Всем привет! Меня зовут Алексей, я техлид Android-направления в компании Домклик.

На одном из собеседований с кандидатом зашёл разговор об образовании. И он произнёс примерно такую фразу: «Зачем тратить четыре—шесть лет на обучение в вузе, если нужные по вашей вакансии навыки можно получить за год?» Пообщавшись с несколькими знакомыми, недавно вошедшими в отрасль, сложилось впечатление, что этим вопросом задаются многие. Действительно, если для работы, к примеру, на заводе нужен фрезеровщик, а у кандидата есть стаж работы или он окончил профильное училище, то какая разница, получал он высшее образование или нет?

Так почему же крупные IT-компании часто отдают предпочтение кандидатам с «вышкой»? Чем эти специалисты отличаются от тех, кто обладает таким же практическим опытом и профильными знаниями? Попробуем разобраться. Все выводы — личное мнение автора и может (и должно) не совпадать с чьим‑либо или общепринятым.

Итак, предположим, есть два специалиста: оба программисты с одинаковым опытом и навыками. Только у одного есть диплом о высшем образовании, а другой учился самостоятельно или на курсах. Практика показывает, что большинство крупных работодателей отдают предпочтение первым. Это не столько отсев, сколько расстановка приоритетов. Иногда это проявляется в особых сессиях на собеседованиях с вопросами, «которые не относятся к работе», что приводит в недоумение некоторых кандидатов.

И всё же, почему так

Если кратко, то так сложилось исторически. Но если подумать, то этому можно найти объяснение.

IT-сфера стремительно развивается во всех направлениях. Одни фреймворки, технологии и архитектуры приходят на смену другим. Сложно сказать, будет ли актуален завтра или через год стек, заявленный кандидатом. Скорее всего, нет. Кроме того, проекты чаще всего многогранны и сложны: где‑то нужны нестандартные решения, где‑то повисло старое легаси, а где‑то модные и популярные библиотеки недопустимы из-за требований безопасности или несовместимости. Всё это означает, что наличие определённых навыков и даже опыта в моменте не гарантирует потенциальному работодателю способности кандидата решать все поставленные задачи.

В то же время можно взять на работу человека для выполнения чётко сформулированной рутины по некой документации. Но такая работа стоит недорого и её почти наверняка можно заменить автоматикой. Следовательно, компаниям нужны не просто руки (или, условно, программист), а инженер — человек, который может не только выполнить задачу (написать код), но и обосновать, почему он выбрал именно такое решение и чем оно лучше аналогичного, который понимает, почему компания или отрасль использует определённый стек, каковы его ограничения и т.д. Такой специалист способен дать экспертную оценку продукту в целом (а не только коду, который сам по себе не имеет ценности, даже если написан «красиво» и «правильно»), а возможно, даже сможет погрузиться и освоить новое направление.

Другими словами, нужны не просто исполнители, а опытные специалисты с насмотренностью и экспертизой, готовые взяться почти за любую задачу — от менеджмента до выпуска релизов. Некоторые крупные зарубежные компании славятся тем, что вообще не рассматривают профессиональные навыки, а гоняют кандидатов по «базе» и системному проектированию, предлагая на выбор порой прямо противоположные позиции.

Что же даёт высшее образование

Учиться учиться

На мой взгляд, главное, что даёт образование, — это умение учиться. Образовательный процесс устроен так, что требует постоянного освоения нового материала. В каждом семестре меняются предметы, добавляется длительность обучения, в результате формируется привычка эффективно находить информацию, структурировать её и запоминать только важное, а натренированная нейросеть в голове позволяет лучше и без особых усилий усваивать новое и решать разнообразные задачи. А в IT для успешной карьеры учиться нужно постоянно.

Соблюдать сроки

В вузах, как правило, тренируется дисциплина соблюдения сроков и навык подготовки различных отчётов и презентаций. Кому‑то это может показаться ненужным, кто‑то может предположить, что это слишком легко и не требует прокачки. На собеседованиях об этом не спрашивают, однако это входит в список ключевых навыков, чтобы претендовать на должность выше среднего уровня. Сюда также относится формирование культуры документирования своей работы, которой часто пренебрегают.

Социальные навыки

Мало кто признаётся в этом, но компании при найме оценивают и социальные навыки кандидатов. Очное обучение в вузе, предполагающее постоянное взаимодействие с заказчиками (преподавателями) и командой (одногруппниками), обеспечивает лучшую подготовку для работы в коллективе по сравнению с заочным обучением.

Кроме того, обучение в вузе позволяет «прощупать» разные направления, прежде чем углубляться в одно из них. Вузы часто организуют всевозможные конференции, хакатоны и прочие активности, способствующие накоплению опыта, укреплению навыков и установлению связей. Формат «защиты» своего проекта на таких мероприятиях развивает умение критической оценки как собственной работы, так и работы коллег. В некотором смысле, это подготовка к более продуманному и адекватному code/design review (если говорить в контексте программирования) в будущей профессиональной деятельности.

Матчасть

Немаловажный аспект для любого инженера — это знание основ. История развития отрасли, классические алгоритмы и структуры, построение блок‑схем, базовые знания математики, физики, английского языка, сетей, железа, софта и многое другое — всё это необходимо для формирования мышления специалиста и его готовности не только повторять за коллегами, но и предлагать и реализовывать свои решения, понимать, как они работают, чем ограничены и как масштабируются. Многие критикуют, например, отдельные секции по алгоритмам в собеседованиях на позиции продуктовых разработчиков. Это действительно бывает похоже на крайность, но чаще всего обусловлено практическими соображениями. Как минимум, знание алгоритмов может говорить об основательной подготовке к собеседованию (мотивация, обучаемость и заинтересованность) или обширном профессиональном опыте, что, по сути, почти то же самое с точки зрения нанимателя.

Когда на собеседовании пошли вопросы по алгоритмам
Когда на собеседовании пошли вопросы по алгоритмам

Исследования

Наверное, это самый (или единственный) неочевидный пункт. Все процессы в ведущих вузах ориентированы не только на обучение, но и на научную деятельность, которая требует проявления всех заявленных навыков, чтобы в итоге придумать, создать, «продать» и представить сообществу уникальный продукт, решающий какую‑то реальную задачу или существенно улучшающий её. Казалось бы, при чём тут IT? Ведь программирование — не наука, а, скорее, инструмент для решения прикладных задач. Но если выйти за рамки «вёрстки UI» и углубиться в изучение внутренностей фреймворка, написание собственной библиотеки или доработку архитектурного паттерна под нужды конкретного проекта, то очень скоро можно будет провести те же параллели.

Мир IT, подобно мировому океану, вопреки расхожему мнению, содержит больше неизвестного, чем известного. Документация к популярным решениям обычно затрагивает лишь поверхностные примеры. Изменения на политических и юридических площадках, появление новых устройств и операционных систем, новые способы обхода систем безопасности и многое другое — всё это добавляет хаоса и неизвестности там, где, казалось бы, всё хорошо изучено и понятно. Способность погрузиться в неизведанное, разобраться и вернуться с красивой презентацией не приходит сама по себе, и навыки научного познания здесь оказываются очень кстати.

Ещё немного плюсов «вышки»

  • В современных реалиях большую популярность набрала тенденция к «накрутке» опыта и навыков в резюме. Проверка соответствия заявленных данных реальности требует больших ресурсов и не всегда оказывается успешной. В этом контексте кандидаты с высшим образованием выгодно выделяются, поскольку подделать государственный диплом значительно сложнее, чем страничку резюме.

  • Без высшего образования очень сложно претендовать на некоторые должности, особенно руководящие, где широта взглядов и экспертность важнее опыта вёрстки экранов. Компаниям, ориентированным на развитие сотрудников, выгоднее нанимать опытных специалистов с образованием, чтобы точечно наращивать их компетенции, будь то вертикальное или горизонтальное развитие, вместо поиска управленцев «извне».

  • Несколько провокационный пункт, но всё же: индустрия движется к тому, что для получения готового решения будет достаточно предоставить нейросети стек и задачу. Следовательно, ценность кандидатов, предлагающих те же услуги, будет снижаться. О полной замене специалистов пока речи не идёт, но инженеры с образованием здесь имеют больше возможностей для манёвра благодаря более фундаментальной и широкой подготовке.

  • Существует мнение, что студенты вузов тратят годы на обучение и выходят на рынок, как неопытные специалисты, в то время как выпускники курсов уже работают на позициях middle-уровня и сдают три квартиры. Такое, конечно, случается, но, по моему мнению, выпускники курсов чаще оказываются предоставлены сами себе, и их успех зависит от настойчивости и удачи. В то же время в вузах действуют партнёрские программы, позволяющие, например, уже на втором или третьем курсе без конкурса попасть на стажировку, а к моменту получения диплома — занять стабильное место в крупной компании. Такая поддержка лучше, чем ничего.

Рассматривают ли кандидатов без высшего образования

На самом деле, да. Но, как говорится, есть нюансы.

Во‑первых, так или иначе, среди множества кандидатов будет некоторая селекция, как по формальным признакам (навыки, дипломы и другие данные из резюме), так и в виде собеседований, где секциям по специальности не всегда уделяется много внимания. Конечно, если у кандидата большой опыт и стаж, рекрутер обратит на него внимание, но, скорее, это будет исключением.

Во‑вторых, как уже упоминалось, крупные компании часто ищут не просто сотрудника на вакансию, а инвестицию, которая будет расти и развиваться вместе с компанией.

Наконец, в больших компаниях штатное расписание — это, по сути, монолитная и нерушимая структура. Изменить её даже при большом желании может быть очень сложно. Поэтому требования по образованию могут быть обусловлены не только необходимостью конкретной позиции, но и исторически сложившимися обстоятельствами, изменить которые слишком сложно без веских оснований.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, наличие высшего образования, как и прежде, даёт существенное преимущество при устройстве на работу, хотя, порой, явно это и не заявляется. Затраченное на обучение время (на самом деле на любое обучение) всегда окупается, как для сотрудника, так и для работодателя. Самостоятельно освоить квалификацию, отточить навыки и получить работу, в целом, возможно, но всё ещё, кажется, это более трудный путь. Каждый волен сам выбирать дорогу, но не стоит удивляться завышенным ожиданиям. Не бойтесь тратить много времени на саморазвитие и обучение, в конце концов это окупится.

Комментарии (363)


  1. Keeper22
    21.10.2025 08:07

    Да и с высшим уже не берут.


    1. Alex-Freeman
      21.10.2025 08:07

      Вышка, вышке рознь, одно дело МФТИ или Бауманка, а другое Мухосранский пед. институт. Если получать вышку, то надо идти в топ10, на которые в том числе ориентируются работодатели при приеме.


      1. exfaust Автор
        21.10.2025 08:07

        Ну ладно, дайте людям шанс). Пусть хотя бы топ 30 будет.


        1. Keeper22
          21.10.2025 08:07

          Скоро будет как в Японии. На вакансию в первую очередь рассматривают выпускников токийского университета, причём специальность неважна. Если ни одного такого нет -- так и быть, обратят внимания и на других выпускников.


          1. Alex_RF
            21.10.2025 08:07

            Не много смеха. Томский политех входит в топ-30 по версии forbes. В общем в мою бытность при поступление в ТИАСУР на ФСУ (ЕГЭ еще и не пахло) висело объявление - кто не набрал балов на ФСУ может подать документы на КТФ. А на КТФ висело объявление - кто не набрал балы на КТФ - может поступить на АВТФ ТПИ. Сейчас считается что спец окончивший ТПУ - выпустник Вуза из ТОП30 - а выпусник ТУСУР - так из ВУЗа с мухосранска.


            1. RSATom
              21.10.2025 08:07

              Вспоминая как нам преподавали в ТУСУР Super Calc и Turbo Pascal (под DOS кто не в курсе) когда в ходу во всю уже были винда, Excel, Delphi и Visual Studio - хотелось плакать... Не знаю как сейчас, но во времена моей учебы программа обучения отставала от реалий лет на десять и обучение по специальности было профанацией.

              А вот к физике и вышке вопросов кстати не было - спасибо Бурачевскому и Томиленко. Почти 30 лет прошло, а фамилии до сих пор помню.


              1. Alex_RF
                21.10.2025 08:07

                Изменилась. Да и странно про Turbo Pascal. Даже на Пром Электроники в 2000 году уже плюсы давали по VStudio. Не говоря про ФСУ и ФВС. Сейчас там какой-то класс виртуальной реальности закупили, техника в основном новая. Но есть некоторые нюансы связанные с ЗП преподавателей. В Политехе зарплаты значительно выше.


                1. RSATom
                  21.10.2025 08:07

                  Увы, я еще старее :) речь идет о трудных 95/96 годах.


                  1. Alex_RF
                    21.10.2025 08:07

                    Нет просто в 2000 преподавал программирование на промэлектронике. А так в 93 окончил ФСУ. Паскаля не было. На Си писал. И вроде бы на Винде уже. Вот про Excel точно не помню. Но вроде бы уже был какой-то. Как и FoxPro - всякие dBase IV и Clipper уже за хлам считали.


                    1. RSATom
                      21.10.2025 08:07

                      На ФВС было так. Но не на всех специальностях но было. Сапровцы на С++ билдере лабали, точно помню. А вот у нас на "Разработка и технология ЭВС и сетей" было так.


                      1. Alex_RF
                        21.10.2025 08:07

                        ФВС в 95? Да на нем вообще печально было. Его же из КонструкторскоТехнологического образовали с добавлением кафедры ИнформационноИзмерительнойТехники - база и преподаватели не программистские. Причем КТФ он к РадиоТехническому больше тяготел. То есть да - программирование там было не основным.


                      1. RSATom
                        21.10.2025 08:07

                        Вот знать бы это при поступлении... Да еще иногороднему, которому и спросить то не у кого было... Впрочем сейчас это уже дела давным давно минувших дней и никакой роли, кроме как в ностальгических воспоминаниях, не играют...


                      1. DvoiNic
                        21.10.2025 08:07

                        Это тоже общая беда - толком не доносится до абитуры "смысл спецухи", а до студентов - "взаимосвязь предметов"


              1. pythe
                21.10.2025 08:07

                Не знаю, как в top 10|30, а в остальных вузах это и сейчас профанация. Девять из десяти кандидатов, только что закончивших вуз, ни бум-бум в программировании, а хотят в программисты. По результатам отборочных тестов наличие или отсутствие в/о ни о чём не говорит.
                В столичных вузах дело, вероятно, несколько лучше.


                1. Alex_RF
                  21.10.2025 08:07

                  У меня дочь не плохо код пишет. Хотя она в аналитики ушла уже. У товарища сын тоже на плюсах пишет не плохо - хотя на втором курсе. Я до ковида подменял товарища на лабах - когда он в командировках был - реально 2/3 группы вполне могут программировать. Остальная треть со скрипом, но похоже они по другой стязи пойдут. Про Политех не знаю. Но там АВТФ никогда сильным не был. Там в основном ФТФ и ХТФ с ГРФ. То есть физики-ядерщики, химики и геологи. За счет их он и ТОП10/30.


              1. andreishe
                21.10.2025 08:07

                Языки программирования, фреймворки, библиотеки, IDE, редакторы - это все тлен. Алгоритмы везде одинаковые. Протоколы везде одинаковые. Любая моя новая работа за последние 20 лет была связана с переходом на язык или стек, в котором у меня не было опыта.


                1. RSATom
                  21.10.2025 08:07

                  С этим соглашусь. Новые языки программирования появляются раз в десять лет, фреймворки раз в 5 лет, библиотеки вообще каждый год могут быть новые "в тренде". Для работающих более 5 лет особых вариантов нет. Учиться, учиться и еще раз учиться - как завещал великий Ленин.
                  Но проблема в том что работадателю работник нужен "здесь и сейчас" а значит он должен уметь желаемое работодателем уже к моменту устройства на работу. И в первую учередь это касается джунов. Т.к. для них выучить новый стек это большая, и порой не для всех подъемная, задача. Это нам, сменившим этих стеков минимум пяток, за последние 10 и более лет, одним языком (фрэймворком/библиотекой) больше... одним(фрэймворком/библиотекой) меньше... - особой разницы нет. Мне самому за последние лет десять и на Kotlin довелось пописать и на Swift, и JavaScript приходилось... Сейчас вот на Python приходится... И C++ уже лет 30 рядом идет....


      1. coodi
        21.10.2025 08:07

        Одно дело когда ты закончил "прикладная математика и информатика" в МГУ, а другое, когда "программная инженерия" в МГТУ


        1. chesser69
          21.10.2025 08:07

          Не факт. Я физик-прочнист из МИФИ уже давно в ИТ. Конечно, в ВУЗе, пару языков программирования зацепил но уровень был не тот. Да и в ИТ пришёл уже забыв даже специальность. Главное качество образования. Хотя, изредка, видел тех, кто отлично умел учиться с образованием из "Мухосранска".