Меня зовут Герман, я руководитель продуктового направления лояльности в компании CSI — мы развиваем продукт для управления лояльностью покупателей в ритейле под названием Set Loyalty. Недавно мы решили расширить продуктовую команду и мне нужно было разработать тестовое задание для отбора подходящих кандидатов на позицию Junior Product Manager. Я делал это впервые и с нуля. Решил зафиксировать этот опыт и кратко поделиться принципами, которыми руководствовался при его подготовке. Само тестовое тоже покажу. Забегая вперёд — оно уже помогло нам найти нового коллегу. 

Мем для привлечения вашего внимания
Мем для привлечения вашего внимания

Какое тестовое задание мы хотели получить

  1. Тестовое задание должно «провоцировать» кандидата проявить искомые качества.

В нашей команде есть участники с глубокой экспертизой в ритейле. В то же время, нам не хватает коллег, имеющих реальный опыт использования инструментов для маркетологов — рекламы, коммуникаций, аналитики, CRM или CDP-платформ. В тестовом задании есть несколько вопросов, цель которых — заставить подходящего кандидата проявить искомые качества, а именно: насмотренность в инструментах для маркетологов и готовность применить свои знания при проектировании решений для разрабатываемого продукта. Если конкретно, то в задании №1 — это вопрос 4, а в задании №2 — вопросы 2 и 3 (тестовое целиком приведено ниже, без контекста вопросы будут непонятны). 

  1. Тестовое задание должно имитировать реальные задачи, с которыми кандидату предстоит работать в команде.

Для задания я отобрал такие задачи, которые, по моей оценке, будут занимать до 70-90% времени кандидата после найма. Думаю, такой подход справедлив по отношению к кандидату: ему сразу становится понятно, чем предстоит заниматься в команде. 

  1. Нужно предоставить всю необходимую информацию для решения тестового задания.

На вопросы тестового довольно трудно ответить, не зная ничего о продукте. Мы предоставили информацию о продукте, целевом рынке, пользователе, верхнеуровневой структуре разделов меню и ключевых функциях. Об одной части продукта не стали рассказывать, потому что это могло сразу навести пользователя на правильный ответ. 

  1. В основе тестового задания — реальные проблемы, решенные командой в прошлом. 

Наше тестовое состоит из двух заданий. Оба задания — это реальные вопросы, которые нужно было решить на определенном этапе развития продукта. Мы с командой провели немало времени, обсуждая возможные варианты. Я хорошо знал плюсы и минусы всех возможных решений. Это помогло менее субъективно оценивать ответы кандидатов.

  1. Разумные сроки выполнения.

Мы исходили из того, что тестовое должно быть либо небольшим, либо платным :) Наше тестовое казалось мне не очень большим. По отзывам кандидатов, они тратили от 3 до 8 часов на выполнение. Считаю такие трудозатраты вполне допустимыми для соискателей на позицию.

Что в итоге получили 

Мы искали кандидата на позицию Junior Product Manager. Из 39 откликов на вакансию мы постепенно дошли до отправки тестового задания 4-м кандидатам. 

Всего откликов

Связались с кандидатами

Отправили тестовое

Получили ответ на тестовое

Ответили так же, как команда

Сделали офферов

39

30

4

4

3

1

Ответы были получены от всех четверых. Ответы были содержательными, с рассуждениями и конструктивной аргументацией. Трое из 4 ответили на ключевой вопрос ТЗ так же, как на него ответила команда в реальных рабочих обстоятельствах (отмечу, что соответствие ответа кандидата ответу команды не было критерием отбора). Два кандидата из 4-х проявили в ответе искомые качества: насмотренность в инструментах для маркетологов и умение использовать эти знания при проектировании решений. 

В итоге, как я уже сказал, мы сделали оффер. Интересно, что изначально я был довольно скептически настроен по отношению к этому кандидату: в резюме не было отсылок к тем инструментам, насмотренность в которых мне нужна была, но в тестовом человек как раз продемонстрировал эту насмотренность и предложил вариант решения с опорой на конкретные инструменты. 

Приятно отметить, что и кандидаты на собеседованиях отзывались о ТЗ положительно: 

Спасибо за тестовое. Оно было очень интересным и последовательным. Было все подробно разложено, расписано. Его было приятно делать. И еще более приятно, что оно реально коррелирует с деятельностью, которой предстоит заниматься. Раньше мне прям такого не встречалось

Радует, что довольно подробно были изложены вводные данные о том, что за продукт, целевая аудитория, структура. Было интересно выполнять такое тестовое задание

Тестовое задание 

Дальше вы увидите само задание. В конце скажу только, что этот опыт точно пригодится нам и для последующего найма продактов в отдел — и, возможно, ещё кому-то, кто сейчас думает над своим ТЗ?  

Пишите, какие задания проходили вы при трудоустройстве на позиции в продуктовых командах. Или какие тестовые даете своим соискателям :) 


Тексты заданий

Задание №1

Сообщение от Head of Product Set Loyalty

“Привет!

Ранее я тебе рассказывал про наш редактор кассовых механик. В редакторе кассовых механик пользователь Set Loyalty настраивает правила работы акции, совершаемой при покупке. Например:

  1. Купи 2 пачки молока “Домик в деревне” по цене 1.

  2. Купи Сыр “Российский” 200 гр. и Колбасу “Останкино” 300 гр. в упаковке и получи в два раза больше бонусов, чем обычно по карте - и так далее.

Так вот.

К нам только что обратился Меруа Лерлен. Они пользуются нашим продуктом и у них работает сейчас одна из похожих акций (аналогичная акции под номером 2 выше), настроенных через этот редактор. Но теперь им нужно отправлять сообщение на телефон покупателю прям сразу после того, как он принял участие в этой акции - при этом не важно, в каком из каналов покупатель совершил покупку - онлайн или оффлайн.

Примерный текст сообщения скинули такой “Так держать, Сергей. Теперь у вас 234 бонусных балла на счету. Ждем вас за новыми покупками в сети магазинов Меруа Лерлен”. И так для каждого участника.

Сценарий, в принципе, продуктовый - может быть полезен не только Меруа Лерлен. Но по своему опыту могу сказать, что задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Предлагаю завтра встретиться продуктовой командой и обсудить подход к проектированию настроек для реализации такого сценария. 

Подготовь, пожалуйста, свою позицию, развернуто ответив на следующие вопросы:

  1. По какому пути нам лучше двигаться - добавить новый этап с настройками рассылок в редактор акций (кассовых механик) или все же сделать отдельный редактор с настройками рассылок? Почему так считаешь? 

  2. Хватает ли информации выше для проектирования настроек рассылки? Нужно ли задать какие-то уточняющие вопросы Меруа Лерлен? Какие вопросы хочешь задать? Каким сотрудникам с их стороны стоит задать доп. вопросы (на каких должностях)? 

  3. Достаточно ли информации только от Меруа Лерлен, чтобы спроектировать качественное решение, которое повысит ценность нашего продукта для всех пользователей, а не конкретно для Меруа Лерлен? Почему? 

  4. Какие этапы настроек рассылки необходимо выделить? Какие именно настройки, по твоему мнению, должен задавать пользователь на каждом этапе? 

Но помни, мы не проектная компания и не обязаны решать задачу пользователя так, как он нам скажет. Мы вправе разработать оптимальное решение, которое как минимум - не навредит другим нашим пользователям, а как максимум - будет им очень полезно”

Задание №2

Сообщение от Head of Product Set Loyalty

“Привет.

К нам обратились маркетологи из “Стикси”. И им нужен новый тип создания сегмента в нашей системе. Ситуация следующая.

Ты уже в курсе, что это довольно крупный клиент. А крупные торговые сети как правило используют BI-системы для продвинутой аналитики покупательского поведения. В BI-систему такие пользователи сливают очень большое кол-во информации из самых разных источников: CDP-платформ, сервисов коммуникаций на сайте, сайта, мобильного приложения, сервисов для сбора обратной связи и многих других. Далее маркетологи строят в BI-системе отчеты, графики и таблицы. Большое кол-во данных позволяет маркетологам увидеть более общую картину, чем могут предоставить аналитические инструменты каждого из перечисленных выше сервисов в отдельности. 

Так вот - “Стикси” теперь хотят сформировать список покупателей в этой BI-системе и выгрузить список номеров телефонов из нее. А затем добавить их в файл, загрузить его к нам в систему, сформировать сегмент и использовать его при заведении условий акций, коммуникаций и для других задач в нашей системе. 

Это первый подобный запрос к нам. И лично мне он кажется каким-то нелепым. Я такого функционала нигде не видел и не уверен, что он может представлять ценность для маркетологов. 

Но тем не менее надо обсудить внутри команды. Если признаем его ценным для всех наших пользователей-маркетологов, то сделаем бесплатно в нашем продукте. А если не признаем - попросим компенсировать расходы на реализацию этого функционала у “Стикси”. В общем - надо обсуждать на завтрашней встрече.

Пожалуйста, подготовь свою позицию по этому вопросу, ответив на следующие вопросы: 

  1. Как считаешь, есть ли в этой фиче ценность для маркетологов (всех наших пользователей, а не только “Стикси”)? Почему? 

  2. Какие настройки, на твой взгляд, должен выполнить пользователь с момента инициирования сценария создания сегмента таким способом и до момента нажатия на кнопку “Сохранить”?

  3. Нарисуй драфт-макеты окна, где будут те настройки, о которых ты написал(а) в предыдущем пункте. Не парься по качеству отрисовки - просто ручкой на бумаге нарисуй в общих чертах (без деталей) и скинь фотку сюда. 

  4. Как считаешь, надо ли какие-то требования предъявлять к загружаемому файлу? Зачем?”

P.S. Если хотите в команду CSI — разрабатывать лучшие продукты для рынка ритейла России, СНГ — велкам!

Комментарии (0)