Привет, хаброчеловек! Боюсь показаться очевидным, но создание продукта — совсем не то же самое, что разработка проекта. Это как сравнить полномасштабную военную кампанию и одно маленькое сражение. Силы разные, цели отличаются, тактика заменяется стратегией, а конечный результат отделён минимум месяцами, а иногда и годами. И такие же годы понадобились, чтобы осознать эту разницу, построить вокруг неё рабочий процесс и создать команду, способную выигрывать не битвы, а войны.

Постараюсь сегодня рассказать о предпосылках, результате и дать конструктивные, общественно-полезные выводы. Кстати, если у вас образовался очередной сложный клиент — можете ему скинуть ссылку на эту статью, пусть осознает масштабы происходящего за кулисами улыбчивой девочки-менеджера или стильно одетого мальчика-продажника.

Аттеншн, лонгрид!

Вместо предисловия


image

В далёком 2013 году я задался целью рассказать об организации Workflow для растущей IT-компании на примере собственной — Fruitware. Задумывался цикл статей, но хватило меня только на одну. Прошли годы, много воды, кровавых слёз, пота и нервов утекло. И всё время управления компанией, проектами, работы с клиентами меня не покидало ощущение неправильности. Что-то шло не так. Делались интересные проекты, закрывались инвойсы, файлы отправлялись на сервера клиентов, а приложения — в маркет и стор. Но, нередко, закрывая очередной проект в redmine (да, мы до сих пор используем redmine, правда он оброс кучей связок и интеграций, но это отдельная история), заканчивалась и история самого проекта. Он попадал в долгий ящик, пылился с базовым контентом, для него не продлевали домен. Вообще, казалось, что работы идут «в стол». Конечно так было не каждый раз (мы бы сошли с ума :), но как минимум 20% работ не ушли дальше передачи всего клиенту.

Мысль истерически подёргивалась в районе подкорки, но вал текущих дел постоянно отвлекал внимание, а очередной дедлайн, срочная доработка или новый клиент фокусировали на понятной цели — выполнить заказ качественно и в срок. Так не могло продолжаться вечно, и в какой-то момент мысль о неправильности отвоевала себе «машинное время» — я смог обдумать её.

Предпосылки



Проект — это задача (ну, или набор задач) в рамках постановки от клиента. Это одно маленькое сражение команды против сроков и неадекватности или просто переменчивости клиента.

Продукт — это не то, что просит клиент, а то, что нужно его бизнесу. Даже если он ещё пока об этом не подозревает. Даже если он встретит продукт в штыки. Даже если он видит всё совсем по-другому.

«Так и в чём разница? В том, какую задачу решать?» — спросит меня читатель. В целом да, но не совсем :) Разница конечно же в подходе и предпосылках. Почему проекты «пылятся на полке»? Причин не так уж и много (сразу отметём ужасные вроде краха бизнеса или уголовного дела, которое завели на клиента :):

  • Клиент хотел именно сайт, но не думал о том, что кроме сайта нужно что-то ещё;
  • Классная идея приложения родилась в голове далёкого от маркетинга, онлайн-бизнеса или управления проектами человека;
  • Сайт или приложение сами по себе не были нужны клиенту, просто ему сказали, что без них он не в бизнесе, вот и заказал, «для галочки»;
  • Клиент в общем-то и не хотел запускать проект — это его личный гараж и любимый жигулёнок, который по выходным так приятно ковырять;
  • Клиент хотел не сайт, он хотел поднять продажи, вывести бизнес на новый уровень, он хотел этой вашей цифровой рекламы;
  • Клиент переоценил свои силы — думал, что «Машенька» справится с ведением сайта, а «Мишенька» с маркетингом, но, увы, нет;
  • Приоритеты поменялись, а сказать об этом стыдно и не по-деловому — контракт есть контракт;
  • Иии, да, это был «распил».

Может список и не исчерпывающий, но все эти причины из одного источника — клиент решил стать «автомехаником» в вашем «сервисе». Ну, или хотя бы ключ подержать и свой бортжурнал принести.

Если говорить проще и формулировать одним предложением — клиент взял вольно или невольно на себя нашу (вашу) работу и принялся с остервенением лечить симптом, а не болезнь. Пришёл за решением проблемы, которая на самом деле проблемой и не была. А мы «повелись» и, не разобравшись, принялись её решать.

О, вот так уже вроде бы нащупываем источник всех бед и можем начинать «лечить». В чём же ошибся наш «генерал» и как ему помочь организовать кампанию вместо штурма соседского огорода?

Результат измышлений




Вот тут меня, собственно, и осенило.

Во-первых, оказалось, что мы таки занимаемся рекламой. Неприятная новость для айтишника — почти как для обывателя вязкое и липкое слово «политика». Мы же не «впариваем» — мы же инженеры, учёные, бунтари и гении, повелители нулей и единиц, властелины сети, не коммивояжеры какие-то. Но если убрать весь пафос и предвзятое отношение — маркетинг тоже наука. Да ещё и на стыке психологии, социологии, экономики, математики, инженерии — много чего сошлось вместе, чтобы тот же Apple собрал свою армию фанатичных последователей. Поэтому смиряемся, вдохновляемся и едем дальше.

Во-вторых, у нас уже есть все карты на руках. Вот же он, системный аналитик. Ну да, нужен ещё маркетолог. И психиатр психолог. Неплохо было бы клиента «просканировать», заНЛПешить, влезть к нему в голову и понять мотивацию обращения. Точно! Давайте вызнаем у него всё досконально, загоним в угол и не дадим и шанса напридумывать себе всякого разного в лучших традициях писателей фантастов. Нужно брать клиента штурмом, выпытывать у него всё на личной встрече, тщательно записывать, задавать неудобные вопросы и копаться в его грязном (или чистом — тут уж как повезёт) белье бизнесе. В итоге мы поймём, чего же наш божественный великолепный клиент изволит желать по-настоящему. Может ему не сайт нужен, а лэндинг. Или может даже хуже — ему вообще в соседнюю дверь, где BTL-акции, тотальная реклама, наружка и sms-рассылки. Будем разбираться.

В-третьих, король-то голый. Ну нужен ему сайт. А что сайт, вообще-то, требует контента, что о нём сам по себе весь мир не узнает, и вообще грош ему цена (даже если цена была пол-ляма вечно-российских) без домена, хостинга, поддержки, аналитики, SEO, рекламной кампании и других, весьма затратных штук, знает только наученный горьким опытом, исстрадавшийся и уставший, ненавидящий программистов как класс, клиент.

В-четвёртых, даже если клиент всё это знает, не факт, что «машенька» смогёт, а «мишенька» сумеет сайт вести и промотировать, и что вот этот вот зелёный, мигающий красным, баннер на вашем ми-ми-ми стильном современном и прочая сайте всю конверсию не завернёт узлом, а клиенты не умчатся к конкуренту быстрее, чем господин самый генеральный директор проговорит R-O-I.

Собирая пазл по кусочкам я пришёл к такому вот набору «юного продуктолога», команде, которая сумеет и смогёт:

  1. Бизнес-аналитик, эмпатичный, со знаниями маркетинга.
  2. Маркетолог, который вот тут, рядом, всё детализирует и подскажет, куда и как эту ЦА ткнуть, чтобы она таки купила.
  3. Клиент-менеджер, который нашего дражайшего и драгоценного клиента будет держать подальше от продукта и команды.
  4. Продукт-менеджер (он же продакт-овнер на вечно-английском), который за продукт порвёт не только глотку, но и сроки вместе с бюджетами.
  5. Арт-директор, который скорее «съест на завтрак свой галстук», чем позволит зафигачить тот самый мигающий баннер в этот ваш матириал-дизайн.
  6. Дизайнер, который поиграет со шрифтами, отфотошопит и заиллюстрирует по прототипу продакта всё как надо.
  7. Начальник департамента разработки, он же главный по срокам, качеству и эффективности, отдаст проект именно тому инженеру, который его сделает в рамках клиентского бюджета, без рефакторингов, смузи, свитшотов и гироскутеров — именно на том движке, который максимально эффективно (читай качественно, быстро и соразмерно денежке) решит задачу клиента.
  8. Тот самый инженер-программист (или несколько), которые будут колдовать отсюда и до QA-отдела, чтобы кнопочки тыкались, формочки отправлялись, а денежка от покупателей приходила на счёт клиента, а не в счёт финансирования войны в Ливии.
  9. QA, известный в широких кругах как тестер, которого все ненавидят за то, что сорвал выкладку уже такого готового релиза, найдя КРИТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.
  10. СЕОшник, который и пиксель фейсбука добавит, и семантическое ядро набросает — прям все вот эти вот «купить чайник в бирюлёво онлайн» структурирует и раскидает по страницам сайта.
  11. Контенщик, который и напишет, и на сайт опубликует, и правильно выполнит заковыристые противоречивые инструкции СЕОшника.

Ну и по мелочи — таргетолог, smm-специалист, дизайнер по баннерам, редактор текстов… В общем давайте уже давать. В смысле ставить ваш корпоративный сайт в работу.

Выводы




Помните, я там, в заголовке, писал про деньги? По-моему, тут всё уже доходчиво и прозрачно, но на всякий случай, раскрою мысль. Все эти вышеуказанные люди есть в каждом успешном проекте. А кроме них ещё могут быть и мобильные разработчики, и UX-специалист (если product-owner не знает Axure и не склеит интерактивный прототип). И ещё есть офис-кофе-плюшки-налоги-порш в лизингскромная малолитражка директора и бюджеты на обучение новых специалистов, на досуг крутых работников. И заначка на чёрный день.

Если вы таки дали почитать статью клиенту, и наш читатель сегодня, вероятно, тот самый, кто оплатил (или оплатит) весь этот кордебалет, то я думаю излишне будет напоминать, что всё это просто не может стоить 100 рублей. И тысячу не может, к сожалению. И даже 10 тысяч не может.

Но, держать свой штат — маркетинговый отдел, специалистов по разработке, поддержке и администрированию, качественного автора текстов, креативщиков — это значит платить им зарплату каждый месяц. И не факт, что на вашем одном проекте захочет работать крутой профессионал, даже если у вас на него есть деньги. Я уже молчу о том, что этот самый профессионал просто не сможет развиваться сообразно всем новым тенденциям, поспевать за технологиями без мощной команды. И сбежит от вас, дай бог, доведя очередной баг-репорт до условного статуса «выполнено».

Так что прайс в сотни тысяч рублей — он оправданный. И даже в пару миллионов, если вся эта команда будет на вас работать не один месяц. Зато и результат не придётся переделывать. И разочаровываться в нём не придётся. И клясть последними словами дураков-программистов и того друга, который порекомендовал сделать сайт для повышения продаж — тоже не придётся.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (51)


  1. s-kozlov
    11.12.2016 07:52
    +2

    Хорошо написано, занятно. Я только не понял, как список членов «команды, которая сумеет и смогет» соотносится с различием между продуктом и проектом.

    закрывались инвойсы


    Не знаю, может, я просто невежда и это широко распространенный термин в определенных кругах, но поймал себя на том, что полез в google translate, чтобы понять смысл слова из статьи на русском языке.

    И кстати, почему на первой картинке Тирион оказался в департаменте искусства и дизайна?;)


    1. rassol
      11.12.2016 13:56
      +1

      Спасибо за отзыв :)
      Соотносится в том смысле, что работа над продуктом требует достаточно больших усилий, что, собственно, разработка проекта — это маленький этап в жизненном цикле продукта.

      Инвойсы — да, термин, известный в узких кругах.

      А про Тириона всё просто — вся его жизнь настоящее искусство — от пьянок и разврата до командования и интриг.


      1. Areso
        11.12.2016 15:15

        Можно было написать — закрывались счета на оплату. Или закрывались акты выполненных работ и оказанных услуг.


        1. rassol
          11.12.2016 15:54

          Англоицизмы мой порок, так уж вышло.


      1. s-kozlov
        12.12.2016 15:43

        Еще заметил, что Джон Сноу мыкается между департаментом разработки и отделом поддержки. Такова судьба бастарда тыжпрограммиста.


  1. vanomel
    11.12.2016 14:10
    +6

    Отлично. Работаем дальше.


  1. sergio_deschino
    11.12.2016 14:51

    Ну, т.е. Вы вдруг решили, что вменяемый заказчик, который потянет содержание такого штата, отдаст все это на откуп сторонней конторе? Серьезно?


    1. Areso
      11.12.2016 15:05
      +3

      У вменяемого заказчика может быть 1 проект, у сторонней конторы их может быть с дюжину. Согласитесь, держать такой штат и окупать его с дюжины проектов (находящихся, безусловно, на разных стадиях), проще, чем окупать такой штат с одного проекта.
      Очевидно, что разделение труда здесь играет большую роль. Для этой сторонней конторы это основной вид деятельности, в то время как для серьезного вменяемого заказчика новый сайт со всеми свистелками — может быть важной частью бизнеса, но не основным видом деятельности.


    1. rassol
      11.12.2016 15:53
      +1

      Я скажу больше, у нас даже Mail.ru Group и Яндекс заказывают) хотя они не просто потянут — они и содержат штат ;)


  1. Xu4
    11.12.2016 18:17
    -1

    А вы не опасаетесь, что HBO вас заставит удалить картинку из статьи? :)


    1. rassol
      11.12.2016 19:18

      А должен?) попросит — удалю, делов-то.


  1. JC_IIB
    11.12.2016 21:43
    -1

    Но если убрать весь пафос и предвзятое отношение — маркетинг тоже наука


    После этого читать перестал. Эта «наука» где-то в одном ряду с астрологией и соционикой. Тоже «науки», да.
    Некто Котлер, например, без лишнего пафоса «маркетинг» определял как «деятельность, направленная на удовлетворение нужд путем обмена», или как-то так.


    1. rassol
      11.12.2016 21:50
      +1

      Очень напрасно. Маркетинг — научная дисциплина. Её изучают в университетах, по ней защищают дипломные проекты. Но больше скажу — весь современный мир построен на маркетинге (если вдруг вы не обратили внимания — у нас тут рыночная экономика). Некто Котлер, кстати говоря, профессор маркетинга в высшей школе менеджмента.

      Ну и вишенкой на этом торте будет определение: Маркетинг — организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах. Т.е. то, чем занимаются все компании, которые что-то производят.
      Более того, Хабр, где мы тут с вами дискутируем — инструмент маркетинга, живёт с маркетинга и дышит именно им, а не статьями вроде моей или ещё какой-то. Конвертирует нас с вами в виде цифр статистики посещения в бабло. Организуете бойкот или простите ТМ?)


  1. Valeratal
    11.12.2016 22:54

    Маркетинг — область практики. Не наука


    1. rassol
      11.12.2016 23:03

      Stanford позволяет получить Marketing PhD.
      Это как бы намекает на возможность получения докторской степени в маркетинге. А докторская степень, кмк, вполне себе признак научности дисциплины.

      А так, конечно — это и область практики, и индустрия — это с какой стороны посмотреть :)


      1. Andrey_911
        12.12.2016 12:19

        ИМХО, Stanford позволяет получить то, что востребовано. Другими словами, продает то, что покупают. Будет «в тренде» вязание крестиком- создадут научную дисциплину а-ля «вязание, как современный подход к искусству». Так что это отнюдь не показатель. Маркетинг вообще говоря ближе к психологии. А психологию, как науку, мало кто признает.


        1. rassol
          12.12.2016 12:24

          Нуууу, такое. На счёт того, что мало кто признаёт психологию за науку — это большая натяжка. Мало кто кто? Обыватели? Ну так их мнение и не котируется. Учёные? Многие учёные, которые занимаются квантовой физикой не признают за науку прикладную физику) Но это не отменяет факта, что прикладная физика — это наука :)
          А про стенфорд — что тогда показатель, как не стенфорд? РАН?


          1. Andrey_911
            13.12.2016 12:03

            А ученые, которые не специалисты в какой-то другой области- не обыватели? Не слышал ни разу, что-бы хоть кто-нибудь не признавал прикладную физику за науку. Зато вот что психологию просто предметом, дисциплиной, а не наукой- много раз.
            Да таким подходом грешат многие университеты. А такие «понтонутые» как стенфорд уж тем более.


  1. eihwaz07
    11.12.2016 23:13
    +1

    О, сколько раз присутствовала мысль «Не нужен вам сайт… Не к тому доктору пришли». В очередной раз столкнулся на днях, решил что мысль неконструктивная и надо проблему как-то решать. Сидел, обмозговывал. Очень в тему статья попалась — обычно как-то просто интересно почитать, а здесь прям жизненно, даже залогинился дабы поддержать. Масштаб не тот, но автора понять могу. Для себя, по причине «мелковатости» решил обойтись небольшим текстом и списком вопросов. Ну просто чтобы обрисовать вкратце как оно вообще работает и выяснить, а нужно ли нам (и потенциальному клиенту, и мне) это.


    1. rassol
      11.12.2016 23:39

      Спасибо! Для меня тоже было очень жизненно, поэтому и в процесс включил, и статью написал.
      Кстати, на счёт списка вопросов — не знаю, насколько вам поможет, но я исключил брифы как класс.

      Описывал уже такое в одном треде на FB, поэтому процитирую сам себя:

      1. Любые письменные переговоры дают время на overthinking — на глупые идеи, которые приходят клиентам в голову и становятся идеями-фикс. Поэтому сбор требований в идеале должен быть устным (скайп-встреча, звонок, встреча в реале).
      2. Вопросы (из которых легко можно было бы сделать бриф) взаимозависимые. Для сайтов типа визитки не важно, какой средний чек у клиента, как его удерживают, а вот для интернет-магазина в свою очередь это важнее, чем цветовая палитра или ценности компании.
      3. Лично я (и мы в целом, во Fruitware) собираем требования так:
        • устный сбор требований, обдумывание, подготовка ориентиров по цене;
        • оплачиваемый этап бизнес-анализа и проектирования проекта (или написания маркетинговой стратегии, в случае digital);
        • подготовка видения (короткого согласовательного документ как мы видим проект), которое позволяет быть on the same page с клиентом, а также зафиксировать базовые ожидания от клиента;
        • подготовка прототипа и спецификаций (или собственно стратегии с каналами и планом работ по каждому+ожидаемые результаты, показатель окупаемости ROI и т.д.);
        • спецификации или стратегия прикладываются к договору дополнением и фиксируют требования.

      4. По хорошему на этапе сбора требований компания-подрядчик должна выступать максимально наблюдателем, чтобы не исказить информацию — ни наводящими вопросами, ни предположениями. Иначе получить достоверно то, что нужно клиенту практически невозможно. Клиент может быть легко китайской комнатой для вопросов из брифа и осмысленно подтвердить их не понимая на самом деле ни слова из того, что вы предлагаете, а затем получить не тот результат, который он, клиент, представил у себя в голове.


      У меня за плечами есть опыт — мы пробовали брифование, пробовали требовать ТЗ от клиентов — всё это заканчивается плохо прежде всего для клиента. И да, иногда можно съехать на том, что клиент не понимает, что он получил плохой результат. Так многие компании и живут. Ну хотел клиент сайт? Вот, сайт. Ну и что, что из 90х, ну и что, что половина страниц не заполнена, потому что у клиента этой информации нет, а он очень хотел эти страницы сделать, ну и что, что на сайте с двумя новостями есть архив, рубрикатор и поиск по новостям — клиент же хотел? Мы сделали, хуле.

      Я получаю удовольствие от работы, когда мне пишет клиент, что они подняли продажи на 30%. Что они вышли на новый рынок. Что с сайта пришло 100 заявок. Что в созданной нами соц.сети уже зарегистрировалось 5000 человек и 200 из них активны каждый день. Что сайт удобно читать и его не стыдно показать клиенту. Что продукт выведен на рынок и его устанавливают в столице Молдовы в квартиры и дома. Что продукт выведен на международный рынок и клиент получил заказы из новых для себя стран.

      Кстати, прям тема для новой статьи :)


      1. eihwaz07
        12.12.2016 00:28

        Благодарю, сохранил. И, да — вполне себе тема для отдельной статьи.

        да, мы до сих пор используем redmine, правда он оброс кучей связок и интеграций, но это отдельная история

        Я пропустил момент, когда использование redmine стало считаться признаком дурного тона? :)


        1. rassol
          12.12.2016 00:31

          Многие воротят нос и тыкают в сторону инструментария https://ru.atlassian.com
          Но, у нас slack, pipedrive, qwilr, gitlab и redmine. Так что смысла не вижу)


  1. JSam
    12.12.2016 01:15

    Очень жизненно.3 года в поисках программиста на постоянную основу. В основном все программисты были в "свободном плавании" на удаленке. Очень скоро понимание, что платой за объем их на долго не удержать, пришла к мысли, что надо сажать на оклад. Оклад тоже не спас. Последняя стадия моих поисков — надо сажать человека на оклад в офис, чтобы не было соблазнов пописать код параллельно на 10 других заказчиков, тк они предложили скоренько фриланс с месячным окладом за 3 дня, почему программист отложил задачу в долгий ящик, взяв "отпуск" без уведомления, он ведь удаленно.


    И абсолютно согласна, что хочется работать не только за очень дорого, но и в Яндекс/гугл/мейл.ру потому что это престижно, а быть на содержании у ип — это не для "птиц высокого полета".


    "И не факт, что на вашем одном проекте захочет работать крутой профессионал, даже если у вас на него есть деньги. Я уже молчу о том, что этот самый профессионал просто не сможет развиваться сообразно всем новым тенденциям, поспевать за технологиями без мощной команды. И сбежит от вас, дай бог, доведя очередной баг-репорт до условного статуса «выполнено»."


    Хочется спросить: выход то какой?


    Студия не будет заниматься моим кастом продуктом всю жизнь, а программист нужен навсегда, как и дизайнер, верстальщик, копирайтер и т.д.


    Еще я бы не стала делать упор на узкую специализацию. Мне кажется, дизайнер априори должен понимать ui и ux. Иначе это не дизайнер веб сайтов, а художник-иллюстратор в типографии. В качестве тестировщика у нас выступают все, включая покупателей. Я знаю очень хорошего дизайнера, даже 2-х, но мотивировать на работу со мной не могу ни за какие деньги.


    Напишите, как Вы собрали команду?


    1. rassol
      12.12.2016 01:32
      +1

      Студия не будет, компания вполне. Мы, например, работаем с рядом компаний уже годы. Для этого есть пакет поддержки (который включает определённый набор часов), а для тех, у кого фулл-тайм загруз (например международная социальная сеть ювелиров у нас на постоянной основе уже 4й год. На постоянной — читай fulltime нескольких специалистов. Это я не навязываюсь если что :) Просто рассказываю, как всё устроено, если подходить к клиентам серьёзно и проекты не считать мотыльками на один-два месяца.

      Этап фрилансеров мы сами прошли с большим стрессом и потерями. 7 раз мы пытались и семь раз люди пропадали, не заканчивали, бросали, затягивали сроки и делали низкокачественный продукт. Теперь вот только indoor-команда.

      Кстати, есть ещё одна проблема. Даже если найти человека или команду, которая будет работать в офисе ИП, даже на нормальных, выгодных условиях, то вы столкнетесь с тем, что программисты (особенно программисты, но касается всех в IT и Digital Marketing) не могут годами делать одно и то же — теряют интерес, проходят через психологический процесс внутреннего увольнения и хлопают в итоге дверью.

      На счёт узкой специализации — ммм, могу и согласиться и поспорить сразу. Вот мы недавно подавали объявление — если прочитаете, увидите, что человек как раз таки должен разбираться в смежных областях. Но, даже в объявлении, нам ткнули в то, что мы хотим универсала. А мы не хотим :) Мы хотим узкого специалиста с конкретными задачами, который впишется в наш рабочий процесс, но при этом у него будет широкий кругозор. Вот это действительно важно. Что касается UX-специалиста — нет, это не дизайнер. UI — да. UX — однозначно это системный анализ и проектирование взаимодействия. С дизайном вообще ничего общего не имеет, как показал опыт. Да и разработка прототипов в том же Axure — это вообще отдельная песня, гораздо больше похожая на программирование, чем на дизайн. Конечно, опять же, хорошо, если дизайнер разбираться в вёрстке. Но я бы на пушечный выстрел не подпустил ни одного дизайнера к вёрстке сайта. У нас там такой стэк, что верстальщик только месяц входит в рабочий процесс, чтобы со всеми утилитами для работы подружиться. Но, опять же если дизайнер в вёрстке понимает, то и «классовой» ненависти можно избежать, никто его за качество PSD или ужасные с точки зрения реализации «тапками» не закидает, а программисты не будут вечером после работы поджидать под офисом))

      Про команду — это целая история) В двух словах не расскажешь. Может тоже напишу статью :)

      Если хотите совет — найдите компанию, которая готова работать на долгосрочной основе. Тогда все вопросы с HR будут их головной болью, а не вашей :) Поверьте, пасти котов то ещё искусство ;)


      1. JSam
        12.12.2016 09:16

        Да, напишите про команду, мотивацию, бюджет, инвесторов и тд. Этот опыт очень важен. Даже более, чем сказать "вы слишком много хотите, у вас на это нет денег" (про статью). Я все-таки убеждена, что отдел "своих" специалистов, у себя в офисе будет дешевле и надежнее сторонней команды разработчиков.


        1. rassol
          12.12.2016 12:11

          Думаю, напишу в скором времени :)


      1. JSam
        12.12.2016 15:56

        Я почти влюбилась в описание вакансии. Всем нужен именно такой специалист разработчик. Не умею так красиво писать. Удалось найти? 4 утилиты для работы из вашего списка мы тоже используем, но нам в общем-то не нужен полный набор. Однако ж почитаю про все утилиты, спасибо за список. И последнее, какая зарплата на такую красивую вакансию (от ...)?


        1. rassol
          12.12.2016 17:41

          Удалось :) Финстрипы делать не готов, простите :)


    1. snezhko
      12.12.2016 03:07

      Для небольших компаний давно существуют сервисы типа ecwid, tiu и подобные. Потому что, если слушать автора — маленькая фирма никогда не сможет себе позволить сайт. Связка Wordpress + SEO плагин Yoast + ecwid (либо сервис tui) дает вполне сносные результаты без привлечения программистов вообще.

      А в целом, я согласен с автором в той части, что существующие технологии публикации информации о товарах и услугах находятся в зачаточном состоянии. Потому что требуют целую толпу народа и огромные деньги для нормальной работы. Так быть не должно, и я очень надеюсь, что в будущем технологи позволят предпринимателям заниматься своим бизнесом, а не ломать голову над этой ерундой (с точки зрения, например, ювелира или зубного врача — это непонятная ерунда).

      Если сравнить сайт с уютным домом, это совершенно ненормально, когда построенный домик требует постоянного дорогостоящего обслуживания и переделок, чтобы можно было пригласить в него друзей и знакомых…


      1. s-kozlov
        12.12.2016 08:58

        Если сравнить сайт с уютным домом, это совершенно ненормально, когда построенный домик требует постоянного дорогостоящего обслуживания и переделок, чтобы можно было пригласить в него друзей и знакомых…


        Если это просто чей-то личный сайт без претензий на популярность, конверсии и прочее — тогда да, дом. Если он «для дела», то магазин. Кому-нибудь кажется странным, что магазин постоянно вкладывается в рекламу, ремонт и прочее?


      1. s-kozlov
        12.12.2016 09:00

        И кстати, какова стоимость такой простенькой переделки, как отодвинуть стену на пару метров дальше? Или, например, сделать третий этаж, когда уже готовы крыша и чердак?


      1. JSam
        12.12.2016 09:10

        В корне не согласна, что тиу или вордпрес, опенкарт, джумла или нечто подобное могут помочь — это как таблетка от головное боли, действует разово и имеет очень короткое время пользования. Сайт (хороший) дорабатывается постоянно, потому что IT не стоит на месте. Если Вы хотите с сайта зарабатывать, а не иметь "карманный бизнес".


        1. snezhko
          12.12.2016 10:16

          Неужели вы думаете, что Wordpress, который использует 30% сайтов в мире, не дорабатывается? Он дорабатывается лучшими программистами мира, а не вашим «офисным» дизайнером. Да и ребята из tiu тоже не сидят сложа руки. На Wordpress достаточно устанавливать обновления модулей. Постоянная доработка, о которой вы говорите, говорит только об одном — либо сайт изначально сделан криво, либо с вас тянут деньги. Действительно, доработка иногда нужна — но это именнно 3 часа работы на фрилансе, а не 8 часов 5 дней в неделю.


          1. Repairkomp
            12.12.2016 12:50

            В корне с Вами не согласен. Доработка требуется постоянно. Возьмите в качестве примера сайт «Авито» и скажите им, чтоб прекратили дорабатывать сайт каждую неделю) Или это «кривой» сайт?) И таких примеров масса.


            1. rassol
              12.12.2016 12:50

              Насколько я понял, речь идёт не о проекте уровня avito. А о проекте для ИП, там точно что-то не глобальное и не масштабное.


        1. rassol
          12.12.2016 12:16

          И тут есть мнение.
          WordPress и тиу совершенно разные вещи. Я евангелист WordPress и организатор сообщества WordPress Moldova, а также провёл несколько курсов как ментор разной степени сложности.
          WordPress — отличный инструмент. Причём как для портала, так и для простой посадочной страницы, тут уж можете положиться на моё экспертное мнение. Благо за плечами 7 лет разработки, только после этого я решился на открытие своей компании. Наоборот, крайне плохой план делать свой свечной самописный заводик, который потом никто, кроме первоначального разработчика не сможет доработать и улучшить. А WordPress обновляется, обрастает кучей функций, для него масса крутых (действительно крутых) плагинов и за ним десятилетие разработки — все грабли уже закопаны, копья сломаны, а изъяны исправлены.


          1. JSam
            12.12.2016 13:22

            "А WordPress обновляется, обрастает кучей функций"


            Все cms обновляются. Какие-то координально — на уровне ядра (ocstore), какие-то на уровне модулей (bitrix). Иногда переезд на новую версию невозможен, как невозможно обновление модулей. Особенно, если ваши планы — менять ядро. Я мучаюсь вопросом, куда переехать. Пока больше всего всем моим "хотплкам" улыбается modex. Но на нем нет и не будет стандартного функционала для интернет-магазина. Специалистов под modex тоже мало, это тоже пугает. Все студии меня уговаривают на bitrix, но я столько видела по нему "косяков", кто-то мне сказал, что с моим вечным желанием перелопатить ядро — битрикс мне не подойдёт тоже. Послушаю ваше мнение про cms. WordPress имхо для магазина — никак. Статейки писать — пожалуйста.


            1. ProVal
              12.12.2016 16:47
              +1

              А чем WooCommerce не устраивает? Вполне себе полноценная платформа для написания магазина.
              Не уверен, насколько он потянет онлайн-гипермаркет, но обычные магазины — без проблем.


            1. rassol
              12.12.2016 17:41

              WordPress Woocommerce — это альтернатива, которую мы нашли OpenCart. До этого мы попробовали:
              — magenta (монстр, который не запустится без кучи настроек, неповоротливый, делать на нём неэффективно)
              — prestashop (MVC, но с путанной архитектурой, модули не цельные, приходится многое допиливать напильником, отказались)
              — bitrix (хорош только интеграцией с 1C. Во всё остальном чур-чур)
              — modx (НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО — хранение шаблонов в базе, куча магии, автогенерация кода — натерпелись с ним много)
              — opencart (все модули платные, поддежка слабая, постоянно что-то ломается, тоже много магии — сделали 3 больших магазина и отказались)

              WooCommerce пришёл на смену opencart и в июле месяце мы сделали нагрузочное тестирование, сделали интеграцию с 1С-8 (и через сервисы, и через выгрузку файлов), сделали проверку на большом объёме — 20к товаров) — идеален.


  1. brainix
    12.12.2016 12:16

    >У нас там такой стэк, что верстальщик только месяц входит в рабочий процесс, чтобы со всеми утилитами для работы подружиться

    Можете вкратце описать стэк?


    1. rassol
      12.12.2016 12:19

      Gulp, compass, sass, haml, gitlab, gitflow, boostrap3, jquery/angular в зависимости от сложности проекта. И это ещё не полный список :)
      И есть конечно же свои гайдлайны, система merge-request-ов. В общем-то ничего необычного, но в то же время если человек фрилансил и работал один, то вникнуть во всё придётся основательно.


  1. Sergey99999
    16.12.2016 20:01

    Отличная статья!
    Нужно тыкать всем кто говорит что то вроде: Тыжпрограммист, у меня есть идея — давай сделаем игру. Или тыжпрограммист, давай сайт сделаем))
    У меня таких случаев было много)


  1. JSam
    17.12.2016 11:22

    Может это и не тема данного топика, но хотелось бы послушать мнения. У меня предубеждение по поводу вордпрес: мне он кажется медленным, громоздким. В 2008 блог для себя на нем делала. И осталось впечатление, что кроме блога, движок вордпресса — никак для магазина. В этом плане мне даже джумла больше улыбалась. Тогда я сама писала простенькие сайты-визитки на joomla, видела магазины на joomla. Сейчас, в поисках движка для переезда своего интернет-магазина с opencart. Поскольку очень много компаний ведут разработки на битрикс, то полезла копать его. Мой первый вопрос — Сео. В Сео мне первостепенное чпу, отсутствие дублей по ссылкам, и написание пострянных ссылок (когда ссылка на рубрику фиксирована, меняется лишь ее визуальное отображение в каталоге, те меняя рубрику и полный путь в хлебных крошках, ссылка не меняется). Сразу же первой же статьей в битрикс — это не реализовано и везде костыли. Расскажите про настройку магазина для вордпресса: как там решается вопрос по ссылкам, насколько вордпрес шустрый? Как он в целом дружит с Сео? Я думаю, что всё-таки modx с нуля. Полный кастом. С нуля сделать все модули проще, чем вечно разгребать чужие косяки, заменяя их своими костылями… Боюсь только одного — это будет долго и дорого, но зато правильно и качественно. Последний вопрос про modx: чем вам не нравится хранение шаблонов в базе, что вы такого с modx натерпелась, какая еще магия? Какая разница, что вы храните в базе? Карточки товаров тоже в базе хранятся. База для того и нужна, чтобы там текст хранить. У меня вопрос с modx только один, переходя на него я пожизненно подписываюсь на постоянный штат программистов modx. Найти хорошего программиста — это проблема, еще большая проблема его удержать. Вообще, я тяну только одного программиста, но если он мне сделает рабочий продукт, тем самым увеличив оборот, то готова увеличить штат до 2-3. Буду работать на программистов). У меня перед глазами есть успешный проект, они создали 3 своих магазина, все 3 разные, на самописных движках. В штате изначально был программист, потом ему в команду взяли еще дизайнера, верстальщика и второго программиста. Я хочу идти тем же путем. Каждый магазин имеет посещаемость от 100.000 до 400.000 уников в месяц (в зависимости от древности сайта). Плюс к каждому магазину идут мобильные приложения. Эти 3 онлайн магазина вполне себе позволяют держать штат сотрудников на постоянной основе. Какую нагрузку выдерживает вордпрес? К хорошим магазинам я отношу магазины с посещаемостью от 100 тыс до 1,5 млн. в месяц. Конечно, тут еще влияет количество страниц в поиске, а значит ассортимент… Количество страниц в поиске должно быть не меньше 100.000.


    1. snezhko
      18.12.2016 19:57

      Вам нужно занятие или бизнес? Если занятие — делайте все с нуля, если бизнес — берите WooCommerce или Bitrix. Не сайт красит магазин, а магазин красит сайт. Никому не нужен красивый сайт, на который ушли все деньги, и с нулевым наличием товара. Который устарел уже при запуске.


      1. JSam
        18.12.2016 20:57

        Могу сказать что не нужно. Просто Кое-какой сайт у меня есть, мне нужен другой сайт, продукт. Чтобы не получилось меняю шило на мыло) Вы не ответили про Сео и вордпрес. И чтобы сайт не устарел, я мучаюсь вопросом: один свой программист сначала, или компания с 3-4 программистами на старте с бюджетом в тот же миллион — 1,5, но на 3-4 мес, а не на год с хвостом.


        1. snezhko
          18.12.2016 23:13

          Один программист для сайта — это нонсенс. Сайты делают студии, т.к. там нужны разноплановые специалисты, как и описано с статье. Насчет CEO — вопрос поставлен некорректно. CEO — это комплекс мероприятий, и никакой Wordpress (и программист) за вас уникальную и полезную информацию не напишет. Wordpress может только ее сформатировать по стандартам, которые любит Google. Для CEO там используется мощный плагин Yoast — но это всего лишь инструмент.
          С другой стороны, и на Bitrix работают тысячи мегакрутых проектов, и есть множество студий, которые готовы взять ваш магазин на поддержку. Студию по Wordpress в России найти будет, скорее всего, сложнее и точно — дороже, т.к. нормальные разработчики делают проекты на Запад по долларовым прайсам.


          1. JSam
            19.12.2016 00:23

            Прошу прощения, что не написала про всех остальных: верстальщика, например копирайтера — они у меня есть, их искать не сложно. А вот программист и дизайнер — это прям проблема. Ща время существования нашего интернет-магазина у нас сменилось 6 программистов. Это помимо авторов модулей, которые их дорабатывают под нас, помимо нас самих, когда надо поменять в коде константы, в общем что-то простенькое сделать. С дизайнером тоже оказалась та еще головная боль: все что предлагается на фриланс — можно взять в платном шаблоне и будет выглядеть куда лучше. Болтшинство дизайнеров просто не пювидят даже тот примитив, ui, который вижу я. А ведь я не специалист, и не должна понимать как "нарисоваить кнопку, чтобы ее увидели и кликнули". Большинство дизайнеров умеет рисовать красивые картинки, но не понимает, как их правильно расположить, чтобы покупатель на них кликнул. Мне повезло встретиться с 2 очень крутыми дизайнерами, но они оба изут для себя уровень выше. Они разрабатывали дизайны сайтов для банков и рекламу на тв. Они в теме, есть опыт, но действительно, как и пишет автор статьи их зацепить, уговорить уделить время — искусство, еще большее искусство не потерять. С программистом — тот же фокус. Полно программистов, которые понимают еще меньше меня, но я не программист! Я даже не понимаю, как у них язык поворачивается себя программистами называть… Толкового человека найти и посадить под свои мелкие рутинные задачи — искусство. Иногда мне кажется, что не хватает образования психолога, или еще какой "херомантии", что хотя бы локально и частично сделать задачу. Вы знаете, я тут одних специалистов нашла из Волгограда, они крайне оптимистично настроены, яиим говорю год задача, они мне — за 3 месяца осилим. Я говорю — битрикс кастом каждая задача ого-го стоит. Но ребята оптимисты. Посмотрим, что скажут из программисты после нового года, как обсчитабт мое тз… Обычно заказчик говорит задача на 3 мес, а менеджер проекта всегда добавляет время, там на тестирование и на правку багов. А тут наоборот — сроки мне называют меньше. Это настораживает. Или они криво делают, или сработают в убыток. Лучше для меня второй вариант… Инсейлз — самый бюджетный вариант, но никакого кастома, и как потом съехать? Что касается ассортимента, то правы Вы. Ассортимент должен быть, но не обязательно мой, пусть будет прайс-лист оптовика, а вот его актуальность должен обеспечить программист.


  1. snezhko
    19.12.2016 00:32

    Актуальность прайс-листа обеспечивает не программист веб сайта, а загрузка прайс-листов 1С: Предприятие. Сайт не предназначен для учета :-)
    Для того, чтобы грамотно поставить задачу программистам — изучайте методические руководства того же Bitrix, ходите на отраслевые конференции и т.п.
    Общий принцип очень прост — если есть движок и шаблон, который реализует вашу задачу с минимальными доработками или вообще без них, — никогда не связывайтесь с программистами!!! Именно этим хорош Bitrix, даже несмотря на не самую лучшую архитектуру. Еще раз — определитесь — вы решаете свою бизнес-задачу или хотите оплачивать эксперименты ваших программистов — без гарантии результата?


  1. JSam
    19.12.2016 09:15

    Актуальность прайсов, я имела в виду api. Обновление цен, напрямую из бд оптовика онлайн. Зачем городить тут еще 1С? Вы в Яндекс.маркет прайсы же не через 1С грузите? Или что, формулу на маржу сложно написать? Всех так это пугает — хранение себестоимости в бд, будто это что-то "противоестественное". И плевать, что у кого-то оно не реализовано, у нас в текущем магазине в движке есть такое поле. Вот взяла и протисала его в таблицу, руками, сама, вывела в карточку товара, даже программист не понадобился. Делов-то… Программист должен решать более сложные задачи. И правка логики ядра — одна из них. Если я говорю: мне надо, значит разработчики должны сказать — сделаем. Очень много времени уходит на то, чтобы ткнуть носом и сказать: это сделать можно — вот тебе пример, сиди и разбирайся. Но тааак всем влом…


    Нет ни одного движка, который бы реализовал мою задачу с минимальными доработками. Просто компания эти доработки может сделать быстрее, тк у них апирри больше ресурсов. А потом, когда отойдет на второй план "быстрый глобальный" переезд, то можно 1 программиста на поддержку, больше я не тяну пока.


  1. JSam
    19.12.2016 09:19

    Я оплачиваю свои эксперименты, а не программистов. И я не ставлю ни одной задачи "просто так". Моя цель — юзабилити удобный, красивый, современный, быстрый, надежный магазин, с разделением внутри прав пользователя, с развернутой статистикой и аналитикой. И не надо мне ставить 20 программ, если все можно сделать в одной.


  1. JSam
    19.12.2016 10:23

    И по поводу системы учета. Есть система учета, которая должна быть только на сайте, тк ее логика связана с аналитикой юзабилити и рекламой, даже не с продажами. Вообще, мне непонятны эти споры. Почему заказчик должен отстаивать свою позицию, доказывая правоту? Тут как бы детский вопрос: "если 10 человек прыгают с балкона и считают, что это правильно, ты тоже прыгнешь?"