Когда мы говорили о самых продаваемых играх, вы задавали вопросы: почему не рассказать о тех играх, которые были самыми популярными в своё время? Сложно сравнивать по количеству продаж игру из 2013 года, доступную сразу на нескольких платформах и в нескольких магазинах, и какую-нибудь аркаду из 1970-х, которая продавалась пару лет. Так что давайте поговорим о тех играх, которые сыграли важную роль в развитии индустрии в определённые годы благодаря своей популярности.

image

Computer Space


Игра Computer Space была не столько самой популярной для своего 1971 года, сколько одним из первых коммерчески доступных игровых автоматов. К 1972 году были выпущены 1500 автоматов, но проданы были не более одной тысячи.

За разработку игры отвечал Нолан Бушнелл, бывший сотрудник открытой в 1944 году Александром Понятовым компании Ampex. Он уволился, разработал компьютер под собственную игру и нашёл производителя — компанию Nutting Associates. Бушнелл вынашивал идею игры несколько лет, но продажи автомата показали, что сконцентрироваться нужно было на таких играх, которые понятны любому человеку в состоянии алкогольного опьянения, отдыхающему в баре.

В игре космический корабль перемещался в пространстве, поворачивая в четыре стороны, и стрелял по астероидам. К 1973 году Nutting Associates выпустила версию для двух игроков.

На самом деле, игра была не совсем оригинальной: это был вариант Spacewar!, игры 1962 года для компьютера PDP-1.


image

The Oregon Trail


«Орегонская тропа» 1972 года доказала, что образовательные игры тоже могут быть интересными. Изначально посвящённую американским колонистам игру выпустили для телетайпов, затем — для Apple, а в СССР она попала в виде нелицензионной, но русифицированной версии для «Электроника-60» и ДВК.

Более того, новые версии игры выпускали под DOS, Macintosh, Windows, Nintendo Wii, Nintendo DS, Nintendo 3DS, Android, Windows Phone, iOS. Вы можете прямо сейчас её скачать на смартфон. Хотя, конечно, от первой версии в ней мало что осталось.

Игра посвящена жизни американских пионеров. Орегонский путь в XIX веке был важной дорогой, соединяющий Великие Равнины с западной частью Северной Америки. Переселенцы должны попасть из штата Миссури на территорию современного штата Орегон. Игрок для участников экспедиции выбирает профессии, даёт имена и покупает припасы. В процессе игры нужно было чинить фургон самому или менять его части, побеждать болезни, отбиваться от индейцев или сотрудничать с ними в зависимости от их настроя, покупать провизию или боеприпасы.

Главное в игре — решение задач: какую профессию выбрать, какое тягловое животное запрячь в повозку, сколько денег потратить на провизию, как справиться с эпидемией дизентерии. Но была и аркадная составляющая — для переправы через реку Колумбия нужно было управлять плотом, обходя камни, и охотиться на животных, передвигаясь во всех направлениях по игровому полю.

Смотрите геймплей одной из версий игры.


image

Magnavox Odyssey


«Отцу видеоигр» Ральфу Баеру идея создания игры пришла во время ожидания автобуса на остановке, в сентябре 1966 года он разработал блок-схему игры для двух человек, в 1967 — создал прототип светового пистолета, а в 1968 — работающий прототип игровой приставки под названием Brown Box. Тогда уже можно было играть в пинг-понг, волейбол и футбол. Для выпуска приставки Баер подписал договор с Magnavox, и в 1972 году на рынок попала Magnavox Odyssey.

Здесь мы говорим о целой домашней игровой приставке. Дело в том, что она использовала картриджи, которые не имели в себе игр, но включали соответствующие перемычки в приставке для запуска запрограммированных в ней программ.

Всего было продано 330 000 приставок, пока на место Magnavox Odyssey не пришла Odyssey 100.

Интересно, что Magnavox Odyssey в Японии продавала компания Nintendo под собственным брендом — тогда ещё у неё не было своих разработок в области игровых приставок.

Чтобы увеличить количество игр при графике того уровня, производитель пошёл на ухищрение: на экран телевизора наклеивалась специальная цветная пластина, заменяющая графику. Так на одной приставке, которая выдавала на экране только светящиеся квадраты, можно было играть в футбол, хоккей, большой и настольный теннис, рулетку, «Саймон говорит» и другие игры.


image

Pong


В отличие от Computer Space, игровых автоматов Pong было продано аж восемь тысяч штук c 1972 по 1975 годы. Этот автомат стал первым, получившим коммерческий успех. А речь идёт всего лишь о настольном теннисе. Зато у него было звуковое сопровождение, от которого у некоторых сегодня заболела бы голова.

Из-за того, что идею Pong разработчики Нолан Бушнелл подсмотрел у Magnavox Odyssey, компании Atari пришлось выступить в суде ответчиком. Первая игра от Atari, основанной Бушнеллом, стала настолько популярна, что вызвала появление различных клонов.

Экраном первого прототипа был телевизор Hitachi из местного магазина. Автомат тогда поставили в баре, с которым у одного из разработчиков были дружеские отношения. Спустя пару недель проявились какие-то неполадки. Их причиной был переполненный монетоприёмник.


image

Astro Race


В 1973 году начинается история гоночных игр. В том году Atari выпустила свой второй автомат, Space Race, а Taito — аналогичную аркадную машину Astro Race. В обоих случаях игроку было нужно довести космический корабль до верхней части экрана, при этом не столкнувшись с астероидами. Разница между автоматами была в том, что у Atari управление осуществлялось только вверх и вниз, а у Taito — в четыре стороны.

image

image

Tank


Игровой автомат Tank, по сути новый клон Pong от Atari, поступил в продажу в 1974 году. В течение года продали 10 000 автоматов.

Геймплей выглядел следующим образом: два пользователя управляли танками, ездили по лабиринту, объезжали отмеченные крестиками мины и стреляли друг в друга.

Интереснее всего то, что именно эта игра стала отцом игры для NES про танки Battle City, именуемой в народе «танчиками».


image

Atari Pong


И снова мы говорим об Atari, и опять о Pong. Популярность аркадных автоматов заставила разработчиков подумать, стоит ли выйти на рынок домашних игровых приставок. В результате получилась целая серия устройств, подключающихся к телевизору через антенный разъём.

Atari пришлось купить фабрику в 1975 году, чтобы начать производство приставок в нужном объёме. Первая партия включала 150 000 экземпляров.

Поскольку продажи Magnavox Odyssey к этому времени уже не были высокими, продавцы не хотели выставлять новую приставку на прилавок. Atari пришлось сотрудничать с сетью магазинов Sears и выпускать первые партии под принадлежащим сети брендом Tele-Games.


image
Тёплое ламповое утро после Рождества 1975 года с приставкой Pong. Источник

Breakout


Atari и в 1976 году отметилась, выпустив игру с одним из самых знаменитых геймплеев. Это был Breakout, очередная разновидность Pong, предполагавшая разрушение разноцветных брусков с помощью мяча и ракетки. Хотя сами экраны были чёрно-белымы, некоторые версии автомата были цветными благодаря наклеенному на экран окрашенному материалу.

В создании Breakout приняли участие Нолан Бушнелл, Стив Джобс и Стив Возняк. Джобс, работавший в Atari, принял заказ на проект, а сам нанял для разработки Возняка из Hewlett-Packard. Из-за того, что Возняк снизил число микросхем до 42 штук, сделав их максимально компактными, внедрить в производство его вариант не удалось. А Джобс получил бонус в размере 5 000 американских долларов из расчёта по 100 долларов за снижение количества микросхем на одну и заплатил Возняку 350 долларов? половину от оговорённой суммы в 700 долларов, из-за того, что выпуск автомата не начался.

Название Breakout не так известно, как название одного из его клонов — Arkanoid от Taito, выпущенного в 1986 году.


image

Space Wars


Space Wars, выпущенная Cinematronics в 1977 году, стала первой чёрно-белой векторной аркадной игрой. Как и в случае с Computer Space, игра Space Wars была вдохновлена Spacewar! 1962 года.

Это был космический шутер на двух игроков — без возможности сыграть в одиночном режиме. Игрок мог поворачивать корабль вправо и влево, лететь вперёд и стрелять. Также была функция гиперпрыжка, когда корабль исчезал и появлялся в рандомной точке экрана.


image

Space Invaders


Японская компания Taito в 1978 году выпустила игру Space Invaders. Игра была настолько популярна, что вызвала дефицит монет в 100 иен в Японии. В в течение двух лет было продано 300 000 автоматов в Японии и 60 000 в США.

В США один автомат стоил от 2 000 до 3 000 долларов. В 1982 году из автоматов Space Invaders вытащили четвертаков на два миллиарда долларов. Это около пяти миллиардов долларов на 2016 год.

Когда игру портировали на Atari 2600, продажи приставки увеличились в четыре раза.

По версии IGN игра Space Invaders заняла 3 место в рейтинге «Важнейшие игры в истории человечества» в 2003 году и первое место в рейтинге «10 самых влиятельных игр» в 2007 году. В 2008 году игра попала в Книгу рекордов Гиннеса как лучшая аркадная игра. Изображение инопланетянина из игры стало одним из символов видеоигр в целом.

В игре вы управляете пушкой, по которой стреляют инопланетяне. Вам необходимо убить их до того, как они потратят ваши жизни или достигнут нижней части экрана.


image

Asteroids


И снова популярная игра была связана с космосом. Asteroids стала самым продаваемым аркадным автоматом от Atari. Было продано более 70 000 автоматов. Компания заработала на игре около $150 миллионов, а операторы автоматов — $500 миллионов монетами. Пришлось увеличивать монетоприёмники, чтобы они не забивались слишком быстро.

Игрок перемещался во всех направлениях по экрану и расстреливал астероиды и инопланетные космические тарелки. Корабль игрока крутился и позволял направить пушку в любую сторону. Большие астероиды распадаются на мелкие при попадании, а некоторые космические тарелки идут на таран.

Графика на первый взгляд бедная: всё состоит из белых линий на чёрном экране. Но здесь это «не баг, а фича». Всё завязано на геймплей, идеально просчитана геометрия движения астероидов и тарелок, добавлены звуки стрельбы и двигателя.


image

image

Игровая индустрия зародилась в 1970 годы. Тогда появились первые компьютерные игровые автоматы, первые домашние игровые консоли. Тогда же стали доступными персональные компьютеры, на которые вскоре портировали игры с автоматов.

Игры-пионеры сейчас являются символами индустрии в целом, как инопланетянин из Space Invaders. В Breakout на мобильных телефонах и устройствах Brick Game играли, наверное, почти все.

В 1970-е также началась история нескольких ключевых игровых жанров. Это квест, гоночные игры и шутеры. В эту статью попали только гоночные игры — это Astro Race, и обучающий квест Oregon Trail. Первые шутеры от первого лица, одними из которых были Maze War и Spasim, ещё не поступили в продажу. Про эволюцию шутеров будет отдельный цикл статей.

image
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. A-Stahl
    02.12.2016 12:32
    +1

    Решили выдавить скупую слезу ностальгии?
    Я решил тоже попробовать. Но я отбросил компромиссы и пишу под андроид игры (примитивные головоломки) в ASCII графике. Не брезгую, конечно, и символами Unicode, но всё литерное.
    Т.е. портировать на ncurses я могу за пару часов и дальше хоть на телетайпе можно играть:)


    1. GeMir
      02.12.2016 12:59
      +1

      Экая изящная самореклама, «как бы в тему».


      1. A-Stahl
        02.12.2016 13:11

        C'est la vie :)


  1. GreyhoundWeltall
    02.12.2016 12:43
    +1

    Предвкушая следующие части: как именно оценивается «популярность»?
    Скажем, в 00-10ых, всякие доты и коды — популярны, но особого влияния на игрострой оказали довольно мало.


    1. ivansychev
      02.12.2016 13:21

      С вашей помощью в комментариях.

      Если в 1980-х и 1990-х такие игры точно есть, то в 2000-х — уже будем смотреть и думать, что подбирать. Да, будет сложно.


      1. GreyhoundWeltall
        02.12.2016 13:24

        А по регионам будет?

        Скажем — у марио/покемонов зверские продажи (популярность высокая), причем за всю историю, даже по разным тайталам. Но те же консольно-портативные покемоны у нас заметно менее популярны чем в штатах. Многие вообще не знают об играх и думают, что аниме — первостепенно)


        1. ivansychev
          02.12.2016 13:32

          Это уже надо книгу писать, статьями не обойдёшься.


    1. gerahmurov
      02.12.2016 15:36

      А «мало» — это в каких единицах? Учитывая, что какое-то время назад игр в духе кодов и дот вообще не было, а сейчас у каждого издателя нечто подобное есть.

      КОД — это, по сути, развитие идей халф-лайфа, шутер на скриптах, только количество скриптов сильно увеличено.
      Доты — просто одни из самых деньго приносящих игр сейчас. Это как говорить, что WOW не оказал развития на индустрию.


      1. GreyhoundWeltall
        05.12.2016 13:31

        Мало — это метафизика. Это когда раньше реально хитовые и драйвовые игры выходили часто, а сейчас — только вторичный вход старых идей. Ну, примерно как были (вполне «свежие» в своем стиле) нфс андерграунд, андерграунд 2 и моствантед — а потом пошла стагнация.

        Код — обычный шутер. Слегка оказуаленный в целях понижения «порога вхождения». Шутеры есть довольно давно.
        Принципиально бегай-стреляй не отличается еще со времен вульфа. Халфа же в этом смысле отличалась хотя бы проработкой сюжета (я не фанат, просто все фанаты именно это всегда пытаются привести в пример), оптимизацией и тд. Эдакое доведение «идеи» до максимального состояния путем полировки всех неоднозначных участков. +вероятно не стоит забывать возможность «подправить» игру под себя (моды всякие, КС же изначально вроде как мод для халфы).

        Дота — первая — была своеобразным «модом». Никаких планок качества она не повышала — просто был «придуман» несколько затягивающий жанр игр. Как в свое время были рогалики или MUDы, были д&д-лайк РПГ.

        Создание клона =/= влияние. Влияние — это, к примеру, когда даже в самых линейных шутерах есть какая-никакая прокачка. Всякие улучшения оружия, заточки на ХП и тд — все, что раньше было прерогативой РПГшек.


  1. hzs
    05.12.2016 11:11

    У меня есть Space Invaders для Super Famicom, они в 1994 выпустили картридж с портами с аркадных автоматов.
    Так вот, ни мне, ни моим друзьям ни разу не удалось пройти даже первый уровень из оригинальной версии 1978 года.