В октябре в Цюрихе состоялся первый в мире чемпионат Cybathlon. Его уже громко назвали первой международной битвой киборгов. От России участвовало 6 команд в 6 номинациях:

  • Brain-Computer Interface (преодоление виртуальной полосы препятствий с помощью нейроинтерфейса)
  • Powered Exoskeleton Race (экзоскелеты)
  • Powered Arm Prosthesis Race (протезы рук)
  • Powered Leg Prosthesis Race (протезы ног)
  • Powered Wheelchair Race (гонки на электроколясках)
  • FES Bike Race (соревнование парализованных гонщиков на велосипедах с электростимуляцией)

Наша команда CaterWil участвовала в номинации Powered wheelchair Race.



Фишка разработанной нами коляски CaterWil GTS3 заключается в том, что устройство имеет колесную и гусеничную платформы. Мы ее так и называем — коляска-трансформер. Для движения по ровной поверхности пилот использует колеса, а при необходимости преодоления препятствий коляска может превращаться в танк гусеничный вездеход.


Трасса в номинации «Powered wheelchair» состояла из 6 испытаний. Задания расположены по возрастанию сложности:
 

 

  1. Подъехать к столу так, чтобы половина бедра заходила под стол. Испытание показывает насколько коляска применима в быту.
     

    Кстати, сделать эргономичный и эстетичный пульт нам помогла мастерская «ЭКС принт»
     
  2. Задание «Змейка». Это упражнение частично раскрывает маневренность устройств.
     

     
  3. Подняться на крутой пандус (20 градусов), открыть дверь, проехать в дверной проем, закрыть дверь, спуститься с пандуса. Очень хорошее испытание, с которым люди на колясках сталкиваются ежедневно.
     

     
  4. Препятствие «Неровная дорога» представляет собой участок с закрепленными под разными углами бревнами. Задание интересно для инженеров, технически непростое, однако в быту не так актуально.
     

     
  5. Препятствие «Наклонная поверхность». Это пятое задание, за него давали много баллов, но на самом деле оно одно из самых простых. Думаю, обычная коляска с электроприводом без труда справится с такой задачей. Но в быту такое препятствие тоже встретишь не часто.
     

     
  6. В задании «Лестницы» нужно заехать на 3 ступени вверх и спуститься на 3 ступени вниз. Лестницы — это самая большая проблема доступной среды для инвалидов-колясочников. Этот вопрос до сих пор актуален по всему миру и будет актуален еще много-много лет, так как поставить лифты и пандусы повсеместно технически невозможно. Это упражнение также является самым интересным с инженерной точки зрения. Для прохождения этого препятствия коляска должна быть не просто вездеходом, а настоящим роботом с целым рядом датчиков и механизмов, позволяющих смещать центр тяжести, карабкаться вверх и безопасно спускаться вниз.


 
Пилотами «болидов» обязательно должны быть люди с соответствующей инвалидностью. Гонщик нашей команды Юрий Ларин прошел все препятствия на «отлично», набрал максимальное количество очков, но уступил в скорости. По результатам гонок из 12-ти команд со всего мира CaterWil заняла 6-е место.
Турнирная таблица:

Место


Страна


Команда


Фото


Баллы


Время, сек


1


Швейцария


HSR Enhanced



660


214


2


Гонконг


HKUSTwheels



660


219


3


Словения


Avalanche



660


267


4


Япония


RT-Movers



660


312


5


Гонконг


B-Free in City



660


358


6


Россия


CaterWil



660


399


7


США


HERL



530


181


8


Великобритания


Team Imperial



530


266


9


Корея


Enable



426


94


10


Греция


Laddroller



426


246


11


Великобритания


Team Imperial



307


102


12


Швейцария


Scewo



0


0



Спонсорами участия команды CaterWil в соревнованиях Cybathlon 2016 выступили программа Технологии возможностей и завод «Швабе — Оборона и Защита».


Международные соревнования Cybathlon, как и Олимпийские игры, будут проходить раз в 4 года. Для развития отечественных ассистивных технологий была создана Российская Федерация по Кибатлону. Федерация и мы в ее составе будем организовывать ежегодные Всероссийские соревнования. Следующие будут проходить осенью 2017 года.

Так что, господа инженеры, давайте помогать людям и мериться технологиями!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (19)


  1. Robotex
    16.11.2016 13:02

    И это все? Только коляски? А в других дисциплинах кто победил?


    1. INevzorov
      16.11.2016 13:11
      +3

      Вообще материала очень много. Думаю, будет правильно, если каждая российская команда напишет про свою дисциплину. В других номинациях участвовали команды Ortokosmos, Neirobiotics, Neirowalk, Stradivary и Klaiber Bionics. Лучший результат показали Ortokosmos с протезом ноги — заняли 4-е место.


  1. DrZlodberg
    16.11.2016 14:21
    +1

    Греки может и не самые проходимые, зато самые практичные. Если электрика накроется — явно можно докатить по-старинке. Как я понимаю гусеницы вообще буксировать проблема. Странно, что B-Free in City так низко пал. У такой конструкции проходимость должна быть отличная.


    1. INevzorov
      16.11.2016 14:29

      B-Free очень хороший девайс для преодоления препятствий, но не очень практичный в жизни. Это все равно что на МТЛБ по трассе ездить. На гусеницах далеко не уедешь — большое сопротивление вращению по сравнению с колесом, больше вибрации и скорость ниже. Вот они по скорости как раз и проиграли.


      1. DrZlodberg
        16.11.2016 15:13
        +1

        Вообще странно. Спереди явно видны ролики, логично было бы и сзади сделать дублирующие колёса для ровной поверхности (как многие и сделали). Была бы весьма универсальная машинка.
        Сопротивление и вибрации не должно быть очень большим. Задние гусеницы явно имеют специальный профиль для их уменьшения. Хотя трение в самой гусенице никто не отменял, да. Скорость в полугусеничном варианте, кстати, тоже не должна сильно падать. Возможно просто неудачный привод использовали или просто перестарались с ограничением скорости.


        1. INevzorov
          16.11.2016 15:28

          Тут дело вот в чем. При одной и той же мощности конструкторы выбирают либо высокий момент и низкую скорость либо наоборот высокую скорость и низкий момент. Так вот на гусеницах для преодоления препятствий нужен высокий момент. Для того чтобы обеспечить при этом высокую скорость нужно делать привод мощнее, а значит больше батарей, больше веса, больше цена и так далее.

          В нашем варианте у нас разная редукция на колеса и на гусеницы. Мы как раз быстро едем на колесах, и медленно, но с большим моментом едем на гусеницах.


          1. DrZlodberg
            17.11.2016 08:36

            Не очень понятно, в чём проблема сделать 2х ступенчатый редуктор для варианта такой двойной гусеницы?
            Кстати, а какова мощность привода/количество моторов/ёмкость батарей у подобных конструкций?


    1. lavr02
      16.11.2016 15:51
      +2

      Греки не самые практичные, говорю как пользователь, в эту коляску без посторонней помощи не сесть


      1. DrZlodberg
        17.11.2016 08:18

        Имелась ввиду концепция в целом. Подлокотники прикрутить не долго (ведь дело в них?)
        Есть подозрение, что победитель в этом плане как минимум не лучше.


  1. lavr02
    16.11.2016 15:55

    И плюс еще шейники у которых спина не держит, с лёгкостью из неё вывалятся, в прочем и не только у одних греков такие коляски


    1. INevzorov
      16.11.2016 16:01

      Да, стоит сказать, что многие коляски команды разрабатывали специально для этих соревнований, а для реальной жизни они малопригодны из-за своих габаритов, неповоротливости и тихоходности на ровной поверхности. По моему мнению, хорошими жизненными характеристиками обладают коляски, занявшие 6, 7, 9, 11, 12 места.


  1. KulakovaG
    16.11.2016 16:17
    +1

    Очень интересные разработки. Немного непонятно, почему, если об испытаниях известно заранее, некоторые команды не подготовили должным образом свои «болиды». Например, к испытанию «Лестницы» была полностью не готова разработка команды Team Imperial.
    А наши ребята молодцы! Не уступили в технике, но проиграли по времени прохождения. Радует, что коляска Caterwil отличается безопасностью и устойчивостью, а не предназначена для скоростных маневров. Хотя занять первое место в подобных соревнованиях было бы очень приятно!


  1. garex
    16.11.2016 18:17
    +1

    Я в последнее время больше склоняюсь к экзоскелетам. Единственный их минус на сегодня — нейроинтерфейсы далеки от совершенства.


    1. INevzorov
      16.11.2016 18:25
      +2

      Я тоже уверен, что за ними будущее. Я бы к несовершенству нейроинтерфейсов еще недостаточную емкость аккумуляторных батарей добавил. Все-таки процесс хождения значительно более энергоемкий, чем езда на колесах или гусеницах. Но это все вопрос времени, конечно.


    1. lavr02
      17.11.2016 07:16
      +2

      Экзоскилет конечно хорошо, но он рассчитан на людей с сильными, здоровыми руками, а куда же нам шейникам. пока только в мечтах


      1. garex
        17.11.2016 07:36
        +1

        Так в том то и цимус, чтобы экзоскелет работал снаружи тела, а с мозга шло управление.

        Позволю себе ещё дальше шагнуть — как только разберутся с тем, как работает мозг и нервы и научаться программировать клетки, так сразу можно будет выкинуть все коляски и скелеты и сделать операцию по восстановлению канала мозг-конечность армией робоклеток.

        Но к сожаленею человечество ещё так неразвито и занимается исследованиями как сделать оружие чтобы себя убить, а не как сделать что-то действительно полезное, чтобы себя вылечить.


        1. lavr02
          17.11.2016 09:34
          +1

          согласен, этим занимаются энтузиасты, при чём на свои собственные финансы


    1. lonelymyp
      17.11.2016 11:50

      А батарейки которые не придётся везти сзади в тележке уже изобрели?
      Нейроинтерфейс не так уж и нужен, голосовое управление вполне может справится на первое время.


  1. engine9
    18.11.2016 18:54
    +1

    Круто, даже представления не имел что такое соревнование существует.