В прошлый раз мы разобрались, как в принципе устроен цифровой конструктор — откуда в нем столько ограничений, почему они важны и как помогают учить детей и взрослых правильным вещам.



Сегодня без сухой теории — просто возьмем и посмотрим на цифровые конструкторы, которые сошли с дистанции, отлично себя чувствуют или только запускаются. Узнаем, как менялись модели их дистрибуции и почему нас ждет волна автоматизации всего.

Не отказывайте себе в удовольствии писать о других интересных проектах по теме в комментариях. Цифровые конструкторы — это клёво и полезно.

1. Николай Селиванов и «Мастерская художественного проектирования»


Чем примечательны: художественные конструкторы для развития творческого мышления у детей и взрослых.



Кажется, мнение, что конструктор — это «среда» для будущих инженеров-радиоэлектронщиков и программистов, преобладает.

Но по факту, творческое начало-то везде одно. И у нашего первого героя есть живые примеры, как из художников студенты «переобувались» в разработчиков.

Сам Николай — художник, давно и плотно интересующийся ИТ. И его работы находятся на стыке искусства и возможностей виртуального опыта.


Еще несколько работ Селиванова попали в этот обзор на GT

Основную часть своих проектов Николай выполнил в 2000-х, записал на CD и распространял через заказчиков (издательства, корпорации, музей). Но до сих пор по случаю он поднимает веб-версии на тематических мероприятиях. Однако, чтобы полностью перенести конструкторы в онлайн, им нужен переход с Flash на HTML5.

Где пощупать: некоторые конструкторы продаются вместе с учебниками ИЗО или в музеях. Но лучше приходить в культурный центр ЗИЛ — там можно запустить с Николаем любой его проект. Да еще и с CD, что сегодня своего рода приключение.

2. Евгений Курт, Павел Кудинов и uKit


Чем примечательно: нейросеть в конструкторе сайтов.



Полтора года назад uCoz запустил uKit — простой визуальный конструктор статических сайтов-визиток.

Следующим шагом в развитии проекта стала автоматическая сборка сайтов из готового контента – уже работает прототипирование ключевых разделов сайта из Facebook-страниц: информация раскладывается на шаблон калиброванным алгоритмом.

В планах — не только перенос с других платформ (это может быть и другая соцсеть, и старый сайт, а также комбинация источников), но и добавление в процесс ИИ.

Разработку самообучающейся надстройки, которая будет переосмысливать и пересобирать старые сайты c разных платформ на современных шаблонах uKit, возглавляет ростовский CTO проекта Павел Кудинов.


Coming soon...

Где пощупать: пока известны базовые подробности проекта с нейросетью. Сам конструктор, к которому ее подцепят, работает на трех языках и поддерживает свыше полумиллиона сайтов. Попробовать онлайн-сервис можно бесплатно.

3. Якоб Якобсен, Йеспер Эрстванг и Lego Group


Чем примечательно: «CAD, который может освоить даже ребенок».



Во второй половине 2000-х десктопное приложение Lego Digital Designer (LDD) подавалось как часть программы по заигрыванию с покупателями: вы могли собрать свой набор из кубиков на компьютере, отправить результат работы на сайт Lego — и набор, спроектированный любителем, другие покупали под брендом компании.

В начале 2010-х маркетинг-кампания Design by Me закрылась, а вот созданное под нее приложение продолжало развиваться и вбирало в себя новые миры конструктора — в частности, Mindstorms.

Однако недавно закрыли и проект LDD.



Выше вы видите имена всех, кто создавал последнюю версию проекта — а для подзаголовка мы выделили фамилии основных инженеров: на их счету целый ряд патентов Lego в области рендеринга в реальном времени.

Еще одним достижением этой команды стал выпуск LDD для Mac OSX — почти десять лет приложение было доступно только пользователям Windows.

Где пощупать: приложение можно установить на ПК бесплатно — и надеемся, такая возможность будет существовать еще долго. Но как говорят эксперты — если вы не монетизируете цифровой конструктор, со временем его придется закрывать.

Число установок LDD неизвестно. Но ключевые инженеры проекта участвовали в создании LEGO Universe — массовой строительной онлайн-игры с двумя миллионами пользователей, закрытой в 2012 из-за проблем с получением прибыли. Возможно, в ее закрытии косвенно виноваты следующие ребята.

4. Йенс Бергенстен и команда Mojang AB


Что примечательного: Minecraft.



В 2012-м Йенс сменил автора игры — Маркуса Перссона — на посту главного разработчика Minecraft.

При участии Бергенстена проект обзавелся «карманной» — то бишь мобильной версией по iOS, Android и Windows Phone. И в первый же год стабильного релиза «карманник» обогнал версию для ПК по количеству продаж — 16,5 миллиона мобильных установок против 13 млн на десктопах (на декабрь 2013-го).



В апреле 2016-го игра-конструктор стала доступна в VR-варианте, основанном на «карманной» версии.

Где пощупать: в шлеме Oculus или Gear VR.

5. Шейн Янки, Эрик Химбо и Virtual Robotics Toolkit


Что примечательного: это «взрослая» замена Lego Digital Designer.


FYI: на картинке только Шейн и его жена

Софт от двух сотрудников компании Cogmation Robotics не только позволяет собирать и программировать виртуальных роботов Mindstorms, но и виртуально тестировать их поведение с учетом физики нашего мира. Причем она предусматривает импорт моделей из других программ — того же LDD.



Где попробовать: у программы нет демо-версии. Сайт разработчиков сразу предлагает купить лицензию: на 1 человека — за 50 долларов, или на команду — за 200.

6. Олег Понфиленок и Copter Express


Чем примечательны: квадрокоптеры детям.



Это они доставляли пиццу коптерами, и если вы видели гонки дронов на разного рода гикпикниках — это тоже были они. В этом году компания представила новый проект — «Клевер», набор для обучения школьников основам радиосвязи, микроэлектроники и программирования на дополнительных занятиях.

Помимо физической части, набор включает среду для программирования полета коптера — расширение к Arduino и Raspberry Pi с добавлением собственных библиотек.



Где пощупать: набор предназначен для кружков. Судя по сайту проекта, в Москве уже открыты три секции «Клевера» — и в планах запуск еще пары: тоже в столице.

7. Blockworks и неизвестные


Чем примечательны: попытка создать «бесплатный конструктор как Lego, только в стиле MS Paint».


Ваше лицо, когда вы не заполнили Credits в проекте

Бразильская компания Hypervisual существует на рынке веб-дизайна порядка 20 лет. Возможно, это был сайд-проект кого-то из ее сотрудников или попытка выйти на новый рынок, но в начале 2000-х она выпустила Blockworks.

Вы скачивали установочный файл в 3Мб и открывали нечто среднее между интерфейсом MS Paint (некоторые также называли конструктор «версией Adobe Illustrator для детей») и графикой в стиле старых-добрых игрушек 1990-х.



Дальше на экране можно было расставлять двухмерные блоки, а также запускать анимацию и звуковой ряд — как в Scratch, появившемся гораздо позже.

Приложение позиционировалось как полностью бесплатный цифровой конструктор для детей, затем команда перешла на «30-дневную бесплатную версию» и лицензии для массового использования. Но судя по всему, прекратила попытки развития проекта в середине 2000-х.

Где пощупать: на промо-сайте до сих пор можно скачать тестовую копию для семейства операционок Windows NT. По косвенным данным, на 2006 год игра-конструктор была загружена почти 17 тысяч раз.

Похоже, что проект просто не вовремя — отчасти слишком рано, отчасти слишком поздно. Его обрывочная история напоминает мыканья героев сериала «Замри и гори», пытавшихся создать свой Алиэкспресс до того, как интернет дойдет в российскую глубинку.

***

Спасибо за внимание. Эта статья — продолжение серии материалов о применении конструкторов в онлайне и оффлайне:

* Как устроен цифровой конструктор: базовые принципы
* Особенности национальных конструкторов: от России до Японии
* Особенности национальных конструкторов: от Скандинавии до США
* 8 полезных конструкторов и как применить их в воспитании
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. dfgwer
    18.11.2016 15:20
    +2

    а где Kerbal Space Program? Для развития воображения одна из лучших игр, если не лучшая.


    1. spasibo_kep
      18.11.2016 15:25

      Не отказывайте себе в удовольствии писать о других интересных проектах по теме в комментариях. Цифровые конструкторы — это клёво и полезно.

      Спасибо за дополнение. Про них целый большой обзор на Хабре был.


    1. NetBUG
      18.11.2016 21:41

      И The incredible machine =)


      1. spasibo_kep
        18.11.2016 21:44

        7 июля 2014 года это игра была выпущена в Стиме для Windows и OS X

        ну почему ж перед выходными-то узнал :)


  1. spasibo_kep
    18.11.2016 15:51

    Отдельная просьба прочитавшим — высказаться по прототипу наклейки из раздела №2 статьи.