кадр из фильма "Акванавты"
кадр из фильма "Акванавты"

Предыстория

Пересматривал я один из любимых советских фильмов детства - "Акванавты". Ностальгия по молодости, потрясающие (на те времена) сцены подводных съемок (после этого фильма пошел в секцию подводного плавания)....

И вот на моменте, где ГлавныйГерой (советский акванавт Соболев) плывет на подводном буксировщике я вспомнил, что в ту детскую пору я много чего пытался придумать для подобного "подводного передвижения". Нечто принципиально подобное делали, конечно, для боевых пловцов, начиная со второй мировой, но это всё-таки не для простых людей. И вспомнил, что видел в продаже более простые "подводные скутеры", "подводные буксировщики" - игрушки, ставшие возможными и доступными для гражданских лиц только в нынешнее время.

А сколько стоит такой буксировщик? Я посмотрел - от 40 до 100 тыр. Для редкого развлечения ("лето в Челябинске короткое и малоснежное", да еще не каждый погожий день выпадает на выходные) - мне показалось дороговато. А можно сделать такой девайс самостоятельно? (как обычно ноют старички типа меня -"а вот мы! а вот в наше время! сами себе игрушки делали!". Детство в советские времена было знаменательно тем, что изрядная доля делалась своими руками (отливка солдатиков из свинца, тачки на подшипниках, пайка усилителей и цветомузык, даже в секции подводного плавания моноласты и удлинненки себе делали сами), по тем самым советским "дендрофекальными технологиям".

Конечно, сейчас возможностей больше, нам помогают трудолюбивые китайцы. Да и технологии шагнули вперед (тот большой цилиндр на КДПВ - это, вообще-то, просто фонарик , а не буксировщик - о том, что в таком объеме можно разместить аккумулятор значимой ёмкости даже мыслей не возникало). Поэтому было решено попробовать сделать себе такую игрушку своими руками.

История


Детские идеи типа "коллекторного двигателя в самостоятельно сделанном герметичном корпусе" были отвергнуты из-за большого количества "механических работ" (в основном пугала герметизация вала - дейдвуд хорош только без погружения на глубину). Понятно, что в связи с развитием разного моделизма - наверняка сделаны уже готовые приводы, работающие под водой. Раз они сделаны - значит, выпускаются в Китае. Бегло прошерстив Алиэкспресс, нашел несколько моделей движителей для водных моделей, уже изначально изготовленных для работы в воде. Отобрал те, которые по указанным продавцами параметрам - должны тянуть лежащего на воде человека. Посоветовался тут, на хабре в теме https://habr.com/ru/articles/730966/ , с разбирающимся в теме гребных винтов человеком - он отнесся к движителям несколько скептически (сказал, что слишком оборотистые, и на низких скоростях КПД будет очень низкий).
Тем не менее, было решено сделать модель, чтобы оценить работоспособность идеи - благо по оценкам выходило недорого, а применить как минимум половину запчастей в случае фиаско всегда найдется куда.

Итого, на алиэкспрессе были закуплены:

  1. Два "подруливающих устройства" (комплект, с правым и левым вращением винтов) типа "подводная струйная лодка 4 лезвия CW CCW двигатель подруливающего устройства для DIy Rc робот-приманка гнездо лодка подводная лодка мотор"®

  2. Два контроллера управления бесколлекторными двигателями (далее - ESC, "electronic speed controller").

  3. LiPo аккумулятор 5s 6000 мАч.

  4. Зарядник iMAX B6 (давно хотел прикупить, да повода не было.)

Заявленные производителем параметры движителя:

  • Напряжение питания: 12-24В

  • Ток - до 20А

  • Мощность - до 200Вт

  • Диаметр пропеллера - 60 мм

  • Максимальная тяга - 3.6 кг.

"подводная струйная лодка 4 лезвия CW CCW двигатель подруливающего устройства для DIy Rc робот-приманка гнездо лодка подводная лодка мотор"®
"подводная струйная лодка 4 лезвия CW CCW двигатель подруливающего устройства для DIy Rc робот-приманка гнездо лодка подводная лодка мотор"®

Как казалось, для экспериментов должно хватить... Но я не учел (ибо никогда этим не интересовался), что ESC нынче умные - не только управляются ШИМом, но и требуют определенной последовательности сигналов для старта (об этом ниже).

Был бы нужен для управления только ШИМ - сделал бы генератор на 555-ом.. Но нужно при включении питания давать контроллеру "минимум" и "максимум" диапазона регулирования.

Значит, понадобиться какой-нибудь контроллер. Взял из хлама первый попавшийся, пригодный для непосредственного применения - это оказался stm32 (на китайской же плате, известной как BluePill). Совершенно непринципиально - можно применить хоть ардуину, хоть ESP8266/32 (думаю, что и упоминавшегося недавно на Хабре процессора из электронных сигарет тоже будет достаточно. Но под него нужно плату городить).

Контроллер нужно питать, а для этого нужно 5 В. Аккумулятор дает 18.8В. А ESC я купил без выхода питания для электроники (без т.н. BEC - Battery eliminator circuit).

Поэтому пришлось покопаться в залежах, и найти еще и step-down преобразователь.

Плюсуем к необходимым запчастям:

  1. BluePill (stm32f103)

  2. stepDown 2-24В->5В 2А .

Прочитал про программирование и управления ESC. Решил, что программировать/перепрограммировать ESC не буду, оставлю заводские настройки. Набросал код для включения/управления ESC (типовая ардуиновсая библиотека для управления сервоприводами). Собранный на коленке макет прототипа показал, что он работает, успешно инициирует и запускает двигатели. Что ж, можно собирать прототип.

Исходя из размеров "заводских" буксировщиков, в качестве основы был взят оставшийся от ремонта кусок ламината длиной 500 и шириной 200 мм. Из него вырезано "нечто стреловидное". За остальным пришлось идти в хозмаг.

В хозмаге были куплены:

  1. Труба канализационная D110 длиной 0.15м

  2. Муфта ремонтная D110

  3. Заглушка D110 - 2 штуки

  4. Кронштейн монтажный D110 - 2 штуки

  5. Отвод D40 45градусов - 2 шт

  6. Заглушка D40 - 2 штуки

Ну и всё равно пришлось ехать в магазин радиодеталей. Там куплено:

  1. Разъемы XT60 - 1 пара

  2. Разъемы XT30 - 2 пары

  3. Разъемы Цанга-Банан 3.5 - 6 шт.

  4. кабельные гермовводы - 2 шт

  5. кнопка без фиксации.

Можно приступать к сборке.

  1. Механическая часть:
    1.1. Для того, чтобы ламинат в воде не сразу умер, а прожил хотя бы пару недель - пиленые торцы и отверстия были промазаны эпоксидкой, а затем он был оклеен в 1 слой стеклопаутинкой.
    1.2. По центру привернуты кронштейны для 110 канализационной трубы.
    1.3. По краям - отверстия для крепления двигателей.
    1.4. Посередине каждой стороны привернуты заглушки D40, на них поставлены (и закреплены саморезами) отводы 45 - получились своего рода рукоятки.
    1.5. В одну из рукояток врезана кнопка. Обычная, негерметичная кнопка. Из расчета, что "пару недель в пресной воде она проработает".
    1.6. Труба 110 заглушена с одной стороны заглушкой. На нее надета реммуфта, которая с другой стороны тоже закрывается заглушкой. В трубе просверлены 2 отверстия, в которые закреплены гермовводы. В результате получили бюджетный гермоотсек для аккумулятора и электроники. Заветы Алекса Гайвера живут и торжествуют!

  2. Электрическая часть
    2.1. К проводам от двигателей от припаяны цанговые разъемы. провода заведены в бокс через гермовводы, и подключены к ESC.
    2.2. От входного разъема питания (XT60) питание раскинуто на 2 разъема XT30, от которых уже на ESC, и от входного же разъема на преобразователь 20В->5В
    2.3. От преобразователя запитан контроллер, управляющий ESC.
    2.4. C контроллера - ШИМ идет на управляющие входы ESC.
    2.5. Кнопка управления - просто на одну из ног контроллера.

    Никакого выключателя питания не предусмотрено, отключение производится путем ручного рассоединения входного разъема (отключения аккумулятора).

  3. Софт. Набросан в ArduinoIDE.
    Программно ESC не настраивался, все параметры (напряжение выключения, тип выключения, тип старта, тип торможения) оставлены по умолчанию, поэтому управление максимально простое и тупое:
    3.1. При включении питания - контроллер инициализирует ESC, подавая с него сначала ШИМ с максимальной скважностью, затем - с минимальной (т.е. показывает ESC те пределы, в которых будет регулирование). Затем просто ждет нажатия кнопки.
    3.2. При нажатии кнопки - начинает подавать на ESC ШИМ, плавно увеличивая скважность с минимальной до максимальной в течение 2 секунд (соответственно, плавно нарастают обороты двигателей). При отпускании кнопки - замолкает, стопоря двигатели.
    Приводить код смысла не вижу.

Аккумулятор размещен в получившемся гермоотсеке, поджат снизу площадкой из ЭППС, с боков - вспененным ППЭ (первое, что попалось под руку). ESC и контроллер с импульсником размещены над аккумулятором. Просто лежат - места там достаточно, аккумулятор не гуляет, всё изолировано.

Первая обкатка (в ванне) показала два недостатка:

  1. "Водоизмещение" гермоотсека оказалось больше, чем масса аккумулятора (точнее, чем всего девайса в сборе - ламинат, на удивление, обладал почти нулевой плавучестью. Моторы, из-за пластикового корпуса - тоже в воде были не сильно тяжелы). Обрезка трубы "по минимуму" не сильно помогла - водоизмещение все равно было слишком большим, и положительная плавучесть была около 400 грамм. Пришлось загрузить в трубу еще почти 400 граммов балласта (натурального железа - кусок уголка, кусок стального прутка - обрезанные до необходимой длины).

  2. Вода всё-таки электропроводна сильнее ожидаемого. Поэтому погружение в воду (т.е. замыкание водой контактов кнопки) сразу воспринималось контроллером как "нажатие кнопки". Пришлось подтянуть кнопку на контроллере к питанию через резистор. Недостатки оказались "нефатальными", поэтому всё было исправлено вечером перед отъездом в кемпинг.

Результат

Готовая игрушка
Готовая игрушка

"Ходовые испытания" во время небольшого, но всё-таки отпуска, показали: ощущения интересные. Скорость хоть и небольшая, но сравнима с купальщиком-любителем. Я в ластах поплыву, конечно, быстрее, но это ж ногами двигать надо... ну а средний купальщик передвигается даже несколько медленнее.

Ныряния в глубину - забавны. Просто направляешь буксировщик в глубину, и он тебя туда неспешно, но уверенно утаскивает.

Глубину до 3 метров успешно переносит (на видео - нырки примерно до 2 метров, хотя прозрачность воды это несколько скрывает), хотя открыть его после этого довольно сложно (воздух при обжатии на глубине немного стравливается из "бочки", вода внутрь почти не попадает, поэтому давление в трубе после всплытия ниже атмосферного, и для открытия - хотя бы для отключения аккумулятора - приходится прилагать усилия как физические, так и привлекать идиомы "великого и могучего").

Время катания на полном заряде - около 20-30 минут, хотя "досуха" аккумулятор не высасывал ни разу. Детишки соседские лет десяти, попросившие "покататься", были в восторге. Мне, жене и сыну - просто понравилось.


Попробовали даже таскать с помощью этого буксировщика Supboard с человеком - тоже неплохо. Небыстро, но зато почти не нарушая окружающей тишины утреннего уральского озера...

Плавучесть получилась чуть положительная (граммов 50-80, наверное) - это позволяет просто отпустить девайс, и он всплывет самостоятельно. При передвижении под водой для предотвращения всплытия нужно его наклонять чуть вниз, на несколько градусов.

Тренчик (эластичный шнурок для пристегивания руки к буксировщику) купил, но как показала практика - нет необходимости.

Есть и недостатки - вода все-таки немного попадает вовнутрь. Основной способ попадания воды - через кабельные вводы (хотя провода, пропущеные через них, были предварительно обработаны герметиком). Видимо, нужно поставить мембрану-компенсатор.

Бюджет игрушки:

3200+2*700+4000 +(2000 зарядник)- алиэкспресс
400 - леруа
300 - проконтакт
200 - домашняя хламовня (по ценам алиэкспресса)
Итого:
9500 без учета iMAX'a

Выводы

Игрушка годная. Для конструкции выходного дня (особенно если есть дети младшего школьного возраста) - вполне подойдет. Ибо затраты времени на сборку всего на пару часов (а ожидание посылок с алиэкспресса - пару недель). К лету вполне можно успеть.

Из советов тем, кто вдруг решит повторить - один из ESC брать с BEC (выходом для питания электроники), это позволит отказаться от преобразователя напряжения. Ну и, наверное, покупать модели приводов с винтами большего диаметра - правда, они примерно вдвое дороже (и прожорливее).

На этот год запланирована новая модификация.

Запланированные отличия:

  1. конструктив:
    1.1. алюминиевая рама (тоже "палки", только теперь - алюминиевые)
    1.2. Труба для гермоотсека D75 (оказалось, что есть такое в природе - но только под заказ). Это позволит не таскать с собой 400 граммов балласта, да и общий вес несколько снизится.
    1.3. "Печатные" рукоятки более эргономичной формы, нежели "отвод d40/45", и с клавишей плавной регулировки.

  2. электроника:
    2.1. Включение-выключение питания твердотельным реле с управлением этим реле герконом (чтобы открывать гермоотсек как можно реже)
    2.2. Учет расхода батареи (INA229)
    2.3. Плавная регулировка хода (клавишей на основе датчика Холла).
    2.4. Если найдется время - некоторые эксперименты с дополнительной электронной начинкой (закуплена осенью, но даже еще не распакована).

Если у кого-то будут вопросы - попытаюсь ответить. Если будут советы - с удовольствием прочитаю.

Комментарии (56)


  1. Javian
    16.04.2024 06:10
    +2

    (т.е. замыкание водой контактов кнопки)

    А если бы вода морская... Геркон напрашивается.


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10
      +2

      Безусловно, напрашивается что-то герметичное. Хотя бы геркон. Запланирован был "курок" на датчике холла, но все-таки сначала нужно было оценить - "оно вообще таскает человека?".


      1. Javian
        16.04.2024 06:10
        +1

        Курок имеет смысл - если выронить, то курок отожмется и аппарат не уплывет.


        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10

          кнопка без фиксации сейчас делает то же самое.

          Курок будет сделан в этом году, ибо в прошлом был получен [положительный] ответ на основной вопрос - "имеет ли вообще смысл устройство с такими параметрами" (такими двигателями, таким аккумулятором).

          Но вот вопрос - имеет ли смысл делать "плавную регулировку" - остается открытым. Потому как тяговооруженность небольшая для взрослого, уменьшать ее смысла нет.


  1. OptimumOption
    16.04.2024 06:10
    +1

    Практически в те же деньги, но не "колхоз" - https://aliexpress.ru/item/1005005652894220.html


    1. Javian
      16.04.2024 06:10

      К цене надо добавить недешевый аккумулятор "24В 6Ач"


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10
      +1

      Теоретически - да. Практически - в полтора раза дороже (без аккумулятора в комплекте), и аккумулятор на алишке стоит столько же (https://aliexpress.ru/item/1005004610195460.html?sku_id=12000029820880406), итого втрое дороже, и несколько тяжелее. Но красивее.


      1. amatoravg
        16.04.2024 06:10
        +1

        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10
          +4

          Но 7 Ач он обеспечивает при 20-часовом режиме разряда (0.35А) . При бОльшем токе - емкость ощутимо меньше. И 1 аккум от ИБП - от полутора килограммов, итого три. в воде это особого значения не имеет, но на берегу таскать 1,2 кг (1.6 с балластом) приятнее, чем 3.5.

          Но воообще, согласен - вариант имеет право на существование.

          Возможно, конечно, поставить модельный аккум 6S, но нужно будет смотреть по "водоизмещению", и т.д.


          1. amatoravg
            16.04.2024 06:10

            Не совсем понял про вес... По указанной Вами ссылке на алишку аккум 24*6 который, вообще весит 10кг )


            1. DvoiNic Автор
              16.04.2024 06:10

              Я, кстати, посмотрел на вес по ссылке - и тоже не понял. Даже тяговый (сильнотоковый) аккумулятор на 6Ач не должен столько весить. 5 кг максимум должен.

              Примененный LiPo весит 750 граммов, фактическая емкость у него не 6, а, емнип, в районе 5 (по показаниям ЗУ).


        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10

          Посмотрел характеристики аккумулятора Delta HR 12-24W. Он обеспечивает в режиме разряда постоянной мощностью 24 ватта 15 минут работы до полного разряда. Так что получается не очень (2А), и при массе 2.1 кг...

          упд. Хотя может, я неправильно понял, по таблице производителя - 15 минут он может разряжаться током 16.3 ампера с полностью заряженного до 9.6В. Тоже негусто, но уже лучше. Т.е. примерно на уровне примененного литиевого, но "в пересчете на 18.8 вольт" получается впятеро тяжелее, при примерно такой же цене.


        1. OptimumOption
          16.04.2024 06:10

          Если вы внимательно пройдетесь на "алишке" по аналогичным позициям, то сможете заметить, что в описании товара есть "...Источник питания: свинцово-кислотная батарея или литиевая батарея...", и вполне можно подобрать бюджетную батарею. Но чукча же не читатель, да? А в той комплектации, где ценник высокий - учитывайте, что там стоит LiFePo-аккум. Если конечно по пути к покупателю его не snatch'ат ))


          1. Ken-Sei
            16.04.2024 06:10

            Что будет с литиевой батареей при попадании в неё воды?


            1. OptimumOption
              16.04.2024 06:10

              спросите у автора статьи, у него же заявлена в конструкции "из говна и палок" батарея LiPo :) но уж лучше фабричный китай с герметизирующими прокладками, чем такая авторская "ебола". ну и да,я не знаю, как автор на али искал свинцово-кислотный аккум, наверное - не включая мозг. вот фото аккума за 15к, который он каким то образом приплёл к китайскому фабричному изделию - думаю, габариты и вес оного вы представить сможете (на али, я так полагаю, размеры указаны не в мм, а в см)?


              1. DvoiNic Автор
                16.04.2024 06:10
                +2

                ничего критического с батареей не случается. Что доказывает не только мой опыт, но и опыт и электросамокатчиков, и опыт электровелосипедистов, и опыт электросерфингистов, и опыт различных моделистов.

                Ваше полное право применять "фабричный китай с герметизирующими прокладками" (или вообще купить готовое изделие) .


      1. Robastik
        16.04.2024 06:10

        аккумулятор на алишке

        На вебешке и озошке лучше.


  1. Pisikak
    16.04.2024 06:10

    Фото девайса, который меня заинтересовал
    Фото девайса, который меня заинтересовал

    Отличный проект! Я как-то увидел в магазине такой девайс и тоже захотел повторить успех с помощью 3d принтера, но еще не брался даже. А тут уже и статья есть. Меня особенно впечатлило Ваше видео, спасибо.


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10
      +1

      спасибо.

      Вот еще видосик


  1. Kerman
    16.04.2024 06:10
    +2

    У меня эта статья вызвала флешбеки )


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10

      Это (простите мою темноту) какая-то игра?


      1. Javian
        16.04.2024 06:10

        Скорее всего Subnautica


  1. iqp
    16.04.2024 06:10

    У пресловутого китайского шуруповерта за 30-40 долларов до 400 оборотов в минуту на второй передаче, у 10-баночного его аккумулятора запас энергии вполне адекватный под эту задачу. Сделать герметичный корпус с выходным валом под гребной винт, отдельный корпус для платы управления и аккумулятора, рассчитать и сделать винт, собрать все вместе - вроде как все это реально. Не может такого быть, чтобы никто не пробовал так сделать. Есть у кого ссылки на такого типа проект?


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10
      +1

      у большинства подобных проектов проблемы были с герметизацией вала. Поэтому лично я такой вариант отбросил.


      1. Pisikak
        16.04.2024 06:10

        Пробовал я герметизировать вал вот в этом проекте https://habr.com/ru/articles/748346/. Использовал сальник. Обороты двигателя достигают 5000 в минуту и это разогревает сальник до критических значений даже под водой! Он деформируется и начинаются проблемки


      1. iqp
        16.04.2024 06:10

        у большинства подобных проектов проблемы были с герметизацией вала

        Там только 400 оборотов в минуту. Если как с бензонасосом в бензобаке, залить керосином и маш.маслом внутренности двигателя, то простой герметизации вала должно быть достаточно. К тому же охлаждение двигателя керосином может быть эффективнее чем воздухом. Если одной батареи аккумуляторов мало, можно установить две.


        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10

          Да разве ж я возражаю? Сделайте, испытайте, расскажите. Больше вариантов - народу будет из чего выбирать.


          1. iqp
            16.04.2024 06:10

            Пардон что побеспокоил.


  1. saege5b
    16.04.2024 06:10
    +3

    Все пустоты забить тем же наполнителем для кошачьего туалета.

    Это бентонитовый и силикагелевый поглотитель.

    Я в есамокате так делаю. Даже если где и подтекает, оно не страшно.

    Можно регенировать, запекая в духовке при 120-150°С с сутки.

    Силикагель есть с индикатором, или взять пакетики из одежды/обуви: можно прикинуть сколько поглотило, чем ярче - тем больше.


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10

      Спасибо, принято. Правда, в трубу D75 аккумулятор вписывается почти вплотную, там уже места остается впритык. Но несколько пакетиков войдет. Лишним точно не будет.


    1. Squoworode
      16.04.2024 06:10

      Бентонитом-то за что? Это же глина. Она же забетонируется.


      1. saege5b
        16.04.2024 06:10

        Оно в гранулах.

        И если рассматривать капиллярный подсос, то проблем с комкованием нет.

        Проблемы только при массивном поступлении воды, но там уже это будет не главной проблемой.

        Специализированные бентонитовые поглотители, у них слипание достаточно слабо выражено, даже если водой залить с запасом.

        Если рассматривать эрзац в виде наполнителя кошачьих туалетов, всё от производителя зависит. У некоторых есть сильное распухание и расползание, а некоторые вполне сохраняют зернистость.

        В любом случае, это не надо рассматривать как волшебный способ, а нужно относится как к страховке.


        1. Squoworode
          16.04.2024 06:10

          Ого, не знал.

          У меня в кошачьем лотке зернистость сохраняет, но в ком слипается хорошо...


  1. fio
    16.04.2024 06:10
    +7

    КПДВ должна быть из Бриллиантовой руки


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10

      "тоже вариант!"©анекдот


    1. Javian
      16.04.2024 06:10
      +1

      До сих пор загадка что это у него было.


      1. Borz
        16.04.2024 06:10

        у него был киношно-гротесковый подводный буксировщик


  1. axe_chita
    16.04.2024 06:10

    За Павлова Сергея Ивановича и его "Акванавтов" респект и плюс.


  1. fizikdaos
    16.04.2024 06:10
    +2

    На челябинское лето можно просто бесколлекторник целиком в воду засовывать. Два года плаваю - подшипник уже гремит, но еще крутится. Диаметр винта 15см - тяги больше при той же мощности.


  1. Dr_Faksov
    16.04.2024 06:10
    +2

    Использовать сантехническую арматуру в стандартном варианте для подводных боксов - так себе идея. Сантехника рассчитана на давление изнутри, чем больше распирает трубу, тем плотнее она прижимается к уплотнителю заглушки. А тут наоборот.

    Простые атмосферные кабельные гермовводы не рассчитаны на значительные перепады давления (если только это специально не указано производителем). Будут течь, чем вы кабели не намазывайте. Разве только целиком залить герметиком.

    О кабелях. Не вся изоляция рассчитанная для работы на воздухе герметична. Микропоры и всё такое. Могут быть сюрпризы с перегниванием провода.


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10

      Сантех использовался исходя из решения очень простого уравнения: "400 рублей"+"шаговая доступность" - "геморрой" = "сантех". С удовольствием выслушаю ваш вариант решения.

      Да, кстати, с "распиранием" и "прижимом" всё ровно наоборот: при поджатии давлением снаружи крышки-заглушки распирают трубу, а труба осаживается на заглушку.

      Про то, что кабельные гермовводы должны лишь защищать от брызг-капель-тумана-потока воды - я в курсе. Но других быстрых и дешевых решений я не нашел. С удовольствием выслушаю ваш вариант.

      Про существование водопогружных кабелей и проводов мне тоже известно. Но все-таки у данного устройства провода находятся в воде несколько часов в год. Вряд ли серьезные проблемы возникнут до того, как эта игрушка уйдет в утиль.


      1. Dr_Faksov
        16.04.2024 06:10

        Ни в коем случае не критикуя ваше решение, просто хотел указать на возможные "подводные камни". Для тех, кто захочет повторить.


        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10

          Так и я о том же - давайте советы [как избежать граблей] тем, кто хочет повторить (и я не откажусь от советов.) Я серьезно, без подколов. Например, примененные гермовводы не совсем удобны (и не совсем герметичны). Батарею хотелось бы герметизировать и хранить снаружи, по типу "фирменной" https://aliexpress.ru/item/1005002657938857.html Но как сделать "дешево и сердито", чтоб "на коленке" и не выйти по стоимости на стоимость заводского буксировщика?.


  1. Kanaris1963
    16.04.2024 06:10

    Для того,чтобы отделить мокрую зону от сухой нужно использовать магнитную муфту сцепления на валу через перегородку. Несложно изготовить самому, да и на Али, наверное, есть готовые варианты.


    1. DvoiNic Автор
      16.04.2024 06:10

      насчет самостоятельного изготовления муфты - для хорошей передачи момента нужно достаточно точное изготовление. Насчет покупки готовых - в продаже не попадалось, а специально не искал. Имхо, выйдет не дешевле и не лучше.


      1. Kanaris1963
        16.04.2024 06:10

        Вы молодец, Вы проделали большую работу.  Очень важно научится выделять важные, ключевые моменты в задуманных проектах. Так вот, в изготовлении подводных аппаратов ключевая проблема, - надежная изоляция сухой зоны подводного аппарата от воды. Магнитная муфта, это действительно необходимый элемент любого подводного аппарата. Поэтому даже в советских игрушках-лодочках использовали магнитные муфты, это не дорого и решает кучу проблем. Если у вас по какой-то причине заклинит винт (рыбку или камыш затянуло), то мотор и источник питания  переживут эту проблему при наличии магнитной муфты  гораздо легче, чем без неё. Судя по вашим фотографиям, слесарные навыки у вас не плохие и вы легко сможете изготовить магнитную муфту даже на коленке. Яндекс и Гугль вам в помощь.


        1. DvoiNic Автор
          16.04.2024 06:10
          +1

          В советские времена я ремонтировал советскую "игрушку-лодочку", и никакой магнитной муфты я там не наблюдал. Для игрушки магнитная муфта вполне допустима, а вот для передачи достаточно большого крутящего момента нужны уже достаточно мощные (т.е. тяжелые и дорогие) магниты, и минимальные зазоры (т.е. точное и дорогое изготовление). А проще, легче по массе и дешевле - просто взять двигатель, сразу работающий в воде. Более того, магнитная муфта не решает возникающего аналогичного вопроса - изоляции от воды опорного подшипника пропеллера/гребного винта. А самое прикольное в том, что магнитная муфта де-факто уже есть - есть вращающееся магнитное поле статора бесколлекторного двигателя, и есть приводимый этим полем в движение магнитный ротор. KISS®


          1. Ken-Sei
            16.04.2024 06:10

            в советских игрушках-лодочках использовали магнитные муфты, это не дорого и решает кучу проблем

            В советские времена я ремонтировал советскую "игрушку-лодочку", и никакой магнитной муфты я там не наблюдал.

            У меня в игрушечной подлодке двигатель в герметичном цилиндре вращал магниты вращавшие магниты вращающие вал.


            1. DvoiNic Автор
              16.04.2024 06:10

              Значит, было несколько моделей или модификаций.


    1. Kurochkin
      16.04.2024 06:10

      Такая штука использовалась в детской плавающей модели подводной лодки (made in the USSR). Пробовал глубину до 60 см.


      1. DvoiNic Автор
        16.04.2024 06:10
        +1

        Разве? В советских игрушках, няп, стоял советский модельный двигатель ДП-1 (это который с одним магнитом. Коллекторный, конечно. С бронзовыми втулками, и щетками тоже из бронзовых полосок), выход вала на гребной винт был через полиэтиленовое уплотнение.


        1. Kurochkin
          16.04.2024 06:10

          100% уверен, что там было сцепление через магниты. Когда моя лодка утонула, я магнитики пытался ещё как-то использовать, но они были слабенькие совсем. Разве что возможно игрушка была не советского производства?


          1. DvoiNic Автор
            16.04.2024 06:10

            Вполне возможно, что было несколько моделей. Но те, что я видел - были просто с двигателем ДП1 в герметичной коробке, из которой выходил вал через уплотнение. погружение осуществлялось в движении горизонтальными рулями (в передней и задней половине корпуса). На пульте (под три элемента 373, "большая круглая", ныне "типоразмер D") был резистивный регулятор скорости/направления. Кому-то из приятелей такую чинил (заржавел и заклинил двигатель).


    1. fizikdaos
      16.04.2024 06:10

      Бесколлекторный мотор - уже сам по себе магнитная муфта. Можно дополнительно изолировать обмотку лаком, а если шарикоподшипник заменить на подшипник скольжения - вообще идеально будет.


  1. Bench2501
    16.04.2024 06:10

    Когда у меня встал вопрос привода для подводной лодки - игрушки я так и не нашел дешёвых и гарантированно изолированных от влаги двигателей и просто хорошенько покрыл электроизоляционным лаком обмотки и забил шпатлевкой зазоры в роторе и статоре что-бы снизить сопротивление. Было 5-6 выходов на воду и только один раз чуть-чуть прихватило коррозией один подшипник. Обычно я стряхивал воду давая "полный газ" вынув модель из воды. https://youtu.be/--tj_-xgq9A?si=FEEKgMRliCYMqmgh


  1. MaFrance351
    16.04.2024 06:10

    Классный проект. И приятно увидеть кого-то из своего города.