… а не через операции у астероидов


Планы НАСА в области пилотируемой космонавтики снова обсуждались на уровне Палаты представителей Конгресса США. То, что парламент США не устраивают размытые временные рамки, нечеткие цели, большие затраты и слабо описанные перспективы марсианского плана НАСА давно не новость. Об этом уже писали здесь.

Но 10 июня 2016 в американских и в российских СМИ прошла сенсационная информация под лозунгом: “США собрались вернуться на Луну”. Такая информация весьма неожиданна для тех, кто внимательно не следит за эволюцией планов НАСА по пилотируемому полету на Марс. Забавно то, что этот “новый” (скорее хорошо подзабытый старый) поворот к Луне, как часть подготовки к пилотируемой миссии на Марс, обнародован при том же президенте Бараке Обаме, который своей позицией по этому вопросу и своим эпохальным выступлением 15 апреля 2010 года в Флориде, вроде бы полность зарубил планы НАСА вернуться на Луну и заодно весь проект “Созвездие” (Constellation). Тогда Обама заявил:
Сейчас некоторые считают, что мы сперва должны попытаться вернуться на поверхность Луны, как это было запланировано ранее. Но сейчас я должен довольно прямо сказать: Мы там уже были...

С тех пор периодически в новостях пробивались отзвуки горячих дискуссий на темы «Что колонизировать сначала: Луну или Марс?» (примеры: 1, 2, 3, 4) и «Сразу на Марс или через Луну (или через окололунную орбиту)” (примеры: 1, 2, 3, 4, 5). Действительно, путь пилотируемой экспедиции на Марс может осуществляться по-разному — лучше всего эти варианты выбора представленны на схеме ниже:
image

Для тех, кто внимательно следил за космическими новостями и этими дискуссиями, новость о возврате к Луне не стала громом с ясного неба — скорее, ожидаемая неизбежность: сработал здравый смысл перед лицом неподъемно тяжелой и опасной пилотируемой миссии на Марс. О том, что на Луне можно добыть топливо и окислитель для полёта к Марсу говорил и сам Уильям Герстенмайер (William H. Gerstenmaier) — шеф пилотируемых исследований НАСА с 2005 года.

Придуманных вариантов полета много, а выбрать сложно, так как пока не наработано и половины из технических решений для такой миссии. Есть корабль “Орион”, но пока летавший без людей и совсем недалеко. Есть проект сверхтяжелого ракеты-носителя SLS и основные детали к нему, но полетит ли он, как задумано, в 2018 году? Есть идея об автоматическом буксире на ионных двигателях (так называемая концепция Solar Electric Propulsion) для доставки топлива и припасов к Марсу заранее. А вот про посадочные/взлетные ступени для Марса пока мало что объясняется, есть только неутешительные расчёты: чтобы с поверхности Марса улететь надо на Марс посадить минимум 90-тонный аппарат (либо 2-4 аппарата поменьше общим весом в 120-130 тонн для заправки или выработки части топлива на месте — стр. 27 из официального доклада для НАСА в апреле 2015). Где всё это отработать в деле, перед опасно долгим полетом на Марс, который не дает никакого права на ошибку?

Может в миссиях к астероидам или с транспортировкой астероида на орбиту у Луны?

Проект с астероидом


К сожалению, первоначальная идея слетать и высадиться на астероиде небольшим экипажем быстра ушла из планов НАСА.
Вместо этой простой идеи НАСА сосредоточилась на проекте под названием ARM (Asteroid Redirect MissionМиссия по Перенаправлению Астероида), который с самого начала был связан с марсианской программой.
Вначале проект ARM оценивался оптимистично всего в 2.5 млрд. долларов, а сейчас, ближе к делу, НАСА решила запросить на начальный этап проектирования робота-буксира и другой техники всего 66,7 миллионов долларов. Но 10 июня палата Представителей обнулила сумму, выделяемую НАСА на эти цели, и потребовала пересмотреть весь этот проект, фактически предписав заменить проект ARM на программы по высадке на Луне: „разработать планы возврата на Луну для тестирования возможностей, которые будут нужны на Марсе, включая обитаемые модули, геолого-разведку, посадочные и взлетные средства “ — стр.61 из официального документа.

Сначала в этом проекте ARM предлагалось следущее: сблизится, захватить (некими надувными конструкциями или мешком) и перенаправить (перетащить) с помощью автоматического буксира (с ионными двигателями) на окололунную орбиту целый маленький астероид диаметром около 10 метров, весщь до 500 тонн.
image
Вот рекламный ролик первого варианта, в котором вопрос захвата астероида раскрыт плохо (или даже вообще не раскрыт):


Потом разработчики проекта несколько снизили амбиции. Они предлагают цель куда скромнее: буксиру нужно выбрать, захватить с помощью механических рук и поднять с астероида булыжник подходящего размера (2-3 метра диаметром). Его и схватить легче и тащить можно быстрее. Заключительная часть проекта не изменилась: булыжник в объятиях автоматического буксира у Луны изучат космонавты, прилетев туда на корабле “Орион” всего на пару недель. Рекламный ролик второго варианта (где использованы кадры из первого ролика):

В нём все гладко и забавно, но на полет буксира к астероиду, потом обратно могут уйти долгие годы (в документе по первому варианту проекта на стр.3 указано время полета туда и обратно для примера с мини-астероидом 2009 BD: 671 + 1092 дня = около 5 лет) и в критические моменты этой части этого проекта многое может пойти не как задумано.
Какова будет полная стоимость всего проекта ARM, уложится ли он в 2.5 миллиарда долларов?

Для сравнения масштаба затрат: частная российская фирма Лин Индастриал предлагает проект постройки базы на Луне ориентировочной ценой в 12 миллиардов долларов (об этом тоже писали здесь) — примерно столько стоила бюджету РФ Олимпиада 2014 в Сочи плюс построенная к ней ж/д ветка Адлер – Красная Поляна с 4-мя вокзалами. И примерно столько же стоил недавно законченный в Швейцарии самый длинный в мире Готардский базовый тоннель длиной около 57 км.

Сомнения о проекте ARM росли давно, в 2016 писали статьи на тему забудьте о проекте ARM, о необходимом повороте к Луне, даже без НАСА, даже с грустными названиями Миссия НАСА к астероиду ещё не умерла — пока (с объяснениями почему робот-буксир не полетит к астероиду раньше 2023), но добила его язвительная критика от самого именитого специалиста по астероидам в США.

Ричард Бинзел (Richard Binzel) написал и издал свою первую научную статью по астероидам в 15 лет! В 2014 году он прямолинейно обозвал проект ARM словами: „одноразовый цирковой трюк, отвлекающий нас от цели” — ведь вместо длительного пилотируемого полета к удаленному астероиду (что является тренировкой длительного полета к Марсу) проект ARM опирается на длительный полет автоматического буксира за астероидом, а пилотируемый полет получается коротким и ничего толком не тренирующим. В своем ироничном докладе с намеренно несерьезными картинками Ричард обвинил авторов проекта в создании красивых слайдов и анимаций (с трехпалым краном, как в известном всем игровом автомате, где нужно доставать игрушки из стеклянного куба), строительстве песчанных замков, вместо наработки работающих технических решений и реального движения даже к такой странной цели:
image

Насчет цели проекта Ричард Бинзел также намекнул, что вообще-то маленькие астероиды нужных размеров регулярно пролетают в околоземном пространстве, между Землей и Луной, раз в неделю, а один из них (даже больше по размерам) в 2013 году прилетел почти в город Челябинск – стоит ли изучать за такие огромные деньги то, что само падает на наши головы?

После выступления такого специалиста, повторенного в научных и популярных журналах на проект обрушились и другие критики. А что они предлагают взамен? Ричард Бинзел взамен ARM предложил просто слетать к большому астероиду на “Орионе” (долгий перелет будет тренировкой полета к Марсу).

Операции автоматического буксира и пилотируемого “Ориона” вблизи и на поверхности нормального астероида действительно могут помочь в будущих высадках на спутниках Марса (Фобос и Деймос). Особенно если такие посадки нужны и четко запланированы до или в ходе пилотируемой миссии на Марс (что сам Ричард Бинзель настоятельно советует добавить в план полета к Марсу). Но с точки зрения отработки посадки на сам Марс активность вокруг астероида (и тем более вокруг доставки булыжника с него) просто бесполезна – это технологический тупик. Слишком уж большая разница между поверхностью Марса и поверхностью астероида, огромная разница между посадкой и взлетом с Марса и аналогичными операциями у астероида.

Вернемся к Луне?


Тут снова всплывает Луна, как единственный логичный полигон отработки техники для Марса, полигон опасный, суровый, но известный ещё с миссий “Аполлон” и всего в 3-4 днях полета от Земли. Пока НАСА скромно предлагала лишь парковать автоматические буксиры с запасами и части пилотируемого комплекса на дальней ретроградной орбите Луны (DRO – Distant Retrograde Orbit или LDRO) перед отлетом к Марсу. Эта орбита вокруг Луны упоминается в программах НАСА о полете к Марсу с 2014 года. Якобы она очень удобна для группирования и переоборудования (staging/refurbishment) блоков в ожидании броска к Марсу, как это указано в двух набросках марсианской программы НАСА 2015: 1 и 2.

Про базу на Луне раньше в НАСА и заикаться боялись, памятуя наказ Обамы “Мы там уже были!”. В апреле 2015 в официальном докладе НАСА, на схеме с ретроградной орбитой вокруг Луны, на самой Луне написали загадочные письмена “ROBOTIC LUNAR SURFACE” (Роботизированная Лунная Поверхность) – наверное, только посвященные в курсе что же это такое, и нарисовали что-то, робко названное “Resource Prospector” (Лунный геологоразведчик):
image

Да, ведь на Луне и добыть можно кое-что для снабжения миссии на Марс: минимум воду и кислород из грунта, т.е. воздух и топливо+окислитель. И потом уже забросить это с грунта Луны на ретроградную орбиту вокруг Луны для старта к Марсу. Но увы, для этого нужно немало вложить задолго до полета на Марс, так как без постройки какой-никакой базы на Луне тут не обойтись. Опять всплывает кардинальный вопрос: что нужно раньше – база на Луне или полет на Марс?

Невольно возникает и другой довод за постройку лунной базы — довод, который стыдятся озвучить открыто: это возможное сокращение бюджета НАСА в середине выполнения программы. Вот опять приходит новый президент/новое большинство в парламенте/новый кризис и сокращается бюджет НАСА. Что будет тогда с пилотируемой программой?

1) Если это дорогостоящий пилотируемый полет на Марс без лунной компоненты, то скорее всего его зарубят целиком или на первой стадии: будет только облет Марса и может высадка на одном из спутников Марса пары человек. И всё на этом: наработанные технические решения (от корабля “Орион” и до сверхтяжелого носителя SLS) пойдут в музеи, как это было после программы “Аполлон”. Останутся только рекорды, куча красивых кадров, кое-какие научные данные и воткнутый рядом с Марсом флаг.

2) А если это тоже дорогостоящий и более долгий пилотируемый полет на Марс с предварительной отработкой посадки/взлета и постройкой базы на Луне, добычей там топлива, других ресурсов, то скорее всего зарубят опять же самое дорогое и ещё не выполненное: полет на Марс, но хотя бы у НАСА (и всего человечества) останется рабочая база на Луне (которую можно и законсервировать лет на 10 – это не МКС на орбите, её снабжать не надо, она никуда не упадет), отработанные новые технологии посадки/взлета и переработки ресурсов Луны на месте. И будет уже невероятно глупо потерять эти наработки также бездумно, как это было в 70-ые, после лунной программы “Аполлон”, как это было с так и неполетевшей советской лунной ракетой Н1 и с толком неопробованным пилотами “Бураном» вместе с ракетой «Энергия».

А что у нас?


Чем это всё грозит Роскосмосу, который тоже непрерывно мечется в сомнениях по поводу дальнейших целей пилотируемой программы. Диапазон этих метаний широк: на Луну или на Марс? Марс при серьезном обсуждении можно отбросить, как чисто идеологические заявления (например, вот эти: 1 2) порой доходящие до совсем несерьезного уровня: российские макаки в качестве пионеров полета к Марсу (что вызывает протесты у людей, воспринимающих этот глупый PR всерьез).

Если Роскосмос собрался на Луну, то на чем: на старых «Союзах» или на мифических «Клиперах» или на чем-то новом, неведомом и дорогом, типа корабля «Федерация»? На каких ракетах и сколько их запусков нужно (в некоторых планах требуется до 4 запусков «Ангары А5» для одного полета на Луну)? Просто облет вокруг Луны или только посадка с предварительной разведкой? Чисто для науки или ради постройки базы? Построить просто небольшую базу в самом ценном месте Луны или где-то ещё ради добычи Гелия-3 для будущей термоядерной энергетики (которую ещё никто не смог создать)?

Продлевать ли при этом программу на МКС или нет? Может забрать от МКС российские модули (специально доработанные) и утащить их в новую отдельную российскую станцию? Или строить свою орбитальную станцию с нуля? Или не совсем свою, а совместную с Китаем и с Индией? Или построить новую МКС после 2024 совместно с США?

Новые американские планы (если они наконец обретут четкость) ведут к сужению выбора для Роскосмоса: ведь если американцы собираются строить базу на Луне, то скорее всего они займут там самое ценное по ресурсам (освещенности и залежам воды в почве) место – гора/вал кратера Малаперт на южном полюсе Луны. Это уже не гонка за престиж и на рекорд как в 60-ые. Кто первый базу на Луне построит не так важно, важно, что навсегда там лучшее место займет! Тут же возникнут (и возникают уже!) вопросы о регистрации собственности на эту освоенную территорию и на ресурсы, добытые на ней. Этот вопрос уже поднимался в РФ на уровне Роскосмоса и РАН.

Повторение истории с «Союзом» и с новой МКС для Луны?


Тот, кто первым построит действующую базу, будет обладать огромным опытом именно в освоении космических тел. Если американцы на Луне научаться строить, добывать, перерабатывать ресурсы и развиваться без риска и провалов, то и делится этим умением с кем-либо чужим у них особого резона не будет.

Но если и не втягиваться в новую лунную гонку по постройке первой внеземной базы на грунте, у Роскосмоса есть свой неожиданный, но в чем-то уже отработанный вариант стать своим за счет подработки извозчиком\строителем для НАСА или международного проекта. Пока НАСА мучается, выбирая путь на Марс, склеивая существущие и перспективные технологии каждый раз по новому при изменении планов, стараясь сэкономить деньги, но разрушая при этом уже наработанное, надеясь сразу получить оптимальный комплекс по доставке пилотируемых и грузовых кораблей и на Луну, и на Марс (и ещё может на астероид) с вывозом людей обратно, Роскосмос может взять тот же старый надежный «Союз». Подумав, учтя опыт СССР (серия «Союз 7К-Л1») доделать «Союз» до лунного варианта с измененным разгонным блоком “Фрегат”, предложить НАСА как безотказный транспорт/спасательную шлюпку, используя для старта с Земли ракету “Ангара А5” (для которой сейчас пока нет применения) с разгонным блоком КВТК – вариант, предложенный фирмой Лин Индастриал. Нечто похожее уже было сделано в старой советской беспилотной программе “Зонд” (с помощью ракеты “Протон”) и дажепредлагалось за рубежом под именем Lunar Express ещё в 2004 году:
image
Только место в таком новом лунном «Союзе» будет стоить для НАСА уже не 70 миллионов долларов, а гораздо больше. Лучше быть на Луне хотя бы в роли извозчика, чем не быть вообще и ни в чем не участвовать. Опыт такой подработки извозом на МКС у Роскосмоса уже есть, да и для НАСА старый партнер будет иметь больше доверия.

Слухи и отдельные заявления (с опровержениями) о взаимных контактах НАСА и Роскосмоса по теме Луны и станции на орбите Луны идут с начала 2015 года (ссылаются на слова Чарльза Болдена).
Наконец, в конце июня в нашей прессе появились сообщения о договоренностях новой международной рабочей группы МКС (IECST) о лунной орбитальной станции. Якобы вопрос о дальнейшем развитии орбитальных станций вне орбиты Земли шел ещё с 2011 года в рамках экспертной рабочей группы по программе МКС (IEWG — ISS Experts Working Group). Понятно, что опыт в орбитальных станциях у России (со времен СССР) большой, а у других стран есть желание его использовать, сократив себе расходы и время.
Кроме того, в России есть хоть немного проработанный ещё с 2010 года проект буксира на ядерном двигателе, что тоже огромный плюс для экономии горючего.

В целом можно сказать, что и у НАСА и Роскосмоса одинаковая проблема: обилие нечетких планов при общей нерешительности в выборе цели.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (17)


  1. andybe
    24.06.2016 13:09
    +2

    перестаньте обзывать ракеты-носители ракетоносителями!


    1. EmmGold
      24.06.2016 18:18

      Если быть дотошным, то ракена-носитель вполне может быть, в некоторых случаях, ракетоносителем.


    1. Pavel-Well
      27.06.2016 22:45

      Извините, уже исправил. И вообще решил, что в будущем буду просто писать «ракета» — так оно проще и короче.


  1. pnetmon
    24.06.2016 14:22

    Но американские представители нигде официально не говорит о пилотируемых посадках на Луну, а заговорили о возможности создании космической станции около Луны.

    А Российские властьимущие хотят свою станцию. НАСА хочет свою станцию только не у Земли, у Земли должны быть коммерческие станции.

    >>собираются строить базу на Луне, то скорее всего они займут там самое ценное по ресурсам (освещенности и залежам воды в почве)
    — ну точно патриотически настроенный текст… да и моментов там таких полно.

    p.s. если искать источник приведенных американских сми, то он не очень и является обычным популизатором
    ваш ведет на http://www.csmonitor.com/Science/2016/0609/Moon-first-then-Mars-Congress-moves-to-shift-space-priorities а он ведет на http://arstechnica.com/science/2016/06/seeing-the-end-of-obamas-space-doctrine-a-bipartisan-congress-moves-in/


    1. Pavel-Well
      27.06.2016 23:43

      Американские представители ничего четкого не говорили о пилотируемых посадках на Луну — пока.
      Но американские законодатели уже написали в официальном документе http://appropriations.house.gov/uploadedfiles/hrpt-114-hr-fy2017-cjs.pdf (на 61 странице) своё пожелание о том, что НАСА вместо ловли маленьких астероидов должно вернуться на Луну (а то они не дадут денег).
      Стр.61 раздел Mission to Mars.
      "… the Committee believes that neither a robotic nor a
      crewed mission to an asteroid appreciably contribute to the overarching
      mission to Mars. Further, the long-term costs of launching
      a robotic craft to the asteroid, followed by a crewed mission, are
      unknown and will divert scarce resources away from developing
      technology and equipment necessary for missions to Mars, namely
      deep space habitats, accessing and utilizing space resources, and
      developing entry, descent, landing, and ascent technologies. Toward
      that end, no funds are included in this bill for NASA to continue
      planning efforts to conduct either robotic or crewed missions to an
      asteroid. Instead, NASA is encouraged to develop plans to return
      to the Moon to test capabilities that will be needed for Mars, including
      habitation modules, lunar prospecting, and landing and ascent
      vehicles. ..."
      Суть их решения: денег даже на начало ARM не дадим, разрабатывайте что-нибудь более полезное для полета на Марс, типа лунной тренировки посадки/взлета/обитания/добычи ресурсов на Марсе.
      P.S. Спасибо, за ссылку на http://arstechnica.com/science — добавил её и другие оттуда в статью.


  1. black_semargl
    24.06.2016 17:09

    А в связи с новооткрытым околоземным астероидом планы не поменяются?


    1. Pavel-Well
      28.06.2016 01:49

      Проект ARM выбирал из этих астероидов: (341843) 2008 EV5, (25143) Itokawa, (101955) Bennu, Ryugu (1999JU3).
      Вот в этом докладе таблица на странице 12 — там даже форма астероида учитывалась, чтобы легче булыжник подобрать с экватора. И состав астероида тоже учитывался и данные с предыдущих посещений КА.
      Выбрали вроде 2008 EV5.
      Но главное это дельта-V — на сколько надо изменить скорость КА, чтобы подлететь с земной орбиты к данному астероиду. Если для нового астероида 2016 HO3 дельта-V будет меньше 4.4 км/сек (лучшая в старой таблице проекта ARM), то вполне могут выдвинуть и этот аргумент за проект ARM.

      Но сам проект ARM из-за этого не станет иметь большее отношение к полету на Марс — просто один астероид-цель заменять другим.
      Не думаю, что прям в связи с этим астероидом, но планы НАСА, похоже, ещё много раз поменяются.
      Тем хуже для планов.


      1. black_semargl
        28.06.2016 16:17

        2008 EV5 — даже не псевдоспутник, к нему лететь сложно и долго, больше года.
        А до 2016 HO3 дельта будет где-то 3.5 км/с. И время полёта — месяца два-три, если по экономичной траектории.


        1. Pavel-Well
          28.06.2016 19:06

          Что-то я сомневаюсь про 2-3 месяца полета. До всех довольно долго лететь.
          Вот у меня в статье ссылка на документ 2013 года (первый вариант проекта ARM с захватом мини-астероида) — посмотрите страницу 3. Там указан пример с мини-астероидом (7-15 метров диаметром) из семейства Аполлонов: 2009 BD. К нему чтобы долететь нужна дельта-V около 3.5 км/сек и обратно к Луне притащить еще 0.15 км/сек. Время всего перелета около 5 лет.

          Вообще среди семейства Аполлонов и Афин есть несколько так называемых ко-орбиталов Земли (Earth co-orbital asteroids).
          Вот тут подробнее в разделе Earth co-orbital asteroids — там приведены примеры, включая единственного трояна и 3753 Cruithne, 2003 YN107, 2002 AA29 (про него много чего написано в Вики).
          Про квази-спутники (Quasi-satellite) или псевдоспутники, как 2016 HO3 — есть ещё 4 других: (164207) 2004 GU9, (277810) 2006 FV35, 2013 LX28, 2014 OL339!!! Вот про них статья.
          Это я к тому, что 2016 НО3 совсем не уникален как псевдоспутник.
          Из них про (277810) 2006 FV35 написано, что до него от Земли дельта-V вообще минимальная: от 2 км/сек и ниже.

          Я думаю, что огромное значение для выбора цели имеет также и конкретное положение астероида к моменту старта буксира-робота, которое пока где-то в районе 2023 (а если денег не дадут, то и никогда).


          1. black_semargl
            29.06.2016 11:18

            Надо смотреть относительно чего дельта-V считается — от первой или второй космической.
            В разных статьях по-разному.


            1. Pavel-Well
              03.07.2016 00:42

              Да, надо бы им какой-то стандарт ввести и строго придерживаться.
              Вроде большинство дельта от первой считают: вот в заголовке статьи написано:
              «We emphasize the importance of ultra-low delta-v from LEO to NEO (т.е. с Низкой Земной Орбиты к Около Земному Объекту/Астероиду)
              rendezvous as a target selection criterion, as this choice can greatly increase the payload
              to the NEO. Few such ultra-low delta-v NEOs are currently known; only 65 of the 6699
              known NEOs (March2010) have delta-v <4.5 km/s, 2/3 of typical LEO-NEO delta-v. „
              Значит всего их 65 известно, у которых дельта меньше 4.5 км/сек, а ведь 4.5 км/сек и так уже много.
              Вот второй пример: не статья, а веб-страница для всех с объяснением, как выбирать (там 6 км/сек указано, как неидеальный пример).
              http://www.planetaryresources.com/2015/08/how-we-choose-our-asteroid-targets/
              — тоже все дельта от земной орбиты (Earth departure).
              Вот для компьютерной игры Кербал рассуждения на эту тему есть: http://forum.kerbalspaceprogram.com/index.php?/topic/87365-how-do-i-calculate-dv-for-arms/


  1. Tachyon
    27.06.2016 09:31

    "… Где всё это отработать в деле, перед опасно долгим полетом на Марс, который не дает никакого права на ошибку? "

    Так ведь есть же Земля. Запускаем корабль, летаем недалеко (в районе Луны) но долго, по расстоянию как до Марса, приземляемся на землю в пустыне, пробуем оттуда взлететь снова. Не считая атмосферы и массы(гравитации) Земли больше, чем у Марса, поэтому если удастся взлететь повторно из пустыни, то считаем что с Марса Точно улетим. А так как всё это будет происходить «на нашем заднем дворе», то и вся миссия может быть полностью дистанционно управляемой в реальных условиях без задержек и с подробной телеметрией.

    P.S. Понимаю всю сложность и дороговизну такого испытания, но ведь и цель того заслуживает


    1. Pavel-Well
      28.06.2016 00:04
      +1

      Сложность и дороговизна подобного испытания не главное и не самое страшное.

      Насчет полетов недалеко от Луны: я согласен, там можно кругами/эллипсами налетать хоть два раза до Марса и обратно (и по времени и по расстоянию). И будет очень ценный опыт по защищенности от радиации/надежности/запасам и ресурсам.

      Но приземление на Землю (в пустыне, в Антарктиде, на Эверест, да где угодно) это совсем другое: и гравитация на Земле другая и атмосфера Марса в 0.5-0.8% от земной не сильно тормозит спускаемый аппарат.
      Какой аппарат сажать на Земле будем: точь-точь как для Марса? Так он слишком легко затормозиться нашей атмосферой, но ему понадобяться ноги/шасси в два раза прочнее, чем достаточно для Марса.

      А уж про старт с Земли снова я просто не могу придумать никакого правдоподобного эксперимента старта с Марса.
      Я в своей статье привел печальные выводы из этого доклада для НАСА: http://www.nasa.gov/sites/default/files/files/20150408-NAC-Crusan-EMC-v7a_TAGGED.pdf (стр. 27) — на Марс надо мягко посадить 90 тонный корабль (на Земле такого просто никто не сажал!), а потом из него 40-тонный аппарат должен улететь с Марса на его орбиту. Но у Марса и первая и вторая космическая скорости в два с лишним раза меньше чем у Земли.
      Т.е. если корабль и взлетный модуль как-то сели на Землю, то взлетный модуль до орбиты Земли не взлетит. Никак.
      А если корабль и взлетный модуль (или только взлетный модуль) сделать с «поправкой» на Землю (будет стоить дороже Бурана как минимум), то от этого «эксперимента» толка не будет: прототип с поправкой будет совсем не похож на то что нужно для Марса (и по габаритам/массе и по некоторым деталям).


  1. vordoff
    27.06.2016 15:05
    -2

    >> Но сейчас я должен довольно прямо сказать: Мы там уже были…
    Сами себе на хобот наступили со своим лунным шоу. Кто теперь денег даст раз «вы там уже были»?
    Так, что пилите, Шура, дальше…

    Все идет к тому, что Россия первой будет на Луне. Но скорее всего не так скоро, не ранее чем подрастет новое поколение и уйдет на покой поколение пораженцев, рожденных в 90-е.


    1. Pavel-Well
      28.06.2016 00:42
      +1

      Если Вы про базу на Луне, то это будет либо Россия, либо Китай, либо НАСА, но точно не Маск (так как слишком целеустремлен)…

      Стремление к шоу губит многие правильные и важные программы.
      Ну и тут такое же дело: Луна теперь якобы не престижно и не интересно. Даешь Марс любой ценой! А когда, зачем и как конкретно? — это не важно, главное Марс. Потом будут и ракеты и корабли оставшиеся после марсианской программы в музеи сдавать, как после лунной… и затишье лет на 50-70.

      Россия первой на Луне уже не будет, и не в этом смысл. Смысл не в том, кто первый изобрел порох, а кто первый им правильно воспользовался. Для избавления от идеи-фикс «американцы на Луне не были» рекомендую подумать: можно ли стране хоть чего-то добиться, не признавая своих поражений, не находя своих ошибок?


  1. kkktnxbye
    28.06.2016 00:04

    В статье не хватает оглядки на китайскую лунную программу


    1. Pavel-Well
      28.06.2016 00:30

      Согласен, но там мало что известно.
      Я не стал что-либо писать про Китай, так как уже и без того много текста.

      А вообще у меня ощущение, что сама государственная система Китая (долгосрочное планирование малозависимое от мнения публики и прихода/ухода лидеров, борьбы партий в парламенте) дает ему преимущество именно в непопулярной сейчас и информационно-невыгодной тематике базы на Луне.
      Если стране нужны не рекорды, а упорное и последовательное освоение космоса для себя, то такая страна не будет хватать в небе то, что дальше, что престижнее и почетнее, она возьмет то, что поближе, но полезнее для себя (для этого надо забить на престиж, PR, славу и иметь не мало решительности).

      С практической точки зрения, есть проблема: Китай всё никак не запустит свою новую ракету CZ5 (ВП-5) с нового космодрома Вэньчан (с космодромом все отлично) на острове Хайнань. Вроде эту ракету (близка по полезной нагрузке к нашей Ангара-А5) в 2016 собирались запустить: http://www.integratedspaceanalytics.org/cms/portal/long-march-5
      Или точнее в сентябре 2016. Но пока никаких подвижек. А ведь на эту ракету у них все дальше завязано.

      Кстати, я написал про SpaceX, так как с ноября 2016 (если полетит Falcon Heavy) в мире сложится уникальная ситуация: самый можный сверхтяжелый носитель будет не государственных агенств, а у частной фирмы.
      Но поскольку Маск сам и его люди категорически против Луны и за Марс (“We’re not Moon people,” says Gwynne Shotwell, the president of SpaceX, “but we’re definitely Mars people.”), то пришлось тоже выкинуть этот кусок из и так длинной публикации.