Постараюсь раскрыть для тебя все нюансы, с которыми ты должен быть знаком перед выбором рынка и будущего работодателя.

Эта статья будет полезна не только начинающим, но и тем, кто давно не менял работу и сейчас не представляет, что их может ждать на рынке.

Пару лет назад мне такая информация не дала бы продешевить в зарплатных переговорах и успокоила бы мой синдром самозванца, показав, как на самом деле меня видит мой работодатель.

Покажу тут разницу между аутсорсом, аутстаффом и продуктом. Какую компанию выгодно выбрать на самом старте, а какую ближе к пенсии? Как построить свою карьерную стратегию, чтобы не проебать время? Задумываешься ли ты об этом?

Здесь все расписала!

Как появляются вакансии?

    Начнем с базы. Вакансии появляются в двух случаях: для расширения штата или на замену ушедшему сотруднику.

    В первом случае у нанимающих есть проект, который они хотят расширить новым функционалом в те сроки, в которые не смогут уложиться с текущей командой. Это может быть из‑за их компетенций или отсутствия нужного количества людей. Они просчитали, что до конца года они хотят релизить по одной крупной продуктовой фичи в конце спринта, а их Вася не справится с реализацией и половины этих фич. До пользователей дойдет лишь часть, и, в таком случае, в конце года никто из руководства не получит премию. Тогда в их головах щелкает — пора открывать вакансию на hh.

Им очень выгодно расширить штат сотрудников, вне зависимости от стоимости специалиста, потому что при удачном найме и выполненных командой KPI — руководство получит жирную премию.

Во втором случае бывает так, что проект утвердили быстро, деньги компания уже освоила, а найм затянула из‑за изначальной неактуальности в специалистах. Компания была не уверена, что сможет обеспечить их фулл‑тайм загрузкой.

Такое случается из‑за жадности компании: они не готовы оплачивать простой специалиста, если наймут его заранее, до подписания договора с заказчиком.

«Скупой платит дважды» — эта фраза всегда всплывает у меня в голове, когда я такое вижу. В моей компании это также происходило несколько раз.

Рецепт горящей жопы — проект УЖЕ есть, а команда ЕЩЁ не сформирована.

Только не обманывайся, что такое происходит только в аутсорсах! Продуктовые компании также могут быть жадными, коррумпированными или просто неорганизованными в плане найма. Когда у них есть жесткий дедлайн и уже известна дата старта проекта, а команды еще нет — только в таком жестком случае у них стреляет мысль в голове, что пора бы публиковать вакансию.

Если они не наймут команду в сжатые сроки, то потеряют очень много. Не только деньги, но и уважение заказчика, который от них уйдет и расскажет об этом другим. Репутационные потери — самые дорогие для компаний.

Важно помнить, что найм выгоден обоим сторонам, а не только тебе, потому что тебе платят деньги. За твою работу работодатель заработает гораздо больше, чем выплатит тебе.

Почему при найме горит у всех?

    Не стоит обманываться, что когда ты выходишь на рынок со своим резюме, потребности есть только у тебя, а эти вакансии кто-то просто так опубликовал. Это совсем не так. Если появилась вакансия — значит в компании есть проблемы, которые они хотят так решить.

    Очевидно, что никто прямым текстом клич о помощи не напишет и не вывалит это на hh. Работодатели стараются не говорить о проблемах, а просто тонко и на позитиве описывают, что тебя ждет у них. По сути продавая тебе то, чем они могут на самом деле не являться, лишь бы ты сделал выбор в их пользу, принял именно их оффер, пришел к ним и порешал там вопросики.

    "Вот мы уже освоили бюджет заказчика на этот проект, а еще ничего не сделали, поэтому ищем срочно разработчика за три копейки, чтобы был готов сразу к нам выйти, у нас нет времени ждать его две недели с отработкой в другой компании" — так никто в вакансиях не пишет, но в некоторых это читается между строк.

Если в вакансии фигурируют такие клишированные фразы: "Молодой и дружный коллектив, быстрорастущая компания, вас ждут интересные проекты" — значит тебя ждет проект, где уже пахнет жареным.

Просто так такими клише не пользуются нормальные компании, в которых все хорошо с проектами, руководством и заказчиками. Они пишут более детально и прямо, если так — то все хорошо, значит запаха гари не будет еще долго. Компании же с проблемами, которые можно скрыть только умалчивая о них, должны же как то быть конкурентно способны на рынке и поэтому прописывают то, где написали что-то хорошее, не соврали, но и не сказали правду.

    Клише — это просто вода, чтобы добавить хоть что-то позитивное о компании в вакансию. А её льют, когда нечего сказать по факту. Клише на то и клише, что подходит под описание чего угодно. Эти фразы я вообще не из айтишной вакансии взяла, а из вакансии маркетолога:

Быстрый совет: видишь клише — задавай конкретный вопрос в переписке или на звонке с рекрутером: "Что имелось ввиду под __? Тут написано __, у вас это так работает?"

    Рекрутер накидывает такие клише в вакансию, чтобы она выглядела не пустой. Вакансию же нужно тебе продать, а сухое: "Нам нужен мидл, чтобы сам мог работать и выполнять задачи в срок, и еще чтобы знал __ и ___" — на рынке плохо продается. 

Не принимай на веру все то, что написано в вакансии. Чаще всего её пишет не тот, с кем ты будешь работать. Это просто набор воды и клише, чтобы тебя зацепить, а все реальные и актуальные детали по работе получится выяснять только на личной встрече с будущими коллегами.

Почему так много воды в вакансии?

    Всё просто — им нечего сказать. У них пожар и жопа в компании, как тут об этом открыто говорить кандидатам? Когда горит — все начинают лить воду.

    У нас еще со школьных времен есть эта стигма про короткие и лаконичные текста — мы их просто не пишем. Нам запрещали писать текст меньше определенного количества символов. Из школы это перешло в работу и мнение про краткое описание вакансии сейчас в головах людей будет скорее негативным.

"От меня что-то скрывают, недоговаривают, недостаточно информации дают, не пойду к ним, как-то мутно" — такие мысли спокойно рождаются в головах кандидатов, когда они видят всего десять предложений о требованиях, стеке и продукте в вакансии.

Да, к сожалению, это звучит подозрительно и такие вакансии приходится раздувать в большие текста, чтобы выглядеть солидней. С резюме работает все таким же образом.

Если описано мало — нанимающие не смогут проникнуться тобой и твоим опытом, поэтому расписывать приходится подробней, разжевывая детали.

Такие правила игры, это все маркетинг и продажи, да и только.

А чью вакансию мы сейчас читаем? Есть три типа работодателей, вот они, слева направо:

Они работают по трём разным бизнес-моделям и по-разному зарабатывают деньги. Далее подробно разберем каждого и сравним их.

Аутсорс

    Их можно рассмотреть с точки зрения биржи фриланса. Да простят меня все фрилансеры, но модель схожая: в аутсорс поступает заказ от заказчика и они выполняют работу по его ТЗ с предоплатой.

    Рассмотрим на примере моего аутсорса: у заказчика (продуктовой компании или стартапа) появляется гипотеза, что с мобильным приложением их компания получит больше пользователей и тем самым увеличит свою прибыль. Компании всегда мыслят прибылью, а не людьми.

Но есть загвоздка: они хотят денег, но не являются айти компанией, чтобы сделать это приложение своими силами. Нанимать эйчара и всю команду с нуля — дорого пиздец.

Напоминаю, они считают деньги. Посмотрели бюджеты — 10 миллионов есть, хотят выпуститься за четыре месяца. Это вводные их ТЗ. И с этим ТЗ они пойдут по аутсорс компаниям искать подрядчиков для воплощения своей идеи. Приходят в кучу аутсорсов, те дают свою оценку по времени и стоимости, и кто отвечает ближе всех к их бюджету/времени — выигрывают тендер на работу с ними и контракт подписывается.

Таким образом у аутсорса появляются деньги. Они сами не генерят свою прибыль, они всегда берут ее у заказчиков. Аутсорс — это большая фирма дешевого фриланса, представь себе это так. В ней трудится куча людей, с разным уровнем скиллов, но чаще все таки джуны.

    Почему джуны? Выгодно. Аутсорсу очень выгодно нанимать джунов, которые еще не окрепли, не работали толком и не понимают, сколько их знания и навыки на самом деле могут стоить. Это еще не те зажравшиеся сеньоры, которые будут работать на проекте час в день, нет. Джуны будут херачить по 12 часов и не просить компенсации за это, потому что будут чувствовать себя виноватыми, что не успели сделать все за 8. Таких в аутсорсе обожают.

Джун становится преданным, ибо это его первая компания.

    Почему в аутсорс идут? Ради опыта, конечно. За год работы там ты поработаешь над несколькими проектами, поменяешь стек и кратно увеличиваешь насмотренность. Нет, там не будет бест практисов никаких, максимум проект будет просто сносно написан, чистого кода не жди, налаженный процессов тоже. Но такой опыт покажет тебе, что такое хорошо и что плохо. И в следующей компании ты не совершишь этих ошибок, которые увидишь тут.

Для меня аутсорс компания была первой в опыте. Туда проще всего попасть. Низкая квалификация коллег и нанимающих, горящие сроки, разработчик нужен еще вчера — это дает возможность прорваться туда с меньшим сопротивлением и получить первый коммерческий опыт.

Классика!

    Вишенка на торте аутсорса — это небольшие бюджеты для зарплаты не в рынке, заказчики со скучными легаси, проекты на поддержке с говнокодом. Я повидала всё, во второй части статьи расскажу, как попала в одну такую галеру на пару дней, ужаснулась и уволилась нахрен. Вскрою трудовой договор, условия, проект и нюансы найма, чтобы ты на такое не попадался!

Запомни одно: что бы они ни писали в описание вакансии, как бы тебе ее классно не продавали — тебе врут, будь к этому готов.

    Процессы и испытательный срок — как проходит и что там происходит? Если ты устраиваешься в аутсорс, то будь готов к тому, что твой проект может быть совсем не подарком. Это касается всех, не только разработчиков. Обычно процессы там не отлаженны, многое приходиться выяснять самому и работать не только разработчиком, но еще аналитиком и дизайнером, а иногда тестировщиком.

    Аутсорс работает в жесткой экономии рабочих ресурсов, поэтому каждый работник там — человек-швейцарский нож. Знает всё, но по чуть-чуть. Знания ты получаешь поверхностные, ибо часто прыгаешь с задачи на задачу в разных частях проекта, не успевая углубиться. Сроки вечно сжаты, потому что, опять же, идет жесткая экономия рабочих ресурсов. А когда экономят каждый час — ты вряд ли сможешь заработать.

    Приходя в аутсорс, готовься к переработкам, частой смене проектов, которые будут сделаны очень быстро и не качественно, так как качество стоит дорого. Но за это время ты получаешь колоссальный опыт и качаешь свою насмотренность — это очень жирный плюс. Год идет за два, а что с этим можно делать в своем резюме, я тебе намекать конечно же не буду.

    Зарплата не будет конкурентной всему рынку, потому что аутсорс не генерит деньги самостоятельно — он их берет из кармана заказчика, а там всегда их ограниченное количество. Они не генерят деньги, а берут их у заказчика, чтобы платить тебе зарплату. Твоя зп ограничена этим фактором, а не твоими годами опыта. Запомни!

Я знаю много опытных ребят в аутсорсе, кто и 100к не зарабатывает. И таких же ребят в продуктовых компаниях с зп в 400к+. Твой опыт никогда не будет пропорционален твоей зарплате, это грубое заблуждение. Твоя зарплата будет сильно разниться в зависимости от того, ГДЕ ты будешь работать, а не сколько времени ты работаешь ВООБЩЕ.

    На каком проекте ты будешь там работать? Будет два сценария:

  • Либо ты сядешь на проект надолго, потому что компания выиграла тендер на три года и проект надо делать. И им выгодно будет, что делать его будут одни и те же люди. Сидеть на таком проекте тебе долго не выгодно, а вот твоему работодателю — очень даже. Ему не выгодно, чтобы ты рос. Если сильно вырастишь, то попросишь повышение или и того — уйдешь! Это выгодно лишь тебе.

  • Либо ты будешь прыгать с проекта на проект, потому что один заказчик от вас отказался 2 месяца спустя, а другому нужно лишь написать МВП за 6 месяцев и дальше он сам проект будет поддреживать. Короче, сменишь минимум два или три проекта за год, нахватавшись и насмотревшись разного. Это выгодно, но не делай так часто, иначе не успеешь углубить свои знания ни в одном из них.

Спроси компанию, как именно ты будешь работать. Пусть это не будет для тебя сюрпризом!

    Предвзятое отношение. Из-за скорости разработки, в аутсорсе страдает качество работы. Работники из аутсорса на рынке чаще считаются менее квалифицированными, чем чуваки из продукта. Это не факт, но так сложилось. Фразу "тяп, ляп и в продакшен" — слышал? Это об аутсорсе.

    А как же бест практисы и чистый код? Ты не посмотришь на них здесь. И в целом не парь себе этим голову в аутсорсе. Тебя здесь научат думать рынком и покажут, как работает бизнес, как заказчики считают деньги и как твоя работа приносит им эти деньги. Ты научишься видеть бизнес процессы, если разуешь глаза и уши, будешь слушать разговоры руководства и задавать вопросы. Учись, пока есть такая возможность, в будущем это принесет гораздо больше денег тебе, чем ты получишь тут.

    А нахера сюда идти то? Сюда нужно идти, чтобы научиться быстро делать свою работу и на следующей работать гораздо меньше, не перерабатывая больше ни дня.

    Я готов. Какие вопросы им задавать при трудоустройстве? "Как проходит бенч? (работа в компании без коммерческого проекта) Есть ли уже проект для меня? На какой он срок, это уже известно? А его стек? Какие у вас соотношения оклада и премии? Выдается ли техника для работы?" — это хорошие вопросы, которые лучше задать на берегу, пока вас не затопили описанием их лучшей вакансии на рынке со вкусными печеньками в офисе.

Аутстаф

    Я работала и тут. Здесь очень много отличий с аусторсом, но люди часто путаются. Задумывался когда-нибудь, как зарабатывает аутсафф? Сейчас объясню!

    Представь себе такое: ты разработчик с годом опыта (накрученного или реального) и сейчас находишься в поиске новой работы. Натыкаешься на компанию, легко и быстро проходишь собеседование и получаешь долгожданный оффер. Да, им все нравится и они готовы тебя нанять. Ты как обычно забываешь уточнить детали, ибо тебе сейчас важно просто получить работу, а дальше разберемся. О каких деталях идет речь?

    Самая большая подстава, которая тебя может ждать в аутстаффе — накрутка опыта! Да, да, именно она. Опять.

Допустим, ты после курсов накрутил себе год опыта и попал в аутстафф компанию. Там к тебе подойдет менеджер и попросит выписать все свои рабочие проекты в новое резюме, именно по их шаблону. "Ну это так, для заказчика надо, напиши все, что делал" — и ты пишешь без точных дат и цифр в нем все, над чем работал. И постфактум в таком резюме могут легко поправить циферку для одного заказчика на 2 года опыта, а для другого — на все 3, ибо он рассматривает резюме только с таким опытом.

Да, они тебя перепродают. Аутстафф компании — это риэлторские конторы в сфере айти. Можешь воспринимать их так, вайб там именно такой. Там тебе накрутят опыт, научат проходить собеседования на грейд выше и перепродадут в продуктовую компанию, где ты будешь пилить реально большой продукт и получать опыт уже там.

    Два больших вопроса могли возникнуть у тебя в голове, отвечаю:

- Знают ли продуктовые компании, что к ним приходят разработчики с накрученным опытом из аутстаффа? Конечно, знают.

- Могут ли они как-то на это повлиять? Особо нет, ибо им выгодней нанять побыстрее, раз они обратились в аутстафф изначально. Им срочно надо, так что такие интервью даже легче проходить, чем напрямую к ним, когда горит у них еще не так сильно.

    Но опыт крутят не всем и не во всех аутстафф компаниях. Такое делают только самые отчаянные до денег. Обычно аустафф тебя просто перепродает, служа некой прокладкой: причесывает твое резюме, подготавливает все документы за тебя, дает материалы, чтобы подготовиться к интервью с продуктовой компанией. 

    Плюс работы в аустаффе: простота и скорость найма. У тебя не будет этих пяти секций на два месяца, с алгоритмами и тремя знакомствами с разными командами. Обычно все проходит в один, максимум два этапа — это ключевая ценность аутсаффа. И накрутка опыта, еще более ключевая.

    Минус работы в аутсаффе: ты теряешь очень много деняк. Катастрофически много, я бы сказала. Посчитала вам на примере от моего бывшего тимлида — он говорил, что его зеленый банк платил за аутсафф разработчика миллион рублей в месяц, лишь бы нанять быстро под проект. Когда на этом же проекте сидели сеньоры а 300-400 тысяч рублей с гораздо бОльшим опытом, чем у этого контрактника. Все дело в скорости найма и тех налогах и премиях, которые тебе, как аутстафферу, не нужно платить. И в перспективе для продуктовых компаний это даже выгодней, чем держать полный штат только своих сотрудников, которым нужно платить годовые премии, пособия и отпускные. А найм в штат так растянут в продукте, что на него потратят еще несколько окладов человека, которого нужно нанять. В итоге для некоторых трата в миллион рублей ежемесячно — это выгодней, чем нанимать к себе в штат за 500к. Такие дела. Было бы это не так, аутстафф бы давно вымер, а они только процветают! И всё из-за ошибок в найме у продуктовых компаний. Их разберу в последней главе.

    За сколько тебя продают и покупают? Узнать сложно, ибо это под NDA. Но можно попробовать прикинуть, что аутстаффу интересна прибыль минимум в 100% от твоей зарплаты, которую они платят. И это не только те деньги, которые ты получаешь на руки. Есть же еще налоги, а это +40% от твоей зп. Вот и считай, сколько ты в месяц недозарабатываешь, если идешь работать в аутсафф.

Если удалось попасть в продуктовую компанию с накруткой через аутсафф, то ты теряешь деньги, ибо мог бы сделать это самостоятельно и попасть в продукт напрямую, без посредников. Сделать это можно с помощью чатов, видео, статей и ментора. Примеров в интернетах массы, как люди так устраиваются. Пробуй!

    Почему тогда люди идут туда работать? Собеседования в продуктовые компании усложняются, а найм растягивается на месяцы. Не у всех есть возможность банально ждать ответа от них, многим нужна работа еще вчера. Чтобы сократить поиск работы, но при этом поработать с клевым продуктом — люди идут в аутстафф. А продуктовые компании страдают из-за своих же завышенных требований и прибегают к аутстаффу, чтобы быстро нанять под проект нужное количество подрядчиков. Такой вот жестокий и глупый бизнес.

Разница между Аутсорсом и Аутстаффом

    Мась, надеюсь, разницу между аутсорсом и аутсафом ты понял, но тезисно закреплю еще здесь, чтобы ты всегда мог вернуться!

    Аутсорс — это биржа фриланса, где заказчик может даже не знать, кто работает над его заказом: он лишь видит результат и отдает свои деньги. Они нанимают самую дешевую рабочую силу, но заказчику будут говорить, что все минимум мидлы! Иначе они бы не зарабатывали свои деньги. А они для них не пахнут. В отличии от аутсаффа, тебя никуда не продают, ты всегда работаешь в их компании, но над чужими проектами.

Устраиваясь туда: ты приобретаешь навык многозадачности, работы над несколькими проектами параллельно и перерабаток над не самыми интересными задачами. Это все научит тебя работать быстро, если не выгоришь.

Но также может выпасть, что ты будешь работать над одним и тем же проектом многие годы. Это рулетка, тут как повезет. Как первая работа ок, дольше — не смей!

Какой проект будет? В этом месяце такой, в следующем уже другой. И заказчик может не знать, кто делает эту работу, он просто платит деньги. А сколько аутсорс будет платить тебе из этих денег заказчика — зависит только от твоей наглости на собеседовании.

    Аутстафф — это риэлторская контора, где тебя наймут подешевле, накрутят опыт и продадут дороже, на более высокий грейд. Они зарабатывают также, как и аутсорс, но схема более изощренная — тут ты уже должен участвовать в этом цирке и поддакивать на новый нарисованный опыт. Но предупрежу на всякий случай, что не все атустаффы крутят тебе опыт. Некоторые просто учавствуют как риэлторы-прослойки в твоем найме в продуктовую компанию, и берут за это процент. Так ты тоже недополучаешь деньги, но зато без накрутки.

Устраиваясь туда: тебе выпадает тот же киндер сюрприз с проектом, что и в аутсорсе. Ты либо будешь сидеть на одном проекте год, потому что заменять тебя продуктовой компании будет не выгодно, так как ты хорошо знаешь проект. Найм к ним напрямую слишком дорого выходит, дешевле содержать тебя на контракте с аутсаффом. Но и это не более года. Если сидишь больше — то тебе явно недоплачивают, раз продуктовой компании выгоднее держать тебя и платить конскую комиссиию аутсаффу, чем нанимать тебя к себе в штат. Либо ты будешь прыгать по проектам и собирать знания по верхам, так и не углубив их, но зато наработаешь насмотренность в разных продуктовых компаниях.

Какой проект будет? Даже они на момент твоего найма могут не знать, куда тебя нанимают, ибо тебя еще надо куда-то продать. Никаких гарантий, чистый рандом.

Хорошо будет, если твоя компания имеет два-три крупных заказчика и всегда нанимает только туда. Но не всегда это так. Скорость найма высокая, но на проекте больше года ты вряд ли задержишься. Для продуктовой компании это не выгодно и они в скором времени заменят тебя на штатного сотрудника, который обойдется им дешевле для их ежемесячной подписке.

Хорошо, с этими разобрались, остался тот самый продукт!

Продукт

    Сразу скажу, бывают сильно разные продуктовые компании. Они могут быть той еще галерой в плане процессов или быть супер бюрократичными, медленными, неорганизованными. Главное их отличие от предыдущих двух типов работодателей — то, как они генерят деньги.

    Они создают деньги собственным продуктом и сами влияют на свои заработки.

Когда как аутсорс и аутстафф продают ТВОИ услуги по разработке продуктов и получают СВОЮ прибыль от недополученной ТВОЕЙ, продуктовые компании продают СВОЙ готовый продут и получают деньги за НЕГО, потребляя ТВОИ услуги взамен на зарплату.

Это главное отличие. Сори за КАПС.

    Как попасть именно к ним? Для них очень важно, что и как ты говоришь на всех этапах собеседований. Я не перестану напоминать, что самопрезентация важна, но тут она  — это ключевое. Твое позиционирование как будущего ИХ работника, любовь к ИХ продукту и искренняя заинтересованность в НЕМ — их очень подкупает.

Ты продавец своих услуг тут, не забывай. Об этом подробно писала в своих статьях по поиску работы: в этом посте есть все ссылочки.

    Почему к ним так сложно попасть? Они сами наломали дров с наймом и его усложнением, чтобы защитить свой продукт. Выставили кучу новых фильтров и дополнительных проверок для того, чтобы отсеять низкоквалифицированных кандидатов.

Винить их за это не стоит, я бы на месте продуктовой компании, которая взрастила свой продукт с нуля до многомиллионной аудиторией, тоже не хотела бы похерить все из-за раздолбая-работника.

    Но эта элитарность и закрытость сыграла для них злую шутку: из-за того, что к ним хер попадешь, к ним хер кто попадает и они страдают от нехватки специалистов. Постоянно!

И им приходиться по жесткому качать свой маркетинг, вбухивая туда кучу своих денег. Тем самым, их излишек денег уходит не на развитие основного продукта, а на привлечение работников, чтобы его создавать. А когда у тебя огромные затраты на маркетинг — значит что-то с продуктом или процессами не так, раз его не сметают с полок на hh.

Продуктовым компаниям не хватает кандидатов. Поэтому они обращаются к аутсаффу за работниками и готовы за них переплачивать, потому что проебались. Готовы спамить в личные сообщения и на почту всем потенциальным кандидатам. Запускать программы по быстрому получению офферов в их компанию, где вместо шести этапов будет всего два! 

Запомни, ты им нужен. И туда можно попасть либо через аутсафф, либо напрямую. Все зависит от твоей удачи и наглости.

    Про прогревы и запуски слышал когда-нибудь? Думаешь, что общего у этого с продуктовой компанией? Сейчас объясню!

    Не сосчитать как часто они прибегают к так называемым "One Day Offer" — лишь бы о них узнали и к ним пришли высококлассные специалисты, которых до этого они отпугивали количеством этапов собесов.

Таким образом создается ажиотаж вокруг компании и ее бренда, можете легко загуглить и узнать, кто сейчас проводит подобную скидочную акцию!

Вряд ли компании, которые отбиваются от желающих у них поработать, стали бы выкидывать такое с очень частой периодичностью. Это простой маркетинговый ход, чтобы появиться на виду серьезных опытных инженеров и помаячить у них перед носом хорошей скидкой.

Да, именно скидкой. Вы экономите здесь свое время, а это самый ценный ваш ресурс.

    Но что еще их связывает с продажами? Например, спам своим предложениям в личку кандидатам:

Это нормально, так сейчас поступают все рекрутеры, ибо только так можно дотянуться до потенциального кандидата. Но когда я вижу такую картину и слышу фразы, что айти пузырь скоро лопнет и вы никому не нужны — становится смешно.

Не нужны люди без опыта, да, но это на бумаге очень легко исправляется))

    Люди нужны продуктам, ибо они только так смогут развиться и заработать больше деняк. А свободных и качественных кадров практически нет на рынке: все либо уже работают на конкурентов, либо уехали и работают на других конкурентов из-за рубежа.

Пусто!

    Каково работать в продуктовой компании? Я там поработала и могу сказать честно — это пенсия для работника. В некоторых компаниях, конечно. Обычно, чем компания больше, тем больше там бюрократии и делегирования. 

Да, все отлажено, работаете четко по спринтам, почти не срываете сроки (хе-хе), но там вы работаете раз в пять меньше, чем в том же аутсорсе. 

    Кому и когда стоит идти в продукт? Мась, критериев всего четыре: если ты уже поработал на хотя бы одном проекте, понимаешь, как твоя работа приносит бизнесу деньги, умеешь быстро делать свою работу и не срывать сроки — ПОРА!

Пора двигать в продуктовую компанию и развиваться уже там, так как самое ценное ты из аутсорса или аутстаффа уже получил!

    Мой совет: поработай над одним-двумя проектами в аутсорсе, наберись опыта, но быстро, и иди на пенсию в продукт. В аутсорсе ты получишь опыт и первые знания, увеличишь насмотренность, а в продукте начнешь получать деньги за свои знания. 

    Почему лучше не идти в продукт сразу? В продукте ты увеличишь и знания и деньги, но сразу идти туда не советую, ибо это может вывести твою лень на новый уровень. А также ты можешь разочароваться в айти, если попадешь сразу В ПРОДУКТ, а он окажется говном с кучей легаси.

"И куда после этого дальше? Как довериться? Не ожидать такой же подставы от другого продукта?" — эти вопросы могут съесть тебя на самом старте карьеры.

От аутсорса ты хотя бы ожидаешь подстав и понимаешь, что это ненадолго, а от продукта ожидания завышены и если они себя не оправдают — твоя менталка начнет выгорать, а разочарование в айти тебя захлестнет так, что захочется все бросить и заняться другим делом. 

    Почему еще не советую идти сразу в продукт? Из-за низкой насмотренности, которую ты там можешь получить. Год работы в продукте будет идти со скоростью сродни полугоду в аутсорсе для любого начинающего айтишника. Растянутые онбординги и оценка задач, все с двойными и тройными рисками, лишь бы ты успел все сделать. (Не во всех продуктовых компаниях так, но это давольно частый их признак)

В итоге ты можешь скатиться в прокрастинацию на самом старте карьеры, превратившись в человека, который так и не научился быстро делать свою работу, но уже привык работать мало.

Не попадайся на эту уловку нашего ленивого мозга и хитрых больших корпораций, которые делают из тебя неконкурентоспособного работника.

Подумай, кому это выгодно в первую очередь: тебе, что ты так мало работаешь и кайфуешь от ничего не делания или им, что их работники не могут от них уйти, ибо чтобы это сделать нужно ЧТО-ТО сделать!

Собеседования там какие-то проходить, напрягаться, учить новое! Зачем? Можно же на пригретом месте сидеть и по часу в день таски в джире двигать.

Так и появляется рабочая импотенция, мась. Не делай это с собой в самом начале карьеры, всех денег не заработаешь, а вырасти — не вырастишь.

    Устроился в продукт, но как не поймать рабочую импотенцию? Постоянно проходить собесы. Я до этого блога и менторства гоняла на два-три собеса в месяц и старалась каждый месяц закрыть на оффер, чтобы доказать себе, что я что-то знаю.

Оффер на 300к успокаивает синдром самозванца гораздо лучше личных разговоров с руководством на звонке. Не отсиживайся и не думай, что получаешь актуальные знания в своей компании, в которой выберешь работать! Спустя несколько месяце на новом проекте ты перестаешь развиваться и только стагнируешь. Поэтому ходи на собесы и проверяй себя, актуализируй знания, приводи мозгульку в порядок, бодри ее в конце концов!

Заключение

    Хочу добавить от себя, что компании бывают совсем разные. В одной статье все варианты и комбинации, которые тебе могут выпасть, не охватить.

Я постаралась раскрыть именно смысл работы у разных работодателей: что тебя ждет, как они на тебя смотрят, что у них в головах и какую выгоду от работы с тобой они получают. Я показала тебе три бизнес-модели, как они зарабатывают.

    Надеюсь, статья была полезной! Дополнительно к ней у меня вышла статья на бусти о том, как я попала в галеру и уволилась из нее через три дня, офигев с их процессов и кода. В ней разбираю все нюансы трудоустройства в айти для новичков на примере нашего трудового договора, как меня подставили, почему уволилась и каково было там работать. Учись на моих ошибках, чтобы не совершать свои!

Спасибо за прочтение! Если тебе будет интересно почитать от меня что-то еще, подписывайся на мой телеграм канал с полезными постами: авось прорвемся

Комментарии (12)


  1. Breathe_the_pressure
    16.03.2024 09:36

    Мы с вами где-то на брудершафт выпивали? Почему сразу на "ты"?


    1. raskal
      16.03.2024 09:36
      +6

      Потому что тут интернет, никто никому не должен, при всем уважении. Человек пишет так, как ему нравится, читать никого не заставляет. Кому не нравится - ставят минусы. Статья, конечно, в стиле раннего хакер.ру, но суть то верная. Не пишут, что не западе чуть не так все устроено и что есть риск попасть под чистки в корпорации, но в целом норм.


      1. sekuzmin
        16.03.2024 09:36

        Отнюдь, стиль и топики известно что с ebanoe.it. Только там все проще и нет предложений подписки на телеграмм каналы и статей на бусти.


    1. kdpdev
      16.03.2024 09:36

      Потому что статья с неким уклоном на маркетинг, типа приходите ко мне. А в этой среде ходит легенда, что обращение на ты слбижает с тем, кто это читает, больше шансов, что появится некий отклик и желание подписаться или что там хотят от публикации получить. По мне, так обращение на ты из статей/видосов - это нарушение стилистики. Точно так же нелепо звучал бы выступающий перед многочисленной аудиторией, говорящий ченить типа: вот посмотри, у меня тут ... К кому конкретно он обращается? Нас ведь тут много. Он че, идиот чтоли, с рядом стоящей тенью общается или что?


  1. sekuzmin
    16.03.2024 09:36

    Статистика статьи: слово «ты» встречается 55 раз, производные «теб»(я,е…) 57 раз. Это рекорд!


  1. svz
    16.03.2024 09:36

    Побывав в ряде продуктовых компаний из вашего списка в роли нанимающего, скажу, что one day offer устраивают не потому, что в компании никто не идёт - нет, поток кандидатов там реально бесконечен - а потому что на рынке нет квалифицированных специалистов.


    1. Pardych
      16.03.2024 09:36
      +3

      не совсем так

      на рынке мало квалифицированных специалистов, но они есть - периодически выходят на рынок

      среди квалифицированных еще меньше специалистов квалифицированных не только в области своих обязанностей как таковых, но и в методах прохождения заградительных фильтров

      постоянно усложняющийся за последние лет двадцать процесс найма мешает собственно задачам найма - поженить проект с подходящим ему специалистом именно с подходящим, а не умеющим получать офферы, надрессироваться их получать можно, это отдельное время и отдельный опыт

      и сверху еще отягчающее - я тоже неоднократно участвовал в найме в продуктовых компаниях, сразу срезав кучу фильтров до попытки определения непосредственно нужных навыков, так вот по результатам я вижу что процесс найма портит и рынок кандидатов, они не готовы говорить по существу, они готовятся к этой дурацкой пародии на экзамен


  1. SeApps
    16.03.2024 09:36
    +2

    Стиль - личное дело каждого, а написано все по делу. Интересная статья


  1. Pardych
    16.03.2024 09:36
    +1

    "Рабочая импотенция", девушка, бывает только одного типа. Это когда у вас "не встает" на рабочие задачи. Куража нет. Вы не способны провалиться в решение и потом "ой, тля, уже стемнело". Вы не обнаруживаете себя сидящим в три ночи в обнимку с так и недопитой бутылкой вина, играясь с какой-нить новой графической библиотекой которую вы сами себе сделали для рабочих задач в нерабочее время. Вам вообще неинтересно то что вы делаете. Вот это - она.

    И от такой работы конечно надо бежать на собесы. И там искать именно то что зацепит в первую очередь. А лень - нужный и важный компонент вашей жизни, помогающий вам выжить на марафонской дистанции своей карьеры. Лениться надо уметь так же как учиться и работать. Невозможно пробежать марафон спринтами и не навредить себе. Нормальный график любой человеческой активности - синусоида.

    У меня за 22 года трудовая подраспухла, периодически я менял стеки и начинал с младших позиций. Но вот что-то ни разу не случалось такого чтобы я стагнировал на продукте, даже просидев на нем рекордные 5 лет подряд. Потому что нормальный продукт живой - он поддерживается, обслуживается и рефакторится постоянно. В нем обновляются технологии. Ему постоянно нужны решения, ставящие перед инженером необходимость изучения чего-то нового. И, кстати, получение вот этого самого "опыта полного цикла", если повезет еще и с выводом из эксплуатации - серьезная вещь. Я последний раз полгода искал сеньора не с лычкой и знанием букваря от корки до корки, а именно опытом "сам седелал мвп, сам из него выстругал буратину и потом с этой буратиной не потонул - и крылья пришил и остальные хотелки-перделки и на орбиту вывел". Нашел, кстати. Причем взял даже не сойдясь во взглядах на архитектурные подходы. Именно за то что он умеет жить с тем что сам понаворотил, собрал все грабли которые мог и готов отвечать за этот свой подход.

    Так что желаю вам поработать в хорошем продукте и вдумчиво. Там может быть максимально весело, если действительно любите свою работу.


  1. vojaganto
    16.03.2024 09:36

    Какая то баба с гонором решила, что она сейчас "тупым" сеньорам распедалит, как лучше продавать свои услуги.


  1. TaskForce141
    16.03.2024 09:36

    Социáльная инженерия — в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации.

    Часть описанного пересекается с действительностью, но высказывамое отношение к проблематике работы в сфере не вызывает ничего, кроме отвращения. Сплошь и рядом несерьезность и непрофессионализм, выдаваемые за эталон.


  1. logofios
    16.03.2024 09:36

    Информация интересная, но стиль изложения отталкивает, к сожалению.