рассылка 

В email есть возможность верстать графически навороченные письма или написать целый лонгрид. Важный нюанс: успех рассылки во многом зависит от качества текста и дизайна. Так что не экономьте на специалистах.

Пример правильно свёрстанного письма по мнению Postium.ru
Пример правильно свёрстанного письма по мнению Postium.ru

WhatsApp-рассылки 

В сообщениях WhatsApp тоже используют визуальный канал воздействия. Текст можно снабдить ярким фото и вставить пару эмодзи, которые привлекут дополнительное внимание.

Слева представлен неудачный вариант визуального оформления сообщения, справа — удачный
Слева представлен неудачный вариант визуального оформления сообщения, справа — удачный

Размер письма тоже имеет значение. Длинные тексты — табу, здесь никто не будет тратить время на «много букв». Сообщение должно быть ёмким и конкретным. Оптимальный размер для WhatsApp — это один экран, то есть не более 700 символов.

До момента прочтения текста получателем оно будет в ТОПе списка чатов. Значит, привлечёт к себе внимание с большей вероятностью, чем, например, email-письмо, попавшее в папку «Спам».

Холодные звонки

Обзвон направлен на аудиальный канал восприятия, и мы не можем подкрепить его содержание графическим оформлением. При использовании «автозвонка» важно записать аудиосообщение оптимальной длины. Слишком долгое человек слушать не станет, чересчур короткое не передаст ему суть вашего предложения. А вот живые операторы в разговоре могут работать по скрипту и отталкиваться от «теплоты» собеседника, регулируя длину разговора и делая подходящее предложение.

Критерий 3: Обратная связь 

Email-рассылка

В еmail-рассылке контакт односторонний: адрес отправителя обычно не подразумевает возможность получения обратной связи. А вопросы у клиента, скорее всего, возникнут, поэтому позаботьтесь о дальнейшей коммуникации.

В электронных письмах часто можно встретить такую фразу
В электронных письмах часто можно встретить такую фразу

Что можно сделать? Вставьте кнопку перехода на сайт, где есть форма обратной связи, или настроить функцию «спросить в мессенджере».

Вариант вставки кнопки перехода
Вариант вставки кнопки перехода

WhatsApp-рассылки

Рассылка в WhatsApp позволяет продолжить общение, подогреть клиента и закрыть на сделку. Например, настроить чат-бота для ответа на частые вопросы и продажи. Ещё вариант: встроить в текст кнопку-меню (оно может включать до 10 пунктов), чтобы пользователям не пришлось самостоятельно набирать ответ. Как известно, чем проще действие, тем выше конверсия.

Что даёт кнопка-меню в WhatsApp:

●  Увеличивает конверсию в целевое действие в 1,5-2 раза: проще нажать на кнопку, чем набирать текст вручную;

●   Кликабельность (CTR): в районе 40%;

●  Элемент геймификации — все любят жать на кнопки и получать результат.

Холодные звонки

Обзвон по базе не предполагает обратной связи. Даже если клиент перезвонит, то попадёт на сотрудника колл-центра, который не связан с компанией напрямую.

При этом общение голосом, как уже отмечалось выше, — самый цепляющий и вовлекающий вариант контакта. Если на связи опытный менеджер, который умеет обрабатывать возражения, то интерактивность инструмента будет на максимальном уровне. Звонящий робот, понятное дело, в этом аспекте существенно проигрывает.

По данным проекта «Пульс», роботы показывают конверсию на 40% ниже, чем живые менеджеры, но при этом роботизированный обзвон дешевле. Таким образом, «Автообзвон» при одинаковом бюджете приводит в 18 раз больше клиентов, чем менеджер. Хотя тут всё зависит от зарплаты сотрудника… 

Критерий 4: Пригодность для B2B и B2C сегментов

Продукты для b2b обычно сложнее, чем для b2c. Это влияет на скорость принятия решения — компании могут месяцами выбирать среди предложений, сравнивать, анализировать. Наглядные цепочки принятия решений мы показали ниже.

Клиент b2c: Увидел рекламу → Захотел купить продукт → Сформулировал проблему → Посмотрел обзоры, почитал отзывы, сравнил цены →  Купил или заказал

Клиент b2b:  Сформулировал проблему → Изучил решения → Нашёл продукт → Проанализировал варианты нескольких компаний → Оценил свой бюджет → Купил или заказал

Email-рассылка 

Email одинаково хорошо подходит для обоих сегментов. Возможности электронных писем позволяют создать больше контента, чтобы рассказать о преимуществах вашего товара/услуги. Однако открываемость и конверсия оставляют желать лучшего.

С b2c всё проще: прочитал интересное предложение в письме, нажал на ссылку, если всё устроило — купил. Здесь есть смысл сконцентрироваться на визуальном оформлении, чтобы продавать не только словами, но и образами.

К слову, по данным Data & Marketing Association, разница между открываемостью (Open Rate) у B2B и B2C писем относительно небольшая: в рассылках B2C — 33,4%, а в B2B — 28.8%.

Open Rate в рассылках B2C и B2B сегментов согласно HubSpot
Open Rate в рассылках B2C и B2B сегментов согласно HubSpot

WhatsApp-рассылки

Современному человеку нравится общаться в мессенджерах, там он проводит большую часть своего времени. Поэтому рассылки в соцсетях используют преимущественно компании в b2c-сегменте. Грамотная рассылка, интегрированная в CRM, способна стать началом долгого контакта с клиентом.

При этом чат-боты снимают с менеджеров рутинные задачи. Теперь им не придётся работать без выходных, отпусков и личной жизни.

Холодные звонки

Обзвон — тоже инструмент для b2c. Трудно представить, чтобы партию шарикоподшипников купил человек, ответив на незнакомый номер. А вот записаться в школу танцев неподалёку или заказать кредитную карту, прослушав аудиоролик, — вполне реальный сценарий. Сегодня возможности таргетинга позволяют сегментировать базу по географическому району или тематическим предпочтениям.

Критерий 5: Стоимость рассылки

Email-рассылки

В email-рассылках не нужно платить за каждый клик, но и бесплатно отправлять письма не получится. Как минимум нужно оплатить работу копирайтера, дизайнера и почтового сервиса, если у вас больше 100 адресов.

Стоимость у сервисов разная, начинается от 560 руб/мес и зависит от:

  • количества контактов;

  • набора инструментов;

  • сегментации и персонализации базы.

WhatsApp-рассылки

Если у вас в базе до 1000 контактов, то цена рассылки составит около 2500 руб/мес (при оплате за год). Если планируете отправлять до 10 000 сообщений в месяц (300 лидов в день), рассылка в этом мессенджере обойдётся вам в 10 000 руб/мес (при оплате за год).

Затраты будут выше, если:

  • у вас большой поток лидов;

  • вы работаете на входящем трафике;

  • вы редко пользуетесь шаблонными сообщениями.

Холодные звонки

Стоимость работы колл-центра или автодозвона индивидуальна и зависит от многих параметров. Ориентировочные расценки таковы: 

  • запуск проекта — от 5 000 руб/мес; 

  • автообзвон — от 6 руб/мин;

  • презентация по телефону — от 8 руб/мин.

Подведём итог: какой канал выбрать для рассылки своих предложений

У каждого из каналов есть свои преимущества и недостатки. Мы собрали их в одну таблицу, взгляните:

Три канала продаж: сравнительная таблица
Три канала продаж: сравнительная таблица

А выбор будет зависеть только от ваших приоритетов. Работаете в b2b-сегменте? Выбирайте email. Важен процент отклика и конверсия? Обратите внимание на WhatsApp. Хотите охватить большую аудиторию в кратчайшие сроки — воспользуйтесь услугами колл-центра Сформулировав свои цели и задачи, вы сможете выбрать оптимальный для вас вариант (или варианты).

Комментарии (4)


  1. maximw
    00.00.0000 00:00
    +6

    Добавьте еще в статью характеристику - удобство и надежность добавления в спам/блокирования для получателей этих рассылок. Самая полезная информация.


    1. ELENA11 Автор
      00.00.0000 00:00

      Здравствуйте! Понимаем, что тема про рекламные рассылки очень щепетильна, но тем не менее, сейчас многие традиционные каналы под санкциями, маркетологи ищут новые. Мы выступаем за то, чтобы рассылка была интересной клиенту, такой, которая несет в себе полезную информацию. Всех наших клиентов предупреждаем, что иначе она принесет лишь негатив. Наша задача сделать коммуникацию максимально комфортной как для бизнеса, так и для конечного клиента.


  1. thepythonicway
    00.00.0000 00:00
    +2

    Как-то рука автоматом тянется поставить минус, достаточно лишь увидеть название статьи. На Хабре не место подобному разводняку.


  1. krabdb
    00.00.0000 00:00
    +1

    Забавно, что статья от 01.03.2023 обходит стороной регуляторные ограничения для мессенджеров для разных сфер деятельности, а ведь именно с этой даты 584-ФЗ вступает в силу.