Всем привет! Меня зовут Екатерина Мишинёва, я ведущий технический писатель с опытом работы в IT-компаниях более 10 лет.

На заре моей карьеры у меня очень часто при написании документов вставал вопрос как максимально быстро и эффективно сделать так, чтобы документ соответствовал стандартам и был полностью пригоден для сдачи.


Постепенно у меня сложился свой чек-лист, которым бы хотела поделиться. Быть может, перечень не исчерпывающий и кто-то предложит свои дополнения, тем самым сообща прокачав его.

Итак, я выделю два направления — общая проверка и прикладные действия. По умолчанию, все действия выполняются в MS Word.

Общая проверка

  1. Проверить на соответствие стиля и структуры документа установленным требованиям:

    • Документ должен быть структурирован по разделам, подразделам и пунктам;

    • Стиль документа должен соответствовать корпоративным стандартам.

  2. Убедиться в правильности использования технической терминологии:

    • Все термины, определения и сокращения должны быть точными и соответствовать контексту;

    • Все термины и сокращения должны встречаться и употребляться в тексте, иначе удалить из перечня;

    • Не должно быть двусмысленности в терминологии.

  3. Проверить точность и полноту информации:

    • Вся информация, представленная в документе, должна быть точной и полной;

    • Убедиться, что все необходимые детали присутствуют.

  4. Оценить ясность и понятность изложения:

    • Текст должен быть написан простым и понятным языком, без сложных оборотов и длинных предложений, если иное не требуется при подготовке документа;

    • Упростить сложные идеи и понятия, используя аналогии и примеры.

Прикладные действия

  1. Проверить наличие и правильность оформления перекрестных ссылок:

    • Убедиться в наличии всех необходимых ссылок на другие разделы и документы;

    • Проверить правильность оформления ссылок (номера страниц, названия разделов);

    • Проверить на наличие битых ссылок (в поиске по документу набрать "Ошибка").

  2. Проверить грамматику и орфографию:

    • Грамматика и орфография документа должны быть безупречными;

    • Встроенным инструментом "Орфография и грамматика" (вкладка "Рецензирование") пройти по всему документу и исправить, где это необходимо, все ошибки;

    • Проверить документ на наличие ошибок и опечаток (можно несколько раз пробежаться глазами по документу).

  3. Проверить форматирование документа:

    • Шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, отступы и колонтитулы должны соответствовать требованиям;

    • Изображения и таблицы должны быть оформлены в соответствии с корпоративными стандартами;

    • Нумерация страниц должна быть в корректной последовательности — титульный лист без номера, нумерация должна начинаться со 2 страницы. Общее количество страниц должно быть равно номеру на последней странице.

  4. Проверить малозаметные моменты, которые обычно портят все впечатление о документе:

    • Через комбинацию Ctrl+H открыть окно "Найти и заменить";

    • В поле "Найти" ввести двойной пробел " ", в поле "Заменить" ввести одинарный пробел " " и нажать "Заменить все" — чтобы по документу не было ненужных двойных пробелов, порой, это бывает очень критично;

    • В поле Найти" ввести верхние кавычки ", в поле "Заменить" ввести команду ALT+0171 — кавычка елочка открывающая "«" или ALT+0187 — кавычка елочка закрывающая "»" и нажать "Заменить все".

  5. Проверить оформление списка литературы и источников:

    • Список литературы должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями.

    • Все источники, на которые есть ссылки в тексте, должны быть указаны в списке литературы.

    Вот мой перечень полезных действий, которые помогут привести документ к качественному виду. Делитесь в комментариях своими фишками и дополнениями к посту, так для всех будет большая польза!

Комментарии (19)


  1. Boomburum
    15.10.2023 12:35
    +2

    В поле "Найти" ввести двойной пробел " ", в поле "Заменить" ввести одинарный пробел " " и нажать "Заменить все" — чтобы по документу не было ненужных двойных пробелов, порой, это бывает очень критично;

    Это может сыграть злую шутку, если вдруг в документе есть куски кода с отбивкой пробелами ) Поэтому я прежде чем сделать «Заменить всё» просматриваю весь документ через CMD+F → CMD+G.


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35
      +2

      Да, абсолютно с вами согласна, это работает при условии, что в тексте нет вставок кода ????????


  1. Surrogate
    15.10.2023 12:35
    +1

    В поле Найти" ввести

    У меня еще бзик: заменяю пробел на неразрывный пробел в названиях организаций и делаю замену пробелов и дефисов на неразрывные пробелы и дефисы в названиях нормативных документов.

    Вот мой перечень полезных действий

    К счастью в моей организации бо́льшая часть из вашего списка автоматизирована с помощью макросов Word в корпоративном шаблоне)


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35
      +1

      Ооо, да, это знакомая история по поводу неразрывных пробелов :) в одной из компаний у меня это было очень важным условием, из-за которого могли сразу завернуть документ ????

      А макросы это да - очень сильно все упрощают! Главное всегда - найти время на внедрение это корпоративный шаблон, порой, это не самый приоритет)


      1. Surrogate
        15.10.2023 12:35
        +1

        В нашем случае корпоративный шаблон появился в 2007, тогда в соответствии с ним оформляли преимущественно Технические задания!

        В 2016 количество документации которую необходимо «причесать» стало расти стремительным домкратом, пришлось добавлять в шаблон средства автоматизации!


        1. document_moscow_me Автор
          15.10.2023 12:35
          +1

          Спустя столько времени многие компании, естественно, не все, как это ни странно, только начинают задумываться об автоматизации. В моей практике в одной из компаний используют markdown-разметку, кто то использует дорогостоящий софт, такой как clickhelp например, достаточно удобный и функциональный. Наверно следующий пост придется сделать про автоматизацию, чтобы было всем полезно, давно хотела)


          1. Surrogate
            15.10.2023 12:35

            Наверно следующий пост придется сделать про автоматизацию, чтобы было всем полезно, давно хотела)

            Будем ждать с нетерпением )


  1. Germanjon
    15.10.2023 12:35
    +2

    Убедиться в правильности использования технической терминологии:

    Должен быть указан регламентирующий документ для терминов, которые используются в тексте документа и не приведены в глоссарии. Например строкой "Все термины, не указанные в этом глоссарии, используются в соответствии с ГОСТ ХХХ. Бывает полезно, когда создаются документы, уходящие за периметр организации


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35

      Достаточно полезный комментарий, я этого не знала, не приходилось сталкиваться даже с такими требованиями.

      Поделитесь опытом, пожалуйста, что это за документы, где могли встречаться такие требования?


      1. Germanjon
        15.10.2023 12:35
        +1

        У меня есть пример из другой страны. В Узбекистане есть локальные стандарты, которые описывают понятийный аппарат для той или иной области. Парочку ссылок: термины в ИТ, термины по криптографии. Иногда встречались кейсы, когда возникали разночтения по тексту документа и тогда приходилось обращаться именно к этим стандартам, как к высшему арбитру.

        Возможно, в Российской Федерации есть аналогичный утверждённый глоссарий федерального масштаба в виде стандарта или официальной публикации.


        1. document_moscow_me Автор
          15.10.2023 12:35
          +1

          благодарю ????????


  1. BeLord
    15.10.2023 12:35
    +1

    Когда-то люди писали документацию, прошло 50 лет на нее смотришь и понимаешь, что это документация. Так вот, была такая должность корректор, а еще был норма контролер и был технический писатель и как показывает практика, разделение обязанностей позволяло получить качественный продукт. Сейчас пытаются повесить весь функционал на технического писателя, результат, за редким исключением, так себе.


    1. Surrogate
      15.10.2023 12:35
      +1

      Один мой друг работу с текстом документа разделял на 4 основные задачи:

      Редактирование текста (вычитка). Редактирование — это обработка редактором текста на предмет русского языка (делает его более понятным, легко читаемым), устраняет стилистические и грамматические ошибки.

      Корректура текста. Корректура выполняется специалистом в определенной области. К примеру, этот человек точно знает что такое «snapshot» и какой у него аналог в русском языке. И исправляет неточности и технизмы.

      Форматирование. Форматирование — это приведение стилей текста к единообразию, наличие подписей к рисункам, таблицам. Текст по смыслу он не правит.

      Вёрстка. Вёрстка — это процесс взаимного расположения текста в документе. К примеру, чтобы надпись у рисунка не уезжала от самого рисунка на следующую страницу (т. н. абзацы-вдовы). Или заголовки не оставались на предыдущих страницах (т. н. абзацы-сироты).

      По уровню профессионализма эти процессы по нисходящей.

      Обычно под форматированием я понимаю все четыре процесса, если есть на это время.


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35
      +1

      Соглашусь! Трансформация данной профессии прям конкретная, и современный технический писатель обвешан очень обширными обязанностями. Ну и все-таки надо заметить, что в техническом писательстве есть более узкие направления и разделения - техписатель, который уходит чуть ли не в разработку, хотя на моей практике разработчики порой уходили в техписатели , со знаем языков программирования. А не наоборот.

      Также еще одно направления - документация для гос сектора, со своими спецификами.

      Ну техписатель - создатель контента, документации более не формального характера.


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35

      Немного ошиблась, ответила вам ниже в комментарии)


  1. igorts
    15.10.2023 12:35
    +3

    О, знакомая деятельность!

    еще проверить, на «не отрывать от следующего» для параграфов оканчивающиеся на : (чтобы хотяб один пункт списка шел после двоеточия на одной странице) , аналогично чтобы картинки от подписей не отрывались , названия от таблиц и заголовки не светились в одиночестве на разных страницах с текстом,

    еще рамки и надписи по госту - там много хитростей

    и да, много что в макросах, оформил в виде кастомного тулбара, который устанавливается всем пользователям, многие так привыкли, что сами просят поставить расширение при переходе на новую машину.

    Самые популярные функции - скопировать в документ наборы предопределенных стилей для разных типов документов (договоры, проектная документация и тд), установить отступы на страницах согласно стандарту, назначить горячие клавиши на популярные стили и тд


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35

      Ну это вообще полезная вещь, это хорошо в рамках ворда, все упрощает. Ну а макросы это палочка - выручалочка для тех писа без условно ????????


  1. krakenkaken
    15.10.2023 12:35
    +1

    Весь последний месяц фантазирую об автоматизации таких проверок. Например:

    1. Устанавливаешь в браузер экстеншен с проверками (если работаешь в облачном ворде, конечно).

    2. Добавляешь стандартные проверки типа орфографии, пунктуации, типографики, битых ссылок, тавтологий.

    3. Создаешь свои проверки: корпоративный стиль, стоп-слова и так далее.

    4. Кликаешь "Проверить" и смотришь все ошибки.

    Ручную проверку такая штука бы не отменила, но время сэкономила.


    1. document_moscow_me Автор
      15.10.2023 12:35

      Как вариант тоже круто ????????????????