Предлагаю к прочтению мой конспект с мастер-классов по оформлению презентаций и выступлениям с ними. Материал ориентирован на людей, продвигающих стартапы. Формат выступлений: сцена, живая публика, проекция файла презентации.

Для людей с маленьким опытом — это краткое учебное пособие. А для тех, кто уже «собаку съел» — это чек-лист для проверки готовности и качества презентации.

Использовались заметки с мероприятий:

1. «Ораторское мастерство», Робер Минегулов; 19.11.2009, Лига переводчиков-волонтеров “Nead For Speak”, центр «Сэлэт», Казань.
2. «Презентация инновационных проектов», Тэос Самфост; 26.11.2009, в рамках семинара «Движение к успеху», Инновационный Технопарк «Идея», Казань.
+ личные навыки.

Подготовка презентации


Содержание


1. Обязательно наличие диаграмм, цифр, схем, рисунков, таблиц.
2. Презентация не должна содержать весь текст выступления! В ней должно быть визуальное представление информации для дополнительного усвоения и то, что плохо воспринимается на слух, например числа.
3. Не забывайте, что самый сок выступления должен быть в живом общении, а не в показе слайдов.
4. Последовательность должна быть логичной.
5. Должна отслеживаться четкая структура, соответствующая плану выступления.
6. Желательно подавить соблазн использовать приемы анимации.
  • Крутящийся логотип в футере, к примеру, может сильно отвлекать внимание.
  • Изменение объектов на слайде по клику — это риск срыва сценария демонстрации по техническим причинам.
  • Если динамическая визуализация нужна по смыслу, то лучше копировать слайд целиком и вносить на него изменения. Этим способом можно даже подчеркнуть важность отдельного элемента слайда. Пример: выделить ключевое слово, создав копию слайда, на которой оно подсвечено, а остальное в копии — без изменений.


Конкретно для инновационных проектов


1. Актуальность темы.
2. Краткое введение в предметную область.
3. Раскрытие технических особенностей решения.
4. Доказать инновационность решения.
5. Сделать обзор конкурирующих, близких по тематике продуктов.
6. Показать преимущества решения.
7. Планируемая доля рынка, доход, в цифрах.
8. Стадия реализации проекта.
9. План дальнейшего развития.
10. Какие инвестиции и трудовые ресурсы нужны.

Оформление


1. Если презентация ведется от лица конкретного предприятия, необходимо получить рекомендации по ее оформлению в соответствии с фирменным стилем компании. Обязательно использовать логотип компании.
2. Если презентация содержит информацию о сотрудничестве компаний, то можно использовать логотипы обоих партнеров.
3. Весьма желательно использовать статус-бар или нумерацию страниц (текущая и общее количество), чтобы зритель знал, сколько еще осталось. Возможно использование различных приемов для достижение этой цели, например, сделать в шапке или внизу страницы несколько блоков с градацией одного цвета, прошедшие слайды окрашивать в насыщенный, но не яркий тон, текущий выделять ярким, а будущие – бледным.
4. Лучше сделать много слайдов, чем нагромождать каждый слишком большим количеством информации.

Выступление перед аудиторией


Подготовка к выступлению


Вопросы, которые надо себе задать


1. Как склонить аудиторию на свою сторону? Продумать стратегию убеждения.
2. Что знаем об аудитории? Собрать информацию.
3. Каковы центральные идеи выступления?
4. Какие идеи можно объединить в группы?
5. Отражают ли эти группы оптимальную структуру выступления?

Что нужно сделать до выступления?


1. Осознать свои страхи.
2. Представить свой успех.
3. Потренироваться перед зеркалом.
4. Подготовить себе подсказки в тексте.
5. Подготовить аудиовизуальные средства.
6. Протестировать оборудование.

  • Любые технические неполадки отвлекают внимание, сбивают с мысли и публику, и выступающего.
  • Если слайды показываются в темноте, то надо вставать так, чтобы не бросать на них тень, но лицо чтобы было подсвечено.

7. Чем тыкать пальцем на монитор или бросать тень от руки, показывая важное, лучше обзавестись указкой – лазерной или другой, хотя бы ручкой, и использовать ее.
8. Если в презентации есть какие-то динамические события, и нужен оператор, чтобы помочь вовремя их включать, то стоит прорепетировать это заранее.
9. Заранее ознакомиться с местом выступления. Подготовить условия: температуру воздуха, освещение, вентиляцию.
10. Выбрать подходящий случаю костюм, привести его в порядок.

  • Костюм и образ оратора в целом не должны отвлекать от самой презентации.
  • В этой одежде Вы должны чувствовать себя комфортно.

11. Отдохнуть до выступления.
12. Непосредственно перед выступлением испытать какую-либо физическую нагрузку, чтобы распределить адреналин по организму. Но, конечно, не потея при этом ;)
13. Нельзя заучивать речь наизусть, слишком много повторять ее.
14. Когда публика уже собралась, нужно поинтересоваться, хорошо ли им видно проектируемый слайд, достаточно ли светло, не слишком ли ярко, не мелкий ли шрифт. Можно для этого сделать настроечный слайд.
15. Обязательно попросить выключить звук у мобильных телефонов. Звонки отвлекают не только выступающего, но и всю публику.

План выступления


1. Необходимо сформулировать центральные идеи, главные мысли, тезисы. Их может быть 3, 5, 7. Они должны соответствовать группам идей.
2. Если задача стоит убедить аудиторию в чем-то, склонить к принятию определенного решения, то рекомендуется использовать тезисы в следующем порядке: сильный, слабый, самый сильный. Самый слабый тезис не использовать вообще.
3. Подготовить заключение, выводы, резолюцию.
4. Тем не менее, нельзя выступать, как робот, быть слишком логичным, слишком четко структурировать информацию.
5. Подготовиться к обсуждению и возможным вопросам.

  • Хитрость №1: Задать самому три вопроса и дать три готовых ответа.
  • Хитрость №2: Нарочно допустить в презентации два слабых места, чтобы успешно ответить на вопросы по ним.

В ходе выступления


Речь


1. Говорить громко и отчетливо, но не стоит всегда держаться одного уровня громкости. Монотонная речь хуже усваивается.
2. Не тараторить, но и не усыплять публику.
3. Вставлять короткие паузы, как бы задумываться, чтобы дать время переварить услышанное.
4. Использовать своё остроумие – шутки привлекают внимание и настраивают на позитивный лад.

  • Не всегда стоит использовать заготовленные шутки, они могут оказаться не к месту.
  • Лучше не шутить совсем, если выступаете перед иностранцами или на чужом языке.
  • Не шутите слишком часто.

5. Не повторять одну и ту же мысль по многу раз разными словами.
6. Если Вам приходится читать много текста с бумаги, то надо читать ее так, как будто это ваша свободная речь, а не как тест на скорость чтения.

  • Можно проглядывать текст маленькими кусками и пересказывать своими словами.
  • Прочитав маленький отрывок с листа, надо перевести взгляд на публику, а потом обратно на бумагу.
  • Проверять, поняли ли, уловили ли слушатели информацию.

7. Количество выдаваемой информации должно быть соразмерно времени на ее усвоение. Лучше всего быть лаконичным, объяснить суть вкратце и больше внимания уделить конкретным вопросам.
8. Своевременно закруглиться, не затягивать выступление.

Контакт с публикой


1. Общаться с аудиторией, а не с экраном.
2. Если внимание публики угасает, можно чуть-чуть приглушить тон, чтобы люди стали прислушиваться, боясь что-то интересное и важное пропустить.
3. Постоянно анализировать слушателей, получать невербальный фидбек.
4. Зрительный контакт: 30% времени смотреть в самый центр аудитории, остальное – бродить взглядом по лицам слушателей, не забывая и про слушателей, сидящих по периферии.
5. Не смотреть куда-то над публикой, в одну точку, не держать взгляд над поверхностью, но и не заострять взгляд на конкретной персоне.

Неловкие ситуации: выход из положения


1. В качестве реакции на события можно смеяться над собой, не теряя чувства собственного достоинства.
2. Если Вы нервничаете, Вас выдадут рефлекторные движения руками, например, кручение пуговицы. Это отвлекает внимание, стоит следить за собой.
3. Не стоит прятать руки за спиной. Внимание аудитории отвлекается на вопрос: а чего Вы там прячете?
4. Вы – человек, которому позволено делать ошибки, и это даже выглядит мило. Можно где-то ошибиться, но исправиться.
5. Если потеряли мысль или что-то забыли – задайте вопрос аудитории, это даст время собраться с мыслями.
6. Если есть люди, не заинтересованные по большей части в той информации, которую вы несете, попросите их покинуть аудиторию (это касается, в основном, лекций, докладов).
7. Если в каком-то углу начинается бурное закрытое обсуждение, то надо остановиться и посмотреть в ту сторону, добиться тишины.

После выступления


1. Подвести итог встречи.
2. Обязательно поблагодарить публику.
3. Не задерживать людей.
4. Самому можно задержаться для сборов, чтобы дать возможность подойти и переговорить лично.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. lany
    14.12.2016 03:11
    +2

    Зрительный контакт: 30% времени смотреть в самый центр аудитории, остальное – бродить взглядом по лицам слушателей, не забывая и про слушателей, сидящих по периферии.

    Так и представляю, как я делаю доклад, а сам думаю "прошло ли 30% или ещё посмотреть в центр?", "так, я уже на правый фланг смотрел или только на левый?"


    Обязательно обзавестись указкой – лазерной или другой, хотя бы ручкой, и использовать ее.

    Про это уже писали на Хабре. Часто это плохая идея. Лазерную указку плохо видно с задних рядов. В некоторых залах (сейчас всё чаще) экран проектора дублируется для слушателей по бокам. Вы на каждом экране собрались показывать лазером? Если нет, то половина, а то и больше, не узнают, куда вы показали. Наконец, возможно, будет вестись видеозапись. И те, кто будет просматривать видео, точно не увидят указку. С рукой может быть ещё хуже. Вам придётся ходить перед экраном, отбрасывая тень на слайд, а если он окажется сильно высоким, то вы просто не дотянетесь.


    Надо готовить слайды так, чтобы указка была не нужна. Если хотите что-то выделить, сделайте выделение прямо на слайде и переключайте кликером, чтобы оно в нужный момент появилось.


    1. Funnear
      14.12.2016 04:46

      Навык зрительного контакта Вам помогут освоить на тренингах / мастер-классах по ораторскому мастерству или даже по вокалу. Считать ничего не надо, просто потренироваться.

      Тень от руки — это проблема даже когда рядом с тобой за компом сидят и в монитор тыкают пальцем. Я исправлю слово «обязательно» на что-то другое. Указка или ручка MUST HAVE, когда альтернативой является отбрасывание тени.

      Согласна полностью с последним предложением.


  1. homocomputeris
    14.12.2016 04:40

    Так конспект или чеклист?


    1. Funnear
      14.12.2016 04:40

      И то, и другое. Смотря как смотреть. Если уже много раз делал согласно конспекту — тогда чеклист.


  1. seokirill
    14.12.2016 08:59

    «Изменение объектов на слайде по клику — это риск срыва сценария демонстрации по техническим причинам» — в самое сердце(


    1. Shultc
      14.12.2016 14:14

      Не согласен. Если всё хорошо подготовлено, то срыва не будет. А если всё подготовлено плохо, то срыв может быть и без «изменений по клику». Пригодилось это мне в лагерях десятки, если не сотни раз.

      Желательно подавить соблазн использовать приемы анимации

      Был у меня один лектор в универе. Так он вёл презентации из PDF файла. И они были с лучшими анимациями, которые я видел: не помню, что это был за предмет, но у него было много схем с перестановкой объектов. Так вот, анимации были, и они были сделаны покадрово. На каждый кадр анимации тратился целый слайд. И лектор мог прокрутить анимацию быстро мог прокручивать медленно. Останавливаться на разных моментах и обсуждать. Это было великолепно!


      1. Funnear
        14.12.2016 16:41

        Сделать анимацию в PDF — это интересная идея. Надо попробовать. Может и правда будет стабильнее. Вариант с копированием слайдов мне самой не нравится. Просто на деле приходилось именно этот способ применять.


  1. acidcherry
    14.12.2016 16:42

    Хороший универсальный перечень, особенно если аудитория незнакомая. Я бы добавила от себя лишь, что все это весьма условно и может корректироваться, если известны предпочтения тех, кому презентуют.

    Пример. У нас не стартап, а довольно долго существующий проект. Заказчиков более-менее узнали. И вот любят они анимацию в демо. Прямо в восторг приходят от «мультиков» в духе — вот у нас полный буфер и сообщения в нем, вот прилетает новое сообщение типа 1 и дропается-улетает в никуда, а вот сообщение типа 2, оно не дропается, а перезаписывает более раннее сообщение типа 2 (старое улетает, новое занимает его место), и тд и тп. Ну менеджмент проекта и требует тратить время на эти анимашки чтоб порадовать заказчиков.


    1. Funnear
      14.12.2016 16:42

      Да я сама анимацию в презентациях обожаю! Но «сверху» не велят…


      1. acidcherry
        14.12.2016 18:25

        Мы их показываем он-лайн, и если какие-то проблемы со связью, у заказчиков есть только локальная версия презенташки, которую разослали заранее. И они понятия не имеют, на каком моменте куда кликать, чтоб было наглядно. Вот тогда все усилия идут прахом.

        Да и не в каждой ситуации целесообразно устраивать такие представления, порою это излишне. Depends on, в общем)


        1. ISergius
          14.12.2016 19:00
          +1

          Есть же сервисы для шаринга презентаций. Думаю, хоть в одном есть режим совместного просмотра.


          1. acidcherry
            14.12.2016 19:06

            Конечно, есть. Но это не на тот случай, когда только с помощью одного из них заказчик позволяет передавать свою инфу. Требования по секьюрности жесткие.


            1. acidcherry
              14.12.2016 19:18
              +1

              Из этого вытекает, на заметку автору публикации, что есть особенности по он-лайн презентациям, которые, возможно, тоже стоит подсветить.

              Как например — продумать разные варианты шаринга, если какой-то один сервис сбойнет.


              1. Funnear
                15.12.2016 03:23
                +1

                У меня статья посвящена выступлениям перед публикой с презентацией как тип материала.

                Ситуация, которую описываете Вы, больше тянет на формат вэбинара или дэмо. Для этого есть отдельный класс решений, в том числе с продуманной секьюрностью. Наши заказчики из иностранного банка пользовались Go To Meeting, может и вам подойдет? Ну или его аналоги.