Как и в любом другом бизнесе, планирование — это обязательная часть. Оно почти никогда не сбывается (разве что только у таких фанатиков как мы), но и без него нельзя. Если вы хотите что-то улучшать, это нужно запланировать и замерить. Сейчас и в последствии считать будем все. Привыкайте. Это не сложно + я дам для этого нужные инструменты.

P.S. Это вторая статья из цикла «Как сделать веб-студию эффективной и начать зарабатывать?» Первую тоже желательно прочитать. Теперь к бизнес планированию!

Ставим личную цель


Рассчитаем этот бизнес на три предстоящих года. Только давайте пойдем от обратного. Сначала определите, сколько вы лично и ваши сооснователи хотите зарабатывать через три года. Именно из этого мы будем исходить планируя, сколько вам нужно будет работать.

Вы пока определитесь лично для себя, а я поставлю для всех остальных цель через 3 года – в месяц покупать по новой Toyota Corolla. Думаю, это достаточно хороший мотиватор. Звучит, конечно, очень попсово, похоже на бизнес-молодость. Но что делать…

Планируем продукты


Прежде чем начнем, еще раз обращу ваше внимание на то, что мы открываем разработку сайтов широкого профиля для малого бизнеса. Почему это важно, я рассказал в первом посте. Начинаем.

Мы будем продавать четыре категории сайтов:

  • Информационные сайты – это самый простой и самый востребованный продукт. Сюда относятся в первую очередь корпоративные сайты компаний. Узкоцелевые решения (личные сайты, сайты событий, сайты …) — все это неплатежеспособные доли процентов. Отказываться от них не стоит, но и фокусироваться тоже.
  • Сайты с каталогом продукции – вторая по популярности категория. Это презентация товаров и услуг, которые можно заказать, но нельзя купить online. Таких сайтов очень много и они, как правило, самые денежные. В большинстве случаев – это сегмент b2b который работает не только на свой регион, но и на всю Россию.
  • Интернет-магазины – каталог продукции с возможностью оплатить товар online. Пока таких сайтов еще не большинство, но группа набирает рост. Средний цикл жизни таких сайтов в среднем меньше, чем в первых двух категорий, а себестоимость разработки выше. Зато если магазин выжил – это хороший клиент.
  • Лэндинг – посадочная страница. Этот тип сайтов уже в мозгу у каждого заказчика и было бы глупо не выделить его в отдельную категорию. Их заказывают много, но далеко не всем, кто заказывает лэндинг, нужен именно он. Им скорее всего нужен гибридный лэндинг, который легко продвигать и масштабировать до нормального сайта. + Эти сайты сложно стандартизировать….

Возможно, вы придумаете что-то еще, но не стоит уходить в узкоспециализированные решения на начальном этапе. Даже в линейке продуктов 1С еще не взлетело ни одно нишевое решение с точки зрения денег, как самостоятельный продукт. Поэтому берем широким фронтом.

Поддержку планируем само собой, в остальные услуги пока не лезем. Это самое интересное, но чуть позже.

Планируем сроки и стоимость


Тут все очень просто. Главное сейчас и в последующем понимать, что сначала вы планируете показатели, на которые выйти (конкретные цифры), а потом придумываете как их выполнять.

Цена. Начинать советую с минимальной среди конкурентов цены, но не ниже рентабельности. Минимальная цена даст вам возможность создать профицит заказов, который очень потребуется что бы внедрять все последующие советы. Понятно, что только лишь благодаря низкой цене – заказы не появятся, но пока у вас ничего больше то и нет (если есть, то отлично!).

Сроки. Это важный критерий для заказчика, особенно для малого бизнеса. Клиент может говорить, что это для него не важно, но это не правда. Чем быстрее вы сдадите ему рабочий сайт, тем с большей вероятностью он вам заплатит и порекомендует знакомым. Определите адекватные сроки, чуть меньше чем по рынку. В последствии я расскажу, как их выполнять.

Почему важен профицит заказов? Дело в том, что если у вас не будет потока заказов, с которым вы не будете справляться, то инновации (автоматизация процессов) будут внедрятся медленно. Работа будет идти спокойно, размеренно, вам будет казаться, что у вас все хорошо… до тех пор, пока конкуренты не внедрят новые технологии и обгонят вас на большой скорости.

Шаблон бизнес-плана студии


В шаблоне бизнес-плана почти все заполнено за вас. В первую очередь заполните сколько вы хотите зарабатывать через 3 года. Сейчас эта сумма 700 000 рублей (прибыль до уплаты налогов). Если эта цифра вас устраивает – оставляйте все как есть. Зарплаты, аренда – усреднены для региональных городов с населением до 400 000 жителей. Для более крупных городов можно корректировать. Но не торопитесь завышать затраты. Некоторые наши регламенты позволят брать и учить новичков, которые через 3 месяца станут хорошими специалистами.

По всем вопросам можете мне писать в группе на Facebook или в комментариях к постам. Телеграмм прежний.

Все новые материалы будут появляться на CMS Magazine и на Хабре. Мы так же можем встречаться на вебинарах, чтобы более подробно раскрыть темы и обсудить детали. Спасибо всем, кто присылает обратную связь!

Василий Чуранов и команда Webcanape
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. Revkov
    09.09.2016 22:15
    +3

    Веб-студия нынче звучит как ларек с шаурмой.


  1. fortunato
    10.09.2016 04:27

    Отлично, спасибо. Интересно тк раньше была своя веб-студия.
    В последнее время интересуюсь мат.статистикой…
    Думаю в таких планах можно добавить прогнозы с учетом нормального распределения, может построить уравнение прямой a+b*x=y, расчитать доверительные интервалы и тп)
    Было бы гибче и интереснее.
    Также сезонность не учтена.


    1. vasyay
      10.09.2016 09:42
      +1

      Все учитывать нет смысла, иначе можно только этим и заниматься. Планирование это не расчет траектории полета космического корабля. Каждый месяц есть изменения. Но важно понимать вектор и к нему двигаться.


  1. shadek
    10.09.2016 09:42
    +1

    Извините, но это бред какой-то
    Расходы занижены, доходы предполагаются стабильными и ровными, люди как биороботы должны работать 40 часов в неделю без отпусков и болезней.


    1. vasyay
      10.09.2016 09:42

      Спасибо за мнение. Чуть выше написал на этот счет.


  1. i86com
    10.09.2016 09:43

    Сроки. Это важный критерий для заказчика, особенно для малого бизнеса. Клиент может говорить, что это для него не важно, но это не правда. Чем быстрее вы сдадите ему рабочий сайт, тем с большей вероятностью он вам заплатит и порекомендует знакомым. Определите адекватные сроки, чуть меньше чем по рынку. В последствии я расскажу, как их выполнять.

    От сроков напрямую зависит себестоимость выполнения работы для вас. Больше сроки — больше уходит на з/п.

    Цена. Начинать советую с минимальной среди конкурентов цены, но не ниже рентабельности. Минимальная цена даст вам возможность создать профицит заказов, который очень потребуется что бы внедрять все последующие советы. Понятно, что только лишь благодаря низкой цене – заказы не появятся, но пока у вас ничего больше то и нет (если есть, то отлично!).

    А вот тут я бы поспорил. Конечно, казалось бы, снизив цены мы увеличиваем поток заказчиков и снижаем их ожидания (никто не будет от простого сайтика за 20 т.р. требовать чего-то сверхъестественного), ведь так? На деле всё куда хуже.

    Проблема в том, что обычно те заказчики, которые гонятся за низкой ценой — самые проблемные и дотошные на приёмке. У них ведь нет денег заплатить потом за доработку сайта кому-то ещё — вот они и будут пробовать выжать из вас все соки за свою оплату. Обычно это начинается с того, что просят дополнительную скидку. Откажешь — и ты уже психологически «подписался» под то, что приёмка будет идти «до последней запятой» — раз уж такая премиум услуга, что дешевле нельзя. Это как по тому, что было чётко прописано в ТЗ, так и по тому, что не было — «поиграйтесь со шрифтами», «чего-то скучно выглядит, переделайте».

    И, да, попробуйте только предложить таким заказчикам платное составление подробного ТЗ — много узнаете о том, сколько должна стоить «какая-то бумажка».

    Поверьте, сейчас есть достаточно людей, готовых платить нормальные деньги за нормальную работу. Таких, с которыми и в будущем приятно будет работать. А занижение цен, это просто путь в никуда.


    1. Quber
      10.09.2016 12:04

      Согласен с тем, что чем ниже цена тем дотошнее клиент. Сам с этим сталкивался часто, пока не стал работать с уровнем цен выше средних. Тогда клиенты становятся проще и не долбят каждые 5 минут


      1. GeraDL
        11.09.2016 22:34

        Дотошные клиенты также являются клиентами. Не буду спорить, что при низких ценах на услуги в компании чаще можно столкнуться с капризными, придирчивыми клиентами, но и на других уровнях обеспеченности встречаются «странные» личности.
        По-моему, важно выстроить правильное взаимодействие со своими клиентами, чтобы избежать лишних конфликтов. Тот же пример с платным ТЗ: если у вас явно на сайте указано и проговорена стоимость ТЗ и для чего оно нужно, то клиент, который против платить за ТЗ, просто не позвонит вам, а вы избежите критики и негативных эмоций.


        1. vasyay
          11.09.2016 22:42

          Клиенты в разных сегментах встречаются разные. В бюджетном больше клиентов, поэтому заметнее разные сложности. Конечно, нужно понимать, что деньги, которые отдает микро-бизнес за сайт, для него дороже, чем сотни тысяч для крупных корпораций. Поэтому и сложности при работе с ними. Но в этом то и фишка. Нужно научиться с ними работать. Зачем? В первую очередь это независимость от одного клиента, стабильность и быстрый видимый результат.


  1. divone
    10.09.2016 16:22

    Рекомендую интересующимся так же ознакомиться со статьей Андрея Терехова на схожую тему с примером шаблона плана веб-студии. https://habrahabr.ru/company/ruward/blog/192754/