Дисклеймер: я не "яблочный фанат", яблоками пользовался долго, не понравилась ограниченность платформы и пользовательских сценариев, но сильные стороны их философии я полностью признаю.

Кратко: шлем - пушка! Но не для VR геймеров (пока что), да и вообще широкому кругу покупателей первое поколение брать ни к чему - "это на новый год", ждите второе поколение, подешевле. Зато вся индустрия XR и VR дружно побежит вперед, в светлое будущее. Будет интересно.

Тема большая и к ней можно подходить с разных сторон. Я люблю VR в первую очередь за игры, и основное сравнение буду делать с Quest 2 ($350) как с самым массовым устройством, но в целом попробую затронуть все основные моменты. Давайте разбираться.

Первая моя эмоция при просмотре часовой презентации: "большую часть показанного я уже видел в VR в прошлом десятилетии", прям ИННОВАЦИЙ - раз два и обчёлся, но потенциал - чрезвычайно большой.

Мой личный топ ИННОВАЦИЙ:

  1. M2 ( и не только) "десктопный" чип встроен в шлем. Даром что архитектура ARM, а не x86, но фактически это означает, что в "маску" встроен полноценный "макбук". И если Apple искусственно не ограничит возможности шлема до "iPadOS", то потенциально возможен полноценный запуск десктопных приложений в standalone режиме, сразу на шлеме.

    - Кодзима получасом ранее говорил о "портировании своих игр на MacOS", а это значит возможность запуска полноценных "консольных" игр на шлеме. Надел "маску", взял геймпад - и играй в No Man's Sky на огромном (плоском!) экране где угодно.

    - Нарезать видео/отредактировать фотки? Надел маску, взял bluetooth мышку-клавиаутуру, и с комфортом на огромных виртуальных (плоских) экранах нарезай всё что душе угодно.

До сих пор standalone шлемы (Quest 2/ Pico 4) работают на Android, поэтому помимо VR игр на них можно играть в плоские Android игрушки, плоские эмуляторы старых консолей (кстати, есть мысль попробовать эмулятор Nintendo Switch на Quest 2, если что-то из этого получится - я обязательно расскажу), запускать мессенджеры, почту, гугл документы. Но, это всё "мобильные" приложения и игры, о серьезных ПК релизах речи не идет. А в случае c Vision Pro - идет :)

2. Абсолютно новая фича, которой нет в других шлемах (поправьте, если я неправ), это запись стерео (3D?) видео прям со шлема. Т.е. надел маску, нажал кнопку - и снимаешь не просто "видео", но "стереопару".

- А может даже и "3д видео с некоторой степенью свободы", если Apple активно задействует встроенный лидар и realtime AI обработку? Записывать 3д сцену вокруг себя и потом иметь возможность по ней слегка перемещаться/слегка менять угол обзора - это было бы прям новым словом в медиа формате (только представьте 3D Youtube, где ты сам выбираешь удобную тебе точку обзора сцены в каждом ролике!). Скорее всего это в большей степени мои фантазии, но совсем исключать такую возможность тоже нельзя.

- Почти уверен, что через одно-два поколения (пару лет) iPhone'ы тоже научатся записывать это "стерео-3д" видео, чтобы его можно было потом посмотреть в таких XR ("смешанная реальность") шлемах. А это, считай, совершенно новый формат контента! Историческая веха, можно сказать. "фото - видео - стерео видео - 3д сцены (?)"

- Стереовидео существовало и до эппл, очевидно. Но популяризация может прийти именно с этим новым классом носимых устройств от Apple. А может и не прийти :) (но я все-таки за неумолимый прогресс, по другому никак).

3. "Прозрачное" (нет) фронтальное стекло, которое при включении "режим прозрачности" (passthrough) отрисовывает с помощью AI глаза пользователя в реальном времени таким образом, что любому собеседнику снаружи кажется: "я смотрю ему прямо в глаза через горнолыжную маску, мы установили зрительный контакт".

- На первый взгляд это кажется "фишкой ради фишки", но на мой взгляд это один из ключевых факторов повышения "социальной приемлемости" ношения такого шлема на постоянку (в офисе, в транспорте, на людях). С Quest 2 я нахожусь или в VR, или вижу реальный мир через камеры, но СОБЕСЕДНИК НЕ ВИДИТ МОИХ ГЛАЗ, а поэтому для "нормальной вежливой беседы" шлем необходимо каждый раз снимать-приподнимать, что является барьером для постоянной носки устройства "среди людей" даже c учетом того, что Quest 3 станет гораздо тоньше и комфортнее.

- С эффектом же "полупрозрачной" горнолыжной маски у Vision Pro может сложиться примерно такая же ситуация, как и с беспроводными наушниками или с "утыканием в телефон". Вежливо ли в офисе при обычной беседе продолжать смотреть в телефон с одним наушником в ушах? Не очень вежливо, но в целом "приемлемо", т.к. ты не выглядишь как "сумасшедший фрик с ведром на голове", просто ты продолжаешь использовать гаджет, не уделяя собеседнику 100% своего внимания. Собеседник же видит твои глаза, эмоции, улыбку - в общем, зрительный контакт сохраняется для обеих сторон.

"На этом наши инновации всё". Но, как и всегда у Apple, не все так просто.

Есть у меня стойкое ощущение, что Apple сделало то же самое, что делало с iPod'ом, iPhone'ом, iPad'ом, Air'ом: подождали, взяли все то, что отлично себя зарекомендовало у других производителей, расставили чуть другие акценты, уделили очень большое внимание гладкости пользовательского опыта, и "переизобрели" класс устройств, не привнеся новизны "в частностях", но синтезировав "новое направление" в целом.

Поясню на примерах:

  1. Разрешение экрана позволит (надеюсь, руками не трогал, но заявления похожи на правду) заменить VR/AR экранами обычные физические мониторы, т.к. разрешение уже достаточно высокое и плотности пикселей "хватит".

    Новинка ли это? Да не особо; шлемы с высокой плотностью пикселей существуют уже долгое время: Varja Aero (дорого, нужен ПК), Pimax'ы различные (дорого, габаритно, нужен ПК), BigScreen Beyond (нужен ПК, провод, но размеры очень хорошие), чуть хуже будут PSVR2 и Reverb G2.

    Новинка ли это в standalone носимых устройствах? Вне всяких сомнений, Quest 2 и Pico 4 даже не близко такие "четкие" - их можно использовать как замену мониторам, текст читаемый - но это все-таки не полноценная замена экранам. Условный Pimax Crystal тоже может в standalone, но у него слишком большие габариты. А bigscreen beyond - не Standalone (еще и с проводом!).

  2. Комфорт. Bigscreen beyond - одно из самых комфортных устройств на рынке на данный момент, но там провод+ПК, сравнение некорректно. Есть надежда, что Quest 3 будет не сильно отличаться от Vision Pro по габаритам и комфорту, но "это мы еще посмотрим". Не думаю, что Apple выпустили бы на рынок устройство, которое "неудобно носить на голове дольше пары часов", поэтому рассчитываю на то, что оно "удобное".

А когда у нас есть "1. Разрешение экрана "и "2. Комфорт" - устройство реально можно использовать повседневно в работе как замену физическим мониторам! И это не отдаленный пользовательский сценарий "светлого будущего", а вполне себе рабочая схема. Какой айтишник откажется от 3-4 мониторов вокруг себя В ЛЮБОЙ ОБСТАНОВКЕ (самолет, транспорт, офис) если это удобно? Плюс, Apple будет делать свою стандартную "бесшовную интеграцию" в экосистему с коннектом телефона-часов-ноутбука к шлему без дополнительных шагов, что тоже поменяет формат использования из "ну можно сделать мониторы на Quest 2 с несколькими костылями и запущенными приложениями" в "работает как надо из коробки, надел - и вперёд".

Таким образом, "количество переходит в качество".

3. Трекинг глаз. Есть на PSVR2, позволяет использовать foveated rendering (ямковый рендеринг) для улучшения производительности + навигация по меню с помощью взгляда + некоторые геймплейные фишки в играх, завязанные на моргание.

Не новинка от эппл, но получит второе дыхание в повседневной "рабочей" среде в плоских приложениях: взгляд - это курсор, "тапы" указательным пальцем по любой поверхности симулируют нажатия мышкой/тапы пальцев по экрану. Если нет физической мышки и клавиатуры (которые можно подключить к Vision Pro по bluetooth, как и геймпад) - это, пожалуй, самый быстрый способ навигации по плоским приложениям.

4. Если принять за данность, что Vision Pro будут носить "на постоянку", и будут использовать в офисной работе (пункты 1-2), то Mixed Reality (смешанная реальность) даёт новый формат взаимодействия с повседневными программами, которые до сих пор были доступны только бизнес решениям (а оттого не особо популярны) через какой-нибудь Microsoft Hololens.

- Кучу дополнительных плоских мониторов мы уже обсудили, но про это нельзя забывать - это чрезвычайно большой шаг для продуктивности.

- Повседневные Mac рабочие приложение могут начать получать "третье измерение". Я бы назвал это 2.5D приложениями. Смысл такой: из коробки все приложения iOS, айпадов и, возможно, M1-M2 макбуков будут доступны в плоском формате на Vision Pro. Управляй взглядом или мышкой-клавиатурой, всё "как всегда".

Но кто мешает добавить 3д интерфейсы ввода (жестами/объемными рычагами-кнопками) или 3д презентацию к 2д приложениям? К примеру, работаете вы в игровом движке Unity над уровнем-сценой-моделью. Работаете, как привыкли, в 2d формате на плоском виртуальном экране, а рядом с вами в полном 3д (хоть вокруг нее ходи и разглядывай) расположена сама модель/сцена. Можно источники света и камеры расставлять мышкой на экране, а можно быстро перетащить куда нужно в 3д пространстве рукой. Можно таскать объекты по экрану "стрелочками" XYZ, а можно схватить рукой и грубо кинуть "бочку" в нужную тебе часть уровня.

То же самое касается работы с видео, фото, эффектами. Если финальный продукт хоть как-то связан с 3д - то и приложение по работе с ним может очень сильно выиграть от гибкости XR.

Тренды, влияние на рынок

Гадаю на кофейной гуще, но, как мне кажется, мои предположения вполне имеют место быть.

  1. Взрывной всплеск интереса к VR индустрии в целом. Игры, фильмы, новеллы, комиксы, стримминг, форматы контента, офисная работа, профессиональное применение.

  2. Мобильный free to play gaming обретет новое измерение и прочно обоснуется в VR. Большинство (все?) популярных мобильных франшиз как минимум "постараются адаптировать", свои плоские мобильные игры под XR в том или ином видео; условные китайцы из условного Hoyoverse не упустят возможность выдавать вам 3d waifu анимешные модельки в пусть бы и плоском Genshin Impact. Ставьте виртуальные фигурки на стол, пусть они услаждают ваш взгляд. Программа максимум - перевести мобильные игры в третье измерение и дать возможность игроку играть в них в 3д, будь то "диорама на столе" или же "полноценный VR experience".

  3. Большинство существующих разработчиков VR игр ринутся адаптировать свои игры из Meta Store и Steam VR под платформу эппл (вспомните ажиотаж вокруг Fruit Ninja или Angry Birds когда AppStore только-только появился). Даешь Beat Saber без контроллеров!

  4. Львиная доля инфоцыган и текущих "Data Scientist'ов" и "AI Экспертов" ринутся менять описания своих LinkedIn профилей вновь на XR VR Evangielist's :)

  5. (кодзима гений!) Есть шанс, что Эппл попробует вернуться в мир "больших игровых платформ", т.к. железо позволяет, и на текущий момент у них конкурентов в формате "большие плоские игры на носимом устройстве" практически нет (через пару лет появятся). + игровой стримминг (как и сегодня) будет только расти.

  6. Популяризация формата стерео-3д видео (присутствия в 3д сцене с выбором ракурса?), YouTube из плоского станет всё более VR (Порнхаб тоже).

  7. Популяризация VR стриминга спортивных мероприятий, концертов. У меня есть знакомые, профессионально занимающиеся производством дорогущих VR стримминговых камер для больших мероприятий. Теперь они, в некотором, будут конкурировать с Apple :) Удачи им на этом поприще.

А что VR игры то? А про VR игры не было сказано на презентации практически ничего :) С одной стороны "это как-то странно", а с другой - полностью понятно. Apple не делают Steam VR комбайн, Apple делают iPhone для мира XR (даже не VR!). А это значит, что большие полноценные премиумные VR игры - это не 1 и даже не 2 приоритет (но они, конечно, будут появляться, т.к. просто рынок VR устройств вырастет; чем больше пользователей - тем больше заработок).

Прикрутят ли ПК VR к шлему от эппл? Сложно сказать. Последнее время Valve держат строгий курс на минимизацию зависимости от платформо-держателей, стимулируя open source разработки для запуска Windows игр на Linux (привет Steam Deck!). Поэтому говорить, что они "точно сделают релиз Steam VR на Mac с их Metal 3" я бы не стал. Лично я, конечно, жду автономный VR игровой шлем от Valve через несколько лет, когда чипы станут "еще чуть мощнее", и Valve допилит софт под Steam Deck (и не только).

Стоит ли покупать Apple Vision Pro рядовым пользователям уже сейчас? Абсолютно нет:

- Во-первых, вы его сейчас не купите (выпуск назначен на 2024 год),

- Во-вторых, цена в 3500$ - за гранью добра и зла.

- В-третьих, у Apple большие проблемы с выпуском устройства в больших количествах из-за чрезвычайной трудоемкости производства дисплеев (что-то со слоеными-многоэтажными конструкциями microoled дисплеев с зашкаливающим процентом очень дорогого брака).

- В-четвертых, это устройство первого поколения совершенного нового класса. Оно предназначено для разработчиков (нужно подготовить софт к массовому рынку), прессы (раскручивать машину хайпа), и энтузиастов (им деньги ляжку жгут). Дождитесь второго-третьего поколения, к тому времени уже будет ясно "что это такое, для чего, и почему", плюс, цена для массового рынка должна быть гораздо более вменяемая. Пальцем в небо - складные телефоны продаются за 1200-1800 долларов, поэтому такую "массовую" новинку вполне себе бы покупали за те ж 1500-2000 долларов.

- В-пятых, VR геймингом на платформе пока особо не пахнет. Если вы, как и я, цените VR за игры - то дождитесь Quest 3 осенью 2023 года и берите его с чистой душой. Габариты там должны быть примерно сопоставимые. игр - прорва, к ПК он должен так же подключаться без особых проблем, обещают цветной режим прозрачности с читаемым "из шлема" экраном телефона. В общем, Quest 3 - это такой Apple Vision Pro для народного геймера. А, собственно, Vision Pro на данный момент - это для энтузиастов, разработчиков и тем, кому "ну прям очень нужно именно вот это".

____
В общем, можно еще долго воображать прекрасное будущее и восторгаться потенциалом технологий (приглашаю в комментарии!), но для "кратко-подробного" обзора, я думаю, этого хватит.

Всем спасибо :) Буду рад обсудить тему VR/XR в комментариях.

Комментарии (68)


  1. raspberry-porridge
    06.06.2023 13:36
    +4

    Стоимость VR шлемов всегда была основной причиной их низкой популярности. Крайне сомневаюсь, что Apple смогут убедить свою аудиторию, что такой шлем им нужен.

    Ну а внешний аккумулятор в кармане это вообще атас.


    1. nApoBo3
      06.06.2023 13:36
      +1

      Лично для меня основная проблема громоздкие конструкции на голове и софт. А так было бы удобно рабочее место с монитором произвольного размера в формате ноутбука.


      1. aamonster
        06.06.2023 13:36
        +1

        В смысле, вы попробовали и вам норм, только громоздкость конструкции и софт мешают? Или это предположение?
        Потому как по моим прикидкам – всё ещё уступает по видимому разрешению.
        Ноутбук 14" 3024 × 1964, Apple Vision Pro – 23 мегапикселя на два глаза. Делим пополам, берём те же пропорции экрана – получаем 4208*2733, вроде бы даже чуть больше, чем на ноуте – но только если виртуальный экран занимает всё поле зрения, плюс кмк надо раза в два запас заложить на интерполяцию пикселей в зависимости от положения головы.
        В общем, кажется, FullHD уже догнали (плюс можно "поставить" себе несколько виртуальных FullHD), но хочется-то большего.


        1. sintech
          06.06.2023 13:36

          При всем уважении к чудопикселям эппл, мне кажется screen-door эффект никуда не денется, всеравно будет ощущение будто смотришь на мир через москитную сетку.

          Знающие люди, подскажите пожалуйста как с этим обстоит дело на существующих шлемах с самым высоким разрешением?


          1. aamonster
            06.06.2023 13:36

            Я, конечно, не специалист, но видится возможность контролируемого размытия изображения для того чтобы избавиться от этого эффекта. Благо, в отличие от обычного экрана, позиция глаза (точнее, виртуальной точки обзора) жёстко фиксирована.


            1. sintech
              06.06.2023 13:36

              Тогда надо размывать на физическом уровне, за счет покрытия матрицы или линз.


              1. aamonster
                06.06.2023 13:36

                Разумеется, я именно это и имел в виду. Плёнка заданной толщины с соответствующей поверхностью наверняка решит задачу - тем паче, её можно сделать неоднородной, чтобы учесть угол, с которого пользователь смотрит на матрицу (или там окуляры устроены так, что взгляд всегда направляется перпендикулярно матрице? Тогда ещё проще).


          1. alexgoncharov Автор
            06.06.2023 13:36
            +2

            в соседней ветке скинул видео "через линзы": https://habr.com/ru/articles/740208/comments/#comment_25622154


          1. Fell-x27
            06.06.2023 13:36
            +3

            Отсутствие SDE было заметно уже на RiftS. На новом QuestPro его не видно даже под лупой. Буквально, лупой картинку если просматривать, его не заметить. На Quest3 его тоже не будет.


          1. oleg_rico
            06.06.2023 13:36

            Намного больше интересует вопрос как это отразится на состоянии глаз и зрении использования такого шлема? Человеческий глаз не предназначен на фокусировку на расстоянии нескольких сантиметров от глаза а здесь именно так и происходит


            1. VBDUnit
              06.06.2023 13:36
              +2

              Не происходит. Все VR/AR гарнитуры всегда работают в связке с оптикой, фокусировка происходит на большое расстояние.

              На состоянии глаз оно должно, при правильной и грамотной реализации, отразиться хорошо, потому что глаза будут всегда смотреть вдаль, в отличие от реальных экранов (если они меньше 200''). Только вот помимо дальности, с которой всё ок, есть ещё угловое разрешение и угол обзора. С ними у VR/AR всегда было всё плохо, здесь, по‑видимому, лучше, но либо в одном, либо в другом.


              1. CAJAX
                06.06.2023 13:36

                Вот! Давно хочу VR чтобы стимулировать кран в паре-тройке метров чтобы глаза отдыхали


            1. Fell-x27
              06.06.2023 13:36

              Глаза в VR не напрягаются вообще. VR это не "моник перед лицом". Как в соседнем комменте написано, там хитро сделано. Глаза всегда расслаблены.

              По опыту многочасовых сессий в VR, включая оч активные игры, там устают ноги, устают ступни, устают руки, но глаза...не, глазам вообще ок, ни малейшего дискомфорта :)

              Более того, глаза устают гораздо меньше, чем от моника, как минимум потому, что в VR не подавляется моргание, а вот за обычным моником мы часто моргать перестаем, ловя синдром сухого глаза, потенциальные конъюнктивиты. Не говоря уже об аккомодационном спазме от втыкания в одну точку, который в VR просто не случается.


              1. ABy
                06.06.2023 13:36

                У меня небольшой минус и заметил такой забавный эффект, что в VR, в отличии от RL, я четко вижу "отдаленные" объекты.


    1. AndreySu
      06.06.2023 13:36
      +5

      Всё новое, хорошо забытое старое.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36
      +3

      Quest 2 на старте продавался за 300 долларов, иногда доходя до 250. Собственно, в марте 2023 они отчитались о 20 миллионах проданных устройств (за 2.5 года).

      А 20 миллионов - это уже не совсем "нишевое" устройство :)
      (WiiU: 13млн, PS Vita - 14 млн, Xbox X/S - 19 млн, Xbox оригинальный - 21 млн)


      1. Hait
        06.06.2023 13:36
        +1

        Ну надо понять сколько его используют. У меня из десятка знакомых со шлемами их активных пользователей не осталось. Бывает на новинки возвращаются. Но у меня уже больше года пылится


        1. alexgoncharov Автор
          06.06.2023 13:36

          Я больше о тезисе "стоимость УЖЕ не является причиной низкой популярности".

          Сейчас причина "лежания на полке" - доступные сценарии использования. Для XR камеры слишком плохи (на Quest 2), а VR все-таки всё еще "вещь в себе".

          Опять же, для самого очевидного сценария повышения продуктивности с кучей виртуальных мониторов - разрешения всё еще недостаточно. И на Quest 3 скорее всего ситуация не будет особо отличаться, чип все-таки мобильный, лучше им поднять производительность и комплексность игр, чем разрешение экранов в устройстве, ориентированном на развлечения.

          Но вот XR с выходом Quest 3 может получить толчок (особенно после презентации эппл, XR в любом случае будет уделено больше, чем ранее, внимания).


          1. Hait
            06.06.2023 13:36

            Ну у меня посыл был скорее, что даже небольшая цена им не сильно помогла.

            Про виртуальные мониторы - тут несколько спорный момент. Намного дешевле эти несколько мониторов купить. А если это на рабочее место, то там вылезают ограничения использования - небольшое пространство, невозможность показать что-то на мониторе (это же смешно создавать какую-нибудь общую виртуальную комнату, чтобы показать монитор).

            Ну и для меня большая проблема то, как оно лежит на лице. Ведь необходимо плотное прилегание к лицу. Из-за этого нет циркуляции воздуха и сильно нагревается воздух там


            1. alexgoncharov Автор
              06.06.2023 13:36

              Невозможность показать другим на мониторе - это хороший пункт. Внутри экосистемы эппл, я думаю, шаринг экрана будет работать без проблем: вы просто "посмотрите" на устройство подошедшего и отправите ему свой экран (но это скорее для ситуации "у нас весь офис на эппл, это корпоративная политика").

              А если у подходящего тоже такой шлем - то он просто "видит" ваш монитор у себя. "Общее виртуальное пространство с настраиваемыми политиками безопасности" - почему нет?

              Циркуляция воздуха - однозначно проблема, которую нужно решать. За много (больше трех) часов внутри Quest 2 лицо изрядно "преет", активная циркуляция воздуха через отверстия по периметру маски (под таким углом, чтобы свет снаружи все-таки не проникал) бы исправила ситуацию (как и активное охлаждение через эти отверстия). Опять же, пользователи BigScreen Beyond отзываются о нем чрезвычайно позитивно в плане "самое комфортное устройство когда либо носимое", т.к. там они изготавливают прилегающую подушку по 3д скану вашего лица; все идеально подходит и ощущается как вторая кожа (вес и размеры устройства минимальны).


              1. Hait
                06.06.2023 13:36

                А если у подходящего тоже такой шлем - то он просто "видит" ваш монитор у себя. "Общее виртуальное пространство с настраиваемыми политиками безопасности" - почему нет?

                Общее виртуальное пространство будет мешать. Нужно больше места, чтобы виртуальные экраны не налезали друг на друга.

                Плюс, кстати, виртуальные экраны надо настраивать под место. Потому что в опенспейсе можно то сидеть в проходе и туда "поставить" дополнительный экран, то близко к соседу. В общем, надо смотреть, но такое лично для себя брать не думаю даже

                т.к. там они изготавливают прилегающую подушку по 3д скану вашего лица

                У меня была накладка от стороннего производителя. Проблема ещё была в красной полосе от того, что прижимаешь шлем (ну и потеет под ней). Если надо куда-то срочно идти, то некоторое время на тебя очень странно смотрят


                1. alexgoncharov Автор
                  06.06.2023 13:36

                  Да, соглашусь с тем, что с "шарингом" и "общественным виртуальным пространством" работы еще непочатый край (но "нерешаемых" вопросов я там не вижу).

                  По поводу красной полосы от давления шлема. В идеале её не должно быть. У меня она тоже время от времени появлялась, но обычно это было в случаях, когда я по какой-то причине "пережимал" шлем, слишком туго закручивал крепление или же, играя в условный бокс, нуждался просто в железобетонном креплении на голове. В остальных случаях, когда спокойно "сидишь-стоишь" - никаких красных полос на голове у меня не было. Так что да, это вопрос комфортного подбора маски-подушки под форму лица.

                  В этом и сила bigscreen beyond - под ваше лицо "однозначно все идеально подойдет". Но дать кому-нибудь попользоваться - уже проблемы, т.к. там даже IPD (расстояние между зрачками) залочено под вас "с завода".


          1. ABy
            06.06.2023 13:36

            для самого очевидного сценария повышения продуктивности с кучей виртуальных мониторов - разрешения всё еще недостаточно

            Дело даже не столько в низком разрешении, сколько в линзах ограничивающих sweet spot. У меня на Revеrb G2 по крайней мере так.


            1. alexgoncharov Автор
              06.06.2023 13:36

              Ну, тут уже pancake линзы в помощь, как у того же Pico 4. Там sweet spot гораздо больше.


    1. darthmaul
      06.06.2023 13:36

      Главное даже не стоимость, а отсутствие контента. Штука то в первую очередь, развлекательная. Не, в теории - если решить проблемы с укачиванием, усталостью глаз и точностью отображения - получилось бы шикарное профессиональное устроство для работы с 3д моделями и чертежами, но весь подобный софт как привило под виндовс... а так было бы крайне удобно собирать 3д модель в виртуальной реальности, а не вращая её миллион раз на плоском экране. CFD спецы убили бы за такое.


    1. exfizik
      06.06.2023 13:36

      Скорее "вряд ли Apple смогут убедить своих фанатов, что такой шлем им НЕ нужен."


  1. gsaw
    06.06.2023 13:36
    +2

    Ну 3500 не так уж и много, если уж просто андроиды покупают за 1200-1800, а тут по сути мак на голове. 3500 просто потому что это apple, будут охотно отдавать имхо.

    Quest Pro кажется 1500$, так что вероятно все эти фишки как раз столько и стоят. Потому да, просто очень навороченные очки, без оглядки на цену. Все то же самое можно встретить у конкурентов, которые осторожно выпячивают одну из этих фишек стараясь уложиться в приемлемый ценник. Но конкурентам трудно приходится, так как они могут предложить только железо, а тот же apple помимо железа предлагают и свою инфраструктуру, софт, приложения, фильмы.

    Я лично жду очки с хорошим разрешением при малых габаритах, что бы когда ни будь заменить мониторы. Жалко, что очки apple это скорее всего привязка к их экосистеме. Хотелось бы иметь возможность подключить к любому компьютеру, плейстейшн.


    1. R3B3LL10N
      06.06.2023 13:36

      3500 не так уж плохо для массового устройства навроде тех же маков или айфонов. Есть своя ЦА, экосистема, приложения и Т.Д. ВР, кто бы что ни говорил, до сих пор крайне молодое направление и многим достаточно один раз попробовать его в ближайшем ТЦ чтобы больше не возвращаться никогда. С ценой более-менее проблема решена, но вот проблема контента до сих пор крайне остра.

      Метавселенные не строятся, из больших игроделов что-то пытается делать только Sony (и то их ВР далёк от их же крупных консольных игр), AR направление тоже не очень живо, а главные проблемы, вроде нагрузки на вестибулярку, глаза и общая грамоздкость конструкции с низкой автономностью до сих пор не решены.

      В общем, если, как описано в статье, мы начнём жить в мире где куча VR/AR развлечений и создана полноценная рабочая среда, цена в 3500$ за хорошую гарнитуру оправдана. Но мы в таком мире пока не живём. Может быть Апле с их-то мощностями смогут это изменить. Но путь это долгий и затратный.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36
      +3

      Прототипы "очень четких линз": https://youtu.be/OdHbQpg4pOA?t=130 2:10 таймкод

      Уже существующий bigscreen beyond - это чрезвычайно комфортный и компактный ПК ВР шлем (соединяется шнуром) с очень высоким (на сегодняшний момент) разрешением, которое все-таки значительно ниже упомянутого Apple Vision Pro (~2500х2500 на глаз против "4k" на глаз у эппл)
      https://www.youtube.com/watch?v=pPYOmbpdjfA - сравнение четкости "старых" и "нового" ПК ВР шлемов.


      1. aamonster
        06.06.2023 13:36
        +1

        Спасибо! На 6:48 во втором видео горько заплакал. Похоже, ещё долго ждать очков, пригодных именно для работы.


      1. sintech
        06.06.2023 13:36
        +1

        Очень круто, судя по второму видео от screen-door удалось практически полностью избавиться. А Bigscreen Beyond стоит всего 999$ хоть и по предзаказу.


    1. Fell-x27
      06.06.2023 13:36

      Квест про уже скинули до 1 килобакса,кстати. Квест3 будет стоить около 500. Квест2, при этом, уже схуднул до 300, освобождая нишу.


  1. vagon333
    06.06.2023 13:36
    +2

    Периодически пробую как замена монитору ... и возвращаю.
    Последний опробованный был Meta Quest Pro - шея устает после 30 мин.
    Все остальные хар-ки не имеют значения т.к. вдобавок к болезни кистей легко заработать болезнь шейных позвонков.
    Спасибо, пока попялюсь в 49" монитор.


    1. aamonster
      06.06.2023 13:36
      +2

      Интересно, это вес или распределение веса? Шлем для скалолазания 350 грамм + фонарь на нём – через пару часов забываешь, что на тебя вообще что-то надето. Конечно, Meta Quest Pro почти в два раза тяжелее, но всё же...
      (из более старых воспоминаний – гораздо удобней пользоваться фонариком, у которого "фара" на лбу, а блок батареек на затылке)


      1. vagon333
        06.06.2023 13:36
        -1

        Шлем для скалолазания 350 грамм ...

        Учитывайте область применения. При напряжении обвес не ощущается.
        Перед компом мне не нужно напрягать мышцы скелета ... за исключением пальцев. :)


        1. aamonster
          06.06.2023 13:36
          +1

          Там далеко не всё время лазаешь. То страхуешь напарника, то идёшь от одной трассы к другой, то покушать сядешь – а шлем снять даже не вспомнишь.
          А трындец шее наступает, когда страхуешь напарника с земли. Голова запрокинута – шея очень устаёт (независимо от наличия шлема), ну и читал, что это совсем не полезно. Моя лучшая "скалолазная" покупка – очки для страхования. Когда смотришь вперёд и видешь напарника, лезущего над тобой. Такое невероятное облегчение для шеи...
          Это я, собственно, к чему: что положение головы и распределение веса между лбом и затылком влияют куда сильнее, чем собственно вес. У Meta Quest Pro основной вес на лбу?


      1. denakol
        06.06.2023 13:36

        Это слабость шеи, шлем для скалолазанья подрузамевает какую никакую переодическую физическую работу.

        Говорю как человек со слабыми мыщцами шеи, который не мог и получаса в наушниках посидеть.

        Вопрос сугубо индивидуальный и требует банальных физических упражнений. Пару месяцев и можно зависать в VR дольше.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36
      +1

      Вопрос индивидуального "здоровья" (состояния?), правильно подобранных аксессуаров, позы. К примеру, проходя Red Dead Redemption 2 в VR на карантине я каждый день играл (сидя) по 5-10 часов. Лицо время от времени уставало от давления/излишнего тепла, но именно с шеей не помню никаких проблем.


  1. muraview
    06.06.2023 13:36
    +1

    Программа "Virtual Desktop" позволяет играть в любые ПК-игры и на "квесте" и на "пико 4" на "гигантском" экране. Как владелец нескольких шлемов считаю что "пико 4" по "картинке" и по удобству превосходит "2-й квест" (четкости по полю зрения мне в нем достаточно), просмотр фильмов отдельное удовольствие. P.S. Мне нравятся игры с "режимом прозрачности" (смешанная реальность) - например в простейшем "фруктовом ниндзя" по твоей комнате летают фрукты, ягоды или стреляющие ими пушки, и ты бьешся с ними без ущерба для мебели и окружающих.


    1. MaksMur
      06.06.2023 13:36

      имею Окулус

      На шлеме весь смак играть в vr only игры, совершенно другой experience, современные игроделы не могут что-то новое предложить уже много лет, а vr only это глоток свежего воздуха.

      В обычные игры удобней играть на нормальном мониторе, с нормальной герцовкой и не терять зрение. Плюс удобная переферия.

      Что там будет в очках яблока не понятно, если сварка в глаза плюс ШИМ то это минус зрение.

      И я не уверен что их strap удобен, такой большой ремень на затылке удобен. У Окулуса туча аксессуаров, андроид, steam vr. У яблока ничего, всё только своё, и сколько это делать будут не понятно.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36

      Я не далее как вчера решил попробовать "большие, плоские игры" на Quest 2 без ПК через эмуляцию Nintendo Switch. И, все получилось. Игры играются, экран большой. Думаю, Quest 3 вполне себе сможет эмулировать последнюю зельду в 30+ FPS.

      https://www.youtube.com/watch?v=q10gFIecews

      А это значит, что возможное преимущество Vision Pro "больших плоских standalone игр" - уже не такое и преимущество.

      Интересные дела.


      1. MaksMur
        06.06.2023 13:36
        +1

        Ну по мне так это хороший портативный вариант для отдыха, взять только шлем и поиграть в дороге или на отдыхе.

        Если играть во что более чем аркада, то плохое качество звука будет мешать.


        1. alexgoncharov Автор
          06.06.2023 13:36

          Аудиофилы всегда могут использовать свои любимые наушники в паре со шлемом (я про Quest 2, у эппл шлема со звуком всё прекрасно по свидетельствам очевидцев); мне же звука Quest 2 из коробки хватает в 80% случаев. Иногда только, в долгих сессиях в больших играх (типа прохождения RDR2 в VR, или киберпанка) я расчехлял хорошие наушники.

          В общем, индивидуальный вопрос.


          1. MaksMur
            06.06.2023 13:36

            Да индивидуальный. "Аудиофилы" которые не замечают разницы звука на "встройка" и нормальном ЦАП не аудиофилы. Не все проблемы решаются просто сменой наушников.


  1. programspam
    06.06.2023 13:36

    И конечно же сканирование радужки, и надежное хранение отпечатка на своих серверах. Без такой функции шлем не получился бы...


    1. degor
      06.06.2023 13:36

      Данные Optic ID хранятся только на устройстве и доступны только для Secure Enclave.


  1. alexgoncharov Автор
    06.06.2023 13:36

    (кстати, есть мысль попробовать эмулятор Nintendo Switch на Quest 2, если что-то из этого получится - я обязательно расскажу)

    Собственно, я попробовал, и всё получилось. Легкие игры эмулируются в 60 фпс, bluetooth геймпад подключается, можно без проблем играть в легкие платформеры (типа Celeste), пошаговые стратегии, визуальные новеллы, легкие JRPG и прочее "большое, честное инди" Видео с демонстрацией (без геймпада, но суть та же): https://www.youtube.com/watch?v=q10gFIecews

    Таким образом 300 долларов за Quest 2 включают в себя не только standalone VR, но и standalone Switch (в зависимости от игры, получается, это еще и standalone ПК гейминг).

    Я очень-очень приятно удивлён.


  1. Gold141
    06.06.2023 13:36
    +3

    Совершенно не понимаю воодушевления таких людей этим шлемом. По ощущению люди мало пользовались Quest 2.

    • "Можно видеть глаза того кто в шлеме" - Зачем? Для вас нормально сидеть в шлеме, идти куда то в шлеме, общаться в шлеме? У вас есть 2 часа на работу в шлеме, какие еще собрания, болтовню и чаепитие вы хотите устраивать? Зачем вообще надо было яблоку тратить столько сил на этот бред? Еще и 3d глаза делать.. Мне абсолютно не понятно..

    • "Можно сделать много-много виртуальных экранов для ультра производительности". У вас на работе и дома тоже стоят больше 10 экранов? Они вам совершенно точно помогают быть сверхпродуктивным. И это в современной тенденции программ с Фокусировкой, которая отключает вообще весь интерфейс. Чем больше отвлекающих факторов, тем менее продуктивным вы являетесь. 2 монитора это зачастую уже плохо.

    • Можно снимать стерео видео. Как же вы жили раньше без стерео видео? Вы видео для взрослых смотрели в этом режиме на VR шлеме? Вы заядлый смотритель стерео видео? А почему нет? Потому что стерео видео - это короткое развлечение. Оно не удобно для просмотра. А ведь это именно стерео видео, не VR. Вы смотрели когда либо VR фильмы в шлеме? Они лучше стерео фильма, но вы все равно смотрите фильмы на большом красивом Смарт ТВ.

    • Высокое разрешение экранов. Вот это важная и нужная фишка. Например в Квесте 2 сложно читать текст. А высокое разрешение в MR устройстве для работы крайне нужно.

    Суть в том что любую VR работу уже можно выполнять и в дешевых шлемах. Сверх удобства яблоко сюда не добавила. Разве что высокую производительность.

    Но яблочный шлем это устройство MR, а значит должно выполнять другую работу, связанную с реальным миром и дополнять этот мир. А что дополняет шлем от яблока? Глаза на шлеме что то дополняют? А больше функций то нет. Получается что по факту шлем в основном VR, с хорошим качеством экранов. Тот же Квест 2 имеет функционал MR устройства и хорошее считывание пальцев. Только не имеет экранов с высоким разрешением и в 10 раз дешевле яблока..

    Что реально нужно для классного устройства, которое будет очень востребованным:

    • Малый вес. Еще меньше чем есть сейчас. Вес давит на шейные позвонки, создает неприятные ощущения. Вес гарнитуры должен быть еще меньше. Например как вес шапки, очков для зрения и наушников. Этот вес люди вполне комфортно переносят при длительном использовании. Но это очень большой вопрос к технологиям.

    • Форма. Я считаю что это как очки. Быстро и легко снял, быстро и легко одел.

    Да, по сути я описал обычные очки для зрения, в которых есть функционал MR устройств с отслеживанием рук и пальцев, с хорошими экранами. Это то с чем можно работать. То чем легко и удобно пользоваться повседневно и в большинстве ситуаций.

    Но горнолыжная маска с ненужными псевдо глазами выглядит как какая то дорогая хрень. Можно ли работать с этой дорогой хренью? Можно, но зачем?

    Итак реальные плюсы: экраны с высоким разрешением и большая производительность.

    По сути то что уже давно делают другие шлемы яблочный шлем будет делать только сейчас и за значительно большие деньги.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36
      +2

      Хороший ответ, спасибо за развернутую мысль! Мое мнение по пунктам.

      1. > Для вас нормально сидеть в шлеме, идти куда то в шлеме, общаться в шлеме?

      Как я и писал выше, суть в том, что это потихоньку будет становиться общественной нормой. По крайней мере, таково видение эппл на данный момент, а они хороши в популяризации изначально непопулярных идей.

      Приведу личный пример. Сейчас если я сижу в Quest 2 дома или в офисе - мне почти всегда приходится снимать шлем при беседе с окружающими для ИХ комфорта, т.к. я могу посмотреть на себеседника и через Passthrough. Однако, как я и написал выше, собеседники уже не всегда снимают наушники/вытаскивают затычки для быстрой беседы. На горнолыжном курорте без особых проблем 2 райдера общаются, не снимая масок.

      И с Vision Pro будет формироваться примрено та же ситуация: гораздо проще принять как социальную норму "неснимаемый для короткой беседы" гаджет, если ты видишь "глаза" собеседника.

      Эппл делает именно что замену Айфону. Так что да, через 5 лет люди будут ходить в AR очках и AR масках по улицам, и это будет "почти нормально".

      1. > Многоэкранность

      У меня 3 экрана, каждый используется для своей задачи, меня этот подход абсолютно устраивает; одного экрана зачастую не хватает. Да, мне бы несколько виртуальных экранов "для телефона" например очень бы пригодились и в повседневной жизни, и для выполнения конкретных задач (написание статей, монтаж видео, поиск референсов...).

      1. > Излишнесть стерео видео.

      Без стерео видео я раньше жил точно так же, как в средние века жили без фотографии, в конце девятнадцатого без цветной фотографии, в начале двадцатого с немым черно белым кино. Стерео видео улучшают погружение, дают представление о масштабе происходящего (бинокулярное зрение), "3d video" с возможностью выбирать угол обзора (катсцены в VR играх например) - еще большее погружение, еще большее ощущение присутствия. Прогресс, красота!

      Стерео видео на шлеме смотрел, стерео фильмы смотрю так же часто, как "плоские", потому что это увеличивает погружение, потому что это впечатляет. 60 дюймовому телевизору предпочитаю VR кинотеатр. По реальным кинотеатрам совершенно не скучаю, VR кинотеатра хватает за глаза.

      Был бы мой VR шлем еще комфортнее, разрешение выше, а стереоконтента больше - я бы с удовольствием переключился полностью на стереоконтент, включая "cтерео YouTube" например. Именно это и будет со временем происходить.

      ____

      Я согласен (я писал о том же), что комфорт шлема и четкость изображения - именно те области, где количественный переход может перерастать в качественный. Сейчас работать в Quest 2 недостаточно удобно. Если Vision Pro будет комфортнее во многочасовых сессиях, а экрана (вроде как уже) будет хватать для мелкого текста - то вот он, качественный скачок, и из "неудобно в Quest 2" это станет "без проблем работаю весь день в Vision Pro".

      >... уже давно делают другие шлемы яблочный шлем будет делать только сейчас и за значительно большие деньги.

      Справедливости ради, ни один шлем сейчас не предлагает "4к на глаз беспроводные автономные экраны в компактном форм факторе". Свежий PSVR2 и BigScreen Beyond обладают меньшим разрешением и требуют внешнего проводного подключения. Pimax Crystal (как я и писал) может быть автономным, но он просто большой (с весом в килограмм) - это не "повседневное портативное удобное для активной носки устройство".

      Так что, "яблочный шлем" именно что "будет делать за большие деньги в следующем году то, что ни один другой шлем всё еще не делает на сегодняшний день".


      1. Gold141
        06.06.2023 13:36

        Тогда я извиняюсь за излишнюю самоуверенность по части надобности некоторых функций. Я все же не перешел с экрана ТВ, на экран VR, мне это не удобно. Мне так же совершенно чуждо общение с кем то пока я в шлеме ( либо я в шлеме чем то занимаюсь, либо общаюсь). Значит конкретно для меня это устройство не имело Вау эффекта, собственно я и не верил, что яблоки что то сверхъестественное сделают. Зато какое ВАААУ было когда я одел Quest 2 впервые)))


        1. alexgoncharov Автор
          06.06.2023 13:36

          Без проблем, мы всегда делаем выводы, отталкиваясь от собственного опыта :) Я отсматриваю сейчас интервью со всеми "хайпожорами", которым довелось попробовать минут 30-40 эппл шлем на презентации, и в целом основной фидбек от них:

          • UI чрезвычайно (чрезвычайно!) крутой. Всё гладенько, четко, удобно, руки не устают, курсор трекается моментально, жесты распознаются идеально, окна перетаскиываются, странички скролятся - и все это очень гладко.

            • лично мне это напомнило презентацию первого айфона, когда людям показали плавный скролл пальцем с постепенным затуханием движения, и весь зал выдохнул "ваааааааууууу...". Примерно та же история вновь повторяется уже в другом формате

          • Шлем как будто бы слегка тяжеловат, не сказать что "ну прям очень удобно было бы 2-3 часа в нем сидеть"

            • Я думаю, у них большой косяк в самом креплении. Halo обруч (кастомный на квест 2 или нативный как у PS VR) - самый удобный способ крепления шлема на голову в плане распределения давления

            • Также, у эппл сзади нет никакого противовеса. Мой квест 2 стал гораздо комфортнее, когда я на затылок к креплению повесил достаточно тяжелый павербенк. Шлем стал тяжелее, но баланс пришел в норму, и передняя часть перестала перевешивать и давить на лицо.

            • понятно, почему у эппл именно такое крепление: "чтобы быть портативными и не портить прическу". На мой взгляд, это косяк; но однозначно будут выходить аксессуары, и сиутация как минимум станет "чуть лучше".

          • Экраны - четче четкого. Да, можно смотреть фильмы с удовольствием, да, можно с комфортом браузить и читать текст. Да, смотреть VR трансляции в высоком качестве с ивентов - это круто.

          • Встроенный звук - тоже мощно, тоже очень-очень хорошо.

            • Я так понимаю, как и с Quest 2, окружающие будут слышать твой звук, поэтому условные наушники ситуативно все-равно бы пригодились.

          • Цена. Meh, кому надо - тот купит, а в целом "подождём".


    1. Perycalypsis
      06.06.2023 13:36

      Полностью поддерживаю ваши мысли и даже немного бы усугубил.

      На данный момент, как мне кажется, устройствам надо разойтись по нишам - для игр и vr в одну сторону( свой тип оптики, большие углы и т.д), для ar в другую - (батарея на затылке, жесты, камеры, вычислитель в очках) и отдельно "заменители мониторов" - (малый вес, высокое разрешение экранов, меньше угол обзора, без вычеслителя и с шнурком hdmi через usbC).

      Тогда в каждой нише можно достигнуть оптимума быстрее и не вывалиться из адекватной цены. Плюс не перегружать ЦА ниши ненужной фигней типа жестов или камер в "мониторозаменителях".

      Когда технологии разовьются - постепенно все соединится в один девайс, как современные смартфоны.

      Сейчас же крупные игроки не имеют четкого позицианирования лепя все до кучи, чем резко сужают круг покупателей. Мелкие знают, что хотят сделать но не имеют r&d ресурса и вынуждены использовать компоненты которые уже есть на рынке(типа видоискателей камер), что тормозит развитие.


      1. Perycalypsis
        06.06.2023 13:36

        Причем наиболее перспективной на текущий момент мне видится ниша "мониторозаменителей". Это не миллионы копий, как в игровой индустрии. Это миллиарды в ближайшей перспективе.


        1. alexgoncharov Автор
          06.06.2023 13:36
          +1

          И в целом, такие процессы тоже происходят. Те же Nreal (уже Xreal) очки, которые "просто большой монитор на глаза в формате очков". Воткнул в телефон-стимдек-свитч - и играй на большом экране.

          Так что, некоторая специализация уже в наличии


          1. Perycalypsis
            06.06.2023 13:36

            Вот про них как раз в конце и писал, да название забыл. Им бы денег и инженеров - разработать свои экраны. Хотя бы 2к на глаз. Плюс производство. Цены бы не было. А пока они имея концепцию, вынуждены быть всегда в конце очереди покупая экраны с рынка. Донашивать за дядями в пиджаках.

            Но это уже лучше рыночных 720р на глаз 2 года назад.

            Когда будут рыночные экраны 2к, а не эксклюзив, тогда думаю "мониторозаменители" заколосятся во все поля. Как с еинк было. Вначале куча стартапов разной глючности, потом гиганты унюхают прибыль и попрут разные sony prs ведрами за 3 рубля. Пока же гиганты делают всяких химер ужа и ежа.


            1. alexgoncharov Автор
              06.06.2023 13:36

              Согласен, в эту сторону всё и развивается.


      1. Gold141
        06.06.2023 13:36

        Солидарен. Разделение было бы скорее всего куда более продуктивным, чем пихать все и сразу "в непонятный для кого в итоге" продукт.


    1. ABy
      06.06.2023 13:36

      Малый вес. Еще меньше чем есть сейчас. Вес давит на шейные позвонки, создает неприятные ощущения. 

      Вы в этом уверенны?:)


      1. Gold141
        06.06.2023 13:36

        Уверен. Чем дольше пользоваться шлемом тем сильнее будут болевые ощущения.


  1. yAndre
    06.06.2023 13:36

    Самым важным на данный момент считаю то, что они смогли засунуть в шлем десктопный мощный проц. Это даёт большой задел в развитии. Ждём след. версий, будет интересно.

    Спасибо за статью!


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36

      Благодарю, всегда пожалуйста :)

      Проц - это сила, да. Увы, по разрозненной инфе, которая сейчас потихоньку появляется, Apple "огородят" очки от десктопных маков и не дадут Vision Pro, собственно, каннибализировать рынок ноутбуков (а могли бы и рискнуть :) ), так что пока что Vision Pro - это больше "AR айпад + удобный расширитель экрана для вашего макбука".


    1. MaksMur
      06.06.2023 13:36

      У них же других процессоров как бы и нет. Вы думали что будет Snapdragon?


  1. Fhann
    06.06.2023 13:36
    +1

    Думаю этот тренд пропадёт как 3д телевизоры, и метавселенные.


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36

      Метавселенные, к слову, никуда не исчезали, а только растут (но не у Meta, ага). Почитайте отчеты по Roblox, VRChat, Recroom, новой мета вселенной с пользовательским контентом от Epic Games на базе Fortnite.


    1. Gold141
      06.06.2023 13:36

      Я все еще верю в метавселенные. И считаю что у них появится будущее когда VR очки действительно станут очками. Которые легко одел и играешь. Ровно как достал смартфон или включил ютуб или игру.


  1. MaksMur
    06.06.2023 13:36

    А насчёт качества звука что-то известно уже?


    1. alexgoncharov Автор
      06.06.2023 13:36

      Встроенный, формата Quest 2 "небольшие колонки". Пока непонятно, насколько громким он будет для окружающих, но для пользователя качество прям "очень хорошее, четкая ориентация в пространстве на источник звука".


      1. MaksMur
        06.06.2023 13:36
        -1

        Ноухао значит нет, так бы пиарили... в окулусе плохой звук и дело не в громкости.