Здравствуйте.
В этот раз мне в руки попал самый настоящий LIDAR от автомобиля Mazda CX5, примерно 2012г. выпуска. В этой статье я намерен разобрать модуль и включить его на столе. И самое смешное, я установлю сей LIDAR в Datsun Mido (Лада Калина в девичестве).

image

image

Хоть на девайсе и написано LIDAR, по сути это такая лазерная автомобильная рулетка, которая способна измерять расстояние до впереди идущего объекта. Основная функция—Обеспечение срабатывания автоматического торможения в случае опасного сближения с другим автомобилем, или, например, стеной. Устройство является одним из основных в комплексе ADAS автомобилей Mazda и производится компанией Continental (они не только шины делают из резины). Опция ADAS называется CitySafety. Автоматическая система торможения называется у Mazda –SCBS. Дальность обнаружения препятствия 6 м, работает система на скорости до 40 км/ч. По заверениям производителя система поможет предотвратить аварию на скорости до 15 км/ч и снизить тяжесть аварии на скорости до 30 км/ч.

Пример работы системы:



Отмечу что на сайте производителя (ссылка) удалось найти достаточно подробную документацию на модуль. Из документации следует что устройство разрабатывалось не под конкретную марку автомобилей, имеет достаточно развитое внутреннее ПО позволяющее измерять дальность до объекта, а также скорость этого объекта.
Вот выдержка из документации об основных ТТХ:

Назначение устройства:

  • Датчик системы предотвращения столкновений
  • Измерение расстояния до объектов и измерение скоростей этих объектов в трех независимых каналах. На дальности до 13,5 м

Устройство имеет внутреннюю систему контроля работоспособности ИК лазера и приемников ИК излучения.

Характеристики заявленные производителем сенсора:

  • Дальность: 1.0-10m. Расширенный диапазон до 13,5 м
  • Диаграмма направленности 27 по горизонту и 11 по вертикали
  • Разрешение по дальности 1 мм
  • Диапазон измеряемых скоростей 2-160 км\ч
  • Точность измерения скорости +-2 км\ч
  • Частота измерений 100 Гц
  • Мощность лазера 45 мВт класс 1 лазера, 33 нс длительность вспышки
  • Длина волны 905 нм
  • Время работы 12000 часов или 15 лет

Сенсор имеет три канала измерения, один центральный и два боковых.
image

image

Приступим к осмотру и препарации


Устройство достаточно компактное, имеет три стеклянных «глаза». Два линзы для приема отраженного излучения и одна линза Френеля для формирования необходимой проекции лазерного луча. Собрано в пластиковом корпусе без использования винтов. Все на клипсах.

image

Внутренности с нижней стороны


image

Здесь расположен излучающий ИК элемент –совсем непохожий на лазер. Под излучателем располагается ИК фотодиод, контролирующий наличие излучения. Управляет системой специализированный для automotive применений 16-битный микроконтроллер MC9S12XEG128. Так же с этой стороны расположены элементы импульсного источника питания.

Внутренности с верхней стороны



image

Здесь мы видим таинственную микросхему от ST, которая, судя по всему, реализует функции лазерного дальномера. CAN трансивер, пустое место под еще один CAN трансивер, две линзы приемника и плату с ИК фотоэлементами. Непосредственно под линзами располагаются два ИК светодиода, которые служат для проверки работоспособности приемника. Эти элементы видно на фото со снятыми линзами. В документации на прибор сказано, что измерения проводятся по трем независимым каналам, мы может в этом убедиться увидев три приемных элемента.

image

Подключение на столе


Прежде чем подключать устройство согласно даташиту, я определил назначение пинов разъема самостоятельно. Устройство оказалось простым в подключении, потребовалось найти только питание 12В и CAN bus. В документации CAN bus располагался на других пинах, в моем случае они не использовались и пустое место трансивера предназначалось как раз для них. Скорость передачи в моем канале CAN –500 kbit\s, в неиспользуемом, судя по документам—1Mbit\s.

image

Девайс я подключил к обычному типовому лабораторному источнику а CAN шину к осциллографу Tektronix с декодером CAN. Сразу после включения ток потребления составил 90 мА, со всплесками до 130мА примерно раз в секунду. Сделал вывод о том, что лидар начал включать лазер. CAN шина так же ожила сразу, появился один единственный пакет, который осциллограф с легкостью распознал.

ID: 0x21D
DLC 8 byte
DATA: 0x7F 0x3F 0xFF 0x00 0x00 0x00 0xD2 0x94





Установка в автомобиль и тестирование.


Устанавливать “лидар” в свой авто я стал по аналогии с маздой. Просто приклеил его на двусторонний скотч на лобовое стекло в районе зеркала заднего вида. Питание подал с разъема прикуривателя.

К CAN подключился при помощи сделанного собственноручно 10 лет назад адаптера, совместимого с широкоизвестной программой CAN-Hacker. В отличии от первого включения на столе, первый байт пакета начал сразу активно меняться, пока лидар не зафиксировали на лобовике. Исходя из чего я сделал вывод, что это байт отвечает за измеренное расстояние.





В руководстве по протоколу общения лидара с внешним миром описывается достаточно много передаваемых параметров. В нашем случае удалось добиться только измерения расстояния до впереди находящегося объекта.

Тестирование


Для тестирования в качестве мишени был выбран автомобиль друга. Тест заключался в следующем:

  • Приближаемся максимально близко к цели, фиксируем первый байт пакета
  • Измеряем расстояние до цели при помощи лазерной рулетки
  • Сопоставляем данные рулетки с данными передаваемыми лидаром.

Соответствие значения первого байта пакета LIDAR-а и значения измеренного лазерной рулеткой:

0x41 = 2,054 м
0x46 = 3,166 м
0x49 =3.8 м

0x7F — цель потеряна

Выяснилось что лидар уверенно измеряет расстояние до цели не более 4х метров. На мой взгляд это не лучший результат для датчика системы экстренного торможения. Возможно, устройство работало в каком-то упрощенном или тестовом режиме и на автомобиле девайс измеряет расстояние в более широком диапазоне. Мы так же проводили эксперимент с большой глянцевой доской белого цвета, в этом случае расстояние измерялось до 5 метров.

Резюме


Mazda Short range LIDAR производства Continental интересное устройство. Хотелось бы что бы диапазон измерения дальности выходил за приделы 4-х метров. Если будет возможность, попробую сконфигурировать его в режим который описан в документации и позволяет измерять большие расстояния и скорости объектов. Возможно получится оживить второй канал CAN. Если вдруг есть кто-то желающий поковырять прибор в Новосибирске, буду рад совместным трудам.

Добавлю, что устройство достаточно легко найти на разборах по цене от 3000 до 6000 рублей.
Каталожный номер: GHP9-67XD0

Ну и напоследок кино про устройство снятое в меру собственных возможностей.



Ссылки:

> Continental, документация
> MAZDA
> Рассказ пользователя
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (65)


  1. vilgeforce
    02.12.2016 12:43
    +6

    Осцилл, понимающий CAN… До чего техника дошла!


    1. Artemka86
      02.12.2016 12:46
      +1

      самому очень нравится. Очень удобная опция при разработке устройств с использованием CAN. Но если подключить в сеть с множеством блоков и плотным трафиком, пользоваться становится невозможно. В этом случае CAN-HAcker выручает


    1. alex323
      02.12.2016 22:38

      Кстати, если хочется анализировать CAN, или еще какой-нибудь популярный протокол, у китайцев можно купить клон логического анализатора Saleae Logic за смешные деньги.


      1. Artemka86
        03.12.2016 04:59
        +1

        saleae logic не подойдет, у меня много оборудования для исследования CAN. Лучше простого CAN-USB адаптера + программа CAN Hacker пока ничего не видел. Сейчас работаем со студентами над созданием своего адаптера CAN, надеюсь получится все и я выложу материал.


  1. kumbr_87
    02.12.2016 12:58
    +4

    Чтобы носить гордое название LIDAR у этого устройства слишком простая начинка :) По факту обычный дальномер с широким углом.


    1. Artemka86
      02.12.2016 13:04
      +1

      Да, больше пафоса в названии. В новых маздах сей прибор уже убрали. Все задачи решаются видеокамерой и СВЧ радарами


      1. hover
        03.12.2016 02:07
        +1

        Вроде, мазды с СВЧ радарами в Россию сейчас официально не поставляются (поэтому нет адаптивного круиз-контроля, например).

        Но они доступны в Беларуси, один энтузиаст даже купил в виде запчастей и смог установить в свою российскую Mazda 6. Это было долго и трудно: https://www.drive2.ru/l/6504864/


        1. Artemka86
          03.12.2016 05:02
          +1

          С фронтальными радарами не попадались, а вот с радарами для контроля мертвых зон вижу регулярно. В них вода попадает и они дохнут.


  1. GAZ69
    02.12.2016 13:15
    +11

    Очень громкая фраза " ставим на Lada", все таки подключен прибор к ноутбуку… а куда скотчем приклеить это не важно.


    1. Artemka86
      02.12.2016 13:24
      +4

      Понял пожелание. Будет время, увяжу со штатной CAN шиной и приделаю дисплей. Напишу отдельную статью


      1. GAZ69
        02.12.2016 13:39
        +1

        Понимаю, что научить тормозить — это уже ого-го. Если со штатной CAN шиной увязать, то можно ли научить штатный контроллер обрабатывать данные и например пищать штатным зуммером (приборка ведь тоже на шине?)при опасной скорости сближения?


        1. Artemka86
          02.12.2016 13:42
          +1

          Да, пищать точно можно. На ладе удавалось посылкой пакетов в CAN через OBD заставлять панель пищать.
          С тормозами если возиться то придется автомобиль в жертву науке принести, я пока не готов)


          1. persei
            02.12.2016 15:26

            А блок ABS не позволяет инициировать экстренное торможение?


            1. Artemka86
              02.12.2016 16:08
              +1

              Думаю что по CAN — нет. ABS вещь в себе


              1. unxed
                03.12.2016 10:31

                А на Мазде как оно реализовано?

                PS: крутая затея с CAN адаптером, удачи и выкладывайте обязательно!


                1. Artemka86
                  03.12.2016 10:47
                  +1

                  Как реализовано на мазде я пока не знаю, нет людей готовых отдать мазду на растерзание)
                  Врятли торможение инициируется посылкой обычного пакета по CAN.


                  1. LittleSquirrel
                    05.12.2016 00:58
                    +2

                    Торможение скорее всего инициируется посылкой обычного пакета, просто на другом конце провода должен соответствующий модуль сидеть, со своей логикой и механизмами проверки, что-то типа: лидар -> AEB -> интерфейс тормозов. Могут быть как 3 независимых модуля так и блокировка 2в1, но в любом случае все 3 должны быть увязаны.


                    1. Artemka86
                      05.12.2016 06:22

                      Пугает если для этого нужен всего один валидный пакет. Будь я разработчиком, скорее всего реализовал бы или серией пакетов или по двум каналам CAN


                      1. LittleSquirrel
                        05.12.2016 08:54
                        +1

                        Два канала CAN это слишком большая роскошь, мало кто из OEM с таким хочет связываться.
                        Обычно сигнал от AEB ходит постоянно, просто основную часть времени он командует idle, ничего не делаем. Чтоб торможение началось должна пройти цепочка изменения состояний, что-то типа idle->prefill->brake.
                        К вящей безопасности можно сделать запрос степени торможения отдельным сигналом, но это увеличит латентность системы и усложнит интеграцию, потому такое решение не однозначно лучше.


                        1. Artemka86
                          05.12.2016 09:50

                          Спасибо, внесли мне в голову ясность. Видимо Вы из отрасли


            1. GloooM
              02.12.2016 16:48
              +1

              ABS не факт что имеет вообще гидравлическую схему для экстренного торможения, вот еслиб ESP, то точно должна уметь. Правда велика вероятность что там программно нет реализации этой фишки в обычном режиме. В режиме диагностики можно ручками тыкать клапана и помпу, но в этом режиме обычно ездить нельзя.


            1. GAZ69
              05.12.2016 05:27

              ABS не умеет тормозить, для этого нужна ESP, но не уверен, что она сможет затормозить с хорошим усилием, ее задача слегка подтормаживать отдельные колеса.


              1. Artemka86
                05.12.2016 06:20

                А ESP это разве не часть функционала модуля ABS?


                1. GAZ69
                  05.12.2016 06:37

                  Часть, лишь в том, что оба работают с тормозами и используют некоторые общие компоненты. Для ESP нужны дополнительные датчики, как минимум бокового ускорения, но главное это активная система — она умеет тормозить благодаря созданию давления в тормозной системе.


                  1. Artemka86
                    05.12.2016 06:43

                    но ECU же фактически один


                    1. GAZ69
                      05.12.2016 06:44

                      В abs есть механизм способный создать давление в гидравлической системе?


                      1. Artemka86
                        05.12.2016 07:22

                        Такого механизма там нет, но блок может рулить давлением. Поэтому, ИМХО, если договориться с ABS, при наличии источника давления конечно, процесс торможения инициировать получится


                        1. GAZ69
                          05.12.2016 07:31

                          + Надо, чтобы двигатель сбросил обороты, что произойдет при полной остановке двигателя до 0 оборотов? заглохнет в лучшем случае, не помешает ли это затормозить без вакуума?


                          1. Artemka86
                            05.12.2016 07:47

                            да, много чего учесть нужно. нетривиальный процесс


  1. synka
    02.12.2016 13:51
    +1

    Первый раз покупал машину, брал максимальную комплектацию. Думал там будет такая штука. А оказалось это пакет «премиум», ставят только на заводе и в салоны не поставляется, так как нет спроса в России. Короче облом. Закончится гарантия буду сам прикручивать.


    1. Artemka86
      02.12.2016 14:00

      Хм… странно. К нам на сервис едут CX5, все как один с дальномером и камерой


      1. gregst
        02.12.2016 15:35
        +2

        т.е. кто-то с сервиса уехал без дальномера?)


        1. Artemka86
          02.12.2016 16:08
          +2

          я купил в Москве на разборе через Авито, за 3000руб


      1. synka
        02.12.2016 16:28

        Я про Фиесту.


    1. rub_ak
      02.12.2016 21:52

      Единственный вопрос зачем она вам?
      С такими ТТХ толк от неё только в самом центре Москвы разве что будет и на парковках ТЦ.


      1. Artemka86
        03.12.2016 04:56
        +1

        Мне очень интересна тематика систем ADAS, поэтому часто в руки попадаются такого рода устройства. Это часть моей работы.


  1. RobosergTV
    02.12.2016 14:01
    +2

    ЛИДАР для автопрома на 10 метров, это даже не смешно. Первокурсники играются с такими же, только те сканируют в 2д.


    1. impetus
      02.12.2016 14:45

      у автопрома цена ошибки по сравнению с прочими применениями зашкаливает. Даже у авиа много чего полегче в требованиях


      1. JerleShannara
        02.12.2016 15:39
        +1

        Конкретно чего у авиа полечге? Бензиновые ДВС там с двумя системами зажигания. У не совсем уж простых аппаратов — дублирование каналов управления. Дублирование критичных систем (а то и по три ставят, как например с авиагоризонтами).


  1. KOLANICH
    02.12.2016 16:31

    Я не понял, это просто лазерный дальномер, или это действительно лидар, умеющий в сканирование по углу? И зачем нужен просто лазерный дальномер, если для этого используют «радары» и ультразвуковые дальномеры?


    1. Artemka86
      02.12.2016 17:13
      +1

      Об этом нужно спросить инженеров Mazda. А так же спросить у Ford, Mitsubishi и Volvo, почему они эту штуку ставят в свои машины


  1. aivs
    02.12.2016 17:41
    +1

    Давай следующую статью, где Лидар управляет машиной.


    1. Artemka86
      02.12.2016 17:45
      +1

      Лидар+ардуина тогда уж)


  1. borec1
    02.12.2016 18:51

    Выяснилось что лидар уверенно измеряет расстояние до цели не более 4х метров.

    Это какой-то дачик парковки получается, а не датчик системы торможения.


    1. Artemka86
      02.12.2016 18:52
      +1

      Не то чтобы парковки, сколько, датчик автоматического тормоза в пробке. ИМХО


      1. borec1
        02.12.2016 20:26

        Я не в смысле функционального применения прибора.
        А в том смысле, что по характеристикам это лидар далеко не ушел от УЗ датчика парковки (копеечной стоимости).


      1. crasheg
        04.12.2016 21:13

        Не пробовали мерять без лобового стекла? Современные стекла могут иметь в своем составе радионепрозрачные включения.


        1. Artemka86
          04.12.2016 21:13

          для лазера то они прозрачные


          1. LittleSquirrel
            05.12.2016 00:49
            +1

            Таки совершенно не обязательно прозрачные. У многих «бюджетных» автопроизводителей лобовые стекла, для уменьшения нагрева салона, данный диапазон не пропускают. Приходится или просить автопроизводителя делать «окошко» под лидар или ставить его снаружи.


            1. Artemka86
              05.12.2016 06:19

              Да, вполне возможно. Ради эксперимента проверю дальность без установки в авто.


  1. LittleSquirrel
    05.12.2016 01:02

    Весьма вероятно что на втором CAN будут или дебаг или «raw» данные. Без наличия исходников/детального протокола и то и другое поможет мало.


    1. Artemka86
      05.12.2016 06:18

      Я припаивал трансивер на место второго канала CAN, там тишина к сожалению. Raw действительно там должен передаваться, протокол подробно описан на сайте производителя. Думаю, может в EEPROM проца как-то режим работы можно сконфигурировать


      1. LittleSquirrel
        05.12.2016 08:58

        Если протокол подробно описан — может быть реализована/описана и конфигурация сенсора по CANб тогда можно попробовать включить.
        Искать значения в EEPROM как-то совсем уж реверс-инжиниринг, оно того стоит?


        1. Artemka86
          05.12.2016 09:51

          Опыт есть в епромах ковыряться, время будет, попробую. Конфигурирование по CAN в документации не описано


          1. LittleSquirrel
            05.12.2016 10:39

            Я понимаю что опыт есть, раз вообще такую возможность рассматриваете. Я скорее о том, что не вижу смысла тратить столько времени на ковыряние в достаточно старом и уже отжившем свое продукте.


            1. Artemka86
              05.12.2016 10:43

              хотя бы дамп слить — святое дело)


  1. Pakos
    05.12.2016 11:09
    +1

    Спасибо за статью, интересно.
    Являюсь обладателем XC60 с CitySafety 1го поколения 11го года, наверняка там аналогичный «лидар» стоит (хотя производитель в инструкции называет, не лидаром, а лазерным дальномером). CS2+PD и активного круиза нет (за это производитель хотел ещё по ~100к денег, за каждое, но таких машин катается много, в отличии от японцев у европейцев оборудование савится не только пакетами). Лобовое стекло особенное — с «окошками» под датчики света, дождя и CS (отчего не самое дешёвое). При наличии 2го поколения — ещё бы под камеру были. Скорее всего дело в стекле, через которое он светит. Команду торможения отдаёт не сам «лидар», а управляющий блок, который получает данные с него (естественно, не сразу стенка-стоп, а серию) + скорость движения учитывается (на скорости до 5км/ч не работает, на форуме были примеры «бумов» на парковке и заправке), плохо реагирует на коробки и людей (знаменитый ролик, где менеджер Вольво кого-то попридавил — CS 1го поколения как у него не рассчитана на людей), похоже, нет боковых зон (на форуме случай с автоподставщиками, когда их номер не попал в прямой луч и машина не остановилась). Нормально реагирует на отражающие полосы и номера, дальность не проверял ;). До правки прошивки управляющего блока (году в 9-10м) реагировал на выхлоп Камаза на морозе — стопорился как перед препятствием, у себя ни разу не замечал (уже исправленная версия).
    PS. ESP у меня может притормозить колесо до полной остановки — имитация блокировки, помогает выехать в случае диагонального вывешивания и есть система экстренного торможения (EBD или типа того), управление может идти и через неё. Если CS определяет что замедление недостаточно, то может «додавить» тормоз, а не отключается при реакции человека (как тесловский «автопилот»).


    1. GAZ69
      05.12.2016 11:23

      mazda, ford, volvo — имеют тесные связи, многие реализации общие, скорее и прибор идентичен


      1. Artemka86
        05.12.2016 11:25

        да, одно и тоже у всех стоит, 100%


    1. Artemka86
      05.12.2016 11:25

      На Volvo видел точно такие же «лидары» да. А про дым от камаза — это уже не дальномер, а камера глючила. У меня есть такая камера, но она, зараза, при включении на столе никак себя не проявляет.


      1. Pakos
        05.12.2016 11:30

        Камера не может глючить, т.к. там нет камеры (на моделях тех лет был только CS1). Именно не чёрный дым, а белый на морозе (пар), искрящийся и отражающий. Я не знаю как они его отличают, но теперь (с 11го года) реально не реагирует (в моей модификации тоже нет камеры), хотя до этого воспринималось как препятствие. Некоторые зимой (перед каждой поездкой) даже отключали эту систему.


      1. LittleSquirrel
        05.12.2016 11:37
        +1

        Это именно ghost detection лидара, пар/дым выхлопа очень неплохо отражает в рабочем диапазоне


  1. Artemka86
    05.12.2016 12:43

    Да, ставится. У меня она тоже есть.

    image
    image


  1. d3vil_st
    05.12.2016 12:57

    К именно этому лидару, на форды еще ставится вот эта камера распознования знаков\удержания в полосе MFC 2 Multi Function Camera


    1. Artemka86
      05.12.2016 12:57

      выше ответил. Камеру не удается пока запустить