В области управления ИТ целый ряд стандартов и лучших практик традиционно используется компаниями в качестве ориентира: ITIL, MOF, TOGAF, PMBoK, BABOK, RUP и т. д. Однако специалистам всегда хотелось собрать все эти вещи воедино, чтобы получить общую картину управления ИТ. В 2014 году была выпущена первая публичная версия IT4IT — открытого стандарта и референсной архитектуры управления ИТ. IT4IT издан от имени The Open Group — уважаемой в области ИТ организации, которая является владельцем многочисленных стандартов, например TOGAF в части архитектуры или Single UNIX Specification. Соавторами IT4IT стали крупные международные компании: Shell, Hewlett Packard, Achmea, Accenture, AT&T, PWC, ING, Университет Южной Флориды, Nestle, Barclays, Procter & Gamble, NBC, Disney и др.

image

Предпосылки появления IT4IT


В течение последних 20 лет многие крупные компании занимались совершенствованием управления ИТ. Было развернуто много систем автоматизации в этой области, разработаны и внедрены в повседневную деятельность процессы управления.

Однако и процессный, и системный ландшафт управления ИТ зачастую представляли собой «лоскутное одеяло». Различные стандарты и лучшие практики, такие как ITIL, COBIT, PMBoK, TOGAF и др., хотя и совершенствовались с целью взаимного соответствия, все же не воспринимались как единое целое. С системами автоматизации еще хуже — интеграция систем даже одного вендора не всегда была простой задачей, а уж если предстоит интегрировать смежные решения от разных производителей, нужны существенные вложения времени, денег и сил. В этой ситуации ряд крупных компаний организовали IT4IT-консорциум, в рамках которого и был разработан открытый стандарт управления ИТ — IT4IT и одноименная референсная архитектура управления ИТ.

Принципиальный подход


В основу IT4IT легло понятие цепочки ценности (value chain), описанное Майклом Портером в его книге «Конкурентное преимущество». Вся деятельность ИТ-организации была разделена на четыре основных потока создания ценности (value stream) и пять вспомогательных видов деятельности. Четыре потока создания ценности объединены и детализированы в виде референсной архитектуры управления ИТ.

При этом впервые большое внимание уделено данным и артефактам, которыми оперируют блоки деятельности ИТ (круги на иллюстрации, связанные линиями). Ведь именно разрывы в передаваемых данных зачастуюслужат причиной неэффективного сопряжения процессов и систем автоматизации управления ИТ. Такая проработка сделана как на уровне архитектуры в целом (см. иллюстрацию), так и более подробно на уровне каждого потока создания ценности.

При этом IT4IT не отменяет существующие стандарты и своды лучших практик (ITIL, TOGAF, PMBoK и т. д.), а скорее выступает «надстройкой», позволяющей соединить их вместе, и является не сводом рекомендаций, а предписывающим стандартом. Важным является и то, что IT4IT — полностью открытый стандарт. С более подробной информацией о нем можно ознакомиться на сайте opengroup.org/IT4IT.

Участие Hewlett Packard Enterprise в работах по IT4IT


Компания Hewlett Packard Enterprise принимала участие в разработке IT4IT с самого начала и, по сути, являлась единственным производителем программного обеспечения, вовлеченным в этот проект.

Сейчас есть четкое наложение программных продуктов HPE на референсную архитектуру IT4IT. Команды разработчиков программного обеспечения HPE опираются на IT4IT, чтобы обеспечить стандартную интеграцию между продуктами.

Кроме того, консалтинговые подразделения Hewlett Packard Enterprise имеют в своем портфеле набор услуг по оценке и планированию развития процессного и системного ландшафта управления ИТ в соответствии с IT4IT. Очень многие компании успешно используют системы автоматизации и процессы управления, но порой из-за отсутствия недостающего звена тот или иной поток создания ценности не может проявить весь свой потенциал. Экспертный взгляд на конкретное ИТ- подразделение с точки зрения IT4IT позволяет выявить эти разрывы, спланировать и выполнить работы по реализации недостающих компонентов.

IT4IT можно использовать для оценки текущего состояния и планирования гармоничного развития управления ИТ — как в части процессов, так и в части автоматизации.

Комментарии (9)


  1. S_A
    30.03.2016 04:24

    Всё очень даже круто. Статью правда можно было бы написать более длинную — из нее не совсем ясно, как так стандарт объединяет все что накоплено. Но и на там спасибо. И да. Сильнее пиарить надо эту вещь. Надо поискать pdf в сети, а то он доступен только members, и даже та же html-версия требует регистрации. Вот например PMBoK в тот же в народ пошел отчасти потому что все (русскую) pdf'ку слали друг другу, в которой было всё и сразу.


    1. lykovaa
      02.04.2016 06:48

      Сергей, напишем ещё. О чём было бы интересно почитать в развитие данной темы?


      1. S_A
        05.04.2016 07:14

        Меня зовут Андрей, инфа 100% :) По данной теме интересен первый блок strategy to portfolio. Я давно считаю это узким местом в большинстве компаний.


        1. lykovaa
          05.04.2016 11:00

          Сорри, чего-то меня переклинило :) Ок, мне тоже эта тематика интересна, сейчас этим занимаюсь как раз. Напишу в том числе с учётом того, как оно бывает на практике. И да, по факту, здесь в большинстве компаний всё далеко от идеала. Все мыслят портфелями проектов, а не портфелями услуг — в этом, так сказать, ключевой момент.


  1. Kastrulya0001
    30.03.2016 12:56

    Обратите внимание на лукавое женское рукопожатие.


    1. Rovena
      30.03.2016 14:15

      )))


  1. aistaf
    31.03.2016 11:02
    +1

    Совсем не понятно в чем новизна. Способ группировки процессов откровенно синтетический, ничем не лучше, и гораздо менее целостный чем в ITIL v.3. Отсылки в списках использованной литературы к Gene Kim & Jez Hummble вызывают толи смех толи негодование на фоне Figure 23 из «The Open Group IT4IT™ Reference Architecture, Version 2.0» на которой изображены активности этапа R2D. Agile у нас в Development-e, plan & design отдельно, test отдельно, deploy отдельно. Это картина прям воплощение того, отрицанию и предупреждению против чего посвящена почти вся книга Джеза «Lean Enterprise» — water agile flow гибрид.
    Уже не первый раз встречаю аккуратное, системное, инженерное, достойное лучшего применение «натягиваение» баззвордов гибкого мира на старый добрый RUP, PMBok и т.п. А главное не понятно зачем. Что бы тоже засветиться в типа модном мире Agile?
    Скачал еще брошюру IT4IT Agile Scenario, может там какие то откровения есть. Но все это сильно смущает и походит на искусственную компиляцию.


    1. lykovaa
      01.04.2016 17:14
      +1

      Артём, вопрос по новизну правильный, его действительно часто задают. Тут дело вот в чём:

      1. IT4IT не про процессы, а про функциональные компоненты. Agile у вас или waterfall, компоненты plan, design, development, testing и т.д. всё равно существуют. Опять же IT4IT не пытается быть только про agile или только про waterfall, она пытается быть инвариантной. Возможно, получается хуже, чем если бы референсная архитектура была заточена под тот или иной вариант. Но тут уже дело вкуса — кто-то любит точность и вариативность, кому-то нужна большая картина "крупными мазками".
      2. Деление на value stream-ы не означает, что "вот тут эта деятельность закончилось, снимаем шапку plan, надеваем шапку development". То есть разные функциональные компоненты — не значит, что это разные люди в разное время делают эти задачи. Опять же, исходя из того, что это не про процессы или хотя бы не только про процессы, design+develop+build+test могут быть весьма blended.
      3. Я очень люблю ITIL v3 и редакцию 2011 года, которые во многим написаны моими коллегами из Hewlett Packard Enterprise, которых я лично знаю и очень уважаю. Но согласитесь, что уровень adoption для книжек Service Strategy, Service Design и Continual Service Improvement оставляет желать лучшего. Поэтому если есть альтернативный взгляд, думаю, это неплохо. К тому же, IT4IT в части эксплуатационных процессов явно ориентируется на ITIL — в той части, где ITIL себя действительно зарекомендовал.

      Вообще говоря, референсная архитектура IT4IT она на то и референсная, чтобы мы на неё смотрели и решали, refer или не refer. Радует то, что там есть коллектив авторов, которые не сидят на месте, что-то делают и развивают. Совсем недавно вышла whitepaper про то, что такое услуга — для меня там было много интересного и актуального в контексте тех задач, которые мне прямо сейчас приходится решать.
      Я читаю подобные вещи скорее для того, чтобы получить какое-то просветление. Мне кажется, там есть о чём подумать.


      1. aistaf
        01.04.2016 20:33

        Антон, спасибо за развернутый ответ! Действительно, это уточнение дает понимание — чего ждать, а чего ждать не надо.
        Могу добавить от себя еще: Agile Scenario хоть и не стал для меня каким-то откровением, но с другой стороны ну да, примерно так мы и живем. Т.е. описан жизнеспособный сценарий, действительно.
        В самой модели понравилось про Offer Consumption & Offer Management компоненты. Но и в ITIL v.3 этому уделено много внимания.
        К Service Design-у кстати у меня претензий мало. Ну а Service Strategy хочется верить что будет доработана и получит должное развитие.