Как мы искали способ интересно и понятно рассказать, почему новая возможность архивирования файлов в облако удобна и практична.



Но зачем?


Наш человек — профессионал мира айти лет сорока-пятидесяти от роду, помогающий решить различные проблемы с техникой тем, кто его называет «ты ж компьютерщик!».

Технически подкованный человек не теряется в современных технологиях и готов пробовать новое. Но это вообще не даёт гарантии, что такие люди поймут в полной мере, насколько хорош ваш продукт. Человек  же покупает не ваш продукт, а «более лучшую версию себя», которую он надеется получить в результате. Вам нужно помогать им познать ваш продукт в полной мере, даже если он кажется вам — создателям — простым и интуитивно понятным.

Если у вас уже есть успешный продукт, который продаётся и имеет преданных поклонников, то это совсем не значит, что так будет всегда. Продукт должен развиваться не только технически, но и становиться проще в использовании. Про то, как мы делали проще True Image для Windows можно почитать тут.

Точка отсчёта


Помочь человеку освоить продукт сложнее, чем кажется. В цифровом виде — электронные письма по определённому расписанию и помощь непосредственно в самом продукте. Если человек покупает коробочную версию, то к его услугам печатные руководства и поддержка по телефону.

Я расскажу только про то, как мы искали способ помочь пользователю сориентироваться внутри Acronis True Image для OS X.

В прошлом году в Acronis True Image появилась новая полезная возможность для обладателей подписки на Acronis Cloud — архивирование файлов в облако. Работает со стороны пользователя просто: перетащил мышкой на окно приложения файлы, либо нажал кнопку и выбрал в привычном окне Finder всё то, что занимает место на диске, а используется достаточно редко. Вот так выглядит вкладка архивирования сейчас:

Если же у пользователя нет подписки на Acronis Cloud, то он видит очень похожую заглушку:

Вроде элементарно: накидал файлов и отправил всю пачку в безлимитное облако. Через пару лет захотел пересмотреть видео со свадьбы — зашёл в Acronis Cloud, скачал и посмотрел. Впечатления и важные файлы в безопасности. И доступны практически в любой момент, а свободного места на диске полно.

Но на самом деле не всё так просто, как  казалось. Первоначально мы обкатали краткий тур по архивированию на версии для Windows, поэтому урожай с посеянных нами ошибок уже собрали.



Оказалось, что приятный нам вариант с абстрактными иллюстрациями совершенно не помогает понять, какую пользу люди могут получить от архивирования. Ровно, как и не до всех сердец достучался тур. Вот тут-то и началась плотная работа над ошибками.

Копайте, Шура, копайте!


Суть

Ищем, какие проблемы испытывает пользователь и как ему помочь с их решением. Самый первый набросок решения поместился на потрепанный реальностью листок:



Обсуждение в Basecamp получилось таким длинным, что плагины для снятия скриншотов веб-страниц рушились под моими попытками сделать скриншот для статьи. Поэтому вам придется поверить мне на слово. А вообще мы сошлись на мнении, что с каждым новым слайдом будем подавать всё больше и больше деталей, остановившись на основных четырёх слайдах:

1. Приветствие пользователя и краткое описание, что же такое архивирование. Кому-то уже тут будет достаточно информации, и он может принять решение пользоваться приложением дальше, закрыв тур. А кто-то захочет узнать больше, и пойдёт изучать следующие шаги.

2. Пошаговая инструкция про работу архивирования. Тут уже развёрнутая информация о трёх простых шагах. Выбирай файлы удобным способом; позволь приложению переместить твои файлы в облако, освободив место на жестком диске; используй освободившееся место на диске для новых впечатлений.

3. Выбор дата-центра. Если вы, допустим, живёте в Германии, и у вас медленный интернет, то расположенные внутри страны сервера позволят быстрее сохранять и выгружать обратно нужные вам данные. Если по закону ваши данные должны располагаться внутри страны проживания, выбирайте сервер, находящийся на территории страны.

4. Простой доступ к файлам. Хочешь — используй диск, смонтированный в системе, хочешь — открой браузер с любого устройства. Выгрузить нужный файл можно независимо от того, на каком устройстве ты используешь браузер, главное, чтобы он был современным.

Оформление

Поскольку политика компании  — максимальная нативность в приложении для Mac, то и поиски стилистики мы начали в стандартных для OS X приложениях. Вот так выглядит одна из страниц тура по iTunes:

А так выглядит стартовая страница Safari при первом запуске:

Плюсы такого подхода в том, что пользователь обучается в условиях, максимально близких к реальности, на скриншотах самого продукта. И понимать сам продукт ему после такого тура будет намного проще. Но минусов в нашем случае больше.

Во-первых, необходимо будет перерисовывать тур даже при минимальных изменениях интерфейса, который засветился в туре. Например, если команда iTunes решит вместо иконки пользователя отображать выбранную им аватарку, то их ждет большой объем нудной работы. Нужно все скриншоты, где есть старая иконка, заменить на новые нарядные, на которых уже аватарка. Это — один из примеров, как дорого менять что-то в интерфейсе уже достаточно давно работающего продукта.

Во-вторых, проблемы учёта всех возможных размеров текстовых блоков при локализации. Это настолько обширная тема, что о ней речь пойдет чуть позже.

Подход с использованием реального интерфейса

Хоть мы и знали про проблемы, с которыми придется столкнуться, но все же решили нагло попробовать их обойти, сократив количество элементов в скриншотах, которые придется локализовать. Задачу упрощало то, что внешний вид Safari и Finder меняется редко, а значит поддерживать такие скриншоты в туре вроде будет не так дорого. Для пробы пера выбрали самый сложный слайд — про доступ к файлам. Именно поэтому речь идёт только о Safari и Finder.

Суть слайда проста: диск с архивированными файлами монтируется в OS X как обычный сетевой диск. А через браузер вы можете достать ваши файлы практически в любой точке планеты.

Схематичный подход

Обновленное в OS X El Capitan приложение для хранения заметок Notes приветствует пользователя достаточно абстрактными иллюстрациями:

Notes используют как иконки, взятые из интерфейса, так и абстрактные изображения.

Мы же решили сделать вариант, сочетающий в себе схематичность и скриншоты реального интерфейса:



Примерка:



Ни рыба ни мясо. Кладём в ведро и пробуем другой подход.

Подход с реальными скриншотами интерфейса без схематичности

iTunes с Safari же смогли? Смогли. Значит и нам можно попробовать поискать решение в рамках этого подхода.

Быстро набрасываем суть слайда про доступ:


Пробуем:


Вписываем в среду:



И ещё:



На других слайдах:





Нет, не получается обмануть самих себя. Вышла новейшая OS X La Polkovnique? Будь добр, перерисуй-ка свои скриншоты! Обновил иконки в боковой панели приложения? Ну ты знаешь, что делать. Поэтому ищем дальше.

Подход с качественными, но не сильно абстрактными иллюстрациями

Вкусный, сочный и притягивающий внимание подход, и поэтому достаточно распространённый. Начинаем искать нужный уровень абстракции, сразу выписывая в будущий интерфейс и заигрывая с текстом:







Детализируем:



Уже близко, несемся дальше:



Вот оно!



Берём в работу и примеряем стилистику к другим слайдам:







Появляются справедливые замечания о том, что такие тонкие и игривые словесные обороты совершенно ни к чему. Нужно больше про суть и дальше от абстракции:



Пробуем отказаться от отдельного окна, переставить элементы и сделать тур, интегрированный в саму вкладку архивирования.



Получается некрасиво и неудобно. Отказываемся.

С иллюстрациями определились, теперь начинаем оттачивать не менее важный элемент — текст. А вот тут уже на сцену как раз выходит необходимость думать о локализации продукта.

Локализация

Acronis True Image используют в 145 странах мира, он «говорит» на 15 языках. Забыл об этом? Готовься к тому, что технические писатели будут резать по живому, кроша уже полюбившийся тебе интерфейс. Отличный ограничивающий фактор, чтобы ценить каждое слово. Примерно, как ограничение в 140 символов в Twitter.

Пример. Ёмкая англоязычная команда «Back up» превращается в широкую, как пресловутая русская душа, «Создать резервную копию».Такое ещё часто случается в португальском или немецком языках.

Поэтому, в очередной раз пройдя ритуальный круг «make — check — think», пришли к простому решению. Надёжные, как автомат Калашникова, кнопки-ссылки «Next» и «Previous» отлично решают наши проблемы. Приводим в сознание все ссылки на каждом шаге тура, начиная со слайда про доступ к файлам.



Итоги работы


Результаты дизайна передаём комплектом артефактов:

1. Общие макеты

Это стандартные «скриншоты», где продукт вписан в среду. В случае с архивированием это интерфейс приложения в окружении рабочего стола OS X.



2. Технические макеты

Те же общие макеты из первого пункта. Только в них мы дополнительно указываем все параметры элементов, их расположение и зависимость друг от друга. Бывает, что начинаем с распечатанной версии макета, где разработчик указывает, какие данные ему нужны.



Следующий этап — генерирование в Sketch макета, где есть описание всех элементов и того, как они будут дружить. Тут вожжи в руки популярному плагину Sketch Measure. Благодаря ему почти не нужно рисовать «руками» при создании технических макетов и остается только придумать, куда деть столько сэкономленного времени.

Подробные макеты (как на картинке до ката) помогают разработчикам собрать интерфейс, близкий к желаемому. После этого  мы вместе доводим до ума то, что испеклось в тестовой сборке.

Дружить и постоянно общаться с разработчиками крайне важно. Вы не только сможете оперативно полировать результат воплощения макетов в жизнь, но и учиться понимать, какие технические ограничения стоят перед разработчиками (и вами). А если знаешь правила, можно уже думать, какими хитрыми способами их можно обойти без потери в качестве и работоспособности.

3. Путь пользователя

Собираем все накопившиеся макеты в визуальные диаграммы user flow, анализируя, основной путь пользователя. Пытаемся обнаружить все «повороты», которые могут отвлечь пользователя от основного потока: внезапно рухнувший интернет, отсутствие подписки и другие подобные препятствия.

Конкретно в этом случае такую диаграмму создавать не пришлось по причине линейности потока: человек либо видит весь тур, либо нет. Поведение интерфейса в случаях, отличающихся от основного, получилось описать обычным текстом.

Немного о морали


Начинайте с нуля. Рисуйте карандашом, составляйте майндмэпы и вайрфреймы.

Не бойтесь экспериментировать и искать новые пути решения. Не набив шишки на ошибках, опыта не получишь.

Никогда не думайте, что вы знаете своего пользователя, как самого себя. Тестируйте гипотезы, пробуйте подходы, ищите то, что сработает именно в вашем случае.

Снабжайте все дизайнерские разработки техническими макетами и описанием негативных сценариев. Сочно приправляйте продуманным user flow с реальными макетами в качестве шагов. Вас будут мысленно обнимать все, если вы приучите себя совершать весь ритуал постоянно ещё до того, когда получите похожий комментарий:


Спасибо!

Комментарии (14)


  1. hake
    05.04.2016 12:48
    +4

    Как пользователь True Image Cloud могу сказать, что дизайн меня волнует меньше всего. Что волнует:

    Отсутствие двухфакторной аутентификации у сервиса. Вы предлагаете unlimited-пространство, но извините — хранить столько данных защищенных только паролем? Причем при работе с программой не создается впечатление о безопасности — нахожусь в desktop клиенте, вижу настройки своих бекапов (значит авторизован), потом кликаю на «Панель мониторинга» и привет — меня кидает в браузер. Да еще и бывали случаи, когда при этом повторно спрашивали пароль.
    Видно, что над интерфейсом работали дизайнеры, но складывается впечатление, что о функционале они думали в последнюю очередь. На экране всё избыточно большое. Дерево каталогов, список файлов и т.д. — ну неудобно при таких размерах искать какой-то файл и т.п. Средств поиска нет. Список файлов каталога — только виде таблицы. Причем у файла даже свойства не посмотреть.
    Восстановление файлов. Я понимаю ограничения вашей архитектуры, но когда в desktop-версии ты кликаешь «Восстановить файлы» а тебя кидает в браузер — это как минимум удивляет (создаешь копию в одном клиенте, восстанавливаешь в другом).
    Восстановление файлов через скачивание файла в браузере — это вообще песня. А как же атрибуты? Что мне с ними делать после, если восстанавливаю каталог, а он мне прилетел в архиве?
    Отсутствие интеграции с shell'ом. Этот дуализм desktop-клиент браузер ужасно раздражает. Посмотреть список копий по отдельному файлу и, например, скачать две из них — попробуйте сами.

    Использую ваши продукты с 2003 года и очень разочарован. Идея с безразмерным облачным хранилищем под backup'ы хорошая, но в подобной реализации не могу им пользоваться в полной мере. Так что подписку, скорее всего, продлевать не буду — дизайн не главное. Больше бы устроил и старый, но с облаком.


    1. odiszapc
      05.04.2016 13:13
      +2

      Добавлю, что описанные юзером выше моменты — блин, ребята, Акронис, это и есть дизайн! В этом он весь! Функционал, флоу, логистика, удобство, вот это вот все! В это нужно вкладываться, это сложный много-итерационный процесс. То что делаете вы — это стилизация и красота, но это не дизайн. Это может работать для целей маркетинга, но не более.
      Рассказать почему возможность бекапа в облако полезна? Ок, когда этот бекап в облако заработает.


      1. dmithree
        05.04.2016 14:02

        Верно подмечено, что это сложный много-итерационный процесс. Над продуктом работает большая команда, и каждый человек загружен максимально.
        Некоторые новые возможности даже в интерфейсе могут быть не видны, но они есть. А для некоторых изменений в интерфейсе всегда надо предварительно поработать в коде, поэтому многие вещи появляются после того, когда техническая база под эти самые изменения будет готова.
        Работа идет, и результаты будут видны со временем обязательно :)


    1. dmithree
      05.04.2016 13:46

      Спасибо за подробный комментарий. Фидбек всегда очень полезен, и я обязательно передам его коллегам. Команда разработки знает о возникших вопросах и работает над ними.
      Правильно ли я понял, что речь идет про Windows-клиент?


      1. hake
        05.04.2016 15:02

        Да, windows-клиент.


  1. AndreyDmitriev
    05.04.2016 13:12
    +2

    Кое что вы всё-таки просмотрели.
    Зацените мой интернет, вот если по паспорту:

    В реальности:

    Резервная копия того, что я хотел бы иметь в облаке занимает у меня 283 ГБ (это 297 584 588 килобайт), что в общем-то не так уж много по нынешним меркам.
    Вопрос на засыпку — сколько времени займёт загрузка резервной копии в облако на такой скорости?
    Ответ — 0.18 мегабит это примерно двадцать килобайт в секунду, так что уйдёт на это дело примерно полгода.
    Дело происходит в небольшом городке (30K населения) в нескольких километрах от Гамбурга, если что, и выше скорости ещё ох как долго не будет.
    Так что все эти красивые "освободите важное место на вашем диске, переместив большие и старые файлы в облако Акронис" банально разбиваются о скорость линии. В Европе вообще скорости местами довольно низкие — оптику постепенно протягивают, но не так чтобы ударными темпами.
    Я это к тому, что где-то в макете просто обязана быть информация — сколько времени займёт создание резервной копии при данных параметрах линии, причём ещё до начала загрузки.


    1. FNkey
      05.04.2016 14:11

      А если, посмотрев на цифру, потенциальный пользователь откажется покупать продукт?
      Насколько я понял, в данном случае дизайн решает бизнес-задачу, а не задачу пользователя.


      1. AndreyDmitriev
        05.04.2016 14:34

        В данном случае дизайн решает задачу рассказать «почему новая возможность архивирования файлов в облако удобна и практична» для сферического пользователя в вакууме с безлимитным каналом в облако, а должен рассказывать почему новая возможность будет удобна данному конкретному пользователю с реальным каналом и реальными данными и объяснит, в каких случаях она не будет так уж удобна и предостережёт от ненужной покупки.


  1. NotSure
    05.04.2016 13:48
    +3

    Последнее письмо в техподдержку Акрониса (заявка 02614685):
    "Нет, спасибо, после таких нелепых ошибок в продукте, который должен обеспечивать сохранность ценных данных, у меня нет никакого желания
    пробовать новые версии или вообще пользоваться им.
    Кроме той ошибки, с которой я обращался, ваш продукт умудрился удалить этот уже сделанный им ранее архив, просто когда я нажал снова на Создать и потом на Отмену (вместо того, чтобы только удалить новую недоделанную инкрементную копию).
    Такие ошибки недопустимы, и то, что они есть, говорит о больших проблемах с процессом разработки и тестирования в вашей компании и остаётся только гадать, сколько ещё там менее очевидных багов."


    1. Diana_Kruglova
      05.04.2016 17:44

      Денис, информацию по заявке запросила в технической поддержке. Ребята взяли в работу. Напишу вам подробности в личном сообщении.
      Сожалею, что опыт работы с продуктом на данный момент не самый радостный.


      1. NotSure
        05.04.2016 18:38
        +2

        Я уже решил проблему, перейдя на другой продукт.
        Просто вам стоит больше внимания уделять разработке основной функциональности и тестированию, а не дизайну.


        1. DjOnline
          06.04.2016 11:16

          Посоветуйте другой продукт, который умеет так же хорошо сжимать системный раздел в бэкапе.
          Acronis 2015-2016 оказался несовместим 3tb hdd и матплатой без UEFI, он тупо сносит драйвер virtualdisk для доступа к дискам больше 2тб, поддержка говорит что да, есть такая фигня, исправлять не будем.


  1. TuristRus
    05.04.2016 15:02

    Как давний пользователь данного продукта могу сказать, что продукт этот уникальный и развивается также уникально: с каждой последующей версией он становится все красивей и все бесполезней и неудобней именно как инструмент. Победа маркетинга и дизайна над здравым смыслом в дистиллированном виде.


  1. g000phy
    05.04.2016 18:19

    Хотел слезть с CrashPlan и стал тестировать Acronis. Сначала я удивился, когда в бесконечном облаке закончилось(!) место. Начал разбираться и тут оказалось… клиент начал перекидывать на сайт; на сайте в разных местах разный занятый объем, но из бесконечного; диск все также полон; чем отличается дашборд от профиля и бог знает чего еще я так и не понял, но то, что кое-где у вас еще 2015 год доставило. Полного бекапа сделать так и не удалось. В поисках решения проблемы полез в базу знаний, так версия на русском повергла меня в шок, в котором до сих пор и пребываю.
    Согласно условиям сервис предоставляется как есть т.е. гарантий никаких (что и понятно при таком-то качестве… всего), так что думаю понятно, что тестирование вы с треском провалили.