Свободное вращение нашей планеты происходит с наклонением. Причины этому заложены давно. Вероятно, около 4,5 миллиарда лет назад Земля столкнулась с планетой Тейя. Так у нашей планеты появились спутник Луна и наклон орбиты в 22,44 °.

Поскольку Земля вращается вокруг своей оси с наклонением, это приводит к неравномерности распределения излучения Солнца. Говоря проще, именно из-за наклонения планеты мы испытываем смену времён года.

Если наклонение орбиты важно для жизни на Земле, то нужно ли применить наклонение в 23,44 ° для ориентации монитора?

Разработчик программного обеспечения наивно захочет ответить, что ему лучше подходит портретная ориентация: так легче читать страницы документации. С другой стороны, при более тщательном рассмотрении окажется, что лучшая ориентация дисплея — диагональная: так на экране уместятся даже самые длинные названия классов Java.

Выяснить пользу диагональной ориентации попыталась некто xssfox. Для этого она задействовала различные конфигурации Xorg.

Ынтырпрайзная Windows и прочие ширпотребные операционки уровня macOS не имеют поддержки диагональной ориентации дисплея. Достичь подобного получается только в Linux.

Максимальную эффективность использования пространства xssfox достигла при наклоне в 22 °. Однако xssfox никак не попыталась объяснить конкретную причину, почему это полученное эмпирическим путём значение так похоже на угол наклона оси вращения Земли.

А в остальном размышления логичны. Именно при наклоне в 22 ° на мониторе с разрешением сторон 21:9 получится разместить максимальную длину текстовых данных. С диагональной ориентацией больше не придётся беспокоиться об ограничении в 80 символов на строку.

Приведён лишь один недостаток: при таком наклоне монитора веб-камера норовит съехать вбок.

Работа была проделана неплохая. Как выяснила xssfox, Xorg принимает наклон в виде конфигурации xrandr --output HDMI-3 --transform, за чем должны следовать параметры вида cos(x),-sin(x),shift_left,sin(x),cos(x),shift_up,0,0,1, где x — угол наклона монитора, shift_left и shift_up — сдвиг картинки по осям X и Y.

Если, к примеру, речь идёт про наклон в 23,44 °, нужно задать параметры xrandr --output HDMI-1 --transform 0.91748,-0.39779,0,0.39779,0.91748,0,0,0,1. Сформировать параметры Xorg для работы с диагональной ориентацией поможет калькулятор на странице на сайте xssfox.

Любые другие эксперименты с диагональной ориентацией дисплея имеют малую популярность. К сожалению, это лишь слабо исследованные концепты.

Явные (как составленное по первым буквам абзацев сообщение) или нет, но попытки применить силу диагонали имеют право на жизнь.

Комментарии (48)


  1. Mr_Volkula
    01.04.2024 06:40
    +7

    Сначало не понял, а потом каааак понял.

    А подскажите конфиг под Wayland? ))


    1. iliazeus
      01.04.2024 06:40
      +2

      Разработчики Wayland посчитали, что съезжающая веб-камера - это уязвимость протокола, поэтому запретили поворачивать монитор на такие углы :)

      Но вообще, насколько я понимаю, аналоги xrandr для Wayland специфичны для конкретных композиторов. Вот здесь есть список этих аналогов, можно попробовать что-то из них.


      1. unreal_undead2
        01.04.2024 06:40

        аналоги xrandr для Wayland специфичны для конкретных композиторов

        Это тоже первоапрельская шутка или там действительно такая архитектура?


        1. Gorthauer87
          01.04.2024 06:40

          Там примерно да, за все подобные манипуляции отвечает композитор, но нет стандартного апи для управления им.


          1. unreal_undead2
            01.04.2024 06:40

            Казалось бы задача композитора (насколько понимаю, аналог window manager) - отмапить окна на логический десктоп, маппинг этого логического десктопа на физический экран (то, на что в X11 влияет xrandr) - другой уровень абстракции.


            1. Gorthauer87
              01.04.2024 06:40

              В иксах оно может и так, но тут композитор отвечает за вывод на экран в том числе. Тут все проще и меньше слоев абстракции.

              Но вот протокола для управления композитором пока не завезли, вроде. Хотя, в целом, это задача технически не сложно решается. Но вот согласовать протокол это долго и сложно.


              1. unreal_undead2
                01.04.2024 06:40
                +2

                Но вот согласовать протокол это долго и сложно.

                Ещё не факт, что каждый композитор будет его нормально поддерживать.


      1. Fell-x27
        01.04.2024 06:40
        +1

        Разработчики Wayland посчитали, что съезжающая веб-камера - это уязвимость протокола, поэтому запретили...

        ...вебкамерам съезжать.


  1. SpiderEkb
    01.04.2024 06:40
    +3

    Именно при наклоне в 22 ° на мониторе с разрешением сторон 21:9 получится разместить максимальную длину текстовых данных.

    Но только для нескольких строк в центре экрана.

    Остальные будут обрезаться. Причем, что ниже будет обрезаться справа (видите только начало строки), а те что выше - слева (видите только конец строки).

    Что-то мне подсказывает, что это не очень удобно - разработчику, как правило, важно видеть не ту строку, с которой он работает, но блок из десятка строк кода, выполняющий некоторую логическую функцию.

    Ну а писать код длинными строками - такое себе. Не потому что обрезаются, а потому что плохо читаются и плохо воспринимаются.


    1. gudvinr
      01.04.2024 06:40
      +3

      Посмотрите в календарь, что ли


      1. ssj100
        01.04.2024 06:40
        +21

        при наклоне календарь и дата обрезается так что не видно


      1. sshmakov
        01.04.2024 06:40
        +1

        2 декабря 2021 года https://sprocketfox.io/xssfox/2021/12/02/xrandr/

        А что?


    1. feelamee
      01.04.2024 06:40
      +20

      вы совершенно не правы
      Ваши рассуждения основаны на том, что все мы привыкли и обучены работать в таком стиле. Но у диоганали есть несомненное преимущество над ним.

      Полностью поддерживаю автора.
      Лично я работаю под углом 42°. Сначала я тоже скептически относился к этом, но как только попробовал, стал в разы продуктивнее. Всем советую теперь

      Правда, почему-то все в офисе перестали со мной общаться. Но, я думаю, это связано с их помешанностью на углах, кратных 90°


      1. eugenk
        01.04.2024 06:40
        +2

        А я 55-60. Не понимаю, почему все помешались на 40 градусах :)))


        1. Firsto
          01.04.2024 06:40
          +9

          почему все помешались на 40 градусах

          Чтобы не обжечься, конечно же.


          1. eugenk
            01.04.2024 06:40
            +5

            Не знаю, с тех пор как начал делать напитки сам, 40-градусная мне просто в глотку не лезет. Вода водой. Кстати рассказывают интересную байку, не знаю насколько она правдива. Однажды товарищ Сталин встречался с лётчиками. И в частности спросил, какой крепости напитки они употребляют. На что получил ответ, мол на какой широте находимся, такой градус и пьём. После чего в Москве некоторое время продавалась водка Московская, крепостью 56. Так что вполне в моих пределах :)))


            1. Firsto
              01.04.2024 06:40

              на какой широте находимся, такой градус и пьём

              Ух, в Норильске была бы отличная альтернатива Гранд Абсенту.)


              1. eugenk
                01.04.2024 06:40
                +1

                Неа, в Норильск не поедем ! Это уже пожалуй крепковато даже для меня ! :)))


      1. dot22
        01.04.2024 06:40
        +6

        У Питера Уотса в "Ложной слепоте", возможно, есть обоснование почему некоторые существа (особи, если их можно так назвать), избегают прямых углов. Может быть, ваши коллеги что-то подозревают?


      1. Ig_B
        01.04.2024 06:40

        я думаю, это связано с их помешанностью на углах, кратных 90°

        Это 90° шовинисты


  1. CBET_TbMbI
    01.04.2024 06:40
    +6

    Автор, не приплетай ориентацию туда, где она не нужна. Всем же понятно, что диагональная ориентация нужна для игр типа "Цивилизации 3": http://cft2.lki.ru/Texts/Retro/Civ/Main/540ad.jpg


  1. 0x9d8e
    01.04.2024 06:40
    +8

    Уже семь лет так работаю, очень привык. Только теперь жутко неудобно на "обычных" углах дисплея. Ну и на мои скриншоты часто задают неуместные вопросы, не отосящиеся к сути дела.


  1. koreychenko
    01.04.2024 06:40
    +6

    Коллеги, подскажите начинающему адепту косого монитора:

    - следует ли в такой ориентации писать код ёлочкой?
    - нужно ли, чтобы текст полностью заполнял всю строку? Спрашиваю потому, что у меня монитор 32" и возникают проблемы с неймингом методов и классов в случае, если они оказываются посередине экрана - не хватает фантазии....


  1. eugenk
    01.04.2024 06:40

    Первое апреля однако :)))


  1. Vold2D
    01.04.2024 06:40

    Был у меня "дизайнерский" монитор с ножкой, расположенной не по центру. Через несколько лет использования угол наклона достиг 15и градусов, и монитор был выброшен. Жаль, что не дождались наклона на 22 градуса.


  1. ivanovsa_ru
    01.04.2024 06:40
    +10

    Я считаю, что это слишком ограниченный подход, по крайней мере для телефонов и планшетов. Угол наклона должен плавно следовать за углом наклона девайса. Тогда будет куда удобнее использовать телефон, скажем, лежа на боку на кровати.
    Может быть, кто-то знает, ведется ли работа в эту сторону на андроидах?


    1. killyself
      01.04.2024 06:40

      Кстати, реально бы попользовался такой фичей на смартфоне


      1. Aizz
        01.04.2024 06:40

        Может начать укачивать от постоянной болтанки.


    1. Ig_B
      01.04.2024 06:40

      Нужно разработать открытый проект адаптера стандартного крепления монитора с серводвигателем. И в его систему управления добавить несколько профилей с разными углами.


    1. kkuznetzov
      01.04.2024 06:40

      Android укачает


    1. berezuev
      01.04.2024 06:40

      На айфонах лет 15 назад все придумали


  1. AzaBroflovski
    01.04.2024 06:40
    +3

    О, не только мы об этом задумались, круто! мы на работе потихоньку переходим на такой формат, + внутренний корпоративный софт потихоньку начали верстать под наклоном, самое удивительное, судья по отчетам отдела QA, количество багов связанные с версткой сократилось на 22,44% из за наклона, ща пилим специальную CSS сетку с наклоном, скоро в опенсорс пустим.


    1. vyatkh1
      01.04.2024 06:40

      Интересно, снизится ли количество багов на 45% при дальнейшем увеличении угла? И будет ли оно расти придальнейшем увеличении вплоть до 90%? Надо больше данных для диффура...


      1. molnij
        01.04.2024 06:40

        Страшно подумать про углы больше ста градусов :D


  1. mctMaks
    01.04.2024 06:40
    +2

    только сейчас осознал, что линейный вход для наушников на телефоне, расположенный снизу как раз таки призван для обеспечения наклона аппарата на нужные 22 с хвостиком градуса вправо. всего лишь нужно найти угловой штекер, чтобы лишний раз не ломать кабель и вот оно счастье!!


  1. Oneto
    01.04.2024 06:40

    Земля же вращается, нужно добавить вращение монитору, что бы было феншую.


    1. Moog_Prodigy
      01.04.2024 06:40

      Зачем вращать большой тяжелый монитор, если можно программными средствами вращать картинку? Сразу двух зайцев...


  1. Smartor
    01.04.2024 06:40
    +1

    Спасибо автору, повесил картину под 22 градуса, стало гораздо красивее!


    1. oragraf
      01.04.2024 06:40

      Я пошел дальше - ванну поставил под 22 градуса - экономия налицо!


      1. Ig_B
        01.04.2024 06:40

        "Я пошел дальше - ванну поставил под 22 градуса - экономия налицо!"

        Параллельно оси Земли?


  1. MichaelSkirda
    01.04.2024 06:40
    +3

    Практично, но есть один существенный минус. Несколько мониторов не удобно рядом устанавливать. Хотя если их ставить по 4 штуке, ромбиком - то можно будет любой stacktrace в Java смотреть.


  1. Razoomnick
    01.04.2024 06:40
    +6

    Мало кто знает, что Маяковский работал именно за таким монитором.


    1. oragraf
      01.04.2024 06:40
      +3

      Hidden text
      Маяковскому древние майя рассказали!
      Маяковскому древние майя рассказали!


  1. meowpointerexception
    01.04.2024 06:40

    Читал о трекболе или мыши с шариком в форме геоида, но не нашёл ссылку. Буду благодарен за помощь с поиском, ведь к организации рабочего пространства нужно подходить комплексно.


  1. AzaBroflovski
    01.04.2024 06:40

    Сделал расширение для браузера, сайты не оптимизированные для диагональных (наклонных) экранов, будут корректно отображаться под углом.

    https://github.com/azabroflovski/diagonal-orientation-extension

    Не благодарите.