Соединенное Королевство долгие годы имело имидж страны инженеров и изобретателей. Корни кроются в промышленной революции XIX века. Но в XX столетии изобретательский напор подзагас. Собственно британское изобретательство в период Второй мировой войны развивалось во многом благодаря техническим фобиям лауреата Нобелевской премии по литературе сэра Уинстона Черчилля и уходило корнями в патенты 1930-х годов, что хорошо видно на топовых достижениях британских ученых и инженеров тех лет. 

Статистика по общему количеству выданных патентов в Великобритании в 1939-1945 гг. дает порядка 10 тыс. документов в год, что в 2-3 раза меньше, чем в США, но в 4-5 раз больше, чем в СССР (см. график). 

Турбореактивные самолеты

Хотя сэр Фрэнк Уиттл (Whittle) получил патент №347206 на турбореактивный двигатель еще в 1930 году, разработка не особенно интересовала британское правительство. Поэтому работа продвигалась медленно. 

Тем не менее, одним из первых в мире совершил полёт британский реактивный «Глостер Метеор» 5 марта 1943 года. Ввод самолёта в строй прошел в ускоренном темпе, в то время как Messerschmitt приступили к участию в боевых действиях 1 апреля 1944 года, «Метеор» вступил в строй лишь 27 июля 1944 года. Истребитель был двухмоторным реактивным самолётом, который успел поучаствовать в боевых действиях в ходе Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовал. В ряде случаев он использовался для перехвата ракет «Фау-1». Правда, из-за страха, что он может попасть в руки гитлеровцев, его применение было ограниченным. Создание этого летательного аппарата стало важной вехой в британском военном авиастроении и сделало Соединенное Королевство первой страной в лагере союзников, применившей в бою реактивные истребители. Будучи выпущенными в период Второй мировой войны, машины оказались настолько качественными, что их эксплуатация продолжалась долгие годы. Они даже успели поучаствовать в Корейской войне.

Радары

Первая технология радиолокации (Radio Detection and Ranging) была разработана в 1930-х годах Робертом Ватсоном Уоттом и Арнольдом Уилкинсом. Она позволяла предотвратить угрозу воздушной бомбардировки. Радар получил английский патент в апреле 1935 года. До 1945 г. были осуществлены ряд существенных усовершенствований, позволивших обнаруживать самолёты и соразмерные летательные аппараты типа ракет ФАУ до 100 км.

Историки говорят, что исход Битвы за Британию, возможно, был предопределен благодаря опоре британцев на радарные системы обороны и решению Германии сосредоточиться на бомбардировке городов. В результате англичане смогли разглядеть немецкие бомбардировщики, пока те находились на расстоянии 160 км до берегов Туманного Альбиона, и подготовиться к отражению атак.

Кстати, для управления радарами был создан прототип компьютерной мыши. Этому изобретению мы посвятили отдельный материал

Первый программируемый компьютер

Алан Тьюринг изобрел электромеханическую машину под названием Bombe, которая помогла взломать немецкий шифр легендарной машины Enigma. Хотя технически это не совсем компьютер в известном нам смысле, Bombe была предшественницей машин Colossus («Колосс») — серии британских электронных компьютеров для взлома сообщений, зашифрованных с помощью немецкого шифра «Лоренц». Британский инженер Томми Флауэрс и его команда создали электронную программируемую вычислительную машину Colossus. Устройство состояло из 1500 электронных ламп, что делало его самой большой ЭВМ того времени. Модернизация Colossus Mark II из 2500 ламп считается одним из первых программируемых компьютеров в истории ЭВМ.

До создания Colossus на расшифровку сообщений уходило несколько недель, теперь же результат становился известен уже через несколько часов. Машина полностью функционировала к моменту высадки в Нормандии в 1944 году. Благодаря «Колоссу», в частности, стало ясно, что союзники успешно дезинформировали немецкие войска. После войны Черчилль отдал приказ уничтожить все компьютеры, однако в 1994 году инженерам удалось восстановить рабочий вариант Colossus Mark II по фотографиям. Благодаря этой работе стало известно, что полувековая ЭВМ работает примерно с той же скоростью, что и ноутбук с процессором Intel Pentium 2.

Морские мины 

В морских боях немецкие субмарины доставляли много ущерба британским военным конвоям, в частности, направляемым в северные порты СССР в рамках союзнической помощи вооружениями и военными материалами. Очевидным решением были глубинные мины, устанавливаемые как с миноносцев, так и сбрасываемые самолетами. 

Принципиально мины с контактными взрывателями были известны с первой мировой войны. Британским достижением стало то, что с середины 1930-х гг. Х. Тэйлер (Herbert Taylor), руководитель Отдела разработки минного оружия, придумал, а затем усовершенствовал неконтактный взрыватель на основе индукционной катушки. Первые мины серии «А» — «A Mark I» были произведены и поступили на вооружение в начале 1940 г. Производство осуществляли в системе Вооружения Королевского флота (Royal Navy Armament Department) — Пороховом заводе под Вэрхэмом и в Минном цехе Фратер в Госпорте. Первое применение состоялось 14 апреля 1940 г. самолетами при минировании Датских проливов. Всего за 5 лет ( в 1940-1945 гг.) Королевскими ВВС на Европейском театре было выставлено более 48 тыс. мин, на которых подорвались более 1 тыс. кораблей и судов, из которых 700 утонули.

Ядерное оружие

Великобритания оказалась в тройке первоначальных лидеров в разработке ядерного оружия (с гитлеровской Германией и США). Известен специальный орган «Мауд Комитти» (англ. M.A.U.D. commitee) или «комитет Томсона». Это название комитета английских и немецких учёных, работавших над ядерной бомбой — Military Application of Uranium Detonation («Военное применение уранового взрыва»). Идеологом стал немецкий физик еврейского происхождения Рудольф Пайерлс, вынужденный бежать из Германии. Инициировал проект советник Черчилля, крупный ученый Генри Тизард, к которому с идеей необходимости создания атомной бомбы обратился Пайерлс. Кстати, Пайерлс был инициатором приглашения в проект атомного оружия советского шпиона/разведчика Клауса Фукса. 

Однако эти актуальные разработки велись с объяснимой флегматичностью, вызванной массированными германскими бомбардировками.

В Институте Теоретической физики им. Ландау (Черноголовка) шутят, что первая в мире реалистическая оценка критической массы урановой ядерной бомбы была сделана именно Рудольфом Пайерлсом в соавторстве с Отто Фришем в марте 1940 года. До них считалось, что нужны тонны и тонны урана-235. 

Пайерлс и Фриш подсчитали, что хватит и полкило. У них не было надежных физических данных, но ими было сформулировано два фундаментальных физических предположения, увы, оба численно неправильных. К счастью, две ошибки почти компенсировали друг друга. До Меморандума Пайерлса-Фриша (Frisch–Peierls memorandum) полагали, что ядерная авиабомба невозможна из-за неподъемного веса. После их Меморандума работы по бомбе оживились. 

Удивительно, но Рудольф Пайерлс, прекрасно говоривший по-русски, был с 1931 г. женат на ленинградской ученой Евгении Каннегиссер (тоже физике), сестре Каннегиссера, который убил главу петроградского ЧК Урицкого в 1918 году. Евгения была подругой знаменитых советских физиков Гамова и Ландау. В 1980-х Рудольф Пайерлс был в Москве в Институте космических исследований и с усмешкой рассказывал советским коллегам: «Меня, как левака, не допустили к сверхсекретной разработке радаров в Англии, вот от нечего делать я и занялся проблемой атомной бомбы».

В декабре 1940 года, Халбан и Коварски после проведения опытов в Кавендишской лаборатории с первым лабораторным реактором на окиси урана и тяжелой воде написали подробный отчет, где уже тогда было сказано определенно: «…ядерный реактор будет работать…».

В начале 1942 года фирма «Метрополитен-Виккерс» начала разработку промышленного оборудования для разделения изотопов урана методом газовой диффузии на мембранах по технологии Майкла Клэпхема. В середине того же года мембранные сборки были смонтированы в Райдаймвайне и Манчестере. Через сборки начали прогонять газовые смеси для получения данных о промышленных возможностях разделения изотопов.

В конце 1942 года начался проект уранового производства в Канаде, в частности в сентябре 1942 года группа физиков под руководством Халбана отправилась в Монреаль выбрать место строительства реактора на тяжелой воде. 

В 1943 году в Великобритании был построен опытный завод, на котором были получены 200-фунтовые бруски металлического урана для заводских экспериментов. Однако вскоре все разработки были переданы в США, где дело и было доведено до конца. Об этом мы уже писали ранее. 

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?  

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (20)


  1. Dimsml
    08.05.2024 09:05
    +1

    Ожидал в списке магнетрон, VT Fuze и пенициллин. Вторая часть будет?


    1. sokolovps
      08.05.2024 09:05

      Думаю, что будет:)


  1. Gay_Lussak
    08.05.2024 09:05
    +2

    Вы хоть немного проверяйте факты.

    Первым в мире реактивным самолетом был He-178.

    И первой ЭВМ Bombe точно не была. Как минимум уже была немецкая серия ЭВМ Z.


    1. sokolovps
      08.05.2024 09:05

      Так, если уж совсем по хардкору, первые аналоги ЭВМ - это еще XIX век, а реактивный двигатель аналогично из той же степи (вспомним примитивные ракеты):)


      1. Gay_Lussak
        08.05.2024 09:05

        Так я именно про ЭВМ говорю. Естественно счетные машины были и раньше. И я не про двигатели говорю, а про летательные аппараты.


      1. Komrus
        08.05.2024 09:05
        +1

        Всё-таки ракетный двигатель (использующий таскаемый с собой окислитель) и реактивный (использующий атомосферный кислород в качестве окислителя) - это разные вещи. И мало-мальски серийные самолёты с реактивным двигателем - это 1940-е годы...


  1. DonStron
    08.05.2024 09:05
    +7

    похоже ветер дует попутно со скоростью превышающей скорость самолёта... дизайнеры такие дизайнеры... Или самолёт летит задом?

    Ну захотелось воткнуть флаг в самолёт, ну хотя бы сделали бы flip флагу что-ли... Мой мозг протестует и не может спокойно смотреть на эту фотку :)


    1. victor_1212
      08.05.2024 09:05
      +3

      напротив, очень полезно, время экономит, вероятно фотография специально, чтобы с первого взгляда суть изложенного уловить :)


    1. ssj100
      08.05.2024 09:05
      +1

      летит с попутным ветром :)


  1. Sergey_VR
    08.05.2024 09:05
    +1

    В разделе про радары в одном месте указано 100 км, а в другом - 100 миль. Лучше бы одну единицу измерения использовать.

    ... который убил в главу петроградского ЧК Урицкого в 1918 году.

    Лишний предлог "в".

    Выпускающего редактора на вас нету :)


    1. Komrus
      08.05.2024 09:05

      del


  1. Komrus
    08.05.2024 09:05
    +1

    Радиолокация ... позволяла предотвратить угрозу воздушной бомбардировки

    Нет, радиолокация позволяла все-лишь эффективнее использовать имеющиеся силы истребительной авиации (заблаговременно поднять в воздух, набрать высоту, выдвинуться в угрожаемый район...)

    Также как видеонаблюдение само по себе не защищает от воров. Оно только позволяет активировать защитные пулемёты :) вызвать сразу дежурную группу или потом - провести расследование...


  1. event1
    08.05.2024 09:05
    +1

    Принципиально мины с контактными взрывателями были известны с первой мировой войны.

    Мины с контактным (химическим) взрывателем придумали инженер Борис Якоби (брат известного немецкого математика) и механик Яхтман. Для русского императорского флота.

    А вы, наверное, имели ввиду мины с магнитным взрывателем.


  1. Batalmv
    08.05.2024 09:05

    Странно, что в списке нет

    1) Магнетрона. Радарные системы до его изобретения позволяли лишь "видеть" крупные надводные объекты, а также самолеты, но с применением сложных (в смысле организации) технологии для обработки полученной информации (сам по себе радар периода битвы за Британию представлял собой прямо скажем ничего выдающегося, как отдельная единица). С его появлением появился радар сантиметрового диапазона (привет деницу и его подводникам, которым быстро настал полный песец) и победа в Атлантике. По сути главное изобретение войны в принципе

    2) Радиолокационной навигации, без которой были бы невозможны ночные бомбардировки и соответственно фактически полное уничтожение промышленности немцев к концу 44го года. Без этого германию бы еще долбили ХЗ сколько времени


  1. victor_1212
    08.05.2024 09:05

    1) Магнетрона. По сути главное изобретение войны в принципе ...

    какое главное судить трудно (например атомная бомба), но вообще магнетрон был изобретен в Siemens задолго до ww2, работы после этого шли во всем мире, англичане разработали именно cavity magnetron, + сумели поднять мощность на несколько порядков в сантиметровом диапазоне при супер компактном исполнении, после этого в us наладили массовое производство, и интегрировали в системы где только можно


    1. Batalmv
      08.05.2024 09:05
      +1

      какое главное судить трудно (например атомная бомба)

      Оно определило итог битвы за Атлантику, что в свою очередь дало доступ Англии к ресурсам Штатов, ну и дальше сделало возможным дальнейшую высадку в Нормандии

      Я выделил именно те два, без которых ключевые победы союзников были бы либо в принципе невозможны, либо могли затянуться в тягомотину на десятилетие

      Атомная же бомба, по сути, сделала ненужной высадку американцев на територии Японии, но по сути Япония уже была лишена ресурсов (нефти) и стояла задача просто закончить войну, где итог был очевиден

      ---------------------

      Понятно было много всего, но так вот чтобы без этого ход статегической операции в период, когда было еще не ясно, чем все закончится был совсем другим - наверное поэтому именно эти


      1. victor_1212
        08.05.2024 09:05

        Оно определило итог битвы за Атлантику

        даже в таком узком понимании нет одного главного фактора, и вероятно дело не в доступе англии к ресурсам, us сами по себе въехали 100%, причем задолго до объявления войны, хороший источник переписка Черчилль-Рузвельт, цели войны были согласованы еще в начале 1941, но конечно большой вклад магнетрона в ПЛО не вызывает сомнений, как и важность истории с Enigma, и судостроительной программы - 2710 штук только «Либерти» 14500т каждый (с нуля примерно за неделю), и развитие сонара


        1. Batalmv
          08.05.2024 09:05
          +1

          даже в таком узком понимании нет одного главного фактора, и вероятно дело не в доступе англии к ресурсам, us сами по себе въехали 100%,

          В 43 году немцы имели уже 300+ лодок, которые могли работать в Атлантике. И до появления сантиметрового радара и эскортных авианосцев выносили конвои. Единственное что их ограничивало - это малое число лодок в начале и количество торпед на лодку.

          Ну и сложности с расшифровкой вариации Энигмы для подводников

          На радар дал возможности "покрыть" океан летающими лодками и самолетами с эскортных эсминцев, которые начали видеть не напрягаясь на десятки км, чисто просто облетая район. С учетом того, что подводка под водой имела ход в районе 5 узлов (оптимистично), то преследовать конвой она могла только в надводном положении.

          И как следствие, лодки стали как на ладони и шансов подобраться к конвою просто не было от слова совсем. Что сразу и само по себе тупо поменяло все

          Сонар - это уже для атаки лодки под водой, что уже вишенка на торте. Она все равно всплывает, и там ее прикончат с помощью авиации. Ну и хеджхог в определенном смысле упросил задачу


          1. victor_1212
            08.05.2024 09:05

            детали мне известны, max подводная скорость VIIC - 7.6, XXI - 17 узлов, (построено >100, но слишком поздно), уважаю Вашу точку зрения, но остаюсь на своей, спасибо за общение


            1. Batalmv
              08.05.2024 09:05

              В итоге, вместо запланированных 18 лодок в июле 1944 года спустили на воду только одну, но и её пришлось вернуть на верфь для доработки. Тем не менее, в 1944 году были спущены на воду и испытаны 6 лодок. В марте 1945 года вошла в строй U-2516, за которой должны были последовать ещё 330 лодок, находившихся в разной степени готовности (многие проходили приемку или осваивались экипажами). Но весной 1945 года состоялся массированный налет на Гамбург союзнической авиации, в ходе которого было уничтожено большое количество субмарин в доках. В итоге, в апреле 1945 года только две лодки U-2511 и U-3008 смогли выйти в боевой поход.

              Это про XXI, по сути это время вундервафель, когда по сути уже ничего не было, кроме надежды. Без топлива стало все и навсегда по сути. Поэтому это было ни о чем, но да - технически это было на головы выше всего, что они имели до того. На бумаге

              max подводная скорость VIIC - 7.6

              Вы же понимаете, что на максимальной скорости заряд аккумуляторов улетает намного быстрее. А это время пребывания под водой. Ну проплывет она два часа, ну ладно - пусть 4, хотя я сомневаюсь.

              А в реале, чтобы подойти на расстояние торпедного нужно куда больше времени. Ну увидели вы дым, что дальше? Надо подойти ближе, определить курс, проверить что это не ложный, рассчитать точку, с которой выходить на атаку и собственно реализовать. А море - это скорости и расстояния. Условный Либерти давал 11. Скорее всего на максимуме они не шли, но узлов 8-9 давали. Могу ошибаться. Даже если 7 - скорость конвоя, считайте что лодка может только обойти его в надводном положении и только тогда провести атаку. Иначе можно только посмотреть на дым и "погонять лысого". Все. Либо люто повезло, если конвой прям в лодку въехал. Но это из серии подкинул монетку и она "зависла в воздухе"

              А в надводном положении самолет с сантиметровым радаром увидит лодку еще задолго до того, как та поймет что ее обнаружили. А дальше, эсминец если не потопит, то загонит на глубину, после чего за конвоем уже не угонишься