Перед тем как начать статью, хочу уведомить читателя, о том что на Хабре у нас уже вышли 2 первые части блога о создании нашей киберспортивной организации. Настоятельно рекомендую с ними ознакомиться перед тем, как начать читать эту статью.

Создание киберспортивной организации.
Apei Gaming — проекту быть! (Часть 2)


Один из вопросов, который будоражит умы современной молодежи ввиду событий последних лет — как же все таки стать киберспортсменом? Такой ажиотаж обусловлен наличием огромного количества международных турниров с баснословными призовыми фондами. Чтобы ответить на этот вопрос и разобраться в проблематике данной темы стоит вернуться к истокам, в те времена, когда киберспорт только зарождался и попытаться проследить закономерность действий людей, которые чего-то добились в данной сфере, постепенно придя к пониманию того, есть ли все таки какая-то «секретная формула» или все это воля случая.

image

Своим появлением киберспорт обязан организации CPL (Cyberathlete Professional League — профессиональная лига по компьютерному спорту, компания, которая в 1997 году по сути ознаменовала появление такого понятия как «компьютерный спорт». На тот момент мне было всего 9 лет, я обожал компьютерные игры, и популярные в то время приставки Sega (релиз 1988г.), Dendi (релиз 1992г.) и Sony Playstation 1 (релиз 1994г.) вызывали бурный восторг, а их наличие гарантировало популярность в школе.

image

Можно сказать это была золотая эра консолей, так как достаточно простые по нынешнем меркам технологии, в то время вызывали бурю эмоций и желание проводить за «приставкой» все свободное и не только время. Помню как собирал «карманные деньги», которые давали мне родители на проезд и обеды и с нетерпением ждал, когда закончатся уроки, чтобы на несколько часов погрузиться в удивительный виртуальный мир в компьютерном клубе. Своей «приставки» у меня не было, да и в те времена наличие оной считалось роскошью, так как цена самой простой консоли равнялась двухмесячной средней зарплате, а цена одной игры могла доходить до 1/10 её части.

Естественно, в 1997, ввиду возраста, очень слабого интернета и банального отсутствия настольного компьютера, я и представить не мог, что стою на пороге зарождения нового движения, определенной культуры, которая уже через 20 лет побьет своими рейтингами и призовыми фондами уже устоявшиеся и известные во всем мире виды спорта такие как регби или настольный теннис, имея при этом умопомрачительный потенциал для роста и положительные мировые тенденции.

image

Рассказать во всех красках о зарождении киберспорта в России я к сожалению не могу, так как на тот момент у меня не было возможности находиться в «гуще» событий, но нам удалось собрать некоторую «инсайдерскую» информацию, от недавно присоединившейся участницы нашей организации и просто позитивной девушки Екатерины «Sava».

— Привет. Представься пожалуйста.

Сава :)

— На сколько я знаю, в былые годы ты принимала активное участие в российской киберспортивной жизни. Расскажи об этом поподробнее.

Все началось, конечно же, с местных пермских чемпионатов (откуда я родом), где я играла с друзьями на небольших турнирчиках, собиравших в среднем 6-8 команд (не раз занимая топовые места), но частью «российской киберспортивной жизни» я стала лишь после получения очень приметной в то время «должности» админа-модератора Russia High LvL Room внутри игровой платформы Garena (ex GGC). Поскольку я сама регулярно играла в своих комнатах, постепенно познакомилась со многими классными людьми, в том числе играющими на про-уровне, а заодно значительно подтянула индивидуальный скилл.

В какой-то момент ребята стали меня звать играть с ними разные онлайн турниры, потом позвали на Асус (всего я участвовала примерно в 5-6 Асусах) и еще несколько лан-турниров (вроде Querty Lan Cup).

image

— Можешь описать в нескольких словах как проходил тренировочный процесс?

Чаще всего мы договаривались о конкретном времени по вечерам и выходным, удобным для всех, чтобы поиграть впятером, иногда с тренером/аналитиком, иногда самоорганизовывано. Если кто-то не приходил на тренировку по тем или иным причинам, то искали «на стороне» замену — брали тренера в игру или друзей, чтобы не терять время.

— Где вы находили людей, которые играли и тренировались вместе с тобой?

Чаще всего это были знакомые и друзья, друзья друзей, редко во внутренние командные процессы попадал кто-то совсем уж «со стороны».

— Сколько времени в день ты уделяла игре?

В то время я работала 2 через 2, поэтому каждые 2 дня я могла играть весь день с утра до вечера, если отсутствовали какие-то важные дела, ну и плюс после работы, приходя в 10-11 вечера, можно было позволить себе поиграть часа 3-4 свободно.

image

— Была ли у вас зарплата и спонсорская поддержка или все строилось в основном на энтузиазме?

Хоть мы и выступали под тегами различных организаций и у нас были спонсоры, но з/п никогда не было, зато были тренеры и аналитики, которые сильно нам помогали. Да и у каждого в команде всегда хватало воодушевления и вовлеченности без дополнительных бонусов.

— Теперь ты решила вступить в ряды Apei Gaming. Что сподвигло тебя сделать это?

Мне понравился пост Ивана на Хабре, мне показалось, что это классная идея и интересный проект, захотелось побыть его частью. Я уже 10 лет играю в MoBa-игры, постоянно слежу за киберспортом и новостями, с ним связанными, и мне хочется, чтобы он развивался и был открыт для людей с горящими глазами и талантом.

— Кем ты являешься в организации?

На первое время я попросилась быть участником состава по LoL (первый уже набрали, буду во втором), чтобы понять изнутри, что здесь происходит, какие люди принимают в этом участие и куда вообще двигается этот проект. Мне показалось, что это самый хороший способ «влиться».

— Спасибо, что согласилась ответить на несколько вопросов. Удачи тебе в твоей игровой деятельности.

И вам спасибо.

Полную версию интервью можно прочитать в нашей ВК группе.

Если результировать всю информацию, которую удалось собрать, на момент зарождения киберспорт в России представлял из себя больше самодеятельность нежели настоящий «спорт» в привычном для нас понимании этого слова. Держалось это все на энтузиазме игроков и небольшой поддержки спонсоров, из которых выжимались последние соки, так как монетизировать данное направление в те времена была невероятно сложно.

Зарплаты у киберспортсменов если и были, то позволяли лишь не умереть с голоду. О каких то реальных заработках говорить не приходилось. В один из последних годов, когда наша команда выступала в дисциплине CS 1.6 в Чехии, к нам присоединился игрок из довольно известного на тот момент казахского коллектива k23. Средняя зарплата в те времена у них в организации была около 300$, что было достаточно неплохим показателем для СНГ команды, учитывая, что 95% коллективов не имело и этого и надеяться приходилось только на квоты с оплаченной дорогой и проживанием и на призовые от выйгранных турниров.

image

Подбор игроков в 00-х тоже был скорее волей случая нежели каким-то выверенным и статистическим планом. Новых игроков было искать крайне сложно. Интернет и пинг зачастую не позволял действительно талантливым игрокам выходить на про уровень, поэтому зачастую команды собирались из друзей, знакомых или людей, которые уже успели «засветиться» на каких-либо киберспортивных мероприятиях. Ввиду этого и конкуренция, и уровень общей игры был гораздо ниже чем сейчас.

Но что можно утверждать совершенно точно — без опыта, трудолюбия и бескорыстной отдачи что в те времена, что сегодня добиться высокого уровня невозможно. В нашу организацию приходит очень много заявок. И мы стараемся уделить внимание каждой из них, и дать возможность любому желающему попробовать себя в роли киберспортсмена. Одна из основных проблем новых соискателей — громкие слова, не подкрепленные доказательствами:

«Я самый лучший!»
«Неплохой игрок»
«Целеустремлённость. Ответственность. Исполнительность»
«Приношу удачу как талисман»
«Игрок начального уровня (LOL).»

Я не отрицаю, что возможно кто-то из этих людей действительно неплох, но понять это из подобных заявок не представляется возможным. Казалось бы мелочь? Но из таких мелочей складывается вся наша жизнь и возможно кто-то из них бездумно написав заяву, убил в себе будущего киберспортсмена и отказался от возможности получить бесценный опыт.

Это лишь несколько выдержек из сотен заявок, которые мы получили. И я просто не имею никакого морального права, навешивать этих горе-игроков на менеджмент и тренеров организации, которые и так работают на износ, вкладывая в проект «всю душу». Если вы хотите стать киберспортсменом хотя бы на уровне вашего города, края или области, нужно и относиться к этому занятию как к спорту. Я думаю вы не знаете ни одно чемпиона России, который бы завоевал свою титул, при этом занимаясь и тренируясь «спустя рукава» — пару раз в месяц.

Вторая причина — неопределнность соискателя в том, что он хочет от организации и кем он себя видит в ее рамках. Как пример:

«Интересуюсь киберспортом. Имею возможность заниматься администрированием. Являюсь игроком Dota 2»;
«Игрок, аналитик, верстальщик, системный администратор»;
«Могу выступить как игрок или же как сотрудник IT отдела».

image

Тут в голову сразу приходит несколько выводов: или человек вундеркинд, так как собирается стать и хорошим программистом, и про игроком, и еще вечерами будет анализировать игры команд, или он не совсем представляет что такое киберспорт и сколько времени он забирает. Невозможно быть лучшим во всем, поэтому если вы действительно хотите добиться чего-то в жизни, то стоит фокусироваться на одном направлении и посвящать этому всю жизнь.

Подводя итог данной статьи можно сказать, что статать профессиональным киберспортсменом может каждый, но для этого нужно 5% таланта, 10% удачи, 35% умения думать и анализировать и 50% трудолюбия и серьёзного отношения к делу. Вот она — секретная формула. Записывайте, запоминайте и пользуйстесь.

В следующей части блога я расскажу о медийной составляющей нашей организации, планах и размышлениях на этот счет.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. Terras
    28.06.2016 19:42
    +1

    А зачем блог на гиктаймсе? Почему не гудгейм или киберспорт?


    1. TimsTims
      29.06.2016 00:17
      +3

      Хорошо хоть не на хабре. А то автор уже жалуется, что к нему программисты и админы долбятся:
      > собирается стать и хорошим программистом, и про игроком

      А еще очень странно слышать громкие слова (из второй части), что «у нас теперь большая дружная семья», хотя люди знакомы от силы 2 недели, и никто еще не показал свою тёмную сторону.

      И вообще до сих пор непонятно, чего добивается автор. Он пишет:
      > Мы хотим создать сообщество, определенную идею
      Что это за «определенная идея», если она тут не озвучивается?

      >доказать, что киберспорт это не закрытый клуб элитных игроков и организаций, а занятие, которое доступно каждому, как футбол или баскетбол
      А пока-что вы доказываете, что всех подряд не берете, а делаете отбор. Уже это значит, что клуб получается закрытым, не доступным каждому.

      Увы, цель статьи, цель организации нигде не озвучивается. Нет ни слов о том, что собирается сильная команда, чтобы побеждать на турнирах, нет ни слов о создании своей закрытой лиги, нет слов о проведении каких-либо турниров, нет слов о поиске спонсоров, нет слов о перспективах, ничего этого нет.
      Зато в самом первом посте были какие-то дешевые понты про китайских партнеров и заброс девайсами людей.

      На основе уже 3й статьи я делаю вывод:
      1) Ничего личного, но автор хочет наверстать упущенное в молодости киберспортивную тему. Я его прекрасно понимаю, сам жалею о упущенных возможностях/проектах.
      2) При этом он сам не понимает, чего хочет и в какую сторону нужно идти. Он просто зовёт всех за собой, но даже не знает, куда.
      3) На основе пункта 2 я делаю вывод, что без конкретной цели ничего выйти не может, ибо когда нет цели, то нет и мотивации. Нет мотивации — нет вообще ничего.

      Желая как-то помочь напутствием, советую:
      1) Определиться с планом дальнейших действий, когда допустим соберете вы себе команду:
      2) Ок, соберете вы всю команду: аналитиков, менеджеров, и даже журналистов. Что дальше? Сядут они за комп, и что будут делать? Нужно:
      3) Менеджерам начинать бегать по городу искать спонсоров. Без спонсоров никак, увы, ибо как только игроки сделают ЛВЛап и станут профессионалами — то им предложат хорошую зарплату. И уходить будут из команды один за другим по мере роста. Значит, чтобы их удержать, нужны спонсоры, причем чем раньше тем лучше.
      4) Чтобы писать новости, нужно договариваться со специализированными игровыми ресурсами. Они, соответственно, часто за рекламу просят денег. Тут помогут спонсоры из п.3.
      5) Как ни странно, увы, но с высоты руководства, игроки здесь будут в последнюю очередь, ибо нужно решать очень много других проблем, в то время, как неименитые игроки из вашей команды пока ничего не стоят. У них просто есть желание как-то что-то где-то прославиться, засветиться, выстрелить, при этом продолжая сидеть за компом и играть в игры. Об этом мечтают все дети, подростки и даже взрослые мужчины.

      Кому-то может показаться это чрезвычайно важным и интересным, но рано или поздно, столкнувшись с реальностью, повзрослев до вашего же возраста они поймут, что увы, без хороших спонсоров на хлеб не заработать, а хотелось бы ездить на хорошей машине, иметь девушку, а потом снимать квартиру для секса с ней, потом её купить, иметь стабильный постоянный заработок, не зависящий от успешности на чемпионате.
      При этом девушки очень скоро начинают парить парням мозг, что тот уделяет ей слишком мало времени, и это очень сильно влияет на уровень игры… И всё это большой замкнутый круг…
      … который упирается опять-же в деньги. Деньги деньги деньги. Без них нельзя, это жизнь. Люди живые, все хотят есть, пить, хорошо одеваться, быть как все, а не безработными «лузерами»(на самом деле профессиональными киберспортсменами) на иждивении у своих родителей.


      1. n00ze
        29.06.2016 10:35

        нечего добавить. Я практически то же самое написать хотел) ++++


      1. LekaOleg
        29.06.2016 12:49

        Полностью согласен. Конечно можно ещё много расписать жизненных нюансов, но думаю этого для автора будет достаточно! Сам лично играл в CSS лет 7. Из всех существующих команд СНГ были в топ 2(на ровне играли с одной и командой). Но сами понимаете ВОЗРАСТ! Игры Киберспорт это безусловно нереально круто, но мир намного шире и интереснее. Люди на столько стали отгораживаться соц сетями, какими то своими мирками, а не видят что наша плане(мир) погибает. Я не в коем случае не переубеждаю людей менять свои желания, стремления, цели, но читая каждый день Хабру и кучу других сайтов(того же самого Илона Маска) про космос, электромобили, технологии, глобальные катаклизмы и изменения климата, рост населения(это я так в общем), новые болезни, научные исследования в области медицины и тд тд тд. Тот же самый фильм ДОМ который наглядно показывает куда мы движемся, заставляет ещё глубже задуматься над мысля — «Куда мы все движемся, что будет с нашим поколением через 200-300 лет». Блин ведь когда тебе 15-18 лет, ты хочешь сутками играть в игры, гулять с девчёнками и друзьями до утра. А когда время приходит задуматься о своей семье, детях, то всё в голове меняется. Ведь жизнь не так просто и не стоит всю молодость просиживать(проигрывать) штаны за компьютером(играми), а потом ближе к 30-ти годам (пусть даже ты чемпион мира и тд., хотя сами понимаете таких будет не так уж им много на земле из всех этих миллионов игроков), думаешь — «А что дальше? Ведь уже не мальчик, а большой дядька, который в основном только и умеет играть в игрушки», ведь умея играть Хлеба не спечёшь.
        Ух сори)) накипело))
        Это не личный опыт, а просто понимание мира и логические жизненные цепочки, которые ожидают миллионы игроков которых ждёт неудача и время которое они могли потратить на получения знаний в разных областях науки и тд. Что бы как то помочь миру, людям, детям которые нуждаются в этом. Ведь душа то ещё должна была остаться в людях? Я всем сердцем верю в это! И никогда не остановлюсь в поисках единомышленников!


      1. Lorien_Elf
        29.06.2016 13:29

        Молодежь смотрит стримы WhiteRA, например, которому жена борщи варит, когда тот к турниру готовится :) И заражается идеей, и кажется, что у них все точно также радужно сложится.


  1. vKreker
    28.06.2016 23:40

    я могла играть весь день с утра до вечера

    ИМХО, как и в обычном спорте, для прокачки и поддержания формы нужны интенсивные кратковременные тренировки.


    1. vrmzar
      29.06.2016 15:07

      На пример корейцев можно сказать, что это не так.


  1. saboteur_kiev
    02.07.2016 21:54

    «Одна из основных проблем новых соискателей — громкие слова, не подкрепленные доказательствами:»

    Нужно понимать, что подавляющее большинство тех, кто хочет стать прогеймерами — это молодежь. Школьники, в лучшем случае студенты-выпускники.
    Обычно это люди, которые еще не нашли себя в профессиональной карьере. Иначе у них бы не было столько свободного времени, которое они бы могли уделять тренировкам в кибериграх.

    Понятно, что 95%, а то и 99% таких людей, еще не обладают достаточным жизненным опытом и эрудицией, чтобы грамотно написать свое резюме или расписать свою карьеру.

    Если киберспорт состоится (точнее он точно состоится, вопрос в том, когда он масштабно состоится в СНГ), посмотрим что будет лет через 10, когда возможность сразиться в хороших турнирах будет доступна практически каждому, и к своим 18-20 годам, можно будет вписать в резюме хоть что-то серьезное, кроме «первое место по КС в компьютерном клубе „Колян“