Привет, меня зовут Андрей Осягин, я Product Owner в Домклике и отвечаю за продукт «Кабинет участника сделки». Он нужен для подготовки к ипотечной сделке с момента первичного одобрения заявки и до самой выдачи кредита. MAU Домклик сейчас превышает 16 млн пользователей.

Я расскажу вам, как мы реализовали проект «Истории»: опишу вдохновение, разочарования, запуск и метрики, и отвечу на вопрос — должны ли истории умереть. Эта информация может пригодится тем, кто планирует запускать такой или похожий проект в своём продукте, или думает о том, как решить похожие задачи.

Предисловие

В ипотечном бизнесе год оказался очень насыщенным, и мы увидели потребность в быстром информировании пользователей о важных изменениях, а также в создании более лёгкого и интуитивно понятного способа использования личного кабинета участника ипотечной сделки.

Истории в веб-версии кабинета
Истории в веб-версии кабинета

Мы осознаём, что выполнять определённые операции может быть сложно. У пользователей могут возникать вопросы, ответы на которые они могли бы получить только у менеджеров или поискав по статьям в журнале Домклика. А время менеджеров — это деньги компании. Поэтому решили создать серию коротких интерактивных историй, которые помогут пользователям понять нюансы оформления сделки и научат выполнять необходимые действия шаг за шагом. Никакого лайфстайла, никаких «Доброе утро, пользователь» — только контекстуальная информация по твоей сделке, чтобы ты мог во всём разобраться сам.

Первое, с чего мы начали — пошли советоваться с теми, у кого в продуктах уже работают истории для бизнеса. И сразу напоролись на мнение о том, что истории себя изжили, это прошлый век, нужно придумывать что-то новое. Мне понравилась эта мысль, но я понимал, что время историй ещё не прошло. Это подтвердил релиз Telegram спустя пару месяцев, хотя все мы были не рады видеть истории наших бывших, крепко забытых людей из прошлого, странных личностей.


Вот свежий пример отказа от историй:

СБОЛ до редизайна
СБОЛ до редизайна
СБОЛ после редизайна
СБОЛ после редизайна

Зачем: идея и мотивация

Основной метрикой нашего кабинета является индекс самообслуживания. То есть мы стараемся дать пользователям максимум информации и функциональности, чтобы они могли подготовиться и выйти на сделку самостоятельно, без участия менеджеров. Это особенно актуально сейчас, когда количество заявок на ипотеку в Сбере на историческом максимуме.

Проще говоря — чем больше шагов пользователь пройдёт самостоятельно без обращения к менеджеру, тем эффективнее кабинет.

Мы проанализировали множество звонков, проводили интервью и UX-тесты, и определили самые частотные темы, которые волнуют клиентов на этапах оформления сделки. Клиентам чаще нужна была просто консультация, поэтому мы решили, что формат историй подойдёт для этого лучшим образом.

Поиск бенчмарков и метрик

Одним из первых вызовов, с которым столкнулась наша команда, был поиск бенчмарков и лучших практик для оценки и реализации функциональности. К сожалению, информация о реализации подобных проектов ограничена, и мы не могли полностью опираться на готовые решения. В основном в сети есть рассказы и числа только в контексте соцсетей, что нам не подходило. Единственный материал по теме, который я встретил и могу вам посоветовать, это рассказ Ани Подображных о том, как они запускали истории в Авито.

Для себя мы выделили три уровня конверсии историй:

Уровни конверсии в Историях
Уровни конверсии в Историях
  • C1 — доля открытий истории.

  • С2 — доля перехода из истории в целевое действие, например, переход на статью или к функциональности, о которой там рассказываем.

  • С3 — доля выполнения целевого действия после перехода, например: перешёл из истории на страницу услуги «Персональный менеджер» и приобрёл её.

Вот так выглядят первые два уровня конверсии одной из наших историй: С1 = 9 %, С2 = 59 %. Но эти метрики для нас — не главное. Как я сказал выше, наша задача — увеличить самостоятельность пользователей и снизить нагрузку менеджера, пытаясь ответить на потребности в конкретный момент подготовки к сделке. То есть какой бы кликабельной история ни была, если она не будет влиять на основную цель — в ней мало ценности, хоть она и привлекательна по каким-то причинам.

Параметры пилота, разработка и запуск

Главное требование пилота — быстро и дёшево. Исходные требования перед началом разработки были следующие:

  1. Только веб (десктоп и адаптив), потому что разработка в приложении дольше и дороже.

  2. Только на фронте, без участия бэка, потому что пилот должен быть быстрым и недорогим.

  3. Без многослайдовости: одна история — один слайд.

  4. Эксперимент в одной конкретной когорте пользователей на 25 %, чтобы сравнить влияние историй на целевые метрики.

Будьте осторожны, если захотите внедрить у себя истории, потому что до начала разработки у вас может выгореть дизайнер. В начале пути это кажется очень интересным проектом, но когда вы на дизайн-груминге мусолите даже не десятую, а всего лишь четвёртую историю, то интерес куда-то испаряется, и для завершения проекта с минимальным количеством пострадавших должны проявиться мотивационные навыки лидера.

С точки зрения дизайна важно выбрать такие шаблоны миниатюр и историй, чтобы ими было легко управлять в будущем из админки, без привлечения дизайнера и разработки. Например, в миниатюрах оставьте только фон, текст и, возможно, элемент для маленькой иллюстрации, которой может быть эмодзи. То же верно и для самой истории.

Достоинства и недостатки проекта

Достоинства:

  • Проект интересен как бизнесу, так и разработке: возможность прокачаться, провести множество экспериментов и удовлетворить потребности пользователей.

  • Вы сразу становитесь нужны всем командам, все хотят «встать на полку» со своими идеями.

  • Быстрая коммуникация с пользователями в экстренных ситуациях, например при повышении ключевой ставки.

  • Повышение качества адаптации в продукте или процессе благодаря наглядной визуализации.

Недостатки:

  • Долго и много ресурсов. От идеи до запуска пилота мы потратили три месяца.

  • Вы сразу становитесь нужны всем командам, все хотят «встать на полку» со своими идеями.

  • Визуально простые истории не конверсионные, а сложный дизайн — вызов для всей команды.

Заключение

Для нашего продукта истории — эффективный инструмент, это показывают метрики. Доля тех, кто увидел блок с историями и выполнил второй уровень конверсии C2, приблизительно 5%, что является хорошим показателем. Но это средние значения, и вы должны понимать, что конверсии будут сильно отличаться в зависимости от платформы. Например, на десктопе истории смотрят хуже, чем на мобилке — очевидный паттерн. Кроме этого может влиять роль того, кто смотрит, если у вас есть ролевая модель. И, конечно же, самое главное — это контент. Если вы будете предлагать лайфстайл в профессиональном инструменте, то пользователям это будет неинтересно буквально сразу. Поэтому контент, контент и ещё раз контент!

После пилота мы готовимся к разработке админки для запуска историй в мобильных приложениях и возможности переиспользования в других продуктах. Кроме этого, пилот подсветил потребности, о которых мы не думали, но о них я расскажу в следующий раз.

Такая история.

Комментарии (13)


  1. Fen1kz
    26.09.2023 08:39
    +23

    Как же бесит этот тренд на истории.

    Большинство использует истории для одного - разложить усталый мозг за просмотром незатейливых тупых историй. Всё.

    Кто, скажите мне, кто придумал позиционировать истории как полезный инструмент? Тот же, кто начал лепить везде в таблицах админкок бесконечный скролл вместо паджинации?

    И к статье есть вопросы:

    > Поэтому решили создать серию коротких интерактивных историй, которые помогут пользователям понять нюансы оформления сделки и научат выполнять необходимые действия шаг за шагом.

    Вообще ни слова почему вы решили. Просто "решили и всё", уровень мотивации "гы, сториз ета круто и есть у всех"

    > Доля тех, кто увидел блок с историями и выполнил второй уровень конверсии C2, приблизительно 5%

    5%, на мой не эффективный и не менеджерский взгляд, это нечто на грани мискликов!?

    Да и просто ваши метрики странные, вы, по факту, с главного экрана дали огромное количество места актуальной справочной инфе (и это хороший шаг), но думаете, что на целевые статьи переходят из-за, а не вопреки, формату тупых видосиков


    1. Carbonium
      26.09.2023 08:39
      +1

      Подскажите пожалуйста, в чём проблема бесконечного скрола против паджинации? На ваш взгляд, конечно же


      1. Hungryee
        26.09.2023 08:39
        +1

        В том, что бесконечный скролл мало кто способен адекватно спроектировать

        В большинстве своем лепят показ таблицы целиком и сразу как она загрузилась. Большой объем данных - сидишь смотришь на белый экран, пока асинк загрузка таблицы не завершится.

        В лучшем случае сделают подгрузку таблицы по кнопке “Load More” или при достижении конца скролла - но это уже паджинация в чистом виде.

        Как видим оптимизация этого кейса приходит к паджинации. А дальше уже вопрос как это все отображать

        И лучше уж пользователь будет изначально видеть только 50 строк на странице 17, например, чем видеть 17*50 строк которые он проскроллил / наапдейтил через кнопку


      1. VADemon
        26.09.2023 08:39
        +1

        Вы с форумным ПО Discourse пересекаетесь? Как вам чтение, навигация, поиск по длинным тредам?


      1. Aurex
        26.09.2023 08:39
        +3

        Я лично встречал минимум три сайта, где под бесконечным скроллингом был футер страницы с нужной мне информацией.

        Приходилось и интернет обрывать, и в коде копаться.

        Ну подумаешь тестирование, модный скроллинг же надо прикрутить скорее!


      1. Fen1kz
        26.09.2023 08:39
        +1

        На мой взгляд проблема такая - обычно делают бесконечный скролл как в социальных сетях, где цель использования БС другая.

        Из-за этого получается целых ворох локальных проблем - невозможность привязаться к определенной странице, сброс состояния скролла по любому чиху и пр.

        В результате админки получаются куда менее удобными, но все терпят.


  1. guryanov
    26.09.2023 08:39
    +28

    Вот такое соотношение полезной инфы и элементов управления к визуальному мусору в этом приложении, на мой взгляд.


    1. AAbrosov
      26.09.2023 08:39

      Это вы ещё скромно вырезали. У меня используются три или четыре кнопки.
      Заплатить за что-то, Перевести кому-то, Проверить баланс, История операций.
      Хоть сам приложение пиши, чтобы лишнего ничего не было.


    1. SalazarMAX
      26.09.2023 08:39
      +6

      Зато больше двух карт теперь приложение не умеет отображать на главной странице. Правильно, главное — больше визуального мусора впихнуть. А карты — да кому они вообще нужны в банковском приложении,


    1. zabanen2
      26.09.2023 08:39

      поддерживаю. приложение банка удобная штука, чтобы совершать переводы, операции, но он как ACDSee/Nero - становится целым миром: маркетом, ассистентом, развлекаловом, рекламой. зато как отключить все это - настроечек в приложении нет. наверно поэтому, чтобы человек сильно не потерялся, его имя пишут сверху, чтобы не забыл, кто он вообще.

      то, что на экране, меня сильно раздражает: новое сообщение с крестиком в углу для закрытия, которое работает ровно на одну сессию. возможно это такая игра от сбера в UX, сколько пользователь будет нажимать их, прежде чем сдастся, забьет и перестанет реагировать, чтобы показывать эти сообщения пермаментно. т.к. отключить нельзя, то протакливаются тема совершенно не относящиеся к банку, а к повесточке, например - коронавирус. насколько же нужно держать пользователя за дурака? насколько нужно себя не уважать как организацию, чтобы такое толкать в приложении с деньгами?


  1. SeekerOfTruth
    26.09.2023 08:39

    Спасибо за подробное описание метрик и их влияние на бизнес!


  1. udinhtml
    26.09.2023 08:39

    Что-то не очень понимаю куда у вас ушло 3 месяца на сторисы. Месяц делали дизайн, а два месяца на верстку и какие-то тесты? У меня просто в голове не укладывается, как так можно медленно что-то делать, неудивительно, что люди сгорают с такой размазанной по времени работы.


  1. zuekliza
    26.09.2023 08:39

    Вот лично мне, как пользователю истории, кроме как в отдельных соц сетях не интересуют. Да и просто вот интересно - социальными сетями человек пользуется ежедневно. А вот тем же Домкликом - чаще всего когда планирует провести какую-то сделку с недвижимостью.

    Например сейчас сториз реализуют в приложения банков. Но даже в эти приложения пользователь чаще всего входит не каждый день.

    В случае с Домкликом - истории существуют короткий промежуток времени (сутки)? Или система ждёт когда спустя условные 10 дней после публикации пользователь их просмотрит? На сколько на этот момент в них будет актуальная информация?

    Не в обиду автору, но полностью согласна с комментариями - слишком много становится лишнего визуального шума.