Органы индикации и управления

Как и все достаточно ранние ЭВМ, ЕС-1020 имела пульт управления, содержащий довольно много индикаторов, кнопок и переключателей. К сожалению, найти фотографию пульта советского варианта этой машины в сколько-нибудь приличном качестве мне не удалось, поэтому привожу изображение пульта болгарского варианта машины из какого-то рекламного проспекта 1970-х годов (его выходные данные отсутствуют), а ниже — рисунок размещения основных средств индикации и органов управления советского пульта. Несмотря на ряд существенных внешних различий, эти пульты практически идентичны.

Пульт управления болгарского варианта ЕС-1020
Пульт управления болгарского варианта ЕС-1020
Расположение органов индикации и управления на советском варианте пульта ЕС-1020, скан из [2]
Расположение органов индикации и управления на советском варианте пульта ЕС-1020, скан из [2]

В самом верху обоих пультов расположены индикаторные лампы, отражающие текущее содержимое регистра микрокоманд РМК (два верхних ряда) и адреса постоянной памяти РАПП (третий ряд).

Следом размещаются три группы индикаторов состояния мультиплексного и обоих селекторных каналов. На изображении болгарского пульта видно, что они разноцветные: красные индикаторы отражают состояние различных триггеров ошибок, белые — обычную информацию, жёлтые — контрольные разряды байтов.

Ещё ниже расположены лампы регистра индикации в количестве 21 штуки: два полных байта с контрольными битами и обрезанный байт, содержащий два информационных и один контрольный разряды. Микропрограмма, обслуживающая пульт, заносит в этот регистр ту или иную информацию; сразу после останова процессора, например, там содержится адрес следующей выполняемой команды.

Три нижних ряда ламп отражают состояние ряда регистров и триггеров процессора. Их компоновка в советском и болгарском вариантах несколько отличается, однако сама информация остаётся той же самой: 18 информационных и три контрольных бита регистра адреса памяти РМН, два байтовых регистра данных памяти РН и РЗ, входные регистры БА РА и РВ и выход БА С, регистр ошибок РО (все его индикаторы — красные, поскольку их установка означает обнаружение того или иного сбоя) и индикаторы состояния отдельных триггеров. Их четыре штуки (на советском пульте нарисовано пять квадратиков, но в тексте прямо говорится, что их четыре):

  • индикатор триггера тяжёлого останова ТТО (красного цвета);

  • индикатор совпадения адреса того или иного вида памяти с набранным на пульте;

  • индикатор выполнения микропрограммы обслуживания одного из селекторного канала;

  • индикатор выполнения микропрограммы обслуживания мультиплексного канала.

На болгарском пульте в левом верхнем углу расположены пять больших индикаторов, сверху вниз:

  • система (синий) — горит, когда процессор выполняет какую-либо микропрограмму, а не полностью остановлен;

  • ручная работа (жёлтый) — отражает состояние триггера ТОСТ и горит, когда процессор остановлен с точки зрения программы, т. е. не выполняет команды и не обслуживает прерывания, но при этом способен выполнять ручные операции, инициируемые с пульта (считывание или изменение содержимого ячеек памяти и т. п.);

  • контроль (красный) — загорается, когда один из переключателей режимов работы не находится в положении «Автомат» (в этом положении они должны находиться, когда машина обычным образом выполняет программу);

  • ожидание (жёлтый) — загорается, когда в PSW устанавливается бит режима ожидания, т. е. когда процессор команды не выполняет, но может обрабатывать прерывания. На изображении пульта верхнюю строку надписи разобрать не удаётся, а в нижней строке написано «режим»; я прихожу к выводу, что это индикатор режима ожидания, исходя из того, что те же пять индикаторов имеются на советском пульте, но расположены в другом месте;

  • загрузка (жёлтый) — горит, пока установлен триггер начальной загрузки программы, т. е. от момента начала загрузки и до её завершения с точки зрения аппаратуры (до окончания выполнения канальной программы, считывающей программу процессора в памяти). На болгарском пульте угадывается надпись ПЗП или НЗП — «(перво)начальная загрузка программы»; эта аббревиатура часто встречается на пультах и в технической документации разных советских ЕС ЭВМ.

В советском пульте, судя по рисунку, эти пять индикаторов представлены лампами обычного размера, расположенными в правой нижней части пульта («Состояние системы»).

Далее на болгарском пульте идут две кнопки синего и красного цвета. Надписи на них нечитаемы, но, по всей вероятности, это кнопки включения и выключения питания. Замечу, что их расположение отдельной группой, а не рядом с прочими переключателями и кнопками, при эксплуатации удобнее: меньше риск, что оператор случайно нажмёт не ту кнопку.

В самой нижней части болгарского пульта мы видим две группы по пять поворотных переключателей — левая группа называется «Адрес памяти», а правая — «Адрес команды». Поскольку адреса в ЕС-1020 являются 18-разрядными, самый левый переключатель каждой из групп имеет четыре позиции, а остальные четыре — по 16 (один переключатель кодирует одну шестнадцатеричную цифру адреса). На советском пульте эти две группы находятся примерно в середине панели переключателей и конструктивно выполнены иначе («колёсико», торчащее сквозь прорезь панели пульта), из-за чего на рисунке обозначены прямоугольниками. Несмотря на свои названия, эти переключатели являются довольно многофункциональными:

  • переключатели «Адрес памяти» в зависимости от положения других переключателей пульта могут задавать адрес основной, локальной или мультиплексной памяти, памяти ключей защиты, постоянной памяти, номер аппаратного регистра процессора или регистра одного из каналов;

  • переключатели «Адрес команды» могут задавать собственно адрес команды, адрес постоянной памяти или адрес внешнего устройства для выполнения начальной загрузки, а также данные для записи в память или регистры процессора.

В верхней части панели переключателей и у нас, и у болгар идут четыре поворотных переключателя, задающих режимы работы процессора и пульта.

 Переключатель «Тип памяти» задаёт, к какому виду памяти или к какой группе регистров производится обращение с пульта. Предусмотрены следующие варианты:

  • ОП — основная память;

  • МП — мультиплексная память;

  • ЛП — локальная память;

  • ПЗ — память ключей защиты;

  • ЦП — регистры центрального процессора;

  • КМ — регистры мультиплексного канала;

  • КС1 — регистры первого селекторного канала;

  • КС2 — регистры второго селекторного канала.

Переключатель «Режим работы» имеет четыре положения: «Автомат», «Команда», «Микрокоманда» и «ОП». Первое из них означает обычную работу, когда процессор выполняет команду за командой (если, конечно, он не остановлен). Положения «Команда» и «Микрокоманда» позволяют выполнять соответственно по одной команде или одной микрокоманде, после чего процессор останавливается либо в логическом смысле (прекращение выполнения команд), либо физически (останов синхронизации для прекращения выполнения микрокоманд). Положение «ОП» используется в некоторых пультовых операциях, о чём будет сказано ниже.

Переключатель «Сравнение адресов» имеет, кроме «Автомата», ещё шесть положений.

В положении «Останов ОП» при обращении процессора к ячейке основной памяти, адрес которой набран на переключателях «Адрес памяти», аппаратно устанавливается триггер останова ТОСТ. Микропрограмма реализации текущей выполняемой команды или прерывания дорабатывает до конца и обычным образом передаёт управление микропрограмме «главного цикла». Последняя, в числе прочего, анализирует состояние этого триггера, что приведёт к логическому останову процессора (это описывалось в предыдущей статье), после чего с пульта можно выполнять различные операции. При нажатии кнопки «Пуск» процессор возобновит выполнение программы с точки останова (или с другой команды, если адрес команды был вручную изменён).

Положение «Останов по записи ОП» аналогично предыдущему с той разницей, что триггер ТОСТ устанавливается лишь при записи по заданному адресу.

Положение «Переход ОП» выполняет две функции. Если переключатель «Режим работы» находится в положении «Автомат», то при совпадении адреса обращения к памяти со значением, набранным на переключателях «Адрес памяти», производится занесение в регистр РМФЕ значения с переключателей «Адрес команды», что обеспечивает переход процессора на выполнение этой команды (это можно использовать, например, для зацикливания выполнения нескольких команд программы). Если переключатель «Режим работы» находится в положении «Команда» или «ОП», происходит зацикливание операции, выполняемой с пульта.

Положение «Останов ПП» остановит процессор после выполнения микрокоманды, адрес которой задан переключателями «Адрес памяти». Работа возобновляется после нажатия кнопки «Пуск».

Положение «Переход ПП» вызовет переход микропрограммы на заданный переключателями «Адрес команды» адрес, как только будет выполнена микрокоманда с адресом, указанным переключателями «Адрес памяти», что используется для зацикливания выполнения участка микропрограммы.

Положение «Синхроимпульс ПП» никак не влияет на работу процессора, однако при выполнении микрокоманды с адресом, заданным переключателями «Адрес памяти», вырабатывается специальный импульс. Этот режим предназначен для, например, запуска осциллографа в момент выполнения определённой микрокоманды.

Переключатель «Контроль» имеет три положения: «Автомат», «Останов» и «Блокировка». Когда этот переключатель находится в положении «Останов», при обнаружении любой машинной ошибки в собственно процессоре или в каналах процессор немедленно переходит в состояние тяжёлого останова вместо вызова микропрограммы обработки ошибок. В состоянии «Блокировка», напротив, процессор игнорирует любые ошибки. В состоянии «Автомат», как несложно догадаться, процессор обрабатывает машинные ошибки обычным образом — осуществляет переход на микропрограмму обработки ошибки, как описывалось в одной из предыдущих статей.

Помимо описанных переключателей, на пульте имеется целая дюжина различных кнопок. На советском пульте они разделены на две группы — в одной, слева внизу, собраны 10 кнопок, в другой, в правом нижнем углу, находятся всего две. В данном случае советский вариант выглядит удачнее болгарского, где все 12 кнопок расположены одним блоком правее переключателей режимов: двумя «особыми» кнопками являются «Загрузка» и «Прерывание» — и только они, вообще говоря, нужны оператору в процессе работы с машиной. Остальные десять кнопок нужны либо инженеру, налаживающему процессор, либо системному программисту, ведущему отладку системной программы прямо с пульта. К ним относятся:

  • «Контроль ламп» — нажатие этой кнопки зажигает все лампы пульта, чтобы проверить их исправность;

  • «Блокировка таймера» — отключает обновление интервального таймера (эта кнопка имеет фиксатор и подсветку, включаемую при её нажатии);

  • «Гашение» — инициирует сброс процессора, по завершении которого последний переходит в состояние останова. Заметим, что нажатие кнопки «Загрузка» также выполняет сброс процессора, но после этого процессор не останавливается, а инициирует загрузку с заданного устройства. Начальные действия по гашению выполняются аппаратно, после чего с фиксированного адреса 1 начинается выполнение микропрограммы гашения, которая и осуществляет основную часть работы по установке оборудования в исходное состояние;

  • «Гашение сбоя» — нажатие на эту кнопку сбрасывает триггер тяжёлого останова и триггеры ошибок, что позволяет возобновить работу процессора после сбоя. Это гашение выполняется чисто аппаратными средствами;

  • «Останов» — переводит процессор в состояние останова. Как было сказано в предыдущей статье, технически нажатие на эту кнопку устанавливается триггер ТОСТ, а сам останов реализован микропрограммно. Пока ТОСТ установлен, кнопка «Останов» подсвечивается;

  • «Пуск» — если переключатель режима работы находится в положении «Автомат», то нажатие этой кнопки сбрасывает триггер ТОСТ, что ведёт к возобновлению выполнения программы. Если указанный переключатель находится в положении «Команда» или «Микрокоманда», то процессор выполняет соответственно одну команду (её адрес находится в РМФЕ) или одну микрокоманду, после чего опять останавливается. Как влияет эта кнопка на режим работы «ОП», литература не сообщает;

  • «Занесение РАПП» — нажатие этой кнопки заносит адрес микрокоманды, набранный на переключателях «Адрес команды», в регистр адреса постоянной памяти РАПП, т. е. задаёт, какая микрокоманда будет выполнена следующей. В отличие от многих других операций пульта, эта операция, по понятным причинам, выполняется чисто аппаратными средствами;

  • «Занесение АК» — по этой кнопке адрес, набранный на переключателях «Адрес команды», заносится в качестве адреса следующей команды в регистр РМФЕ и соответствующие ячейки локальной памяти, а также пересылается в регистр индикации для отображения на пульте;

  • «Чтение» — выполняет чтение ячейки памяти или регистра, чей адрес набран на переключателях «Адрес памяти», а тип задан переключателем «Тип памяти», и заносит полученное значение в регистр индикации, что приводит к отображению информации на пульте;

  • «Запись» — выполняет запись информации, набранной на переключателях «Адрес команды», в ячейку памяти или регистр, выбранные переключателями «Тип памяти» и «Адрес памяти». Для занесения одной и той же информации в несколько подряд расположенных ячеек памяти предусмотрена специальная процедура: сначала с помощью кнопки «Занесение АК» в регистр РМФЕ с переключателей «Адрес команды» заносится начальный адрес области памяти, затем на переключателях «Адрес команды» устанавливается записываемая информация, а на переключателях «Адрес памяти» — адрес последней ячейки области (переключатель «Тип памяти», естественно, определяет, в память какого типа будет выполняться запись). После этого необходимо установить переключатель «Сравнение адресов» в положение «Останов ОП» или «Переход ОП», а переключатель «Режим работы» — в положение «ОП», и нажать кнопку «Запись». В результате микропрограмма запишет заданную информацию в указанную область памяти, после чего либо остановит процессор, либо возобновит запись с начала области, т. е. зациклит операцию записи.

Техническая реализация

Блок-схема пульта приведена на рисунке.

Блок-схема пульта управления, скан из [2]
Блок-схема пульта управления, скан из [2]

Для обеспечения доступа микропрограммы к регистрам, отражающим значения большинства переключателей и некоторых индикаторов пульта, предусмотрена передача содержимого регистров пульта на вход В БА и запись результата операции БА в регистры пульта, что управляется обычными полями микрокоманды В и С, как описывалось в одной из предыдущих статей. Однако здесь имеется одна тонкость. Дело в том, что поля В и С имеют по пять разрядов, что позволяет закодировать лишь 32 источника или приёмника информации, однако в машине их ощутимо больше: помимо регистров собственно процессора и пульта, имеются регистры трёх каналов. По этой причине лишь у регистров собственно процессора имеются свои уникальные имена и коды для этих полей (например, регистр РН задаётся комбинацией 00001). Регистры и пульта, и каналов носят одинаковые обозначения РР1–РР9, РРА–РРЕ. К регистру какого именно узла выполняется обращение, определяется битами регистра РБС: бит 2 устанавливается для обращения к пульту, бит 3 — ко второму селекторному каналу, бит 4 — к первому селекторному каналу и 5 — к мультиплексному каналу. Если микрокоманда не использует указанные «разделяемые» регистры, состояние этих битов РБС может быть произвольным: они часто используются как флажки, устанавливаемые и проверяемые микропрограммами, реализующими систему команд, и лишь при выполнении пультовых операций и обслуживании каналов приобретают описанный специальный смысл.

Значения, набранные на переключателях «Адрес памяти» (они обозначены буквами А–Д), доступны микропрограмме через три псевдорегистра РР3, РР4 и РР5. Я их называю псевдорегистрами по той причине, что фактической необходимости хранить информацию нет: роль «хранилища» играют сами переключатели, а эти «регистры» служат лишь для выдачи того или иного значения на вход В БА. В РР3 используются лишь два бита — он соответствует четырёхпозиционному переключателю А; в двух других регистрах используются все восемь разрядов, поскольку они соответствуют парам шестнадцатеричных переключателей Б, В и Г, Д соответственно.

Аналогичным образом, значение, набранное на переключателях «Адрес команды», доступно через псевдорегистры РР6, РРГ и РРД.

Состояние восьмипозиционного переключателя «Тип памяти» отражается псевдорегистром РРВ. Как именно кодируется состояние, информации нет; скорей всего, в РРВ в любой момент времени установлен лишь один бит.

Для отображения произвольной информации на пульте предусмотрены регистры РР5, РР6 и РР7, все вместе образующие регистр индикации РИНД. Как видим, у двух из них номера совпадают с регистрами переключателей адресов, но технически это совершенно другие регистры. РР5 имеет два информационных бита, РР6 и РР7 — по восемь; кроме информационных, в их состав входит по одному контрольному разряду.

Наконец, в состав пульта входит регистр РР9, который был частично описан в предыдущей статье. Его четыре младших бита используются для организации работы интервального таймера, что, собственно, и было описано, а разряды 1–3 являются признаками пультовых операций. При нажатии на любую из кнопок «Чтение», «Запись» или «Занесение АК» сбрасывается триггер останова ТОСТ и устанавливается один из этих трёх битов. Микропрограмма выполнения пультовых операций зацикливается на проверке состояния ТОСТ. Когда обнаруживается его сброс, она проверяет состояние битов РР9[1:3] и выполняет требуемую операцию. При нажатии кнопки «Пуск» тоже производится сброс ТОСТ, однако ни один из битов РР9[1:3] не устанавливается, и микропрограмма обслуживания пульта заканчивает свою работу, передавая управление «главному циклу» для продолжения выполнения программы.

Заключение

Пожалуй, вся полезная информация, которую можно почерпнуть из имеющихся источников [1-3] касательно устройства и работы собственно процессора ЭВМ ЕС-1020, «выжата» и изложена в этой серии статей. «За бортом» осталась организация ввода-вывода: пожалуй, эту тему лучше обсуждать в отдельной серии, не привязанной жёстко к конкретной машине.

Представляется небезынтересным сравнить наши ЕС ЭВМ с примерно аналогичными по характеристикам моделями фирмы IBM, с устройством которых наши разработчики наверняка были более-менее знакомы. В случае ЕС-1020 уместным будет сравнение с моделями IBM 360/30 и 360/40 (модели с большими номерами имеют намного более высокую производительность и, очевидно, сильно отличающееся внутреннее устройство, а модели 20 и 25, во-первых, не являются первыми по времени появления, а во-вторых, не являются полноценными представителями Системы 360, хотя формально и отнесены к ней, — это была попытка IBM урезать архитектуру ради удешевления; например, модель 20 реализует всего 37 команд против 143 у полноценной Системы 360; в ЕС-1020 реализованы 142 команды — отсутствует лишь ДИАГНОСТИКА, предназначенная для выполнения различных операций по диагностике неисправностей оборудования и управлению его конфигурацией; её точные функции зависят от конкретной модели, а сама она является привилегированной, а соответственно, недоступной прикладным программам).

Как и процессор ЭВМ ЕС-1020, процессор ЭВМ IBM 360/30 (носящий, кстати, обозначение 2030) использует однобайтное АЛУ, а оперативная память используется и в качестве видимой программисту основной памяти машины, и в качестве локальной памяти процессора, и в качестве мультиплексной памяти мультиплексного канала. В частности, и «у нас», и «у них» программно доступные регистры общего назначения и регистры с плавающей запятой технически являются частью локальной памяти, т. е. хранятся в общем ферритовом ОЗУ. Таким образом, в самых базовых вещах мы наблюдаем полную идентичность обеих машин, но стоит копнуть чуть глубже, как сразу начинаются значительные различия.

В ЕС-1020 длительность такта процессора составляет 1 мкс, и она жёстко привязана к полуциклу работы ОЗУ (за 1 мкс ОЗУ либо считывает, либо записывает информацию; полный цикл памяти всегда состоит из чтения и последующей записи, но между этими операциями процессор может выполнять определённую обработку данных). В течение такта вырабатываются четыре синхроимпульса той или иной серии (ГИ, ТИ, СИ, ХИ); длительность каждого импульса составляет 200 нс, а между соседними импульсами имеется промежуток 50 нс.

В IBM 360/30 длительность такта процессора также привязана к полуциклу ОЗУ и в зависимости от модели последнего составляет либо 750 нс, либо 1 мкс. В течение такта формируются тоже четыре импульса, но одной-единственной серии (T1–T4); интервалов между импульсами нет: каждый из них имеет длительность 250 или 187,5 нс в зависимости от длительности такта.

Тактовые импульсы процессора IBM 2030 для такта в 750 нс, скан из [4]
Тактовые импульсы процессора IBM 2030 для такта в 750 нс, скан из [4]

Ширина доступа к памяти в ЕС-1020 составляет два байта (18 бит с учётом двух контрольных разрядов), объём программно доступной ОП — 64, 128 или 256 Кбайт (физически реализовано 18 линий адреса, не считая контрольных разрядов). В IBM 360/30 ширина доступа к памяти — 1 байт, а её объём составляет от 8 до 64 Кбайт (физически реализовано 16 линий адреса).

Общая организация потоков данных в IBM 360/30 выглядит подобно ЕС-1020 (см. рисунок), однако имеется ряд существенных различий.

Общая структура и потоки данных процессора IBM 2030, скан из [4]
Общая структура и потоки данных процессора IBM 2030, скан из [4]

В частности, легко видеть, что адресных регистров, позволяющих обратиться ко всему объёму ОП, всего два — UV и IJ; в ЕС-1020, напомню, их три — РГРИ, РПТУ и РМФЕ (вдобавок, «наши» регистры хранят по 19 бит, не считая контрольных, из-за более широкого физического адреса). Естественно, поскольку память в IBM 360/30 однобайтовая, регистр данных памяти (R) тоже однобайтовый против двух однобайтовых регистров РН и РЗ, объединяемых в двухбайтовый РНЗ, в нашей машине. А вот собственно регистр адреса памяти, хранящий адрес, по которому в данный момент осуществляется обращение, хоть и имеет разную ширину, «у них» называется MN, а «у нас» — РМН; как говорится, найдите семь отличий, а все совпадения случайны :).

Длина микрокоманды в IBM 360/30 составляет 60 бит; в ЕС-1020 микрокоманда технически содержит 64 бита, а логически — 62, поскольку два разряда не используются. Разделение микрокоманды на поля и их назначение довольно близки в обеих машинах, что вполне ожидаемо из-за концептуально схожей микроархитектуры, однако в частностях, как обычно, много отличий.

Общий формат микрокоманды процессора IBM 2030, скан из [4]
Общий формат микрокоманды процессора IBM 2030, скан из [4]

В частности, весьма серьёзно отличается управление подачей операндов на входы АЛУ, чем «заведуют» поля CA, CF для входа A и CB, CK, CG для входа B. Помимо сильно различающегося набора источников информации для этого входа, по-разному организована дальнейшая передача информации. В ЕС-1020 данные на вход А всегда передаются прямо, а на вход В они могут передаваться прямо, крест-накрест (старший полубайт вместо младшего и наоборот), с передачей либо старшего, либо младшего полубайта и обнулением второго полубайта (причём тоже или прямо, или накрест), или, наконец, с «перекосом», когда один из полубайтов запоминается в специальном регистре, предыдущее содержимое которого используется в текущей операции, а новое содержимое будет использовано в последующей. В IBM 360/30 выборочная подача полубайтов возможна для обоих входов АЛУ, подача крест-накрест — только для входа А, а вот аналога нашего перекоса там нет, что несколько усложняет выполнение некоторых операций, в частности, реализацию команды MVO.

АЛУ в IBM 360/30 выполняет только операции сложения и вычитания (как двоичные, так и двоично-десятичные) и логические: «и», «или», «исключающее или»; сдвигов нет (надо полагать, что сдвиг влево реализуется через сложение значения с самим собой, а сдвиг вправо — через пересылку крест-накрест и сложение с самим собой). Прямого аналога механизму косвенной функции нет, есть лишь возможность условного выполнения либо сложения, либо вычитания. Таким образом, функционально АЛУ ЕС-1020 является более эффективным и позволяет уменьшить объём микропрограмм, хотя фактическая производительность обеих машин примерно одинакова (недостатки АЛУ IBM 360/30 сказываются на скорости выполнения лишь нескольких операций, не очень часто встречающихся в реальных программах).

Теперь посмотрим на IBM 360/40 (процессор 2040). Эта машина имеет ОП объёмом от 16 до 256 Кбайт, а физическая ширина доступа к памяти составляет два байта, что соответствует характеристикам памяти ЕС-1020. Время цикла памяти IBM 360/40 несколько больше — 2,5 мкс. В отличие от ЕС-1020 и IBM 360/30, в IBM 360/40 такт процессора отвязан от полуцикла памяти и имеет длительность 625 нс (пока память выполняет чтение или запись, процессор успевает выполнить две микрокоманды). Используются две серии синхроимпульсов — P и T, по четыре импульса в каждой. Серия T в определённых случаях блокируется, серия P выдаётся постоянно. Это отчасти напоминает синхронизацию в ЕС-1020, где имеется постоянно выдаваемая серия ГИ и блокируемые серии ТИ, ХИ и СИ.

Потоки данных в процессоре 2040 весьма сильно отличаются от таковых в двух других рассматриваемых машинах, хотя во всех трёх случаях используется однобайтовое АЛУ.

Основные узлы и потоки данных в процессоре IBM 2040, скан из [5]
Основные узлы и потоки данных в процессоре IBM 2040, скан из [5]

На приведённом рисунке обращает на себя внимание обозначение потоков данных либо одиночной, либо двойной линией. Дело в том, что часть регистров процессора этой машины широкие — к ним относятся регистры B, A, C, D и R, причём A и D имеют ширину 16 бит (плюс, как обычно, два контрольных разряда), а A, C и R — 19 информационных и три контрольных разряда. Регистр A используется для непосредственной адресации памяти, почему и состоит из двух полноценных и обрезанного байтов — точно так же, как регистры РГРИ, РПТУ и РМФЕ в ЕС-1020. Регистр C используется в качестве пары рабочих однобайтовых регистров или хранит какой-либо дополнительный адрес, но напрямую адресовать память не может. Наконец, регистр R позволяет передать все 16 или 19 битов данных с соответствующими контрольными разрядами между ним и любым из других четырёх широких регистров, не используя при этом АЛУ, что в некоторых случаях способствует существенному увеличению производительности (в процессорах как ЕС-1020, так и IBM 360/30 любая пересылка информации между регистрами выполняется через АЛУ, причём только по одному байту за такт).

Что ещё более важно, в этом процессоре мы видим локальную память, являющуюся отдельным узлом собственно процессора, а не частью физического ОЗУ (кажется, технически ЛП тоже является ферритовым ОЗУ, но за счёт своей малой ёмкости намного более компактным и быстрым — его полный цикл совпадает с тактом процессора). Всего предусмотрено 144 слова шириной 22 бита (19 информационных и три контрольных; физически, похоже, у каждого слова имеется 24 бита); регистром данных для локальной памяти является уже упоминавшийся регистр R. Как и в других машинах, в ЛП хранятся значения регистров общего назначения, регистров с плавающей запятой и PSW, управляющая информация селекторных и частично — мультиплексного каналов (основная часть информации мультиплексного канала, как обычно, находится в мультиплексной памяти, являющейся частью ОЗУ) и рабочие области. Реализация локальной памяти в составе собственно процессора, конечно, весьма ощутимо увеличивает его стоимость, однако очень серьёзно повышает производительность; именно наличие быстрой локальной памяти сделало необходимой отвязку такта процессора от полуцикла ОЗУ и позволило стать IBM 360/40 существенно более быстрой машиной по сравнению с IBM 360/30 и ЕС-1020. Кстати говоря, АЛУ у ЕС-1020 и IBM 360/40 весьма близки, хотя и не полностью идентичны; в частности, в IBM 360/40 тоже имеются сдвиги и косвенные функции.

Микрокоманда в IBM 360/40 имеет ширину 56 бит, т. е. меньше, чем в IBM 360/30 или ЕС-1020; естественно, общие идеи там те же самые, а вот конкретные микрооперации сильно отличаются.

В целом, даже при таком поверхностном анализе становится понятно, что процессоры ЭВМ ЕС-1020 и двух младших моделей Системы 360 различаются настолько сильно, что в данном случае ни о каком прямом «воровстве» речи идти не может, хотя заимствования определённых идей или технических решений наверняка имели место. Пожалуй, в какой-то мере можно считать, что процессор ЭВМ ЕС-1020 — эта некая помесь процессоров 30-й и 40-й моделей Системы 360.

Прямое воровство той или иной физической реализации архитектуры IBM в ЕС ЭВМ, кстати говоря, не было возможно и по вполне объективной причине. Система 360 была построена на элементах SLT (Solid Logic Technology), которые, если я правило понимаю, можно назвать микросборками, т. е. объединением в одном герметичном корпусе нескольких дискретных элементов (транзисторов, диодов, резисторов); позднее, в Системе 370, стали использоваться настоящие микросхемы, обозначаемые MST (Monolithic System Technology). И SLT, и MST были разработаны и производились самой IBM. Наши же ЕС ЭВМ строились на микросхемах серий 155 (младшие и часть средних моделей ЭВМ и почти вся периферия), 137, 187 (процессоры ЭВМ ЕС-1050 и ЕС-1052) и 500 (большинство средних и старших моделей), а также некоторых других. Почти все эти микросхемы являются аналогами или копиями микросхем американских фирм, не имеющих к IBM никакого отношения и не совместимых с элементной базой IBM напрямую; в частности, все микросхемы 155-й серии, используемые в ЕС-1020 и ЕС-1030, являются клонами микросхем серии SN74xx фирмы Texas Instruments. Соответственно, даже позаимствовав (или украв, если угодно) микроархитектуру, т. е. логическую внутреннюю организацию процессора, структуру и кодирование микрокоманды и т. д. и т. п., нашим инженерам всё равно пришлось бы проектировать принципиальную схему каждой печатной платы и машины в целом самостоятельно — элементная база была совершенно другой.

В заключение приведу небольшую таблицу, показывающую время выполнения в микросекундах некоторых команд во всех трёх машинах; исходные данные взяты из [1] и [7]. В случае IBM 360/30 приводятся времена выполнения команд для памяти с циклом 2 мкс. Для всех команд формата RX предполагается, что поле B2 отлично от нуля, а поле X2 равно нулю. Для команд формата SS длительность операции зависит от размеров операндов (параметр N либо N1 и N2).

Название

Мнемоника

Формат

ЕС-1020

IBM 360/30

IBM 360/40

ЗАГРУЗКА

L

RX

27

32

11,88

ЗАПИСЬ

ST

RX

27

32

12,5

ПЕРЕХОД С ВОЗВРАТОМ

BALR

RR

27

24

8,75

 

BAL

RX

33

35

11,88

УСЛОВНЫЙ ПЕРЕХОД

BCR

RR

16

14

5,01

 

BC

RX

29

22

9,38

ИЛИ

OR

RR

20

30

7,5

 

O

RX

30

40

11,88

 

OI

SI

19

21

9,38

 

OC

SS

36+3N или 28+5N

43+5N

16,25+3,13N

СЛОЖЕНИЕ

AR

RR

20

29

7,5

 

A

RX

33

39

11,88

УМНОЖЕНИЕ

MR

RR

338

304

83,28

 

M

RX

348

313

84,72

ДЕЛЕНИЕ

DR

RR

390

550

175–192,5

 

D

RX

398

560

176,88–196,88

ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ

TR

SS

34+10N

41+7N

17,5+6,25N

СЛОЖЕНИЕ С НОРМАЛИЗАЦИЕЙ (короткие операнды с плавающей запятой)

AER

RR

62

65

14,3

СЛОЖЕНИЕ С НОРМАЛИЗАЦИЕЙ (длинные операнды с плавающей запятой)

ADR

RR

93

105

22,53

УМНОЖЕНИЕ (короткие операнды с плавающей запятой)

MER

RR

489

310

76,25

УМНОЖЕНИЕ (длинные операнды с плавающей запятой)

MDR

RR

1239

1050

255

ДЕЛЕНИЕ (короткие операнды с плавающей запятой)

DER

RR

389

600

128,13

ДЕЛЕНИЕ (длинные операнды с плавающей запятой)

DDR

RR

2059

2500

472,5

ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЕ

DP

SS

2(N1-N2)(100+19N2)

12+3N1+(N1-N2)(71,5N2+110,5)-32N2

20,63+51,57N1-40,94N2+11,25N2(N1-N2)

Несложно видеть, что почти все операции обработки данных на ЕС-1020 выполняются ощутимо быстрее, чем на IBM 360/30; не приходится сомневаться, что это является, главным образом, следствием вдвое более широкой памяти, что снижает частоту обращения к ней. В то же время IBM 360/40, имея примерно такое же однобайтовое АЛУ, оказывается намного быстрее на всех операциях; особенно впечатляющей является разница в делении длинных вещественных операндов (разрыв более 4 раз). Дело здесь не столько в более коротком машинном такте, сколько в наличии быстрой локальной памяти в составе самого процессора.

Литература

  1. В. В. Пржиялковский и др. Электронная вычислительная машина ЕС-1020. Под общей редакцией А. М. Ларионова. — М., «Статистика», 1975.

  2. В. В. Пржиялковский и др. Процессор ЭВМ ЕС-1020. Под общей редакцией А. М. Ларионова. — М., «Статистика», 1975.

  3. Р. И. Абражевич и др. Каналы ввода-вывода ЭВМ ЕС-1020. Под общей редакцией А. М. Ларионова. — М., «Статистика», 1975.

  4. Y24-3360-1. Field Engineering Theory of Operation. System/360 Model 30. Fifth Edition, June 1967.

  5. SY22-2840-2. IBM Field Engineering Theory of Operation. System/360 Model 40. Comprehensive Introduction. Sixth Edition, April 1970.

  6. SY22-2843-1. IBM Field Engineering Manual of Instruction. System/360 Model 40. Functional Units. Fifth Edition, March 1970.

  7. A22-6825-1. IBM Systems Reference Library. System/360 Instruction Timing Information.

Комментарии (58)


  1. Javian
    03.08.2023 10:36
    +2

    Изображение ЕС ЭВМ можно случайно увидеть в советских кинохрониках, киножурналах и т.п.
    Вот например на rutracker в одной раздаче киноархива попался видеоролик с кадрами ЭВМ









    1. PereslavlFoto
      03.08.2023 10:36
      +1

      К сожалению, из-за охраны авторских прав эти изображения нельзя копировать и распространять в интернете.

      Свободных изображений с такими машинами очень мало, потому что фотографы не спешат делиться. Вот ссылка на коллекцию фотографий в википедии.


      1. Javian
        03.08.2023 10:36

        В те времена сделать одну фото требовало больших затрат. А сейчас еще существует барьер между бумажной копией этой фото и электронной.
        Электронные имеют свойсто быстро исчезать из интернет, поэтому что находим, то надежно храним у себя 70 лет.


        1. PereslavlFoto
          03.08.2023 10:36

          Мне приходится часто работать с провинциальными фотографами. Из опыта я знаю, что затраты на цветную фотоплёнку у них были крошечные. Поэтому сохранились даже не десятки — сотни фотоплёнок. Проблема находится на другом уровне.

          Первая проблема в том, что советские фотографы и их наследники не умеют сканировать своё наследие. Но эта проблема крошечная, потому что сканировать-то совсем нетрудно. Многие авторы Хабра умеют сканировать, а кто не умеет, тот быстро научится.

          Вторая проблема намного тяжелее. Советские фотографы и их наследники просто не понимают, зачем надо бесплатно делиться контентом с гражданами Российской Федерации. И вот здесь необходима совместная работа всех авторов и читателей Хабра — долгая, многолетняя просветительная работа.


          1. victor_1212
            03.08.2023 10:36
            +1

            интересно какие сканеры для пленки Вы используете?


            1. PereslavlFoto
              03.08.2023 10:36

              Этот вопрос имеет смысл только после решения копирайтной проблемы. А сейчас обсуждать его незачем.


              Coolscan.


              1. victor_1212
                03.08.2023 10:36

                это серьезная машина, хотя имелось ввиду использование сканера для пленок строго в домашних условиях, без всякой связи с копирайт


                1. vadimr
                  03.08.2023 10:36

                  Да сканер-то сам по себе не имеет большого значения, разрешение у плёнки низкое. Главным образом всё зависит от дисциплины обращения с плёнкой. Её правильное хранение, удаление пыли и т.д. Затем ретуширование. Очень муторная работа. Ожидания к качеству при просмотре на дисплее гораздо выше, чем в прошлом при печати аналоговым методом.


                  1. PereslavlFoto
                    03.08.2023 10:36

                    Для правоторговцев, конечно, разрешение низкое. А для обычных людей разрешение фотоплёнки колеблется от 16 до 22 мегапикселей.


                    Ретуширование муторно только в случае, если вы рассчитываете на деньги. Если же снимки будут опубликованы для свободного использования, ретуширование становится простым и удобным.


                    1. vadimr
                      03.08.2023 10:36
                      +1

                      Разрешающая способность штатного зенитовского объектива Гелиос-44 составляла 35 лин/мм в центре поля. Это даёт менее 1 мегапикселя при недостижимой в практичкских условиях идеальной наводке на резкость.

                      Ну и легко убедиться в этом вопросе на практике.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Начнём с того, что гелиос-44 — широко известный НЕРЕЗКИЙ объектив. Вы вспомнили о нём специально, чтобы показать плохой пример. Я согласен с вами, это действительно плохой пример.


                        На практике люди с индустаром снимали не мерную миру, а пейзажи с людьми, и детализация там очень хорошая. Я и сам снимал индустаром на цифровую камеру, поэтому говорю уверенно.


                      1. victor_1212
                        03.08.2023 10:36

                        > гелиос-44 — широко известный НЕРЕЗКИЙ объектив

                        зависит от диафрагмы, типичный двойной симметричный Гаусс на дешевом стекле, имеет свои сильные и слабые стороны, как портретный вполне на уровне,

                        > снимал индустаром на цифровую камеру, поэтому говорю уверенно

                        почему нет, тессар на хорошем стекле, может быть вполне удачным даже для специальных применений,

                        сканер для пленки у меня старый Acers 2720s, 36 bit, 2700 dpi, но для домашних применений хватает,

                        если что, про разрешение фото объективов и историю знаю примерно почти все, в том числе была возможность общаться с конструкторами оптических систем, в личной коллекции несколько сотен объективов, если будут вопросы конечно постараюсь ответить


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Портретным обычно называют объектив с плохой резкостью. При этом рассуждают так: мол, для портрета не нужно передавать ресницы, можно обойтись без бровей, волосы тоже незачем различать, да и контур губ может быть неясным.


                        Вопросы, конечно, есть.


                        1) Самый главный: зачем надо было выпускать нерезкие объективы?


                        2) Зачем штатным был нерезкий гелиос, а не резкий индустар?


                        3) Вы делаете фотографии своих объективов? Такие фотографии нужны для википедии, где с обликом советских объективов происходит несчастье. К сожалению, этого облика очень мало.


                      1. victor_1212
                        03.08.2023 10:36
                        +3

                        > зачем надо было выпускать нерезкие объективы

                        про это можно очень долго, но если коротко - это компромисс между светосилой, разрешением, контрастом, технологией производства, и ценой, заметим начиная с f/8 гелиос-44 очень даже неплох, качество изображения супер сложная вещь, но если брать нулевым приближением разрешение, то вероятно следующим приближением будет оптической качество точки и контраст при не слишком высоком разрешении скажем около 10лин/мм, оптическая схема гелиоса это тоже обеспечивает, ее главный недостаток это кривизна поля, т.е. при f/2 область наилучшего разрешения просто не является плоской, только при диафрагмировании становится все более плоской,

                        > Зачем штатным был нерезкий гелиос, а не резкий индустар

                        это вероятно волевое решение, типа не хуже чем другие камеры (практика и пр.) , правильное или нет судить не берусь, оба объектива в общем стоили копейки, но гелиос чуть дороже, и в общем рисунок у него лучше, индустар имеет существенное преимущество только если с лантановым стеклом, если с обычным imho гелиос-44 дает больше возможностей, светосила полезна даже если по полю разрешение не очень,

                        > Вы делаете фотографии своих объективов?

                        как то на все рук не хватает, к тому же большая часть немецкие, те что времен ссср есть тоже, с тех пор как цифровые камеры пришли, типа просто стоят на полке


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Гелиос-44 /2.
                        Индустар-61 /2.8.


                        Тот и другой надо закрывать до 4, чтобы не получилось мягкой мазни. Но при этом гелиос остаётся нерезким, а индустар становится резче. Вот поэтому мне так трудно понять погоню за f/2. Это якобы светлый кадр — но ценою того, что в нём не будет содержания, не будет резкости.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Вот поэтому мне так трудно понять погоню за f/2

                        Да просто потому что максимальная светочувствительность.у плёнки была 250.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        250

                        И поэтому люди стремились делать нерезкие снимки?


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        В то время отношение к резкости было совсем другое. И, в частности, основной вклад в нерезкость обычно при съёмке на натуре вносила неточная фокусировка, а не свойства объектива. Ну и смаз/шевелёнка, конечно.

                        Я почему и говорю, что паспортные характеристики объектива – это теоретический предел, которого не очень-то реально было достичь на технике тех лет. Когда вы привинчиваете старый объектив на современную цифровую камеру, это другой расклад.


                      1. victor_1212
                        03.08.2023 10:36

                        заметим Индустар-61 /2.8 с лантановым стеклом выпускался в лыткарино, в ограниченных количествах + там камер не делали, т.е. не мог быть штатным, поэтому единственный кандидат из индустаров - Индустар-50 /3.5

                        > при этом гелиос остаётся нерезким, а индустар становится резче.

                        сказал бы по-другому, Индустар-61 при диафрагмировании быстро становится заметно лучше по полю, а Гелиос-44 только в центральной зоне которая расширяется, по мере того как кривизна фокальной поверхности уменьшается, но в итоге достигает сравнимого и даже более высокого разрешения начиная примерно с f/8, это если хороший образец, предположу что Гелиос-44 был в 10-20 раз более массовый, чем Индустар-61, возможно что лантанового стекла просто не хватило бы для выпуска под миллион в год как Гелиос-44


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        выпускался в лыткарино

                        Обычно готовый товар выпускался в одном городе, а его детали в других городах. Это нормальное дело. Поэтому штатным мог быть любой.


                        предположу что гелиос по количеству в 10-20 раз более массовый, чем Индустар-61, не удивлюсь если лантанового стекла просто не хватило бы для выпуска под миллион в год как Гелиос-44.

                        А, вот в чём дело. То есть поставщик просто не давал достаточного количества. И поэтому вместо того, чтобы ставить его китом хоть на некоторые камеры, его продавали отдельно. Верно я рассудил?


                      1. victor_1212
                        03.08.2023 10:36

                        > Обычно готовый товар выпускался в одном городе, а его детали в других городах. Это нормальное дело. Поэтому штатным мог быть любой.

                        не стоит обобщать, если можете приведите примеры камер и объективов выпущенных вместе, но произведенных на разных заводах ссср не входящих в одно объединение, если такие примеры и есть, то скорее исключение

                        > Верно я рассудил

                        Вы не совсем уловили суть - производственные программы кмз и лыткарино например было супер сложно согласовать, + совершенно разные масштабы производства, чего ради было напрягаться, если изделия обоих и так были дефицитом, улетали из магазинов мгновенно, а с точки зрения заводов не входили даже в первую десятку приоритетных позиций плана который надо было выполнять


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Гелиос-44 – это китовый объектив для большинства советских зеркальных камер, и поэтому самый распространённый советский полупрофессиональный объектив. Я вспомнил о нём именно поэтому. Индустар имел разрешающую способность чуть побольше, но никакого радикального различия нет.

                        Я много снимал Зенитом, участвовал в фотовыставках с отпечатками 30x40 см, и прямо скажу, что технически это было слабо по сравнению даже с 5-мегапиксельной хорошей цифровой камерой Nikon/Canon. А с современными 24-мегапиксельными (и выше) хорошими камерами нельзя даже сравнивать. В общем-то даже айфон в большинстве ситуаций снимает лучше, чем можно было в 1980-е годы снять любительской зеркальной камерой.

                        В то время никто даже близко не предполагал относиться к снимкам с сегодняшних позиций пиксельной резкости.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Сегодняшние позиции пиксельной резкости очень хорошо видны на объективах "Пентакс" в конце девяностых годов с их пиксельной резкостью и плёночными фотографиями размером в 25—30 мегапикселей.


                        Ещё лучше они видны на среднем формате, но тут вы скажете, что средний формат — другой разговор. И действительно, даже если я вспомню про фотокамеру «Любитель», вы ведь скажете, что ей снимали вовсе не любители.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36

                        Я вообще, много занимаясь фотографией и прозанимавшись несколько лет в фотоклубе, в своей жизни ни разу не встречал человека, который снимал бы "Любителем". Видел одного или двух, у которых он валялся дома без дела. Видел в продаже в магазине. Фактически эту камеру можно было купить только в силу неосведомлённости, потому что никого разрешающая способность не беспокоила до такой степени, чтобы терпеть из-за этого все сопутствующие недостатки.

                        Встречал профессионалов, которые иногда снимали Киевом-6С TTL. Это действительно другой разговор.

                        Реальную резкость снимков тех лет можно оценить по фото выше по тексту. Это вполне хорошие любительские снимки по тем временам.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Да, для вас это казус. Я же видел самых обычных людей с "Любителем", с "Киевом", с "Москвой". На мой вопрос, какая польза, они отвечали, что резкость лучше. На мой вопрос, не больше ли проблем, они отвечали, что ровно столько же — проявляет Дом быта, печатает тоже Дом быта. На мой вопрос, достаточно ли хорошо печатает Дом быта, они отвечали, что всем нравилось.


                        Боюсь, что ваши собеседники и мои собеседники по-разному относились к трудностям.


                        Профессионалы, которых вы встречали, были в каком смысле профессионалами? При советской власти они жили с продажи авторских прав на давным-давно сделанные фотографии? Или они жили с продажи фото-открыток в туристических гостиницах? Или они фотографировали в фотостудии в Доме быта?


                        Спасибо.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Работали фотокорреспондентами или преподавали фотографию.

                        Насколько я знаю, штатные фотокорреспонденты работали за зарплату на технике, принадлежащей редакции, и исключительные права на снимки тоже получала редакция, а нештатные фотокорреспонденты продавали права на снимки. Фактически в плёночные времена передача прав была сопряжена с обращением негативов, поэтому никакого свободного распространения в принципе быть не могло.

                        Большинство людей, которых я знал, проявляли и печатали сами (в чёрно-белом процессе).

                        Дом быта работал на достаточно низком уровне качества, проявленные плёнки сворачивал в рулоны (это приводит к появлению царапин на эмульсии). В более-менее серьёзной фотографии плёнки хранились распрямлёнными и нарезанными. Кроме того, часто использовались нестандартные процессы проявки, например, для повышения чувствительности. Ну а печатать без кадрирования вообще не дело, не вспоминая даже об осветлении или затемнении отдельных участков.

                        Проблемы Любитель в первую очередь доставлял в процессе фотосъёмки. Там, вроде, было всего две выдержки. Плюс параллакс. Плюс протяжка плёнки, ещё со спецификой 120 формата. Плюс малая глубина резкости. Даже Смена-8М была удобнее, и при этом дешевле.


                      1. victor_1212
                        03.08.2023 10:36

                        любитель конечно совсем убогая камера с триплетом низкого качества, годится только для школьного кружка, для формата 6х6 увеличение тоже было проблемой, из того что видел и использовал слегка модифицированный крокус (без стекол) с объективами вега (по памяти) был в общем вполне нормальным вариантом, штатные польские объективы были не очень


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36

                        Да, у нас в фотоклубе как раз Крокус стоял. Но это уже серьёзная техника была, не класса самого Любителя. Его и купить было не так просто и недёшево.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        любитель конечно совсем убогая камера с триплетом низкого качества, годится только для школьного кружка

                        «Любителем» обычно снимали газетные фотокорреспонденты. А самостоятельные фотографы снимали «Москвой» или «Киевом».


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Все сворачивали в рулон, потому что а как же иначе.


                        Наверное, вы говорите про центр Ленинграда. Я же веду речь о людях за пределами двух столиц.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36

                        Все сворачивали в рулон, потому что а как же иначе.

                        На таком уровне технологии снимки редко имеют коммерческую ценность.

                        А так вообще плёнка сушится вертикально в распрямлённом состоянии, потом режется на 7 частей по 5 кадров и в простейшем виде заворачивается в двойной тетрадный лист, так чтобы части плёнки прокладывались бумагой. Он как раз по размеру соответствует.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Теперь уже очевидно, что вы говорите про практику столичных заводов, а не про фотографов из советских городов и сёл.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36

                        Каких заводов? Я так делал, будучи советским школьником. Просто меня научили, так как я обучался фотографии в самом обычном советском доме пионеров.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        В одном из ленинградских домов пионеров Андрей Тропилло устроил фирму звукозаписи. Этот пример нельзя называть типичным. А в сотнях других домов пионеров в городах и сёлах России никто не устраивал фирмы звукозаписи.


                        То, что вы называете самым обычным, является редчайшим примером. А обычно — обычно плёнку клали даже не в баночку, а убирали в бумажную коробку, в которой она продавалась.


                1. PereslavlFoto
                  03.08.2023 10:36

                  В домашних условиях сканировать просто нет смысла. Зачем тратить время?


          1. Javian
            03.08.2023 10:36

            Хранить владелец может, что угодно и как угодно. И потом завещать это наследство. Это не требует никаких расходов. Расходы требуются на оцифровку. И тут возникает вопрос зачем это делать бесплатно для кого-то? Ответ очевиден. Оцифровку будет делать кто-то другой и получать оплату за эту работу.


            Наследие Якова Штейнберга, переданное фотографом государству, хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов


            1. PereslavlFoto
              03.08.2023 10:36

              На оцифровку требуются расходы, которые намного меньше одной зарплаты программиста с Хабра.


      1. vadimr
        03.08.2023 10:36
        +1

        Да в википедии такая лицензия CC, что туда и человек, не возражающий против бесплатного распространения, чаще всего помещать не будет. Требует не только бесплатности, но и полного отчуждения от автора.


        1. PereslavlFoto
          03.08.2023 10:36

          Вы ошибаетесь. Вот условия этой лицензии:


          1) Каждый человек, который будет
          1.1) обязательно указывать имя фотографа,
          1.2) обязательно указывать название фотографии,
          1.3) обязательно указывать источник фотографии,
          1.4) обязательно указывать название лицензии,


          2) получает от фотографа разрешение
          2.1) копировать фотографию,
          2.2) распространять фотографию,
          2.3) создавать производные работы на её основе.


          Где же вы нашли отчуждение от автора? В ваших словах какое-то недопонимание вижу я.


          CC-лицензии ничем не отличаются от лицензий свободного программного обеспечения. Такие лицензии очень строго охраняют права самого автора.


          1. vadimr
            03.08.2023 10:36
            +2

            По условиям википедии, автор должен дать третьим лицам право на коммерческое использование. Очень маловероятно, что человек, живущий с доходов от продаж своих фотографий, на такое пойдёт. Одно дело – предоставить фото бесплатному проекту, и совсем другое – отказаться от доходов за него где бы то ни было.

            А лицензии свободного ПО бывают разные.


            1. PereslavlFoto
              03.08.2023 10:36

              Ну да, разумеется! А разве бывает какая-то *другая* свобода? Есть лицензии свободного ПО, которые запрещают свободное использование?

              Буду счастлив узнать от вас о человеке, который живёт с продажи фотокопий ЕС-1020.

              И вы написали, что CC-лицензия требует «полного отчуждения от автора». Теперь вы видите, что эти слова не являются правдой? CC-лицензия полностью сохраняет за автором все его права.


              1. vadimr
                03.08.2023 10:36
                +1

                Ну я лично продавал в своё время через фотоагентство в том числе фото ЕС ЭВМ. И именно поэтому его нет в Википедии, хотя там довольно много моего текстового материала. Банально агент не понял бы такой подставы.

                Хотя для меня продажа фотографий никогда не была основным источником дохода.

                Есть лицензии свободного ПО, которые запрещают свободное использование?

                Есть лицензии свободного ПО, которые запрещают несвободное использование.

                И вы написали, что CC-лицензия требует «полного отчуждения от автора». Теперь вы видите, что эти слова не являются правдой? CC-лицензия полностью сохраняет за автором все его права.

                С чего вдруг? Основным правом автора является право ограничить использование его произведения желаемым способом.


                1. PereslavlFoto
                  03.08.2023 10:36

                  Ну я лично продавал в своё время через фотоагентство в том числе фото ЕС ЭВМ.… Банально агент не понял бы такой подставы.

                  Какая же тут подстава? Одному агенту вы продаёте за деньги, а другим агентам продаёте за просто так. Все радуются, всё в порядке. Это обычное дело, многие так поступают.

                  Есть лицензии свободного ПО, которые запрещают несвободное использование.

                  Лицензии не могут запрещать. Слово «лицензия» переводится как «разрешение».


                  1. vadimr
                    03.08.2023 10:36
                    +1

                    Какая же тут подстава? Одному агенту вы продаёте за деньги, а другим агентам продаёте за просто так. Все радуются, всё в порядке. Это обычное дело, многие так поступают.

                    Обычно агентский договор такое запрещает. Агенту какой смысл тратить свои ресурсы на маркетинг и предпродажную подготовку материалов, которые можно в википедии скачать бесплатно?

                    Лицензии не могут запрещать. Слово «лицензия» переводится как «разрешение».

                    Ну здесь просто, как говорится, изучайте матчасть :)


                    1. PereslavlFoto
                      03.08.2023 10:36

                      Эксклюзивный агентский договор такое запрещает.

                      Я даже боюсь представить, сколько сотен тысяч рублей должен заплатить агент за одну фотографию по такому договору. Ведь такой договор требует полного отчуждения от автора. По условиям такого договора, автор должен дать третьим лицам право на коммерческое использование. Причём деньги за это будет получать агент, а вовсе не автор. Очень маловероятно, что человек, живущий с доходов от продаж своих фотографий, на такое пойдёт.

                      www.ibm.com/support/customer/csol/terms/?id=i125-3301&lc=en#detail-document

                      Где там свободное использование и запрет несвободного использования? Я, кажется, недостаточно внимателен, чтобы найти нужные пункты. Спасибо.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        По условиям договора с агентом, агент выплачивает автору процент с каждой продажи. Условно говоря, 50/50.

                        Что касается IBM EULA, я её привёл как пример запретительных условий (ищите по ключевым словам licensee may not).

                        У вас своя точка зрения, у других людей своя. Это нормально. Я вам объясняю только то, что вы слегка передёргиваете, объясняя низкую наполненность викисклада нежеланием делиться с согражданами. Есть очень большая разница между бесплатным размещением снимка на общественно-значимом сайте (что подразумевается) и предоставлением неограниченному кругу лиц права извлекать прибыль из работ, не делясь с автором (чего фактически требует Википедия).


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Прошу вас, пожалуйста, рассмотрите возможность передать хотя бы 10% от выручки с этой фотографии на помощь википедии. Я могу подробнее рассказать вам в личной переписке. 10 процентов — это будет почти пятьдесят тысяч рублей, поэтому ваша помощь окажется очень важной.

                        Само выражение «делиться с согражданами» означает, что сограждане получат контент и будут делать с ним что угодно. А вы пытаетесь построить объяснение на том, что некий автор «делится с согражданами», однако сограждане от него ничего не получают, потому что этот автор запрещает согражданам использовать его произведения.

                        Давайте представим, что я поделился с вами шуруповёртом, однако включать его в розетку вы не можете и закручивать шурупы тоже не можете. Вы считаете, это можно называть словом «поделился»?

                        А что если я поделился с вами гвоздями, но притрагиваться к ним нельзя, можно только смотреть — неужели вы назовёте это словом «поделиться»? Зачем нужны такие гвозди, которые нельзя использовать для заводского строительства?


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +2

                        Ну присылайте мне свой шуруповёрт, если хотите. Я его продам и тортик себе куплю.

                        Совершенно не вижу смысла дарить свои денежные средства коммерческой фирме Фонд Викимедиа. Если у меня появится желание поделиться информацией с согражданами, я справлюсь и без неё. Например, на площадке ООО "Хабр", которое, в отличие от вышеназванной фирмы, не требует передачи ему коммерческих прав.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Вы не поняли вопрос. Попробую повторить.

                        Вы считаете, что можно называть словом «поделился», если я поделюсь с вами шуруповёртом, но запрещу вам его трогать?

                        Если вы не будете передавать права другим людям, как же вы сможете ПОДЕЛИТЬСЯ своими фотографиями с другими людьми? Как вы добьётесь того, чтобы они смогли законным путём использовать эти фотографии в своих производственных проектах?


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Нет, это Вы не поняли ответ. Я считаю, что вы вправе распоряжаться своим шуруповёртом по своему усмотрению. И что, если вы поделились им со мной, то вы вправе (при своём на то желании) ожидать, что я завинчу им свои шурупы и верну вам, а не побегу продавать его в ближайший ломбард.

                        В частности, использование фотографий в производственных проектах стоит денег, это прямые расходы на производство. Непонятно, почему его должен финансировать фотограф, семью которого никто за это не накормит.

                        А возвращаясь конкретно к Википедии, я считаю, что сама идея свободной энциклопедии замечательная, а конкретная выбранная для данной её реализации организационно-правовая форма никуда не годится.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Постойте, но как же вы можете вернуть шуруповёрт, если я поделился им с вами? Он теперь не только у меня, но и у вас! Вы можете сделать с ним всё, что пожелаете. Разве не так?

                        Вот когда с вами поделились питьевой водой, но пить запретили, это вы считаете нормальным?

                        Использование фотографий в производственных проектах не стоит никаких денег, если это свободные фотографии. Точно так же как для использования свободного программного обеспечения и для доработки свободных статей не надо ничего покупать.

                        Практика показала, что семью фотографа, который фотографировал ЕС-1020, уже не надо кормить. Все эти люди вышли на пенсию либо умерли.

                        сама идея свободной энциклопедии замечательная, а конкретная выбранная для данной её реализации организационно-правовая форма никуда не годится.

                        То есть нельзя было делать энциклопедию свободной? Надо было полностью запретить копирование, распространение и доработку? Но ведь тогда результат получился бы НЕСВОБОДНЫМ, то есть задача не была бы нисколько решена.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Энциклопедию надо делать свободной, но на других правовых принципах. Впрочем, это разговор не в формате хабра.

                        Использование фотографий в производственных проектах не стоит никаких денег, если это свободные фотографии. Точно так же как для использования свободного программного обеспечения и для доработки свободных статей не надо ничего покупать.

                        Я лично всю жизнь работаю в разработке и производстве программного обеспечения и не вижу вообще никакой разницы, свободные материалы для этого использовать или несвободные. Это незаметные копейки в масштабах стоимости трудозатрат на проекты.

                        Бесплатность информационных продуктов имеет значение для домашних пользователей, образования и тому подобных казуальных применений. Не надо в этот вопрос впутывать производство. Производство всё равно в конечном итоге будет покупать за деньги из-за сертификации и поддержки.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        У свободы есть ровно один правовой принцип. Каждый человек получает разрешение свободно (!) использовать произведение любым способом, для любых целей, на любой территории, в любое время. Именно в этом состоит свобода.


                        На других правовых принципах, кроме разрешения, никакой свободы не построишь. Именно принципе общего разрешения появились MIT, GPL, GFDL, MPL, CC-SA.


                        Я работаю в сфере науки и культуры. Я вижу огромную разницу, потому что свободные материалы я могу обработать, не тратя своей зарплаты на их покупку, а вот несвободные — не могу обработать никак, потому что авторы не разрешают. Для того, чтобы получить прибыль, в нашей работе есть только один путь: свести расходы к нулю.


                        Бесплатность информационных продуктов имеет значение для всех, чья работа связана с их обработкой и переработкой. Представьте себе, что оператор, делая телефильм для городского телевидения, вынужден покупать каждую из сотен фотографий. Что останется от его зарплаты?


                        Наконец, я ничего не слышал про сертификацию фотографий.


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Я работаю в сфере науки и культуры. 

                        Лично меня нет никаких возражений против бесплатного использования моих материалов в сфере науки и культуры, как, думаю, и у большинства авторов. Но по моему опыту, основными приносящими доход покупателями коммерческих фотографий являются всякие банки, книгоиздательства, рекламные агентства и прочие заведения по отъёму денег у трудящихся, спонсировать которые я не вижу никакой необходимости.

                        Когда я работал с фотоагентством (ещё до смартфонного бума, когда цифровые камеры были редкостью и цены на фотографии были высокие), у меня самым частым покупателем был филиал швейцарского книгоиздательства.

                        Представьте себе, что оператор, делая телефильм для городского телевидения, вынужден покупать каждую из сотен фотографий. Что останется от его зарплаты?

                        Именно как раз на это и выделяется бюджет телевизионной студии.

                        И я не очень понимаю, почему зарплату, по вашему замыслу, должен получить только оператор, если видеоряд фактически построил фотограф?


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36

                        Бесплатное использование ваших материалов нужно именно для того, чтобы деятели науки и культуры смогли продать работу, в которой использованы ваши материалы. Например, чтобы перевести вашу статью и напечатать её в книге на другом языке.

                        Именно как раз на это и выделяется бюджет телевизионной студии.

                        Да откуда же он выделяется? Телекомпания сама зарабатывает его, продавая свои телепередачи местным жителям по подписке. Заработанных денег хватает только на зарплату сотрудников и оплату коммунальных платежей. Из зарплаты они покупают оборудование. Если они ещё и контент будут покупать, у них не останется денег даже на еду.

                        Прибыльная работа регионального издательства возможна только в случае, когда контент заведомо бесплатен. Именно поэтому смогли выжить вузовские издательства — последний слой издательств, которые ещё способны выпускать серьёзную научную литературу.

                        Кстати, вы заметили, что российские научные журналы переходят на свободную лицензию? Знаете, зачем? Для того, чтобы опубликованный в них контент — таблицы, графики, рисунки, фотографии — можно было использовать в коммерческом продукте разных издательств. Именно в этом состоит лицензионное разрешение, именно для этого нужна лицензионная свобода.

                        Кстати, вы так и не сказали, на каких принципах должна строиться википедия. Напомню вам, что википедия возникла только потому, что многие разрешили переделывать и перерабатывать их фотографии. Какие же иные принципы вы видите в основе свободы, кроме принципов свободы?


                      1. vadimr
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Телекомпания сама зарабатывает его, продавая свои телепередачи местным жителям по подписке. Заработанных денег хватает только на зарплату сотрудников и оплату коммунальных платежей. Из зарплаты они покупают оборудование. Если они ещё и контент будут покупать, у них не останется денег даже на еду.

                        Ну так пусть закрываются тогда. Почему фотограф должен своей успешной работой кормить неуспешную телекомпанию? Я вот вообще телевизор не смотрю.

                        Хотя я почему-то подозреваю, что у директора региональной телекомпании с зарплатой всё очень даже хорошо. Как и у ректоров вузов. Я знаю нескольких таких, это весьма небедные люди. Может быть, лексус можно следующий заказать с обивкой салона из унылого вишнёвого дерева вместо модного бамбука.

                        Даже и не знаю, что ещё посоветовать.

                        Кстати, вы так и не сказали, на каких принципах должна строиться википедия

                        Этот вопрос давно и успешно вызывает ожесточённые войны в самой википедии, а потому явно не для хабра.


                      1. PereslavlFoto
                        03.08.2023 10:36
                        +1

                        Ну так пусть закрываются тогда.

                        Это совершенно ни к чему, если можно работать.

                        Почему фотограф должен своей успешной работой кормить неуспешную телекомпанию?

                        Потому что успех фотографа не связан с деньгами. Больше всего денег получают бездарные фотографы, которые получили кличку «открыточники». Те люди, которые год за годом фотографируют и печатают давно надоевшие романтические пейзажи для случайных туристов.

                        Этот вопрос давно и успешно вызывает ожесточённые войны в самой википедии, а потому явно не для хабра.
                        Вы начали разговор, однако ни единым словом не рассказали, о чём же вы ведёте речь. В самой википедии давно уже остановились на том, что лучшим вариантом является свободная лицензия Creative Commons, которая обеспечивает всем людям возможность свободно пользоваться контентом.


              1. SIISII Автор
                03.08.2023 10:36
                +1

                Есть лицензии свободного ПО, которые запрещают свободное использование?

                Не знаю, как современная версия GPL, а старые версии налагали крайне жёсткие ограничения -- не менее жёсткие, чем у проприетарного софта. Фактически, они делали невозможным использование того же Линуха во многих коммерческих проектах (хотя всё равно использовали, просто тщательно прятали концы в воду, чтобы, например, не раскрывать те модификации, которые вносили в Линух). А вот лицензия BSD, кажется, реально свободная: используй как хошь, в т.ч. можешь модифицировать, не открывая твой код, и т.д. и т.п.