Карта расположения Wi-Fi устройств в реальном времени показывает точки наибольшего интереса посетителей выставки

С развитием iBeacon’ов, хорошего широкополосного 5-гигагерцевого канала, появлением довольно доступных антенн с beamforming сегодня есть возможность давать быстрый коннект под HD-видеопоток даже в таких традиционно сложных местах, как стадионы. Кстати, у нас уже был проект, где мы делали для стадиона приложение с возможностью просмотра повторов сразу после гола на телефоне и справкой по тактической расстановке, статистике игроков и так далее.

Сейчас Wi-Fi получил новые фичи для следующих мест:
  • Музеев (технология заменяет гидов).
  • Спортобъектов от 5–8 тысяч зрителей.
  • Выставок (теплокарты как на картинке выше, навигация).
  • Торговых центров (навигация и реклама).
  • Транспортных узлов (сервис в аэропортах вроде авторегистрации на рейс).
  • Складов (поиск товара).
  • Туристических объектов (открытый Wi-Fi и аналитика).

Ниже — подробнее о том, как, почему и зачем. И где вы покупатель, где вы товар.

Музеи


Небольшие iBeacon могут крепиться там же, где крепятся информационные таблички. Пользователи забирают приложение музея (или получают девайс с ним) и открывают Wi-Fi-канал для загрузки контента. По Bluetooth маяки передают свои маркировки в определённых секторах (например, в 10 метрах от картины «Мона Лиза» или в 2 метрах перед стендом «Катана есаула Шишикова»). Приложение в ответ на это понимает, где находится пользователь, показывает ему контент на его языке или проигрывает нужный блок из аудиогида.

Монетизируется оно двумя путями: дополнительным контентом (вроде «39 рублей за полную экскурсию» и «Закажите копию этой картины, она будет готова к концу экскурсии»), а также тем, что музей получает людей, фактически подписанных на его PUSH-уведомления. То есть новую аудиторию, которую можно уведомить о мероприятии, новой выставке или о чём-то ещё подобном. Дополнительный плюс — контент может быть виден и вне музея, например, где-то ещё в городе при посещении достопримечательностей.

Мобильное приложение в музеях уже сейчас заменяет гидов и персонал, который обслуживает переговорные устройства и переводчики.

Сейчас в мире в качестве терминалов часто используются iPod второго поколения с экраном.

Иногда вместо маяков используют QR-коды, но с точки зрения эстетики это не самый лучший вариант, к тому же требующий кучи лишних действий.

Что касается монтажа, то важно знать вот что:
  • Маяки очень легко замаскировать, плюс пластик, стекло и дерево почти не экранируют их сигнал. Нет кабеля.
  • Используется низкоэнергетический Bluetooth (одной батареи, по заявлениям производителей, хватает на 5 лет). В моей практике, конечно, не так — полтора года.
  • Есть решения для применения на открытом воздухе и в агрессивной среде.

В наших музеях, по моему опыту, в это не верят: мол, у нас есть гиды, всё прекрасно работает, многие из гидов — наши друзья, они хорошие. Очень сложно объяснить человеку, помнящему ещё пятилетку за три года, что такое Bluetooth.

Спортобъекты


Различные хоккейные арены, ледовые арены, волейбольные и баскетбольные спорткомплексы, футбольные стадионы, всё то, что от 5–8 тысяч зрителей… — можно ставить Wi-Fi высокой плотности и делать интерактивную навигацию.

Здесь контент весь бесплатный, а товар — как раз вы. Вам показывают рекламу, например, логотип спонсора в углу видео с повтором гола. В мировой практике такие приложения на ура воспринимаются спонсорами и позволяют получать дополнительные спонсорские пакеты.

У нас сейчас большую часть арен достраивают к чемпионату мира. Обидно, что по поводу режима наследия не особо думают, а ведь по факту там будут играть команды, которые представлены в регионах с объектами. На те же «Крылья Советов» приходит много зрителей: у них есть фаны, люди, которые ходят семьёй. Операционные затраты на поддержание будут очень большими, и потребуется большая бюджетная статья. Сейчас уже можно начать покрывать операционку, используя их инфраструктуру, которую им и так делают. Контент, мобильное приложение и лёгкая модернизация вайфая — и у вас баннеры спонсора в приложении, неагрессивная допинформация, товары фанатских магазинов, брендированные лучшие моменты матча. Чистый доход.

На Западе к этому прикручивают ещё навигацию — как из места 21F третьего сектора пройти в любимый KFC в ресторанном дворике, например.

У NBA и у НХЛ больше всего таких модулей, вот, например НХЛ «Питтсбург Пингвинз» на стадионе CONSOL Energy Center:


Это схема стадиона. На нём 781 HD-монитор и сеть высокой плотности, развёрнутая на базе решений Cisco. На разные зоны транслируется разный контент для телефонов. В два раза выросло количество рекламодателей, в три — количество поступлений от спонсоров. Примерно 80% зрителей сохранили контент, который они смотрели, ретранслировав его в социальные сети.

А футбольный клуб «Реал Мадрид» сделали ещё интереснее. Помимо всего прочего, в приложении есть модуль фотографии с игроком. Фотографируешь селфи под рамку, туда вставляется игрок, вроде как он вас обнимает на поле — и получается отличное фото. Стоит это из приложения чуть меньше пары евро. Не знаю, кто и зачем это делает, но спросом пользуется.



Эксперты отмечают повышенный уровень безопасности (включение цифрового контента в направляющие указатели в нужное время поможет оптимизировать время эвакуации, управлять передвижением людей после окончания события), но я пока случаев не знаю. Разве что фанатов враждующих команд «разводят» так.

Для одного футбольного клуба мы сделали чат между болельщиками в мобильном приложении, показ состава команд, статистики, расшаривания фотографий ключевых моментов, схемы стадиона, оповещения и разные другие фишки.

Выставки


Вот на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS мы показывали теплокарту, сканируя широковещательные пакеты Wi-Fi. Сделано это на новых технологиях Cisco, и пока только у нас в России есть практический опыт настройки и эксплуатации с ними. Решение не дешёвое, но работает без нареканий.

Можно делать график загруженности внутри помещения, аналитику потоков, аналитику интересности докладов отдельных выступающих, короче — Яндекс.Пробки внутри помещения. И, конечно, навигацию, связанную с расписанием.

Торговые центры


Главная проблема торговых площадок в кризис сейчас — малая наполняемость. Людей нет. Wi-Fi не помогает привлечь новых людей, но помогает точнее находить нужное в торговом центре за счёт не очень агрессивных PUSH-акций и рекламы, функциональности инфостоек.

С помощью Wi-Fi можно определять наиболее людные места в торговом центре, учитывать длину сессии по магазинам и так далее — в общем, как Google Analytics, только в реальном мире. Аутентификация через социальные сети позволяет получать маркетологам данные о людях в торговой зоне (при условии, конечно, что страничка пользователя в соцсетях заполнена корректно). На основании полученной информации мобильное приложение таргетирует (возраст, пол и пр.) товары и услуги для посетителей.

Транспорт


Мировая практика — всё та же навигация и реклама на вокзалах, в речных портах, аэропортах, на автовокзалах. У нас относительно вокзалов и автовокзалов пока проблема — высок процент маргинальной публики, внедрения не окупаются. В аэропортах же в том или ином виде зачатки есть.

Обычная практика — навигация в аэропорту (в России будут путаться, пожалуй, только в Москве), авторегистрация на рейс, автосброс багажа (как в Амстердаме — ставишь багаж, автомат выдаёт наклейку, клеишь, идёшь на указанную ленту, ставишь).

Есть бизнес-кейс одного регионального аэропорта, где была развёрнута Wi-Fi-инфраструктура Cisco и внедрена система навигации внутри помещения и трекинга компании DECK.

Вот такие ключевые задачи были у аэропорта:
  • Обеспечение удобной навигации в крупных залах, между терминалами для пассажиров.
  • Предоставление пассажирам информации и допуслуг в мобильном «Онлайн-табло» и услуги.
  • Оптимизация работы персонала при обслуживании воздушного судна и прохождении ТГО.

В проекте развёрнутая Wi-Fi-инфраструктура позволила запустить мобильное приложение для пассажиров, где есть удобный интерфейс и навигация с модулем просмотра, а также специальное мобильное приложение для персонала, обслуживающего воздушное судно при ТГО. Появилась возможность продавать спонсорские пакеты и рекламу через мобильное приложение.

Одна из статей снижения затрат на содержание аэропорта — это правильная подача информации о том, где и что можно достать, продажа сервисов через приложение, реклама магазинов и местных ресторанов, всякая помощь в бронировании отелей.

Естественно, в этих же приложениях показывается онлайн-табло рейсов.

Некоторые аэропорты не дают на клиентов навигацию, но используют приложения для оптимизации работы персонала при обслуживании воздушного судна и прохождении ТГО, задавая их движение маяками.

Склады


На складах, например, с помощью маяков часто ускоряется работа грузчиков, но опять же не в России. У нас куда проще объяснить владельцам склада, что такое контроль маршрута (это когда пишется лог перемещений каждого человека и единицы техники).

Мы делали тестовое внедрение для одного склада, у них была задача быстрой разгрузки за минимальное время. После этой разгрузки надо было находить товар, и вот здесь-то помогали маяки.

Туристические объекты


Тут просто. Wi-Fi бесплатный, но чтобы войти, пожалуйста, расшарьте ссылку в Facebook. Более гуманный вариант — просто дать Wi-Fi и показать, что вот с этого места получается отличный инстаграммный пост. Люди делятся картинками и продвигают место. Более сложный вариант — всё тот же музейный гид.

Регистрация в подобных местах идёт по телефону или профилю соцсети (где есть телефон) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. №758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей”». Это значит, что можно при желании отслеживать пути отдельных пользователей и использовать их в аналитике.



Архитектура такая: есть PON (точка навигации, якорь), объект POI (любая значимая точка на карте, по которой показывается что-то дополнительное), событие (условие для срабатывания триггера, чаще всего — PON и радиус) и действие (сценарий для события).

Устройства и вендоры


  • В рамках интеграции мы используем решения Cisco (инфраструктура Wi-Fi), DECK — система навигации внутри помещения и трекинга. Если интересно подробнее — пишите в личку.
  • Что касается маячков, то здесь «поле для маневров» довольно широкое. Сотрудничаем с широким спектром производителей: от Польши до Китая. Принцип работы маяков один и тот же, поэтому не могу выделить какого-то производителя отдельно.
  • Моя почта — AChuvilin@croc.ru

Комментарии (5)


  1. levide
    21.04.2016 11:03
    -28

    Спасибо партнерам! Надеемся на дальнейшее сотрудничество и успешное продвижение решений на основе беспроводных технологий, которые открывают новые возможности для бизнеса заказчика.


  1. komandakycto
    21.04.2016 14:17
    +4

    Когда-то на 4 курсе Института мы бредили GSM навигацией внутри помещений, но тогда было понятно, что точность невелика, а идея казалось золотой. И о чудо вот оно в действии!


  1. Pave1
    22.04.2016 13:10

    ИМХО wifi в общественном использовании — это бред и тупик, а в России конкретно отмывание денег. Особенно учитывая текущие стоимость и развитие интернета через операторские технологии. Удел этой изначально убогой инвалидной технологии, напичканной «стеройдами», исключительно в домашнем и корпоративном применение. В том же метро большинство предпочло бы воспользоваться платным 4G вместо убогого тормознутого wifi с тонной рекламы, который в конечном счете работает через тот же 4G.


    1. Mixim333
      22.04.2016 19:39

      Месяц-два назад был в Екатеринбурге, спустился в метро, разговаривая по мобильному и на середине эскалатора у меня звонок оборвался, телефон перестал видеть мобильную сеть, доехал до нужной мне станции, поднялся и связь восстановилась, так что в метро с обычным 4G, думаю, будет проблема.

      Насчет же применения цифровых гидов в музеях, AlekseyChuvilin, извините, но лично я до сей поры помню, как лет 17-18 назад в начальных классах мы ходили в геологический музей, до сей поры помню некоторые экспонаты, что нам о них рассказывали — вряд ли бы лично я запомнил на такой срок информацию, которую озвучивал цифровой экскурсовод.


  1. Pave1
    25.04.2016 11:07

    Я ссылался именно на опыт Московского метро. Там магистраль, к которой цепляются точки доступа на вагонах — работает как раз на 4G. В качестве антенны там используется кабель в туннеле. [url]https://habrahabr.ru/company/beeline/blog/151430/[/url] Нетрудно предположить, что при желании можно было бы реализовать нормальную 4G связь для всех. Но вместо осуществления совместного проекта с одним из операторов они видимо решили подзаработать на рекламе в wifi )))))))