В этой статье я продемонстрирую ботов, которые совершают конверсии. Покажу как нейронка Яндекса на них обучается, мы увидим как Директ списывает цену за конверсию, совершенную ботом. На кейс я потратил примерно 10000 рублей - все эти 10000 рублей съели боты.

Если вы запускали рекламу, видели пустые клики, а на твои аргументы поддержка утверждала, что все пользователи разом "отвлеклись", то этот кейс для тебя - здесь от них потребуется другое пояснение.

Для реализации кейса нам нужен:

  1. Сайт, желательно на конструкторе, чтобы руками лезть в код и css;

  2. Текстово-графическая кампания со стратегией "Максимум конверсий" или "Максимум кликов"

Как будем ловить ботов?

Идея простая: на сайте создаём блок с скрытыми ссылками и формами. Скрытая ссылка - это ссылка, цвет которой совпадает с цветом фона. По такой ссылке сможет кликнуть только бот. Да, можно допустить, что найдется и настоящий пользователь, который будет нервно кликать по пустоте, но вероятность такого поведения ничтожна.

Готовим сайт

Для кейса я взял свой сайт-лендинг: https://killbot-group.ru/ . Сайт на тильде, под него уже есть созданные рекламные кампании, поэтому подготовка займёт мало времени.

Начнём с создания блока с скрытыми ссылками и скрытой формой. Обязательно создайте много скрытых ссылок - не менее 10-ти, чтобы увеличить вероятность клика бота по ним. Так же можно добавить ссылки на e-mail и телефоны. Этот блок мы поместим на главную страницу сайта:

Блок с скрытыми ссылками и скрытой формой
Блок с скрытыми ссылками и скрытой формой

Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу: https://killbot-group.ru/hidden :

Скрытая страница - на неё сможет попасть только бот
Скрытая страница - на неё сможет попасть только бот

Создаём цели в метрике

  1. В метрике нужно создать цель "посещение скрытой страницы" (для моего случая, это если url содержит hidden);

  2. В метрике нужно создать отдельную цель на отправку скрытой формы или использовать "автоцель: отправка формы" и скрыть остальные формы с сайта.

Мои цели в метрике
Мои цели в метрике

Выставляем настройки кампании Яндекс Директ

  1. Кампания должна быть РСЯ. В поисковой рекламе не все ниши кишат ботами, чтобы там повторить кейс нужно угадать с нишей - я этим сейчас не занимался. Ранее, по запросу "Продвижение сайтов", нельзя было в поиск зайти - пару дней висишь нормально - а потом твой сайт опционально добавляли для скликивания .

  2. Отключите корректировки ставок, если они есть, - чтобы охват был больше и результат быстрее.

  3. Можно включить автотаргетинг, так же для увеличения охвата. Но и без него для ключа типа "купить подогрев сидений на ЗАЗ-966" будет много кликов.

  4. Можно создать объявление по типу: "продажа подогрева сидений на ЗАЗ-966", (кто не знает: ЗАЗ-966 - Запорожец).

  5. Настройки стратегии, выставляем "Максимум конверсий". Можно выставить "Оплата за клики" - результат получите быстрее, или "оплата за конверсии" - результат ждать дольше, но деньги за конверсию все равно спишутся. Я использовал обе эти стратегии.

  6. Обязательно для стратегий укажите цели, которые могут совершить только боты.

Скриншоты стратегий, что я использовал в кейсе. Стратегии обучаются на кликах ботов.
Скриншоты стратегий, что я использовал в кейсе. Стратегии обучаются на кликах ботов.

Мне возразят: "А что ты ожидаешь? - ты ставишь цели, которые выполнят только боты - вот Директ тебе и пригнал ботов. Супер машина!"
Mой ответ: "Проблема в том, что стратегия обучается на кликах ботов, а это значит, что если клик бота учтён, то стратегия найдет похожего бота для следующего клика. А это уже актуально для любых целей."

Всё готово! Осталось нажать на ссылку "Запустить":

Результаты работы кампаний со скрытыми целями

Общий результат по 3-м запущенным кампаниям на скрине ниже:

Прокомментирую по кампании 110945672 - это компания с оплатой за конверсии. Обратите внимание, что её ctr в 3-5 раз выше, чем у других кампаний. Значит Яндекс заранее знает какой бот наиболее вероятно отправит форму (в этой стратегии только одна цель - отправка форм).

Учтенные конверсии других кампаний - это посещение скрытой страницы. Ниже скрин со статистикой одной из кампаний.

Статистика по кампании 110953324. Некоторые клики Яндекс отсеял - а толку? стратегия обучается на ботах.
Статистика по кампании 110953324. Некоторые клики Яндекс отсеял - а толку? стратегия обучается на ботах.

Запись конверсионного визита в Яндекс Вебвизоре:

Посмотрите запись одного из визитов в Вебвизоре.

За эту конверсию Яндекс снял 2000р. И, самое интересное, что автоцель Яндекса "Отправка формы" - даже не валидирует форму - фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,... хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы - эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные - чтобы пользователи знали.

Общие выводы

Было потрачено 9644 рубля. Было сделано 87874 показа и 605 кликов, из них 28 конверсий - это именно те, кто кликнул по скрытой ссылке.

Из 605 кликов:

  • не более 255 настоящих - это именно те, кто использует настоящий браузер, а не бот-софт с подменой фингерпринта; По хорошему, в этих кликах нужно глубже покопаться, но не буду тратить время.

  • 168 ботов, которые честно подменяют фингерпринт и честно стараются быть похожими на настоящих пользователей;

  • 135 визитов, с 0-вым временем на сайте - про эти клики нет возможности сказать боты они или нет, так как все скрипты сайта за это время прогрузится не успели;

  • 47 визитов без классификации - это или повторные визиты, или визиты с 0-м временем, или боты, которые вырезают скрипты для ускорения своей работы;

Для не обученной стратегии процент реального трафика не более: 42% = 255/605 * 100. После обучения процент реального трафика упадёт, так как конверсии ботов притянут ещё ботов.

Конверсионные визиты списком

На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: "Посетил скрытую страницу". Видно, что активность у всех визитов одинаковая - это явный признак ботов.

У этих ботов один и тот же слепок (выделение красным справа) - это значит, что их породила одна и та же программа с схожим поведением в интернете. Это говорит о том, что нейронка Яндекса очень хорошо ищет похожих пользователей... Но есть нюанс...

Конверсии совершали только боты

На скриншоте показаны визиты от ботов. В
На скриншоте показаны визиты от ботов. В

В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.

Да, настоящих конверсий и не должно быть - это по условию задачи. Но это хорошо, что данные аналитики соответствуют.

Конверсий от настоящих браузеров нет

В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true - это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.

Как с этим жить, если альтернативы РСЯ нет?

В одной из следующих статей я подробно, по шагам, расскажу как исключить показ объявлений ботам (нет, совсем не блокировкой IP). Но это будет не "волшебная палочка" - нужно работать и понимать что делаешь. Поэтому подписывайтесь на мой телеграмм канал: https://t.me/KillBotRus . В первую очередь результаты я публикую там.

Для писателей ботов я предложу лайвхак - генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).

Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.

Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.

Кто генерирует ботов и каким софтом, читайте в моей другой статье: https://habr.com/ru/articles/813545/

В следующем посте я расскажу как именно выявить личность того, кто кликает на твою рекламу. Это будет интересный пост, поэтому подписывайся на мой телеграмм канал: https://t.me/KillBotRus, чтобы не пропустить его.

Комментарии (4)


  1. akakoychenko
    12.05.2024 11:02
    +3

    Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.

    А если ботовод себе тоже установит ваш сервис на свои кампании и приведет туда своих ботов, сможет извлечь правила детекции и сделать работу над ошибками?


    1. grigoriy-melnikov Автор
      12.05.2024 11:02

      Да, эти боты так же будут отфильтрованы. Чтобы понять как именно: на сайте личного кабинета есть видео и текстовые инструкциии.

      А так, большинство и без инструкций поймут: интуитивно по интерфейсу. Я, как истинно Русский, смотрю инструкцию когда делу труба))