"Школьный" контроллер
"Школьный" контроллер

Предлагаю, продолжить разговор на тему «Что делать с детьми летом, если ты айтишник». Сегодня, как договаривались — про hard.

Родной российский чиновник не перестает нас умилять: дескать нужны стране IT-шники. А электронщики — те вообще нужны! Прямо позарез! Но, взяться они должны, естественно, по щучьему веленью, по их (чиновников) хотению! Говорят: за границей есть, и нам нужно! А память у наших чиновников очень «оперативная» — с казанул чего-нибудь в микрофон и забыл… Вот Президент В.В. Путин еще в 2017 году сказал, мол, кто преуспеет с искусственным интеллектом — тот и в дамках! Им бы, чиновникам нашим, «намотать эти слова на ус», запомнить и начать добиваться. Но, нет: память у чиновников только «оперативная» — чуть с работы вышел, все стерлось...

Помню (через 3 года после выступления Президента) Минобразования твердо пообещало ввести с 2021г обучение программированию с начальной школы. Дескать, щас преподов обучим и вперед — догонять остальные экономически развитые страны. Мы-то с вами знаем, что обещанного в России три года ждут, ну и ждали, конечно. Но, недавно, уже в 2023г, депутатам Госдумы сообщили, что в России создался дефицит учителей информатики. Правда небольшой — всего 3600 учителей на целую ⅙ часть суши!

А те-то, экономически развитые страны, не ждут, они своих деток еще с 2012-14 годов не только программированию учат, но и учат их в «железе» раз бираться. Понавыпускали всяких MicroBit’ов и дарят их (то есть, отдают совершенно безвозмездно) каждому первоклашке. Это — в Англиях, где учиться начинают с 5-ти лет. В других Европах MicroBit не дарят, но изучают его очень активно. MicroBit превращает обучение серьезным вещам в интересную игру. Как результат, в той же Англии пятилетки-первоклашки к 5-му классу вполне осваивают и Python, и Java Script…А в Поднебесной, читал, с обычного 5-го класса (не специального) начинают делать лабораторные работы по искусственному интеллекту (накупили для этого чипов у Intel)…

Но, в нашем Минобре ни про то, ни про это не читают и другим не советуют. Это ж только во времена СССР поэт В. Маяковский учил: “глазами жадными цапайте все то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе”... 

Это лирическое отступление было — извините! А продолжая критику предложений автора заметки про то, что IT-шникам делать летом с их детишками, спрошу: “А не замахнуться ли нам на Вильяма Шекспира?” Может ну их, наших чиновников? Может самим подарить деткам не (уныло-примитивные и ни на что более не способные) светодиодные «мигалки» (котор ые, кстати, уже не первый раз рекламируют на Хабре, а ПОЛНОЦЕННЫЙ и доступный по цене, правда немножко “западный” контроллер китайского производства? Тот самый MicroBit. Может не будем ждать, когда их “импортозаместят”? А то детишки вырастут совсем…

Micro:bit невелик — с банковскую карту. Но, в его состав входят: простой дисплей, компас, акселерометр, измерители температуры и освещенности, микрофон, громкоговоритель и развитое программное обеспечение (включая спич-процессор). По сути Micro:bit — это миниатюрный электронный конструктор. Программирование позволяет управлять его “начинкой”, превращая Micro:bit то в часы, то в градусник, то в компьютерную игру или в другие интересные устройства. Подключаешь Micro:bit к USB-порту компьютера, заходишь на один из бесплатных сайтов, пишешь программу, и Micro:bit превращается в новую вещь.

Micro:bit хорош и сам по себе — позволяет многое понять и во многом разобраться. А уж если подключить к нему дополнительные комплектующие (а их, что называется, пруд пруди), то создавай хоть роботов, хоть «умный дом». Кстати, проверено: эти «железяки» отлично выдерживают обращение с ними без антистатических браслетов даже морозной зимой. Каких‑то глюков ни разу не замечено. А чтобы подтвердить, что нисколько не передергиваю, нахваливая вам эту миниатюрную «железяку», приведу ниже несколько кусочков текста из второй нашей, совместной с внуком, книжки. Извините, если это будет выглядеть, как «обрывки из отрывков», но моя цель — дать общее представление о «школьном» контроллере.

—------------------  цитаты и иллюстрации из книги   ------------------------

«На рис. 3.2 приведен перечень изображений (пиктограмм), имеющихся во встроенной в Micro:bit библиотеке. Обратите внимание, что две последние строчки в списке переводятся, как „Все часы“ и „Все стрелки“. Это — не пиктограммы, а сохраненные в библиотеке анимации из нескольких пиктограмм. Анимации можно вывести на дисплей следующими командами:
display.show (Image.ALL_CLOCKS, loop=True, delay=100);
display.show (Image.ALL_ARROWS, loop=True, delay=100).

В этих командах “loop=True” означает, что анимация выполняется постоянно - “по кольцу”, а “delay=100” означает, что изображения, из которых состоит анимация, отображаются через 0,1 сек (100 миллисекунд). Выведите эти анимации на дисплей вашего контроллера.

Рис. 3.2 Перечень пиктограмм, имеющихся во встроенной библиотека Micro:bit
Рис. 3.2 Перечень пиктограмм, имеющихся во встроенной библиотека Micro:bit

...

3.12 Музыкальная шкатулка 

Команда import music позволяет обеспечить доступ контроллера к встроенной в него библиотеке музыкальных фрагментов и звуков. Список музыкальных фрагментов приведен на рис. 3.26.

Рис. 3.28 Перечень музыкальных фрагментов, в составе ПО Micro:bit
Рис. 3.28 Перечень музыкальных фрагментов, в составе ПО Micro:bit

Для того, чтобы проиграть какой-то из этих фрагментов нужно дать контроллеру команду:music.play(имя.фрагмента), например, music.play (music.PYTHON). Скопируйте программу рис. 3.27 и послушайте, на что способна ваша музыкальная шкатулка.


3.14. Компьютерная игра “Предсказатель будущего”

Вот мы и добрались до первой нашей компьютерной игры (см. рис. 3.35). Суть этой веселой (коллективной) игры в следующем:

  • ведущий предлагает играющим задавать вопросы о том, что может произойти в ближнем или дальнем будущем, говоря, что у него есть волшебный Предсказатель, который запросто определит произойдет это или нет. Можно также задавать вопросы типа: «Хорошо ли списывать на уроке?» и тому подобные;

  • кто-то из игроков задает свой вопрос;

  • после этого ведущий встряхивает Micro:bit говоря: «Отвечай!»

  • на дисплее Micro:bit появляется ответ Предсказателя;

  • ведущий зачитывает ответ Предсказателя;

  • затем кто-то задает следующий вопрос;

  • получается очень весело!

Рис. 3.35 Программа компьютерной игры "Предсказатель будущего" (Magic-8)
Рис. 3.35 Программа компьютерной игры "Предсказатель будущего" (Magic-8)

3.15. Творческое задание №3 

Попробуйте изменить программу “Предсказатель будущего” так, чтобы ведущий мог (вводя в заблуждение игроков) по своему желанию, делать ответы Предсказателя “положительными” или, наоборот, “отрицательными”. Для этого нужно задействовать в программе кнопки “А” и “В” контроллера Micro:bit. Тогда, ведущий сможет, незаметно для игроков, нажимать ту или иную кнопку, изменяя результаты предсказаний так, как ему хочется. Получится еще смешнее.


3.17 Измерение температуры 

Рис. 3.39 Программа измерения температуры окружающей среды
Рис. 3.39 Программа измерения температуры окружающей среды


Micro:bit способен измерять температуру окружающей среды. Измерение температуры происходит непосредственно в градусах Цельсия, так, что никакого перевода из одних единиц в другие не требуется. Температуру можно узнать указав параметр temperature(). Диапазон измеряемых температур — от -25 град до 75 град С.




3.17 Использование встроенного компаса

Micro:bit способен определять угол отклонения от направления на север. Это позволяет создавать с использованием контроллера различные робототехнические устройства, способные ориентироваться на местности или в помещениях.

Для измерения угла отклонения линии, проходящей через USB-разъем Micro:bit к контактам его краевого разъема, от направления на север нужно указать в программе параметр compass.heading() (см. рис. 3.40). После загрузки этой программы в Micro:bit на его дисплей будет (автоматически) выведено сообщение: “TILT TO FILL SCREEN” (Поворачивайте до тех пор, пока не “зальете” экран), что означает, что для калибровки компаса необходимо вращать Micro:bit, изменяя положение его плоскости до тех пор, пока не станут светиться все светодиоды дисплея. После этого на дисплее будет показана пиктограмма “Счастливое лицо” и дисплей станет отображать угол отклонения. Плоскость Micro:bit при этом должна быть горизонтальна. Угол отклонения будет минимальным, когда на север будет показывать USB-разъем Micro:bit.

Рис. 3.40 Ориентация полюсов компаса и скрипт программы
Рис. 3.40 Ориентация полюсов компаса и скрипт программы

3.19 Творческое задание №4

Напишите программу-звуковой указатель правильного пути: 

  • выберите нужное вам направление движения, например, “на восток” — которое соответствует углу отклонения от направления на север 90 градусов;

  • используйте оператор if, чтобы включать звуковой сигнал, когда compass.heading() становится меньше, чем 70 градусов, или больше, чем 110 градусов. 

Рис.3.45 Программа, демонстрирующая работу спич-процессора
Рис.3.45 Программа, демонстрирующая работу спич-процессора

3.22 Творческое задание №5

Все, наверное, слышали стихи Чуковского “Жил на свете человек скрюченные ножки, и гулял он целый век по скрюченной дорожке…”, которые являются переводом народного английского стихотворения:

There was a crooked man and he went a crooked mile,

He found a crooked sixpence against a crooked stile;

He bought a crooked cat, which caught a crooked mouse,

And they all lived together in a little crooked house.

Научите Micro:bit рассказывать этот стишок. Или возьмите и перепрограммируйте игру “Предсказатель будущего”.



4. Сигналы: цифровые и аналоговые

Нужно разобраться, что такое цифровые и что такое аналоговые сигналы.

Аналоговые сигналы — которые изменяются непрерывно (плавно). Их величина принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые они принимают, нет разрывов. Примерами таких сигналов могут служить:

  • скорость автомобиля;

  • температура окружающей среды;

  • величина напряжения батарейки или домашней электрической сети.

Цифровые сигналы - сигналы, имеющие всего два значения. Примером таких сигналов могут быть включение настольной лампы или состояние замка. Лампа может быть включенной, или выключенной. Замок может быть открыт, или закрыт.

Но, поскольку мы говорим об электронике и информационных технологиях, нам такие аналогии не подойдут. В этих областях техники используются электрические сигналы, а в них аналогом включенной и выключенной лампы является наличие или отсутствие на контактах и проводах лампы напряжения, необходимого для свечения этой лампы.

Состояние, когда напряжение присутствует на каком-то контакте или информационной линии, в информационных технологиях принято связывать с понятием “1” (единицы), а состояние, когда напряжение отсутствует связывают с понятием “0” (нуля). Причем, совсем не важно какова величина напряжения: 2 вольта, 5 вольт, или 100 вольт. В разных технических системах и устройствах напряжения могут быть разными. Поэтому, независимо от величины напряжения цифрового сигнала, при его наличии говорят о “логической единице” (далее будем использовать обозначение “лог. 1”), а отсутствие напряжения цифрового сигнала связывают с “логическим нулем” (обозначается, как “лог. 0”).

Как ни удивительно, но цифровые сигналы, состоящие только из “лог.1” и “лог.0”, способны передавать разную информацию (звуки и их громкость, изображения, цвет и его градации, яркость, контрастность и многое другое). Правда, в отличие от цифровых сигналов, соответствующих включению и выключению лампы, цифровые сигналы в информационных технологиях меняют состояния “лог.1” на состояния “лог.0” и обратно очень быстро. Процессор (главная микросхема) Micro:bit способен выдавать и обрабатывать цифровые сигналы, в которых состояния “лог.1” и “лог.0” меняются до 16 миллионов раз в секунду. И сегодня это — не самое высокое быстродействие. Процессоры ПК, ноутбуков и смартфонов имеют быстродействие в сотни раз выше!

Когда на каком-то контакте или информационной линии (проводе) появляется “лог.1”, а затем вновь появляется “лог.0”, говорят, что на этом контакте или линии сформировался цифровой сигнал в виде “импульса”, имеющего какую-то длительность во времени (см. рис. 4.1).

Рис. 4.1 Импульсы в составе цифрового сигнала

Если какой-то импульс с одной и той же длительность появляется через равные промежутки времени, такие промежутки называют “периодом повторения” импульса (см. рис. 4.2). Первая (нарастающая) часть импульса называется “передним фронтом импульса”, задняя (спадающая) часть импульса носит название “заднего фронта. 


Рис. 4.2 Пояснение понятий “период повторения импульса” и “фронт импульса”

Длительность периодов повторения импульсов измеряют между одноименными фронтами импульсов, например, от переднего фронта одного, до переднего фронта другого импульса.



5.2. Адаптер подключения и макетная плата

На рис. 5.2 изображен адаптер, с помощью которого можно легко получить доступ ко всем контактам разъема Micro:bit. Нумерация штыревых контактов адаптера, которые вставляются в отверстия макетной платы, полностью совпадает с нумерацией портов ввода вывода контроллера. Такой или аналогичный адаптер, макетную плату и небольшой набор электронных компонентов можно приобрести в интернет-магазинах...

Рис. 5.2 Micro:bit с адаптером и дополнительные электронные компоненты на макетной плате
Рис. 5.2 Micro:bit с адаптером и дополнительные электронные компоненты на макетной плате

Макетная плата (см. рис. 5.3)  имеет две группы контактов. Каждая группа состоит из 62 строк, пронумерованных через 5 контактов.
Контакты строк имеют буквенные обозначения — a, b, c, d, e, f, g, h, i, j. Контакты строк a, b, c, d, e электрически соединены (замкнуты) друг с другом.
Контакты f, g, h, i, j — также соединены друг с другом. Это позволяет легко соединять выводы Micro:bit c другими электронными компонентами и устройствами…

6.2 Потенциометры

Потенциометры - это резисторы, у которых можно изменять величину электрического сопротивления (для регулировки напряжения или тока). Их внешний вид, конструктивное устройство и эквивалентная электрическая схеме показаны на рис. 6.3.

Рис. 6.3 Потенциометры: внешний вид, устройство и схема
Рис. 6.3 Потенциометры: внешний вид, устройство и схема

Потенциометры, в отличие от резисторов имеют три вывода. Между двумя крайними выводами потенциометра (см. контакты 1 и 3 в средней части рис. 6.3) находится резистор в виде кольцевой дорожки. Электрическое сопротивление между контактами 1 и 3 всегда неизменно (эту величину и пишут на корпусе потенциометра). Вывод 2 потенциометра упруго прижимается и электрически контактирует с ползунком, который можно вращать ручкой потенциометра. Упругий контакт самого ползунка может скользить по кольцевой дорожке и электрически контактирует с ней. Если принять, например, что сопротивление между контактами 1 и 3 равно 100 Ом, то при вращении ручки потенциометра по часовой стрелке электрическое сопротивление R1 (между контактами 1 и 2) будет увеличиваться от 0 до 100 Ом, а величина сопротивления R2 (между контактами 2 и 3) будет уменьшаться от 100 Ом до нуля.

Мы обозначили части потенциометра, как “R1” и  “R2” только для объяснения принципа его работы. На электрических схемах никто не представляет потенциометры в виде двух отдельных резисторов R1 и R2. Их изображают в виде обычного резистора, который имеет ползунок (контакт со стрелочкой).

Прочитайте следующий раздел книги - вы поймете, что если к выводам 1 и 2 потенциометра R1 подключить напряжение 3,3В, то при вращении ручки между выводами 3 и 2 напряжение будет меняться от 0 до 3,3 вольт. А это, в свою очередь, означает, что сигнал на выводе 2 потенциометра относится к “аналоговым”.


6.7. Ультразвуковой дальномер

Принцип работы ультразвукового дальномера основан на отражении звука от разных объектов, тот же принцип для ориентирования в пространстве используют дельфины и летучие мыши. Дальномер генерирует звуковые импульсы и слушает отраженное эхо. По времени распространения звукового импульса туда и обратно можно однозначно определить расстояние до объекта, ведь мы же знаем, что звук распространяется в воздухе со скоростью 335 м/сек.

Например, звуковой импульс пролетит расстояние 10 метров за время равное 10 м : 335 м/сек = 0,02985 сек = 0,03 сек. На обратный путь импульсу эхо потребуется такое же время. То есть, если излученный дальномером импульс вернется эхом через 0,06 сек, значит он отразился от объекта, который находится примерно на расстоянии 10 метров.

Показанный на рис. 6.8 дальномер способен определять расстояния в диапазоне от 2 до 400 сантиметров. Измерения дальности он производит внутри “рабочего угла” 30 градусов, направленного “вперед” от двух излучателей дальномера. Для запитки этого дальномера необходимо напряжение 5 вольт.

Рис. 6.9 Ультразвуковой дальномер HC-SR04
Рис. 6.9 Ультразвуковой дальномер HC-SR04

7.1. Чтение аналоговых напряжений

Команда считывания аналогового напряжения pinN.read_analog() позволяет считывать величину напряжения, подключенного к контакту любого “аналогового” порта Micro:bit и ставит в соответствие этому напряжению целое число в диапазоне 0…1023, а именно:

  • напряжению 0 В соответствует число “0”,

  • напряжению 3,3 В соответствует число “1023”.

Так, если написать: “pin2.read_analog()”, это будет соответствовать чтению напряжения на контакте порта “Р2” Micro:bit.  

Рис. 7.1. Потенциометр в качестве источника аналогового сигнала
Рис. 7.1. Потенциометр в качестве источника аналогового сигнала

Вы уже знаете, что подключенный к источнику напряжения потенциометр может служить источником аналогового сигнала. Используем этот факт для проверки работы команды чтения. Соберите на макетной плате схему, указанную на схемах рис. 7.1. 

Из монтажной схемы видно, что:

  • контакт “3V” адаптера Micro:bit подключен красным проводом к шине “+3V” макетной платы;

  • контакт “GND” адаптера Micro:bit подключен белым проводом к верхней шине “GND” (использован модуль питания на 5В, в котором верхняя и нижняя шины “GND” соединены друг с другом); 

  • выводы потенциометра подключены к контактам i14, i15, i16 макетной платы;

  • контакт i16 макетной платы подключен черным проводом к нижней шине “GND” макетной платы (верхняя и нижняя шины соединены через модуль питания — см. рис.5.4); 

  • контакт i14 также подключен к шине “+3V” (красным проводом);

  • движок потенциометра (контакт i15) оранжевым проводом подключен к порту “Р2” Micro:bit.

Рис. 7.2 Мультиметр в режиме измерения напряжений в диапазоне 0 …20 вольт

Чтобы подключить мультиметр к схеме рис 7.1, нужно:

  • взять два соединительных провода из набора KS-4003;

  • откусить наконечники с одной стороны этих проводов и очистить эти концы проводов от изоляции на длину 3 — 4 см (см. рис. 7.3 “а”);

Рис. 7.3 Подключение мультиметра к схеме рис. 7.1
Рис. 7.3 Подключение мультиметра к схеме рис. 7.1
  • плотно обмотать очищенными от изоляции концами проводов концы красного и черного щупов мультиметра (см.рис. 7.3 “б”). После этого, концы щупов нужно обмотать изолентой (на фото это не показано) — это предотвратит возможность замыкания щупов друг с другом (хотя это и не опасно) и соскальзывание намотанных на щупы проводов;

  • подключить подсоединенные к щупам провода так, как это показано на рис. 7.3 “в”. То есть, черный щуп мультиметра нужно подключить к шине “GND”, а красный щуп — к порту “Р2” Micro:bit — ориентируйтесь по цвету проводов. Заметим, что подключить щупы можно и наоборот, но тогда на дисплее мультиметра появится знак “минус”, как если бы мы измеряли “отрицательное” напряжение;

  • подключите штатным кабелем Micro:bit к ПК и загрузите в него программу, приведенную на рис. 7.4;

  • переключателем установите предел измерения мультиметром постоянного напряжения в положение “20V”. Мультиметр начнет показывать величину напряжения на движке потенциометра;

  • немного поверните маленькой отверткой движок потенциометра и убедитесь, что величина напряжения на экране мультиметра изменилась. Одновременно, изменится и число, которое будет прокручиваться на дисплее Micro:bit. Поэкспериментируйте, вращая движок потенциометра, и убедитесь, что в одном из крайних положений движка потенциометра на дисплее будет число ближе к цифре “0”, а в другом крайнем — ближе к цифре “1023”.

Рис. 7.4 Программа считывания аналогового напряжения
Рис. 7.4 Программа считывания аналогового напряжения

Вы скажете: “Да, мы убедились, что Micro:bit может считывать аналоговые сигналы. Но это же неудобно, если напряжения, которые он показывает на дисплее, выражены не в общепринятых единицах измерения (вольтах), а в каких-то своих?” — Мы с вами абсолютно согласны, и поэтому, продолжим наши эксперименты.

7.2. Превращаем Micro:bit в настоящий вольтметр

Согласитесь, что, если мы знаем, что напряжению 0 В соответствует число “0”, а напряжению 3,3 В соответствует число “1023”, то мы можем заставить Micro:bit пересчитывать эти цифры в вольты. Для этого нужно понять, сколько вольт приходится на каждую единицу измерения, которыми пользуется Micro:bit. Для этого делим 3,3В на 1023 единицы и получаем коэффициент пересчета 0,003226В. Теперь, если каждую единицу измеренную Micro:bit умножать на такой коэффициент, мы будем получать результат в вольтах (см. рис. 7.5).

Рис. 7.5 Программа измерения аналоговых напряжений в вольтах
Рис. 7.5 Программа измерения аналоговых напряжений в вольтах

...

7.2. Творческое задание №6

В светофоре, который мы собрали и запрограммировали, всего три светодиода. Как говорится: “Маловато будет!” А что если научить работать в светофоре не три, а шесть СИД? — Попробуйте!

Рис. 7.17 Светофор, использующий шесть СИД
Рис. 7.17 Светофор, использующий шесть СИД

На рис. 7.17 приведены наши подсказки:

  • для удобства, можно разместить три СИД на стороне макетной платы с маркировкой “a”...”e”, а другие три — на стороне с маркировкой “f” … “j”;
    — СИД подключите к портам “Р0”, “Р1”, “Р2”, “Р3”, “Р4” и “Р6”;

  • если вы не еще не используете на макетной плате модуль питания “+5V”, то соедините проводной перемычкой шины “GND1” и “GND2”;

  • время свечения СИД установите в соответствие с таблицей рисунка.

Напомним, что в MicroBit порты “Р3”, “Р4”, “Р6”, “Р7” и “Р10” подключены к цепям управления дисплеем. То есть, до использования портов “Р3”, “Р4” и “Р6” нужно отключить дисплей командой display.off() сразу же после строки from microbit import *

7.10. ШИМ в управлении яркостью СИД

Давайте еще раз используем схему дверного звонка рис. 7.11 и применим на практике то, что мы узнали про ШИМ для регулирования яркости светодиода (см. рис. 7.22). 

Рис. 7.22 Программа управления яркостью СИД при помощи ШИМ
Рис. 7.22 Программа управления яркостью СИД при помощи ШИМ

7.13. Работа Micro:bit с дисплеем LCD-1602

Рис. 7.30 Подключение дисплея LCD-1602
Рис. 7.30 Подключение дисплея LCD-1602

Дисплей обменивается информацией с Micro:bit по шине I2C1 через порты “Р19” и “Р20”. При подключении дисплея (см. рис. 7.30) вспомните лайфхак с вилками и розетками, о котором мы рассказали при подключении дальномера. И, обязательно, используйте модуль питания “+5V”.

Написать программу для использования дисплея в уже привычном нам редакторе Python Editor пока не получится. Перейдем для этого в среду программирования Make Code (https://makecode.microbit.org/)... 

Рис. 7.34 Дисплей LCD-1602 в компьютерной игре "Предсказатель будущего"
Рис. 7.34 Дисплей LCD-1602 в компьютерной игре "Предсказатель будущего"

----------------------------- конец цитирования книжки —-------------------------

Думаю, теперь каждому понятно, что в сравнении с MicroBit, унылые светодиодные “мигалки” — это полный “кринж”. Ну, а если интересно, откуда приведены цитаты и картинки, погуглите “”Школьный” контроллер MicroBit: 50+ занимательных программ на пути в IT".

Кстати, уже после того, как книжка была издана, пришла в голову мысль, что про “путь в IT” мы написали зря. Не каждому это нужно! Важно, что освоив Microbit, ваши дети начнут гораздо лучше понимать, как устроен окружающий их мир: от лифта и пульта ДУ теликом, до промышленных/медицинских роботов и боевых дронов. А это же здорово!

А закончить этот разговор хочу девизом (почти, как у ВДВ): ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?

Комментарии (21)


  1. GarryC
    07.06.2023 15:10
    +4

    Все забавно, но Ардуина то чем не угодила ?


  1. MAXH0
    07.06.2023 15:10
    +8

    Умиляет сокращение аналогового выхода на КДПВ.
    Если пособие рассчитано на подростков, то минутка веселого настроения с таким пособием обеспечена.


  1. mlnw
    07.06.2023 15:10
    +1

    Не нужны государству полчища детей с Ардуинами. Все эти кружки робототехники - полная профанация, где дети вроде бы и заняты, но спроектировать по итогу что-то отличное от метеостанции и прочего дефолта, самостоятельно даже близко не могут, и не хотят, т.к. мигать светодиодом интересно, а понять физику процесса - нет.


    1. forester22
      07.06.2023 15:10
      +4

      Неправда, очень многое от препода зависит.

      Год учил детей на Роббо и в том числе подталкивал к дальнейшему развитию.

      А вот Лего (хоть я непосредственно и не работал) мне в этом плане нравится меньше.


    1. avacha
      07.06.2023 15:10
      +1

      Потому что теряется самое главное - практическое применение. Мигательная хреновина интересна разве что самым маленьким, метеостанцию дешевле купить на Али готовую. Собрать радиомодель? Этого добра навалом. Летающую модель? Гражданин, пройдёмте. Робот-пылесос? В любом магазине на выбор.

      Максимум чем потенциально смог заинтересовать - сборкой своего собственного электросамоката/велосипеда. Это уже ближе к практике, это можно пощупать, поэксплуатировать по назначению.


      1. iamkisly
        07.06.2023 15:10
        +4

        Имхо, не там ищите мотивацию. Купить на сегодняшний день можно всё. И это всё относительно дёшево. Нужно понять, что большинство из тех кто занимается электроникой на любительском уровне, делают это just for fun, просто так. Чаще всего это вызов самому себе, который чащевсего только создаёт проблемы (тоже самому себе).

        Для ребёнка который по сути не знает чего он хочет такое усидчивое занятие, как кодинг и какие-то законы Ома.. это сложно и не интересно. К тому же это увлечение не оценят сверстники. Выход - тупая крупноузловая сборка. Например, собрать bt колонку из готовых модулей. Скрутил провода вместе и оно заработало. Если надо спаять что-то с применением рассыпухи, то результат тоже должен быть сразу без настройки и создания прошивки. Интерес к длительным процессам и нюансам появится потом (или не появится), когда он захочет что-то изменить, что не реализовано в копеечных китайских модулях.


      1. N-Cube
        07.06.2023 15:10

        3д принтер же. Я детям взял такой, серию статей публиковал на хабре, так вот приключений с бюджетной китайской моделью - уйма, зато и результат есть, можно себе всякое напечатать и друзьям подарить.


      1. Didimus
        07.06.2023 15:10

        Можно усилитель собрать. Хочешь слушать музыку? Вот, пожалуйста


    1. N-Cube
      07.06.2023 15:10
      +1

      Если всерьез разбираться, то и метеостанции на всю профессиональную карьеру толпе инженеров хватит. Бош регулярно обновление своих датчиков для метеостанций выпускает, и только вам кажется, что там все просто. Попробуйте хотя бы температуру на датчике внутри корпуса устройства замерять так, чтобы исключить влияние нагрева самого датчика и всего устройства…


    1. MAXH0
      07.06.2023 15:10
      +2

      Не нужны государству полчища детей с Ардуинами. 

      Вот позвольте не согласиться. У государства как раз есть замечательная в методологическом плане система технопарков: "Кванториумов", "IT-кубов" и пр. Искоренить бы еще коррупцию креативных инноваторов в верхах движения и цены бы не было системе.
      Но низовой уровень работает хорошо и с энтузиазмом. И робо здесь в тему. А Ардуино хорошо ложится как мостик от Лего к программированию микроконтролиров в "рассыпухе".
      Условно: 9-11 лет -- Лего; 12 -- 13 - Ардуино; 14-17 -- пайка своего проекта из комплектующих.

      Бессмысленная и беспощадная жесть в использовании Ардуинок начинается как раз в коммерческом обучении. Потому что франшиза. А если упаковать урок в бизнес-модель, то маркетинг побеждает педагогику. Хотя и там исключения есть. НО это не крупные сетевые франшизы, а энтузиасты, сбежавшие со школы за деньгами.


      1. N-Cube
        07.06.2023 15:10

        А Ардуино хорошо ложится как мостик от Лего к программированию микроконтролиров в "рассыпухе".
        9-11 лет -- Лего; 12 -- 13 - Ардуино; 14-17 -- пайка своего проекта из комплектующих.

        Вас не затруднит продемонстрировать свой аналог Raspberry Pi «из комплектующих»? С учетом хотя бы гигабайта памяти и по одному транзистору (и конденсатору) на бит (и даже не говоря о самом процессоре) предложение собрать это на рассыпухе выглядит странно, мягко говоря.


        1. MAXH0
          07.06.2023 15:10
          +1

          Мы же говорим о Ардуино, не так ли? Точнее, обсуждаем тезис " Не нужны государству полчища детей с Ардуинами." Откуда у вас возник вопрос о Raspberry Pi?

          Кстати, под "рассыпухой" здесь подразумевались не транзисторы и диоды, а вполне себе микроконтроллеры, но требующие пайки и "серьезного" программирования.


          1. N-Cube
            07.06.2023 15:10
            -1

            В 17 лет ардуину программировать бессмысленно, еще лет десять назад это был один из самых паршивых контроллеров по всем параметрам, да еще и перецененный в разы. Ну попробуйте ардуину собрать на дискретных компонентах, раз вам так хочется…
            «Рассыпуха» имеет вполне известное значение и это вовсе не интегральные схемы, а именно что радиодетали для монтажа на печатные платы.


    1. Didimus
      07.06.2023 15:10
      -1

      Пример из жизни: дети не знают дроби зато пишут на питоне


      1. aumi13
        07.06.2023 15:10
        +2

        дети не умеют читать и писать, зато прекрасно орентируюца в поиске любимых передачь на ютубе в зомбойащике


    1. danjahjah
      07.06.2023 15:10

      Вы на возраст учеников обратили внимание? Детей сначала надо заинтересовать всякими мигающими штуками, а уже потом объяснять физику процесса


      1. mlnw
        07.06.2023 15:10

        В том то и дело, что это как с "рисованием совы": есть ощущение, что конверсия от "заинтересовал 7-летку мигающими штуками", до "осознал как всё работает и создал что-то принципиально новое" на масс-рынке составит 0.0001%. Если же пройтись с опросом среди тех, кто-таки смог осилить весь путь, спросив, откуда человек втянулся, выяснится, что основная часть познала дзен не начав с конструктора "Знаток" в первом классе, а уже в сознательном возрасте, после получения соотв. базы, и предыдущий опыт "воткни элементы по инструкции и узри как замигали лампочки" был совсем не опыт.


        1. N-Cube
          07.06.2023 15:10

          По моему опыту, все высококлассные и даже средние «электронщики» начинали этот путь еще с младшей или средней школы (самоучками, в мое время, ибо в 90х податься было некуда). И да, после окончания ВУЗа по специальности радиофизика и электроника новых умельцев не добавилось - кто умел до поступления, стали уметь лучше, кто не умел, и не научились. Так что в нужном возрасте помигать лампочками - зачастую это и есть путь в профессию.


  1. ivankudryavtsev
    07.06.2023 15:10

    Del


  1. Vad3333
    07.06.2023 15:10

    Коллеги, у нас как всегда действует принцип "спасение утопающих ..." Какие - такие нововведения у чиновников?! Вы хотите сломать годами устоявшеюся бюрократическую схему в образовании?! Там все настолько забронировано и забетонировано всякими методиками и регламентами, что изменить положение может только увольнение всей верхушки оставшейся 90-х и 2000-х, да и современных "эффективных менеджеров" нужно проредить.

    Теперь об утопающих. У нас как всегда нет единой стратегии обучения, поэтому остатки "интересующихся" родителей (не детей) растаскивают по своим "норам" ардуинщики, скрачеры, питонисты и прочие робо-лего кружки. А подход такой, что если "клиент платит", то нужно его удерживать любыми способами. Вот и сидят выпускники собирают кубики лего, а детей после детского сада пытаются научить микроэлектронике. Ну да о чем я, если сейчас взрослые дядьки повально в игрушки играют.

    Т.е. нет более-менее единого подхода что-когда в каком возрасте лучше изучать детям. А это важно, если не хотим вызвать стойкого отвращения к предмету.

    Например первоклашкам можно играть в электро-кубики и лего-роботы, как начали изучать физику можно уже переходить к мехатронике, основам программирования и алгоритмам. Начали изучать электричество в школе - добро пожаловать в мир микро и прочей электроники.

    Не, я не спорю, вудер-киндеры должны заниматься по своему плану. Тока, кто не считает своего ребенка выдающимся, особенно если он соединил два проводка и светодиод зажегся!!

    Ну и собственно насчет Микробита. Думаю у него достаточно узкая ниша и туманные перспективы, т.к. не сложилась у нас достаточная экосистема этого устройства (учебники, доступность деталей и компонентов, живое сообщество) да и само устройство не то чтобы ВАУ(!) и по возможностям и по ценнику в наших ес-сно условиях. Ардуино уже устарело в свете новых направлений. Поэтому думаю лучше вкладываться в китайские ESP контроллеры или Raspberry системы. Они и доступней и литературы и возможностей на порядок больше.


    1. N-Cube
      07.06.2023 15:10

      По микробиту огромное количество отличных обучающих материалов, а компонентов в самом микробите уже изрядно. Вот прямо из среды программирования куча уроков на ютубе доступны. А еще есть 3д модели для печати всякого с микробитом.