image

Мы почти уверены, что вам уже известно о PokemonGO — невероятно популярной игре для мобильных.
Данная статья не является обзором самой игры, речь пойдет о ее влиянии. Мы попытаемся заглянуть за кулисы и посмотреть на ситуацию с точки зрения маркетинга и создания продукта. Поэтому, даже если вы не увлечены PokemonGO, этот пост все равно может оказаться полезным для вас. Его автор — Тобиас ван Шнайдер, который часто высказывает интересные и достойные внимания мысли.


Меня PokemonGOзацепила моментально. Тому можно найти много причин, но главной для меня стала ностальгия. Будучи подростком, я часами играл в Pokemon на своем Gameboy Color.

Сейчас PokemonGO вернулась, чтобы всего за несколько дней стать самым популярным платным приложением в iOS Store. И люди платят не только за саму игру: они тратят массу денег на покупки в приложении. По данным Sensor Tower, PokemonGO приносит сейчас больше прибыли, чем любое другое приложение для iPhone в США. На сегодняшний день у игры около 10 миллионов скачиваний, хотя с момента ее запуска прошло всего ничего.

image

Если верить Forbes, то дело идет к тому, что у PokemonGO будет больше ежедневных активных пользователей, чем у платформы Twitter. Разумеется, сравнивать еще слишком рано, но нужно признать: для нескольких дней это солидное достижение, особенно, если вспомнить, что за пределами США игра официально еще не вышла.

Итак, вопрос в том, как PokemonGO добилась такой популярности?


Обычно этому способствует много причин, а универсального рецепта просто не существует. Но есть несколько моментов, заслуживающих внимания.

1. Предпосылки


В 2012 году разработчик приложений Niantic запустил очень похожую игру под названием Ingress на Android, а в 2014 — на iOS. Возможно, вы слышали о ней, возможно, нет, но в нее играли 12 млн человек. Ingress — это такая же игра в режиме дополненной реальности, как и PGO, но с иным сюжетом.

Фактически, PokemonGO позаимствовала у Ingress технические аспекты, но взяла за основу более известную историю и хорошо узнаваемый бренд.

Все это говорит о том, что у Nianticк моменту запуска PGO уже был большой опыт. А потому этот успех сложно назвать неожиданным. Кроме того, кажется, Niantic относится к компаниям Google, чем и объясняется его отличное умение обращаться с сервисами геолокации.

2. Доступность


Думаю, это очень важно. PokemonGO появилась на iOS и Android одновременно. Я не помню случая, чтобы разработчик игр или другая компания запускала свое приложение на обеих платформах в один и тот же день.

Вдобавок к этому, здесь нет запутанного процесса регистрации. Вы заходите, используя свой Google-аккаунт, и все готово. Было бы еще удобнее пользоваться Facebook, но, возможно, у Niantic — как у (бывшей) компании Google — были свои причины, чтобы поступить так.

3. Игровой процесс


Если говорить об игре, то PokemonGO проверяет буквально каждый закоулок. Здесь не требуется никаких пояснений. Взяться за дело и получить первые награды очень просто. В игре практически отсутствует обучающее вступление — в нем просто нет необходимости.

У PGO есть все, что делает РПГ успешной. От повышения уровня собственного героя и поимки первого Покемона до сбора предметов во время прогулок по улицам.

Все происходит очень быстро. Незаметно вы тратите на игру пару часов.

Обратная связь в игре работает моментально. Это похоже на проверку уведомлений от Facebook или Instagram. Новый Покемон может таиться прямо за углом, и его пленение приносит не меньшее удовольствие, чем кликанье на красный кружок уведомления в Instagram или обновление ленты. А этим, я уверен, вы занимаетесь регулярно.

Игровой процесс плавно ведет вас от одного триггера к другому, попутно вознаграждая. С точки зрения дизайна PGO безупречна. Да, в игре много багов, она ежеминутно давала у меня сбои, но я все равно перезагружал ее, потому что мне просто хотелось играть. Она меня зацепила.

Кроме того PokemonGO всерьез полагается на «сарафанное радио».

В ней нет возможности заводить друзей и делиться с ними чем-то. Это заставляет вас делать скриншоты и хвастаться своим прогрессом в других соцсетях.

Классно, что в PGO нет своего списка друзей. Поскольку игра ведется в режиме дополненной реальности, вам приходится идти к людям и общаться с ними. Она вдохновляет вас на взаимодействие с незнакомцами, а, благодаря мелким уловкам, вы понимаете, что на самом деле не одиноки. К примеру, она показывает вам на карте «злачные места» с высокой активностью, подходящие для встреч.

Даже если никто из ваших друзей не играет в PGO, вы очень быстро с кем-нибудь познакомитесь. Это и служит волшебной основой столь быстрого распространения PokemonGO. Многие другие игры и приложения страдают от проблемы «курица или яйцо». Их сюжет может быть великолепным, но для начала они заставляют вас добавить друзей. И если у вас их еще нет, то вы просто отказываетесь от игры. Это слишком высокая цена за то, чтобы просто выяснить, понравится ли она вам.

Но каково же влияние PokemonGO?


Последние несколько дней я гулял по Бруклину с айфоном в руках, пытаясь поймать Покемона. Это было классно. Хотя обычно меня мало интересуют игрушки для мобильных (скорее всего, я и эту быстро заброшу), такого клевого опыта у меня еще не было.

Практически на каждом углу я встречал людей, поглощенных тем же приложением. Понятно, что если кто-то стоит в странном месте, направив свой iPhone на стену, он вряд ли делает фотку.

Вчера, гуляя по соседним кварталам, я встретил около 15 незнакомцев, занятых тем же самым.

У этой игры есть некая особенность, которую я не встречал раньше у других приложений. Поскольку в ней используется дополненная реальность, между цифровым и реальным мирами возникает определенная связь.

Обычно я не заговариваю с незнакомцами, уткнувшимися в свои телефоны, даже если вижу, что они играют в ту же игру, что и я. Но, поскольку Покемоны в какой-то степени существуют в реальном мире, и мне нужно включить камеру, чтобы увидеть их, барьер, разделяющий две реальности, исчезает.

На выходных практически каждый раз, когда я замечал кого-то, играющего в PGO, или они видели меня, мы начинали беседу и взаимодействовали на социальном уровне.

Меня не оставляет мысль о том, какое влияние эта игра может оказать на миллионы людей, страдающих от социофобии и даже депрессии. На тех, кто редко покидает свой дом и боится оказаться среди людей.

Не могу причислить себя к социофобам, но я предпочитаю одиночество, а нахождение в больших компаниях быстро меня выматывает. Думаю, я никогда столько не общался с незнакомцами во время прогулок по городу, как в эти выходные.

Да, вы можете возразить, что я сам в этом виноват и могу разговаривать с чужими людьми и без всякой игры. Возможно, все верно, но для миллионов это проще сказать, чем сделать.

Проведя краткое расследование в Интернете, я обнаружил тысячи твитов других пользователей, подтверждающих мое предположение о том, что PokemonGO способна оказывать положительное влияние на психологическое и физическое здоровье. Очевидно, что это не является качественным исследованием, но…

А теперь такой вопрос: долго ли PokemonGO продержится?


Неизвестно, и говорить об этом еще рано. Но есть пара моментов, о которых стоит упомянуть:

1. PokemonGO обладает гораздо более высоким потенциалом, чем кажется сейчас. Я бы предположил, что ее рост скоро остановится, но достаточно большая группа постоянных игроков сохранит ей верность.

2. Фактически PGO запустила очередную волну дополненной реальности. Дополненная реальность популярна уже давно (о трендах маркетинга мы говорили здесь), но в большинстве случаев она кажется слишком хитроумной или используется лишь в экспериментальных целях. Я почти уверен, что вслед за PokemonGO появятся и другие игры и приложения.

PokemonGOдоказала: использование дополненной реальности может быть уместным.

Если говорить обо мне, то, скорее всего, через пару дней я заброшу эту игру, но не потому. что она мне не нравится. Просто меня мало интересуют игры для мобильных в принципе.

Но уроки, преподнесенные PokemonGO, для меня — дизайнера и создателя продуктов — ценны. Даже если вы не любите Покемонов или игры в целом, здесь есть, на что посмотреть и чему поучиться.

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — 25 инструментов повышения производительности (и какие из них вам использовать не следует) .

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (46)


  1. FluffyMan
    18.07.2016 12:06
    +1

    Что-то я пропустил весь этот сыр-бор с покемонами


    1. pan_KOST
      18.07.2016 12:16

      В чём то даже завидую — т.к. уже все ленты завалены именно покемонами — и соцсети ( VK), и развелкательные сайты, и новостные сайты ( РИА, РБК )
      Хотя, как сказано в статье, не надо удивляться этому. Тот же Ingress, хоть и вяло, но развивался, а на его огромном опыте и появилась игра, которая очень легко монетизировалась за счёт известности бренда.

      Кстати, я бы ещё добавил к причинам популярности именно покемонов — это поколение молодых людей, на которых направлена игра — Поколение Y (1985-2000 ), в детстве которых эти покемоны были крайне популярны, а сейчас они «вернулись из прошлого», да ещё не просто в виде игры, а «в реальном мире»


      1. info-9
        18.07.2016 12:42

        Да, мне тоже показалось, что этот продукт ориентирован на миллениалов в значительной степени.


    1. info-9
      18.07.2016 12:32

      Теперь сможете оценить на практике. Если, конечно, прониклись идеей :)


      1. FluffyMan
        18.07.2016 12:41

        Не проникся. Странно видеть взрослых дядек, которые получают конфетки за покемонов, чтобы кормить других покемонов (или как-то так). В общем это я сноб, я понял)


        1. FluffyMan
          18.07.2016 12:50

          Но это забавно, согласен)


        1. info-9
          18.07.2016 12:50

          Вы не одиноки :) Но с точки зрения маркетинга и разработки/продвижения продукта — феномен интересный. Так что будем следить за развитием событий вокруг покемонов Глядишь, что-то полезное для себя получим.


    1. maolo
      19.07.2016 09:16

      Аналогично, только сегодня на новостных сайтах прочитал про эти покемоны и, как часто это бывает, подобная статья выходит на хабре )

      Посмотрел видео — честно говоря, не понял ажиотажа.
      На ролике мужик ходит по улицам, уткнувшись в свой гаджет и радуется виртуальным плюшкам, и говорит, что это круто, что происходит прямо на «живой» картинке.

      Хм, помню у меня в 2004 или 2005 году, по-моему, был смартофон (марку уже и не вспомню) — так там тогда уже была подобная игрушка — надо было комаров убивать в «реальном мире». Это было «Вау!»… первых пару раз, потом больше и не запускал. И что-то даже вроде таблицы рекордов в инете была — и это 11-12 лет назад!

      Т.е., во первых, это очень небезопасно (особенно, меня впечатлило, как мужик за рулем игрался — будем надеяться, машина застрахована :)), а во-вторых, идея совсем не нова получается.


  1. XProger
    18.07.2016 13:30
    +6

    Ой, да всем насрать!


  1. lsknwns
    18.07.2016 13:37

    Любопытно, как скоро случится воскресение Тамагочи.


    1. info-9
      18.07.2016 13:38

      Кстати да. Они тоже были весьма и весьма популярны. Ждем-с…


      1. Old_Chroft
        18.07.2016 17:33

        Вроде как год назад уже


    1. Melex
      18.07.2016 19:54

      А чего, я уже подумывал в свое время, на фоне всяких аниме, и любителей таскать с собой всякие прибомбасы оттуда, плюс всякие онлайн игры — когда все любят выделываться модными питомцами, при чем не влиябщих на баланс игры, но стоящих немеренных денег.

      И понял одну вещь, если эти две штуки совместить, т.е. идея какая:
      1. Берем тамагочи и качаем каким то макаром пета (в том числе бегаем с ним по улицам, по всяким дорожкам для бегунов (что в принципе безопасней, чем лазить хз где).
      2. Вкачали пета, сделали его модным, открыли доступ.
      3. Все кто играет в эту же тамагочу — делятся своими координатами
      4. Когда проходишь мимо такого игрока, то программа дает понять, что рядом такой же «кадр» как и ты.
      5. Наводишь на него камеру и видешь его, с его вкаченым петом рядом, красуешься и сразу есть повод заговорить.
      Можно сделать возможность вкачивать его как душе угодно, и даже крафт делать и прочую фигню. Плюс максимально его связать с хозяином, типо отчидел дома неделю — твой пет разжирел и т.д.
      Уж для психологов — просто находка.
      Совместные бои, прохождения данжей и т.д.
      И тут как нельзя кстати подворачивается гугл глаз, с его доп реальностью :)

      Короче, чую — покемоны это только откатка технологий. Тем более в покемонах есть предел — собери всех (второй вопрос на сколько он достежим).

      Мой позыв к чему — сейчас все тыкают смартами в стену, а потом будут тыкать в людей :)
      А если еще сделать доп приколы хозяину, типо там плащей всяких, шлемов и т.д., то тогда это вообще будет мега круто :)

      Приходишь такой к директору, наводишь камеру — а он там какой то Мегапыхать овер 9000лвл, в розовой накидке сейлормун :)
      И это то, что я придумал за 5 минут, а там я думаю такие темы есть, просто пока еще технология немного не доросла, так как тут надо знать четкое местоположение +\- 5см.


      1. Nick_Maverick
        20.07.2016 11:25

        А идея понравилась, почему бы и не сделать, только немного модифицировать:
        “1. Берем тамагочи и качаем каким то макаром пета (в том числе бегаем с ним по улицам, по всяким дорожкам для бегунов (что в принципе безопасней, чем лазить хз где).”
        Т.е размечаем на карте training grounds — например стадионы и парковые зоны для нелетающих питомцев, а для летающих — холмы и даже высотки, т.к. есть трекер c Dead-Reckoning, для летающих питомцев делаем необходимым условие -подьемы и спуски и не просто так, а с перемещением по X/Y не менее 2м на 1 м по Z (чтоб лифты не занимали, а бегали по лестницам).
        2. “Вкачали пета, сделали его модным, открыли доступ.”
        Я так подозреваю, что при правильной прокачке хозяин тоже станет здоровее. Да и соц. составляющая всяко позитивная.


        1. Melex
          20.07.2016 19:59

          ну все, идем на сбор денег :)


          1. Nick_Maverick
            20.07.2016 20:21

            Ну, а обсудить? Критику услышать, имунитет к троллингу получить?
            Для обсуждения заделал:
            https://dou.ua/forums/topic/18011/


    1. Lertmind
      18.07.2016 20:20

      Они не особо умирали, игры Nintendogs (2005) и Nintendogs + Cats (2011) были достаточно популярны. Есть и другие.


  1. AVL93
    18.07.2016 13:37

    Интересно видеть фотографии смартфонов с покемонами на фоне, наверное, наиболее сюжетно важного портала Ingress.


  1. DeadKnight
    18.07.2016 13:37

    Для начала нужно посмотреть, как долго этот ажиотаж продлиться и только потом делать выводы об огромном успехе.


    1. info-9
      18.07.2016 14:09

      Думается, что создатели уже что-то да получили от игры. А вот долго ли — скорее всего, именно ажиотаж будет недолгим. Как, впрочем, и все такие всплески.


      1. DeadKnight
        18.07.2016 15:15

        Конечно получили, я уверен даже, что затраты уже полностью окупились.

        Но на текущий момент сравнивать Покемонов с Твитером, честно говоря странно.

        Пока из можно сравнивать только с различного вида Тамагочи.

        С твитером можно будет сравнивать только если Покемоны смогут сохранить текущую аудиторию в течении 10 лет, как Твиттер.


        1. info-9
          18.07.2016 15:21

          Что весьма сомнительно. Но для привлечения внимания и создания сенсационных заголовков — вполне себе приличное сравнение.


    1. nicelight_nsk
      24.07.2016 12:02

      там довольно развитый геймплей. даже в системе боя, что для меня стало новостью.
      Поставил игру, посмотреть что это такое и как на этом можно денег сделать, да что то затягивать начинает… ))


  1. Vinchi
    18.07.2016 13:44
    +1

    Очередная реклама. Вся эта суета по поводу покемонов — скорее всего часть маркетингового плана Ниантик. Насчет одновременного запуска — на Андроид может и есть где-то, но не в РФ. Да и Ингресс поинтересней будет, сюжет есть, квесты. Видимо Ниантик решил таки заработать денег, чтобы не потонуть, от Ингресса видимо денег было маловато.


    1. SkyHunter
      18.07.2016 18:04

      Что мешает с очередным обновлением добавить в P:Go квесты и прочие свистоперделки?


    1. nicelight_nsk
      24.07.2016 12:04

      а вы сходите в сквер у м. Китай-Город в Москве, посмотрите сколько там сотен ребят в суете этой сидят =)


  1. navion
    18.07.2016 15:02
    +1

    А нет такого же, но с точки зрения ИХ?
    Хотя там, наверное, сплошные антипаттерны с учётом багов и постоянной недоступности серверов.


    1. info-9
      18.07.2016 15:29

      Может быть и есть, но мы пока не видели :)


  1. Tiendil
    18.07.2016 15:31
    +1

    По-моему, все уже должны были догадаться, что дополненой реальности в этих покемонах нет кот наплакал (в зависимости от определения AR).

    У этой игры можно научиться только трём вещам:

    — правильному использованию своих наработок;
    — заключении контрактов с брендами;
    — поднятию эпического кипеша;

    У себя в бложике сделал небольшой разбор покемонов: http://tiendil.org/pokemon-go/


    1. info-9
      18.07.2016 16:18

      Мне кажется, большинство пользователей не задумываются о том, сколько там той дополненной реальности. А вот маркетинговые ходы — да, можно учиться. Собственно, для этого мы и перевели данную статью.


    1. Nick_Maverick
      18.07.2016 18:57
      -2

      Спорный вопрос с «нет кот наплакал ». Покемоны — то еще Ar.
      Кстати, вдруг вопрос возникнет тип «сперва добейся» то вот

      Мой pet proj в AR


      1. info-9
        18.07.2016 19:18

        Всегда пожалуйста :)


    1. nibogd
      18.07.2016 20:52
      +1

      В смысле кот наплакал? Игра на ней основана. Как и ингресс. Как назвать привязку игровой локации к реальной, кроме AR?


      1. Tiendil
        18.07.2016 21:13
        +1

        В покемонах и ингресс «параллельная» реальность, как в любых других компьютерных играх, просто способ перемещения по ней отличается. И он довольно легко изменяется подменой GPS сигнала.

        От того, что мы привяжем шагомер к тому же WoW, тот не станет AR.


        1. nibogd
          19.07.2016 08:41

          Интересное определение. А как тогда считаете, Field Trip (http://www.fieldtripper.com/) тех же Niantic Labs будет использовать дополненную или виртуальную реальность?

          Просто покестопы/порталы — реальные объекты, параллельной реальностью назвать это сложно.

          И да, не знаю, как с этим обстоят дела глобально, но в моём городе тех, кто занимался подменой координат, банили достаточно быстро.


          1. Tiendil
            19.07.2016 09:16

            Если Field Trip работает так, как показано на рекламных роликах, то это AR. Если как покемоны и порталы, когда можно быть в 20 метрах от объекта, стоять спиной к нему, иметь между ним и собой дом с дорогой и всё равно его «использовать», то это ни разу не AR.

            Если считать покемонов AR, то любое приложение с картами и навигацией становится AR.


            1. AVL93
              22.07.2016 11:13

              > просто способ перемещения по ней отличается
              И это значительно дополняет геймплей, так как на игру влияют объекты и события реального мира (погода, пробки и т.д).

              > Просто покестопы/порталы — реальные объекты, параллельной реальностью назвать это сложно
              Сам объект — реален, а вот портал/покестоп — уже дополнение к нему, существующее в рамках игры.


              1. AVL93
                22.07.2016 11:19

                > когда можно быть в 20 метрах от объекта, стоять спиной к нему, иметь между ним и собой дом с дорогой и всё равно его «использовать»
                Ну так взаимодействие с порталом происходит не непосредственно физически, а через поля экзотической материи, при использовании стандартных антенн мобильного устройства. Так что по крайней мере в Ingress это все обосновано сюжетом.


                1. FluffyMan
                  22.07.2016 11:28

                  удалено


      1. JuniorNoobie
        19.07.2016 08:48

        Я играю с выключенным AR. Экономлю батарею, да и не в этой дополнительной реальности суть. Помню как бежал со школы домой, чтобы успеть посмотреть очередную серию покемонов по первому. Прям фанатели по ним все. Наклейки, фишки, игрушки. Ну и мечта, разумеется, собрать их всех. Прошло больше пятнадцати лет, но стоило выйти данной игре как все вернулось. Ностальгия, что тут поделаешь.


        1. nibogd
          20.07.2016 10:33

          Имхо AR — не только то, что включается при нажатии на переключатель. А сама игра с привязкой к локации.


  1. nikitasius
    18.07.2016 17:22
    +1

    Раньше были игрушки на симбиан (да и на простые j2me телефончик), где через камеру стреляли, мины искали и т.д. Было сие лет… десят назад.


    1. kpower
      18.07.2016 22:49

      А башни из рогатки обстреливали во флеше задолго до Angry Birds, а Apple вообще ничего не изобрела в компонентах из того, «чего еще не было». Именно поэтому идеи не продаются. Важна реализация (сюда включается не только приложение, но и экосистема, на которой все запускается).


  1. Anatoliy_ed
    18.07.2016 18:35
    +1

    Немного интересностей, связанных с этой игрой.
    На странице Google Play, написано, что разработчики игры — некая компания Niantic Project, я решил погуглить и попал на… хабр :), на статью 2012 года, самое интересное, как часто это бывает, в комментариях к этой статье.


    1. Anatoliy_ed
      18.07.2016 19:16

      почему-то ссылки не прикрепились, добавляю:
      — гугл плей: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.nianticlabs.pokemongo&hl=ru
      — статья: https://habrahabr.ru/post/158145/


      1. info-9
        18.07.2016 19:28

        Спасибо за дополняющие материалы.