Сложно удивить кого-то роботом. Они уже среди нас — работают на заводах, спасают людей в чрезвычайных ситуациях, разоружают бомбы, водят автомобили. Иногда удовлетворяют иные человеческие потребности.

Но как это выглядело пару сотен лет назад? Или четыре сотни лет? Да, тогда тоже были некоторые подобия роботов, механические устройства, напоминающие человека или животное. Они играли на музыкальных инструментах, писали пером, танцевали, рычали и совершали иные действия, способные повергнуть в шок простого обывателя. Сегодня говорим о механических монахах, откладывающих яйца утках и программируемых пишущих мальчиках.

image

Автоматоны — это механизмы. Различные истории о человекоподобных роботах ходили ещё в Древней Греции — например, движущиеся статуи. Но гораздо более реальным выглядит не очень сложный механизм, который описал Филон Византийский, умерший в 220 году до нашей эры. В книге «Пневматика» он описал устройство в виде женщины, которая в одной руке держит кувшин с вином, а по команде — при установке бокала в другую руку — она наливала вино и добавляла в него воду. Но кому нужны роботы, если есть рабы?


Леонардо Да Винчи, величайший художник, учёный, музыкант и изобретатель, в XV веке разработал технологию человекоподобного механизма. Это был первый в истории андроид. До того, как создать его, Да Винчи много времени провёл в анатомической школе, разрезая трупы и постигая тайны человеческого тела.

Механизм находился внутри рыцарской брони. Рыцарь, возможно, мог ходить, вставать и садиться, двигать руками и шеей. К сожалению, видео тогда не снимали.

image

image
Набросок — фантазия нашего современного художника

Король Испании Филипп II в 1560 году велел инженеру Хуанело Турриано создать механического монаха. Монах мог креститься, поднимать распятие, двигать губами — он будто молился за короля. Фигура передвигалась на колёсах, но у неё для реалистичности были и ноги, которые видны из-под рясы.


image

В 1737 году французский изобретатель Жак де Вокансон построил флейтиста, в репертуар которого вошли двенадцать музыкальных композиций, а также музыканта с тамбурином.

Лёгкие человека похожи на кузнечные меха. Вокансон, также увлекавшийся работой с трупами, имитировал их работу. Ему пришлось изучить игру живого человека. Движение воздуха контролировал язык, губы открывались, закрывались и двигались, воздух поступал с механических лёгких — мехов.

Отверстия на флейте зажимали в нужной последовательности механические пальцы. Поскольку деревянные пальцы не могли плотно прилегать к флейте, мастер использовал настоящую человеческую кожу.

image

image

Позже Вокансон спроектировал и собрал из четырёхсот деталей утку, которая махала крыльями, ела, переваривала зерно и после этого испражнялась. По замыслу автора, утка должна была на самом деле переваривать пищу с помощью химической реакции в отдельном резервуаре, но до этого, к сожалению, не дошло. Вместо этого зерно попадало в один отсек, а заранее подготовленные испражнения выходили из другого. Утка стала самым известным его творением. Все три автоматона вошли в одну коллекцию и делали представления для публики.

image

image

Важнейшей деталью для строительства автоматонов стал эксцентрик — диск или сектор диска, насаженный на вращающийся вал так, что его ось не совпадает с осью вращения вала. Таким образом вращательное движение становится поступательным.

image

Конечно, куда мы без японцев, когда речь заходит о тонкой работе. Кукла на видео ниже приводится в движение благодаря струнам, которыми она связана с механизмом, подобным часовому. Эксцентрики натягивают струны и отпускают их, заставляя куклу совершать различные действия.

Эта кукла не просто двигает руками. Она берёт стрелу, натягивает тетиву лука и выпускает её. Затем берёт новую стрелу с платформы, во время выстрела изменившей позицию. При этом лучник успевает артистично двигать головой.


В 1740-х годах архиепископ Яков фон Дитриштейн (Jakob von Dietrichstein) построил автоматон, представляющий собой театр из двух сотен фигур на одной сцене, работающих одновременно. Так он изобразил жизнь идеального города. Мы видим, как бондари закрывают бочку, как молотом забивают быка, строители поднимают доски на здание, а сверху за тяжким трудом простого народа наблюдает аристократия.

Вода в механизме поворачивает колесо, которое посредством нескольких передач передаёт вращение на барабан. На барабане содержатся инструкции для каждого персонажа в этом театре.


Автоматоны тесно связаны с искусством создания часов. Как можно заметить, почти всегда мастера именно этой области разрабатывали движущихся кукол. В мире построено множество башенных часов с фигурами, совершающими действия. Например, это Пражские куранты. Их установили в 1410 году, это старейшие из ныне работающих астрономических часов. В XVII веке к ним добавили движущиеся фигуры смерти-скелета с колокольчиком и кричащего золотого петуха.


Возможно, самый знаменитый автоматон в России — это часы с павлином, выставленные в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Часы были изготовлены в Великобритании в 1770-е годы. Каждую среду заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев заводит их, после чего часы работают в течение восьми часов.

Екатерина II потратила на часы 11 000 рублей в 1781 году. При перевозке из Лондона механизм повредили, но на помощь пришёл Иван Кулибин — ему пришлось собирать часы, доставая детали из груды в корзинах.

В композиции задействованы сразу несколько птиц. Сова в клетке вращает глазами, двигает головой и в такт звону колокольчиков пританцовывает лапкой. Павлин кланяется и распускает хвост. Затем петух поднимает голову, и раздаётся звонкое «кукареку».


Павлина создал лондонский ювелир и изобретатель Джеймс Кокс. Ещё одной интересной его работой был серебряный лебедь с длинной гибкой шеей, ищущий еду в серебряном пруду с рыбками. Он работает 40 секунд на одном заводе, но выглядит при этом, почти как живой. Во время работы он вылавливает рыбку и ест её. Даже вода кажется настоящей — она выполнена из вращающихся стеклянных цилиндров с насечками различной формы.


В XVIII-XIX веке автоматоны были средством развлечения самых состоятельных слоёв общества. Но делали эти произведения искусства гораздо более бедные люди: ремесленники, производившие компоненты, и часовые мастера, собирающие их воедино. Чтобы заработать больше денег, нужно было продать больше механизмов, и, возможно, снизить цену. Уже триста лет назад начался тренд на миниатюризацию устройств. И часы становились меньше, и автоматоны уменьшались в размерах.

Часовые механизмы, которые 500 лет назад занимали место в башнях, уменьшились до размеров, позволяющих поместить их сильно усложнённую версию в корпус куклы. А затем — в устройство размером со шкатулку.

Пример миниатюрного автоматона — эта птичка в клетке, сделанная в 1860-х.


Ещё один замечательный пример — ювелирное пасхальное яйцо «Лавровое дерево», сделанное фирмой Карла Фаберже в 1911 году по заказу Николая II. Его он подарил своей матери Марии Фёдоровне. После завода механизма крышка яйца-дерева открывается, и появляется птица. Она поворачивается и поёт.


Кстати, у фирмы Jaquet Droz сейчас в ассортименте есть наручные часы с автоматоном. Эти часы с певчей птичкой стоят 380 000 швейцарских франков, это 25 миллионов рублей.


В 1784 году был собран автоматон, выполненный по образу королевы Франции Марии-Антуанетты. Кукла вращает глазами, смотрит по сторонам, двигает головой, дышит и играет на музыкальном инструменте.


А вот Мария-Антуанетта в неглиже. Мы видим барабан с насечками, который натягивает струны для каждого действия в определённой последовательности.

image

Автоматоны не только играли на инструментах, но и были способны писать пером на бумаге. Конечно, строго определённые вещи, перепрограммировать такую куклу было делом непростым (хотя есть исключение). На видео ниже — работа 1773 года.

«Художник» мастера Жаке Дро состоит из 2 000 элементов. Он способен нарисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаки с подписью, Марию-Антуанетту с Людовиком XVI и Купидона, управляющего колесницей с бабочками. Большую правдоподобность механизму придают его посторонние действия — он ёрзает на стуле, качает головой и сдувает пыль. Сложно представить себе удивление, с которым в то время могли встретить этого робота.


Гораздо более сложный механизм Жаке Дро получил название «Каллиграф». Устройство собрано из 6 000 деталей. Весь механизм поместили в корпус куклы. Пером на бумаге мальчик старательно выводит текст. После каждой буквы второй рукой он подвигает лист бумаги, чтобы приступить к следующему символу, встряхивает пером, макает его в чернильницу.


image

Символы, которые мальчик выводит на бумаге, закодированы на круглой пластине в механизме. Этот автоматон больше похож на автоматический печатный станок или принтер. Удивительно то, что мастер предусмотрел возможность менять текст. Диск проворачивается, и информация о символах передаётся последовательно к исполнительному механизму. Буквы на диске могут быть заменены, вместо символов могут быть выставлены пробелы.

Внутри куклы была стопка эксцентриков, которые превращали переданный с диска сигнал в движение рук.

image

image

Швейцарская часовая марка, созданная Пьером Жаке-Дро, существует до сих пор, и делает на заказ эти автоматоны. На производство уходит год.


В 1810 году английский мастер швейцарского происхождения Генри Майлардет построил рисовальщика-писателя. Он писал стихотворения на трёх языках и красиво оформлял их, а также рисовал изображения Купидона в саду или на колеснице, корабля, китайского храма.


Результатом были такие картинки:

image

Гастон Декамп в 1907 году собрал автоматон «Зульма — заклинательница змей». Здесь мы видим девушку, открывающую глаза, дышащую и поворачивающую шею, и двигающуюся змею. Всё это сопровождается музыкой.


На автоматонах можно было зарабатывать не только с помощью их продажи, но и с помощью массового обмана людей. Речь теперь пойдёт про шахматиста-турка, одна из интерпретаций которого в 1804 году обыграла Наполеона.

Венгерский изобретатель Феркаш Кемпелен собрал полноразмерную фигуру человека, сидящую за шахматным столом. В начале представления людям показывали механизм внутри стола и пустые полки, подсвечивая внутренности стола свечой. Затем дверцы закрывались, и начиналась игра.

Внутри было скрыто рабочее место живого шахматиста. Главное достоинство автоматона состоит в том, что изнутри человек управлял рукой турка, и не просто двигал ей, а схватывал фигуру и переставлял её, а также понимал, где и какая фигура находится благодаря магнитам в нижней части основной шахматной доски. Это отличный пример раннего манипулятора.

В партии против Наполеона победил турок. Тогда в столе сидел Иоганн Альгайер, сильнейший австрийский шахматист начала XIX века.


Если говорить упрощённо, то почти все автоматоны представляли собой заводные механизмы, подобные часам, каким-либо образом соединённые с куклой или другой фигурой и заставляющие её двигаться. Самыми удивительными из них кажутся Каллиграф, из-за того, что мастер изначально предусмотрел возможность перепрограммирования механизма, и серебряный лебедь благодаря реалистичности. Но для обычных людей абсолютно все работающие автоматоны могли показаться чудом.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (16)


  1. Tutanhomon
    16.11.2016 11:30
    +2

    Они прекрасны!


    1. apiksDen
      16.11.2016 16:39
      +2

      Это самое офигенное что я видел за последнее время


  1. qbertych
    16.11.2016 11:46
    +1

    Позже Вокансон спроектировал и собрал из четырёхсот деталей утку, которая махала крыльями, ела, переваривала зерно и после этого испражнялась. По замыслу автора, утка должна была на самом деле переваривать пищу с помощью химической реакции в отдельном резервуаре, но до этого, к сожалению, не дошло.

    Эта утка упоминается у Войцеховского в "Радиоэлектронных игрушках". К превеликому сожалению, секрет утки там не раскрывался.


    Еще оттуда запомнилась история про механического Деда Мороза. В новогоднюю ночь нагрузка на сеть упала и напряжение в сети выросло. Дед Мороз стал двигаться слишком быстро и разнес магазин =).


    1. FuzzyWorm
      16.11.2016 12:14
      +6

      Я тоже вспомнил про Деда Мороза в витрине, описанного в какой-то детской книге про роботов вместе с другим забавным случаем, и вот что оперативно накопалось в сети:

      Забавный эпизод вспоминает советский инженер-конструктор, специализирующийся в робототехнике, В. Лукачер. Осенью 1937 года в зале Всесоюзной торговой палаты среди многочисленных экспонатов конкурса рекламы выделялся робот-рыболов. Он сидел на пеньке с удочкой в одной руке, а в другой была зажата большая котлета.

      Рыболов обращал на себя внимание не только «внешностью»: туловище в виде большой коробки сардин, ступни ног из коробок по-меньше, веселое «лицо». Главное — были его действия. Посидев немного на пеньке, он вставал, взмахивал удочкой, потом подносил ко рту котлету, энергично двигая нижней челюстью. Но рыболов не только ловил рыбу и ел котлету, он пел! В начале песенки было: «Под солнца улыбку ловлю себе рыбку», под конец: «Лучшего блюда, чем рыбных котлет, на свете не было и нет!». Затем он вновь усаживался на пенек и невозмутимо продолжал ловить рыбку. Надо сказать, что песня про рыбные котлеты уместна была не только по рекламным соображениям, но также потому, что без нее трудно было догадаться, какое кулинарное изделие в руке рыболова.

      В те времена роботы были диковинкой. Рыболов получил высшую премию и был тут же «приглашен на работу» в витрину рыбного магазина на улице Горького в Москве.

      Несколько дней рыболов в витрине добросовестно трудился, балуясь удочкой, закусывая и возвещая с витрины о качествах рыбных котлет. Но однажды вечером…

      Песенка рыболова была записана не на магнитофон, а на граммофонной пластинке. От долгого употребления запись износилась. И вот рыболов, помахивая удочкой и тыча котлетой себе в нос, стал выкрикивать только одно: «… рыбных котлет на свете не было и нет!» Собравшаяся у витрины публика сопровождала критику смехом.

      Разбудили дремавшего сторожа, вызвали создателя, и рыболова угомонили — выключили. На другой день робот был изгнан с витрины.

      А через несколько лет, в 1946 году, создатель непослушных роботов встретил Новый год в компании взбунтовавшегося автомата не на страницах фантастического романа, а в Москве, в витрине столичного универмага.

      Близился первый послевоенный Новый год. Готовились встретить его особо празднично, в ярком сиянии огней иллюминации, в блеске витрин. Тогда-то в зашторенной до поры витрине большого московского магазина появился робот.

      Это был великолепный дед-мороз, в пурпурной шубе, в белой меховой шапке. Он время от времени вставал с пенька, на котором сидел, наливал себе и выпивал бокал шампанского.

      За день до празднования Нового года в магазин прибыла комиссия для приема праздничного оформления. Председателю комиссии дед-мороз не понравился: «В центре Москвы будет пьянствовать на виду у всех! Ни в коем случае!»

      Менять конструкцию деда было некогда. Пришлось срочно подыскать замену шампанскому. Вместо бутылки дед теперь энергично потрясал связкой елочных украшений, ко рту он подносил не бокал, а детскую дудочку, которую спешно подобрали в отделе игрушек.

      Не очень, правда, понятно было, почему почтенный дед встречает Новый год гудением дудки, но, во всяком случае, он был спасен. Занавес витрины поднялся, и дед приступил к работе при громком одобрении многочисленной публики, почти запрудившей узкую Петровку. Однако вредный старик вскоре отплатил своему изобретателю черной неблагодарностью.

      Часа за полтора до Нового года на квартире создателя робота зазвонил телефон: дежурный потребовал немедленно приехать в магазин — дед-мороз бегает по витрине и ломает игрушки!

      Когда через полчаса конструктор приехал, на полу витрины валялись разбитые елочные украшения, все было в ужасном беспорядке, двое пожарных держали деда-мороза за плечи, не давая ему подняться со своего пенька.

      Все прояснилось немедленно. Когда вечером в громадном универмаге погас свет и отключилась вся нагрузка, то напряжение в сети поднялось, и дед начал вскакивать и садиться столь энергично, что при каждом резком движении немного перемещал свой довольно тяжелый, но не закрепленный постамент. Так миллиметр за миллиметром он подъехал к разукрашенной елке и дудкой своей посшибал добрую половину игрушек, заодно разбросав и попортив те, что были разложены на полу.


  1. RedVelvet
    16.11.2016 12:43

    По «культуре» была передача, где подробно разбирали как эти штуки работают.


  1. tygernach
    16.11.2016 13:08
    +1

    В Утрехте есть совершенно замечательный музей таких автоматов, с включенными в цену билета экскурсиями, где какие-то из экспонатов заводят, причем на разных экскурсиях разные. Музей по площади небольшой, но зависнуть там можно надолго, особенно гику.


  1. dilukhin
    16.11.2016 13:12
    +2

    Мне удивительно, почему при таком развитии механики никто не догадался создать тьюринг-полный вычислительный механизм с допустимой стоимостью? Ведь машина Баббиджа для такой задачи была, мягко говоря, избыточна. False, BrainFuck, Moo, Ook — вот с такого типа языком механический вычислитель вполне мог быть создан.
    PS Предвосхищая комментарии, отвечу сам себе — не догадались. А зря — какая эпоха стимпанка могла развиться ^_^


    1. Dum_spiro_spero
      16.11.2016 14:27

      Видимо созданием таких механизмов занимались в основном инженеры/конструкторы. А математиков рядом не было. Даже сейчас в нашем институте вижу ребят с хорошими инженерными способностями которые… не любят математику. Ну и не особо ей доверяют. Для математики нужно абстрактное мышление, а для инженерных дел — более предметное. Да и сам часто сталкивался с тем, что я что-то напридумывал и посчитал, а на практике — не работает. Из-за каких-либо неучтенных вещей о которых заранее неизвестно. В результате возникает желание сразу попробовать и посмотреть что-будет вместо предварительных расчетов.
      Хотя вот арифмометры пытались делать. Из вики:

      «Другой неизвестный современникам арифмометр был создан Вильгельмом Шиккардом в 1623 году. Согласно чертежам, устройство представляло собой 6-разрядную машину из трёх узлов: устройства сложения-вычитания, множительного и блока записи промежуточных результатов[2]. Также в XVII веке были созданы «паскалина» Блеза Паскаля и арифмометр Лейбница.
      В 1674 году была создана машина Морленда. В 1709 году итальянский учёный маркиз Джованни де Полени представил свою модель арифмометра. В 1820 году Тома де Кольмар начал серийный выпуск арифмометров, в целом сходных с арифмометром Лейбница, но имевших ряд конструктивных отличий. В 1850-х годах П. Л. Чебышёв создал первый в России арифмометр. В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера — самого распространённого типа арифмометров XX века.»


  1. DaveDee
    16.11.2016 13:16
    +3

    «Набросок Да Винчи» — просто фантазия художника
    http://axelmedellin.deviantart.com/art/TLIID-156-Da-Vinci-s-Iron-Man-part-1-399986576


  1. Rikkitik
    16.11.2016 13:51
    +2

    Как тут не вспомнить замечательный квест Syberia, в котором количество автоматонов на единицу времени зашкаливает.

    Картинка
    image


    1. Kuznets78
      17.11.2016 11:46

      А также замечательный фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени».


  1. DanXai
    16.11.2016 15:18
    +1

    А двигающиеся статуи шаолиньских монахов в коридоре для выпускников монастыря — правда или байка?


    1. ivansychev
      16.11.2016 16:40

      Вы могли бы дать несколько ссылок на подробности об этом? Попробуем выяснить истину.


      1. DanXai
        17.11.2016 07:44

        Ну вот первая же ссылка: http://putvoina.blogspot.ru/2011/01/blog-post_7107.html Ближе к середине текста про воинов-манекенов.


  1. Arxitektor
    16.11.2016 17:06

    Набросок — фантазия нашего современного художника
    Сильно напоминает набросок мехи их аниме ))


    1. Tenebrius
      16.11.2016 17:41

      Судя по изображению в правой нижней части, это «чертежи» костюма Железного Человека. Хоть и не Леонардо, но выглядит стильно.