Как руководителя, меня часто спрашивают, какие инструменты помогают успешно заботиться об эмоциональной атмосфере, поддерживать мотивацию моих ребят и точно прогнозировать работу команд. Для этого у меня в арсенале есть парочка интересных инструментов. Сегодня расскажу о, пожалуй, любимом – карте (матрице) компетенций сотрудников.

Если кратко, то такая карта состоит из систематизированного набора компетенций, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения своих функций и достижения корпоративных целей. Грубо говоря, это список востребованных в компании софт скиллов (коммуникабельность, умение решать проблемы, обучаемость и прочие), и хард скиллов (знание языков программирования, структур данных и алгоритмов, работа с базами данных, опыт тестирования и прочие). В целом, эти карты довольно вариативны от компании к компании, и даже от отдела к отделу, исходя из целей и специфики работы.

В зависимости от методики, карты компетенций заполняются либо руководителем, либо сотрудником, либо с участием обеих сторон. Каждому скиллу проставляется балл, в соответствии с уровнем владения. Самое главное в этом процессе – заполнять их регулярно. Это позволяет оценивать и развивать потенциальные навыки и знания ребят, фиксировать прогресс и прогнозировать работу как отдельных разработчиков, так и целых команд и даже подразделений. Как правило, мне было достаточно делать это раз в квартал, в редких случаях – раз в месяц.

По моим наблюдениям, понятная дорожная карта, которая помогает в профессиональном и личном развитии, высоко востребована сотрудниками. Однако польза от использования карт компетенций не ограничивается эффективностью работы конкретных ребят. Сфера их применения обширна и может включать следующие направления:

  1. Найм: помогает определить требования к кандидатам и проводить эффективный отбор, сравнивая их профиль компетенций с необходимыми для данной позиции.

  2. Оценка потенциала: руководители могут оценивать прогресс сотрудников, их сильные стороны и области для развития, что означает более объективный и систематизированный подход.

  3. Обучение и развитие: определение потребностей сотрудника, а также разработка индивидуальных планов развития с учетом конкретных навыков и знаний, которые необходимо усилить или приобрести.

  4. Планирование карьеры: с помощью карты сотрудник видит требования к различным ролям и позициям в компании, может планировать свою карьеру и определять дальнейшие шаги для профессионального роста.

  5. Управление проектами: карта помогает менеджерам проектов находить наиболее подходящих сотрудников для выполнения определенных задач и формировать эффективные команды на основе компетенций членов команды.

  6. Мотивация и удержание сотрудников: карта позволяет руководителям лучше понимать потребности и ожидания сотрудников, а также формировать систему мотивации, которая будет стимулировать их развитие и повышение уровня компетенций.

То есть это вин-вин инструмент, который помогает как сотрудникам, так руководителю и компании в целом.

Для сотрудника я бы выделил следующие явные плюсы от карт:

  • Фиксация прогресса скиллов, постановка и достижение персональных целей;

  • Мотивация личностного и профессионального роста путём раскрытия своего потенциала;

  • Планирование карьеры, имея понятные шаги для реализации своих амбиций.

Для руководителя основные полезные эффекты такие:

  • Поддержание мотивации, а также общей здоровой эмоциональной атмосферы;

  • Объективная оценка производительности сотрудника на основе знаний и навыков;

  • Аргумент при принятии решения по повышению и зарплате;

  • Упрощение планирования и постановки целей команды и кластера;

  • Помощь в управлении планом развития команды.

Для компании в целом карты компетенции – инструмент улучшения следующих процессов:

  • Оптимизация управления человеческими ресурсами: структурная информация помогает в найме и развитии персонала;

  • Эффективная работа команд благодаря оптимальному набору совместимых компетенций сотрудников;

  • Развитие корпоративной культуры постоянного обучения и развития своих навыков;

  • Привлечение и удержание талантов: понимая потребности сотрудников, формируется система мотивации и вознаграждения;

  • Повышение конкурентоспособности: компания более привлекательна для клиентов и партнёров благодаря высококвалифицированному персоналу и гарантии результата.

Таким образом, карта компетенций является многофункциональным инструментом, который способствует эффективному управлению человеческими ресурсами, развитию профессиональных навыков сотрудников и повышению конкурентоспособности компании на рынке. 

Вместе с тем, при всех позитивных эффектах, есть и обратная сторона медали, которую следует учесть, если вы внедряете в работу этот инструмент:

  1. Создание и поддержание актуальной карты компетенций может потребовать значительных затрат времени и ресурсов со стороны руководителя. Хотя тут тоже есть пара хитростей, как умело делегировать и правильно настроить процесс.

  2. Процесс оценки софт-скиллов и личных качеств сотрудника может потребовать достаточной эмпатии и вовлеченности.

  3. Процесс внедрения нового инструмента должен быть максимально прозрачным. Понятно доносить эффективность и возможности для сотрудников. Иначе вы можете столкнуться с сопротивлением или даже саботажем.

  4. Карты могут не в полной мере описывать компетенции сотрудника, так как акцент идёт именно на скиллах, востребованных компанией.

Хочу сказать, что все эти сложности преодолимы, если подойти с умом. Тем более, что эффект от их использования с головой покрывает все усилия.

Тому подтверждение популярность этого инструмента среди крупных компаний, таких как Google, Microsoft, Amazon, Apple, IBM и других.

Эти IT-гиганты активно инвестируют в своих сотрудников, используя карты компетенций для определения областей развития и удовлетворения потребностей своих кадров в обучении и росте. Благодаря этому подходу, они способны поддерживать высокую мотивацию и лояльность рабочих, что, в свою очередь, приводит к успешному выполнению корпоративных целей и удержанию талантливых сотрудников на длительный срок.

И на десерт, приведу живой пример карты компетенций для должности "Backend Developer" в IT-компании. Данная карта компетенций состоит из двух основных типов навыков: хард-скиллы и софт-скиллы.

Хард-скиллы (технические навыки):

  • Языки программирования

  • Структуры данных и алгоритмы

  • Фреймворки и библиотеки

  • Базы данных

  • Система контроля версий

  • Тестирование

  • Качество кода

  • Участие в код-ревью

Софт-скиллы (навыки социального взаимодействия):

  • Коммуникация: умение общаться с коллегами, делиться знаниями и предоставлять обратную связь, а также способность взаимодействовать с клиентами и понимать их требования

  • Работа в команде: умение сотрудничать с различными участниками проекта, быть гибким и адаптироваться к изменениям

  • Решение проблем: способность анализировать сложные задачи, находить оптимальные решения и применять их в рамках проекта

  • Управление временем: умение эффективно планировать и организовывать свою работу, приоритизировать задачи и соблюдать сроки выполнения проектов

  • Обучаемость: способность быстро учиться и адаптироваться к новым технологиям, инструментам и методологиям.

Таким образом, карта компетенций сотрудника является стратегическим инструментом для руководителя и компании, позволяющим оптимизировать управление персоналом, обеспечивать эффективное взаимодействие и развитие команды, а также принимать своевременные и обоснованные решения касательно найма, обучения, повышения и удержания сотрудников. Карта компетенций также позволяет компании прогнозировать и адаптироваться к изменениям на рынке труда, а руководителям — успешно достигать корпоративных целей и улучшать результаты работы своих подразделений.

Благодарю за внимание.

Комментарии (0)