Продолжаем. Предыстория здесь, первая часть цикла статей про наше облако Нативатор с мобильными приложениями для онлайн и офлайн торговли — здесь.

Клиент с задачей из твоего плана разработки - это удача

В 2016 году к нам обратился клиент с такой задачей: поставить для небольшой сети розничных магазинов одежды такую кассовую программу, чтобы бонусы накапливаемые покупателями, быстро синхронизировались между торговыми точками. Быстро — это пока клиент идет по торговому центру из магазина в магазин. На тот момент у этого клиента было несколько магазинов в одном торговом центре. Продавцы вручную записывали на бумажную визитку магазина бонусы с датой начисления (скидку) и отправляли в следующий магазин, чтобы клиент мог купить там другой товар и сразу потратить эти бонусы. Следующим условием клиента был обязательный учет продаж каждого кассира. Это предполагалось делать вводом кода кассира в момент продажи. И еще важным моментом было условие по отправке смс клиенту с кодом для списания бонусов. Для того, чтобы продавцы не могли злоупотреблять скидками.

В качестве кассовой системы у них стояла устаревшая программа для магазина от одного из производителей касс. Многие знают, что производители касс — не самые лучшие разработчики кассового софта. И синхронизация данных между бэкофисом и торговыми точками представляла из себя какой‑то кошмар, от которого клиент хотел избавиться.

Можно ли превратить проект в тиражное решение?

Задача была непростая. В том смысле, что клиент хотел готовое решение, а я хотел создать кассовое решение под эту задачу на основе нашего приложения Нативатор Заказы. Для складского учета у этого клиента была не очень распространенная программа. Мы вытащили из нее все данные в Excel‑таблицы и загрузили в 1С:Управление торговлей. Осталось убедить клиента в том, что наше решение для касс, которое мы напишем сами, будет отвечать их требованиям.

Убедить получилось благодаря простому сравнению стоимости. Конечно я занизил стоимость проекта, но ведь у нас было из чего делать, мы начинали не с чистого листа. Я предполагал что каркас решения и базовая синхронизация с 1С у нас уже есть, останется его немного доработать и добавить некоторый функционал. Больше всего времени заняла разработка системы лояльности. Для упрощения задачи мы просто повторили логику этой подсистемы из 1С, чтобы бонусы легче было синхронизировать.

Однажды у нас слетела русификация с принтера купленного на Aliexpress, пришлось обращаться к производителю
Однажды у нас слетела русификация с принтера купленного на Aliexpress, пришлось обращаться к производителю


В части оборудования нам предстояло добавить работу со сканером штрих-кода и печатать чеки на обычные чековые принтеры. Денис и с этой задачей справился отлично. Проект был выполнен не так быстро как хотелось, но в итоге система работала без сбоев, бонусы начислялись и списывались после ввода кода, который приходил клиенту по смс. Клиент был так доволен, что озвучил планы, по созданию интернет-магазина. Мы уже зарекомендовали себя с положительной стороны, поэтому выбор исполнителя был очевиден. Скажу откровенно, что мне хотелось поскорее взяться за задачу по созданию интернет-магазина.

Планы по интеграции с интернет‑магазином у нас уже были, просто я ждал подходящего клиента. Было такое ощущение, что наше будущее само шло к нам в руки. И это круто, что за ним не пришлось бегать или искать его с фонариком.

Довольный клиент рано или поздно приведет еще клиентов

Эта избитая фраза про довольного клиента, который приведет еще одного клиента, а недовольный уведет всех потенциальных и возможно даже существующих, конечно сработала и в нашем случае.

Почти сразу после этого проекта, мы по его рекомендации продали наше решение еще в несколько небольших торговых сетей из двух‑трех магазинов. Забавно, что рекомендовал решение не сам заказчик, а продавцы, у которых соседние магазины спрашивали на чем они работают.

Хозяйственный магазин
Хозяйственный магазин

Сказать что все было абсолютно идеально и гладко, было бы нечестно. Однажды нам пришлось вернуть деньги клиенту за автоматизацию магазина, которому не понравилось наше решение. Это был магазин автозапчастей, владельцу которого нас порекомендовал мой брат. После внедрения пришел какой‑то умник, и сказал что они купили какое‑то странное и не очень хорошее решение. Чтобы не портить никому настроение, я принял решение забрать оборудование и вернуть деньги с небольшой скидкой и рассрочкой. Это всех устроило. Самое главное — мы избежали недовольного клиента. Постепенно мы улучшали наше решение на основе отзывов клиентов, но добавляли только тот функционал, который считали что будет полезен всем остальным клиентам.

Поддержка онлайн-касс 54 ФЗ и торгового оборудования

Через два года после разработки приложения, параллельно с добавлением драйвера ККТ для фискальных регистраторов Атол, мы включили полную поддержку закона 54, а впоследствии доработали приложение для совместимости с форматом фискальных данных 1.2 (ФФД 1.2).

Процесс перехода с принтера чеков на онлайн-кассу 54ФЗ
Процесс перехода с принтера чеков на онлайн-кассу 54ФЗ

По мере запросов клиентов, появлялась необходимость подключения другого электронного торгового оборудования. Таким образом мы сделали поддержку сканеров штрих‑кода в режиме СOM‑порта, а также у нас появилась поддержка электронных весов, табло покупателя и принтеров чеков. Принтеры чеков можно использовать для печати заказа на кухню, пока не пробит фискальный чек. Или вместо онлайн кассы, если такой режим необходим.

Почему рабочее место кассира на Android лучше чем для Windows?

Адаптация приложения под смарт-терминал
Адаптация приложения под смарт-терминал

Во первых, стоимость железа. Никто не будет спорить, что планшет на Android существенно дешевле десктопа с Windows. На смарт‑кассах, которые пришли на смену кнопочным кассам, мы убедились, что производительности среднего Android планшета хватает для этой задачи. Во вторых, удобство работы — тачпады и раньше были популярны, но мониторы с тачпадом для Windows были дорогими. Емкостные тачпады против резистивных на Windows удобнее и практичнее, это видно уже на примере прокрутки списков. Планшет — это более дешевый вариант POS‑терминала с сенсорным экраном.

В третьих, компактность на рабочем месте. Планшет экономит рабочее пространство на столе, а если его разместить не на подставке, а на вертикальной стойке вместе с банковским терминалом, то он вообще не занимает места на рабочем месте кассира. Громоздкий POS‑терминал на Windows кажется каким‑то мейнфреймом, по сравнению с планшетом.

В четвертых, автономность. Для традиционного десктопа необходим ИБП, он обеспечит только корректное завершение работы, так как его хватит минут на пять‑десять. А вот планшет может проработать на своей батарее целый рабочий день. Даже если фискальный регистратор обесточен, можно делать все чеки отложенными, а потом когда появится электричество — пробить их на онлайн кассе.

Hidden text

Пока нет совместимой POS клавиатуры для Android, вышеизложенное сравнение актуально для магазинов с невысокой проходимостью или для кафе. Хотя вопрос скорости работы можно решить быстрыми кнопками, выведенными на главный экран.

Угадайте известную торговую сеть, которая внедрила рабочие места кассиров на Android планшетах, 
на фото есть подсказка
Угадайте известную торговую сеть, которая внедрила рабочие места кассиров на Android планшетах, на фото есть подсказка

Есть ли будущее у таких кассовых решений на Android?

Один из плюсов такого решения — внедрение за пару часов. Мы уже поняли одно из главных преимуществ — автоматизация сезонной торговой точки общепита или торговли. Раньше им не нужна была автоматизация, а сейчас любая торговая точка обязана пробивать фискальные чеки. И облачный вариант учетной системы на три месяца — выход из ситуации. А с фискальным накопителем такие сезонники придумали следующий лайфхак — регистрируют ФН на 15 месяцев в конце мая и его хватает на два сезона.

От массового применения нашего решения в кафе или ресторанах нас останавливает временное отсутствие интеграции с ЕГАИС. Что касается обязательной маркировки товаров, то у наших клиентов не было выбора, они просто подождали пока мы адаптируем приложение для магазинов Нативатор Касса под этот закон.

С 1 октября планируется введение маркировки пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной таре и ПЭТ упаковках, а с 15 января 2024 года маркируется пивная продукция в иных видах потребительской упаковки (алюминиевые банки и т. д.). Так как это планируется делать через «Честный знак», то можно сказать, что мы к этому готовы. Что касается ЕГАИС, то ждем клиента, который согласится чтобы мы обкатали эту интеграцию на нем.

Кому может быть выгодно кассовое приложение для магазинов именно для Android? Если на автоматизации одного магазина вы немного экономите в стоимости внедрения, то в торговой сети выигрыш в цене будет огромный.

Отдельно стоит упомянуть мощную систему лояльности, которая дает безграничные возможности по использованию подарочных сертификатов, промо‑кодов, автоматических скидок по конкретному условию или без условий. А накопительные бонусы, которые одновременно работают в офлайне и онлайне вообще мечта каждого, кто хочет интернет‑магазин, и при этом не хочет разрываться между офлайн и онлайн бизнесом. Ведь движок интернет‑магазина интегрирован в ядро нашего облака. Да, это действительно наш собственный движок, но это уже отдельная история для следующих публикаций, в которых я расскажу о складской программе Нативатор Склад и более подробно о встроенном интернет‑магазине.

Сегодняшний тренд — торговля на маркетплейсах. Есть запрос от наших клиентов, сделать интеграцию не только с интернет‑магазином, но и с маркетплейсами. Кроме интеграции с маркетплейсами, в ближайшие месяцы мы планируем добавить две нейросети, собственную — Benzin neural network, которая будет удалять фон у загруженных фотографий товаров, и вторую нейросеть, которая будет делать описание товаров.

Эта статья — не просто реклама, как может показаться на первый взгляд. Это рассказ о том, как появляются программные продукты из одной маленькой мечты иметь так называемый «свой свечной заводик». Мы верим, что это вырастет во что‑то большее. А главное, в чем я не сомневаюсь, что кого‑то эта история сможет мотивировать на создание нового продукта. Конечно это долго и сложно. Но ведь со мной это сработало, и я делюсь тем, что в результате чтения таких историй у меня получилось.

Комментарии (4)


  1. Enwony
    00.00.0000 00:00
    +1

    Я занимался довольно долгое время автоматизацией (и далее в основном поддержкой) подобных магазинов. По моему опыту, раньше рынок делили entrprise решения вроде sap/dynamics/oracle (крупный сетевой ритейл), и специализированные решения вроде супермаг/1С/штрих/атол, которые крупные магазины/сети дорабатывали под себя, а мелкие - использовали как есть. Где-то к 2015 началась эра "мобильных" решений - сбис, эвотор, контур, мойсклад, Это неплохие решения для не очень нагруженных продаж, нетребовательные, с большим списком поддерживаемого оборудования. Самое важное, что снижается порог входа(бизнес-процессы фиксированы и довольно хорошо отлажены), есть круглосуточная техподдержка, оборудование довольно хорошо протестировано. Учитывая, что требований по ЭДО/маркировке/отчетности все больше - очень хорошее предложение для небольших магазинов.
    Сложным моментом, на мой взгляд, являлась установка на конечных точках (проблемы с проводами/связью/быстрыми ответами "что делать"), жесткая логика, слабая интеграция, слабые возможности для мониторинга/расследования проблем.
    Ваш сегмент, я так понимаю, больше корпоративный?


    1. Zyryanek Автор
      00.00.0000 00:00

      как раз думаю, что было бы неплохо попасть в этот сегмент. сейчас конечно в основном маленькие клиенты у которых максимум пять магазинов. Но сервер легко масштабируется под любые нагрузки, поэтому не вижу проблем и для большой сети магазинов


      1. MagMagals
        00.00.0000 00:00

        не вижу проблем и для большой сети магазинов

        вот это и должно вызывать у вас вопрос. Легко масштабируемость сервера не решить проблему в нужных функциях, аналитиках, все возможные отчеты, приходы/расходы и тд. большая сети магазинов это не просто больше кассиров


        1. Zyryanek Автор
          00.00.0000 00:00

          да, не спорю. у нас мощная система лояльности, можно добавить кастомные отчеты, а что еще нужно большой сети? До того как мы написали это приложение у меня максимальное внедрение было всего до 50 магазинов в одной сети