Всем привет! Меня зовут Настя, я Frontend-разработчик из Лиги Ставок.

В этой статье я хочу поделиться процессом адаптации и онбординга для новых разработчиков в нашей компании.

Идея статьи родилась после того, как я сама прошла онбординг. 


За все время в разработке, мне удалось побывать по обе стороны баррикад: быть новичком, который только пришел в команду, и быть человеком, который сам участвует в онбординге. У меня сложилось четкое понимание, что нужно, чтобы человек успешно адаптировался в компании и комфортно себя чувствовал в долгосрочной перспективе.

Прежде чем начать, вспомните как проходил ваш онбординг? 

Было ли такое, что в ваш первый рабочий день, вы не знали к кому обратиться?
Было ли такое, что вы получали доступы почти весь период?
Было ли такое, что вы были предоставлены сами себе и вам говорили «вот посмотри код, разберись пока, если будут вопросы — пиши».
Или наоборот вас сразу же бросали закрывать боевые задачи?
Или вы просто скучали весь период, потому что никому не было до вас дела?

Если в одном из вопросов вы узнали себя, то эта статья точно будет полезна. Я поделюсь основными подходами нашей компании, которые помогут вам улучшить текущие процессы, а если они только формируются — внедрить новые на старте.

В адаптации нового сотрудника можно выделить 2 ключевых этапа: адаптация и вытекающий из него онбординг. 

Основные цели адаптациипознакомить сотрудника с корпоративной культурой и ценностями.

Основные цели онбординга: погрузить в рабочие процессы и эффективнее начать работу.

Этот этап начинается, как только новый сотрудник принимает оффер.

Здесь ключевое участие принимают менеджер по подбору персонала и менеджер по адаптации.

Главная цель менеджера по подбору персонала — подготовить и согласовать необходимые документы для найма, проинформировать команду и менеджера по адаптации о сроках выхода нового человека, чтобы они могли заранее подготовиться.

Здесь мы придерживаемся принципа прозрачности: 

Кандидат информирован о всех этапах, которые его ждут в процессе найма и понимает сроки. 
Менеджер находится постоянно на связи, в случае возникновения каких-либо трудностей, он обязательно информирует кандидата обо всех изменениях и процессах.

После оформления, новый сотрудник переходит к менеджеру по адаптации.

Его главная цель — познакомить с корпоративной культурой и ценностями компании, принятыми подходами к решению задач и особенностями взаимодействия с командой.

На самом деле, работа менеджера по адаптации начинается еще раньше, но один из ключевых этапов — подготовить рабочее окружение.

Под рабочим окружением подразумевается:

  • Рабочая техника

  • Доступ к почте

  • Доступ к корпоративному порталу

  • Технические заявки

Начало работы:

Менеджер по адаптации назначает новичку встречу, знакомит его с будущим рабочим местом и коллегами, проводит экскурсию по офису и выдает welcome-pack. Также, менеджер помогает настроить рабочее окружение, связаться с командой и руководителем, который, в свою очередь, знакомит новичка с командой и обсуждает цели и задачи на первые месяцы работы. 

Для погружения в самые важные процессы, на корпоративном портале у нас есть Welcome-презентация. В ней собрана информация о ценностях и принципах компании, важные организационные вопросы (когда приходит зарплата, обед, рабочий график, важные контакты для связи). Для того, чтобы новичку было проще разобраться, несколько раз в месяц менеджер по адаптации проводит welcome-встречу, на которой объясняет основные моменты из презентации и отвечает на вопросы новых сотрудников.

На протяжении всего периода адаптации, менеджер по адаптации находится на связи, его задача убедиться, что новичок связался с командой, ему понятны цели, и он знает с кем будет его дальнейшее взаимодействие. Если какой-то из процессов нарушен, менеджер оперативно принимает меры.

После этого этапа, новый сотрудник готов к онбордингу — вовлечению в рабочий процесс и получению практических задач . 

Важно заметить, что менеджер по адаптации в процессе всего испытательного срока поддерживает связь с новым сотрудником, по прошествии недели, месяца, 3х месяцев, он созванивается с новичком, собирает обратную связь и оперативно отвечает на возникающие вопросы. 

На этом этапе ключевую роль играет наставник.

Что он делает?

Задачей наставника является не только всегда находиться рядом с подопечным и поддерживать его, но и собственным примером демонстрировать правильный подход к работе.

Мы выделяем 5 основных стадий обучения, которые можно описать следующим образом:

«Я расскажу, а ты послушай»
«Я покажу, а ты посмотри»
«Сделаем вместе»
«Сделай сам, а я подскажу»
«Сделай сам и расскажи, что ты сделал»

Каждый этап предполагает сбор обратной связи от новичка.

Взаимодействие наставника и нового сотрудника происходит в формате созвонов и текстовых сообщений. Созвоны назначаются каждые 2 дня, а письменное общение ежедневно.

При первой встрече наставник помогает получить доступы и развернуть проекты. Чтобы было легче ориентироваться, мы сразу присылаем чек-лист со всеми ссылками и инструкциями. Далее наставник кратко рассказывает про цель каждого сервиса.

После того, как доступы получены, проекты развернуты, можно приступить к более детальному погружению.

Начинаем с «базы», а именно, с принципов, которым мы придерживаемся при написании кода. По мере развития проекта, кодовая база увеличивается, как и количество сервисов и важной информации. Удержать в голове это все невозможно.

Здесь нам помогает документация, она ведется в Confluence, активно поддерживается и своевременно обновляется всей командой:

  • Как развернуть проект

  • Архитектура проекта 

  • Используемые технологии

  • Code style

  • Git flow (как оформлять коммиты, пулл/мердж реквесты)

  • Релизный процесс (как двигать задачи в jira, что делать с выполненной задачей)

  • Ссылки на тестовые стенды и как\у кого можно получить доступы

  • Как проходит код-ревью

  • Процесс деплоя

  • Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Как оценивать задачи (на конкретных примерах)

Понимаю чувства всех разработчиков, ведь не всегда находится время и желание на поддержание документации, но поверьте, что она себя кратно окупит и сэкономит вам массу времени!

Погружение в  проекты. 

Оставлять новичка наедине с кодом совершенно неэффективно. Абстрактные примеры и задачи не способствуют погружению в проект, а наоборот могут пугать.

Мы здесь придерживаемся принципа от «общего к частному».

Погружение начинается с более общих тем, например, архитектура проекта. Почему она такая? Какие проблемы она решает? Какая она была раньше и почему стала такой? Разбираем на примере 1 сущности, далее погружаемся в более узкие модули. Как устроен state-manager, роутинг, работа с типами, стилями.

Информацию мы даем постепенно, а не все в одну встречу. Для лучшего усвоения, можно предложить новичку простую задачу, например, сделать новую страницу по аналогии. 

Дело в том, что когда опытный человек рассказывает о том, как все это устроено, то кажется, что все просто и понятно. На практике, из-за большого объема информации, это быстро забывается, и потом, приступая к задачам, у новичка наступает паника — ничего непонятно. Практика очень важна.

Приступаем к задачам

На период онбординга, мы не даем сверхсрочные и важные задачи новому сотруднику. У него еще слишком мало опыта, чтобы полноценно их закрывать, да и лишний стресс ни к чему.

У нас есть свой бэклог с задачами. Есть простые: баги, рефакторинг, правка верстки, также есть более сложные: улучшить производительность, отрефакторить большой компонент, сделать редизайн.

Важное правило таких задач: они хорошо описаны, содержат скриншоты, ссылки на документацию и ожидаемый результат.

Как правило, мы начинаем с простых задач, постепенно увеличивая сложность.

Важно помнить, что не стоит оставлять новичка один на один с задачей. Возвращайтесь к нему каждые N часов, спрашивайте, что получилось, а с чем возникли трудности, проведите ему код-ревью. Не нужно давать готовых решений, направляйте!

Таким образом, за весь период онбординга разработчик пройдет весь путь: от написания кода до получения обратной связи от коллег на код-ревью.

Давать и запрашивать обратную связь

Этот этап важен для всех участников адаптации и онбординга.

Мы придерживаемся принципа: Улучшаем устоявшиеся практики и процессы, пересматриваем их и меняем на более эффективные

Поделитесь обратной связью о работе коллеги, отметьте, что было хорошо, а где стоило бы улучшить. И сотрудник поделится фидбэком о работе в компании и ощущениями: что не нравится в процессах, какие моменты были не понятны, а что наоборот было полезно и очень понравилось.

Не обезличивать взаимодействие

Как я уже писала раннее, что была и в роли новичка, и в роли наставника. На протяжении всего моего опыта в других компаниях, онбординг проходил неструктурированно. Обычно все сводилось к тому, что мне показывали зону кофе, предлагали печеньки и также кратко рассказывали о компании. Полноценного погружения в команду не было, и я вынуждена была самостоятельно адаптироваться на каждом новом месте работы.

Однажды мне и самой предстояло адаптировать новичков. Ни я, ни команда не знали как правильно, поэтому делали как умели.

Мы, как и все разработчики были невероятно заняты: задачи, дедлайны, еще и новые люди. Мы совершали ошибки, которые я описывала выше: уделяли недостаточно времени обучению, оставляли все на самотек, «бросали» человека в пучину задач и уходили заниматься своими делами.

Нетрудно догадаться, что люди чувствовали себя некомфортно. После проведенного анализа, мы получили следующий фидбэк:

  1. Люди не чувствовали себя частью корабля. Им не уделяли время, они не понимали, какую роль играют в команде и нужны ли они в ней.

  2. Новички чувствовали себя одиноко. Возникало чувство дискомфорта и ощущение, что они навязываются со своими вопросами.

  3. Они не понимали, зачем приходят на работу. Для чего и для кого они делают задачи?

  4. У людей развивался синдром самозванца. Из-за отсутствия обучения, люди не понимали, как решать задачи. 

  5. Разочарование и ощущение потраченного впустую времени.

Мы с командой Лиги проанализировали предыдущий опыт, провели работу над ошибками и сделали важный вывод:  Люди важнее процессов и инструментов. Поэтому адаптация и онбординг в Лиге Ставок проходит бесшовно и эффективно. Мы анализируем ошибки других, учимся на них и всегда стараемся совершенствовать процессы. 

При общении интересуйтесь коллегами: прошлым опытом, увлечениями, талантами. Со своей стороны поделитесь историей, как вы пришли в компанию и какой путь прошли, что вас больше всего вдохновляет и мотивирует. Расскажите, какие есть карьерные возможности и как можно себя проявить. Погружайте в традиции команды, локальные шутки и истории. При постановке задач раскрывайте бизнес-ценность: какую проблему она решает, что дает пользователю и команде.

Надеюсь данная статья поможет вам избежать ошибок и сделать адаптацию эффективной и запоминающейся. И помните, лучший результат достигается только в слаженной команде, не жалейте сил и времени и вы соберете команду, готовую покорить любую вершину!

Комментарии (0)