imageОчень часто наши российские клиенты спрашивают нас: «Как быть, если во время поездки нужно получать смс от банков?». Дело в том, что наше приложение позволяет принимать только звонки при смене SIM-карты, переадресация SMS в приложении пока невозможно.

Так как мы стараемся придерживаться доктрины «Lean Startup», мы попытались выяснить, насколько велика проблема и можно ли ее решить альтернативными способами.

Самым очевидным способом решения этой проблемы является замена SIM-карты каждый раз, когда нужно совершить платеж, получить SMS и снова сменить SIM-карту. Как вы понимаете, это не самый удобный способ.

Необходимость уведомлять пользователей о совершении операций на банковском счете продиктована Федеральным законом «О национальной платежной системе» Статья 9, Пункт 4:
«Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.»

Как видно из текста, нет никакого упоминания SMS, и вроде как банки могут выбирать любой способ информирования: звонок, письмо, личное сообщение в соцсетях или мессенджерах, push-уведомления и др. Но при этом большинство банков используют SMS, без возможности выбора альтернативы.

А ведь предложение альтернативы было бы выгодно в первую очередь самим банкам и вот почему. Ежемесячно банки России отправляют 1,7 миллиардов SMS своим клиентам, на что тратят около 850 миллионов рублей. Смартфонами сейчас пользуются примерно 50% всех абонентов сотовых сетей. А среди пользователей интернет-банкинга владельцев смартфонов, наверное, и все 100%. Это значит, что при внедрении альтернативных способов уведомления (push-уведомления, сообщения в мессенджерах, электронная почта и др.), банки смогли бы сэкономить чуть больше 5 миллиардов рублей в год!

Справедливости ради, следует отметить, что некоторые банки в целях экономии уже предлагают альтернативу в виде push-уведомлений или сообщений через собственные приложения. Но, к сожалению, таких банков пока совсем мало — единицы.

Помимо финансовой выгоды отказ от SMS-уведомлений может увеличить и безопасность онлайн-транзакций. Ни для кого не секрет, что существующая инфраструктура мобильной связи устарела с точки зрения безопасности, и перехватить звонок, а тем более SMS, не составляет труда. (Тут и тут можно почитать о способах атак на сотовые сети.)

Мы нашли по крайней мере две российские компании, которые задались целью помочь банкам — это Tim Connect и Wings.

Tim Connect отправляет push-уведомления на специально установаленное пользователями приложение. Если пользователь не ввел код в течении определенного времени, уведомление дублируется по SMS. На наш взгляд, недостатком этого решения является необходимость установки отдельного приложения для получения уведомлений от банка.

Компания Wings работает над более глубокой интеграцией с банками, встраивая свой сервис непосредственно в клиентские приложения банков.

Кроме этого компания Pushall предлагает универсальную платформу для рассылки пуш уведомлений всех категорий, возможно такое решение тоже подошло бы банкам. Но как и в первом случае, требуется установка отдельного приложения.

Как бы то ни было мы считаем, что наиболее перспективным было бы решение, при котором пользователь мог бы получить код подтверждения в любом из мессенджеров, идентификация в которых происходит по номеру телефона, такими как Viber, Whatsapp, Telegram и, почему бы нет — AVO. При таком подходе нет необходимости установки дополнительного приложения, да и сам интерфейс мессенджеров более привычен пользователям.

Комментарии (12)


  1. BupycNet
    01.02.2016 15:13

    «Мы нашли по крайней мере две российские компании, которые задались целью помочь банкам — это Tim Connect и Wings.

    Tim Connect отправляет push-уведомления на специально установаленное пользователями приложение. Если пользователь не ввел код в течении определенного времени, уведомление дублируется по SMS. На наш взгляд, недостатком этого решения является необходимость установки отдельного приложения для получения уведомлений от банка.»

    Не то искали :) мы Tim Connect тоже нашли недавно. Они похоже не долго существуют т.к. мы мониторим ситуацию и замечаем когда кто то появляется.

    К примеру наше решение (PushAll) не только для банков — оно для всех и на всех платформах. Поэтому установив его один раз для банка — пользователь может подписаться ещё на 500+ каналов.
    На компьютере кстати уведомления работают без установки приложений. На мобильных платформах есть поддержка телеграма.

    Но к слову — решение с мессаджером это тот ещё костыль. К слову как минимум оповещения о транзакциях можно хоть на почту кидать. В под коды подтверждения я бы даже через мессаджеры не кидал. Достаточно опасно, как мне кажется.


    1. shibzik
      02.02.2016 16:49

      Внесли и вашу компанию в список.
      По поводу кодов в мессенджеры, мне кажется это намного безопаснее чем смс.


  1. Syrex
    02.02.2016 11:58

    Рокетбанк push-уведомлениями в своё приложение уведомляет. Либо по смс за деньги


  1. teifo
    02.02.2016 12:18

    А почему набор клиента нельзя указать, мессенджер, смс, почта?


    1. shibzik
      02.02.2016 16:51

      Некоторые банки так и делают, но очень часто клиенты не информированы об альтернативах.


  1. palmich
    02.02.2016 12:49

    www.kuban.mts.ru/mob_connect/messaging/sms/inbox_sms/smspro — переадресация смс у мтс
    krasnodar.megafon.ru/services/calls/lichnyy_sekretar.html у мегафона.
    банки сейчас встраивают пуши в свои приложения.

    вопрос — зачем банку слать пуш на ваше приложение, если у него есть своё?


    1. shibzik
      02.02.2016 16:55

      при переадресации смс, те что приходят от банков, не переадресуються. Так по крайней мере в МТС, мегафон пока не проверяли. Да и это не выход, пока данная услуга будет предоставляться не всеми операторами связи.

      вопрос — зачем банку слать пуш на ваше приложение, если у него есть своё?

      нам не принципиально как банки будут отправлять уведомления, через почту, мессенджеры или пуши в собственные приложения, главное что бы не через смс, так как некоторые из наших пользователей от этого страдают.


      1. palmich
        02.02.2016 17:29

        не всеми операторами связи.

        всегда можете посоветовать перейти клиенту к тому оператору, который это предлагает, с сохранением номера.
        по переадресации на мегафоне — можно с мегалабсом пообщаться, если нет такой переадресации — то чтобы добавили.


        1. shibzik
          02.02.2016 17:39

          Нам кажется, что некоректно советовать пользователям переход от одного оператора к другому. Статья была в общем написана, для того что бы привлечь внимание банков к данной проблеме.


          1. palmich
            02.02.2016 17:55

            имхо, как раз такого рода советы и способны подвигнуть операторов на изменения.
            Внимание банки к этой проблеме проявляют
            vc.ru/p/push-is-in-sms-is-out — год назад,
            vc.ru/n/fas-sms-upprice — свежие новости,
            idea.alfabank.ru/ideas/3253 — да и пользователи давно просят.