Повествование об электромобилях, как правило, сосредоточено на технологическом и экономическом влиянии электромобилей на выбросы, нагрузку на сеть и шумовое загрязнение, но мы склонны забывать о заправочных станциях. Сами заправочные станции уже редко привлекают наше внимание, поскольку их однообразие, утилитарная функция и не гламурный декор делают их незаметным препятствием в наших поездках в более интересные места и обратно.

Но ведь с появлением электромобилей АЗС станут электрическими, верно? На самом деле все это не так просто ведь заправочные станции, вероятно, попадут в смертельную спираль сокращений, потому как чем больше электромобилей (EV) и райдшеринга будет внедрятся тем меньше будет спрос на бензин, что выведет из бизнеса большинство заправок. Просто переключить станции на электрическую зарядку сложнее, чем кажется, и может быть непрактично, поскольку большинство людей заряжают электромобили дома, на работе и на улице. Автозаправочным станциям придется принять новые бизнес-модели, в том числе полностью отказаться от топливной составляющей бизнеса, чтобы найти себе новую роль в «новом мире».

Мы ездим на заправочные станции, потому что должны, а не потому, что нам это действительно нравится.

Заправка топливом часто утомительна, дурно пахнет, а хранение легковоспламеняющегося топлива в центре населенных пунктов часто еще кошмар для страховых компаний. Добавьте к этому 63 000 насильственных преступлений, которые происходят на заправочных станциях в США каждый год, и тот (весьма актуальный) факт, что, согласно исследованию 2011 года, ручки насосов являются наиболее зараженными микробами общественными поверхностями, и после этого мало что может вызвать у нас симпатию к этим удобствам на АЗС. Рост мобильных компаний по доставке топлива является достаточным доказательством того, что мы предпочитаем платить больше за доставку к нам топлива, чем заправляться самим на АЗС. Количество заправочных станций сокращается на протяжении десятилетий. Первая заправочная станция в США открылась в Сент-Луисе в 1905 году, а к 1994 году их насчитывалось 202 800 по всей стране. Перенесемся в 2013 год, и количество станций уменьшилось на 25%, или почти на 50 000, а к 2020 году это число сократилось до 115 200. В отчете BCG за 2019 год прогнозируется, что к 2035 году 80% обычных заправочных станций могут быть вытеснены с рынка. Конечно, новые заправочные станции все еще строятся, но многие более мелкие объекты вытесняются с рынка крупными розничными торговцами топливом, которые продают более 940 000 литров в месяц. И это еще до того, как электромобили стали важным фактором снижения спроса, и даже еще до начала влияния стандартов топливной экономичности США, введенных в 1978 году, что означает, что спрос на топливо уже сегодня на 14% ниже, чем он был бы, если бы стандарты не были приняты. Распространение электромобилей — это просто последний гвоздь в крышку гроба, поскольку «электромобили отправят бизнес заправочных станций в смертельную спираль в течение следующих двух десятилетий», - так пишет Джастин Роулат, главный корреспондент Би-би-си по вопросам окружающей среды. Великобритания уже взяла на себя обязательство запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2030 году, и многие другие страны приняли аналогичные цели со сроками реализации между 2025 и 2040 годами. В то же время треть новых автомобилей согласно BCG, к 2030 году станут электрическими или частично электрическими.

Продажа электроэнергии не похожа на продажу топлива

Все вышеперечисленные факторы приведут к снижению спроса на ископаемое топливо, что еще больше снизит рентабельность АЗС. В то время как некоторые заправочные станции (особенно остановки для отдыха на шоссе) смогут сделать полностью электрическую жизнеспособную бизнес-модель, большинство заправочных станций этого не сделают. Возьмем, к примеру, первую заправочную станцию в Соединенных Штатах, перешедшую на полностью электрическую модель бизнеса. Рассматриваемая станция находится в Такома-Парке, штат Мэриленд, и работает с 1958 года. В 2019 году владелец станции решил полностью перейти на электричество. Этот переход на электричество не мог бы произойти без гранта в размере 786 000 долларов США от Управления энергетики Мэриленда и Института электромобилей. Без государственного финансирования все заправочные станции, кроме самых крупных и наиболее стратегически расположенных, не смогут перейти на электричество, основываясь только на рыночных механизмах. Резкая разница между продажами топлива и электроэнергии проявляется в том, как эти источники энергии предоставляются потребителям. Летучий характер бензина и дизельного топлива, а также все более строгие процедуры безопасности, необходимые для их продажи, требуют, чтобы такое топливо продавалось в определенных контролируемых местах. Электричество напротив, распространено повсеместно, поэтому нет необходимости копировать такую централизованную систему распределения для зарядки электромобилей.

Близятся закаты схем централизованных заправок, и они уступят место децентрализованной системе зарядки, основанной на повсеместном распространении электричества. По словам Эрика Фэйрбэрнса, генерального директора PodPoint, британского поставщика точек зарядки электромобилей, распространение точек зарядки приведет к тому, что 97% зарядок будет происходить вдали от бывших АЗС переделанных на ЭЗС.

На этом этапе можно отметить, что повсеместное распространение электричества работает также и в другую сторону, поскольку оно также доступно на заправочных станциях. Электричество может быть под рукой, но местной инфраструктуры часто недостаточно для одновременной зарядки нескольких электромобилей. При полном спросе такие зарядные станции для электромобилей будут потреблять столько же энергии, сколько большое офисное здание, что будет означать очень дорогостоящую модернизацию сети. Распределенная зарядка дома и в городе избавляет от необходимости дорогостоящей модернизации сети. Зарядка вашего автомобиля на подъездной дорожке может быть медленной (примерно 48 км пробега за час зарядки), но автомобили уже проводят 95% своего времени, припаркованные дома или на работе и это не сильно помешает использованию машины. Домашняя зарядка, вероятно, станет нормой для пригородов и более сельских районов, в то время как районы с более высокой плотностью населения и меньшим количеством домов на одну семью будут больше зависеть от общественных точек зарядки, таких как гаражи или зарядные пункты магазинов возле дорог. Электромобили можно заряжать в течение ночи и во многих других местах, чем автомобили с ДВС, например, можно использовать фонарные столбы, гаражи и торговые точки. Розничная зарядка уже не за горами, и некоторые ритейлеры начали предоставлять покупателям возможность делать покупки, пока они заряжают свои автомобили. Скорее, чем вы думаете, «бесплатная зарядка, вероятно, станет чем-то вроде бесплатного Wi-Fi, т.е. маленькой взяткой, чтобы заманить вас в магазин», — говорит Роулатт.

Могут ли заправочные станции выжить в прежнем виде в будущем?

Если вы живете в таких местах, как Манхэттен, Сан-Франциско или центр Ванкувера, вы уже испытали то, что скоро испытают все; а именно нехватку или даже отсутствие заправок. Общественный транспорт, пешеходная доступность, заторы, отсутствие парковки и плотность города — все это снижает спрос на топливо, а с учетом того, что земля в центре города стоит дорого, строительство или эксплуатация заправочной станции обходится слишком дорого. Стоимость земли и налоги на имущество делают заправочные станции нежизнеспособными в крупных городах: количество заправочных станций на Манхэттене сократилось с 52 в 2008 году до 31 в 2017 году. Точно так же количество заправок в Сан-Франциско сократилось на 40% за последние десять лет, и Ванкувер попрощался с последней заправкой в центре города после того, как она была продана в 2017 году (земля была оценена в 38 миллионов канадских долларов (30,9 миллиона долларов). ). Другие заправочные станции перепрофилируются под общественные места: книжный клуб Гайд-парка (в котором также проводятся мероприятия, магазин и ресторан) в Лидсе занимает бывшую заправочную станцию и сервисный центр. Многие из 5500 независимых розничных продавцов топлива, входящих в Ассоциацию розничных продавцов бензина Великобритании, рассматривают возможность преобразования в полноценные магазины шаговой доступности с возможностью заказа на вынос и автоматизированными автомойками, чтобы увеличить доход по мере снижения доходов от продаж топлива. А Couche-Tard из Квебека (Circle K на международном уровне) использует исследования своей дочерней компании в Норвегии (мирового лидера по внедрению электромобилей) о том, как извлечь выгоду из смены парадигмы электромобилей. Многие заправочные станции уже получают больший доход от магазинов шаговой доступности, чем от продажи топлива, поэтому вполне вероятно, что в ближайшие годы больше внимания будет уделяться удовлетворению потребностей клиентов, а не их автомобилей. Переход от ископаемого топлива к электроэнергии, безусловно, является важным сдвигом в истории транспорта, но, возможно, еще более значительным изменением будет то, как мы будем относиться к транспортным средствам и топливу в будущем. Близятся закаты централизованных заправок, и они уступают место децентрализованной системе зарядки, основанной на повсеместном распространении электричества.

Комментарии (154)


  1. atrost
    00.00.0000 00:00
    +19

    АЗС это не только бензин. Это магазин, туалет, едальня, иногда умывальня и спальня. Да и на дальних перегонах, в холодной стране, до аккумуляторов далеко. Так что пока только городские АЗС попадают под "сокращение".


    1. edo1h
      00.00.0000 00:00
      +5

      как обычно, заголовок статьи не соответствует содержимому.
      в самой статье ничего не говорится о полном исчезновении АЗС в ближайшем будущем.


    1. blik13
      00.00.0000 00:00
      +6

      А городские АЗС тоже не факт что исчезнут. Это живя в частном доме я могу заряжать авто у себя в гараже. А в городе с этим есть некоторые проблемы. Это когда электричек считанные единицы относительно ДВС, то можно устроить личную зарядку на парковке, а если электричек будет хотя бы половина, такие чудеса уже слабо представимы, банально существующие электросети могут не пережить вечернюю одновременную постановку на зарядку, а менять сети во всех дворах идея весьма сомнительная.


      1. Tiriet
        00.00.0000 00:00
        +9

        Это живя в частном доме я могу заряжать авто у себя в гараже.

        это пока ты один в своем околотке. на каждый дом идет 15 кВт, но это в предположении, что дом обычный, и ест- киловатта 2-3 (ну, зимой пусть будет 5-7- с отоплением). И подстанция, которая снабжает околоток- на примерно такую среднюю нагрузку и расчитана. Если кто-то влупит сварочник на все 15- ну и ладно, на фоне ста домов он потеряется, а если в околотке будет половина домов заряжать свои ласточки- то подстанция скажет- баста, двойной тариф и штрафы за перегрузку. И АЗС почувствует второе дыхание.

        банально существующие электросети могут не пережить вечернюю одновременную постановку на зарядку,

        банально существующие электросети не могут пережить одновременную постановку на зарядку- порядок слов перепутали. дело в том, что у электриков есть нормативы- сколько мощности подавать на многоквартирный дом. да, на каждую квартиру идет по 15кВт, но! это максимум для квартиры, а на весь дом из 100 квартир идет не 1,5МВт, а всего-то 250кВт. потому что по 2.5 кВт на квартиру в среднем. Тесла с аккумулятором на 40кВт часов при 8 часах зарядки будет есть от 5кВт, десять тесл- уже 50 кВт. двадцать- уже 100. а сам дом при этом тоже потребляет от 100. в утренние часы и в районе 10 вечера будет перегрузка домовых сетей с гарантией- и лечиться эта перегрузка будет тарифами, повышенным в часы пик. очень сильно повышенными. штрафами, конскими. Это еще даст импульс АЗСкам.

        И главное- нефть (и бензин)- это концентрированная дешевая энергия. и в суммарном энергобалансе мира нефть - дает под 70% первичной энергии. И ее нечем заменить пока вообще! поэтому если АЗС скоро закроются- то это не от того, что все пересядут электрокары, а от того, что ширнармассы вообще останутся без машин, на троллейбусах будут ездить, и велосипедах, а не личных авто.


        1. DMGarikk
          00.00.0000 00:00

          а от того, что ширнармассы вообще останутся без машин, на троллейбусах будут ездить, и велосипедах, а не личных авто.

          скорее все на электромобили пересядут чем такое случится


          1. unrealee
            00.00.0000 00:00
            +3

            А заряжать электромобили будут велогенераторами.


          1. Tiriet
            00.00.0000 00:00
            +2

            я пессимист (по образованию). Исчерпание дешевых источников энергии уже произошло. Я не вижу его прямо так выпукло вокруг себя, но вижу его признаки- количество открытых месторождений за последние 10 лет и за предыдущие 10 лет, и за 1990-2000 годы- падает экспоненциально. Появились реальные движения в сторону трудноизвлекаемых запасов, которые раньше вообще не рассматривались как запасы, рост гидроразрывов (без которых уже ничего не извлекается)- это все увеличение стоимости добычи энергии (не в деньгах стоимости! а в трудозатратах и в ресурсах). И если сегодня я еще получаю дешевые остатки нефти, то завтра- ее уже физически не будет. А исчерпание дешевых источников энергии не может пройти без роста реальной стоимости производных от энергии товаров, а так как у нас вообще все товары- производные от энергии, то это значит, что стоимость всех товаров вообще во всем мире будет расти. Еще раз- я не про инфляцию и стоимость условного кокоса в долларах или юанях, я про стоимость условного кокоса в трудочасах условного работника. А при росте стоимости товаров потребление предметов роскоши и товаров непервой необходимости будет падать. Личное авто- это в большинстве своем- предмет непервой необходимости, и очень часто- роскоши. Массовый электромобиль- это очень дорогой предмет роскоши. Опять же, одна штука электромобиля- может быть и дешевле ДВСного, потому как использует небольшой перегруз существующей инфраструктуры. Но массовый электромобиль требует для своей поддержки создания совершенно новой инфраструктуры, и суммарная цена владения парком электроповозок для отдельно взятой популяции хомосапиенсов в моменте- резко возрастает. А инфраструктура под ДВС-ы- уже есть, вот она, использую готовую. Так вот- никто тебе не даст пересесть на электромобили, потому что нет у нас ресурсов физических для того, чтоб ширнармассы радостно катались на электрокарах. Вот обещать электромобиль в каждый дом- это будут, но обещать- не значит жениться. Я помню, как обещали рост благосостояния граждан СССР (малой был, но запомнил!), НАТО не расширять, что дефолта не будет, пенсионный возраст не поднимать, и много еще чего, теперь вот электромобиль обещают. Ты, главное, верь. (с) Шнур.


            1. edo1h
              00.00.0000 00:00

              рост гидроразрывов (без которых уже ничего не извлекается)

              ну так рост добычи в штатах, как я понимаю, был связан с тем, что сумели снизить себестоимость


              1. Tiriet
                00.00.0000 00:00
                +1

                это деликатный вопрос. Гидроразывов два- для обычных местрождений и для сланцев. У нас гидроразрыв вроде как в основном используют на обычных месторождениях, для увеличения отдачи пластов. В штатах же рост был вызван в значительной степени сланцами, но там крайне мутные схема финансирования, и реальные затраты на добычу определить почти невозможно. Ну и под видом сланцев идет нефть из Сирии, например. То есть, она сирийская, но по бумагам- сланцевая американская- наши ВКС активно жгли нефтевозы, которые никто не знает откуда и куда везли сирийскую нефть и кому ее продавали в товарных количествах :-). Из того, что видел (одно время мониторил доступную первичку по Баккену и Перми)- деньги на разработку привлекались в расчете на красивые графики медленного падения дебита скважин, а в реальности скорость падения дебита оказалась в разы выше, опять же, вложенные средства были вложены в надежде на огромные разведанные запасы, но эти разведанные запасы внезапно были скорректированы в сторону уменьшения, причем не чуть-чуть, а в 25 раз (на 96%!), там например, количество работающих буровых на Баккене и Перми хорошо коррелировало с ценой нефти- как растет- росло и число буровых, как падает ниже какого-то предела- так сразу бурение останавливалось. И выглядит это все так, что рост был связан огромным финансированием, вложенным под обещание диких перспектив, а суровая практика все это обнулила, но балансы пока еще не подбили и волны банкротств пока удается избежать, ибо слишком большие, чтобы рухнуть. Проблемы с экологией тоже пока заметаются под ковер, а они есть и очень суровые. Если бы реально снизили- то разбурили бы Европу, ведь обещали сланцевую нефть в Польше добывать, на Украине и в Закарпатье- а потом оп- и полная тишина, как отрезало.


                1. Javian
                  00.00.0000 00:00

                  К слову в книжках 1960-х годов попадались схемы подземной газификации (угля, горючих сланцев), впервые примененной в СССР с 1937 года.



                  Пока в Сибири не были открыты огромные месторождения газа.


        1. Stas911
          00.00.0000 00:00

          Вроде на этот счет есть управляемые зарядки, когда поставщик электричества может управлять, какая группа зарадок активна в данный момент времении и балансировать нагрузку на сеть.


          1. Ndochp
            00.00.0000 00:00
            +1

            Ага, сегодня по решению мосэнергосбыта вы едете на работу в автобусе, может завтра дадим ток в машину. А может через неделю.


          1. Tiriet
            00.00.0000 00:00
            +2

            нет никакой проблемы с балансировкой нагрузки. Есть проблема с перегрузкой сете в целом! Я же сделал очень грубую оценку- просто осреднил емкость заряда электрокаров, припаркованных возле одного небольшого пятиэтажного дома, и эту суммарную емкость раскидал на одну среднюю ночь (приехали пустые, утром надо уезжать заряженным, как хочешь- так и крутись). Получилось среднее энергопотребление этой парковки, примерно равное среднему потреблению самого дома в часы-пик. И мне без разницы, как эта нагрузка балансируется внутри парковки- Теслы в приоритете, ниссан-лифы в конце, или всем поровну понемного или еще как- главное, что вся парковка в среднем жрет не меньше условных 100кВт, что удваивает нагрузку на электросеть, а электросеть не может жить в условиях длительного удвоения нагрузки. два часа трансформаторная подстанция по нормативу выдерживает 30% перегруз, и не больше- потом отключает потребителей из-за перегрева трансформаторов. Хотим электропаркинг- значит нам надо перекладывать все домовые сети и кратно увеличивать установленную мощность подстанций. Это своего рода аналог ГОЭЛРО на новом витке развития.


            1. Stas911
              00.00.0000 00:00
              -1

              Ну вот и включат их на зарядку, когда все спать лягут и потребление дома будет около нуля.


        1. kahi4
          00.00.0000 00:00

          Тарифы я понимаю, но штрафы - за что? Вам выделено по контракту 25кВт - вы имеете право их потреблять когда и как хотите. Энергосети не справляются со своей задачей - это уже их проблемы, это как раз их штрафовать нужно.

          Да, нужно будет перестраивать сети со временем, но, с другой стороны, я жил в общаге рассчитаной на настольную лампу на студента. Когда появились чайники и микроволновки на комнату - мы уже хотели бы заплатить за перестройку сети (но подпереть автомат было проще).


          1. Tiriet
            00.00.0000 00:00
            +1

            это сейчас по контракту 25 кВт, пока поставщик ЭЭ уверен, что из тысячи его клиентов включать майнингферму на полную тарифную мощность будут только 1-2, а остальные- эпизодически раз в полгода и никогда- не вместе, и что в целом его нагрузка укладывается в норму. Как пример- когда вдруг на нашей необъятной случаются в морозы аварии на теплотрассах- жители многоэтажек вынуждены одновременно включать калориферы в электросеть, и тут же начинаются проблемы у сетевиков- перегрузки, проводка не выдерживает в домах, напруга проседает и всякое такое. Но сейчас это редкий форсмажорный аврал. А в розовых мечтах- когда придомовая парковка будет забита электрокарами- это станет электрокарой для сетевиков, и они быстро внесут Вам изменения в контракт, а Вы их подпишете под угрозой одностороннего расторжения. И Вам скажут, что 25кВт Вам дадены, но использовать Вы их можете только 1 час в день, и то, по предварительному согласованию за две недели или при наличии подписанной управляющей компанией справки о жизненной необходимости такой акции. А теперь ситуация- Вы приехали на пустом аккумуляторе, но через три часа Вам срочно надо пуделю ноготочки подстричь, и теслу бы зарядть надо, но вот беда- свой час Вы израсходовали на прошлой неделе, а заявку подать забыли. Соблазн все-таки зарядить машинку окажется слишком велик, и Вы влупите несанкционированные 25кВт нагрузки вне графика, а электрик справку о срочности и необходимости Вам не подпишет- пудель его не убедит, и вот за это-то и будет штраф! чтоб не выбивались из общего табеля.


  1. kovserg
    00.00.0000 00:00
    +4

    Что там с обслуживанием батареек этих электрочайников или они вечные?


    1. s_f1
      00.00.0000 00:00

      Думаю, батарейку в авто меняет такая же доля людей, как и батарейку в телефоне. То есть меньшинство. Остальные просто берут новый телефон. Если, конечно, дилеров не обяжут включать в стоимость авто процедуру "бесплатной" замены батарейки.


      1. kovserg
        00.00.0000 00:00
        +1

        Даже старую батарейку нельзя просто так выкинуть, она представляет серьёзную опасность. Или вы думаете кто-то бесплатно будет их утилизировать?


        1. s_f1
          00.00.0000 00:00

          Почему бесплатно? Всё включено в стоимость авто.


  1. AADogov
    00.00.0000 00:00
    +3

    Возможно заправки уйдут из центров городов. И я сейчас не могу представить бизнес модель заправки в городе, Но на трассах и окружных дорогах их очень много.

    Также как было сказано выше заправка это не только про бензин. в Техасе например есть заправки-торговый центр.

    И про электро. Мне например тоже очень нравятся электромобили. НО например чтобы проехаться из Москвы в Питер на электромобиле, с зарядкой у людей ушло 5-7тыс руб на оплату зарядок. что в 2 раза дороже бензина на то-же расстояние.


    1. atrost
      00.00.0000 00:00
      +1

      Мне например тоже очень нравятся электромобили.

      Думаю будущее - это унификация аккумуляторов, типоразмеров батарей и коннекторов. Также вы будете арендовать батареи на "заправках".

      И да, они должны быть быстросъемными. Это может быть не основной батареей, а дополнительной. Ибо зарядка, обслуживание батарей - это не только время (для потребителя), но и бизнес (для "заправок") на расходниках.


      1. dprotopopov
        00.00.0000 00:00
        +2

        Я плохо понимаю как это будет работать - купил себе крутые аккумуляторы, а на станции тебе их заменили на хероту, но заряженную?

        Это же не почтовые лошади, как было в 19 веке (... так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых ...)

        Не ... ну с газовыми баллонами для газовой плиты на замену я сталкивался ... но и стоимость их на порядки ниже


        1. Elordis
          00.00.0000 00:00
          +2

          В такой модели покупателей "крутых аккумуляторов" будет примерно столько же, сколько сейчас покупателей зажигалок Зиппо. То есть пара процентов энтузиастов. А остальные даже и думать не будут о том, какие батареи у них стоят. И менять на заправке они будут не "свои, крутые", а такие же "неизвестно какие", полученные на другое заправке.


          1. DMGarikk
            00.00.0000 00:00
            +2

            в итоге 80% сменных акумуляторов будут убитые вхлам, а то и вообще перебранные из которых половину элементов ктото свиснул)


            1. Tiriet
              00.00.0000 00:00
              +1

              Зачем перебранные? аккум в синеньком гермопаке, и датчик давления внутри, на рфиде. сбросил давление- чип перешился и весь пакет теперь красненький, при попытке сдать этот пакет на заправке тебе рфид-читалка человечьим голосом скажет- отойди, боярин, со своей ломаной батарейкой, к службе безопасности, да объясни им, как так получилось, а там- компетентные люди разберутся- перепаивал ты литийионные на никельметаллгидритные, или производственный брак, и что с тобой делать- заставить оплатить весь пакет по рыночной цене, или принять у тебя его без санкций, и выдать взамен новый. цифровизация жеж.


              1. kovserg
                00.00.0000 00:00

                Там 16 "пакетиков" по 516 батареек 18650 у 100kW*h варианта.


                image


                1. Tiriet
                  00.00.0000 00:00

                  не суть как важно количество пакетов- главное что на текущем уровне развития техники нет никакой проблемы гарантировать контроль целостности пакета для предотвращения махинаций с его содержимым, а если цена пакет существенная- то стоимость такого контроля становится пренебрежимо мала.


                  1. kovserg
                    00.00.0000 00:00

                    Батарейки по разному деградируют при разных условиях. Контроль целостности это конечно здорово, но ни разу не поможет.


                    1. BigBeaver
                      00.00.0000 00:00

                      Оценить степень деградации тоже нет ни какой трудности. Особенно, при зарядке на зарядной станции в контролируемых условиях.


                      1. kovserg
                        00.00.0000 00:00

                        Вы уверены, что если к каждой батарейке из 516 подвести датчик то ценник батарейки останется прежним?


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Зачем вам датчик к каждой батарейке? Просто зарядная станция оценивает интегральные характеристики блока. И, например, если его емкость и/или внутреннее сопротивления выходят за какие-то рамки, блок отправляется в сервис. А там уже смотрят, что с этим делать.


                        На самом деле, чип блока сам может оценивать эти интегральные характеристики и уходить в отказ (после чего отправляется производителю, где его либо перебирают либо утилизуют). Контроль целостности, соответственно, будет выступать как защита от недобросовестных энтузиастов, желающих сбросить чип или заменить на свой, позволяющий работать за пределами установленных производителем режимов.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00
                        -1

                        и АЗС будет судиться с водителями если у них глюканула диагностика или им сунули паленую батарею на заправке на задворках кукуево?
                        типа — вы у нас заменили батарею, она паленая, приезжайте забирайте назад и верните хорошую, спасибо — так чтоли? а вы хз откуда у вас паленая батарея но вы теперь ее никуда не денете


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +2

                        А реально, откуда у вас паленая батарея? И что значит "паленая"?


                      1. kovserg
                        00.00.0000 00:00

                        Например потекла или защита не некоторых банках сработала.


                      1. Javian
                        00.00.0000 00:00

                        Привезут и поставят другую.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        в теории все идеи отличные, а на практике АЗС не должны паленым бензином торговать и наливать строго по счетчику


                        в сферическивакуумных теориях все отлично и хорошо… помню смотрел фильм про становление макдналдса и там была очень большая проблема с координацией работы крупной сети франчайзи которым было плевать на распоряжения центра (и они торговали помимо основного меню чёртичем с непонятно каким качеством)
                        а тут вы считаете что 150тысяч заправок возьмут под козырек и начнут в попу клиентов целовать и по запросу менять аккумуляторы? да не поверю


                        полюбому будут заправки где объем машин небольшой, те где аккумулируется большое кол-во отработанных аккумуляторов… и будет запрос на то чтобы увернуться от процесса их утилизации из-за того что придется распределять собранные суммы на покупку новых аккумуляторов и т.п.


                        также куда денуться независимые заправки? пусть останется две-три крупные сети поделившие рынок сменных аккумуляторов?


                        к этой идее куча организационных вопросов и ответов на них я чето не вижу, а минус к комменту влепить потому что 'тынеправ, все единороги и договорятся' — ну вот уже пример что не договорятся


                        то что не взлетела ни одна идея съемных аккумуляторов уже подтверждает то что я ближе к истине


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Так это выработавшие ресурс а не паленые.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        Не суть важно, важно кто крайний в схеме и отвечает за замену на новый, а старый утилизирует..и кто ему за это платит


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Ну вот с арендными самокатами кто платит за износ батареи?


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        арендные самокаты вам не принадлежат, они принадлежат фирме арендодателю и преждевременный износ батареи списывается на убытки (и на всех пользователей этой фирмы)
                        также, арендные самокаты принадлежат одной фирме и действуют в одной зоне
                        в случае со сменой батарей так не получится, потому что не получится покрыть всю зону действия авто станциями смены батарей одного бренда и придется както обеспечивать приемопередачу деградорованных-аварийных батарей их фактическому владельцу через 'партнерские заправки'
                        и будет ситуация в стиле
                        'АЗС кукуево-северное, 450км до райцента, 3 сломанные батареи на складе, следующая поставка из райцентра через 2 недели, ради 3х батарей тащить грузовик за 1000км както накладно


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        В чем проблема сделать так же с арендными батарейками для машинок? Придумают модное решение с блокчейном в машине и батарейке, который будет хранить всех операторов, которые снимали и заряжали батарею.


                        Нет проблемы чтобы батареи принадлежали производителю, а заправки бы покупали лицензию на их обслуживание за комиссию. Соответственно, он и будет ругаться с заправками, которые превращают нормальные батареи в паленые.


                        Нет принципиальной разницы, своя у вас батарея сломается в селе кукуево или арендная. Арендная даже лучше — не надо платить половину цены тачки за экстренный ремонт. И не надо ждать, пока её привезут в лес за 450км. Ничем принципиально не отличается от логистики запчастей.


                        Ну и очевидно же, что батарей должно быть больше, чем машин, тк зарядка идет не мгновенно. Если у вас на дальней заправке сдохла часть батарей, это просто будет создавать очередь на зарядку. Но если вы ездите на своей не сменной батарее, то вы всегда будете в этой очереди а не только в час дефицита сменных батарей.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        Придумают модное решение с блокчейном в машине и батарейке, который будет хранить всех операторов, которые снимали и заряжали батарею.

                        придумают, ага ;)


                        Арендная даже лучше — не надо платить половину цены тачки за экстренный ремонт

                        давайте вам пример делимобиля приведу, арендная тачка не надо парится ремонтом. однако второй пункт доходов конторы конторы — штрафы пользователей и манипуляции с переводом всех стрелок на пользователей по всем проблемам с авто


                        также если у вас сломается сменный аккум за 450км, вам точно также придется искать кто вас потащит до ближайшей заправки которая поддерживает вашу 'членскую карту'


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Ну так пользователь всегда платит за всё. Не один так другой. Просто либо каждый раз по-разному, либо по подписке. Просто в конторе без сомнительных штрафов аренда тачек дороже. Абсолютно всегда и везде все издержки бизнеса так или иначе заложены в стоимость услуги.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        ну это просто сделает экономически невыгодной схему со сменными аккумуляторами


                        и кмк это и есть причина почему до сих пор нет ни единой реализованной подобной системы, хотя по началу было куча доработок в т.ч. у теслы


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Альтернатива — очереди на зарядку.


                        Просто нет критической массы электричек чтобы это было рентабельно. Нет смысла держать по складу батареек на каждой заправке, когда у вас на весь город три теслы, заряжающиеся дома от розетки.


                      1. Dolios
                        00.00.0000 00:00

                        Где-то в Азии такая схема используется для электробайков, вроде в Таиланде, но точно не помню.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        поставили на АЗС где наплевательски относятся к проверкам батареи?


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Ну по такой логике могут и двигатель украсть в автосервисе. И реально ведь могут, но это не считается событием со значимой вероятностью.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Двигатель это часть авто, а аккумулятор в такой схеме сменный элемент причем вам не принадлежащий

                        P.s. сервисы, даже официалы вполне могут не поставить запчасть а деньги за нее взять


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Ну, если вам не принадлежит, то и проблема не ваша)


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        а если я хочу такую станцию открыть?

                        я конечно могу помечтать в стиле 'я потребитель, хочу чтобы так было!', но в реальности оно не будет работать так как вы-я-потребители хотим, по причинам которые я описал


                        "они договоряться и всё сделают как мы хотим" — не получится, не договорятся


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Все риски закладываются в стоимость аренды. Очевидно же. Кто платит, если в каршеринговой тачке (условно) сцепление сломается? Кого-то это останавливает?


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        Кого-то это останавливает?

                        меня например останавливает пользоваться услугами некоторых операторов каршеринга


                        также каршеринг очень сильно ограничен покрытием, дальше МО я не могу уехать например за небольшими исключениями


                        Если у аккумуляторов будет также с АЗС то будет очень невесело


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Ну вот и на заправку некоторых фирм не будете ездить. Кстати, это и сейчас с бензином так.

                        Если у аккумуляторов будет также с АЗС то будет очень невесело
                        Просто меняете аккумулятор на границе зон, если надо далеко ехать.


                      1. DMGarikk
                        00.00.0000 00:00

                        Ну вот и на заправку некоторых фирм не будете ездить. Кстати, это и сейчас с бензином так.

                        одно дело когда нормальных заправок довольно много вокруг, а другое когда их вообще нет


                        Просто меняете аккумулятор на границе зон, если надо далеко ехать.

                        да ерунда то какая ;)) разве что надо чтобы зоны покрытия были или непрерывными или хотябы чтобы между ними на 50% заряда можно было проехать.


                      1. BigBeaver
                        00.00.0000 00:00

                        Ну так появятся. Розетку-то у вас никто не отнимает же — просто конкуренция за нее с ростом числа электрокаров будет тоже расти.


                        Если реально будет такая потребность, то на границе зон будут заправки, поддерживающие оба бренда, вот и всё.Дело минутное реально.


        1. saboteur_kiev
          00.00.0000 00:00
          +3

          Я плохо понимаю как это будет работать - купил себе крутые аккумуляторы, а на станции тебе их заменили на хероту, но заряженную?

          Покупаешь абонемент и тебе на любой станции, которая поддерживает твою карточку, меняют аккумулятор с гарантией на xx миль пробега.
          Не нужно СЕБЕ покупать свои аккумуляторы, просто ездишь на арендованных все время.


          1. DMGarikk
            00.00.0000 00:00
            +3

            с гарантией на xx миль пробега.

            ага и будет там гарантия на 50 миль, или куча всяких но, типа печку не юзать, быстрее 50кмч не ездить


            Не нужно СЕБЕ покупать свои аккумуляторы, просто ездишь на арендованных все время.

            Для этого надо чтобы авто без аккумуляторов продавалось (кстати прикольно будет, они же прилично подешевеют)


            1. Didimus
              00.00.0000 00:00
              +1

              Ничего не подешевеет, в результате заплатите больше. Как жить в съёмной квартире


            1. saboteur_kiev
              00.00.0000 00:00
              +1

              Ну не знаю. Многие вот картриджи себе новые не покупают. Просто подписывают договор с компанией, которая привозит заряженные, увозит использованные и не парится сколько раз конкретный картридж уже перезаряжали и меняли в нем барабан. не мажет бумагу? печатает свои 5000 листов? Ну и ок. Зато втрое дешевле чем "оригинальный новый"


          1. tommyangelo27
            00.00.0000 00:00

            Как-то слабо представляю себе такую схему в масштабах ЕС, например.


      1. saege5b
        00.00.0000 00:00

        Вот рядом встал Матиз и Патриот (чисто условно).

        И как-то с унификацией уже сложно.


        1. Markscheider
          00.00.0000 00:00
          +2

          Легко. В Матиз ставим один стандартный батарейный блок, в Патриот два (три, четыре).


      1. Alex_v99
        00.00.0000 00:00
        +7

        Маловероятно. Производители смартфонов лет двадцать не могут договориться об одинаковой дырке зарядки, а тут железки на пару порядков дороже и гораздо-гораздо понтовее. Представьте, в ваш электроферрари за пару миллионов баксов вдруг воткнут батарею, которая день назад в жигулях стояла. Это же эль`скандаль и попирание основ.


        1. Didimus
          00.00.0000 00:00

          Есть разные бензины, 92/95/100, как аналог


          1. saboteur_kiev
            00.00.0000 00:00

            Эти бензины ничем не отличаются для обычного авто. Кроме цены.


            1. kriz0x
              00.00.0000 00:00
              -1

              Я пробовал ездить на 92 и 95 бензинах. Поведение авто очень сильно отличается. На 95м авто ощутимо динамичнее. В этом и отличие. Авто на которых проверял - Хонда Фит 2012го и Нива года примерно 2013го, и относительно свежая Тойота Хайлюкс 2019го. 100й бенз не пробовал, он очень сильно по цене выбивается. Ну то есть сказки про одинаковый бензин - это не более чем сказки.


              1. ksbes
                00.00.0000 00:00
                +3

                Поведение авто очень сильно отличается. На 95м авто ощутимо динамичнее.
                Вы секундомером замеряли? Я вот через проложение на телефоне и ODB2 блутусную фигульку замерял динамику — разница на графиках в пределах погрешности.
                P.S. вы, главное, 80й не пробуйте — там такая «динамика» будет…


              1. saboteur_kiev
                00.00.0000 00:00
                +1

                Знаете чем именно отличается 92 от 95?
                Октановым числом? Это же мощность бензина, энергия, крутизна?
                А нет.
                Октановое число это не мощность, а "стабильность" бензина. Это его детонационная стойкость во время сжатия и повышения температуры.

                Таким образом октановое число не влияет на мощность, на мощность влияет только двигатель, а октановое число показывает, что на спорт каре, где установлен мощный двигатель, то если в него залить бензин с низким октановым числом, он будет детонировать, а не контролируемо сгорать, в результате двигатель может просто разлететься.

                Сколько спорткаров вы видите массово на улицах? 99%, даже 99.9% автомобильного транспорта даже в столичных городах будут совершенно одинаково ездить и на 95 и на 92, и даже ниже.

                В тех же штатах regular, которым заправляются почти все - это в среднем октановое число 87

                Есть вторичный момент, что 92 и 95 могут отличаться по другим характеристикам, присадки, качество. Но это не от цифры зависит, а от производителя бензина и конкретной заправки, где могут намешать или не соблюдать технологию.


                1. Javian
                  00.00.0000 00:00
                  +3

                  Датчик детонации не даст ничему разлететься, а скорректирует угол зажигания, а движок потеряет мощность. Поэтому для не понимающих физику процесса это выглядит, что на этом бензине "двигатель не тянет".


                  1. saboteur_kiev
                    00.00.0000 00:00

                    Двигатель, который стоит на массовом авто в принципе не сможет обеспечить давление, при котором тот же 92 бензин будет детонировать. Поэтому датчик детонации условно поможет если вы ну может быть 72 зальете. Нельзя выжать из бензина то, на что не способен двигатель.
                    Если взять автопром в РФ, то таких автомобилей там мизер


                    1. Ndochp
                      00.00.0000 00:00
                      +1

                      Ну так конкретные модели и пишут:
                      ниссан кашкай — кушайте 95
                      киа спортедж — кушайте 92 или 95, по вкусу.


                      Кашкай спорткар чтоли? Но проверять, что ему от 92 не поплохеет как-то не тянет.


                      1. saboteur_kiev
                        00.00.0000 00:00

                        Ну да, Кашкай очень массовый транспорт. Особенно на бензине, а не на дизеле.


                      1. Ndochp
                        00.00.0000 00:00

                        Ну я их много вижу. И подозреваю, что большинство — дешевый 1.6 бензин, а не полноприводный дизель.


                    1. DMGarikk
                      00.00.0000 00:00

                      Двигатель, который стоит на массовом авто в принципе не сможет обеспечить давление, при котором тот же 92 бензин будет детонировать.

                      степень сжатия для обязательного использования 95 бензина 1:10.5


                      тойота RAV-4, двигатель A25A-FKS степень сжатия 1:13


                      вы предположениями чтоли оперируете? рав 4 не подходит?


                      вот вам лада гранта двигатель ВАЗ-11182, степень сжатия 1:10.5, уже нельзя 92 бензин лить


                      скажете жигулей на улицах мало?


                    1. uh9lab
                      00.00.0000 00:00

                      Неправда ваша. Сейчас все двигатели "горячие" ради Евро-* и весьма склонны к детонации даже без турбонаддува.

                      Самые обычные двигатели A(Z)16XER пр-ва Опель\GM летом на 92м бензине регулярно звенят. И, соответственно, сдвиг момента зажигания сразу сказывается на тяге. Даже старый уже тойотовский 1MZ-FE - аналогично, при заправке 92м теряет тягу, и именно из-за детонации.


                1. DMGarikk
                  00.00.0000 00:00
                  +1

                  если я не ошибаюсь, высокие показатели ОЧ у бензина нужны для двигателей с высокой степенью сжатия, а их сейчас — в каждом авто, где 1.5 турбо на 150лошадей
                  и если вы туда будете 92 заливать то ничего хорошего не будет


                  Это только на допотопных атмосферниках многолитровых или нищебродских 1.5 на 70 л.с. прокатывает

                  а 98 бензин, который premium стоит в рекомендованых почти у всех авто бизнес класса и выше, где 2.5 на 300-400 лошадок попадается


                1. Arimefu
                  00.00.0000 00:00

                  Практически все современные моторы (именно современные, особенно с турбиной, фазовращателями и т.д.) требуют как минимум 95 бензин (AKI 91). На 92 (который как раз AKI 87) они не будут работать так, как задумал производитель, т.е. в тяжелых условиях (лето, движение на низких оборотах с нагрузкой, т.е. в принципе движение в городе) они будут детонировать. Недолго, ЭБУ двигателя скорее всего успеет скорректировать углы зажигания при появлении детонации (за счет потери мощности, разумеется). Или не успеет, если уж совсем сильно жать на газ.
                  В любом случае, говорить про отсутствие разницы между октановым числом можно только в том случае, если двигателю достаточно конкретного октанового числа: все, что выше, не даст никакого прироста. Но не надо считать, что это требуется только спорткарам — это ошибка. Все экологические нововведения, которые сейчас есть почти на всех выпускаемых двигателях, требуют как минимум 95 бензин.


        1. Stas911
          00.00.0000 00:00

          Тем быстрее регуляторы прижмут всех к ногтю и заставят соблюдать единый стандарт ибо масштаб проблемы другого пордка


      1. Tiriet
        00.00.0000 00:00
        +3

        тупая математика: в мире миллиард машин. положим, мы собираемся вообще все машины заменить на электрокары. Аккумулятор такого электромобиля (даже аналога микролитражки на 13х колесах с запасом хода в 50км) весит примерно центнер. В этом аккумуляторе примерно 8-12 кг чистого лития. итого нам надо 12 мегатонн чистого лития для того, чтобы всех пересадить на электро-матизы. всего разведанного экономически пригодного на сегодняшний день- от 13 до 60-ти мегатонн по разным оценкам. Если верна нижняя оценка- то лития не хватит даже на матизы. Если верхняя- то лития хватит на матизы, но не хватит на теслы и на кибертраки. И заполируем эти расчеты тем фактом, что весь добываемый литий даже сейчас сжирается портативной электроникой и всякими повербанками разных размеров, как их будут отжимать от источников лития- совершенно не ясно. Отсюда вывод- никуда ДВС не исчезнет, а значит и инфраструктура под ДВС-авто тоже никуда не исчезнет.


        1. Tiriet
          00.00.0000 00:00
          +2

          да. про центнер. емкость аккумуляторов- порядка 4МДж/кг. у бензина- 34МДж/кг. при среднем расходе 10 литров на сотню и пробеге в 50 км/день машине надо от 5 литров бензина в сутки, то есть, примерно 150 МДж/сутки, что дает нам нижнюю оценку массы аккумулятора примерно 40кг. Это нижняя оценка. но брать авто с пробегом 50км до заправки- это надо сильно вразумить население и замотивировать его на очень жесткую экономию, а при очень жесткой экономии личный транспорт становится неподьемной роскошью.


        1. face86
          00.00.0000 00:00

          Там ещё хотят элекросамолёты делать. И электрогрузовики, которым нужно между городами за сутки по 1000 км наматывать. И ещё самокаты эти арендные. Точно не хватит лития.


          1. Tiriet
            00.00.0000 00:00
            +1

            немного не согласен, хватит его, но расклад принципиально другой будет. фуры на 1000 км будут - очень мало, но будут, хотя бы в интересах военных), будут фуры на 200-100-50 км, их будет больше и они реально будут бегать, но бегать будут как пчелы возле улья- возле своей родной ЖД-станции на небольшое расстояние, чтоб к вечеру успевали вернуться в улей. Мои рассуждения примерно такие: у нас исчезает дешевая первичная энергия. во всем мире. просто кончается. примем это пока за медицинский факт. из этого факта следует сразу же вывод- в перспективе одного-двух поколений неизбежны две вещи- а. массовое обнищание ширнармасс, раскормленных на халявной энергии, и б. необходимость и неизбежность смены базового устройства жизни общества в организации логистики всего и вся. И еще одна вещь, которой можно избежать, но крайне нежелательно- это утрата управления этим самым обществом со стороны тех, кто это управление сейчас реально осуществляет (будь то государственные органы, финансово-промышленный бомонд, масоны, рептилоиды или кто там еще- не суть, главное- что есть реальные носители власти, и они не хотят эту реальную власть терять). Со стороны органов управления критически важно сохранить это самое управление, а это управление весьма сильно завязано на ту самую банальную логистику базовых жизненно-важных материальных ценностей. Если однобоко посмотреть, то Британия поднялась на контроле морской логистики чая, хлопка и шелка, США- на контроле логистики нефти, Гугл - на логистике поисковых ответов и так далее. Ну так вот: логистика "ништяков"- это необходимый элемент управления на любом масштабе, а коль нам надо будет управлять обществом на масштабе отдельных районов, городов и стран- то и логистику в этих масштабах необходимо сохранить и контролировать, поэтому в условиях неизбежного кирдыка массовых дешевых ДВСов нам жизненно необходима замена этих ДВС на малых дистанциях (до 50 км). Почему малые? потому что это при халявном дизеле можно гонять фуры через страну, а в нормальном обществе через страну должны гонять товарные составы по ЖД, а не грузовики- и к этому все и придет- это тупо дешевле и эффективнее, при нормально организованном движении товарняков и погрузочно-разгрузочных работ. Ну так вот- на этих дистанциях до 50 км вполне себе оправдано и разумно использовать сравнительно небольшое количество аккумуляторных грузовиков, а еще лучше- че-нить типа троллейбуса с запасом автономности на полтос км и рогами для езды по электрифицированным трассам. Но пугать страусов- нельзя, поэтому будем пока развивать базу для производства этого электробусного барахла, не привлекая особого внимания пугливых электоратов. Привыкли к фурам- ну и будем их радовать суперновыми модными электрическими фурами. А все эти грустные неизбежности- не надо раньше времени афишировать, а то народ взбунтуется- успокаивать его еще...

            а для таких недалеких грузовичков, коих надо много, но не запредельно много- для них лития хватит. но это будет "инфраструктура общего пользования", типа общественного транспорта, а не для личного гаража. Ну и как общественный транспорт- троллейбус с автономностью в пару десятков километров очень неплохо решит проблему транспортной доступности рабочих мест без необходимости прокладывать новые электропровода до каждого нового микрорайона.


            1. ProFfeSsoRr
              00.00.0000 00:00

              фуры на 1000 км будут - очень мало, но будут, хотя бы в интересах военных

              В их интересах скорее продолжать юзать ископаемое топливо - у них всё налажено под него и проще не переделывать то, что работает. Заметьте - военных проектов по "электричкам" нет, всё более-менее живое - про городские легковушки


    1. Revertis
      00.00.0000 00:00
      +4

      Возможно заправки уйдут из центров городов. И я сейчас не могу представить бизнес модель заправки в городе

      То есть вы игнорируете огромную прослойку людей, которые ездят на машинах с ДВС не выезжая на окраину города каждый день?


      1. DMGarikk
        00.00.0000 00:00

        Подпишусь, вот сейчас живу в подмосковье, на весь мой город три заправки, одна находится в центре города (в довольно неудачном месте, около промзоны куда чтобы заколупнуться надо через весь город проехать и вперемешку с фурами втиснуться в нужный поворот), вторая на границе города причем так что туда доехать можно, а вернуться обратно — надо сделать здоровенный крюк, потому что разворота нет, а третья фактически за городом километрах в 10


        и мне чтобы сгонять заправить авто, надо потратить минут 20 в одну сторону (постоять в пробках, поколупаться через три переезда и т.п.)…
        в другом, моем родном уже, городе (тоже Подмосковье) около 6 заправок, не в центре конечно но в зависимости от времени суток до АЗС можно минут за 5 доехать


    1. BigBeaver
      00.00.0000 00:00

      Возможно заправки уйдут из центров городов
      Стесняюсь спросить, где вы нашли заправку в центре города… Где-то в промзоне между районами еще может быть.


      1. ksbes
        00.00.0000 00:00

        Эта заправка вас устроит (1 км от Красной площади)? Я на ней заправлялся пару раз.


        1. BigBeaver
          00.00.0000 00:00

          Ну в Москве вы никак не избавитесь от гетерогенности на таких масштабах?


        1. Moskus
          00.00.0000 00:00

          Хотя ваш оппонент составил свой аргумент не очень удачно, оставив лазейку для возражения даже единственным частным случаем, я все же переформулирую.

          Сколько заправок вы нашли в центре города, а сколько - за его пределами?

          Москва: https://overpass-turbo.eu/s/1t5E в пределах Садового кольца их всего две, в пределах развязок Садового их еще три.

          Санкт-Петербург: https://overpass-turbo.eu/s/1t5H - в пределах Обводного канала - несколько больше, чем в Москве, но хорошо видно, что в среднем - куда меньше чем за пределами центра.

          Лондон: https://overpass-turbo.eu/s/1t5I - абсолютно та же ситуация для City of London.

          Из еще нескольких рассмотренных относительно крупных городов (Прага, Берлин, Париж) исключение, пожалуй, только Хельсинки, где заправок вообще мало, а исторический центр - микроскопический, так что тренд просто не видно.


          1. Tiriet
            00.00.0000 00:00
            +2

            Обращу Ваше внимание на то, что 85% населения живет не в Москве, и для этого населения- заправка в центре города- вполне себе обыденность. я живу в Томске, 500к населения. Заправки в центре (в геометрическом центре)- есть, и вообще в радиусе 1км от любой точки города есть заправка.


            1. Moskus
              00.00.0000 00:00
              +1

              Я не совсем понимаю, чему именно вы вообще возражаете.

              Исходный тезис о том, что заправки и так не особенно распространены в центрах городов, был действительно не совсем точно очерчен. Смысл моего комментария был в том, что в крупных городах с историческим центром действительно меньше заправок в центре.

              Томск вообще достаточно мал (как и Хельсинки в моем примере выше), так что даже если этот эффект есть, его было бы очень сложно заметить. Собственно, вы даже сами пишете о "геометрическом" центре, что звучит достаточно абсурдно, потому что исходно подразумевался исторический/административный центр (который еще и больше пары кварталов).


              1. ProFfeSsoRr
                00.00.0000 00:00
                +1

                что в крупных городах с историческим центром действительно меньше заправок в центре.

                Как и машин в этом историческом центре. Как и постоянно проживающих (а не туристов).


                1. BigBeaver
                  00.00.0000 00:00

                  Заправок во дворе дома в спальном районе тоже как-то не много наблюдается.


                  1. DMGarikk
                    00.00.0000 00:00

                    обычно на границе каждого спального района есть заправка, это все в радиусе 1 максимум 2 км


                    1. BigBeaver
                      00.00.0000 00:00

                      На границе. В зоне пустыря какого-нибудь или под эстакадой или рядом с другими условно техническими сооружениями. В лучшем случае — у супермаркета. Но нигде в этих местах они не создают проблему.


                      Ну и это очевидно, что заправки всегда так ставят, чтобы можно было доехать на паре литров из канистры в случае чего. Потому никуда они не денутся.


            1. DMGarikk
              00.00.0000 00:00
              +1

              Обращу Ваше внимание на то, что 85% населения живет не в Москве,

              тут скорее важен факт что в геометрическом центре Москвы и рядом, живет сильно меньше половины населения города. и интересно какая там плотность 'местных' автомобилей


  1. sergey_prokofiev
    00.00.0000 00:00
    +15

    Складывается впечатление, что автор ездит исключительно по маршруту дом-офис-магазин-дом. В таком цикле действительно, можно обойтись без заправок. Но многие ездят чуть дальше, и при типичном запасе хода электромобиля в 300-500км, без заправок никак. И все это если забыть про огромную индустрию товароперевозок на фурах.

    Считаю статью типичным инфантилизмом


    1. Javian
      00.00.0000 00:00
      +1

      В СССР заправки для грузовиков и легковушек в городе были раздельными. Для грузовых размещались на окраине.


      1. sergey_prokofiev
        00.00.0000 00:00

        И еще на трассах. Как в СССР, так и сейчас.


    1. BigBeaver
      00.00.0000 00:00
      +1

      В таком цикле действительно, можно обойтись без заправок.
      И без личного транспорта. Быстрее магазины заменятся доставкой, чем заправки исчезнут (на самом деле и то и то останется, конечно же).


      1. Didimus
        00.00.0000 00:00

        А доставка на электропедах. Все сходится


        1. Javian
          00.00.0000 00:00

          В свое время были грузовые троллейбусы для развозки товаров.


  1. Revertis
    00.00.0000 00:00
    +5

    У меня гибридный авто, и я очень рад тому, что могу на въезде в Австрию за 3 минуты залить литров 15 бензина на полностью автоматической заправке и продолжить путь. Совершенно не заморачиваясь тем, куда ставить авто, где его заряжать ночью и так далее.


  1. panzerfaust
    00.00.0000 00:00
    +18

    Мы ездим на заправочные станции, потому что должны, а не потому, что нам это действительно нравится.

    Замечательная сентенция. Громко, хлестко, но очевидно и бесполезно. Мы, скажем, и в налоговую инспекцию ходим потому, что нам надо, а не ради эстетики. Когда ждать краха налоговых инспекций?


    1. BigBeaver
      00.00.0000 00:00
      +2

      И сон/еда/туалет туда же — могли бы весь день спокойно работать, если бы не эта вся фигня.


      1. s_f1
        00.00.0000 00:00
        +1

        да-да, работать ))
        если тебе не нужно спать и есть – можно просто на пляже сидеть круглые сутки )


        1. BigBeaver
          00.00.0000 00:00

          Ну кто как работает=)


    1. Moskus
      00.00.0000 00:00

      Это, на самом деле, глубоко инфантильная точка зрения в строгом психологическом смысле. Подобное отношение связано с ситуацией отложенного/немедленного подкрепления. Инфантильный индивидуум куда скорее будет делить вещи на приносящие немедленное или непосредственное удовольствие/пользу и такие, которые этого не приносят. Очевидно, что множество действий являются, в рамках набора потребностей индивидуума, необходимыми для удовлетворения этих потребностей, но никак не приносящими удовольствие непосредственно.


    1. Stas911
      00.00.0000 00:00

      Да и к стоматологам тоже, того этого...


  1. bkar
    00.00.0000 00:00

    АЗС вымрут. Скоро. Но по совсем другой причмне: Автомобили - заправщики. В перспективе роботы... Уже сейчас каршеринги заправляют свои машины от автомобилей - заправщиков.

    Скоро ты заменишь лючок и горловину топливного бака. Тебя будут заправлять ночью, без всякого твоего участия (кроме финансового). Или "полный бак", пока стоишь на светофоре. Водителей, не знающих, "куда тут лить бензин?", будет больше, чем не знающих, куда лить тормозуху.

    То, что стандарты топливной экономичности как-то снизили потребление горючки - нелепая интерполяция.


    1. roofcat
      00.00.0000 00:00

      Уже делаю так, потому что на стандартном моем маршруте дом-школа-офис-магазины одна заправка, по пути в офис, и непредсказуемые очереди на ней делают процесс затруднительным (отдельный лучик авторам пользовательского интерфейса автоматической заправки газпронефти). Pump получается проще и дешевле. Но это относительный центр default city.


    1. Tiriet
      00.00.0000 00:00
      +1

      сомнительно. по мимо того, что "заменить лючок" не так-то и просто, так и вопросы с безопасностью выпуска на дороги такого количества мелких бензовозов, стоимостью услуг по самой заправке, логистике и менеджементу этой всей канители- весьма спорны. а про заправку на светофоре- вообще сказка, часто Вы стоите на светофоре в гордом одиночестве и с возможностью свободно подъехать к Вам для заправки?


  1. ksbes
    00.00.0000 00:00
    +6

    Количество АЗС в США сокращается не потому что электромобили потесняют. Сокращались ещё до всяких массовых электромобилей (массовое производство тесл — 17год? Не помню).
    Собственно продажи бензина сейчас и не сокращаются а флуктуируют на фоне экономических и прочих потрясений.
    А это (рост продаж бензина до 2009 с одновременным падением числа заправок) говорит о том, что причина в том, что одна заправка стала обслуживать намного больше машин. И почему так — очевидно цифровизация и переход на всякие быстрые способы оплаты через всякие XXXPay + сокращение среднего удельного рсхода бензина в США (т.е. повышение "экологичности" моторов).


    1. saege5b
      00.00.0000 00:00
      +4

      Ещё бензин заливается быстрее. И машины экономичней.


    1. edo1h
      00.00.0000 00:00
      +2

      И почему так — очевидно цифровизация и переход на всякие быстрые способы оплаты через всякие XXXPay + сокращение среднего удельного рсхода бензина в США

      я думаю процесс скорее похож на вытеснение мелких магазинчиков супермаркетами (и про то, что мелких игроков постепенно вытесняют с рынка, в статье было)


  1. ElVibrio
    00.00.0000 00:00
    +5

    Никто не может хранить электричество бочками, никто не сделает склад аккумуляторов в арктической пустыне для нуждающегося путника.

    Никто не починит электромобиль вне сервиса, притом что механика ДВС в разы сложнее.

    Встроенные в электромобиль инструменты цифрового контроля находятся вне доступности человека.

    Пора признать, что электромобиль - это средство ограничения свободы передвижения, инструмент цифрового контроля и механизм оглупления и обезличивание человека.


  1. Tarnella
    00.00.0000 00:00
    +8

    Я конечно понимаю что электромобили это стильно, модно, молодежно, удобно, бесшумно и тяга у них хорошая. Но надо понимать разницу между штучным продуктом и индустрией. Взять по самому крупному параметру: энергопотреблению индустрии. Вся та энергия, которая затрачивается на ДВС, суммарно, включая страны ЛА, Азии, Африки и Австралии; вся энергия которая затрачивается на грузоперевозки, на ЖД перевозки дизельными локомотивами, все мотоциклы, катера, бензопилы и т.д. и т.п. должны будут лечь на хрупкие плечи индустрии электроэнергетики. Объемы представить можно.

    Но проблема даже в том что переводить это долго, дорого и не очень эффективно. Дело в том что стоимость электроэнергии сильно выше стоимости ископаемого топлива. Субсидии не уменьшают стоимость, они только перекладывают ее на другие кошельки. А по факту электроэнергия это та же энергия ископаемого топлива (-АЭС, -гидро, - зеленая энергетика), только нагруженная допраходами на конвертирование энергии +, самое печальное, потери на передачу и хранение. Если вы залили канистру бензина он с большой вероятностью и через год останется годным к использованию. С электричеством такой номер не пройдет. Полная электрификация будет очень серьезным ярмом над мировой экономикой, всем придется много работать над тем чтобы получить ту же логистическую картину что и на бензине, вместо того чтобы эту доп.работу потратить на что-нибудь другое, более полезное.

    Соответственно, при электрификации мы получаем падение эффективности по экономике при той же, а то и худшей, экологии, ну и из плюсов хорошую тягу на низах.

    Изложение несколько утрированно но на индустриальных масштабах где-то близко к истине.

    Можно рассчитывать на зеленую энергетику, но это из разряда "вот если, тогда..."


    1. Tiriet
      00.00.0000 00:00
      +2

      Энергопотребление индустрии можно прикинуть вполне. Нефть-газ-уголь дают 70% первичной энергии (чисто нефть- 35% всей первичной энергии), электроэнергия- 16. половина нефти- бензин. выработку ЭЭ надо удвоить или утроить. Но выработка ЭЭ это в значительной степени- уголь и газ. Атом- это всего-то треть выработки ЭЭ, то есть, если альтернатива атомная- то атомных станций надо удесятерить по количеству. на память для России надо вводить в строй по 5 гигаватных блоков в год лет 20 подряд.


      1. Tarnella
        00.00.0000 00:00

        И самое главное, что, даже если опустить такие мелочи как необходимость электрификации всего мира (что не совсем то же что электрифицировать Россию например), это будет то же самое сжигание ископаемого топлива (с атомом отдельная песня), т.е. на выходе мы получим то же самое + расходы по построению инфраструктуры (Африка, Азия и т.д.) - ну это условно разовые ладно расходы, и + расходы на потерю при передаче и хранении


    1. Stas911
      00.00.0000 00:00

      "должны будут лечь на хрупкие плечи индустрии электроэнергетики" - ничего, плечи подкачаются, если будет надобность.


      1. Tarnella
        00.00.0000 00:00

        Вопрос в том что за подкачку таких плеч нужно платить больше, чем за подкачку точно таких же бензиновых плеч. Вы получите ровно то же самое за большую цену. В условиях ограниченности ресурсов.


  1. medvedd
    00.00.0000 00:00
    +1

    На каком-то форуме народ обсуждал заправочную станцию в США как бизнес. Владельцы тоже принимали участие в обскждении. Сошлись на том, что на топливе денег много не заработаешь - все зарегулировано до упора. Основная прибыль получается от магазинчика при заправке.


    1. BigBeaver
      00.00.0000 00:00

      Основная прибыль получается от магазинчика при заправке
      Это всё из-за отмывания. Breaking bad смотрели?)


  1. Markscheider
    00.00.0000 00:00
    +1

    А я вот все думаю - почему ни одно государство-газодобытчик не ввалит тонну денег в RnD гибридов (можно - подключаемых) на газу? Ну, понимаю, тут нефтяное лобби сталкивается с газовым, опять же, заправки газовые развивать надо... но выбросы то от газовой установки совсем другие, нежели от бензинового/дизельного ДВС!

    Тогда можно будет (временно) решить спор между прогрессорами-сторонниками zero emission и консерваторами-пожирателями душ ископаемого топлива.


    1. Javian
      00.00.0000 00:00

      СССР в 1980-х ввалил денег в газовые заправки и перевод грузовиков и автобусов на газ. Сложность эксплуатации оборудования, низкая квалификация персонала, а местами и саботаж, похоронили идею в РФ, но оставили в Украине, где газ был дешевле бензина.


    1. Tiriet
      00.00.0000 00:00

      у меня по городу все маршрутки на газу, реклама установки ГБО- на каждом столбе, такси и значительная часть личных авто- переоборудованы в эти самые гибриды. газовые заправки тоже есть, и вполне доступные. зачем что-то еще вваливать?


      1. Markscheider
        00.00.0000 00:00

        зачем что-то еще вваливать?

        Ну, я говорил именно про гибридные установки. Хотя обычное ГБО - это тоже вещь в себе. Установка, бумажки в ГАИ нести... Я бы купил в салоне машину с заводским ГБО. Но на этот счет только Автоваз делает робкие попытки и все...


  1. Georgy9
    00.00.0000 00:00
    +4

    Я думал, это шутка, но похоже, многие и впрямь считают, что электричество берется из розетки.


  1. Dolios
    00.00.0000 00:00

    Заправка топливом часто утомительна, дурно пахнет...

    Я заезжаю на заправку и говорю: "95 до полного". Не понимаю, что в этом утомительного и какое мне дело до ручек, за которые хватается заправщик...


    1. tommyangelo27
      00.00.0000 00:00

      Во многих странах ЕС заправщиков нет в принципе. Заливаешь сколько тебе нужно и идёшь оплачивать в кассу (или не идёшь, если есть возможность через приложение заплатить, например).


      1. Dolios
        00.00.0000 00:00
        +1

        Спасибо, я в курсе, бывал там неоднократно. Только это повод повышать качество сервиса, а не заправки закрывать. В РФ тоже полно заправок без заправщиков, но клиента в моем лице они получат только если у меня вариантов других не будет.


        Как это не смешно звучит, но РФ в плане сервиса на голову выше ЕС во многих вещах. Вспомнить, хотя бы, банковский сектор. Очень жалко и обидно осознавать, что РФ могла бы стать примером для всей Европы, а не катиться в ад :(


        1. Tiriet
          00.00.0000 00:00

          каждые сто лет Европа идет войной на Россию уже больше полутыщи лет. И каждые сто лет Европа знатно огребает в России. Европейцы, возвращающиеся из России в Европу после этого испытывают искренние негативные чувства ко всему русскому, на подсознательном уровне. И транслируют эти чувства своим детям, внукам и правнукам. Мы в принципе не можем быть для них примером в силу органического неприятия и отвращения, воспитываемого поколениями, и тщательно скрываемого на бытовом уровне- как и любые позорные воспоминания, вытесняемые за пределы сознания. Поэтому никогда мы не будем для них примером, вне зависимости от того, как у нас тут дела идут.


          1. Dolios
            00.00.0000 00:00
            +2

            Вам за такое платят или у вас вот это вот всё правда в голове живет?


            1. Tiriet
              00.00.0000 00:00
              -2

              Я совмещаю приятное с полезным. Если про "каждые сто лет"- то это школьный курс истории:

              1512- Речь Посполитая и Ливонское княжество (великое!) десять лет вваливают Василию III, но в конце теряют Смоленск и знатно огребают.

              1578-1579 Швеция и Речь Посполитая совместно вваливают Ивану Грозному, отобрали Смоленск взад.

              1612- объединенное польско-литовское войско в Москве. ненадолго- снова огребают.

              1700-1721- Европейская коалиция вваливает Петру Первому, с переменным успехом и окончательным крахом в конце. В коалиции- Швеция (как ведущая держава) и как обычно- Речь Посполитая, датчане, норвеги, немцы-саксонцы и прочие "члены НАТО" образца молодости черепахи Тортиллы.

              1812- Французы, объединив по единым командованием всех, кого смогли завоевать в Европе (то есть, на тот момент- почти всех) опять в Москве, как обычно, с окончательным крахом в конце и козаками в Париже- после этого в Париже стала расцветать сеть ресторанов быстрого питания "бистро". Ну и произошло значительное улучшение генофонда, что не добавило любви к России со стороны настоящих французских парней.

              1918-1921- Интервенция в России. Англичане в Мурманске, американцы геноцидят население Владивостока, латышские стрелки геноцидят крестьян черноземья, Дальний восток и Иркутск косят японцы, ведущие страны Европы- Германия, Франция- как ведущие- забирают самое вкусное- черноземы Украины и Белоруссии. Как обычно- внезапно все крашнулось и в 1925 году все завоевания были потеряны.

              1941-1945- Германия, захватив перед этим кого смогли захватить в Европе (то есть, почти всех) и объединив всех под своим грамотным и четким командованием- с искренней и весьма существенной помощью героически сдавшихся европейцев как обычно в окрестностях Москвы.

              А теперь смотрим на очаги распространения наиболее шумной русофобской риторики от высших политических лиц и глав государств. и думаем- почему вот португальцы или там итальянцы очень даже лояльны к русским вообще и России как государству, а поляки или там англичане- очень нет. Штирлица впоминаем (ну, монолог Мюллера там, разговор с генералом)- про то, кто и как будет закладывать философский базис в головы подрастающих поколений, и главное- какой именно базис будет закладывать.

              Если же Вы про психологические вытесненные вещи- то это я тоже не сам придумал, это я у Лефевра вычитал, у него там длинная и довольно путаная теория о том, почему у нас менталитет разный и насколько он у нас несовместим по сути, хотя и кажется совместимым внешне (условно- у славян и у англосаксов- у нас принципиально различные основы этики, построенные на несовместимых базовых понятиях). Еще работы Цейсса по евгенике- про кастовые системы и про принципиальную разницу структур общества русского и западных. Ну и еще всякие книжки странные от разных авторов типа эмоционально-образной терапии да европейских гипнологов и психиаторов- у них за теорией психотерапевтической помощи иногда приводятся описания реальных кейсов применения, и они нисколько не смущаясь описывают истории клиентов, тянущиеся со времен французской революции, для немцев, естественно, куча современных проблем упирается в события второй мировой войны. И для всех великих европейских держав события, связанные с Россией- связаны заодно и с поражениями, позором и стыдом. Что вызывает тихую искреннюю ненависть к источнику, то есть- к нам. Неосознаваемую, но вполне ощутимую. Я понимаю, что это звучит довольно бредово, но это огромная и очень длинная тема, и там накоплен довольно толстый пласт очень вычурных историй клиентов, уходящих местами на много поколений назад. И если каждая такая книженция по отдельности вызывала у меня изначально чувство легкого удивления, то вот совокупность материала уже не кажется бредом, а даже очень логична становится. Пошел я в кассу, за надбавкой :-).


              1. BigBeaver
                00.00.0000 00:00

                Ливонские походы забыли.


        1. Stas911
          00.00.0000 00:00
          -1

          Все эти заправщики, парковщики и мойщики в РФ существуют только потому, что есть люди, готовые работать за копейки. Как только в стране вводится минималка мало-мальски достойного уровня - сразу оказывается, что и заправиться могут сами, не развалятся и мойка автоматическая в 10 раз дешевле ручной. А люди могут работать там, куда автоматизация не дотянулась (кофе разливать и бутеры готовить, например)


          1. DMGarikk
            00.00.0000 00:00
            +1

            мойка автоматическая в 10 раз дешевле ручной

            в РФ она как минимум стоит также и портит машину, вообще сейчас повально повились 'мойки самообслуживания'


            сразу оказывается, что и заправиться могут сами, не развалятся

            хочу заправляться сам, но в Мск регионе таких заправок почти нет (кроме совсем диких)


            1. Stas911
              00.00.0000 00:00

              Как бесконтактная автоматическая мойка портит машину? Что за сказки?


              1. DMGarikk
                00.00.0000 00:00

                Как бесконтактная автоматическая мойка портит машину?

                таких моек еще найти надо, на всю Москву я 20 штук от силы насчитал


          1. BigBeaver
            00.00.0000 00:00

            есть люди, готовые работать за копейки.
            Что даёт людям с околонулевой профпригодностью честно зарабатывать на жизнь. Повышение минималки не повысит им зарплату а просто лишит работы, сделав найм нерентабельным. И тогда либо сидеть на шее у других либо воровать.


            1. Stas911
              00.00.0000 00:00
              -1

              Так может лучше крепостное право или рабовладение сразу ввести - они будут сразу и при деле и накормлены?


              1. BigBeaver
                00.00.0000 00:00
                +1

                Каким образом в вашей модели мира запрет работать за дешево автоматически повышает благосостояние людей? Если бы они могли работать дороже, то и так бы нашли бы более оплачиваемую работу.


          1. Dolios
            00.00.0000 00:00
            +1

            А официанты в Европе ещё остались? А то еду со стойки тоже притащить самому дешевле так-то… А резину 2 раза в год тоже сами меняют или как я в сервис ездят?


            Так-то летом я и сам на автомойке самообслуживания моюсь регулярно, потому что так просто напросто быстрее, а в -25 в пуховике, химчистка которого как 5-10 моек стоит, я не поеду сам мыться, ибо это дурь несусветная.


            1. Stas911
              00.00.0000 00:00

              Про Европу не в курсе, а в Канаде заправщика видел один раз за 10 лет. Автоматическая бесконтактная мойка прекрасно моет и без необходимости выходить из машины. Резину я 2 раза в год сам перекидываю ибо мне банально лень искать свободный шиномонтаж тк в сезон смены колес у них свободных мест может не быть неделями. С гайковертом и подкатным домкратом это на 15 минут работы. Про официантов не в курсе, тк или сам забираю или пользуюсь доставкой.


              1. Dolios
                00.00.0000 00:00
                +1

                Автоматическая бесконтактная мойка прекрасно моет и без необходимости выходить из машины.

                Нет, не прекрасно она моет. Всегда что-то непромывает.


                Резину я 2 раза в год сам перекидываю

                Круто, а у меня нет стенда по балансировке. Я готов с вами пари заключить, что вы не перебортуете и не отбалансируете 4 колеса за 15 минут без помощника и кучи оборудования. В сервисе профессионалы это минут 20-25 делают.


                ибо мне банально лень искать свободный шиномонтаж тк в сезон смены колес у них свободных мест может не быть неделями.

                Записываюсь через интернет на удобное мне время через 2-3 дня, приезжаю ко времени, уезжаю через пол часа, резину оставляю на хранение в том же сервисе. А у вас просто сервис отстойный.


                пользуюсь доставкой.

                Это другое, да? Чем доставщик отличается от заправщика? Все эти доставщики в Канаде существуют только потому, что есть люди, готовые работать за копейки (с)


                Смешно получилось. Вы пользуетесь развитым сервисом, а на недоразвитый реагируете в стиле "не больно-то и хотелось".


                1. Stas911
                  00.00.0000 00:00

                  Так он и недоразвитый как раз по той причине, что нет дешевой рабочей силы, работающей за копейки. О чем я с самого начала и говорю.


                  1. Dolios
                    00.00.0000 00:00

                    Официанты и доставщики, это высокооплачиваемые работники?


        1. Stas911
          00.00.0000 00:00
          -1

          "Вспомнить, хотя бы, банковский сектор" Давай, вспомни - это тот, который фактически дефолт объявил по валютным обязательствам?


          1. DMGarikk
            00.00.0000 00:00
            +1

            Давай, вспомни — это тот, который фактически дефолт объявил по валютным обязательствам?

            а можно и лемонбразерс вспомнить в 07 году


            вообще тут такое, дефолт объявил не банковский сектор, а пи… ц в государстве из-за которого все забили на регулирование отрасли… вот рыночек и порешал


            тут я так понимаю пример в технологической продвинутости и дружелюбности для потребителей, а не то что там регуляционные ф-ции через одно место


            1. Stas911
              00.00.0000 00:00

              Ну да - дом-то отличный, только фундамент у него поплыл...


              1. DMGarikk
                00.00.0000 00:00

                это уже тема совсем другого разговора


  1. CyaN
    00.00.0000 00:00

    Возможно, когда-нибудь, и в отдельно взятых регионах.

    Для повсеместного распространения, нужно

    1. Литий. Мегатонны лития. См. выше. Допустим, заменим литий на натрий с несущественным ухудшением параметров батареи. Но тут возникает следующий фактор:

    2. Инфраструктура. ЛЭП-500 к каждой деревне. Можно в подземном варианте на сверхпроводниках (мечтать так мечтать!). Либо малый атомный реактор на каждом дворе. Либо помощнее, но поменьше и подальше. И неизвестно, что обойдется дешевле.

    3. Качество жизни. Жить возле высоковольтной не особо полезно для здоровья. Жить возле маленького, но реактора - еще и потенциально небезопасно. Короче, есть два стула...