Это фрагмент моего исследования о том, как архитектура, транспорт и музыка середины прошлого века отражали социально-экономические тренды своей эпохи — а я пытаюсь разобраться, как контекст влияет на продукты, культуру и стратегию компаний.

Пятидесятые — период послевоенного восстановления и бэби-бума. Годы активизации экономики, урбанизации, роста мобильности населения. Это времена космической гонки, исследования космоса, научной фантастики — мечты о далеких путешествиях и новых открытиях захватывают всех вокруг.

50-е: свобода, космос, рок-н-ролл
50-е: свобода, космос, рок-н-ролл

И дух времени отражается на том, что у всех на виду — самых, казалось бы, прагматичных вещах — общественном транспорте, городских и междугородних автобусах.

Например, так в 1954 году появляется VistaLiner VL-100 от американского производителя Flxible:

Flxible Vistaliner Vl-100, 1957 год
Flxible Vistaliner Vl-100, 1957 год

Его активные линии окон устремлены вперед, в неизвестность — подталкивают к движению вперед, к новому, неизвестному. А противоположные им скосы кондиционера превращают автобус в космическую ракету, которая уносит пассажиров в новый мир.

Так и представляешь себя героем романа Джека Керуака, который рассекает по бескрайним просторам Америки

Или более поздняя модель New Look от тех же Flxible — здесь блок кондиционера сделан в виде спойлера! Настоящий гоночный болид:

А вот — туристический вариант Tourcoach от Crown Coach. У него более обтекаемые формы кузова, располагающие к спокойному созерцанию, и добавлена панорамная крыша, из которой смотришь вокруг, словно из иллюминатора космического корабля:

Crown Tourcoach, середина 50-х
Crown Tourcoach, середина 50-х

После этого безумия невольно задумаешься — а о чем нам говорят нынешние автобусы, снующие по улицам наших городов? Какое настроение и запрос они отражают?

Mercedes-Benz Citaro, Гамбург, 2011 год
Mercedes-Benz Citaro, Гамбург, 2011 год

PS. Если вам интересны вопросы стратегии, управления и мышления — подписывайтесь на мой телеграм-канал

Комментарии (8)


  1. AYamangulov
    16.04.2024 10:33
    +1

    После этого безумия невольно задумаешься — а о чем нам говорят нынешние автобусы, снующие по улицам наших городов? Какое настроение и запрос они отражают?

    А они ни о чем не говорят и ничего не отражают, за исключением "квадратиш, практиш, гут". Унылое абсолютно полное отсутствие какого бы то ни было технодизайна, иногда выдаваемое в рекламе за что-то.


    1. diakin
      16.04.2024 10:33
      +4

      Совершенно футуристический дизайн, за таким бы толпы зевак ходили в 50-е,60-е,70-е...
      У нас просто глаз уже замылился.


  1. teakettle
    16.04.2024 10:33
    +5

    Мне всегда нравилась внешность электропоезда ЭР1


  1. Hutaab
    16.04.2024 10:33
    +3

    Запрос чисто утилитарный, дёшево в производстве, ремонте и отвезти из точики А в точку В, как можно дешевле.


  1. diakin
    16.04.2024 10:33
    +1


  1. diakin
    16.04.2024 10:33
    +2

     Икарус ;)
    Икарус ;)


    1. Otard
      16.04.2024 10:33

      Ездил на таком в 70-х. Красавец


  1. altman
    16.04.2024 10:33
    +1

    Маловато примера трех моделей для показа тенденции.