Я долго не решался рассказать эту историю, в конце концов, она немного аморальна и нарушает частную жизнь пользователей крупного маркетплейса. Но подписчики моего телеграм канала @vikenot — таки уговорили ее рассказать.

Отказ от ответственности: эта история — плод воображения автора, любые имена, названия брендов случайны. Автор отказывается от ответственности и признает, что он всего лишь Енот под мескалином:‑)

Это было в 2016-м году. Мы нашли способ получать 30–70 клиентов в день (в зависимости от ниши) на простой дырке в работе Я.Маркета. Мы не только знали почты 10% покупателей маркетплейса, но и знали, что они купили и всегда могли предложить им сопутствующий товар.

  • При этом, мы ничего не взламывали в плане кода

  • Мы не воровали базы и не были ни с кем в сговоре

  • Все данные генерировались на ежедневной основе

  • Работа велась e‑mail‑маркетингом

Кадр из фильма "5-ая власть"
Кадр из фильма "5-ая власть"

Что за дырка в работе Яндекса?

Когда вы оформляли любой отзыв на сайте, при клике на этот отзыв — адрес URL формировался из аккаунта пользователя, на которую вы оформляли покупку/писали отзыв. Достаточно было добавить префикс «@yandex.ru» и получалась почта пользователя оставившего отзыв.

Но что вы узнаете из отзыва?

1) Что человек купил.

2) В каком магазине (название бренда).

3) Когда была совершена покупка.

4) Его почту.

Теперь, можно автоматизировать личностную e‑mail‑рассылку и с помощью нее получать клиентов:

  • Создаем бота и парсим почты, название магазина, товар определенного магазина. Например, если магазин продал айфон — можно продать наушники, чехлы и т. д.

  • Бот определяет купленный товар и подставляет шаблон товара, который можно продать этому клиенту из нашего интернет‑магазина.

  • Если вы совсем отбитый (мы так не делали, но тестили) можно создать почты того магазина, в котором была совершена покупка и предложить что‑то, якобы от партнеров. % открытия письма от этого повышался.

  • По времени совершения покупки, мы определяем степень «горячести» клиента и создаем цепочку писем. Например, при заказе дверей на сайте, можно предложить мебель. Ведь многие люди, в новую квартиру, первым делом берут двери, а потом мебель. Свет берут в последнюю очередь. Это значит, что вы можете спланировать цепочку касаний на каждую покупку.

Сейчас, я так и вижу, как мне возразят читатели: в маркете все отзывы накручены.

Мы быстро поняли, что конверсия на рассылку с позитивными отзывами крайне мала - 0,06%, индустрия накрутки отзывов в Яндекс.Маркет процветает всеми цветами радуги :-)

Кадр из фильма "5-ая власть"
Кадр из фильма "5-ая власть"

Другое дело с негативными отзывами.

Но самое замечательное, что многие люди, которые написали негативный отзыв ждут на него ответ! И это здорово влияет на открываемость. Достаточно было заполнить заголовок типа: «По вашему отзыву на Я.Маркете пришел ответ» или «В ответ на ваш негативный отзыв» или «Вы купили айфон, но у вас возникли проблемы» и конверсия в открытие приближалась к 12%-15%.

А дальше, сочувствие клиенту, что обратился не к тем, предложение решить проблему другим продуктом или предложить скидку на допы.

Вот так просто.

Что было дальше?

Заметил эту дырку мой технический директор и друг Руслан, очень крутой прогер и продукт (Рус, не мог тебя не упомянуть). Он же написал парсер и ботов.

А я — разработал схему с email‑маркетингом и цепочкой писем.

Мы хакнули Яндекс, получили ментальный оргазм от того, что можем и свернули работу. Весь эксперимент продлился около 2-ух месяцев.

Почему?

Ну, во‑первых, меня не прельщал бизнес, построенный на обмане. Возможно, если бы у меня был готов крутой продукт под эту схему, может я бы и продолжил. Но теневой бизнес — это не мое.

Во‑вторых, когда‑нибудь, они бы заметили дыру и закрыли ее. И мы бы остались с носом. Поэтому я направил усилия на реальные проекты.

Насколько я знаю, когда мы свернули, Руслан написал в поддержку Яндекса об этой дырке, но она провисела еще около года:‑)

Потом команда Яндекса ее убрала.

Кадр из фильма "5-ая власть"
Кадр из фильма "5-ая власть"

Мировая практика маркетингового хакинга

Но, есть одна вещь — многие компании единороги раскрутили свой бренд на спинах огромных корпораций. И раз уж корпорации монополизируют рынок, я не вижу ничего аморального, чтобы взять и построить свой бренд используя ресурсы большого брата.

Канонические примеры

AirBnb, они раскрутились во многом, за счет craigslist! Стартап создал бота, который публиковал автоматом объявления по аренде недвижимости на своем сайте в крейгслисте. Причем получал уникальный URL, заполнял все формы и т. д. А так как фишка AirBnb — была в качественных описаниях и фотографиях, пользователи крейгслиста переходили в AirBnb и снимали жилье там.

Сейчас можно сказать, что в техническом решении компании не было ничего уникального. Но, в 2010-м мало кто делал такое, играя на своих сильных сторонах.

PayPal — когда эта компания была стартапом и им нужно было создать рынок онлайн платежей, они стали использовать ebay — в то время крупнейшую платформу аукцион, для своей работы. Создали кучу аккаунтов от продавцов, которые якобы продавали через PayPal — были случаи, когда сама компания покупала товар на ebay — предлагая оплатить сделку через свой сервис, а потом так же продавала товар.

Через время, многие продавцы на ebay поняли что продавать и покупать через PayPal — легко и безопасно и продукт начал распространятся вирусно. (Ну, и плюс они давали 10$ каждому кто попробует систему, а это круто, если у вас есть миллионы венчурных средств). При этом, без сформированной среды продавцов и покупателей, PayPal бы не развился до таких масштабов. В 2002-м году была продана самой ebay за 1,5 миллиарда долларов.

Как использовать ресурсы гигантов?

1) Создайте хороший продукт.

Любой хак и любая фича имеет свой срок действия. Все когда‑то заканчивается, баги видят, окна закрывают. И если, вы стараетесь сделать бизнес на ошибках и временных возможностей — то, в итоге проиграете. Поэтому, создавайте хороший продукт изначально, воспринимая любой хак как чудо, как манну небесную, которая когда‑то перестанет падать с неба. И вам придется играть по рыночным правилам.

2) Найдите гиганта, работающего с вашей целевой аудиторией.

В 2012–2014-м годах, гигант с которым мы работали назывался — «бизнес‑молодость» (БМ) Мы никогда не проходили их курсов и даже с некоторым сарказмом относились к их деятельности. Но поняв, что люди, которые когда‑либо проходили БМ закрываются с бОльшим процентом конверсии в покупку, мы разработали партнерскую программу, по которой участники сообщества рекомендовали нас и получали% с продажи нашего продукта.

3) Хакайте техническим путем, но без взломов.

Не надо никого взламывать. Используйте более этичные методы. Это различные парсинги, боты, собирающие информацию, мэтчинг данных и т. д. Да, с такими вещами обычно борются корпорации. Но это не значит, что они продумали все.

Обычно дьявол кроется в деталях, если забуриться куда‑то, с бутылкой виски, кальяном и парой разработчиков и постоянно крутить сайт гиганта, то можно найти кучу неявных дыр, которые можно использовать себе во благо. Ну или родить стартап. Одно из двух))

Комментарии (5)


  1. al_kotler
    00.00.0000 00:00

    Однокурсник, давно живущий в США году в 2004 рассказывал мне чем он там занимается. Тестирование системы которая парсит объявления со многих региональных сайтов. При этом подчеркнул, что у нас этого еще нет и я не сразу пойму для чего им это нужно. Действительно - понял я это несколько позже.


    1. vikdovnar Автор
      00.00.0000 00:00

      Да, было время. Многие тогда на этом маленьком хаке зарабатывали)


  1. j123123
    00.00.0000 00:00

    Работа велась e‑mail‑маркетингом

    Это так сейчас называют спам?


    1. vikdovnar Автор
      00.00.0000 00:00

      Я объяснил как, зачем и почему мы это сделали.


      1. j123123
        00.00.0000 00:00

        Ну так зачем использовать термин "e-mail маркетинг", если то что вы сделали это именно что спам? Давайте я вам википедию процитирую

        https://ru.wikipedia.org/wiki/Email-маркетинг#Заблуждения,_касающиеся_e-mail-маркетинга

        Есть несколько заблуждений насчет e-mail-маркетинга, которые приобрели широкое распространение.
        e-mail-маркетинг — это СПАМ. Основное отличие e-mail-маркетинга от спам-рассылки состоит в том, что первый — это коммуникация с подписчиками собственной базы e-mail адресов по их предварительному согласию, а вторая — это массовая рассылка материалов рекламного характера по базам e-mail адресов из открытых источников, без согласия получателей, что в свою очередь нарушает закон в любой стране мира.

        Как я понял из статьи, никакого предварительного согласия ни с какими подписчиками у вас не было, следовательно вы занимались т.н. спамом.