Кроме работы хочется делать что-то еще. Спать, есть, встречаться с близкими и друзьями, конечно. Но этого мало. Иногда некоторым людям хочется сделать мир лучше. Хоть немного. Бескорыстно помочь тем, кому реально нужна помощь, и лично поучаствовать в хорошем деле. Таких людей принято называть волонтерами. Как руководитель социальных проектов в ЛАНИТ, я точно знаю, что таких добровольцев у нас в компании действительно много. Еще мне доподлинно известно, что вокруг темы волонтерства скопилось немало заблуждений. Попробую разрушить основные, на мой взгляд, опираясь на факты и реальные события. 

Заблуждение №1. Воспитанникам детских домов обязательно нужно приносить подарки

В памяти возникла история, которая произошла почти десять лет назад. Тогда мы с коллегами из одной дочерней компании ЛАНИТ собрались и поехали в детский дом не с подарками, а с мастер-классом по лепке пельменей.

Конечно, изначальный наш порыв был про подарки — первое, что пришло в голову, когда мы решили сделать что-то хорошее вместе. Это распространенное стремление, граничащее с понятием «клише», мы остановили и обратились за советом к экспертам из некоммерческих организаций. Директор благотворительного фонда «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская много лет работает с детьми из детских домов. Она вовремя рассказала нам, что детям будут полезнее не подарки, а навыки, которые пригодятся им в жизни и которых у них нет, потому что нет семьи, где, к примеру, лепка пельменей — это привычное дело. (Хм, кстати, а как давно вы лепили пельмени с детьми? Или хотя бы просто для себя?) 

Наш мастер-класс с пельменями, отличными продуктами и всеми кухонными атрибутами прошел на ура. В небольшом детском доме вылепленных пельменей хватило на всех и еще осталось. Помню, как рассказывала девчушке лет двенадцати, которая чистила со мной лук, такие элементарные вещи: что нужно сделать, чтобы не так слезились глаза. 

Заблуждение №2. Готовиться к добрым делам не обязательно, главное - желание

Ещё одной запоминающейся историей был масштабный, наполненный множеством событий праздник для детей из детских домов, приютов, реабилитационных и медицинских центров. По ЛАНИТ тогда прошел клич - звали желающих помочь в организации мероприятия. Волонтерами записались десятки сотрудников из ЛАНИТ и из компаний-партнеров. 

Казалось бы, достаточно было составить программу и сказать добровольцам: «Помогайте там, где заметите такую необходимость». Но тогда бы получился просто шумный кавардак, хоть и очень симпатичный. Мы – за ответственный подход и безопасность детей. Поэтому для всех волонтеров провели инструктаж и распределили между ними задачи. 

В манеже культурно-спортивного комплекса «Битца» развернули целый город мастеров. Там под руководством художников, народных умельцев и с помощью волонтеров дети чеканили узоры на медных кулонах, вязали кукол из нечесаного льна, расписывали глиняные фигурки, собирали бусы из индийских ярких камешков, делали из воска оригинальные свечи, выполняли аппликации, создавали оригами, в технике макраме плели  украшения и брелоки. Еще для ребят организовали спортивные активности.

С тех пор прошло уже почти 15 лет, а воспоминания не угасают – просто невозможно забыть неподдельную заинтересованность детворы и ответственную включенность волонтеров. Мальчишки и девчонки уезжая, галдели о том, что и у кого лучше получилось: самые красивые бусы, кукла или кто-то быстрее всех добежал до финиша во время эстафеты. А добровольцы ЛАНИТ, чувствуя приятную усталость, уносили с собой убежденность, что день был прожит не зря и что наша команда – самая лучшая в мире.  

К сегодняшнему дню желание делать что-то хорошее у сотрудников компании только выросло. Теперь мы стали работать над бо́льшим числом волонтерских проектов и делаем это более системно, опираясь на четкие корпоративные принципы. Опыт нас научил, что добрым делам, как и любой эмоционально наполненной и творческой работе, нужен понятный план и осмысленность. 

Наши волонтерские принципы, которые мы выработали для себя за годы добровольческой работы, коротко можно описать так.

  • Мы идем туда, где нужны наши компетенции и умения. 

  • Мы стараемся делать то, что приносит реальную пользу, руководствуясь правилом, которое актуально не только в медицине: «Не навреди».

  • Мы обязательно откликаемся на проекты, если уверены, что задача будет близка по духу людям, которые будут ее выполнять. 

Заблуждение №3. Корпоративное волонтерство – это когда сотрудников сгоняют на какие-то разовые акции 

Слово «доброволец» содержит в себе два корня – «добро» и «воля». Они не случайно слились в единое понятие, которое означает, что человек по собственному желанию приходит кому-то на помощь. Его нельзя заставлять заниматься той деятельностью, которая ему не подходит. У волонтера всегда должен быть выбор, на каком мероприятии помогать и какую функцию выполнять. К тому же корпоративное волонтерство — это не только про помощь тому, кто в ней нуждается. Это еще и про осознанность и саморазвитие каждого участника собравшейся команды добровольцев. Это объединение усилий ради доброго дела, которое по-настоящему сплачивает коллектив.

К примеру, у нас в ЛАНИТ в рабочие будни эти люди могут и не пересекаться, даже если трудятся в одном здании. Встречаясь на волонтерском мероприятии, они больше узнают о коллегах, самой структуре группы компаний. Так укрепляется корпоративный дух, но не потому, что это кем-то заведено или написано в правилах, а потому что по-другому быть не может - любовь и добро объединяют.      

У каждого нашего добровольческого проекта – своя замечательная история единения, которая обычно длится не один год. Хороший пример – это традиция помогать приюту для собак. А возникла она несколько лет назад после того, как однажды мы получили письмо от коллеги, который рассказал, что давно по выходным ездит в один из московских приютов, привозит туда корм и выгуливает круглосуточно сидящих в клетках животных. 

Он попросил организовать сбор лечебных и обычных кормов, старых пледов для подстилок, ошейников, поводков – всего, в чем особенно остро нуждаются четвероногие подопечные приюта. Вот так и возникла благотворительная акция, которая стала регулярной - мы не только организовали сбор, но и созвали новых желающих присоединиться к выездам для прогулок с собаками, у которых пока нет хозяев.

В первый раз ответственным за подготовку выезда стал все тот же волонтер. Он договорился с руководством приюта о визите группы сотрудников, сопровождал ее, познакомил с работниками учреждения и его очаровательными обитателями. 

Помощь там нужна всегда – животных много, а штатная численность персонала не позволяет уделить внимание каждому. Представьте, сколько необходимо человек, чтобы выйти хотя бы на одну 15-минутную прогулку в день с каждой из 900 приютских собак? Потому-то эти преданные, доверчивые и нуждающиеся в заботе существа очень ждут волонтеров, искренне радуются людям и всегда надеются стать чьим-то самым лучшим другом.

Мы стараемся их не подводить. Один из наших сотрудников вызвался поработать волонтером-фотографом, чтобы помогать собакам найти новый дом. Другие коллеги стали постоянными участниками выездов. Отчеты об акциях и сборах, опубликованные на внутреннем корпоративном портале, вдохновляют все новых и новых неравнодушных, которые присоединяются к проекту. Такой рост изнутри - самый классный. Подобные команды волонтеров - самые устойчивые и самые активные.

Заблуждение № 4. Волонтерам не нужны советы со стороны – душевный порыв подскажет, как лучше поступить   

Работая над каждым волонтерским проектом, мы погружаемся в разные сферы жизни и внутренне обогащаемся вместе с теми, кому стремимся помочь. Волонтеры постоянно учатся чему-то новому и вот тому пример.

Мы давно дружим с Пушкинским музеем, и в 2017 году сотрудники его инклюзивной команды придумали проект «Пушкинский - воспитанникам детских домов и интернатов». Для него нужен был спонсор и соорганизатор. ЛАНИТ с радостью согласился участвовать в этом замечательном деле. Для проведения выезда детей нужны были волонтеры. Мы рассказали об этом в коллективе компании, и нам ответили несколько десятков сотрудников из разных подразделений группы. 

У добровольцев было желание помочь, но у многих не было опыта работы с такими детьми. Поэтому мы договорились о тренинге для всех, кто захотел участвовать в проекте: и для наших волонтеров, и для команды музея. Его провели сотрудники фонда «Здесь и сейчас», практикующие психологи, имеющие многолетний опыт работы с сиротами.  Нам рассказали об особенностях здоровья и поведения детей. Мы задали свои вопросы, снизили тревогу и укрепили уверенность команды. 

Участие специалистов помогло, поскольку во время экскурсий происходили такие случаи, которые было трудно предвидеть. К примеру, однажды девочка из детского дома в конце мероприятия подарила сопровождающей группу сотруднице симпатичный браслетик. Волонтер немного растерялась, но приняла подарок и поблагодарила. А сразу после мероприятия позвонила психологу, который вел тренинг, и посоветовалась, как правильно поступить. Она хотела тоже что-то подарить девочке, но не знала, какой подарок выбрать. Тренер дала хороший совет подобрать недорогое украшение, и во время следующего визита этой группы в музей коллега сделала ответный дар, чему девочка невероятно обрадовалась. На мой взгляд, такие маленькие добрые события делают этот мир светлее. 

Сейчас проекту «Пушкинский - воспитанникам детских домов и интернатов» уже более пяти лет. И он обязательно продлится, потому что это не «одноразовый продукт», а самая настоящая база знаний по истории мирового искусства. Видели бы вы с каким интересом дети слушают рассказы об экспонатах, реставраторах и хранителях музейной коллекции. Наши волонтеры становятся свидетелями того, что многие дети тянутся к творчеству и занятия в музее помогают им развиваться. К слову, в рамках программы проходят еще и мастер-классы по керамике, живописи и линогравюре в центре эстетического воспитания «Мусейон» под руководством опытных арт-терапевтов. 

Заблуждение №5. Проекты для детей лучше делать развлекательными 

Работа с детьми — это всегда огромная ответственность, а еще - шанс положительно повлиять на их будущее. Поэтому, как я и говорила в самом начале, мы стараемся открывать для них что-то новое, что может принести пользу, вызвать желание учится. 

Любимый нашими волонтерами проект и, пожалуй, самый значительный - ежегодная профориентационная игра для подростков «Билет в ЛАНИТ». В 2018 году мы решили сделать не просто экскурсию по нашему офису для детей сотрудников, а увлекательное путешествие по миру ИТ-профессий. А когда все получилось, и дети были в восторге, мы решили повторить игру и для наших подопечных из детских домов и интернатов. О том, как все это начиналось, мы уже рассказывали на Хабре.

По отзывам волонтеров-ветеранов игры (а нас таких уже несколько десятков человек), самое ценное в ней - взаимная подзарядка позитивной энергией и горящие глаза детей. А еще наша радость и уверенность, что мы делаем очень полезное дело, при этом делаем его с азартом и энтузиазмом.

На одной из игр была одна очень эмоциональная история, способная довести до слез. Волонтеры из нашей дочерней компании Treolan привезли крутой монитор с двумя встроенными камерами. Управлять курсором на таком мониторе можно движением глаз. Было задумано использовать эту технику для компьютерной игры во время мастер-класса для детей. Одним из участников был подросток в инвалидном кресле, и из-за ДЦП ему было сложно справляться с мышкой. А тут он увидел, что может пользоваться компьютером, не заставляя непослушную руку удерживать мышь. Парень попросил закрыть игру, открыл текстовый редактор, электронные таблицы и с восторгом изучал новые возможности. Пожалуй, ради таких моментов мы всё это и затеваем.

Заблуждение №6. Волонтерство – это в основном физический труд

Помощь другим – это совершенно не обязательно такая работа, которая требует больших физических усилий. Люди с доброй душой всегда найдут возможность быть полезными там, где могут, например, пригодиться их знания. В этом я не раз убедилась благодаря своим коллегам. 

Вообще-то специалисты из ИТ-сферы часто настолько глубоко погружены в свою профессию, что им не всегда хватает времени на то, что разительно отличается от рабочих задач. Тем не менее, аналитический склад ума помог некоторым нашим сотрудникам «перепрошить» действительность и все-таки стать в ряды волонтеров ЛАНИТ. Благодаря им в компании появилось и развивается направление интеллектуального волонтерства. 

Так однажды пришло письмо от одного из сотрудников нашей дочерней компании Comptek Никиты. Он написал, что наслышан о волонтерских проектах ЛАНИТ и тоже желал бы в них участвовать. Но он хотел быть полезным там, где нужны его профессиональные навыки и умения. Никита – специалист по Wi-Fi, руководитель большой группы, которая ведет серьезные проекты. Мы долго не могли придумать, где же применить его умения. И наш коллега сочинил себе задачу сам. 

Один из новых поставщиков оборудования прислал для тестирования ряд образцов своей продукции. Обычно из этого оборудования собирают стенды, исследуют его, а потом оставляют у дистрибутора. Никита предложил поставщику передать это оборудование в социальные учреждения, где есть острая необходимость в хорошей Wi-Fi-сети, но нет средств для его закупки и установки. Партнер ответил согласием, и Никита написал мне об идее. Затем с помощью ассоциации благотворительных фондов «Все вместе» мы собрали заявки от фондов, интернатов и других социальных учреждений на оборудование Wi-Fi. К слову, часть систем уже установлена и настроена. 

Конечно, интеллектуальное волонтерство для ИТ-сферы — это востребованный, и, пожалуй, самый сложный в реализации вид помощи. Но и в этой сфере можно делать удивительные вещи. В 2013 году ЛАНИТ подарил и настроил мультимедийное оборудование для Московского драматического театра Ермоловой. Наши инженеры сотрудничали с режиссерами, уточняя детали использования техники. В результате родился очень популярный спектакль «Портрет Дориана Грея», который многие годы радовал зрителей. Специалисты еще одной дочерней компании, «ЛАНИТ-Интеграция», создали для театра афиши с элементами дополненной реальности. Эти проекты – пример интеллектуального волонтерства не отдельных людей, а компании.

К интеллектуальному волонтерству можно отнести и недавно созданный «Сетевой Академией ЛАНИТ» социальный портал, где мы с помощью специально настроенной системы управления обучением LMS для наших социальных партнеров бесплатно создаем и размещаем образовательный контент. Например, курсы для приемных родителей «Института развития семейного устройства». 

Заблуждение №7. Добрые дела – бездонный колодец, и нужен он только жаждущим

Если постараться подытожить все сказанное, то можно заключить, что прежде всего корпоративное добровольчество нужно нам, волонтерам. Потому что есть такой тип людей, для которых важно делать что-то доброе просто так. Некоторым из нас это помогает оставаться в ресурсе, когда в окружающем мире все как-то тревожно и безрадостно. Для волонтеров у нас в ЛАНИТ всегда есть идеи, кому и как можно помочь, чтобы эта помощь действительно была «зрячей» - разумной и эффективной.

Еще это полезно с точки зрения HR - очевидно, что волонтерские проекты лучше иных тимбилдингов сближают и создают полезные для рабочего взаимодействия горизонтальные связи.

Кстати, недавно «Ведомости» опубликовали исследование аналитиков Kept. Они опросили представителей бизнеса и выяснили, что организация волонтерской активности заметно и положительно влияет на значимые показатели: 59% опрошенных считают, что корпоративное волонтерство – хороший инструмент для снижения текучести кадров. 89% опрошенных отметили, что участники добровольческих проектов отличаются более высокой вовлеченностью, а 85% говорят, что такие сотрудники более лояльны к своей работе. И, разумеется, волонтерство полезно для PR: 87% респондентов опроса считают, что корпоративное добровольчество дает компании позитивный PR-эффект.

Бонус дочитавшим. Подсказки для волонтерских команд

Говоря о нашем опыте корпоративного волонтерства, не буду скрывать, что при реализации проектов мы не всегда достигали успехов, но и совершали ошибки. Чтобы их не повторяли другие, мы готовы поделиться выводами. У нас сложился небольшой чек-лист, который может оказаться полезным, если вы задумали построить систему добровольчества внутри своей компании. Безусловно, это не законы, высеченные в камне. Это тезисы, важность и правильность которых мы испытали на себе. 

Итак, они перед вами: 

  1. Проверка. Мы получаем много обращений, но прежде, чем начать проект, проверяем любой фонд или НКО на наличие отчетности в Минюсте и развернутых отчетов о деятельности. Нам важно работать только с прозрачными организациями.

  2. Принципы. Проект или программа должна отвечать нашим принципам (см. выше). Нельзя помочь всем, важно понимать, какие проекты - «наши» и фокусироваться на них.

  3. Информация. Мы рассказываем коллегам о каждой акции, размещаем отчеты, отзывы, фото и видео и в конце каждой публикации приглашаем желающих стать волонтерами сообщить нам об этом. Так растут команды по интересам. 

  4. Добрая воля. Волонтеры – это добровольцы. Мы приглашаем только тех, кто сказал нам: «Я хочу стать волонтером ЛАНИТ». И мы легко и с пониманием принимаем отказ. Всегда найдутся те, кто в тот же самый момент может и хочет помогать.

  5. Инструктаж. Каждый проект организуется при поддержке экспертов соответствующего направления – мы советуемся, проводим обучение волонтеров – личное или в записи. 

  6. Системность. Когда планируем первый шаг, обсуждаем второй и мечтаем о третьем. 

  7. Настройка. Подводим итоги каждой акции, собираем обратную связь, уточняем и планируем следующий проект с учетом полученного опыта. 

  8. Благодарность. Не секрет, что помогающие люди рискуют выгореть. Благодарность – это простое, но очень важное чувство и действие, важная обратная связь для волонтера, поддерживающая мотивацию. Создаем волонтерский тематический стикер-ачивку на корпоративном портале, публикуем персональное «спасибо» за участие, организовываем вручение письменной благодарности от топ-менеджмента, дарим экскурсию в музей или билеты в театр от наших социальных партнеров.

На этом пока всё. Не верьте мифам, верьте фактам!

Если у вас есть идеи совместных акций – напишите мне. 

Комментарии (0)