На протяжении многих лет я неоднократно сталкивался с японскими веб-сайтами — изучал визовые требования, планировал поездки или просто заказывал что-то онлайн. Мне потребовалось немало времени, чтобы смириться с обилием текста, обилием ярких цветов и десятком разных шрифтов, которыми пестрят сайты наподобие этого:

Hankoya — магазин японских печатей, которые используются для подписания всевозможных официальных документов. (https://www.hankoya.com/)
Hankoya — магазин японских печатей, которые используются для подписания всевозможных официальных документов. (https://www.hankoya.com/)

Несмотря на то, что есть немало сайтов с гораздо более сдержанным и простым в навигации для человека, привыкшего к западным сайтам, дизайном, стоит разобраться, почему этот замысловатый стиль по-прежнему распространен в Японии.

Для ясности, это вовсе не пережитки прошлого, а действующие сайты, которые — в большинстве случаев — обновлялись в 2023 году.

Rakuten — его часто называют японским Amazon (https://www.rakuten.co.jp/).
Rakuten — его часто называют японским Amazon (https://www.rakuten.co.jp/).

Можно выделить несколько ракурсов, с которых имеет смысл анализировать подобный подход к дизайну:

  • Ограничения, связанные со шрифтами и разработкой внешнего вида сайтов

  • Развитие и стагнация технологий

  • Уровень цифровой грамотности (или ее отсутствие) в компаниях

  • Влияние культурных факторов

Вероятно, как и в большинстве других случаев, здесь нет единственно правильного ответа, и скорее всего, подобный дизайн является результатом влияния различных факторов, которые с течением времени переплетались между собой.

Ограничения, связанные со шрифтами и разработкой внешнего вида сайтов

В то время как разработка новых шрифтов для латиницы может быть интересным и приятным занятием для каждого, кто имеет базовое представление о типографике, соответствующий набор ПО и немного свободного времени, создание шрифтов для японского языка — это задача совершенно иного ранга.

Чтобы создать шрифт для английского языка с нуля, потребуется около 230 глифов (уникальных изображений каждой буквы), при этом A, a и a считаются за 3 разных глифа. Или 840 глифов, если речь идет обо всех языках, основанных на латинском алфавите. Для японского же языка, из-за трех различных систем письма и бесчисленного количества кандзи, запросто может понадобиться 7000-16000 глифов или еще больше. Таким образом, создание нового шрифта на японском языке требует и организованных усилий целой команды, и намного больше времени, чем в случае с латинскими собратьями.

Думаю, теперь вы понимаете, что для создания китайских или корейских шрифтов придется потратить примерно столько же усилий. Это приводит к тому, что зачастую в этих языках используются так называемые CJK-шрифты.

Поскольку не так много дизайнеров решаются принять этот вызов, то и шрифтов для сайтов остается совсем мало. Добавьте к этому отсутствие заглавных букв и то, что японские шрифты сопровождаются более долгой загрузкой из-за обращения к большим библиотекам, — в итоге для формирования визуальной иерархии придется прибегать к самым разнообразным средствам.

Возьмем для примера американскую и японскую версии главной страницы Starbucks. Starbucks US — главная страница встречает посетителей большими блоками красочных изображений и текста, последний из которых содержит шрифты разного размера, веса и кликабельные кнопки. Поскольку текст можно выделить и скопировать-вставить, можно с уверенностью заявлять, что здесь используется настоящий шрифт. 

https://www.starbucks.com/

Starbucks Japan — на первый взгляд может показаться, что здесь все то же самое, но на самом деле это все картинки. Выделить текст невозможно, а вместо кликабельных кнопок — опять-таки изображения, которые перенаправляют на соответствующую веб-страницу. При этом, в зависимости от разрешения вашего экрана, вы можете заметить, что многие из наиболее ярко оформленных заголовков слегка размыты, так как это растровые изображения, а не реальные шрифты. 

(https://www.starbucks.co.jp/)

Вот мы и получили объяснение причин, по которым многие японские сайты склонны обозначать категории контента изображениями, насыщенными текстом. Порой можно даже заметить, что каждая плитка использует свой собственный шрифт, особенно если речь идет об ограниченном по времени предложении.

Doutour, популярная сеть кафе (https://www.doutor.co.jp/dcs/)
Doutour, популярная сеть кафе (https://www.doutor.co.jp/dcs/)

Технологическое развитие/стагнация и цифровая грамотность

Несмотря на бесчисленные дискуссии о «потерянных десятилетиях» и взаимоотношениях Японии и технологического прогресса, мне больше всего нравится это высказывание:

Япония живет в 2000 году еще с 1985 года. (Спасибо комментатору с Reddit за эту меткую фразочку!)

Если вы интересуетесь Японией, вы наверняка слышали о поразительной дихотомии между ультрасовременными и абсолютно устаревшими технологиями, которые можно встретить буквально по соседству. Один из мировых лидеров в робототехнике — страна, которая установила статую Гандама в натуральную величину на искусственном острове Одайба, — также является одним из лидеров в использовании дискет и факсов и впадает в панику перед лицом отключения Windows Internet Explorer в 2022 году.

https://thenextweb.com/news/japan-loves-fax-machine-techno-orientalism

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель стала объектом насмешек всей страны после того, как в 2013 году назвала интернет «неизведанной территорией» (оригинальная цитата на немецком: «Das Internet ist für uns alle Neuland»). Её с лёгкостью превзошел бывший министр кибербезопасности Ёсида Сакурада, который в 2018 году заявил, что ни разу не пользовался компьютером и был — цитирую — «[...] озадачен концепцией USB-накопителя, когда в парламенте ему задали вопрос по этой теме» (источник).

Как бы странно это ни звучало, для всех, кто ещё не имел шанса заглянуть за этот таинственный покров, Япония — притом сильно — отстаёт от времени, когда дело доходит до технологической грамотности. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что подобные проблемы также играют свою роль в торможении японского дизайна сайтов. Причем с этой проблемой сталкивается именно веб-дизайн — достаточно поискать в Google или Pinterest дизайн японских плакатов, чтобы увидеть совершенно иной, современный уровень графического дизайна.

Японский выставочный плакат: Легенда механического дизайна: Kunio Okawara. Тецуя Гото (Out Of Office Projects), Кунио Окавара. 2013
Японский выставочный плакат: Легенда механического дизайна: Kunio Okawara. Тецуя Гото (Out Of Office Projects), Кунио Окавара. 2013

Культурное влияние

Культурные обычаи, предпочтения, склонности и предубеждения не стоит недооценивать при анализе дизайна любого типа. Тем не менее, с суждениями в духе «это просто их культура» легко переборщить — вплоть до полного уравнивания культурных, технических, художественных и иных аспектов дизайна. А избавиться от собственной предвзятости — дело непростое и, пожалуй, даже невыполнимое.

Поэтому, например, можно просто посмотреть на этот сайт…

Loft Japan (https://www.loft.co.jp/)

... и испытать глубокое потрясение, оценить его как неудачный и на этом закончить. Потому что кому вообще нужен этот бестолковый сайт?

И именно тут вы рискуете из-за собственного невежества спустить в унитаз немало интересных идей. Я не берусь рассказывать о том, как именно японская культура повлияла на дизайн сайтов. Однако мне повезло, и я могу черпать информацию из разговоров с коренными японцами, а также из опыта работы в Японии и жизни в этой стране.

Однажды мне довелось побеседовать с японцами о дизайне — правда, не о веб-сайтах, а о миниатюрах на YouTube, которые порой могут быть ничуть не менее дикими.

Видео об ужасных американских рекламных роликах от Kevin's English Room: https://youtu.be/6Ye2MEP_L8A.
Видео об ужасных американских рекламных роликах от Kevin's English Room: https://youtu.be/6Ye2MEP_L8A.

Человеку, привыкшему к минималистичному и элегантному дизайну западных каналов — с простыми заголовками, стандартной цветовой палитрой и строгим шрифтом, миниатюра выше покажется слишком сложной для восприятия. Японец, у которого я поинтересовался, почему многие миниатюры популярных каналов оформлены именно таким образом, был немало удивлён тем, что подобный дизайн может сбить кого-то с толку. Он считает, что японский подход делает видео более интригующим, давая несколько лакомых кусочков информации, за которые можно зацепиться, что, в свою очередь, облегчает принятие взвешенного решения о том, будет ли ролик интересным. С другой стороны, миниатюры англоязычных видео, которые я показал ему для сравнения, показались ему крайне расплывчатыми и скучными.

Возможно, именно такое отношение к получению информации и является первопричиной того, что наши представления так сильно расходятся. В Японии уровень неприятия риска, двойных проверок и нерешительности заметно выше, чем в западных странах. Это тесно связано с более коллективистским общественным мышлением — например, двойная (или тройная) проверка документа перед отправкой его деловому партнеру может занять немного больше времени, но при этом значительно снижается риск пропустить ошибку, а значит, никто не потеряет лицо.

Конечно, чаще всего это имеет место только в действительно сложных и ответственных ситуациях. При этом японцы удивительным образом не запариваются по поводу иностранных языковых особенностей и традиций. Просто погуглите, что значит термин «Engrish» — не стоит благодарностей.

Возвращаясь к дизайну сайтов, следует отметить, что культурный аспект косвенно объясняет, почему интернет-магазины, новостные и правительственные сайты часто кажутся стороннему зрителю обителями хаоса. Но фактически именно на таких площадках большое количество деталей напрямую связано с принятием правильного решения о покупке, пребыванием в курсе событий или уверенностью в том, что у тебя есть вся необходимая информация об определенной процедуре.

Любопытно, но существует немалое количество исследований о том, как по-разному воспринимают информацию американцы и китайцы/японцы. Результаты нескольких исследований показывают, что японцы, например, воспринимают информацию более целостно, в то время как американцы склонны выбирать одну точку фокусировки, на которую направляют все свое внимание (источник). Вот почему туристам так сложно работать с азиатскими сайтами — даже если они неплохо владеют языком.

Напоследок следует отметить, что веб-сайты не существуют в онлайн-вакууме. Учитывая, что различные средства массовой информации, от брошюр или журналов до рекламы в метро, используют макеты, позволяющие втиснуть как можно больше информации в как можно меньшее пространство, люди могли настолько привыкнуть к этому вездесущему подходу, что никому и в голову не приходило ставить его под сомнение.

Баннерная реклама, продвигающая профессиональные дизайны листовок с аналогичным подходом к представлению информации.
Баннерная реклама, продвигающая профессиональные дизайны листовок с аналогичным подходом к представлению информации.

В этой статье я не преследовал цель найти единственно верный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, и это даже не попытка укрепить представление о том, что японцы уникальны а-ля nihonjinron (日本人論). Мне всего лишь хотелось показать целую цепочку технологических, исторических и культурных предпосылок, которые в конечном итоге сформировали такое существенное различие между нашими мирами.

Комментарии (29)


  1. StjarnornasFred
    19.05.2023 09:48
    +54

    Потому что у японцев нормальный веб-дизайн, вот почему. Множество элементов на экране, всё в доступности. Размытость шрифтов - спасибо за разъяснение, я тоже удивлялся этому эффекту, но во всяком случае он некритичный.

    Для сравнения, современный "западный" (и, увы, российский) веб-дизайн - это огромные надписи, огромные кнопки, меню-бутерброд на полных версиях сайтов, границы блоков серым по белому и прочие "лёгкие", "лаконичные" и - о ужас - "продающие" элементы дизайна. Идизайн, рассчитанный не на ознакомление и осведомление, а на впаривание товара, контента или чего-то ещё. Главное, чтобы юзер-идиот нажал на кнопку, чтоб он удержался, чтоб ему не нужно было думать. Минимум информации, максимум пустого места. А все вложенные меню и функции сайта реализуются на технологиях интерактивного веба, из-за чего всё это ужасно работает на маленьких экранах, в старых браузерах и на медленном интернете.

    Каноничный пример - редизайн IXBT в 2018 году. Сайт, рассчитанный на весьма интеллектуальную аудиторию, погнался за массами и осовременился. На форуме на администрацию лились потоки критики от старожилов, в итоге пришлось дорабатывать дизайн и делать его хоть немного похожим на старый-добрый хобот, в итоге сейчас вроде нормально, но первые версии редизайна было не оправдать ничем, кроме... графиков со статистикой посещаемости от новых читателей и доходов от рекламы!

    Зато на Хабре то и дело выходят статьи "как сделать продающий дизайн" со ссылками на исследования, по которым если юзер шарит глазами по экрану дольше трёх секунд, то он уходит с сайта и ничего не покупает. А как сделать непродающий, но удобный дизайн, который требует долго пошарить по экрану первый раз, но моментально находить всё на третий - не пишут! Как оптимизировать рекламную кампанию, чтоб впарить ненужное нежелающему - так это мы горазды, а как оптимизировать интернет-магазин под медленный интернет и старое железо - ой всё, у нас лапки.


    1. R3B3LL10N
      19.05.2023 09:48
      +18

      А у японцев не продающий дизайн? Там вся страница забита рекламными предложениями всяких скидок и лимит офферами. Разница только в том что на западном сайте это сразу бросается в глаза, потому-что реклама выпадает отдельным баннером, мешает остальному функционалу и выбивается из дизайна. Японская реклама органично вписывается в стиль сайта. Ты подсознательно не ощущаешь что тебе пытаются впарить дерьмо, а воспринимаешь как часть ресурса.

      Японские маркетологи на этом собаку съели. Там буквально всё по методичке. Яркие цвета, лица людей с архетипом внушающим доверие (дяденьки в костюмах, невинные школьницы и т.д), лаконичные фразы-триггеры, описывающие то что продаётся, скидки и спец предложения. Но главное, как вы и сказали - функциональность сайта не затрагивается, не мешает пользованию, а значит не раздражает. Это хочется покупать, а не врубать адблок.

      Не зря Японию называют страной консьюмеристов. Одни гениально продают товары, вторые безостановочно покупают. Именно поэтому в мобильных играх зачастую внутренний донат такой яркий и полон ограниченных лимит офферов. Потому-что это, блин, работает. Работало 40 лет назад и ещё через 40 лет продолжит работать. Зачем на западе велосипеды изобретают с "продающим" дизайном не понятно. Всё давно придумано и успешно применяется много лет.


      1. venanen
        19.05.2023 09:48
        +20

        А мне наоборот такая нативная реклама не нравится. У нас (ну, кроме яндекса) есть рекламный баннер - и всем понятно, что это рекламный баннер. Поэтому когда я ищу товар и сортирую по отзывам - я вижу где реальный товар, а где реклама. А когда эта реклама незаметно встроена, и отличается от карточки товара маленькой надписью "реклама" - это хорошо для продающего и рекламирующегося, и плохо для покупателя, потому что он может повестись на эту нативную рекламу и купить вместо хорошо известного товара - шляпу из рекламы.


        1. R3B3LL10N
          19.05.2023 09:48
          +1

          Ещё одно отличие нас и японцев. У нас реклама по умолчанию воспринимается как товары низкого качества. У них, скорее, наоборот. Конкуренция огромная. Если что-то пытается выделиться на фоне других - значит оно чем-то лучше. Если нет, у тебя 100500 альтернатив, ничего не теряешь.

          Не даром японские товары высоко ценятся по всему миру и всякие блогеры отдают кучу денег за доставку снеков, которые там в любом супермаркете продаются.


          1. karabas_b
            19.05.2023 09:48
            +16

            У нас реклама по умолчанию воспринимается как товары низкого качества.

            Нет, дело вообще не в качестве. Дело в самой сути рекламы - а суть эта состоит в том, чтобы влиять на решение пользователя. Если я знаю, что на меня пытаются влиять с целью собственной выгоды, то мне кажется рациональным относиться к таким попыткам с некой долей подозрительности и осторожности. Без паранойи, но и без наивности.


    1. 5ergunka
      19.05.2023 09:48
      +1

      Каноничный пример - редизайн IXBT в 2018 году

      это вы ещё "мир фантастики" не видели...

      был индивидуальный дизайн (на форуме остался), т.н. "тёпло-ламповый"

      теперь - просто "один из" кучи точно так же выглядящих, и ровно с той же информацией, и (sic!) на том же самом шаблоне дизайна :ROFL:


  1. MikhailZakharov
    19.05.2023 09:48
    +26

    Возвращаясь к дизайну сайтов, следует отметить, что культурный аспект косвенно объясняет, почему интернет-магазины, новостные и правительственные сайты часто кажутся стороннему зрителю обителями хаоса. Но фактически именно на таких площадках большое количество деталей напрямую связано с принятием правильного решения о покупке, пребыванием в курсе событий или уверенностью в том, что у тебя есть вся необходимая информация об определенной процедуре.

    И видимо поэтому каждая улица в крупном городе выглядит как кликбейтный сайт с кучей баннеров. Чаще еще и со звуком из каждого угла. Никак не сочетается подход к уважению личного пространства и визуальный хаос.


    1. vadimk91
      19.05.2023 09:48
      +5

      Ну в том же Токио или Киото это не так, там достаточно пройти пару перекрестков и из шумной кричащей баннерами и звуковой рекламой улицы попасть в строгий деловой квартал или в малоэтажную застройку, похожую на какую-нибудь провинциальный городок.


  1. mixsture
    19.05.2023 09:48
    +7

    Мне кажется, дело во времени. И в рф был период, когда сайты напоминали "я — Экстра-М, газета из баннеров!". Эта баннерная система покрывает только 1 последний этап продажи из идеологии СПИНН. Со временем конкуренция переходит на этапы выше и там уже надо рассказывать о продукте, убеждать отзывами — формат баннеров под это подходит хуже, а необходимость чтения хорошего объема текста поднимает важность его компоновки и легкости чтения — отсюда сайты отчасти превращаются в полноэкранную читалку (меню свернуты до бутерброда и по максимум прячутся, все внимание тексту и легкости его восприятия).


  1. aGGre55or
    19.05.2023 09:48
    +13

    Для меня идеальным дизайном был и остаётся голый HTML 4.01 желательно без CSS, точно без Javascript и до появления баннеров. В духе lib.ru образца 2000 года. Идеально.


    1. nitro80
      19.05.2023 09:48
      +4

      1. Squoworode
        19.05.2023 09:48

        А почему через архив? Оно же ещё живо


        1. nitro80
          19.05.2023 09:48

          А я по ссылке в комментарии выше перешёл и пошел бродить.


    1. Chamie
      19.05.2023 09:48

      Ага, идеально


  1. DROS
    19.05.2023 09:48
    +17

    Однажды мне довелось побеседовать с японцами о дизайне — правда, не о веб-сайтах, а о миниатюрах на YouTube, которые порой могут быть ничуть не менее дикими.

    ИМХО, "дикие миниатюры" - это когда на половину изображения раскрытый хавальник автора канала. А таких, увы, большинтсво.


    1. Newbilius
      19.05.2023 09:48

      И на них, увы, кликают лучше, чем на другие, многие знакомые авторы измеряли.


  1. DaneSoul
    19.05.2023 09:48
    +9

    Думаю, теперь вы понимаете, что для создания китайских или корейских шрифтов придется потратить примерно столько же усилий.

    Корейский хангыль это не иероглифическое письмо, а своеобразный слоговой алфавит и количество элементов там близко к европейским алфавитам.


    1. K0styan
      19.05.2023 09:48
      +3

      С одной стороны - всё так. С другой - для качественного шрифта недостаточно отобразить отдельные элементы и довериться тому, что в комбинациях они всегда будут хорошо смотреться. Иные комбинации специально отрисовываются в сборе.


      1. Aldrog
        19.05.2023 09:48

        Даже если для хангыля отрисовывать слоги целиком, то это скорее всего будет не больше нескольких сотен глифов, а не десятки тысяч, как для китайского или японского.


        И в европейских шрифтах тоже часто начертание буквы меняется в зависимости от окружения, а некоторые сочетания склеиваются в один глиф.


        1. DaneSoul
          19.05.2023 09:48
          +3

          а не десятки тысяч, как для китайского или японского.

          Иероглифы на самом деле состоят из компонентов, которых несколько сотен. Их написание немного варьирует от местоположения внутри иероглифа, но там не так много вариантов. То есть если шрифт не курсивный, то нет необходимости перерисовывать каждый иероглиф заново, можно собирать как конструктор из компонентов.


          А вот для китайского курсива шрифт делать - это ад конечно

          image


        1. K0styan
          19.05.2023 09:48
          +1

          Так в заметке и написано, что для европейских языков уже несколько сот глифов надо, и это для 26+26 базовых символов. Для хангыля явно больше понадобится.


          1. Aldrog
            19.05.2023 09:48

            Хангыль — это 24 базовых символа и 27 комбинированных (склеенных из двух-трёх базовых). Плюс эти символы группируются по слогам. На мой непросвещённый взгляд звучит сложнее европейских, но не на порядок.


  1. copylove
    19.05.2023 09:48
    +15

    Я спросил знакомого японка еще в году 2008 почему ваши сайты такие пестрые ведь известна эстетика японских домов, где все предельно минималистична. Он ответил, что веб-сайт в их представлении — это японский рынок/базар, а не дом!


  1. SquareRootOfZero
    19.05.2023 09:48
    +12

    Японские сайты зачастую ужасны, тут спору нет — сам долго жил в Японии и хавал этот кактус со слезами на глазах, ибо куда деваться. Но примеры ужаса подобраны неудачно. Первый сайт (hankoya.com) — это о изготовлении и продаже маленьких персональных печатей "ханко", которые японцы зачастую используют вместо подписи. Там всё правильно и по-делу: в прямоугольниках — картинки печатей, названия печатей, краткие описания, цены; слева в колонке — категории, можно выбрать тип, материал и пр. Как должен был бы выглядеть хороший западный сайт, по мнению автора — как-нибудь так?


    Заголовок спойлера

    image
    Чтобы, значит, никакой информации, зато такое изобилие наших дизайнерских понтов?


    Вот ещё отличный японский сайт, тоже пестрота, обилие цветов, ага-ага, сразу видны все категории, чего у них есть, чего у них нет, сравнения, рейтинги, user review, вот это вот всё. Я пытался найти подобный сайт для США — я не нашёл, везде бессмысленный и беспощадный стильный минималистичный лаконичный гуглёж, выдающий "по вашему запросу ничего не найдено".


    Текст в виде картинок значительно добавляет ада для тех, кто туго читает иероглифы, но странно предъявлять аборигенам за то, что их не волнуют подобные проблемы безграмотных белых варваров. Я, правда, до сих пор не понял, зачем они так делают, и объяснения из статьи про трудности шрифтов ясности не внесли. Там прям от руки написанные иероглифы на этих картинках? Нет, на большинстве вполне себе компьютерные шрифты. Там какая-то адовая пост-обработка этих шрифтов средствами графического редактора? Так дико трудно сделать эти прямоугольные плашки средствами HTML и CSS, что обязательно надо их оформить в виде картинок?


    1. TimsTims
      19.05.2023 09:48
      +3

      Я, правда, до сих пор не понял, зачем они так делают

      Шрифты много весят, а значит долго грузятся, пока не прогрузятся, ты текста не увидишь, много потребляют памяти, и их не сделать никак красивее или с загогулинами. Другое дело картинки - они тоже весят очень много, тоже занимают место в памяти, расплываются при сжатии и их не переводит Google Translate, зато можно применять красивый шрифт с котикам!


      1. Chamie
        19.05.2023 09:48

        пока не прогрузятся, ты текста не увидишь
        Чего бы это? Будут отображаться дефолтным шрифтом.


  1. DartfoL
    19.05.2023 09:48
    +3

    Ну, это дело вкуса, конечно. Мне наоборот дизайны японских сайтов нравятся, как и дизайны сайтов из нулевых: там минимум пустого пространства и умещено максимум различной информации.

    А вот эти современные дизайны с лендингами, минимализмом, огромными кнопками и не менее огромными пустыми местами между всеми элементами - ну просто выбешивают уже.


  1. SuperKozel
    19.05.2023 09:48
    +1

    очень нравится дизайн японских сайтов, корейские вроде тоже похожи. Имхо, где-то мы свернули не туда, когда всякое flat, material вошло в моду. Тени, градиенты, плотное расположение - и прочие атрибуты веб 2.0 - это круто.


  1. iamkisly
    19.05.2023 09:48
    +3

    Пару лет назад ровно под теми же лозунгами в aliexpress russia натворили дел. Цитирую

    При этом приложение, конечно, глобальное, но его корни — в Китае. А представления о дизайне интерфейсов в Поднебесной и Европе различаются довольно сильно. Китайские продукты, которые нравятся местным пользователям и кажутся им сверхудобными, выглядят инопланетно для европейцев или американцев. 

    Зато вот сейчас интерфей выглядит максимально дружелюбным (нет). Похерили половину UX, так что некоторый функционал стал совершенно неюзабельным.