Привет!

В своей первой статье расскажу, как анализ процессов может помочь в оценке эффекта от новой функциональности на сайте.

Меня зовут Дмитрий Шорохов, я работаю бизнес-аналитиком в Спортмастере. Весной меня подключили к задаче по разработке личного кабинета для корпоративных клиентов нашей компании (далее ЛК для ЮЛ).

Введение

Изначально не было понимания, как оценить экономический эффект от этого продукта. Да, он улучшит клиентский опыт, но вряд ли окажет влияние на продажи. Тем не менее требовалось эффект оценить и приложить к задаче на разработку. Мне же удалось посмотреть на ЛК ЮЛ с точки зрения оптимизации процессов и этот подход к оценке эффекта был утвержден.

Основная ценность личного кабинета в информации, которая доступна пользователю. Данные по заказам, справочная информация и возможность отредактировать реквизиты для дальнейших заказов - ключевые функции ЛК ЮЛ. Здесь я задал себе вопрос - а где клиент узнает эту информацию сейчас? Ответ - в службе клиентского сервиса Спортмастер!

Так я предложил оценить, сколько времени менеджеров по продажам юридическим лицам получится сэкономить благодаря разработке личного кабинета для ЮЛ. В этом мне помогло знание методики функционально-стоимостного анализа процессов, данные компании и экспертные оценки менеджеров по работе с ЮЛ.

С чего начать

В первую очередь, я сопоставил фичи личного кабинета с задачами менеджеров по работе с юридическими лицами.

Подготовил черновик, опираясь на свои знания процессов, а итоговый список составили вместе с менеджерами. На этом этапе появилось понимание, какие задачи клиентского сервиса может решить наш продукт.

Пример получившейся таблицы
Пример получившейся таблицы

Столбец Ожидаемый эффект для КС (клиентского сервиса) использовал для описания того, как именно фича ЛК снизит нагрузку на менеджеров. Например, клиент будет получать информацию о статусе заказа, поэтому снизится количество обращений по статусу заказа.

Далее по методике функционально-стоимостного анализа нужно было определить частоту и длительность выполнения каждой задачи. Количество процессов в данном случае равно количеству заказов юридических лиц и количеству зарегистрированных обращений на горячую линию клиентского сервиса.

Как оценить трудозатраты без точных данных

Сложность заключалась в отсутствии системных данных по частоте выполнения большинства задач, т. к. они носили характер внесистемных консультаций по телефону и в почте. Исключением была только консультация по статусу заказа при звонке на единый номер клиентского сервиса. Входящие запросы и время работы специалиста фиксируются в системе по каждому обращению. Поэтому здесь у нас были точные данные.

Решением стала экспертная оценка. Я собрал рабочую группу из трех менеджеров ЮЛ и попросил независимо друг от друга оценить каждую задачу по трем параметрам:

  1. Частота выполнения в процессе, % от всех заказов менеджера

  2. Время выполнения задачи, минут

  3. Ожидаемое снижение нагрузки при реализации фичи, %

Усреднив экспертные оценки и перемножив количество процессов на вероятность исполнения операции, я получил базу для расчета эффекта.

В итоге, напротив каждой фичи личного кабинета мы получили количество минут в год, которое потенциально может сэкономить данная функция ЛК ЮЛ. По нашим оценкам при реализации всех функций личного кабинет получится высвободить порядка 250 часов в год при текущем количестве заказов.

Таблица с расчетом эффекта, данные изменены для примера
Таблица с расчетом эффекта, данные изменены для примера

Для наглядности отдельно я пересчитал эти данные в годовую экономию FTE (Full‑Time Employee), то есть показал долю рабочего времени при полной занятости 40 часов в неделю. А также отразил ожидаемый вклад каждой из функций в снижение трудозатрат клиентского сервиса.

Заключение

Нужно отметить, что этот расчет служит скорее для приоритезации функций ЛК и формализации эффекта, нежели для точной оценки экономии компании от разработки личного кабинета ЮЛ. Это было ясно изначально и задало тон всей работе - важно было подготовить расчет, не затратив слишком много времени и сил. И у нас это получилось.

Надеюсь, вам было интересно и полезно посмотреть на функциональность сайта через призму бизнес-процессов и функционально-стоимостного анализа. Делитесь своими мнениями и кейсами в комментариях!

***

Кстати, мои коллеги из Спортмастер ведут канал в Telegram, где регулярно публикуют полезные материалы из области бизнес-анализа, менеджмента и цифровых технологий. Без айтишных мемов тоже не обходится, так что присоединяйтесь! 

Комментарии (2)


  1. Samr1
    29.07.2023 14:42
    +1

    Спасибо за статью. Отрадно, когда решение "внедрять/не внедрять" проходит фильтр экономического эффекта. Было бы здорово, если бы Вы поделились большей вводной информацией: менеджер ЮЛ сразу отвечает на звонок или сначала идет контакт клиента с первой линией поддержки? Свободные 250 часов в год от внедрения на менеджера/рабочую группу/подразделение? Сколько это в % от общей занятости? На сколько % стоимость внедрения ЛК превосходит по эффекту регулярные затраты на клиентскую поддержку прежними методами? Ость ли оценка влияния ЛК ЮЛ на экономический эффект для клиента, кроме повышения CSI и NPS?


    1. DShorokhov Автор
      29.07.2023 14:42

      Роман, спасибо за интерес к статье! Звонки поступают как менеджеру, так и на первую линию клиентского сервиса. Клиенты чаще выбирают обратиться к своему менеджеру напрямую.

      Оценка в 250 часов приведена на рабочую группу, что составляет порядка 2% от общей занятости. Метод расчета не претендует на большую точность, поэтому мы не сопоставляли эффект с расходами на разработку.

      Как отмечал в статье, основная ценность заключается в приоритезации функций и проявлении эффекта на стороне клиентского сервиса, т.к. экономический эффект от влияния на поведение клиента видится неразличимым.