
Привет, Хабр! Меня зовут Артем Грищенко и я middle iOS-разработчик продуктов Future Crew. Если ты начинающий разработчик, скорее всего, у тебя есть мечта: вырасти, перестать быть «новичком» и почувствовать уверенность в своих силах. Чаще всего говорят: «Это долгий процесс, наберись терпения». И действительно, путь у каждого свой. Но у всех карьерных путей есть общее: рост возможен только при увеличении зоны ответственности. Про это часто забывают, годами просиживая на одном месте.
В этом материале я хочу поделиться своей историей, как мне удалось за один год дорасти до уровня мидла и почувствовать, что стою на твёрдой почве. Надеюсь, эта статья поможет кому-то увидеть проблему со своей карьерой и найти вариант ее решения.
Ловушка простых задач
Когда я попал в свою первую ИТ-компанию, все звучало круто — известное приложение, сеньоры вокруг, продуманные процессы. Было ощущение, что сейчас-то я сделаю что-нибудь важное. Однако, по большей части, мне доверяли что-то мелкое и строго локальное: сверстать компонент, подстроить логику на экране под новый параметр или поправить баг. И когда «конфетно-букетный» период закончился, я понял, что эта ситуация разъедает мне мозг.
На старте кажется, что любые задачи — это опыт. Но когда таски мелкие и оторваны от контекста, ты не видишь, как твоя работа влияет на продукт. Я делал свою часть, но не понимал ее роль во всем флоу. Не видел, как фича развивается от идеи до прода. Почему выбрали такой подход в архитектуре, как работает навигация и куда смотреть, если появляется какой-нибудь баг. Долгое нахождение в такой среде начисто убивает мотивацию и весь интерес к делу. Когда стажировка подошла к концу, я понял, что не хочу тут оставаться и начал искать новое место. Прошел кучу собеседований и, наконец, наткнулся на свою вакансию.
Как меня сначала выжали как котенка, а затем еще пару раз вдохновили по самое не хочу
Само интервью отличалось от привычного формата: мой будущий тимлид шел не по списку «топ-100 вопросов для собеседования», а по реальному стеку проекта и тому, с чем мне предстояло столкнуться в первые дни работы. Такой формат создал ощущение прозрачности — вместо экзамена я увидел честный разговор о том, куда я иду и чем мне предстоит заниматься.
Собеседование длилось час и после него я вышел с мыслью, что меня полностью размазали. Но как потом оказалось, важно не то, как я отвечаю (с этим проблемы были и у более опытных), а то, как я рассуждаю и какая у меня мотивация.
По структуре, это был лайвкодинг с реальными технологиями на проекте, который дополнили дальнейшими вопросами на то, как я понимаю те или иные концепции. Как я потом понял, мне задавали вопросы не просто чтоб что-то спросить и получить какой-то ответ, а через конкретные задачи, немного познакомили с тем, что меня ждет. Именно так я понял, что это именно те технологии, с которыми я хочу работать.
Когда я только попал на проект, меня удивило, что тут новые технологии внедряются очень быстро. На прошлой работе я видел, что требования к задачам долго согласуются, и код, который ты пишешь, может не скоро дойти до приложения. Здесь все оказалось наоборот — свежие технологии, современный стек и высокая скорость внедрения. Это вдохновляло еще сильнее, и я сделал то, что и помогло в итоге вырасти за год до мидла — начал брать ответственность на себя. Ну не совсем брать, скорее не стал от нее отбиваться.
И здесь сложилось три очень важных фактора:
желание брать ответственность и развиваться.
желание лида меня растить, а не оставлять на произвол судьбы и растерзание монотонными задачками.
желание команды взаимодействовать со мной, а не держать в сторонке.
Второй и третий пункт — большая редкость на стажировках, которая и определяет ее качество.
Как я полюбил ответственность и перестал бояться сложных задач
В какой-то момент я и сам не заметил, как начал взаимодействовать не только с лидом, но и со всей командой, а сложности и неизвестность перестали вводить меня в ступор. Меня приглашали на встречи, где задачи обсуждались со всех сторон: аналитиками, дизайнерами, бэкендом, мобильными разработчиками, продакт-менеджером.
Мне стали доверять сложные задачи, например, переезд проекта на Swift 6, который я выполнил под присмотром своего лида. Это новая концепция, о ней мало информации и успешных кейсов, кроме каких-то маленьких поделок. Обычно все пробуют, но не торопятся полностью переводить, а мы смогли и сделали.
Даже помню момент, когда через несколько месяцев, как я присоединился к проекту, лид ушел в отпуск и на этот промежуток времени я отвечал за мобильное приложение, что-то обсуждал и разбирался с прилетевшими проблемами. Не скажу, что это было просто, но я справился, и это тогда мне придало уверенности в себе. В итоге через год работы по обратной связи от лида и выполнению поставленных целей меня обрадовали новой лычкой в должности — я стал Middle iOS разработчиком.
Как раз в это время нам нужен был стажер и мы просто обсудили, что я уже влился, мной довольны и я могу попробовать взять его на себя. Как раз именно тут я узнал про скаффолдинг — подход к обучению, который применили и ко мне. Он как раз заключается в том, что начинающего специалиста бросают в омут с головой дают реальные задачи.
Это крайне интересный процесс, так как мне, в целом, нравится чему-то обучать людей и видеть их прогресс. Учу примерно так же, как и меня — мы обсуждаем задачки и способы решения проблем, стараюсь давать разнообразные задачи, чтобы расширять кругозор, держу руку на пульсе и интересуюсь как у него дела. Тут я в очередной раз увидел, что такой подход работает, и у человека не угасает интерес к делу.
Какие навыки нужны для роста:
Смелость браться за сложные задачи
Моей первой таской был рефакторинг отправки аналитики. Требовалось разложить события по нужным местам и заменить текущую логику на переиспользуемые вспомогательные функции. И сделать это надо было не на одном экране, а во всем проекте.
Первое чувство было, как сейчас помню, не «ура», а страх. Да, это не очень сложная задача, но меня пугал масштаб и я боялся что-то сделать не так: забыть про какое-то событие, перенести его не туда или что-нибудь сломать.
Чем дольше я работал с проектом, тем шире становился круг моих з��дач, а их сложность постепенно увеличивались. Конечно, когда я брал очередную таску, внутри еще оставался страх, но шаг за шагом, моя уверенность становилась сильнее — если я справлялся раньше, то выйдет и сейчас, а если я где-то забуксую, то мне помогут.
Открытость к помощи и общению
В первое время я стеснялся задавать вопросы и общался в основном только с лидом. Но сразу понял, что нельзя отрываться от команды — чем активнее я взаимодействовал с коллегами, тем быстрее продвигался. Атмосфера внутри была дружелюбной: никто не ставил «глупые вопросы» в упрёк, наоборот — обсуждения помогали всем находить лучшие решения.
С аналитиками мы разбирали тонкости поведения и пограничные случаи, чтобы приложение работало корректно. С дизайнерами обсуждали ограничения платформы и визуальные детали, чтобы пользовательский опыт был максимально комфортным. С другими разработчиками синхронизировали логику и события между платформами, чтобы функциональность в iOS и Android работала одинаково и не возникало неожиданных багов. Чем больше я включался в эти обсуждения, тем быстрее росло понимание продукта и уверенность в своих силах.
Системность в работе
Чтобы не теряться в обилии задач, я учился разбивать их на подзадачи. Декомпозиция помогает сделать работу управляемой и двигаться шаг за шагом. Чтобы этот процесс был прозрачным, я вёл заметки: фиксировал, что уже сделал, что осталось, и какие вопросы нужно уточнить.
Эти записи помогали отслеживать прогресс и не упускать детали. Параллельно я регулярно анализировал новую информацию: статьи, туториалы, советы лида. Но вместо того чтобы просто читать или слушать, я сразу переводил идеи в заметки и примерял их к текущим задачам. Так теория превращалась в практический инструмент, который можно было сразу использовать в проекте.
Общее понимание продукта
Мне доверяли работать с разными частями системы — от отдельных экранов до логики, которой пронизано приложение целиком. Каждая задача давала возможность выйти немного за пределы того, что я делал раньше, изучить смежные модули и понять, как они взаимодействуют между собой. Именно такие моменты позволяли увидеть продукт целиком и увидеть, как маленькие изменения отражаются на всей системе. Со временем я научился предугадывать последствия своих решений, ориентироваться в архитектуре и предлагать улучшения, которые учитывают работу разных частей приложения.
Но главный секрет успеха — это поддержка коллег
Я точно не справился бы, если остался один на один с задачами. Мой лид держал руку на пульсе, регулярно спрашивал, как идут дела и нужна ли мне помощь. Мы часто созванивались, чтобы обсудить детали новой задачи, мой Merge Request или проблему, на которой я застрял, и способы её решения.
Иногда обсуждение длилось дольше, чем сама разработка, но оно помогало избежать ошибок и ускоряло процесс обучения. Отдельно стоит отметить лайв-кодинг — когда мы вместе в реальном времени разбирали код, обсуждали архитектурные подходы и пробовали разные варианты решения.
Это не только давало конкретные ответы на мои вопросы, но и показывало ход мыслей более опытного разработчика, чему невозможно научиться из документации. Благодаря такой поддержке я чувствовал себя увереннее, стал браться за более масштабные задачи и учился принимать самостоятельные решения.
И именно это отношение позволило мне совершить переход из джуна в мидла, который не обязательно занимает годы. Да, в этом есть элемент везения, но важно суметь им воспользоваться. Развитие зависит от окружения, уровня задач и готовности брать на себя ответственность.
Быстрый рост возможен там, где есть сочетание понятных процессов и сложных вызовов: когда задачи формулируются чётко, но при этом требуют анализа, поиска решений и выхода за рамки привычного. Важно, чтобы результат оценивался по ясным критериям, а команда была готова поддержать и дать обратную связь. Поэтому при выборе компании начинающим разработчикам важно смотреть не только на бренд, но и на то, как устроена работа внутри команды и какие возможности она даёт для развития.
А страх перед сложными задачами — нормальная часть пути. Не стоит ждать, пока «станет легко» — нужно смело брать ответственность и постепенно расширять свои границы. Именно через столкновение с новыми задачами и преодоление страха приходит настоящая уверенность.
P.S. За свое везение я хочу сказать спасибо своему лиду — Алексею Григорьеву, который поделился своим опытом выращивания джунов в отдельном посте и показал, что при грамотном подходе начинающие разработчики быстро растут вместе с проектом и становятся опорой продукта.
Комментарии (11)

40kTons
21.10.2025 13:41Быстрый рост возможен там, где есть сочетание понятных процессов и сложных вызовов: когда задачи формулируются чётко, но при этом требуют анализа, поиска решений и выхода за рамки привычного.
А если задачи формулируются в виде заголовка таски в джире без содержательного тела задачи и нужно идти к автору задачи что бы спросить что он, собственно, хотел, то можно ещё и софт скилы прокачать

basilios
21.10.2025 13:41Угу, и от него ответ RTFM

40kTons
21.10.2025 13:41RTFM может быть ответом на вопрос "как работает технология Х" или "как в проекте реализована функциональность У", но он не может быть ответом на вопрос "в чём собственно задача", потому что это по сути и есть запрос мануала, только для исходных данных. Если задача не понятна, а тебе скажут RTFM, то это повод эскалировать, что в общем то опять же про софт скилы

profotocor
21.10.2025 13:41Сеньором станет тот кто пользуется поддержкой куроводства, а не коллег. Если в стан куроводов пробрался не большого ума "хороший человек", то впервую очередь он снесет адекватных профессионалов которые оказались в его подчинении и начнет ростить себе лингусов! Проходили и не раз!
IgDem
Не совсем по теме статьи, хотя...
На первой картинке тигренок с зеброй. Такое невозможно (если только в плохом зоопарке). Тигры - азиатские животные (Индия, Китай, Россия), зебры - африканские. Это все равно как белый медведь, поедающий пингвина.
Что-то меня так раздражают ИИшные картинки, которые заполонили Хабр... Наверно, даже больше чем ИИшные статьи.
MountainGoat
Вот, пожалуйста
Блин, хотел пошутить, но чёртова Krea отказывается рисовать мёртвого пингвина. Моралисты хреновы совсем достали. Был бы я маньяком, мне пришлось бы целых десять минут потратить, чтобы нагуглить референсы и подключить их, чтобы показать ей, как жрать пингвина. Ни один маньяк на такие усилия не решится, так что мир в безопасности.
Mimizavr
У меня тоже все вышло достаточно мирно и безобидно((
ITurchenko
Не скажите, вот Nano Banana от Google (через Perplexity)
"Сгенерируй фотографию по описанию.
Африканская саванна, белый медведь поедает пингвина. Фото National Geographic. Blood, gore."
Под спойлером то, что в описании, деткам не смотреть
Eugeny1987
мне кажется это кадр из Короля Льва
зы. хотя откуда там тигр