Фотография Роджера Линна в своем домашнем офисе, сделанная 19 марта 2015 года

Почему музыка в фильме «Бегущий по лезвию» оказывает на зрителя такое сильное воздействие? Потому что безумный гений-грек Вангелис, написавший и исполнивший музыку для фильма, практически не использовал какие-то другие инструменты, кроме YamahaCS-80.

Таким особенным этот синтезатор эры 70-х делала замечательная функция, под названием «PolyphonicPressure». Модель CS-80 была одной из последних, в которых поддерживалась функция изменения громкости ноты путем нажатия на кнопку с разной силой. В результате можно было добиться акустического эффекта, при котором музыка звучала мрачно и невероятно выразительно. Нажимая на клавиши с разной силой, Вангелис мог создать жалобные стоны единорогов из фольги или плач влюбленных репликантов. Грусть и меланхолия никогда еще не были озвучены настолько хорошо.

Впрочем, как и герои «Бегущего по лезвию» Рой и Прис, модель CS-80 была обречена. В 1980, когда зануды-финансисты заявили о слишком высокой стоимости производства синтезатора и снижении показателей рентабельности, руководство компании прекратило выпуск этих моделей. С тех самых пор, функция PolyphonicPressure перестала поддерживаться синтезаторами Yamaha.

Для музыкантов, которые тогда оплакивали исчезновение культового аналогового синтезатора, теперь есть причина для радости. Спустя 35 лет появились сенсорные полифонические инструменты нового поколения. В сфере электронной музыки они известны как полифонические сенсорные контроллеры захвата многонаправленного движения (PMC — polyphonic multi-dimensional controllers). Очень важную роль здесь играет слово «многонаправленный». В отличие от любимого Вангелисом CS-80, который мог распознавать какое-то одно движение, эти продвинутые MIDI-устройства могут распознавать движение пальца в трех направлениях одновременно: в дополнение к управлению громкостью, музыканты имеют возможность изменять высоту звука и тембр в реальном времени.


Музыкальные инструменты Linnstrument, сфотографированные в доме Роджера Линна 19 марта 2015 года

Появление этих революционных устройств сопровождается своего рода лозунгом: MIDI-клавиатура, вездесущий музыкальный инструмент, популяризированный британскими синти-поп группами в эпоху правления Рейгана, теперь уже — технология каменного века. Благодаря развитию интеллектуальных материалов, сенсоров, программного обеспечения и производительности компьютеров, появился усовершенствованный интерфейс, поддерживающий функцию распознавания нажатия в режиме 3-D. Этот инструмент подарил свободу музыкантам, дав возможность исполнять сложную и невыносимо прекрасную музыку, аналогов которой никто до этого не слышал.

Что происходит в сфере электронной музыки


Сайт Synthtopia, целиком и полностью посвященный цифровой музыке и невероятно подробному анализу каждой модели сенсорных контроллеров PMC, имеет совсем немного равных конкурентов в этой области. Существует инструмент Roli Seaboard, необычное пианино, мягкие клавиши которого на ощупь напоминают человеческую плоть. Есть Haken Continuum, алая лента, которая выглядит как самый длинный в мире коврик для мыши, которая имеет свой круг почитателей, включая басиста и клавишника Led Zeppelin Джона Пола Джонса. Еще одно устройство — Madrona Soundplane, резная доска из древесины ореха, которую можно спутать с доской для настольных игр. Темной лошадкой в этом списке выступает музыкальный инструмент Eigenharp — хитроумное устройство, эдакая постмодернистская шотландская волынка, превращающая музыканта в «человека-оркестр». Кроме 132 клавиш и двух плоских контролеров вдоль боков инструмента, у него также имеется мундштук для изменения тона или применения эффектов и фильтров.

Тем не менее, если бы в каком-нибудь казино Лас-Вегаса делались ставки на разные модели устройств PMC, все же выгоднее было бы ставить на LinnStrument. Во-первых его цена оптимальна. При стоимости в $1,500, он является наиболее доступным среди «навороченных» PMC-устройств, изготавливаемых на заказ (Seaboard Grand стоит почти $9,000, а Eigenharp Alpha и Continuum тоже не дешевы: по $7,328 и $5,290 соответственно). Кроме того, инструмент LinnStrument прост в использовании и относительно компактен — отлично помещается в рюкзак.

Приобрести этот инструмент можно главным образом у его создателя — Роджера Линна. В рамках музыкального бизнеса он владеет довольно успешным брендом, зарекомендовавшим себя как производителя инструментов, пользующихся спросом по всему миру.

Начиная от Принса и Стиви Вандера и заканчивая Доктором Дре и Паффом Дэдди, изобретения мастерской Линна помогали исполнителям создавать популярную музыку на протяжении двух десятилетий. LM-1, первая в мире программируемая драм-машина была битбокс-устройством 80-х. Вспомните «Thriller» Майкла Джексона, наиболее продаваемый альбом популярной музыки всех времен. Каждая ударная партия на этой пластинке, начиная от звуков малого барабана и заканчивая ударами бочки, были созданы громоздкими микросхемами LM-1.

Инженер-самоучка закрепил свой успех, создав Akai MPC60 — классический 16-кнопочный контроллер, который сделал процесс создания сэмплов детской забавой и позволил хип-хоп исполнителям из неизвестных проектов попасть на MTV. Чудесным образом, череда побед продолжилась. После создания AdrenaLinn III (модели, которую очень любят использовать Джон Мэйер, Green Day и Red Hot Chili Peppers) и Tempest (драм-машина, созданная при участии гуру электронных музыкальных инструментов Дэйва Смита), Линн продолжает влиять на звучание музыкальных хитов по сей день.


Фотография мастерской, где создаются инструменты Linnstrument, сделанная в доме Роджера Линна

В интервью по Skype (он не пользуется Face Time, потому что качество звука при этом «оставляет желать лучшего»), Линн оценивает свой вклад в музыкальную индустрию следующим образом: «Судя по всему, каждая из моих драм-машин нашла достойное место в индустрии создания популярной музыки». В его ответе нет ни капли хвастовства или удовлетворенности своей работой. Его слова звучат как констатация факта, практически отстраненно, подобно тому, как умудренный опытом профессор давал бы лекцию по звукозаписывающим устройствам в конце 20-го века. «Я просто стараюсь создавать устройства, которые не требуют каких-то больших технических навыков, чтобы ими управлять, — поясняет он. — Когда я был музыкантом, использование электронных приборов требовало оптимизации всевозможных настроек и знания технических терминов. Мне все это никогда не нравилось».

Это может объяснить успех Линна. До того, как стать «отцом всех драм-машин», он был профессиональным композитором. В 1976 году Леон Рассел нанял его в качестве гитариста для гастролей и по совместительству студийного звукорежиссера. Он также был на хорошем счету в Американском обществе композиторов, авторов и издателей (ASCAP), приняв участие в записи одних из 10 лучших композиций Эрика Клэптона («Promises») и Мэри Чапин Карпентер («Quittin’ Time»). Как бывший студийный звукорежиссер, который не понаслышке знаком с деятельностью гастролирующих групп, он знает, какие именно инструменты необходимы музыкантам. И сегодня он считает, что музыкантам необходим PMC-контроллер от Роджера Линна.

Знакомство с устройством


LinnStrument имеет светящееся основание из светодиодов, покрытое молочно-белым силиконом — вид инструмента воспроизводит танцевальную диско-площадку для кукол Барби. Дизайн создан на основе системы нот на грифе гитары, выполненной в разных цветах, причем прямоугольная поверхность инструмента разделена на 200 одинаковых квадратов по размеру подушечки пальца. Это гениальное решение. Огоньки, напоминающие цветные леденцы показывают особое расположение нот, причем есть возможность назначать нотам различные цвета. Восемь горизонтальных рядов (и 16 вертикальных) клавиш можно настроить как гитару, разбить по квинтам как у скрипки или виолончели, либо использовать какой-то другой интервал. Чтобы облегчить поиск нужных нот, основные ноты (от «до» до «си») в разных местах инструмента горят особым цветом.

На LinnStrument можно играть на ровной поверхности, либо повесив на ремне, перекинутом через плечо, как надевают инструмент keytar. Как и в случае с гитарой, способы перебора и форма «струн» одинаковые, независимо от высоты тона. Также можно исполнять стаккато и крещендо, или изменять высоту тона, «растягивая» звук, подобно пластилину. У музыканта есть возможность даже изменять звучание двух нот в разных направлениях — это трюк, который невозможно осуществить на традиционных синтезаторах. Взамен привычным ограничениям приходит большое количество возможностей. В этом видео программист Герт Бевин создает мелодию для своего пса Дропи, напоминающую саундтрек из какого-нибудь фильма Уэса Андерсона.

Техника игры на LinnStrument представляет собой нечто среднее, между игрой на гитаре и соединением точек в плоской системе координат. Ноты и струны обозначены точечными светящимися дорожками, пересекающими сенсорную поверхность. Стоит подвигать пальцем вперед и назад по оси X и вуаля: получается эффект вибрато (изменение высоты звука). Для эффекта тремоло (модификация громкости) — просто изменяйте силу нажатия на клавиши, двигая пальцем по оси Z. Тембр (тональное качество) —термин из психоакустики, описывающий все, что не является высотой звука или громкостью — может быть изменен простым движением пальца по оси Y.

Когда мы попросили Линна провести небольшую демонстрацию, он приветливо улыбнулся и отрегулировал объектив веб-камеры, чтобы нам было хорошо видно LinnStrument. Даже подключенный через USB к компьютеру MacBook Pro (на котором была запущенна Logic Pro X — основная программа Apple для создания музыки), инструмент весьма компактен. В сравнении с 220-фунтовой Yamaha CS-80, LinnStrument, который весит пять фунтов, является воплощением закона Мура. Быстро проверив работу сенсоров, Линн размял пальцы и начал играть. Он исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина на кларнете, композицию «Someone To Watch Over Me» в звучании альтового саксофона, быстрое классическое соло на скрипке и невероятно мощную и бескомпромиссную басовую партию.

Когда речь зашла о синтезаторе CS-80, Линн признал его значимость для развития музыкальной аппаратуры. Без него не было бы LinnStrument. Эти два инструмента занимают каждый свое место на разных концах истории сенсорной полифонии, словно два столпа музыки — они оба являются яркими образцами сенсорной технологии разного времени. Чтобы отдать дань памяти тому старому инструменту, Линн заиграл что-то похожее на композиции Вангелиса. Знакомые мотивы «Блюза бегущего по лезвию» поплыли по мастерской в городе Беркли, штат Калифорния подобно пару — это была камерная музыка для репликантов.



Кейт Мак Миллен, инженер-изобретатель, чье устройство QuNeo за $249 является наиболее покупаемым на рынке бюджетных PMC, восхищается LinnStrument, однако утверждает, что нет гарантии того, что этот инструмент обретет популярность. «Люди создают подобные контроллеры на протяжении 100 лет. Они превосходят обычные клавиши, точно так же, как раскладка DVORAK превосходит раскладку клавиатуры QWERTY при наборе текста. PMC-устройства предлагают более простой и более логичный подход к исполнению музыки. Вы можете играть на инструменте и петь, без каких- либо лишних и неудобных движений пальцами». Так станут ли PMC теми контроллерами, которые наконец обретут повсеместную популярность? «Я надеюсь, что так будет в случае с изобретением Роджера, — говорит Мак Миллен. — Его инструмент — это настоящая фантастика».

Профессиональные музыканты осваивают RGB-контроллер Линна с потрясающей быстротой. В этом видео клавишник из группы Dream Theater Джордан Рудесс играет импровизированную мелодию на LinnStrument, в первые минуты знакомства с инструментом. «Роджер создал великолепный инструмент, который музыканты могут себе позволить, — с жаром говорит звезда прогрессивного рока. — Чувствительность инструмента к нажатию невероятная. Для меня это — мечта, ставшая реальностью». Рудесс, который тестирует все новинки цифровых инструментов, и которого Линн называет «живым воплощением музыкального инструмента PMC», каждый день тренируется в игре на LinnStrument. Это не просто временное увлечение необычной новинкой. Музыкант собирается записывать композиции на нем для следующего альбома Dream Theater, а также выступать с ним в грядущем мировом туре группы.

Музыка завтрашнего дня


В Джулльярдской школе не захотят это слышать, но Линн говорит, что традиционным музыкальным инструментам место в помойке. «Молодые музыканты не покупают скрипки, виолончели или саксофоны. К лучшему или к худшему, эти инструменты начинают устаревать. Вместо них, музыканты покупают множество разных котроллеров — микшеров и подобных инструментов — и создают при помощи них разнообразную музыку. Они могут купить клавишный музыкальный контроллер и использовать его с программой Ableton Live в качестве воспроизводящего устройства. Музыканты копируют маленькие звуковые фрагменты и склеивают их вместе, создавая оригинальный трек».

Линн убежден, что такой будет музыка в 21-м веке: приборы PMC, программное обеспечение и музыкальные контроллеры. «Если мне надо получить звук скрипки, то я не хочу держать какой-то кусок дерева между подбородком и шеей. Я хочу, чтобы у меня под рукой были клавиши, созданные с учетом особенностей человеческих пальцев, а не удерживать инструмент с помощью шеи, которая так мала, что я не смогу достаточно хорошо играть на скрипке, если не буду учиться в течение пяти лет».

Линн считает MIDI-клавиатуру такой же устаревшей как скрипка Страдивари и называет ее еще более бесперспективным инструментом. «Пятидесятилетний период времени, начиная от 70-х годов и до сегодняшнего дня, будет считаться странной эпохой, во время которой люди извлекали музыкальные звуки из офисных электронных устройств: все эти кнопки вкл/вкл, переключатели и разнообразные регуляторы. Люди управляют цифрами при помощи нажатия клавиш. Это кошмарный интерфейс. Скрипка, саксофон, виолончель или кларнет предоставляют больше возможностей, чем MIDI-клавиатура. Так как она работает на основе технологии простейших переключателей, с ней теряется необходимое инструментальное звучание. Устройства PMC — это будущее».

Чтобы убедиться в низком качестве звучания, достигаемого с помощью MIDI-клавиатур, достаточно вспомнить о практическом отсутствии музыкальных соло. Резюмируя свою лекцию, Линн выдвигает убедительную теорию: «Можете ли вы назвать виртуозных музыкантов, играющих на электронных инструментах? Лучше всего под это определение подходят ди-джеи, стоящие за пультом на дискотеках, которые на деле не играют ни одной ноты. Концепция инструментального соло практически исчезла в сфере современной электронной популярной музыки. Я сомневаюсь, что дело в отсутствии талантливых исполнителей».

Можно не сомневаться, что Рудесс сможет сыграть качественные соло на LinnStrument. Но по большому счету, не его игра станет критерием того, является ли новый инструмент Линна очередной главой в его впечатляющей карьере. Вместо этого, люди вроде Марка Розенгартена будут определять, является ли Мистер Новая Драм-машина грандиозным событием в истории музыки.

По сравнению с профессионалами, Розенгартен является новичком. Он никогда в своей жизни не посещал музыкальные занятия. Он также не наделен каким-то особым даром от рождения. Он является 48-летним учителем химии, живущим на окраине Нью-Йорка. Он не знает нотную грамоту и совсем не собирается ее изучать. Тем не менее, как и многим другим людям, ему интересны новинки технологий, которые позволяют сочинять и играть песни просто для развлечения. В недавнем видео на YouTube, Розенгартен распаковывает свой LinnStrument и тут же выдает неплохую мелодию играя на нем. Как и у любого другого хорошего учителя, его энтузиазм абсолютно естествен и заразителен.

Любой, кто смотрит это видео, может предположить, что играть на LinnStrument так же просто, как на казу или тамбурине. По словам Розенгартена, это недалеко от правды. Он говорит, что в действительности, поколению, выросшему на сенсорных экранах и дисплеях, даже не придется особо учиться. «LinnStrument почти что сам играет всю музыку, — с жаром комментирует он. — Вам не нужно никакого музыкального образования. Все, что вам необходимо — это подключить инструмент к iPad, и можно начинать веселиться».

Комментарии (35)


  1. UA3MQJ
    20.04.2015 13:51
    +5

    Чтобы убедиться в низком качестве звучания, достигаемого с помощью MIDI-клавиатур, достаточно вспомнить о практическом отсутствии музыкальных соло.
    Миди клавиатуры вообще не звучат, а создают поток МИДИ сообщений. Возможно, стоит говорить не о низком качестве звучания, а об ограничениях в возможности повлиять на звук, используя такой контроллер, как MIDI-клавиатура. Да и в целом, MIDI-протокол является клавишно-ориентированным. А музыкальные соло есть!


    1. UA3MQJ
      22.04.2015 00:19

      Подкину пару клавишных соло:



  1. luxferre
    20.04.2015 14:00
    +2

    подобный инструмент, более классический https://www.roli.com/products/seaboard-grand


    1. netto
      20.04.2015 14:11
      +5

      Да вообще статья — полная дичь и трэш, как по стилю изложения, так и по уровню знания автора в предмете.

      ЗЫ. Jordan Rudess (Dream Theater) играет на seaboard, а также, много лет, в том числе и на концертах, на Continuum Fingerboard (https://www.youtube.com/watch?v=6pUpbLvbQ7A)


      1. fundorin
        21.04.2015 04:54

        Нормальная статья. Правда, стоит отметить что Eigenharp Tao и Alpha вроде так и не добрались до массового производства. Зато Pico продаются, она маленькие, дешевле большинства упомянутых в статье контроллеров и обладают почти всеми достоинствами старших братьев.
        А Рудесу что ни дай — на всём сыграет. Мне кажется, у него должна быть самая большая коллекция контроллеров в мире, учитывая, что каждый первый производитель присылает Джордану образцы своей продукции, либо приглашает провести презентацию на той же NAMM.


    1. dmitrykabanov
      20.04.2015 14:26

      Шикарно смотрится


  1. ShadowsMind
    20.04.2015 15:36
    -10

    Не хочу никого обидеть, но по-моему это все не очень… «Живой» звук всегда будет трогать и вызывать эмоции, а «электронщика» она какая-то холодная и бесчувственная что ли.
    P.S. тут должна быть шутка про «теплый ламповый звук»


    1. ilmirus
      20.04.2015 16:17
      +1

      Вы просто не слышали музыку Дзюнья Оты (JUN), создателя Тохо.


      1. ShadowsMind
        20.04.2015 17:54

        А можно ссылочку в личку, сомневаюсь что что-то сможет удивить мой музыкальный вкус, но попробовать стоит.


        1. ilmirus
          21.04.2015 11:35
          -1

          Например, вот: www.youtube.com/watch?v=nW93YFbawPU


      1. noxwell
        20.04.2015 22:19

        ZUN же, ни разу не видел написания его псевдонима в виде JUN. А музыка у него действительно прекрасна, как и игры.


        1. ilmirus
          21.04.2015 11:33

          Да, извините, ошибся. Обидно, однако. Описаться в нике такого великого чеовека…


    1. Akdmeh
      20.04.2015 17:20
      -1

      В каждого типа инструментов свое применение. Не сильно представляю танцевальную музыку, исполненную на акустических инструментах.


      1. Gumanoid
        20.04.2015 19:07

        Например Infected Mushroom на рояле очень неплохо звучит :)


      1. fundorin
        21.04.2015 04:56


    1. olegkrasnov
      20.04.2015 19:25
      +1

      У меня «холодная электроника», в жанре psy trance, вызывает больше эмоций, чем какое-нибудь «тёплое живое» фортепиано с оркестром.


    1. Fedorkov
      20.04.2015 19:34

      «Холодная» музыка тоже может вызывать эмоции.
      Jean Michel Jarre — Oxygene 2


    1. equand
      21.04.2015 11:22

      Каждому инструменту свое место. Они используются как для временного, так и для эмоционального окраса произведения.

      Например тот же Зиммеровский саундтрек последний использует фъюжн из инструментов концертных и электронных. Тот же начальный дрон в S.T.A.Y. можно сделать и на скрипке, только он будет звучать *слишком* приземленно и чувствительно, будет сложно представить бесконечность и неограниченность этой тяжести что чувствует герой.

      А теперь вспомним www.youtube.com/watch?v=OVOf6HEur5Y Game of Thones — Rains of Castamere Cello version. Заменить виолончель на что-то другое электронное и уже будет не та эмоциональная поддержка.
      Да что там электронное замени на флейту или скрипку и будет совершенно иная эмоциональная нагрузка на всю песню. Скрипка не будет такой тяжелой, флейта будет слишком «простой», гитара слишком колкой.

      В общем каждому инструменту свое место и своя эмоция.


    1. febb
      21.04.2015 11:53
      +1

      Великий русский композитор электронной музыки Эдуард Артемьев
      www.youtube.com/watch?v=c8FfcnqsQCM
      www.youtube.com/watch?v=MYBFAdStZfo


      1. UA3MQJ
        22.04.2015 00:28

        Спасибо, что упомянули Артемьева!
        У него уже в 72 году с использованием АНСа были такие вещи, которые сейчас называются noise и ambient. Solaris — очень психоделично.


      1. olegkrasnov
        22.04.2015 04:24
        +1

        Вот самая круть у Артемьева:


    1. MyFearGear
      22.04.2015 02:24

      Таким образом можно дойти до мысли, что всё, чего касался транзистор (мертвый же, правильно?) — это всё тлен и не трогает. И с компа слушать музыку нельзя, ибо транзисторы же!


      1. ShadowsMind
        22.04.2015 08:14
        +1

        Ненужно драматизировать и придавать моим словам иной смысл. Я говорил конкретно в разрезе этих миди-клавиатур и ничего более. Ладно уж хабражители поняли совсем не то, что я хотел сказать и заминусовали — значит моя ошибка, что не правильно выразил мысли. Но придавать словам иной смысл — это уже перебор.
        Вполне нормально отношусь к «электронной» музыке. Взять хотя бы на примере электрогитары — многие великие гитаристы юзают процессорную обработку звука гитары + эффекты и т.д… И на мой взгляд, звучит ничуть не хуже ламповых аналогов. Выше хабраюзер equand написал, что каждому инструменту свое применение и я абсолютно с ним согласен. Есть куча примеров где сочетают и тот и другой звук — и выходит поистине гениально. Привел бы примеры, но не думаю, что музыка, которую люблю я, найдет тут много своих поклонников.


  1. alan008
    20.04.2015 21:00

    А почему никто не пишет про Тэнори-он?
    Видео.


  1. Psionic
    21.04.2015 00:23
    +2

    Даже не знаю — я всегда считал что будущее электроники не за соло, а за качественной и основательной работой в студии, ведь по сути большинство треков которые я слушал не сыграны, а отрендерены с помошью ВСТ, а большинство людей в теме позиционируюют себя не как исполнители, а как композиторы — хотят именно писать.


    1. fundorin
      21.04.2015 05:05
      -1

      Мне кажется, сейчас одним лемуром любой школьник заткнёт за пояс того же Вангелиса — настолько развились технологии.


      1. equand
        21.04.2015 11:25

        Школьник не заткнет. Чтобы эти интерфейсы правильно использовать нужно время и знание математики и аудио-инжениринга.


        1. fundorin
          22.04.2015 05:37

          Кто сказал что школьник не может этого знать? Только математика не причём.


          1. equand
            22.04.2015 08:50

            Я не говорил, что школьник не может это знать, но любой школьник не заткнет.


  1. Fuzzyjammer
    21.04.2015 08:57
    +2

    MIDI-контроллеров, позволяющих контроллировать у каждой ноты уйму параметров — динамику, модуляцию, еще что-нибудь — полно. Eigenharp, Continuum, Seaboard, Z-tar. Однако их почему-то не особо-то видно на сцене. Почему? Потому что возможности живого исполнителя ограничены, он не может одновременно столько держать в голове, контроллировать столько параметров. Даже такая банальность, как чувствительная к нажатию клавиатура, требует 10+ лет для освоения (см. фортепиано); а здесь добавляются еще измерения.
    А для студийного применения это ни к чему, в секвенсоре проще у каждой ноты подкрутить параметры мышкой.


    1. Alexeyslav
      21.04.2015 11:28

      Чегоуж там, нарисовать всю мелодию мышкой с нуля… вот только сколько это времени займет для 5-минутной очень насыщенной композиции?


      1. Fuzzyjammer
        21.04.2015 13:02
        +1

        Ну отчего с нуля, можно сыграть «костяк», задав ноты с длительностями и грубой динамикой, а дальше править тонкие параметры руками. Это все равно будет несравнимо быстрее, чем разучить исполнение «очень насыщенной композиции» со всеми нюансами.


        1. SADKO
          21.04.2015 19:09

          Вам похоже не знакомо состояние владения инструментом, когда музыкант ни чего не разучивает и даже не думает а играет.
          В этом собственно весь кайф для музыканта и есть, в этом смысл живого исполнения.
          Я ничуть не против рисования, более того, я сам криворукий в музыку пришёл только благодаря трэкерам, которые могли сыграть то что мне хотелось услышать и что сыграть самостоятельно я не мог…
          Но время прошло, и сейчас мне проще сыграть трек чем заниматься его правкой, хотя до профессионального фортепьяницы мне далеко.

          ИМХО для композитора, владение инструментом и ручное редактирование это две стороны одной медали.
          Иное дело группа музыкантов, ты им приносишь свои каракули, а они их через себя пропускают, из раза в раз все по новому, оттачивая нюансировку.


    1. SADKO
      21.04.2015 19:33

      На сцене их нет по другой причине. И я тому был свидетель в Москве начала века, когда ещё можно было по клубам электроникой заработать на хлеб насущный, и по рассказам европейских и американских коллег у них была та же ботва только раньше.
      Раньше было такое явление как живая электроника, были даже специальные инструменты, грувмашины, заточенные под использование в живую. В смысле там были басовые и ритмические паттерны на которых можно было крутить различные параметры звуков и эффектов. Вещь казалось бы полезная в диджейском хозяйстве, только вот нафига клубам, платить дофига музыкантам с их ящиками аппаратуры и понтами, если можно просто посадить диджея с сидюками, или лучше вообще телку в наушниках что бы плясала и трясла сиськами… А звук пустить уже сведённый диджеем и на сидюшку записанный.
      В общем пил хавает, а музыканты которые раньше были вынуждены собираться в стаи, осели в домашних студиях и производят контент, и нет уже того угара и тех рэйвов…

      Ну а если говорить про рок, то много вы знаете современных клавишников?
      Короче все уныло, но для себя любимого и для студийной работы, особенно для симуляции оркестра, современные контроллеры весьма полезны тем что позволяют передавать эмоции которые сходу и не нарисуешь.


      1. Fuzzyjammer
        21.04.2015 23:27

        Живая электроника и сейчас никуда не делась.
        Я говорю не о «большой сцене» коммерческой музыки — ее содержание определяется совсем другими законами, а об энтузиастах, которые играют ради музыки, а не коммерческой отдачи. Они могут позволить себе выбирать любые инструменты, однако они не спешат хвататься за все эти инновационные девайсы (хотя пару недель назад знакомый запостил ролик с как раз linnstrument), а если и хватаются, то потом не используют в живой работе.
        Фортепиано — уже достаточно сложный инструмент. Помимо повсеместных высоты и длительности ноты, фортепиано позволяет добавить еще одно измерение — динамику (силу). Теперь представим, что у каждой клавиши есть еще по паре степеней свобод для контроля модуляции и тонкого контроля высоты (аналог вибрато/бендов на струнных). Голова еще не взрывается? :)