говорят, посты с картинками – веселее!
говорят, посты с картинками – веселее!

Привет!

Меня зовут Андрей и я руковожу IT-подразделением. Около 5 последних лет я работаю в бигтехе с командами от единиц до сотен инженеров. Так сложилось, что команд я потрогал много и разных: некоторых руководителей время от времени перемещают по частям компании и зонам ответственности и я – не исключение.

За свой, может быть, не самый продолжительный, но очень интенсивный карьерный трек я увидел большое количество разных управленцев. Часть – я вырастил из своих ребят до уровней M1 и M2 (руководителей групп и служб). Часть – нанял. Часть – достались мне в наследство.

Мы вместе с моими подчинёнными и руководителями наступали на множество граблей: ошибки найма, ошибки увольнения, ошибки делегирования, ошибки планирования, ошибки проектирования, ошибки в организации вечеринок и..подставь сюда любую, приходящую тебе в голову.

Я хочу поделиться с читателем (предположительно – начинающим или уже опытным руководителем) школой мысли, которая снижает вероятность большинства известных мне видов ошибок. Фреймворк – очень простой концептуально и широко применимый. Я был бы рад, получив его в начале своего карьерного пути и буду счастлив, если эта статья поможет хотя бы одному руководителю стать лучше.

Ну что, поехали?


Часть 1. Особенность управленческого карьерного трека

У работы руководителя в IT есть одно интересное различие от работы IC (Individual Contributor):

Разработчики, меняющие компанию каждый год –  обычное дело. Я знаю пачку кейсов, когда регулярная смена работы помогала людям сильно расти в деньгах и в должности за короткий промежуток времени. Этот подход известен как джоб-хоппинг и, не смотря на нападки со стороны части коммьюнити, тяжело отрицать, что он может хорошо работать. Я своими глазами видел и пробовал :)

Даже если не менять компанию – в большинстве случаев, разработчик может прийти к своему руководителю со словами:

Слушай, я устал от своего проекта. Я что-то полгода пилю биллинговую систему и видеть уже не могу этот домен, присущие ему костыли и баги и прочее. А можно мне что-то другое?

Если сотрудник ценен для компании – он почти всегда действительно получит после этого что-то другое. Так что..разработчиков, которые годами варятся в одном и том же домене и/или сервисе – очень немного. Это необязательно, а иногда – неприятно и невыгодно

У руководителей так не работает. В большинстве случаев тимлид (а тем более –руководитель более высокого уровня) – это человек, который проводит с командой и доменом много времени. Руководитель почти никогда не растет в должности за один год. За год или менее банально очень тяжело совершить качественный скачок в своём домене (например, вырастить gmv своего продукта на 10%; сделать систему в 10 раз надёжнее; вырастить пачку синьоров и, среди них, своего заместителя). А ещё – разговор вида:

Слушай, что-то я заскучал в своём домене со всеми его бизнес-требованиям и костылями

От лида может звучать странно.

Дружище, ты ведь и есть тот самый человек, который должен мотивировать 10 других людей ковыряться в этом домене со всеми его бизнес-требованиями и костылями. Если ты потеряешь мотивацию и не будешь улучшать его год за годом – никто не будет!

Лично я, помимо прочего, по-разному воспринимаю линейных разработчиков, каждый год меняющих компанию, и руководителей, каждый год меняющих компанию. Разработчики у меня обычно вызывают 0 вопросов:

– По хардам чувак крутой? Крутой
– Коммуницирует адекватно? Адекватно
– Задачи мои делать хочет? Хочет

– Ну, глядишь, годик поработает, а там, если ему надоест, дам другой проект. Берём.

А с управленцами история другая:

– Работает по году или меньше на каждом месте? Хмм..А успел ли он внести значимых технических изменений в систему, и удачными ли они были? (Дальше следует серия вопросов, ответы не всегда утешительны)
– А заместителей-то он успевает готовить за такое короткое время? Что, в каждом месте? (На практике тоже часто оказывается, что нет – дело это долгое и кропотливое)
– А как у него дела с удержанием и долгосрочной мотивацией/развитием сотрудников? Спрошу, наверное, как росли уровни и менялась год к году текучка людей в команде. А, погодите, статистики-то нет...

Короче говоря: приходя работать лидом, стоит ожидать, что зона ответственности с тобой надолго.

Понятное дело, что бывают исключения. Иногда твоя компания закрывается и выбора нет. Иногда – тебе пообещали одну работу, а дали – совсем другую и ты имеешь полное моральное право вернуться на рынок труда. Так что здесь речь не про разовый кейс в карьере человека, а именно про систему.


Часть 2. Примеры ошибок, которые совершают руководители

Рассмотрим несколько типовых ошибок, совершаемых руководителями разных уровней.

a. Жесткое вертикальное управление в команде

Один из подходов, к которым приходят руководители с определённым жизненным опытом и складом характера: плотно контролировать все решения, принимаемые и реализуемые в команде. Распространённая мотивация выглядит примерно так:

Я – самый крутой инженер в команде и справлюсь с любой задачей лучше любого своего подчинённого. Любой мой подчинённый, вероятно, примет менее эффективное решение, а я хочу приносить максимум пользы компании. Будет преступлением кому-то передавать ответственность

Подход неплохо работает "в моменте", если руководитель действительно крутой. Но он не эффективен на дистанции:

  1. Люди в команде банально не дорастут до текущего уровня руководителя, если не будут самостоятельно (может быть, с его избирательным ревью) решать сложные задачи и разбираться с последствиями своих ошибок. Таким образом, команда вряд ли станет намного сильнее, чем есть сейчас

  2. У людей формируется мышление: "все сложные решения примет руководитель, мне – достаточно быть хорошим исполнителем". В случае увольнения/отпуска/болезни руководителя, команда окажется "обезглавленной" (а голов в пределе могло бы быть столько, сколько людей в команде!)

b. Нерешительность в исправлении и расставании с андерперформерами

Бывает, что сотрудник откровенно недотягивает, но руководителю всё время его "жалко" или он просто избегает неприятного разговора.
Назовём такого сотрудника Петя.
У руководителей, которые тянут с расставанием или хотя бы с тем, чтобы максимально прямо поговорить с человеком о том, что дела идут плохо, часто возникают следующие рассуждения:

– Ну..польза-то для бизнеса всё равно есть. А нового человека – ещё искать/обучать и тд. Петя уже два года со мной, многое знает
– Ну..иногда же Петя начинает нормально работать. Я вот даю негативного фидбека, потом начинаю ежедневно проверять, как дела идут – и нормально. Спустя месяц, конечно, откатывается, но..это же только моя проблема, правда? Всем остальным – Петя полезен. Наверное, это вообще я не дожимаю
– Петя год назад отличился на проекте и ребята думают, что он крутой. Если я его уволю – мне придётся отвечать на неприятные вопросы и какое-то время успокаивать команду. А так – ну..можно же потерпеть, не так уж всё и ужасно

Такой подход приводит к следующим проблемам:

  1. Нового сотрудника руководитель бы в итоге всё равно нашел и обучил – команда через полгода была бы в хорошей форме. А Петя может ни шатко ни валко тянуть свои таски годами (без шуток, такие люди в компаниях есть – они как раз не всегда джоб-хоппят тк не являются искателями быстрого роста)

  2. Люди в команде – не идиоты. Если коллектив продолжительное время работает вместе, Вася обязательно узнает, что Петя получает примерно похожую сумму денег, но вот только работает в два раза меньше. После чего, не будь дураком, Вася либо сам поделит свою работу на два, либо банально пойдет работать в команду, где перформанс справедливо оценивают

  3. В целом из (1) и (2) следует, что андерперформер – это не только головная боль руководителя, а головная боль всей команды, которую может решить только руководитель. Если этого не делать, команда будет деградировать

Важно: я говорю про ситуацию, когда руководитель уже давал обратную связь сотруднику и андерперформанс – систематический. Ни в коем случае не призываю к увольнениям людей за первую случившуюся провинность

c. Забивание на техдолг

Встречается у лидов, которые очень ориентированы на бизнес и очень любят команду или хотят быстрых и красивых результатов:

– Продакт попросил на месяц отказаться от техноквоты, чтобы быстрее запустить фичу? Ну, фича и правда ценная – а с багами мы ж жили всё это время..
– А, дальше ещё один важный проект? Ну, сейчас-сейчас, его дожмём, и техно займёмся

Этот подход порой действительно помогает принести красивых результатов на горизонте полугода, но потом команда, неожиданно, оказывается в болоте и красивые результаты заканчиваются. На выходе – останавливаешь продуктовую разработку, чтобы разгрести баги, ловишь кучу хейта от продактов, а ещё – кучу хейта от технической команды за то, что они – в болоте.

Остановимся на трёх примерах, чтобы не делать текст чересчур депрессивным :)


Часть 3. Что общего у этих проблем?

В каждую из описанных проблем (а подобных – ещё множество, докинь сюда кейсов из своего опыта) руководитель, на самом деле, не желает никому зла. Он просто хочет быстро и с наименьшим количеством боли получить хороший результат. Вот только есть нюанс: в отличие от позиции разработчика, на которой ты быстро получишь результат, а потом сменишь работу, при должности руководителя ты, скорее всего, останешься на том же компании в том же месте и увидишь, что последует за мгновенным результатом.

И..внезапно оказывается, что за некоторыми решениями, делающими жизнь одного человека (руководителя или менеджера) лучше "прямо сейчас" следует..ухудшение жизни всей команды на дистанции.


Часть 4. А что делать?

Способ мышления, который я предлагаю, формулируется просто:

Принимай решения так, чтобы команда через год была лучше, чем сейчас.

Такой фреймворк помогает предотвратить многие проблемы.

– Активнее делегировать и обучать ребят, или продумывать решения самому, оставляя подчинённым только их реализацию при моём жестком ревью? Мм..в первом случае – команда за год чему-то научится и вместо одной (моей) головы, голов будет штук пять. Вот это заживём! Попробую так и делать

– Расстаться с андерперформером, временно просадив перформанс и взяв больше работы на себя, или терпеть? А будет ли моя команда через год от этого лучше? Скорее всего, будет. Надо делать

И так далее.


Ограничение применимости фреймворка:

Применяя вышеописанный подход, стоит помнить:

Команда регулярно должна что-то выпускать

"Что-то" – зависит от конкретной команды. Это могут быть продуктовые фичи в приложении. Могут быть оптимизации поискового движка. Или новые функции софта для других разработчиков. Короче говоря – это то, ради производства чего, вообще говоря, существует твоя команда.

Чтобы не заиграться в оптимизации и, например, не отправив всех сотрудников команды на классное обучение длиной в год, улучшая будущее, помни, что надо всегда что-то выпускать. Локальные просадки (например, при заменах или обучении людей) – допустимы, но останавливаться совсем – нельзя.


Вместо послесловия

Принимать стратегические решения (=решения с оглядкой на будущее команды) – непросто. Они могут быть эмоционально сложны для тебя в моменте. Они могут быть не очевидны участникам команды или твоему руководству, если они не заглядывали так глубоко, как ты (и это – нормально, тебя ведь за этим и наняли!). В любой сложной ситуации – запасись терпением, выпей чайку и объясни людям, какие последствия ты ожидаешь на дистанции от своего решения, даже если оно – непопулярно.

Помни, что твоя работа – не принимать приятные и очевидные решения. Твоя работа – делать команду и компанию лучше со временем. Ты обязательно справишься!

А ещё, я недавно начал вести канал в телеге, тк физически не успеваю охватить лично всех лидов, которым хотел бы помочь. Если тебе интересно получить больше контента и обменяться опытом с другими лидами – приходи :) https://t.me/leadsnotes

Комментарии (3)


  1. aelaa
    12.05.2024 18:12
    +3

    Дружище, ты ведь и есть тот самый человек, который должен мотивировать 10 других людей ковыряться в этом домене со всеми его бизнес-требованиями и костылями

    И даже они выгорают, да. Внезапно. Абстрагируйтесь от предметной области и ротируйте


  1. Thisnicknameisbusy
    12.05.2024 18:12
    +2

    Да вы батенька тот ещё тормоз)) 8 месяцев на результат нужно. Приходишь в полный треш, делаешь результат, а потом тебя выпинывают под зад потому что "ты спас проект", но был недостаточно реактивный или "тебе просто повезло". При этом никто из команды за это время не свалил из этой жо.. и ты уже стал набирать у коллег авторитет, т.к. умеешь решать сложные задачи )


  1. Mr_Qwerty
    12.05.2024 18:12

    Управление - такая же профессия, как любая другая, которая так же требует наличия систематизированных структурированных знаний, умений и навыков. А «выращивать» себе замов - этот как будто знахарь обучает ученика. Вот если эту травку пожевать, то зуб болеть перестанет. А почему, как - это уже хз. Сложна. Купите книжку по теории управления. Вы удивитесь, сколько, оказывается, человечеству уже известно. Жду, когда на собесах так же рьяно начнут не только про алгосы, но и про функции управления спрашивать. И про основы трудового и гражданского законодательства. Не придется тогда мучаться в поисках сакральных знаний доморощенным манагерам.